Нарушение валютного законодательства

Штрафы за нарушение валютного контроля – законодательные основы

Вопросы валютного контроля и связанных с ним штрафов за нарушения стоят ребром для юридических лиц. Непредоставление справок и прочих документов, просрочки по выплатам – всё это приводит к тем или иным санкции. Разберём законодательные основы проблемы и ряд нюансов – вроде исковой давности и обжалования назначенного наказания.

Разновидности нарушений валютного законодательства и ответственность

Все нарушения, касающиеся сферы валютного контроля, делятся на такие направления, как:

  1. Несоблюдение установленных сроков подач отчётных документов. В первую очередь сюда относятся справки.
  2. Подача некорректных или откровенно ложных сведений. Такое происходит как преднамеренно, так и по ошибке.
  3. Неправильное заполнение бумаг. Здесь имеется в виду внесение неполных данных или данных, содержащих неактуальную информацию.
  4. Несоблюдение временных рамок перевода валюты на счёт. Специфика состоит также и в том, что бизнесмен будет вынужден заплатить штраф в любом случае – даже если задержка произошла по причине несвоевременной оплаты зарубежным партнёром выставленных счетов.
  5. Игнорирование обязательства по возвращению в Российскую Федерацию тех денег, что были выплачены нерезидентами.

В рамках темы, разумеется, интересен вопрос ответственности за нарушение порядка работы с валютными транзакциями. В этом случае речь идёт об ответственности:

  • административной (подразумевает штрафные санкции);
  • гражданско-правовой (приводит к аннулированию сделки);
  • уголовной (чревата наказанием вплоть до лишения свободы).

Кто в России занимается штрафным воздействием при нарушении ВК? Ведущие госорганы, организующие мониторинг всех операций, проводимых между российскими и иностранными кредитно-финансовыми учреждениями, – это:

  • Центральный Банк РФ;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Федеральная таможенная служба.

Примечание 1. Что касается санкций, их применяет в большинстве случаев именно налоговая. Таможня же штрафует за те нарушения, что были допущены при таможенных операциях.

Штрафы

Чтобы лучше понять суть вопроса, нужно вникнуть в некоторые основы, а затем сравнить сами нарушения.

Общие сведения

Штрафные санкции в связи с просрочками и прочие виды взыскания описаны в статье 15.25 КоАП РФ. Её содержание определяет, что штрафы юрлицам оформляются за несоблюдение сроков подачи документации для реализации валютного контроля, а также за её некорректное оформление и хранение.

В особенности внимание уделяется несвоевременному предоставлению:

  • отчётности по передвижению валютных средств;
  • паспортов сделки;
  • информации об изменениях в связи с зарубежными счетами резидентов России;
  • других подтверждающих бумаг и сведений о подлинности сделки.

Примечание 2. Нарушение сроков как оплаты за товар, так и поставки также грозит применением штрафных санкций. Для предприятий это сумма от 40 000 до 1 000 000 рублей. Реализация же незаконных операций с иностранной валютой или операций, игнорирующих специальные банковские счета, чревата штрафом на полную сумму сделки.

Таблица

Все самые значительные санкции за нарушение валютного контроля мы представили ниже. Указанные сведения относятся к юрлицам.

Таблица 1. Штрафы за нарушение ВК.

Вид нарушения Статья КоАП РФ Штраф, руб.
Неполучение резидентом оплаты за реализацию товарных единиц и оказание услуг зарубежной партнёрской организации, а также невозвращение денег за товары, не попавшие в Россию Пункты 4 и 5 0,75 суммы – полная сумма контракта
Игнорирование сроков оформления паспорта сделки (то же касается и переоформления) П.6 40 000 – 50 000
Несвоевременная подача справок об операциях с валютой и подтверждающих документов 5 000 – 50 000
Отказ в предоставлении бумаг по банковскому запросу 40 000 – 50 000
Повторяющееся в течение года нарушение порядка или временных рамок подачи документации 400 000 – 600 000
Непредоставление бумаг по изменениям в связи со счетами в зарубежных банковских компаниях П.2 800 000 – 1 000 000
Несвоевременное предоставление информации об открытии и закрытии счетов П.2 50 000 – 100 000
Нарушение порядка ведения счетов, открытых в валюте П.1 0,75 суммы – полная сумма нелегальной транзакции

В целом, такое положение дел сохраняется на момент 2019 года.

Уголовное наказание за несоблюдение валютного контроля

Ответственность за проступки в рамках валютного законодательства могут быть отнюдь не только административными. Применяются и уголовные наказания.

Пример 1. Статья 193 УК РФ – “Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации” – сулит крупные штрафы и даже лишение свободы. Само название статьи говорит о причине ответственности.

В тех случаях, когда резидент должен был получить некоторую сумму, которая впоследствии не дошла до расчётного счёта, судебная инстанция выносит приговор на основании объёма отсутствующих средств.

Таблица 2. Уголовные последствия.

Сумма, руб. Размер штрафа, руб. Срок лишения свободы
> 9 000 000 От 200 000 до 500 000 До трёх лет. В качестве альтернативы могут назначаться исправительные работы

До четырёх лет – при участии в сговоре группы лиц

> 45 000 000 До 1 000 000 До пяти лет

Пример 2. Статья 193.1 – “Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов” – предусматривает штраф на сумму 200 000 – 500 000 руб. или заключение в тюрьму на срок до трёх лет за предоставление заведомо неправильных данных при переводе денег. Если речь о преступлении, совершённом группой лиц, крупной сумме или применении подставной компании, время пребывания в местах лишения свободы вырастает до 10 лет, а штраф – до 1 000 000 руб.

Исковая давность

Если в связи с валютным законодательством компанией допущены нарушения, опасность привлечения к ответственности для бизнесмена сохраняется на протяжении двух лет.

На сегодняшний момент данный период актуален для любых нарушений, учитываемых статьёй 15.25 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Сама статья носит соответствующее название – “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”.

Примечание 3. До 2016 г. срок исковой давности был меньше на один год. Решение об увеличении периода было обусловлено низкой скоростью документооборота между Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и банковскими учреждениями. Из-за этого обстоятельства многим юрлицам удавалось избежать штрафов благодаря апеллированию к истечению сроков исковой давности. Теперь же такой исход стал редкостью.

Как оспорить штраф – возможно ли это?

Шанс на успех в деле обжалования самого факта применения штрафа или его суммы через судебную инстанцию есть почти всегда. Тут можно выделить два пути:

  • апеллирование к малозначительности нарушения;
  • указание на смягчающие факторы.

Первый вариант работает, если штрафная санкция применена за фактические ошибки, допущенные, например, в оформлении документов (справок). При несоблюдении же сроков малозначительность не получится обосновать – даже при опоздании всего на пару дней.

Если говорить о втором варианте, тут всё несколько сложнее. Что может быть интерпретировано судом, как смягчающие обстоятельства? Это в первую очередь:

  • безупречная репутация организации;
  • непростое финансовое положение;
  • факт исправления ошибки по истечении установленного срока, но до выставления штрафа;
  • т.д.

Указанные моменты в состоянии повлиять на судебное решение, касающееся штрафной суммы, однако целиком снять ответственность они не позволят.

Последние законодательные изменения

Все последние перемены в сфере валютного регулирования были реализованы в период с 2017 по 2018 гг. Причём большая их часть пришлась именно на 18-ый год.

Сегодня не является тайной, кто в государстве занимается обеспечением валютного контроля. За финансовыми операциями как резидентов, так и нерезидентов наблюдают налоговая и таможенная службы, Центробанк и агенты ВК (т.е. банковские компании).

Вся новизна реалий валютного контроля введена в действие в стране с 2018-го. В предыдущие годы законодательство по части данной сферы предъявляло особенно строгие требования к юридическим лицам, а ещё точнее – к руководительскому штату. Причина в том, что высокие должностные лица не просто определяют для компаний порядок ведения внешнеэкономического бизнеса, но ещё и большую часть времени находятся за рубежом.

Примечание 4. С 01.2018 претерпел изменения валютный статус резидента РФ. Для российских граждан, большую часть времени проживающих в другом государстве (более 183 дн. в году), установлен режим льгот – с модернизированными правами по поводу управления расчётным счетами.

Изменения, касающиеся штрафных санкций и взыскиваемых сумм, отражены в Федеральном законе от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации”. Данный акт определил ряд корректировок в связи с законами о валютном контроле.

Пример 3. Штрафные санкции для юридических лиц за нелегальные операции с использованием иностранной валюты и платежи, совершаемые в обход агентов валютного контроля, ныне не рассчитываются на основании платёжной суммы, а фиксируются в конкретных цифрах – от 20 000 до 30 000 руб. Те же юрлица, что повторно в срок не вернут деньги, выплаченные нерезидентами в счёт не предоставленных товаров и услуг, будут под угрозой отстранения от своей деятельности на 6 месяцев – 3 года.

Нарушение валютного законодательства приводит не только к административной, но и к уголовной ответственности. Последнее подразумевает вкупе с большими штрафами лишение свободы. Отсюда следует, что халатно относиться к вопросу никак нельзя. Самый верный путь – вовремя подавать все документы и делать выплаты.

Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Привлечение участника ВЭД к административной ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства – достаточно распространенная проблема, с которой обращаются к нашим юристам.

В большинстве случае речь идет о возбуждении дел об административных правонарушениях по частям 4, 5, 6 статьи 15.25 КоАП РФ:

  • нарушение сроков получения валютной выручки;
  • нарушение сроков возврата денежных средств (репатриации валютной выручки) в случае непоставки товара;
  • нарушение сроков предоставления в банк подтверждающих документов.

За допущенные правонарушения законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также соответствующие Письма ЦБ РФ.

Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы. В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство. На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.

Административная ответственность за валютные правонарушения

Административная ответственность определена ст. 15.25 КоАП РФ. Основной мерой наказания за совершенные нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф. В настоящее время идет активная работа по либерализации валютного контроля. В частности, проектом нового КоАП РФ помимо значительного сокращения штрафов за валютные правонарушения предусмотрена фактическое снятие ответственности за отдельные нарушения. Например, предусмотрен минимальный порог – сумма 200 тысяч рублей, при невозврате (не репатриации) которой у резидента будет отсутствовать ответственность.

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:

  • При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
  • При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
  • При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей

В настоящее время широко обсуждаются поправки в КоАП РФ, согласно которым размер штрафа, например, за не репатриацию денежных средств будет снижен с нынешних 75%-100% до 5%-30% для валютных контрактов и 3%-10% — для рублевых. Вместе с сокращением размера штрафа предусмотрены и другие послабления, такие как введение 30-дневного периода для зачисления средств после истечения срока действия контракта, 90-дневного моратория за непредоставление отчетности о валютных операциях и прочее. В основном либерализация направлена на поддержку экспортных контрактов, однако и импортеры должны получить значительные послабления.

Однако, данные поправки в КоАП, в том числе и за административные таможенные правонарушения, пока находятся в стадии обсуждения и согласования.

Уголовная ответственность за валютные нарушения

На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.

В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер — сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ.

Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового.

Залог освобождения от штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ – в содержании внешнеторгового контракта. В частности, наши юристы уже давали общие рекомендации, как составить импортный контракт, с тем чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства.

Для контролирующих органов при определении вины в составе административного правонарушения ключевым фактором является какие действия участник ВЭД мог предпринять на стадии предконтрактной подготовки, исполнения контракта, для предупреждения риска нарушения сроков валютного контроля и какие действия он фактически предпринял после нарушения сроков?

Если резидент не прописал во внешнеторговом контракте четкие сроки поставки товара, отправления и зачисления денежных средств, ответственность сторон за нарушение сроков, компенсационные меры за нарушение своих обязательств по соблюдении сроков, срок возврата денежных средств при непоставке товара (репатриацию валюты) и прочее, то говорить об освобождении от штрафа по 15.25 КоАП РФ не приходится.

Зачастую единственным шансом на отсутствие штрафа является заключение грамотного дополнительного соглашения к внешнеторговому контракту, в рамках которого фиксируется не только изменение сроков (если такое ещё возможно), но и прописываются необходимые положения, которые позволят подтвердить регуляторам, что участник внешнеторговой сделки добросовестно предпринял все возможные и достаточные меры для устранения рисков нарушения сроков валютного контроля.

Рекомендации по снижению рисков

Минимизировать риски привлечения к ответственности за валютные правонарушения можно за счёт грамотной работы на этапе ДО нарушения сроков валютного контроля, например, при пропуске срока возврата авансового платежа в случае непоставки товара.

Юристы нашей компании рекомендуют предпринять следующий комплекс мер:

  1. Проявить осмотрительность при выборе иностранного контрагента и сохранить доказательства предпринятых вами мер по проверке его благонадежности до заключения внешнеторгового контракта. Ранее мы писали о том, как проверить поставщика из Китая.
  2. Прописать во внешнеторговом контракте сроки не только сроки, например, возврата авансового платежа при непоставке товара, но и сроки отправления и сроки получения денежных средств, предусмотрев при этом временной период на техническое проведение межбанковских операций.
  3. При составлении внешнеторгового контракта необходимо прописать не только санкции за нарушение срока исполнения обязательств, но и предусмотреть компенсацию возможных издержек.
  4. При определении применимого права и арбитража для урегулирования возможных споров по внешнеторговому контракту учитывать реальную возможность и соответствующие расходы на ведение такого судебного процесса.
  5. В ходе исполнения внешнеторгового контракта письменно уведомлять сторону о приближающихся сроках исполнения обязательств и сохранять соответствующие уведомления.
  6. В случае фактического нарушения сроков инициировать и активно вести претензионную и/или судебную работу в отношении контрагента.

Данные рекомендации являются действенными как для снижения рисков привлечения к ответственности за валютные нарушения, так и для освобождения от штрафа при формальном привлечении к административной ответственности.

Валютное законодательство

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты несут ответственность:

— за отсутствие учета валютных операций;

— ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;

— непредоставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации (в том числе за представление недостоверных документов или информации).

Ответственность установлена в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке (были представлены недостоверные документы и информация).

Повторное нарушение валютного законодательства, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля является основанием для приостановления действия лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля резидентам, включая уполномоченные банки, или нерезидентам, либо для лишения их таких лицензий и разрешений. Все полученное резидентами и нерезидентами по недействительным сделкам, а также все необоснованно приобретенное не по сделке, а в результате незаконных сделок, подлежит взысканию в доход государства.

Уполномоченные банки несут ответственность в соответствии со ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, Банк России вправе потребовать устранения выявленных недостатков, а также право взыскивать штраф в размере суммы совершенной операции, но не более одной десятой процента от размера минимального уставного капитала, установленного на момент нарушения для вновь создаваемых кредитных организаций, либо — ограничения проведения отдельных операций на срок до шести месяцев за совершение следующих нарушений валютного законодательства:

— при совершении уполномоченным банком перевода валюты Российской Федерации на счета типа «К», «Н», «Ф» со счета резидента с нарушением режима счета нерезидента;

— при нарушении уполномоченным банком порядка открытия счетов типа «К», «Н», «Ф»;

— при совершении уполномоченным банком кассовой операции по счетам типа «К» и «Н», а также операции по зачислению наличной валюты РФ на счет типа «Ф» с нарушением установленного действующим законодательством порядка;

— при выполнении уполномоченным банком поручения на покупку иностранной валюты за счет средств на счетах типа «Н» с нарушением установленного законодательством порядка;

— при нарушении уполномоченным банком порядка осуществления контроля за расчетами резидентов с нерезидентами в валюте Российской Федерации, а также за расчетами в валюте Российской Федерации между нерезидентами;

— за открытие нерезидентам счета типа «К», «Н», «Ф» кредитной организацией, не являющейся уполномоченным банком;

— за осуществление перевода валюты Российской Федерации со счета, открытого в кредитной организации, не являющейся уполномоченным банком, на счета типа «К», «Н», «Ф».

Действующим законодательством предусмотрена также ответственность уполномоченных банков и нерезидентов — владельцев счетов типа «С» — за нарушение порядка открытия и ведения счетов типа «С» в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании в валютном контроле», в частности за такие нарушения как:

— совершение по счетам типа «С» сделок, не предусмотренных действующим законодательством;

— совершение сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С», с нарушением порядка их совершения;

— нарушение правил учета сделок с использованием денежных средств и ценных бумаг, учитываемых на счетах типа «С»;

— недостоверное или несвоевременное предоставление уполномоченным банком отчетности об операциях нерезидентов по данным счетам;

— несоответствие уполномоченного банка требованиям к банкам для предоставления разрешений на открытие и ведение вышеуказанных специальных счетов.

В случае выявления указанных нарушений Банк России направляет уполномоченному банку предписание об устранении нарушений с указанием срока их устранения. Неустранение нарушений в течение срока, установленного предписанием Банка России, является основанием для приостановления операций по данным счетам на срок, не превышающий 3 месяцев. При неустранении нарушений в течение срока свыше 3 месяцев, либо повторном совершении уполномоченным банком аналогичных нарушений, Банк России вправе отозвать разрешение на открытие и ведение специальных счетов типа «С».

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Взыскание сумм штрафов производится органами валютного контроля с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном.

На основании ст. 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, уполномочены органы валютного контроля, в частности:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.

Система и направления валютного контроля. Место Банка России и уполномоченных банков в системе валютного контроля

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

— определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется:

1) Правительством Российской Федерации;

2) органами валютного контроля: Центральным банком РФ, федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ;

3) агентами валютного контроля, которыми являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Основным органом валютного контроля в РФ является Центральный банк РФ, в компетенцию которого входит:

— определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

— издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

— проведение всех видов валютных операций;

— установление правил проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правил проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

— установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

— установление общих правил выдачи лицензий банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдача таких лицензий;

— установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

— подготовка и публикация статистики валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

— выполнение иных функций, предусмотренных действующим законодательством.

Определенными правомочиями по осуществлению валютного контроля на территории Российской Федерации обладают также Министерство финансов РФ (Департамент валютного контроля Минфина РФ, территориальные органы валютного контроля МФ РФ); ГТК РФ МНС РФ; Минэкономразвития РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля:

— открывают и ведут счета резидентам;

— осуществляют продажи обязательной части валютной выручки;

— осуществляют сделки с нерезидентами по продаже им валюты РФ;

— осуществляют контроль за обоснованностью оплаты импортируемых товаров.

С указанной целью банки ведут паспорта импортных сделок — документы валютного контроля, содержащие необходимые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом (юридическим лицом или физическим лицом-предпринимателем) и нерезидентом, предусматривающего оплату иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. По каждому паспорту оформляется досье по импортной сделке — подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров. Формирование досье производится уполномоченным банком либо его филиалом, выполняющим функции агента валютного контроля по контракту, на основании которого оформлен паспорт.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство во мнении относительно природы нарушений валютного законодательства и вида ответственности за такие нарушения. Одни авторы считают, что нарушения валютного законодательства РФ являются, по сути, финансовыми правонарушениями и соответственно влекут применение финансово-правовой ответственности. Согласно мнению других исследователей, за нарушения валютного законодательства виновные лица привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Для обоснования ответственности за нарушения валютного законодательства как вида финансово-правовой ответственности следует указать, что принуждение в механизме валютно-правового регулирования рассматривается как система необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций. Кроме того, правовое регулирование отношений, возникающих по поводу валютных ценностей, осуществляется в публичных интересах, т.е. в интересах всего общества. Как указывает О. Н. Горбунова, «поскольку денежной системой управляет государство, оно должно следить и за обращением иностранной валюты на территории страны, регулировать соответствующие процессы и решительно влиять на них. Цель: создать условия для того, чтобы рубль стал подлинно конвертируемой валютой». Следовательно, финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает отношения, среди прочих, по привлечению к финансово-правовой ответственности.

Валютная политика, являясь звеном финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых государственными органами в сфере валютных отношений с целью защиты государственных интересов на валютном рынке и интеграции экономики Российской Федерации в систему международного экономического пространства в соответствии со стратегическими целями общеэкономической политики. Следовательно, при нарушении валютного законодательства ущерб причиняется непосредственно государству, что позволяет говорить о финансово-правовой природе валютных правонарушений. При этом следует отметить, что механизм финансово-правового регулирования валютных отношений включает нормотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов власти РФ по установлению правового статуса субъектов валютных правоотношений, контроль за соблюдением законов и подзаконных актов, регулирующих финансовую деятельность государства, а также привлечение к ответственности за нарушение валютного законодательства.

Валютная ответственность является видом финансово-правовой ответственности и представляет собой ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства. Основанием валютной ответственности является валютное правонарушение.

Ответственность за нарушение валютного законодательства отражает специфику любых правовых явлений и предполагает определенный порядок реализации ответственности. Ответственность за нарушение валютного законодательства сопряжена с властным государственным принуждением, так как санкции за нарушения норм валютного законодательства применяются органами валютного контроля, которые являются частью государственного аппарата и входят в структуру государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства. Еще одной характеристикой ответственности за нарушения валютного законодательства является тот факт, что она влечет негативные последствия для правонарушителя: ущемляет его право распоряжаться средствами на валютном счете, возлагает на него дополнительные обязанности.

За нарушения валютного законодательства резиденты и нерезиденты могут привлекаться к административной или уголовной ответственности.

В нормативных правовых актах не содержится понятия нарушения валютного законодательства РФ. Для определения указанной дефиниции следует исходить из Определения Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-0 «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»». В частности, в названном Определении указано следующее: «Взыскание на основании пункта 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» сумм штрафов и иных санкций является наказанием за валютное правонарушение, т.е. за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно или по неосторожности. При наличии валютного правонарушения орган валютного контроля вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Однако это решение может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица». Из данного Определения следует, что Конституционный Суд РФ сформулировал определение валютного правонарушения.

Валютное правонарушение — это противоправное виновное деяние, совершенное резидентом или нерезидентом умышленно или по неосторожности, за которое валютным законодательством предусмотрена юридическая ответственность.

Субъектами валютного правонарушения выступают резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства.

Такими субъектами выступают соответствующие физические и юридические лица, обладающие валютной право- и деликтоспособностью. Например, физические лица могут обладать одним из двух видов дееспособности:

  • • общей валютной дееспособностью, представляющей собой способность лица своими действиями приобретать права и обязан ногти в связи с совершением нелицензируемых валютных операций;
  • • расширенной общей валютной дееспособностью — аналогичной способностью в отношении валютных операций, для совершения которых законодательство требует получения специального разрешения (.ищем.¡un) полномочного государственного органа.

Субъект валютного правонарушения — участник валютной операции.

Участниками валютных операций могут быть также Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования, определенные в действующем законодательстве резидентами (ст. 1 Закона о валютном регулировании). Следовательно, указанные резиденты, являясь самостоятельными субъектами права, через действующие от их имени органы государственной власти и местного самоуправления могут выступать непосредственными субъектами валютных правоотношений и в соответствующих случаях — субъектами валютных правонарушений. Хотя правовой статус Российской Федерации, являющейся суверенным субъектом международного права, равно как и иностранных государств и международных организаций, в валютной сфере не может рассматриваться с точки зрения института резидентства, поскольку формируется главным образом комплексом норм международного публичного финансового права.

Субъективная сторона валютного правонарушения предполагает наличие вины в форме умысла или неосторожности. Неосторожность означает, что субъект предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся их предотвратить, либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от пего меры по их соблюдению.

Общим объектом валютных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей, а также при осуществлении расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Объективную сторону валютного правонарушения характеризует совершенное деяние, выраженное в конкретном действии (бездействии) субъекта правонарушения, а в некоторых случаях — и наступление общественно опасных последствий (или угроза возникновения таких последствий), а также необходимая причинно-следственная связь между деяниями и наступившими последствия м и.

Административная ответственность за нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие составы административных правонарушений:

  • • осуществление незаконных валютных операций, т.е. валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ (ч. 1);
  • • представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2);
  • • непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ (ч. 2.1);
  • • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению па свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 4);
  • • невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 5);
  • • несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок (ч. 6);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней (ч. 6.1);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10, но не более чем на 30 дней (ч. 6.2);
  • • нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней (ч. 6.3).

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Санкции указанной статьи установлены в виде штрафа.

Уголовная ответственность. Действующий УК РФ предусматривает две статьи, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства. Это ст. 193 («Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте») и ст. 186 («Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).

В соответствии со ст. 193 УК РФ уголовная ответственность наступает в случае невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Статья 186 УК РФ предусматривает уголовную ответственность:

  • • за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте РФ либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте (ч. 1);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные в крупном размере (ч. 2);
  • • деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, совершенные организованной группой (ч. 3).

Важно отметить, что основная санкция валютного права, которая носит общий характер, установлена ст. 25 Закона о валютном регулировании: «Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Статья 25 Закона о валютном регулировании носит полностью бланкетный характер, что предполагает обращение к другим нормативным правовым актам, прежде всего административного и уголовного законодательства.

К санкциям за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии со ст. 15.25 КоАП РФ относится штраф. К видам уголовного наказания следует отнести: лишение свободы, штраф, принудительные работы и ограничение свободы.

Особый практический интерес представляет применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам. Здесь следует уточнить, что необходимо разделять ответственность банков за нарушение правил о банковских операциях, включая соблюдение установленных Банком России обязательных нормативов, и за нарушение норм валютного законодательства.

Особенности ответственности уполномоченных банков установлены Указанием ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства».

Финансовые санкции, административное взыскание и уголовное наказание сближает то, что все они применяются за неисполнение правонарушителем своих публично-правовых обязанностей (например, нарушение установленного порядка совершения валютных операций).

Из норм Закона о валютном регулировании следует, что ответственность направлена на восстановление отношений в сфере оборота валютных ценностей и компенсацию потерь государства, происшедших в результате валютного правонарушения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *