Недоимка по налогам

Содержание

Добавлено в закладки: 0

Что такое урегулирование задолженностей? Описание и определение понятия

Урегулирование задолженностей – это практика контроля долгов, очень распространенная в западных странах, имеющих развитую кредитную систему, в особенности, США. Это один из методов, при помощи которых должники переживают накопившиеся долги.

Схема контроля долгов вкратце выглядит таким образом: заемщик, который задолжал, передает собственные просроченные кредиты для управления компании-посреднику, перечисляя средства на ее счет на оплату услуг и выплаты банку. В свою очередь посредник связывается с банком и заключает с ним договор о снижении по займу процентной ставки, увеличении погасительного срока и так далее.

Эта практика для заемщика выгодна тем фактом, что ему, во-первых, больше не звонят коллекторы, а во-вторых, у него возникает возможность погасить долг на условиях, которые для него более выгодны.

Но эксперты обращают внимание, что большинство заемщиков стали жертвами недобросовестных компаний, являющихся посредниками, которые обещали заемщикам проконтролировать их кредитные проблемы, и советуют обращаться за такими услугами только в прошедшие госаккредитацию и зарекомендовавшие хорошо компании, являющиеся посредниками.

Теоретические аспекты появления по сборам и налогам задолженности

Понятие задолженности по сборам и налогам

Определение термина задолженность по налогам вытекает напрямую из определения понятий задолженности по налогам, недоимки, налога и порядок взыскания. Соответственно со статьей 57 Конституция РФ “каждый должен оплатить установленные законно сборы и налоги”. Но нужно отметить, что не каждый налог, который установлен и введен на определенной территории по воле административно-территориального образования или государства, которая выражена в необходимом акте, рождает появление у лиц, которые указаны в нем, как налогоплательщики, обязанность оплатить данный налог. Основной критерий — это законность установления нового сбора или налога. Конституционный суд РФ в 1997 году, в одном из собственных постановлений, разъяснил официально содержание статьи 57 Конституции РФ: “сбор или налог может являться установленным законно лишь в том случае, когда закон зафиксировал значительные элементы налогового обязательства, установить налог возможно лишь при помощи перечисления напрямую в законе о налоге значительных элементов налогового обязательства”.

Обязанность оплачивать налоги, которые закреплены в Конституции РФ, распространяется в качестве своего требования государства на всех налогоплательщиках. Конституционный принцип оплаты установленных законно налогов раскрывают в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. В указанном пункте перечисляют элементы налогового обложения, определяя которые вместе налог может являться установленным законодательно. Данные положения статьи 17 Налогового Кодекса РФ отвечают главным принципам налогового права – принципу определенности и законности налогового обязательства. Данные принципы закрепляются в положениях пункта 6 статьи 3 Налогового Кодексва РФ, соответственно с которыми “когда устанавливаются налоги, необходимо определить все элементы налогового обложения” и в положении пункта 5 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, в согласии с которыми “ни на кого нельзя возложить обязанность оплачивать сборы и налоги и другие платежи и взносы, которые обладают признаками сборов и налогов, которые установлены Налоговым кодексом РФ, не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или установлены в другом порядке, нежели это определяется Налоговым кодексом РФ”.

Обязанность по оплате конкретного сбора или налога возлагают на налогоплательщика от появления обстоятельств, которые установлены законодательством о сборах и налогах и предусматривают оплату этого сбора или налога, и должна быть исполнена в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого необходимого налога или при наличии досрочно данного желания. Выполнение данной обязанности обеспечивает сила госпринуждения, которая осуществляется налоговыми органами и, если необходимо, и прочими органами гос власти. Ненадлежащее исполнение или вообще неисполнение обязанности по оплате в срок налога, который устанавливается законодательством о сборах и налогах, приведет к возникновению у налогоплательщика долга перед бюджетами разных уровней и внебюджетными госфондами.

Порядок оплаты

Порядок выполнения обязанности по оплате сборов и налогов определяется статьями 44-60 главы 8 ч.1 Налогового Кодекса РФ.

Пункт 1 ст.44 Налогового Кодекса РФ определяет, что обязанность по оплате сбора или налога появляется, прекращается и изменяется, если в наличии есть основания, которые установлены Налоговым Кодексом РФ или другим актом законодательства о сборах и налогах.

При неуплате сборов и налогов, которые начислены за неоплату пеней и штрафов, у налогоплательщика появляется задолженность и недоимка.

Термин “недоимка” применяется в специализированном значении, которое определено пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ: недоимка — это сумма сбора или налога которая не уплачена в срок, который установлен законодательством о сборах и налогах.

Статья 59 НК РФ ” применяет термин “задолженность» по отношению к пеням, штрафам по ним.

Однако в некоторых ситуациях законодатель применяет понятие “задолженность”, содержание которого является аналогичным понятию недоимки. Когда определяется содержание требования об оплате сбора и налога в п.4 ст.69 Налогового Кодекса РФ указывается, что требование об оплате налога обязано включать в себя данные о “сумме долга по налогу”. В пункте 2 этой статьи при этом указывается, что требование об оплате налога направляют налогоплательщику, когда у него имеется недоимка.

Налоговая задолженность, которая образовалась ввиду изменения срока выполнения налоговой обязанности, представляет собой в материальном понимании сумму неоплаченных сборов, налогов и сумму процентов, которые начислены.

Что ещё включается в задолженность

Определенные исследователи включают в состав термина задолженности, кроме недоимки пени, которые начислены за несвоевременную оплату налога и суммы неоплаченных штрафов.

Под штрафом понимается налоговая санкция, предусматриваемая за нарушение законодательства о сборах и налогах. Штраф по своей экономической сути является не задолженностью по оплате налога, а мерой наказания за его неоплату. Яркий пример этого — штрафы, которые налагаются на должностных лиц организации (главного бухгалтера, руководителя). Данные санкции имеют личное отношение к сотрудникам организации, которые виновным в совершении нарушения.

В отношении включения пени в долг по налогам можно сделать похожий вывод, что и в отношении штрафов. Пеню необходимо рассмотреть как добавочный платеж, который призван компенсировать потери госказны в итоге недополучения сумм налогов в срок при задержке оплаты налога. Значимый момент здесь определение пени как добавочного платежа и указание на ее свойства по компенсации.

Вывод по этому параграфу — то, что содержание термина “задолженность” является аналогичным понятию недоимки, и представляет собой в общем случае сумму налоговых платежей, которые были не уплачены, штрафов по ним, пеней. В то же самое время долги организации, которые связаны с начисленными пенями и штрафными санкциями, нужно рассматривать не в качестве элементов задолженности по налогам, а как задолженности по пеням и штрафам соответственно. Поэтому структура задолженности по налогам, которая включает в себя недоимку и увеличена на сумму рассроченных и отсроченных платежей и сумму платежей, приостановленных временно к взысканию, отражает в полной мере экономическую суть налогового долга.

Предпосылки

Анализ причин появления задолженностей по налогам позволяет не лишь классифицировать причины роста и появления неплатежей, однако и определить определенные действия по их устранению. Данные меры, безусловно, не приведут сами по себе к ликвидации полностью налоговой задолженности, однако в комплексе с прочими действиями экономического и административного характера дадут предприятиям возможность как можно больше снизить уровень неплатежей и добиться впоследствии полной их ликвидации.

М.С. Пронин и С.Б. Пронин подразделяют причины появления налоговой задолженности на три категории: морально-психологические, организационно-правовые и экономические причины.

Экономические причины — к ним возможно отнести микроэкономические, внутриотраслевые, макроэкономические причины. Главная макроэкономическая причина — это неоднородность развития некоторых отраслей российской экономики, видов и регионов хозяйственной деятельности в части доходов, которые ими получены. Причины микроэкономического уровня заложены в деятельности непосредственно организации и вызваны, в первую очередь, слабым контролем финансов, неудовлетворительным руководством и низким качеством налогового и бухгалтерского учета.

Правово-организационные причины — это отсутствие необходимой технической оснащенности и численности структур, которые участвуют в процессе взыскания задолженностей, существующие по-прежнему сложности взаимодействия данных структур, а также различный, нередко весьма низкий уровень деятельности налоговых территориальных органов, которые влияют на собираемость налогов и налоговую дисциплину.

Причины психологически-морального характера – отсутствие налоговой внутренней культуры, осознания неотвратимости процесса взыскания задолженностей, где довольно большое количество руководителей организаций и предприятий полагают, что успешный бизнес и полная оплата налогов — понятия, друг с другом несовместимые.

Значительное число руководителей организаций и предприятий придерживаются бытующего в обществе мнения, что успешный бизнес и полная оплата налогов — несовместимые понятия. А когда налоговые органы таким руководителям доначисляют внушительные суммы и привлекают их к уголовной и административной ответственности и предпринимают все усилия, чтобы не погашать задолженности, которые образовались. Наряду с этим практика указывает, что данные старания уклонения от оплаты налогов не вызывают ничего хорошего, в особенности, когда они не основываются на знании норм законодательства.

Причины образования налоговой задолженности

Рассмотрим более детально причины образования налоговой задолженности под воздействием кризисных моментов современной экономики. Начальными причинами появления налоговой задолженности у хозяйствующих субъектов перед бюджетами различных уровней было ухудшения денежного состояния налогоплательщиков, в итоге экономического общего кризиса в стране.

Увеличению неплатежей также способствовала низкая эффективность системы судов, степень налоговой дисциплины предприятий, являющихся налогоплательщиками и прочие экономические и социальные причины.

Помимо экономических общих причин, которые влияют на появление налоговой задолженности, нужно выделить специфичные причины управленческого и организационного характера деяний налоговых органов. Специфичные факторы, которые способствуют увеличению налоговой задолженности возможно разделить на три главных блока:

  • задолженность,как сумма доначисленных налогов в итоге произведенных мероприятий налогового контроля;
  • неоплата авансовых (текущих) платежей;
  • задолженность, которая принята ввиду изменения места учета налогоплательщика.

Особенности урегулирования

Анализ воздействия специфичных причин, которые способствуют увеличению налоговой задолженности указал, что главная доля в суммарной налоговой задолженности приходится на доначисленные штрафы, пени, налоги в согласии с актами налоговых проверок.

Присутствие задолженности, право на взыскание которой налоговыми органами утрачено, – это самый негативный фактор в системе администрирования налогов. Главная причина потери права на взыскание задолженности, – это нарушение сроков, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, как при направлении требований об оплате соответственно со статьями 69, 70 Налогового Кодекса РФ, так и во время принятии решений о взыскании сбора, налога, штрафа, пени соответственно со статьями 46, 47, 48 Налогового Кодекса РФ.

Статистические данные указывают, что сумма задолженности, которая безнадежна к взысканию и образовалась по прошлому месту учета плательщиков налогов, составляет приблизительно 65 – 69% от общей суммы переданной задолженности, а задолженность, у которой право взыскания потеряно при передаче документов от прошлого места учета налогоплательщиков приблизительно 1-4%.

Эти данные о большой сумме налоговой задолженности, которая уменьшается в течение последних лет, как по РФ в целом, так и по особым ее округам говорит о том, что имеющийся экономическо-организационый механизм взыскания суммарной задолженности по налоговым платежам в недостаточной степени эффективен.

Так, многообразие причин образования налоговой задолженности потребует комплексного подхода для их устранения, включая изменения в налоговом законодательстве. Государство при этом, применяя разные механизмы, должно и может контролировать размер налоговой задолженности, для того, чтобы избежать негативных последствий для экономики в стране. Анализ причин появления налоговой задолженности позволяет не лишь классифицировать причины роста и возникновения неплатежей, однако и выявит определенные меры для их устранения.

По этому параграфу необходимо сделать вывод, что налоговая задолженность организаций образовалась под влиянием разных причин, которые так или иначе в меньшей или большей степени оказывали влияние на ее величину. Такие общие причины, которые оказывают воздействие на появление налоговой совокупной задолженности, включают в себя морально-психологические, организационно-правовые, экономические зависимости.

Налоговые органы в качестве государственной структуры, которая инициирует взыскание задолженностей по налогам

Соответственно с Законом РФ “О налоговых органах РФ”, налоговые органы РФ — это одна система контроля, за выполнением налогового законодательства РФ, верностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в необходимый бюджет налогов и прочих необходимых платежей, при использовании недр, которые установлены законодательством РФ и контроля за выполнением валютного законодательства РФ, которое осуществляется в границах компетенции налоговых органов.

ФНС РФ и ее территориальные органы — это управления Федеральной налоговой службы РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС РФ по районам, городским районам, городам без деления на районы, инспекции ФНС РФ межрайонного уровня, объединяют одну централизованную систему в налоговых органах.

В согласии с Налоговым кодексом РФ в обязанности налоговых органов включается проведение контроля за выполнением законодательства о сборах и налогах и принятых соответственно с ним правовых нормативных актов. Налоговые органы для выполнения этой задачи на постоянной основе и целенаправленно производят мероприятия по увеличению налогового контроля и производят систематическую работу для взыскания недоимок. Налоговые органы — это государственная структура, одной из главных функций которой является учет задолженностей по сборам и налогам, принятие решений в отношении взыскания по налогам задолженностей с организаций и отмена данных решений.

Налоговая система РФ включает в себя три звена: федеральные сборы и налоги устанавливаются Налоговым кодексом и являются обязательными к оплате на всей территории страны; региональные сборы и налоги устанавливает Налоговый кодекс и законы субъектов Федерации, вводятся соответственно с Кодексом и являются обязательными к оплате на территории необходимых субъектов Федерации; местные сборы и налоги, которые устанавливает Налоговый кодекс и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, в действие вводятся соответственно с Кодексом и обязательны к оплате на территориях необходимых муниципальных образований.

ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ. ФНС производит собственную деятельность прямо и через собственные территориальные органы во влиянии с органами исполнительной власти субъектов РФ, прочими федеральными органами исполнительной власти, внебюджетными государственными фондами и органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

Структурные подразделения, которые осуществляют функции, которые связаны с взысканием задолженностей по сборам и налогам с предприятий и организаций, есть на каждом уровне

Мы коротко рассмотрели урегулирование задолженностей: понятие задолженности по сборам и налогам, предпосылки, порядок оплаты, что ещё включается в задолженность, причины образования налоговой задолженности, особенности урегулирования, налоговые органы в качестве государственной структуры, которая инициирует взыскание задолженностей по налогам. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Недоимка по налогам

Актуально на: 30 мая 2017 г.

О возникновении и прекращении обязанности по уплате налогов и сборов мы рассказывали в нашей консультации и указывали, что обязанность уплаты законно установленных налогов – одна из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). В случае, если налогоплательщик не оплатит в установленные сроки свои налоги, у него возникает недоимка.

Недоимка по налогам – это…

НК РФ дает следующее определение недоимки. Недоимка – это сумма налога или сбора или страховых взносов, которая не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). Это значит, что задолженность по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства недоимкой с точки зрения НК РФ не является.

За неуплату налогов в установленный законом срок в результате занижения базы или иных неправомерных действий организации несут ответственность, которую мы рассматривали в нашем материале.

А у налоговых органов, в свою очередь, появляется право это недоимку взыскивать с учетом пеней, а иногда и штрафов за неисполнение налоговой обязанности (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для взыскания недоимки налоговая направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В этом документе будет содержаться информация о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ). Подробнее о налоговом требовании мы рассказывали в нашей консультации и приводили образец такого документа.

Налоговая инспекция будет предпринимать все доступные законные средства для взыскания недоимки по налогам с физических лиц или организаций, в т.ч. путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика-должника.

В исключительных случаях недоимка может быть признана безнадежной и списана налоговым органом (ст. 59 НК РФ). Это возможно, например, в случае ликвидации организации (в части недоимки, не погашенной за счет имущества организации и средств учредителей), или смерти налогоплательщика – физического лица, когда налоговая задолженность по транспортному, земельному налогу или налогу на имущество физлиц превышает стоимость наследственного имущества.

Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?

Что такое недоимка по налогам

Когда возникает недоимка по налогам

Каковы последствия возникновения недоимки

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Когда возможно списание недоимки по налогам

Итоги

Что такое недоимка по налогам

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

О том, за какие нарушения возникает ответственность и каковы ее размеры, читайте в статье «Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций».

Кроме того, бывают ситуации, когда, проверяя налогоплательщика, инспекторы обнаруживают излишне возмещенную ему сумму налогов из бюджета, например, по НДС. И это недоимка по налогам тоже.

Возместить из бюджета можно следующие налоги:

  • НДС, когда сумма вычетов превысит сумму исчисленного налога, в том числе с учетом сумм налога, подлежащих восстановлению (п. 2 ст. 173 НК РФ);
  • акцизы, когда сумма налоговых вычетов окажется больше суммы акциза, исчисленной по операциям с подакцизными товарами — объектами налогообложения по ст. 182 НК РФ (п. 1 ст. 203 НК РФ).

О незаконном возмещении НДС и последующей ответственности за это читайте в материале «Что такое незаконное возмещение НДС и какая за это ответственность?».

Когда возникает недоимка по налогу

Недоимка по налогу возникает уже на следующий день после нарушения установленного законодательством срока уплаты налога в бюджет.

Если недоимкой признается излишне возмещенная сумма налога, тогда днем ее образования будет являться (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ):

  • тот день, когда налогоплательщик фактически получил возмещенную сумму налога из бюджета, в случае перечисления средств из бюджета на расчетный счет;
  • день, когда было вынесено решение о зачете суммы налога, в случае проведения зачета по налогам.

О процедуре возмещения читайте в статье «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Каковы последствия возникновения недоимки

Перечислять налоги нужно всегда вовремя, иначе возможны последствия — это недоимка по налогам, а также начисление пеней.

Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.

Рассчитать пени вам поможет наш калькулятор.

Если налогоплательщик не погасит самостоятельно свою задолженность в виде недоимки по налогу и пеней перед бюджетом, то налоговики будут взыскивать эти суммы уже в принудительном порядке.

В случае невозможности взыскания недоимки по налогам и пеней с налогоплательщика налоговые органы могут списать эту задолженность как безнадежную.

Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами

Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.

Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:

  • Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговым органом выносится решение о том, чтобы взыскать задолженность со счетов должника, открытых в банковских и кредитных учреждениях. Отметим, что если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков, то срок вынесения указанного решения налоговым органом продлевается до 6 месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования, направленного ответственному участнику группы (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Порядок взыскания задолженности со счетов налогоплательщика регламентируется ст. 46 НК РФ. Если денежных средств на банковских счетах нет или их недостаточно для погашения задолженности, задолженность помещается в картотеку и будет списываться по мере поступления средств.

О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».

Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:

Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.

Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).

Подробнее о процедуре взыскания читайте .

Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:

  • По истечении 2, но не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и пр. налоговый орган вправе подать заявление в арбитражный суд, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности. Срок подачи заявления, касающегося взыскания задолженности с участников консолидированной группы налогоплательщиков, продлевается до 6 месяцев после истечения 6-месячного срока бесспорного взыскания задолженности с банковских счетов указанных лиц (подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Обратим внимание на то, что если инспекция по уважительным причинам пропустила срок подачи данного заявления, суд может восстановить его (абз. 1 п. 3, подп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ, ст. 117 АПК РФ).
  • Не позднее 6 месяцев после окончания срока исполнения требования налоговый орган подает заявление в арбитражный суд с тем, чтобы взыскать с налогоплательщика необходимую сумму задолженности в тех случаях, что предусмотрены подп. 1–4 п. 2 ст. 45 НК РФ. В соответствии с положениями подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ в указанном случае налоговики имеют право обратиться в суд, только если недоимка выявлена в ходе налоговой проверки и числится за должником более 3 месяцев. Бесспорное взыскание недоимки в подобных ситуациях невозможно.

Когда возможно списание недоимки по налогам

Если срок исковой давности по задолженности перед бюджетом истек, то налоговики не смогут обязать должника заплатить недоимку, несмотря на то что задолженность так и будет числиться за ним. Однако если такая задолженность будет признана безнадежной к взысканию, то она может быть исключена из карточки по расчетам с бюджетом.

Согласно подп. 1–4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной признается задолженность в следующих случаях:

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

О ликвидации ООО, имеющего налоговые долги, читайте в статье «Ликвидация ООО с долгами перед налоговой».

Итоги

Недоимка по налоговым платежам возникает в случае нарушения сроков их оплаты. Признается она с первого дня, наступающего после даты, определенной как крайний день срока платежа. Следствием ее являются пени, начисляемые за каждый день просрочки.

Если налогоплательщик не гасит недоимку и пени добровольно, ИФНС прибегает к процедуре принудительного взыскания. В определенных ситуациях задолженность признают безнадежной.

Разница между недоимкой и задолженностью

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия — недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды — ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, — например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка — это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

Реклама

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство — перед государством.

Задолженность — понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность — это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета — и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором — обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер — когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам

Недоимка по налогам – это , одним словом, задолженность. Она образуется в случае неуплаты обязательного платежа в бюджет в срок, установленный законодательством.

Историческая справка

Недоимки стали впервые появляться у крестьян. Несвоевременность уплаты налогов была обусловлена разными причинами. Во времена крепостного права суммы сборов, как правило, были очень высокими. Дохода крестьян не хватало не только на выплату сборов, но и на нормальную жизнь. В результате возникала недоимка. Эта задолженность могла также образоваться и в случае низкого урожая.

Налоговая задолженность

В настоящее время недоимка – это не только сумма неуплаченного налога в установленный срок.

Такая задолженность может образоваться в связи с излишним возмещением хозяйствующему субъекту отчисленного обязательного платежа. Из бюджета, например, можно вернуть перечисленную сумму НДС и акцизов.

Санкции

При начислении суммы налога устанавливается определенный срок, в который необходимо ее перечислить в бюджет. На следующий день после завершения этого периода в случае неуплаты возникает недоимка. Это означает, что к нарушителю требований законодательства могут применяться штрафные санкции. Их начисление осуществляется до того момента, пока должник не погасит задолженность вместе с пенями.

Если субъекту была излишне возмещена сумма отчисления, то пени будут начисляться до возврата соответствующей суммы.

Важный момент

Сумма недоимки – это задолженность, которая должна быть уплачена субъектом добровольно с начисленными пенями. Если лицо уклоняется от погашения задолженности, контрольные органы вправе взыскать ее принудительно.

В некоторых случаях налоговая служба признает долг безнадежным и списывает недоимку. Это происходит крайне редко.

Погашение недоимки в принудительном порядке может осуществляться за счет денежных средств должника или его имущества, если на его счетах в банке нет или недостаточно средств.

Требование о выплате задолженности

Перед началом принудительного взыскания недоимки нарушителю направляется уведомление с предложением добровольно погасить задолженность и пени.

Требование направляется должнику в трехмесячный срок с даты обнаружения задолженности налоговым органом. Если недоимка была выявлена при проверке расчетных операций, совершаемых лицом, ответственным за отчисление взносов, извещение отправляется в течение 10 дней.

В уведомлении должны указываться:

  • Сумма задолженности.
  • Сроки ее погашения.
  • Последствия, которые могут наступить в случае уклонения должника от выполнения обязательств перед бюджетом.
  • Ссылки на нормативные акты, регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Если срок в уведомлении не указан, то, по общим правилам, субъекту необходимо погасить задолженность в пятидневный срок.

При отсутствии активных действий со стороны должника, направленных на выплату недоимки и пеней, контрольные органы начинают процесс принудительного взыскания. Соответствующее решение направляется лицу в течение 6 дней.

Сумма пеней зависит от величины недоимки. При расчете применяется ставка рефинансирования ЦБ. Используется показатель, действовавший на дату образования задолженности.

Нюансы учета

Если предприятие использует УСН, в расходах размер начисленных пеней не отражаются. Соответственно, их не показывают и в книге расходов/доходов.

В остальных случаях в бухучете для отражения суммы можно открыть дополнительный субсчет к счету «прибыль и убыток».

При отчислении недоимки и пени следует оформлять 2 платежных поручения. Это связано с тем, что у этих платежей различные коды в бюджетной классификации.

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия — недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Это долг перед бюджетом любого уровня, который образуется при отсутствии своевременной оплаты обязательств. Задолженность может быть сформирована и вследствие получения ошибочного возмещения по налогам в завышенном размере.

У юридического или физического лица недоимка возникает:

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Недоимка – это сумма налога или сбора, а также страхового взноса, которая не была погашена налогоплательщиком вовремя (ст. 11 НК РФ). По каждому виду налога законодательством зафиксирована крайняя дата оплаты. Норма распространяется на все типы федеральных и местных налогов, на страховые взносы. Величина начисленных штрафов и пеней с недоимкой не суммируется.

К налогоплательщикам, у которых имеется задолженность перед бюджетом, могут быть применены такие меры ответственности:

  • штрафная санкция;
  • пеня;
  • меры воздействия уголовного права (используются при особо крупных размерах нанесенного бюджету ущерба, при систематическом повторении правонарушения).

Недоимка по налогам – это сумма, которая может возникнуть также вследствие занижения налогооблагаемой базы при составлении налоговой декларации и расчете обязательства к уплате. В этой ситуации налогоплательщику будет предъявлено требование о выплате штрафа в размере 20% от величины задолженности (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Пеня начисляется в ситуациях, когда декларационные формы поданы в срок и результаты камеральной проверки не выявили ошибок, но налог не был перечислен в бюджет.

Крупная недоимка – это сумма налога, за уклонение от уплаты которой к налогоплательщику могут применяться меры уголовной ответственности. Ст. 199 УК РФ предусматривает штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы и даже лишение свободы. Если правонарушение совершено впервые и виновное лицо погасило задолженность, меры ст. 199 УК РФ могут не применяться. Крупным размером недоимки считается долг перед бюджетом в сумме от 15 млн. рублей, особо крупным признается долг от 45 млн. рублей (без дополнительных условий).

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС. В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц и предприятий может быть реализовано такими способами:

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

При невозможности возместить в бюджет сумму недоимки задолженность может быть признана безнадежной. Такие долги подлежат списанию. Это характерно для следующих ситуаций:

  • налоговым органом недоимка была обнаружена после истечения срока давности по задолженности;
  • субъект хозяйствования прекратил свою деятельность посредством ликвидации;
  • смерть физического лица, за которым числился долг;
  • предпринимателю присвоен статус банкрота;
  • прекращение исполнительного производства по решению суда.

Пример

Сумма недоимки компании по налоговым обязательствам равна 2,9 млн руб. Судебные приставы произвели оценку имущества компании, данные которой совпали с показателями баланса организации:

  • дебиторская задолженность в размере 3,2 млн руб.;
  • стоимость оборудования – 300 тыс. руб.;
  • объем готовой продукции – 122 тыс. руб.;
  • МПЗ – 150 тыс. руб.

Погашение долга будет произведено за счет дебиторской задолженности (ст. 47 НК РФ, письмо Минфина РФ от 19.01.2007 № 03-02-07/1-15). Если бы величина недоимки превысила значение дебиторки, то компании пришлось бы отдать в качестве возмещения часть своего имущества, что может привести к остановке деятельности фирмы.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *