Содержание
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги. О понятиях налога и сбора см. ст. 8 НК РФ.
2. Уклонение от уплаты налога и (или) сбора влечет уголовную ответственность только в случае, если оно совершается одним из двух перечисленных в законе способов:
1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в форме, порядке и в сроки, установленные этим законодательством (п. п. 2, 6 и 7 ст. 80 НК РФ).
Под иными документами следует понимать любые предусмотренные Налоговым кодексом РФ документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К ним, в частности, относятся:
— выписки из книги продаж;
— книги учета доходов и расходов хозяйственных операций;
— копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур;
— расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости;
— справки о суммах уплаченного налога;
— годовые отчеты;
— документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
3. Под включением в налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов, а также неотражение данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения и т.д.
4. Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога в крупном размере за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).
5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК, является лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), обязанное в соответствии с законодательством платить налоги (сборы).
6. Порядок определения крупного и особо крупного размера определен в примечании 1 к ст. 198 УК. В примечании 2 предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.
Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).
Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.
А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.
Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:
-
умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
-
умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.
Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).
На это указано в пункте 3 постановления № 64.
Также руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, от степени участия в содеянном могут быть привлечены к ответственности:
— за неисполнение обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере;
— за сокрытие денежных средств либо имущества организации, которые должны быть направлены на взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Таким образом, по статье 199 Уголовного кодекса РФ субъектами преступления могут быть признаны не только руководитель организации, но и главный бухгалтер (п. 7 постановления № 64):
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ):
— непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*;
— включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ):
— собственником или руководителем организации;
— иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
* Под иными следует понимать любые документы, предусмотренные НК РФ или принятыми в соответствии с ним федеральными законами и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов, в частности выписки из книги продаж, копии журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).
**Содеянное будет квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 г. № 64).
*** Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п. (п. 17 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.12.06 № 64).
При этом главного бухгалтера могут освободить от уголовной ответственности, если он раньше не совершал подобных противозаконных действий.
Для этого он сам либо организация должны полностью погасить всю сумму недоимки и пеней и уплатить штраф в размере, определенном согласно нормам НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).
Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Процедура привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, включает четыре стадии:
1) выявление контролирующими органами фактов правонарушения законодательства о налогах и сборах;
2) рассмотрение материалов дела и вынесение решения;
3) обжалование решений налоговых органов;
4) исполнение решений налоговых органов.
По делам менее сложных налоговых правонарушений производство не так детально регламентировано НК РФ и имеет некоторые особенности.
Выявление правонарушений. При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт, подписываемый им и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, способом, свидетельствующим о дате его получения (под расписку или аналогичным способом). В этом случае акт направляется по почте заказным письмом и считается врученным на шестой день со дня отправки.
В случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте, лицо, совершившее налоговое правонарушение, имеет право в течение 10 дней со дня его получения представить в налоговый орган письменные возражения (по акту в целом или по его отдельным положениям).
Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. По истечении указанных 10 дней (периода представления письменных возражений) в течение следующих 10 дней руководитель (или его заместитель) налогового органа рассматривает акт, документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
Акт рассматривается в присутствии налогоплательщика (или его представителя). О времени и месте рассмотрения акта привлекаемое к ответственности лицо извещается заблаговременно. Неявка налогоплательщика не лишает возможности руководителя (или его заместителя) налогового органа рассмотреть акт в его отсутствие.
Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта. При рассмотрении акта заслушиваются его объяснения, исследуются другие доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением законодательства. Если документы были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то полученные документы не будут считаться полученными с нарушением законодательства.
При рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта или специалиста.
В результате рассмотрения акта, документов и материалов руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит одно из решений — о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства указываются:
1) обстоятельства нарушения;
2) документы и другие сведения, которые их подтверждают;
3) доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения налогового законодательства (с указанием статей НК РФ);
4) срок, в течение которого лицо имеет обжаловать это решение, порядок его обжалования в вышестоящий налоговый орган (или вышестоящему должностному лицу);
5) наименование органа, место его нахождения;
6) другие необходимые сведения.
На основании решения о привлечении лица к ответственности ему направляется требование об уплате пеней и штрафа. Копия решения и требование вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, способом, свидетельствующим о дате их получения (под расписку или другим аналогичным способом). В случае если лицо (или его представители) уклоняется от получения этих документов, они направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки.
Решение налогового органа о привлечении лица к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом в случае несоблюдения должностными лицами налоговых органов процедурных требований, нарушения существенных условий процедуры рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля, других нарушений процедуры рассмотрения материалов, если только они привели (или могли привести) к принятию неправильного решения.
По выявленным нарушениям налогового законодательства, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций к этим лицам производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях .
Обжалование решения. Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке. Налоговый кодекс РФ предусматривает общий порядок обжалования решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе. В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Чаще всего лицо «должно узнать» о факте нарушения своих прав в момент получения решения. Вынесенное решение может быть сразу обжаловано в судебном порядке без предварительного обжалования в вышестоящем налоговом органе. Более того, лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, может одновременно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган и заявление в суд.
Арбитражный суд или суд общей юрисдикции рассматривает заявления о признании недействительными решений о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение или решений об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение в порядке, предусмотренном по делам об оспаривании актов государственных органов.
Исполнение решения. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пени и штрафа. Требование оформляется в порядке, предусмотренном ст. 69 НК РФ, а в случае неисполнения в срок указанного требования налоговый орган вправе вынести решение о взыскании пени и штрафа в порядке, предусмотренном п. 2 и 8 ст. 45 НК РФ.
Далее принудительное исполнение вынесенного решения зависит от того, кого привлекают к ответственности. С организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый орган в соответствии со ст. 46 и 47 НК РФ вправе взыскать пеню и штраф во внесудебном порядке, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — только в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ .
Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в НК РФ. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика, налогового агента к налоговой ответственности не освобождает его от обязанности уплатить суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если истек срок исковой давности, а именно если со дня его совершения (или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года.
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется ко всем налоговым правонарушениям, кроме нарушений в виде неуплаты сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания налогового периода применяется к налоговым правонарушениям в виде неуплаты сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Таблица 2 Исчисление срока исковой давности по налоговым нарушениям
Вид нарушений |
Момент начала исчисления срока исковой давности |
Неуплата сумм налога в результате неправомерных действий и грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения |
Со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода |
Все другие налоговые правонарушения |
Со дня совершения налогового правонарушения |
Налоговый кодекс РФ предусматривает наложение на нарушителя налогового законодательства налоговых санкций. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов).
Пеня не является налоговой санкцией и напрямую не связана с нарушением налогового законодательства. Для начисления пеней достаточно только одного основания — недоимки по налогу. При этом пени начисляются на размер задолженности ежедневно до момента уплаты всей суммы налога. Пеня — это один из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и взыскивается в бесспорном порядке (ст. 72 НК РФ).
Сумма штрафа перечисляется со счетов плательщика только после перечисления в полном объеме суммы задолженности по налогу и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством. Налоговые органы могут взыскать налоговую санкцию не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Указанный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению. В случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. .
Грищенко А. В.
к.э.н., аттестованный аудитор МинФина России
В статье будут рассмотрены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Главой 16 НК РФ установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Наиболее часто встречающиеся на практике налоговые правонарушения можно представить в виде таблицы 1.
Таблица 1
Налоговая ответственность
№ | Вид правонарушения | Основание | Кто несет ответственность | Штраф |
1 | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок не более 90 календарных дней | ст. 116 НК РФ | Налогоплательщики | 5 000 руб. |
2 | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней | ст. 116 НК РФ | Налогоплательщики | 10 000 руб. |
3 | Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе не более 90 календарных дней | ст. 117 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 10% от доходов, но не менее 20 000 руб. |
4 | Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней | ст. 117 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 20% от доходов полученных за период свыше 90 дней, но не менее 40 000 руб. |
5 | Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии/закрытии счета в каком-либо банке | ст. 118 НК РФ | Налогоплательщики | 5 000 руб. |
6 | Непредставление декларации в налоговый орган по месту учета в течение не более 180 дней по истечении срока представления декларации | ст. 119 НК РФ | Налогоплательщики | 5 % от суммы налога, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб. |
7 | Непредставление декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении срока представления декларации | ст. 119 НК РФ | Налогоплательщики | 30% от суммы неуплаченного налога, а также 10% от суммы неуплаченного налога за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня |
8 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода | ст. 120 НК РФ | Организации | 5 000 руб. |
9 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогооб-ложения, если эти деяния совершены в нескольких налоговых периодах | ст. 120 НК РФ | Организации | 15 000 руб. |
10 | Грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы | ст. 120 НК РФ | Организации | 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. |
11 | Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий | ст. 122 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 20% от неуплаченной суммы налога |
12 | Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий совершенных умышеленно | ст. 122 НК РФ | Организации и индивидуальные предприниматели | 40% от неуплаченной суммы налога |
13 | Неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | ст. 123 НК РФ | Налоговые агенты | 20% от суммы, подлежащей перечислению |
14 | Непредставление в установленный срок документов или иных сведений | ст. 126 НК РФ | Налогоплательщики, плательщики сбора, налоговые агенты | 50 руб. за каждый непредставленный документ |
Обратите внимание! Презумпция невиновности лица, привлекаемого к налоговой ответственности. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Принцип презумпции невиновности закреплен в ст. 49 Конституции РФ и п. 6 ст. 108 НК РФ. Налогоплательщик добросовестный, пока не доказано обратное (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ установлена административная ответственность, при этом индивидуальные предприниматели приравнены к должностным лицам.
Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена органом, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние; добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении; предотвращение лицом, совершившим правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним или беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и иные обстоятельства. При наличии данных обстоятельств можно применить минимальный размер штрафа.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного правонарушения в течение года; вовлечение несовершеннолетнего в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, в состоянии опьянения. При наличии этих обстоятельств можно применить максимальный размер штрафа.
Также возможно одновременное привлечение организации и должностного лица организации к ответственности, если статья КОАП предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо.
Ответственность за административные правонарушения в области налогообложения установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 КОАП.
Таблица 2
Административная ответственность
№ | Вид правонарушения | Основание | Кто несет ответственность | Штраф |
1 | Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе | ст. 15.3 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 500 – 1000 руб. |
2 | Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе | ст. 15.3 КОАП РФ | Должностные лица, за исключением индивидуальных предпринимателей | 2000 – 3000 руб. |
3 | Нарушение срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации | ст. 15.4 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей |
1000 – 2000 руб. |
4 | Нарушение сроков представления декларации в налоговый орган | ст. 15.4 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 300 – 500 руб. |
5 | Непредставление в срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Или представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде | ч. 1 ст. 15.6 КОАП РФ | Граждане | 100 – 300 руб. |
6 | То же самое | ч. 1 ст. 15.6 КОАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей | 300 – 500 руб. |
7 | Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности | ст. 15.11 КоАП РФ | Должностные лица, кроме индивидуальных предпринимателей |
2000 – 3000 руб. |
Административное дело считается возбужденным с момента составления протокола. КОАП предусматривает как открытое рассмотрение дел, так и закрытое. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе: знакомиться со всеми материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; пользоваться юридической помощью адвоката; пользоваться правом на защиту прав и законных интересов законными представителями; участвовать при рассмотрении дела.
Протокол о правонарушениях в области налогов имеют право составлять: судьи; должностные лица органов внутренних дел, налоговых и таможенных органов. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если они имеются, место, время совершения и событие правонарушения, статья КОАП, предусматривающая ответственность, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело. Кроме того, в протоколе должно быть указано, что лицу, в отношении которого возбуждено дело, разъяснены их права и обязанности.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого возбуждено дело. Данные лица вправе отказаться от подписания протокола, о чем должна быть сделана в нем соответствующая запись. Копия протокола по просьбе лица, в отношении которого возбуждено дело, может быть вручена под расписку. Лицо, в отношении которого возбуждено дело, вправе: ознакомиться с протоколом; представить объяснения и замечания, которые должны быть приложены к протоколу.
Протокол составляется сразу после выявления правонарушения. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
За преступления в сфере экономики, в том числе и налоговые, граждане привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с главой 22 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Видами наказаний являются: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы; пожизненное лишение свободы.
Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» внес существенные изменения в Уголовный кодекс РФ в части статей, предполагающих возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений. Закон вступил в силу с 1 января 2010 г.
Таблица 3
Уголовная ответственность
№ | Вид преступления | Основание | Кто несет ответственность | Штраф | Арест | Лишение свободы | Лишение права на должность или деятельность | Срок исковой давности |
1 | Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации, либо путем включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | ч. 1 ст. 198 УК РФ | ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 1 года | — | 2 года |
2 | То же самое, совершенное в особо крупном размере | ч. 2 ст. 198 УК РФ | ИП, адвокаты, нотариусы, иные физические лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 18 месяцев до 3 лет | — | До 3 лет | 6 лет | |
3 | Уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | ч. 1 ст. 199 УК РФ | Ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 2 лет | До 3 лет | 2 года |
4 | То же самое, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере | ч. 2 ст. 199 УК РФ | Ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 1 года до 3 лет |
— |
До 6 лет | До 3 лет | 10 лет |
5 | Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере (Крупный размер определен ст. 199 УК РФ, сноска 4) | ч. 1 ст. 199.1 УК РФ | ИП, ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 100 000 до 300 000 руб. или доход за период от 1 года до 2 лет | От 4 до 6 мес. | До 2 лет | До 3 лет | 2 года |
6 | То же самое, совершенное в особо крупном размере (Особо крупный размер определен ст. 199 УК РФ, сноска 5) | ч. 2 ст. 199.1 УК РФ | ИП, ген. директор, главный бухгалтер, и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб. или доход за период от 2 до 5 лет |
— |
До 6 лет | До 3 лет | 10 лет |
7 | Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов | ст. 199.2 УК РФ | Учредители организации, ген. директор (руководитель) и иные ответственные лица | от 200 000 до 500 000 руб., или доход за период от 18 месяцев до 3 лет |
— |
До 5 лет | До 3 лет | 6 лет |
Таким образом с 1 января2010 г. Уголовный кодекс РФ действует в новой, более приемлемой для налогоплательщиков редакции. Федеральным законом от 29 декабря2009 г. № 383-ФЗ предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафов (ст. 198, 199, 199.1 УК РФ). Данная поправка действует на лица, по которым идет следствие или которые отбывают наказание.
С 1 января2010 г. значительно увеличен размер недоимки, который может привести к уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ). Для юридических лиц – в три раза, для физических – в шесть раз (таблица 3).
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: 1. искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 %; 2. искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 %.
Крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 600 000 руб., если она превышает 10 % сумм налога, или 1 800 000 руб.
Особо крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 3 000 000 руб., если она превышает 20 % от сумм налога, или 9 000 000 руб.
Крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 2 млн руб., если она превышает 10 % сумм налога, или 6 млн . руб.
Особо крупным размером признается недоимка за три года подряд свыше 10 млн руб., если она превышает 20 % от сумм налога, или 30 млн.руб.
Особенности ответственности за совершение налоговых правонарушений
В последнее время вопросам своевременности и полноты уплаты налогов и сборов стало все больше и больше уделяться внимания. Усиление контроля над налогообложением предполагает также совершенствование, как законодательного регулирования, так и решение практических вопросов, которые увеличат объема поступления налогов в бюджет. Для этих целей важным являются действия по повышению уровня ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Определение «ответственность» закреплено в статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Речь идет о невыполнении обязательств, возложенных на налогоплательщиков. За это предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ .
Налоговая ответственность за правонарушения предусмотрена для организаций и гражданам с 16 лет (ст. 107 НК).
Лица, совершившие налоговые правонарушения могут быть освобождены от ответственности, при таких обстоятельствах, как:
– отсутствие состава налогового нарушения;
– истечение срока давности для налоговых преступлений;
– не виновное поведение нарушителя налоговых обязательств (ст. 109 НК).
Новинкой Налогового кодекса стало введение двух форм вины за нарушение налогового законодательства: преднамеренная вина и небрежность.
Преднамеренная вина или умышленная рассматривается как нарушение, при котором нарушитель понимал незаконность своих действий или хотел опасных последствий. Ответственность за такие деяния наступает в соответствии с налоговым законодательством (ст. 122 НК).
Если гражданин не знал о незаконности своих действий, нарушение считается совершенным по небрежности, даже если он мог его осознавать. Ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 122 НК. В то же время не указано, какие именно действия (бездействие) имели негативные последствия. Это выражается в занижении налогооблагаемой базы и простом ошибочном определении налога.
Важным моментом для правосудия является не нарушение срока исковой давности, который не должен превышать трех лет (ст. 113 НК). Срок давности восстановлению не подлежит .
На данный момент уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным правонарушением в экономической деятельности. За него предусмотрена серьезная ответственность:
1) уголовная (по статьям Уголовного кодекса РФ (УК), в отношении граждан и представителей организаций);
2) администрация (в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) в отношении должностных лиц и, в некоторых случаях, граждан);
3) налоговая (то есть финансовая, применяемая ко всем налогоплательщикам) .
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане привлекаются к ней по результатам проведения проверки инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС) .
Независимо от характера ответственности, примененной к нарушителям, с них может быть принудительно взысканы так же долги за неуплату налога на доходы государства. В то же время сотрудники ФНС обязаны подтвердить вину за неуплату налогов. Рассмотрим особенности некоторых видов ответственности.
- Уголовная ответственность субъекта налогообложения.
Содержание общественной опасности преступлений в сфере уплаты налогов, является налоговое правонарушение. Однако, налоговое преступление имеет характеристики такого налогового правонарушения, по которому сумма неуплаченных налогов превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда .
Уголовную ответственность за неуплату налогов, возникает по решению ИФНС, которое служит основанием для возбуждения уголовного дела.
Ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения определяется на основании статей 198, 199 и 199.1 УК.
А) По статье 198 УК за уклонение от уплаты налогов с физических лиц не преследует должностные лица, а лишь бизнесмены, нотариусы, адвокаты и других лиц.
Главной особенностью состава этого преступления является размер невыплат, за что предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или задержание до 6 месяцев или лишение свободы до одного года.
Б) В соответствии со статьей 199 УК, об уклонении от уплаты налогов представители юридического лица, они будут привлечены к ответственности за неуплату налогов. Это обычные менеджеры, бухгалтеры и рядовые оформители документов бухгалтерского учета.
На основании судебной практики, по этой статьи часто привлекаются граждане к ответственности за неуплату НДС или налога на прибыль.
В) По статье 199.1 УК, за не перечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом, к ответственности привлекается лицо, занимающийся финансовыми ресурсами налогоплательщика, поскольку он перечислял их себе для своего обогащения. Форма наказания и сумма неуплаты аналогичны закрепленных в ст. 199 УК.
- Административная ответственность налогоплательщика.
К данной ответственности привлекаются налогоплательщики на основе протокола о нарушении. По нему начинается производство в соответствии с КоАП .
Согласно КоАП, только должностные лица несут ответственность, а не граждане (по главе 15). Налоговыми правонарушениями чаще всего являются следующими:
A) В соответствии со статьей 15.3 КоАП, фирмы обязаны стать на налоговый учет в течение десяти дней с момента регистрации; несоблюдение данного требования влечет за собой штраф от 500 до 1000 рублей. Применение этих санкций не исключается ответственность и для самой компании в соответствии со ст. 116 НК.
Б) В соответствии со статьей 15.5 КоАП, если не соблюдены сроки представления отчетов и деклараций в ИФНС, то наступает ответственность в виде предупреждения или штрафа от 300 до 500 рублей. Граждане подлежат ответственности за действия аналогичного характера в соответствии со ст. 119 НК.
В) На основании статьи 15.6 КоАП, за отказ в представлении документов в ИФНС для проверки правильности производства расчета платежей, как должностные лица, так и предпринимателей и граждане привлекаются к ответственности. При этом налогоплательщику вручается требование о предоставлении отчетных документов в течение 10 дней. После этого периода налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей в случае отсутствия информации. Для граждан размер штрафа составляет от 100 до 300 рублей.
Г) В статье 15.11 КоАП, за нарушение ведения бухгалтерского учета, регулируемого ФЗ «О бухгалтерском учете» , а также за нарушения экономических показателей учета, выраженных в искажении информации более чем на 10 процентов, к ответственности в виде штрафа от 5 до 10 тысяч рублей привлекаются бухгалтера. Если это происходит повторно, штраф будет удвоен.
- Налоговая ответственность.
В результате налогового контроля выявляются различные нарушения налогового законодательства, которые приводят к ответственности в виде штрафных санкций (ст. 114 НК), налагаемых компетентным налоговым органом в принудительном порядке.
Для основных видов налоговых правонарушений по НК предусматриваются меры ответственности. В основе их лежит недополучение финансовых средств в бюджет. Это следующие противоправные нарушения:
A) Статья 116 НК предусматривает обязательство по ведению предпринимательской деятельности с обязательной постановкой на налоговый учет. За нарушения этой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 % от дохода за неучтенный период.
Б) Статья 120 НК, за несоблюдение условий расчета налоговых поступлений, предусматривает штраф от 10 до 30 тыс. рублей.
B) В статье 119 НК, за не предоставление декларации в ФНС для налогового контроля, предусмотрен штраф в размере 5 % от не задекларированной суммы.
Г) В соответствии со статьей 123 НК, за несоблюдение налоговыми агентами своих обязанностей, на них за это налагаются штрафы в размере 20 % от суммы налога.
Д) Статья 122 НК, предусматривает за не полную уплаты налога из-за занижения налоговой базы, наложение штрафа в размере до 20 % от суммы налога.
Все вышеупомянутые нарушения налогового законодательства связаны с неуплатой налогов и, следовательно, являются основанием для применения финансовых ограничений к неплательщикам.
Таким образом, как юридические лица, так и граждане обязаны своевременно платить налоги, так как это их конституционная обязанность. Это правило также определяется в налоговом законодательстве. Если гражданин намеренно или ошибочно игнорирует уплату налогов, он является преступником и несет за это ответственность в соответствии с НК, КоАП и УК. Размер наказания зависит от тяжести преступления или правонарушения.
В современных экономических условиях усиливается соблюдение требований налогового законодательства относительно полноты и своевременности взимания налогов и сборов. Для этого необходимо дополнительно улучшить налоговое законодательство и решить практические налоговые проблемы.
Литература:
- Налоговый кодекс РФ. // ФЗ от 31.07.1998. № 146 с изменениями ФЗ от 29.09.2019 № 325.
- ФЗ РФ от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете».
- Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 12.11.2013 г. № 7473/13.
- Пашков К. Ю. Привлечение к налоговой ответственности за неуплату налогов: процессуальные аспекты // Налоговые споры: теория и практика, № 1. 2017.
- Сивакова М. Я. Рассмотрение материалов налоговой проверки: нарушение существенных условий.// Налоговые споры: теория и практика № 4. 2016.