НДС налогового агента

Содержание

Кто является налоговым агентом по НДС в 2019-2020 годах

Кто такой налоговый агент по НДС

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Как отразить удержание НДС

Когда не возникает обязанности налогового агента

Условия для вычета по НДС налогового агента в 2019-2020 годах

Кто такой налоговый агент по НДС

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговый агент – это лицо, которое обязано исчислить, удержать и уплатить налог за другое лицо.

О том, кто и почему признается налоговым агентом или, наоборот, таковым не считается, какие функции у агентов возникают в той или иной ситуации, а также какие проблемы при этом встречаются чаще всего, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

А о том, каковы обязанности налогового агента по сделкам с госимуществом, читайте в материале «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

О новшествах в перечне налоговых агентов, возникающих с 2018 года, читайте в этой публикации.

Какие проводки по НДС отражает в учете налоговый агент

Перед любым плательщиком данной категории стоят 2 задачи:

  • удержать соответствующий НДС;
  • оплатить его в бюджет.

При этом оба этих действия, как и отвечающие им проводки, необходимо осуществить и отразить в учете в соответствии с требованиями, указанными в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Когда и как налоговому агенту удержать НДС

Удержать НДС необходимо:

  • если операции связаны с государственным имуществом (арендой или покупкой);

Подробнее о таких действиях можно прочитать в рубрике «Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом».

  • если на территории РФ приобретаются товары (работы, услуги) у иностранной организации, не состоящей на учете в российском налоговом органе;
  • если посредник, участвующий в расчетах, реализует на территории РФ имущество иностранного поставщика, не состоящего на учете в российском налоговом органе;
  • если уполномоченные организации или ИП осуществляют операции по реализации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, которые перешли по праву наследования государству;
  • если собственник (заказчик) судна не зарегистрировал его в Российском международном реестре судов в течение 45 дней с момента получения права собственности на него.

Сумма налога, которую удерживает агент, может определяться несколькими способами.

Для расчета НДС по валютным платежам важным моментом является определение верного курса операции.

Как отразить удержание НДС

Удержание НДС в обязательном порядке сопровождается отражением налога в отчетности по НДС.

О том, в каком разделе декларации показать удержанные суммы и как заполнить основные показатели, читайте в статьях:

  • «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту»;
  • «Как правильно заполнить налоговому агенту раздел 2 декларации по НДС».

Когда не возникает обязанности налогового агента

Следует отметить некоторые моменты, наличие которых освобождает от функций агента:

  • при закупке имущества у обанкротившихся лиц;

ВАЖНО! С 2015 года не возникают функции налогового агента ни при продаже имущества в случае банкротства, ни при покупке имущества банкрота.

  • по некоторым видам арендных отношений;
  • при покупке имущественных объектов у спецрежимника;

ВАЖНО! При приобретении муниципального имущества у МУП, применяющего упрощенку, покупатель не является налоговым агентом.

  • при операциях с объектами, не подлежащими налогообложению.

В каких случаях при онлайн-бронировании услуг гостиницы за границей не нужно удерживать НДС, читайте в материале «Бронирование гостиниц, билетов заграницу: кто платит НДС».

Условия для вычета по НДС налогового агента в 2019-2020 годах

НДС, уплаченный агентом, может быть принят им к вычету. Но для того чтобы это сделать, необходимо определиться с некоторыми условиями:

  • Важен ли факт уплаты налога?
  • Обязательно ли оприходование объекта?

Выводы ищите в статье «Как принять к вычету НДС по аренде госимущества».

  • Имеет ли значение место оказания услуг?

Читайте наши материалы «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца» и «Ваш рекламщик – иностранец? Вы – налоговый агент».

Можно ли вычесть НДС, удержанный налоговым агентом с аванса, при возврате этого аванса иностранным контрагентом, читайте в материале «Иностранный контрагент вернул аванс. Что с НДС у российского покупателя».

Итак, вопрос исчисления суммы налога налоговым агентам содержит много интересных и специфичных моментов. Хотите узнать о них подробнее — следите за новостями в нашей рубрике «Налоговый агент (НДС)».

ПРИМЕНЕНИЕ П. 3 СТ. 161 НК РФ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС

Разделы: Налог на добавленную стоимость; НДС. Определение налоговой базы, Налог на добавленную стоимость (НДС)

При аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом госвласти и управления или органом местного самоуправления.
Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.2011 N 16-15/121104.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества.
Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Из названной нормы НК РФ следует, что при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом госвласти и управления или органом местного самоуправления.
При оказании услуг некоммерческими государственными организациями (образовательными, учреждениями культуры и др.) по предоставлению в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями — некоммерческими образовательными организациями с участием органа государственной власти и управления (органа местного самоуправления), у арендатора не возникает обязанности налогового агента, в связи с тем что орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) не является арендодателем.
В указанном случае уплату НДС в бюджет осуществляют данные некоммерческие организации вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендную плату — на счет балансодержателя имущества (некоммерческой организации) в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.

Ст. 161 НК РФ (2015): вопросы и ответы

Ст. 161 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 161 НК РФ

Ст. 161 НК РФ (2015): вопросы и ответы

Ст. 161 НК РФ регулирует порядок исчисления и уплаты НДС налоговыми агентами. Ниже мы расскажем, кто такие агенты по НДС, и ответим на самые распространенные вопросы, возникающие при исполнении агентских обязанностей.

Кого относит к налоговым агентам статья 161 НК РФ?

Какие обязанности есть у НДС-агентов?

Как агенты исчисляют НДС?

Выставляют ли агенты счета-фактуры?

В какие сроки агенты перечисляют НДС?

Есть ли у агентов право на вычет?

Кого относит к налоговым агентам статья 161 НК РФ?

НДС-агентами, в частности, признаются (пп. 1–5 ст. 161 НК РФ):

  • компании и ИП, которые покупают ТРУ у иностранных продавцов, не зарегистрированных в налоговых органах РФ;
  • арендаторы государственного и муниципального имущества;
  • покупатели имущества, составляющего государственную казну, казну субъекта РФ или муниципального образования;
  • продавцы конфиската, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, унаследованных государством;
  • посредники, участвующие в расчетах, реализующие ТРУ иностранных лиц, не стоящих на учете в российских ИФНС.

Подробнее об этом см. в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

Какие обязанности есть у НДС-агентов?

Обязанности агентов по НДС таковы:

  • исчислять НДС вместо налогоплательщика;
  • удерживать исчисленный налог из его доходов;
  • перечислять удержанные суммы в бюджет;
  • при невозможности удержать налог письменно сообщать об этом в налоговую инспекцию;
  • отчитываться об исчисленном налоге в ИФНС, представляя соответствующую декларацию.

См. также материал «Как правильно заполнить декларацию по НДС налоговому агенту?».

Обязанности НДС-агентов возникают не только у плательщиков этого налога. Не освобождает от них ни применение спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН), ни освобождение от НДС по ст. 145 или 145.1 НК РФ.

См. статью «Сдавать ли декларацию по НДС «освобожденцу»?».

Как агенты исчисляют НДС?

Во всех указанных выше случаях НДС исчисляется агентом из цены договора.

При покупке ТРУ у иностранного продавца налог рассчитывается, исходя из договорной стоимости с применением расчетной ставки 18/118 или 10/110. Если НДС в согласованной стоимости не учтен, его нужно исчислить сверх цены договора, увеличить на него договорную стоимость ТРУ и к данной базе применить ставку 18/118 (10/110). В данном случае уплатить НДС нужно фактически за свой счет (постановление президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11, см. также письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-07-08/57178).

Подробнее об агентском НДС читайте в материале «Как уплатить «агентский» НДС, если в договоре с иностранным продавцом его сумма не указана?».

Если не исполнить данную агентскую обязанность, с вас могут взыскать неудержанный налог, а также пени (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В аналогичном порядке (т.е. с учетом НДС) определяется налоговая база при аренде или покупке государственного (муниципального) имущества.

В остальных случаях НДС-база считается, как при обычной реализации — как стоимость товара с учетом акцизов и без НДС. Здесь применяются ставки 18% или 10%.

Выставляют ли агенты счета-фактуры?

Все указанные выше агенты составляют счета-фактуры в обязательном порядке в 2 экземплярах. Но здесь есть определенные различия.

Так, агенты — покупатели ТРУ у продавцов-иностранцев, арендаторы и покупатели государственного и муниципального имущества составляют счета-фактуры сами себе, указывая себя в качестве покупателя. Один экземпляр они регистрируют в книге продаж, начисляя НДС к уплате, второй (уже после уплаты налога) — в книге покупок, отражая вычет.

Агенты — продавцы конфиската и тому подобных ценностей, а также агенты — посредники иностранцев выставляют счета-фактуры в адрес покупателей и 1 экземпляр передают им.

Сроки составления счетов-фактур для всех агентов общие — 5 календарных дней с даты приобретения/отгрузки ТРУ или уплаты/получения аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ, см. также письмо ФНС от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

В какие сроки агенты перечисляют НДС?

Практически для всех агентов действует общий порядок внесения НДС в бюджет (как для налогоплательщиков): по 1/3 платежа в срок не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за соответствующим кварталом.

См. также материал «Куда платить НДС и как и где найти правильные реквизиты для уплаты?».

Исключение — случай приобретения у иностранного продавца работ или услуг. Здесь платить налог нужно одновременно с перечислением дохода продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 23.04.2010 № 03-07-08/128). То есть в банк нужно подать сразу 2 платежки: одну на перевод денег иностранному контрагенту, другую на уплату НДС в бюджет. Без последней банк не проведет первую.

КБК для уплаты НДС можно найти в материале «Какой актуальный КБК по НДС на 2014–2015 годы?».

Есть ли у агентов право на вычет?

Право на вычет у агентов есть, но не у всех (п. 3 ст. 171 НК РФ). Принять исчисленный налог к вычету могут НДС-агенты:

  • купившие ТРУ у продавцов-иностранцев;
  • арендующие или приобретающие государственное (муниципальное) имущество.

Если была предоплата, принять «авансовый» НДС к вычету можно только после оприходования ТРУ в учете (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-08/23545).

См. также статью «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Агенты — продавцы конфиската, а также посредники иностранных лиц права на вычет НДС, уплаченного по данным операциям, не имеют.

Налоговые агенты

Во многих ситуациях, физические лица самостоятельно не платят налоги, а получают зарплату, из которой уже произведены соответствующие отчисления. Подобные финансовые операции делают налоговые агенты (НА), за которыми по закону признается право производить удержания с доходов налогоплательщиков. Организация, начисляющая заработную плату своим сотрудникам – это только самый распространенный, но не единственный пример таких агентов.

Кто такой налоговый агент

Статья 24 Налогового кодекса РФ определяет НА, как лицо, на которого возложены законодательные обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов для бюджета. По сути, такие агенты являются посредниками между рядовыми налогоплательщиками и фискальными органами. При этом агентом признаются и физические лица, которые в силу специфики своей работы, должны самостоятельно исчислять и перечислять налоги. Статья 226 Налогового кодекса определяет список тех, кто является налоговым агентом:

  • организации в РФ;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, с частной практикой;
  • адвокаты, имеющие свой кабинет;
  • подразделения иностранных организаций в России.

В чем отличие от налогоплательщика

Ключевым признаком, по которому налоговые агенты отличаются от налогоплательщиков, является тот факт, что у НА нет формальной обязанности по фискальным выплатам из своих доходов (или за счет собственных средств). Они должен лишь сосчитать необходимую сумму для уплаты, удержать ее при выплате получателю, чтобы эти финансы были перечислены в бюджет.

Права и обязанности налоговых агентов

В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ, права у НА и налогоплательщиков одинаковые. При этом обязанности НА имеют особенность – они должны делать налоговые отчисления вне зависимости от того, являются ли сами плательщиками данного налога. Помимо этого обязательства в их обязанности входит:

  • своевременный расчет, удержание и перечисление всех необходимых налогов;
  • письменно информировать налоговые структуры при невозможности налогового удержания;
  • аккуратно фиксировать начисленный и выплаченный доход, все необходимые начисления, удержания или перечисления по каждому налогоплательщику отдельно;
  • предоставлять фискальным органам необходимые документы для контроля правильности проведенных операций и обеспечивать сохранность этих данных.

Документальное отражение операций с налогоплательщиком

Статья 230 Налогового кодекса РФ прямо говорит, что НА должны фиксировать все операции по отношению с доходами, которые они получают от физических лиц за определенные налоговые периоды. Это могут быть не только исчисленные и удержанные фискальные выплаты, но и предоставленные физическим лицам налоговые вычеты, общий размер доходов, другая профильная информация. Все эти данные фиксируются в регистрах налогового учета (РНУ).

Ведение аналитического учета начисленных и выплаченных доходов

Налоговые агенты самостоятельно разрабатывают формы РНУ и порядок отражения аналитических данных. Главным требование тут является наличие данных, позволяющих идентифицировать плательщика, его статус, выплаченные ему доходы, и другие данные необходимые при проверке. Например, согласно письму Минфина РФ от 31.12.2010 №03-04-06/6-328, фискальные перечисление должны сопровождаться реквизитами конкретного документа по платежу.

Исчисление и уплата налогов в бюджет

Существуют сроки для расчета и перечисления фискальных платежей. Например, налоговый агент по НДФЛ (которым является работодатель) обязан удерживать эти отчисления непосредственно при выдаче дохода сотрудникам. Если это невозможно (например, при единовременной выдаче подарка или другого дохода в натуральной форме), то сделать удержание при первой же возможности до конца года. Если и это не представляется возможным, то обязанность НА – своевременно информировать ИФНС и самого сотрудника (до 31 января следующего года).

Бюджетные перечисления тоже имеют свои сроки для исполнения (несвоевременность выполнения этих операций, является основанием для взыскания штрафа или пени). В зависимости от ситуации, это должен быть:

  • день, в который налогоплательщики получают доход (перечисление на пластиковую карту), за исключением пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков – по ним перечисления возможны до последнего числа месяца, когда производятся выплаты;
  • день получения со своего счета средств, для выплаты через кассу;
  • не позднее, чем на следующий день после выплат из наличной выручки;
  • не позднее дня, следующего после удержания налога (например, при натуральных выплатах).

Предоставление отчетов в ИФНС об исполнении обязанностей

Предоставление собранных сведений налоговым органам является важным в деятельности НА. Вся информации по налогоплательщикам за календарный год, которая сконцентрирована в налоговых регистрах, должна направляться в ИФНС по месту учета, не позднее 1 апреля следующего года. Все необходимые данные готовятся в виде справок по форме 2-НДФЛ и передаются в налоговую службу.

Обеспечение сохранности документов

Для контроля правильности фискальных перечислений, налоговые агенты обязаны сохранять необходимую документацию на протяжении четырех лет. Эта информация может потребоваться при налоговых проверках, составлении справок в интересах налогоплательщика (например, формы 2-НДФЛ), других предусмотренных законом случаях. По истечении указанного срока, документы теряют свою актуальность.

Какие налоги собирают налоговые агенты

Всего существует три вида налогов, по которым можно стать НА для юридических лиц, и два – для физических. Это налоги:

  • на доходы физических лиц (НДФЛ) – для юр- и физлиц;
  • на добавленную стоимость (НДС) – тоже для обеих категорий;
  • на прибыль организаций – только для юрлиц.

Налог на доходы физических лиц

Сбор НДФЛ делается как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, выплачивающими заработную плату. Самый распространенный случай исчисления, удержания и перечисления такого налога возникает в правоотношениях сотрудника и работодателя при выплате заработной платы. Закон специально оговаривает, что удерживаемый налог не может превышать половины от всей суммы начисления.

Налог на добавленную стоимость

Деятельность зарубежных фирм или предпринимателей на территории России по реализации товаров, услуг или работ, не обязательно подразумевает учет в ИФНС. В виде агента может выступать покупатель (юрлицо или ИП), производящий необходимые фискальные перечисления на основании агентских договоров. Для этого необходимо правильное составление счета-фактуры, с указанием данных иностранного контрагента и регистрацией в книге покупок и продаж. После проведения всех финансовых операций НА предоставляет декларацию для системы налогообложения в установленные сроки.

Другой случай, когда агенты выплачивают налог на добавленную стоимость, возникает в случае аренды муниципальной или государственной недвижимости (или другого имущества) у органов власти. Арендатор государственной или муниципальной собственности в этом случае сам платит НДС и предоставляет декларацию в ИФНС, к которой он относится. Срок подачи – до 25 числа первого месяца следующего квартала.

Налоговый агент по налогу на прибыль

На практике не так много ситуаций, когда для агентов возникает необходимость в уплате налога на прибыль организаций. Например, это может быть при выплате дивидендов другим предприятиям (в том числе по ценным бумагам государственного или муниципального уровня). Произведя расчет и необходимые перечисления, НА готовит для ИФНС декларацию по налогу на прибыль.

Другой вариант – иностранные фирмы или предприниматели, получающие прибыль на территории нашей страны. В этом случае в роли агента выступает российская организация с регистрацией в ИФНС, которая выплачивает этот доход. Тут тоже имеет значение своевременность перечисления – при задержке, на руководителя может быть наложена налоговая или административная ответственность.

Штрафные санкции и пени

Глава 16 и другие разделы НК РФ (а также Кодекса об административных правонарушениях) рассматривают виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Для должностных лиц НА там подходят следующие варианты:

  • Грубое нарушение правил бухучета (например, отсутствие необходимых налоговых регистров) – 10 000 рублей. Если нарушения совершены за два и более налоговых периода, то штраф будет больше в три раза.
  • То же нарушение, но повлекшее занижение облагаемой базы – 20% от неуплаченных налогов, но не менее 40 000 рублей.
  • Занижение сумм налогов на 10% и более, или искажение других показателей такого же масштаба, влечет за собой административную ответственность – наложение штрафа 5-10 тысяч рублей.
  • То же самое совершенное повторно предусматривает штраф 10-20 тысяч рублей, либо дисквалификацию на 1-2 года.
  • Несвоевременное перечисление удержанных налогов приводит к пене – за каждый день просрочки полагается 1/300 от ставки рефинансирования Центробанка на момент нарушения.
  • Несдача вовремя 2-НДФЛ тоже влечет за собой штраф в 200 рублей за каждую справку. Несвоевременное предоставление квартального 6-НДФЛ может грозить штрафом в 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки.

Уплата налогов производится налогоплательщиками самостоятельно, но в ряде случаев их перечисление происходит не напрямую, а через налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, которое рассчитывает налоги, удерживает их у налогоплательщика, а затем уплачивает удержанные налоги в бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В этом материале мы рассмотрим, кто такие — налоговые агенты, их права и обязанности.

Налоговыми агентами могут быть как организации, так и ИП. Самый распространенный для налоговых агентов пример – это работодатели, для своих работников являющиеся агентами по НДФЛ. Стать налоговым агентом, согласно НК РФ, можно по трем налогам:

  • По НДФЛ налоговыми агентами признаются все работодатели. Выплачивая доход своим работникам и прочим физлицам, они должны удерживать из него подоходный налог, затем перечисляя его в бюджет. Агенты обязательно сдают в ИФНС отчетность по НДФЛ: ежегодные справки 2-НДФЛ и ежеквартальную форму 6-НДФЛ.
  • По НДС налоговыми агентами признаются лица, которые сами к плательщикам данного налога могут и не относиться. Так, организация может стать агентом по НДС, арендуя госимущества у органов власти, или покупая реализуемые в России товары (услуги, работы) у иностранных лиц, либо при реализации товаров иностранных продавцов в качестве посредника при участии в расчетах и т.д. (ст.ст. 146, 161 НК РФ). Если агентом выступает плательщик НДС, он может принять налог, уплаченный в этом качестве, к вычету (п.3 ст. 171 НК РФ). Подавая декларацию по НДС, агент обязательно заполняет в ней раздел 2 о налоге, подлежащем уплате по данным налогового агента.
  • Понятие «налоговый агент» по налогу на прибыль относится к организациям, выплачивающим: дивиденды юрлицам (российским и иностранным), проценты по ценным государственным или муниципальным бумагам (ст. 310.1 НК РФ), доходы иностранным фирмам без постоянных представительств в РФ (п. 1 ст. 309 НК РФ). Правовой статус налоговых агентов обязывает их, как и плательщиков налога на прибыль, подавать декларацию, а если налог удерживался за иностранных юрлиц — налоговый расчет.

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент уплачивает налоги за других лиц, а не за себя, при этом он имеет ровно те же права, которыми наделен налогоплательщик, если налоговое законодательство не предусматривает иное (п. ст. 24 НК РФ).

Права налоговых агентов обеспечиваются в соответствии со ст. 21 и 22 НК РФ, согласно которым они, в частности, могут:

  • получать в ИФНС информацию о налогах, сборах, актуальных нормативных актах о налогообложении, отчетные формы по налогам и т.п., а от Минфина РФ и региональных органов — разъяснения по возникающим вопросам применения налогового законодательства,
  • пользоваться налоговыми льготами при их наличии,
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, если на то имеются основания,
  • своевременно получать зачет/возврат переплат по налогам (пеням, штрафам),
  • проводить сверку с налоговыми органами, получать акты сверки с ИФНС,
  • представлять в ИФНС пояснения по начисленным/уплаченным налогам, а равно по актам налоговых проверок,
  • лично присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов проверки и решений налоговиков, налоговые требования и уведомления,
  • не выполнять неправомерные требования налоговиков, а также обжаловать акты ИФНС.

Главные обязанности, возложенные на налоговых агентов НК РФ — правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога за налогоплательщика. Кроме этого, налоговый агент обязан (ст. 24 НК РФ):

  • письменно сообщить в ИФНС о сумме налоговой задолженности налогоплательщика, которую невозможно с него удержать — сделать это необходимо в месячный срок,
  • вести по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных ему доходов, удержанных с него налогов,
  • представлять налоговикам документы, позволяющие контролировать правильность исчисления налогов,
  • минимум 4 года хранить документы, требующиеся для начисления, удержания, перечисления налогов.

Приведенный перечень не исчерпывающий, поскольку всех, кто является налоговым агентом, касаются и иные требования, предусмотренные налоговым законодательством: обязанности налоговых агентов по отчетности НДС предусмотрены п. 5 ст. 174 НК РФ, особенности удержания агентами НДФЛ – ст. 226 НК РФ и т.д.

Неисполнение обязанностей налогового агента

Если какие-либо обязанности агентом не выполняются, органы ФНС могут применить соответствующие санкции.

Ответственность налоговых агентов наступает, когда налог с налогоплательщика не удержан/не перечислен в бюджет, или удержание и перечисление произведено, но лишь частично. Налогового агента ожидает штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и уплате, а также пени. Применить данную меру налоговики могут, только когда агент имел возможность удержать налог с налогоплательщика (ст. ст. 75, 123 НК РФ).

Если налоговый агент не подаст в установленный срок необходимую отчетность в ИФНС, он также будет оштрафован. За несданную, или поданную невовремя декларацию налоговому агенту грозит 5% штрафа, исчисляемого от суммы, неуплаченной по этой декларации, за каждый полный и неполный просроченный месяц со дня, установленного для ее подачи. При этом максимальный размер штрафа ограничен 30% от этой суммы, а его минимум составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

Невовремя сданный налоговым агентом расчет 6-НДФЛ обойдется агенту в 1000 рублей штрафа за каждый полный и неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ). При отсутствии справок о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ, налоговому агенту придется заплатить по 200 рублей штрафа за каждую из несданных справок (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Сдача налоговым агентом отчетности, содержащей недостоверные показатели и данные, грозит ему штрафом в 500 рублей за каждый подобный документ (ст. 126.1 НК РФ).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *