НДС макулатура 2019

Реализация макулатуры в пункт приема: обложение НДС

Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»

Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 2/2019

Учреждения культуры периодически сдают накопившуюся макулатуру в пункты приема за плату. Если ранее такая операция освобождалась от обложения НДС, то с 2019 года она стала облагаться данным налогом, при этом применяется особый порядок налогообложения.

В статье рассмотрены вопросы, возникающие при налогообложении такой операции.

Пункт 1 ст. 39 НК РФ определяет, что реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной основе. Таким образом, сдача макулатуры в пункт приема за деньги признается ее реализацией.

С 01.01.2019 гл. 21 НК РФ применяется с учетом изменений, внесенных федеральными законами от 02.06.2016 № 174-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и от 27.11.2018 № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», которые коснулись налогообложения реализации макулатуры и затронули пп. 31 п. 2 ст. 149, а также п. 8 ст. 161 НК РФ.

Начнем с того, что до 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, освобождавший от налогообложения реализацию макулатуры. В связи с этим учреждения культуры при сдаче макулатуры в пункт приема в 2018 году не начисляли НДС.

В пояснительной записке к Федеральному закону № 174-ФЗ было указано, что освобождение реализации макулатуры от обложения НДС было направлено на то, чтобы способствовать выводу макулатурной отрасли из кризисного состояния и обеспечению ее дальнейшего развития. При этом изначально было установлено, что освобождение прекращается с 01.01.2019.

С 01.01.2019 пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ утратил силу, вследствие чего реализация макулатуры перестала освобождаться от обложения НДС и, соответственно, стала облагаться налогом. При этом налогообложение осуществляется в специальном порядке, предусмотренном п. 8 ст. 161 НК РФ.

Новшество и пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. Согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Применяется ли данная норма при реализации макулатуры? Начнем с того, что в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ говорится о выполнении учреждениями работ и оказании услуг. Реализация же товаров не приравнивается к выполнению работ и оказанию услуг. Аналогичный вывод делают финансисты касательно казенных учреждений в письмах от 27.09.2017 № 03-03-06/3/62496, от 25.07.2016 № 03-07-11/43314.

Также обращаем внимание на то, что сдача макулатуры учреждениями культуры осуществляется вне рамок государственных (муниципальных) заданий.

Поэтому при сдаче учреждением культуры макулатуры не применяется пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Понятие макулатуры. Макулатурой признаются (п. 8 ст. 161 НК РФ):

  • бумажные и картонные отходы производства и потребления;

  • отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Отметим, что понятие макулатуры, которое ранее было определено в пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, в настоящее время не изменилось.

Покупатель – налоговый агент. Пункт 8 ст. 161 НК РФ возлагает на покупателя макулатуры (пункт приема макулатуры) обязанности налогового агента по НДС. Эти обязанности заключаются в следующем:

  • определение налоговой базы по НДС;

  • исчисление НДС;

  • уплата налога в бюджет.

Таким образом, учреждение культуры при сдаче макулатуры в пункт приема не исчисляет и не уплачивает НДС. За него это делает пункт приема макулатуры, выступая в качестве налогового агента.

Для налоговых агентов в данной норме приведены следующие разъяснения: они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ, или нет.

Пункт 8 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при реализации макулатуры налоговая база рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со ст. 105.3 «Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами» НК РФ, с учетом налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при исчислении НДС налоговыми агентами налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Следовательно, налоговый агент рассчитывает налоговую базу исходя из стоимости макулатуры с учетом НДС, а сумму налога определяет расчетным методом по ставке 18/118.

Знание порядка расчета налоговой базы и ставки НДС позволяет учреждению культуры при реализации макулатуры проверить правильность исчисления налоговым агентом суммы НДС, которую налоговый агент удерживает из доходов, подлежащих выплате учреждению культуры за сдачу макулатуры.

Вычет НДС учреждением культуры. В письмах Минфина РФ от 03.12.2018 № 03-07-11/87234, от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 сказано, что продавцы макулатуры смогут принимать к вычету суммы НДС по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг).

Учреждение культуры освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС или не признается плательщиком НДС. Из пункта 8 ст. 161 НК РФ следует, что реализация макулатуры облагается НДС, только если учреждение культуры не освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС.

При реализации макулатуры налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В письмах Минфина РФ № 03-07-11/87234, № 03-07-14/85863 уточнено, что при приобретении макулатуры у неплательщиков НДС обязанность по исчислению НДС у покупателей макулатуры отсутствует. В связи с этим возникает вопрос: в каких случаях учреждение культуры признается освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС, а также не является плательщиком НДС?

К таким случаям относится применение учреждением культуры упрощенной системы налогообложения, а также освобождение учреждения культуры от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ. В данных случаях реализация учреждением культуры макулатуры не облагается НДС, а покупатель не исполняет обязанности налогового агента.

Случаи начисления НДС учреждением культуры при реализации макулатуры. Согласно п. 3.1 ст. 166 НК РФ при реализации макулатуры сумма НДС налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абз. 7 и 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Приведем эти случаи:

  • при установлении факта недостоверного проставления налогоплательщиком – продавцом макулатуры в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на такого продавца;

  • продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с гл. 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС при реализации макулатуры начиная с периода, в котором они перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

* * *

При реализации учреждением культуры макулатуры в пункт приема последний выступает в качестве налогового агента, формируя налоговую базу по НДС, исчисляя, удерживая НДС из доходов продавца и уплачивая налог в бюджет.

Если учреждение культуры применяет УСНО или освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, реализация макулатуры не облагается НДС. В такой ситуации в договоре и первичном документе нужно делать соответствующую запись или проставить отметку «Без налога (НДС)».

Минфин уничтожает переработку макулатуры в России

Введение Минфином агентского НДС в 2019 году для переработчиков макулатуры в рамках закона № 424-ФЗ стало настоящей катастрофой для отрасли. При этом пострадали от изменений не только сборщики и переработчики макулатуры, но и бюджет, и налоговики. Отменив без расчетов и достаточного экономического обоснования так называемый НДС Фокина, министерство практически убивает отрасль.

И простой, и сложный

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным и взимается в России в размере 20% при продаже товаров или оказании услуг. Усилиями российского Министерства финансов сейчас в стране действует две системы начисления и взимания НДС.

В обычной схеме уплаты НДС плательщиком налога является продавец товара. Каждый из участников цепочки создания добавленной стоимости выплачивает государству разницу между суммой НДС, полученной при реализации товара, и суммой, затраченной при покупке товаров и услуг.

В отдельных видах деятельности — реализации сырых необработанных шкур животных, лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия, а с 1 января текущего года и макулатуры — действует агентская схема уплаты НДС. Ее отличие от обычной в том, что обязанность начислять и уплачивать налог передана от продавца покупателю. Последний, таким образом, выступает в роли налогового агента для продавца. При прочих равных условиях обычная и агентская схема обеспечивают поступление одной и той же суммы налога.

С четвертого квартала 2016 года по конец 2018-го реализация макулатуры была освобождена от НДС. Такой порядок налогообложения, получивший в отрасли название «НДС Фокина» по фамилии инициатора закона члена комитета Госдумы по экологии Александра Фокина, повлек за собой целый ряд положительных последствий, но наиболее очевидные из них — резкий рост поступлений в бюджет и быстрое развитие отрасли переработки макулатуры.

Необходимость перехода на НДС Фокина заключалась в том, что обычная схема исчисления НДС часто использовалась недобросовестными плательщиками для прямого хищения денег из бюджета, признает директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов. Так, отмечается в экспертном заключении по вопросу обложения сделок и реализации макулатуры НДС, проведенном РЭУ имени Г. В. Плеханова, только выплаты из бюджета по данному налогу в 2012–2014 годах превысили сумму полученного налога, в результате чего убытки бюджета составили 45 млн рублей, то есть изъяли (попросту говоря, украли) из бюджета больше, чем заплатили в него. Развитие отрасли оказалось фактически блокировано: добросовестные заготовители проигрывали в конкуренции фирмам-однодневкам и не могли развивать свой бизнес; переработчики страдали от недостатка сырья и претензий ФНС в связи с неуплатой налогов заготовителями и экспортерами макулатуры.

Место макулатуры в производстве бумажно-картонной продукции Источник: Центр системных решений

Освобождение реализации макулатуры от НДС привело к тому, что заводы, перерабатывающие макулатуру, лишились возможности принимать к зачету суммы НДС, выплаченные при ее закупках. Фактически перерабатывающие предприятия стали платить НДС и за себя, и за всех участников сегмента заготовки. Льгота, предоставленная заготовителям макулатуры, компенсировалась ростом поступлений налога с переработчиков. И не просто компенсировалась. В первый же год действия НДС Фокина Федеральная налоговая служба зафиксировала рост поступлений НДС из отрасли с 3,78 млрд до 9 млрд рублей.

Конъюнктура макулатурного рынка в 2017 году по сравнению с 2016-м не могла обеспечить более чем двукратного роста сгенерированной в отрасли добавленной стоимости. Динамика сбора макулатуры в 2017 году показывает, что 5 млрд рублей налога в год попросту растворялись в среде недобросовестных отраслевых игроков. НДС Фокина вернул выпадающие суммы налога в бюджет.

Как устроена отрасль

Российская отрасль переработки макулатуры — это 84 предприятия совокупной мощностью переработки 4,5 млн тонн в год. Порядка 40% всей бумажно-картонной продукции в стране производится из макулатуры. В переработку поступает более 50% пригодной для переработки макулатурыПереработка макулатуры в России и ЕС Источник: CEPI, Росстат, Центр системных решений

Для полного понимания ситуации следует привести анализ структуры отрасли переработки макулатуры. На верхнем уровне находится завод, на котором макулатура превращается в различные виды бумажной продукции (тарные картоны, бумажные санитарно-гигиенические изделия, упаковка из формованного бумажного волокна, строительные материалы на картонно-бумажной основе и т. д.).

Основной поставщик макулатуры для заводов — производственно-заготовительные предприятия (ПЗП), на которых производится сортировка макулатуры и формирование товарных партий. Каждый из заводов обычно работает с несколькими десятками ПЗП, рассказывает председатель Российского союза налогоплательщиков, первый заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артем Кирьянов.

ПЗП и места образования макулатуры связывает, без преувеличения, огромное количество первичных заготовителей — индивидуальных предпринимателей, субъектов микро- и малого бизнеса, попросту говоря — водителей с одной «Газелью». С одним ПЗП могут сотрудничать и десятки, и сотни первичных заготовителей.

Как можно видеть, один завод замыкает цепочку, состоящую из сотен, а в отдельных случаях и тысяч участников. Проконтролировать уплату налогов перерабатывающими предприятиями — сейчас их в стране 84 — легко. Отследить всех заготовителей — практически невозможно. Но с НДС Фокина число участников цепочки уже не имеет значения: за всех налог платит завод. Достаточно для каждого из 84 заводов назначить по одному инспектору ФНС для эффективного контроля начисления и уплаты налогов.

Баланс макулатуры в 2018 г. Лига переработчиков макулатуры, Центр системных решений

Важное обстоятельство: сегмент заготовки макулатуры, включая первичных заготовителей и ПЗП, — это полностью малый бизнес, имеющий право использовать упрощенную систему налогообложения.

НДС по Фокину

Результатом применения НДС Фокина стал рост числа участников отрасли, инвестиции, указывает Артем Кирьянов. По оценкам экспертов, в 2018 году объем заготовки макулатуры увеличился до 4 млн тонн, на 800 тыс. тонн больше, чем в 2016-м. Рост обеспечен увеличением количества первичных заготовителей — ИП, микро- и малых предприятий — пропорционально росту объемов сбора, то есть по меньшей мере на 25%.

Ожидая роста входящего потока сырья, заводы запланировали массированный ввод мощностей. Только в сегменте производства тарных картонов (основного сырья для выпуска гофрированного картона, материала для наиболее популярной транспортной тары и упаковки) на период до 2023 года был запланирован ввод в строй новых и модернизация действующих производств совокупной мощностью более 2,5 млн тонн в год (по переработке). С учетом действующих мощностей вводимого объема будет достаточно для переработки всей пригодной для переработки макулатуры.

Итог применения НДС Фокина:

— кратный рост поступлений в бюджет;

— привлечение в сегмент заготовки макулатуры существенного количества новых участников;

— рост объемов заготовки и переработки макулатуры;

— повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности отрасли;

— многократное сокращение объемов налогового администрирования, взрывной рост эффективности налоговой службы.

Странное решение

И на этом фоне Министерство финансов продавливает через Госдуму агентский НДС в сегменте заготовки макулатуры, отбросив отрасль на три года назад и блокировав ее развитие.

Чем руководствовалось ведомство, предлагая и продвигая свою инициативу? Гармонизацией законодательства? Но почему гармонизация должна идти в сторону усложнения — или, по крайней мере, не должна учитывать специфику предметов регулирования? В оборот макулатуры вовлечены фактически все действующие в России юридические лица: в соответствии с последней редакцией ст. 161 Налогового кодекса «макулатурой признаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения». Неизбежные ошибки при оформлении реализации макулатуры в рамках агентской схемы НДС ударят по любой из действующих в России организаций. Желающих передать накопившуюся макулатуру на переработку в таких условиях будет все меньше.

Усилением контроля? Но, продавив введение налога, Минфин сам себе создал предмет и объект контроля: если налога нет, то и контролировать нечего. В каком случае контроль будет проще и эффективнее: когда плательщиков налога 84 или когда их сотни тысяч? Насколько потребуется увеличить ресурс, выделяемый на налоговый контроль в отрасли? Если во время действия НДС Фокина один инспектор на одно перерабатывающее предприятие обеспечивал поступление более 107 млн рублей налога, то какая сумма придется на одного инспектора при агентской схеме?

Рост объемов администрирования НДС при агентской схеме Источник: Лига переработчиков макулатуры, Центр системных решений

Особенно странным выглядят действия Минфина на фоне современных сервисов, уже сейчас предлагаемых его подразделением — Федеральной налоговой службой. На II Всероссийском форуме «Диалог с налогоплательщиком» ФНС представила сервис для плательщиков налога на профессиональный доход — простой, максимально дружественный к пользователю, полностью автоматизированный. Но если самозанятый пользователь сервиса рискнет связаться с заготовкой макулатуры и приобретет хотя бы килограмм у юридического лица, он приобретет все обязанности налогового агента по НДС.

Ведомство ожидало роста поступлений в бюджет? Но на чем основывались эти ожидания? Увеличить уплату налога, при прочих равных условиях, возможно исключительно за счет роста налогооблагаемой базы, то есть, объемов заготовки и переработки макулатуры. Перераспределение обязанностей по уплате налога, учету и отчетности к требуемому результату не приведет.

НДС Фокина предусматривал взимание налога с максимального объема образованной добавленной стоимости в конечных точках ее образования — на заводах. Агентская схема никак не может способствовать росту добавленной стоимости, а только увеличивает число налогоплательщиков, каждый из которых выплачивает налог с ничтожной части образуемой отраслью добавленной стоимости. Минфин склонен полагать, что если сто раз взять 20% с каждого рубля из ста, то в результате получится больше, чем если бы один раз взяли 20% со ста рублей?

Минфин убивает отрасль

Таким образом, 2019 год поставил отрасль в крайне тяжелые условия. Из простой и понятной системы сделали сложную и запутанную. «Сейчас мы наращиваем количество плательщиков, что увеличивает нагрузку на органы власти по администрированию, а ожидать увеличения поступлений нельзя, поскольку то, что раньше собиралось в одном месте, будет распределено по длинной цепочке. То, что делали 80 компаниями, теперь размажется по миллионам. Зачем это было сделано? Непонятно. А НДС — это такой налог, решения по которому следует принимать только после глубокого анализа», — говорит Владимир Саськов.

Основная ошибка Минфина именно в отношении макулатуры заключается в том, что макулатура рассматривалась ведомством так же, как и другие предметы регулирования, в частности металлолом. В заготовке металлолома существует период возникновения полуфабриката, который можно просто «нарисовать» на бумаге, хотя в реальности его не будет существовать.

Новая бумагоделательная машина на Сухонском ЦБК (Объединенные бумажные фабрики) Источник: пресс-служба ОБФ

Это, с одной стороны, еще металлолом, а с другой — полуфабрикат, не готовая продукция. И в ряде случаев участники отрасли злоупотребляли этим. Искусственно встраивали в цепочки компании, которые как бы продавали им полуфабрикат и получали налоговый вычет. В случае с макулатурой министерство, пытаясь найти в цепочке поставок аналогичный полуфабрикат, имело в виду сортированную и кипованную макулатуру, то есть сырье, соответствующее ГОСТ 10700-97, которое заготовители продают переработчикам и которое, по закону 174-ФЗ, было освобождено от НДС. Но у участников отрасли возникает закономерный вопрос: зачем нужны манипуляции с макулатурой, если это сырье и так освобождено от НДС? Ответа на него так и нет.

Участники отрасли бьют тревогу. «Мы еще не получали требований из налоговой инспекции, — говорит бухгалтер одного из ПЗП, — но только потому, что сама ФНС пока не поняла, что происходит». По ее словам, уже известны случаи, когда заготовители заявили НДС к вычету по приобретенным услугам.

Если раньше это было невозможно, потому что деятельность мелких реализаторов макулатуры не облагалась НДС, то теперь у них появилась такая возможность. И, естественно, объясняет бухгалтер, бюджет эти деньги потеряет.

Крупные заводы уже почувствовали изменения — их работа усложнилась: входящие счета-фактуры без НДС могут не соответствовать действительности. Приходится постоянно звонить заготовителям и уточнять, по какой системе налогообложения они работают.

Есть и чисто технические трудности с учетом. Программа 1С сейчас поддерживает только одну версию — КОРП. И если компании-отходообразователю требуется учесть даже одноразово работу с макулатурой, она должна приобрести новую программу, которая стоит порядка 35 тыс. рублей. Кроме расходов на программу, отходообразователь также должен оплатить обучение сотрудника. И все это для того, чтобы проделать одну операцию, потому что об НДС необходимо отчитываться в электронном виде, а реализация макулатуры для подавляющего большинства отходообразователей — работа непрофильная.

Но, пожалуй, самый сложный момент — то, что заготовитель как налоговый агент должен исчислить НДС на момент отгрузки, во время получения макулатуры. И исчислить его надо по счету-фактуре, который предоставляет отходообразователь. Соответственно, при отсутствии такого документа налог исчислить невозможно. Что с этим делать? Непонятно. А поскольку для большинства отходообразователей макулатура — это непрофильный бизнес, то ясно, что никто вопрос решать не спешит. Результат налицо: объемы заготовки макулатуры снижаются.

Эксперты за НДС Фокина

Федеральный закон № 424-ФЗ уже раскритиковали все, кто только с ним ознакомился или кого он так или иначе коснулся: Лига переработчиков макулатуры, заготовители, Министерство промышленности и торговли, Министерство природных ресурсов и экологии, Московский университет имени С. Ю. Витте, Московский государственный университет, РАНХиГС, Российский экономический университет, Общественная палата РФ, «Деловая Россия», «Общероссийский народный фронт», «Опора России».

Например, Наталья Беляева, независимый эксперт, уполномоченный на проведение анализа законопроекта для комитета Госдумы по бюджетам и налогам, отмечает в своей экспертизе, что в № 424-ФЗ выявлен ряд коррупциогенных факторов. Она уверена, что в результате принятия этого закона выигрывает только одна группа лиц, и сама его разработка могла быть следствием давления этой группы — лесозаготовительной отрасли.

Против нового закона выступили эксперты Высшей школы экономики, в числе негативных последствий для отрасли отмечающие усложнение учета и отчетности по НДС, сокращение числа участников отрасли и объемов заготовки макулатуры, падение налоговых поступлений и ухудшение финансовых показателей предприятий.
Свое мнение в отношении закона высказали также представители Минпромторга и Минприроды. На заседании Общественной палаты ведущий специалист-эксперт отдела лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности Минпромторга Елена Клеванова подтвердила: заготовители испытывают стресс от агентского НДС, загрузка производственных мощностей снижается. Поэтому профильный департамент Минпромторга поддерживает возвращение НДС Фокина.
Что же касается Минприроды, то сложившаяся ситуация — его прямой интерес, так как переход к модели экологически устойчивого развития объявил еще в 2016 году Владимир Путин, потребовавший от всех заинтересованных сторон активных действий в этом направлении. Хаос же в отрасли, которая занимается вторичной переработкой сырья, противоречит этим целям.
Кроме того, действия Минфина подрывают исполнения поручений президента по циклической экономике и устойчивому развитию и блокируют исполнение национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего предпринимательства».

Отрасль бьется за свое спасение

Уже понятно, что вступление в силу новых поправок к Налоговому кодексу серьезно сказывается на всей отрасли и несет значительные риски и для экономики, и для экологии, так как именно на макулатуре завязано до 50% бумажной промышленности. И если говорить о последствиях, наиболее очевидным из них представляется снижение объемов заготовки макулатуры вследствие уменьшения количества заготовителей, говорит Артем Кирьянов. За этим последуют уменьшение объемов выпуска и реализации продуктов переработки макулатуры; снижение доходности и падение инвестиционной привлекательности отрасли.

Наиболее очевидное решение в сложившейся ситуации, уверен Артем Кирьянов, — вернуться к НДС Фокина, отлично зарекомендовавшему себя в 2016–2018 годах. Это позволит отрасли развиваться, а бюджету — получать НДС в полном объеме, при этом как минимум не ухудшая экологическую ситуацию в стране.

Не исключено, что поправки будут пересмотрены, возможно, все это даже может перерасти в новый отдельный законопроект, но уже с более детальным анализом от всех имеющих отношение к этому правительственных ведомств. Но мгновенно этого не произойдет, а значит, в 2019 году время уже упущено и бюджет недополучит существенные средства, тогда как сама отрасль серьезно пострадает. Ясно одно: отрасли необходим НДС Фокина и его следует вернуть как можно быстрее.

«Бумажный НДС»: и хочется, и колется, но государство не велит

Здравствуй, Регфорум!

Любой бизнес стремится заплатить меньше, а получить больше и это абсолютно нормально. Учитывая такую особенность бизнеса, любая возможность получить от государства скидку по налогам – выглядит для предпринимателей очень привлекательно. Вычет по НДС – это разрешенная законом налоговая выгода, но некоторые компании в погоне за прибылью иногда злоупотребляют своим правом и заключают сделки только ради этого.

Согласно ст.171 НК РФ, бизнес может уменьшать налог на НДС от поставщиков. Для этого компания должна предоставить в налоговую декларацию по НДС с книгами покупок и продаж. Как только эти документы проходят проверку в налоговой, компания получает законный вычет по НДС.

Но есть и другая ситуация, когда бизнес «закупает» что-либо, преследуя две цели: снизить НДС и заплатить в бюджет поменьше. Именно такой НДС называют «бумажным», так как в реальности он существует только на бумаге.

Бизнес по продаже «бумажного» НДС устроен примерно так: компании-клиенту предлагают работу через цепь фирм-однодневок, продумывают и придумывают сделки, которые оформляются по бумагам. Всё выглядит реалистично: одна компания поставила кирпич, другая купила, вот счет-фактура, вот договор.

Однако, сегодня налоговая все чаще вскрывает закулисную сторону таких сделок по получению необоснованной налоговой выгоды, используя систему АСК НДС, которая легко обнаруживает разрывы по НДС. В отношении таких налогоплательщиков налоговики проводят углубленную камеральную проверку (ФНС выпустила в конце 2017 года внутреннюю инструкцию, как проводить такие проверки). А далее налогоплательщика просят «добровольно» подать уточненную декларацию и доплатить разницу. Кроме этого, существует риск получить штраф в размере 40 % от невыплаченных сумм, если налоговая докажет, что налогоплательщик в этой сделке является выгодоприобретателем, т.е. компания умышленно пошла на заключение фиктивных сделок.

Не смотря на угрозу серьезных «кар небесных» в российском бизнесе существуют те, кто еще не знает о рисках, а также есть много предпринимателей, кто знает, но продолжает продавать и покупать «бумажный» НДС. Действительно, как можно пройти мимо таких выгодных предложений, которые любой любопытный человек может свободно найти в интернете:

«Закрывающие документы (бумажный НДС). Наш НДС не отваливается через несколько месяцев (как у большинства селлеров данной услуги), подходит для белых организаций, все документы проводим (не фантики), проверку держим, случаев доначислений пока не было. Стоимость выше, чем некоторые предложения на рынке (1,5 — 3,5%), мы делаем работу более качественно, ставим больше звеньев, больше регионов в цепи, что сильно увеличивает сроки возможной проверки, плюс мы не бросаем, а качественно ликвидируем последнее звено.»

***

«Оплата услуги только после получения Вами квитанции о приеме декларации по НДСу от налоговой инспекции. Имеется серьезная поддержка со стороны гос.органов, чем мы выгодно отличаемся от конкурентов, в связи с этим наш НДС — железобетонный. Работаем как с текущими кварталами, так и с уточненками. Готовы рассмотреть даже самые неразрешимые ситуации. Объем от 100 млн. рублей».

Недавно мои коллеги рассказали мне про случай с клиентом, который занимается продажей и установкой систем слежения. Его вызвали в налоговую, так как инспектор обнаружил у него разрывы по НДС. Система АСК НДС, как всегда, не подвела: компания оказалась засвечена в цепочке фирм-однодневок. И хотя контрагент первого уровня был реальный и все документы по нему были в порядке, но другие-то компании в цепочке были «с душком». Поэтому, налоговики не сдавались — попросили пояснить реальность сделки, а именно: на что пошли купленные предпринимателем тонны стройматериалов и где, собственно, построенный объект.

Уплата НДС при реализации макулатуры возложена на покупателей

Дурново Д. В., главный редактор ИД «Аюдар Инфо»

Журнал «НДС: проблемы и решения» № 4/2019

С января 2019 года обязанность по уплате НДС при реализации макулатуры возложена на налоговых агентов – покупателей данного товара. Вместе с тем порядок исчисления и уплаты НДС аналогичен тому, что действует с 01.01.2018 в отношении сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (Письмо Минфина России от 03.12.2018 № 03-07-11/87234). Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Продавец – плательщик НДС.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03-07-11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по-особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Обратите внимание:

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03-07-14/85348, от 03.12.2018 № 03-07-11/87234).

Продавец – организация, не являющаяся плательщиком НДС, либо физическое лицо.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Вычет НДС у налогового агента.

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

* * *

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *