Налоговые риски

Содержание

Налоговые риски и их оценка

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения у предприятия неблагоприятных правовых последствий в виде финансовых потерь из-за действий госорганов вследствие неоднозначности и некорректности процессов обложения обязательными бюджетными платежами и налогового законодательства.

Налоговые риски могут возникнуть у компании не только из-за ведения хозяйствующим субъектом неэффективной внутренней политики, но и в связи с использованием двойственности некоторых положений, связанных с оплатой налога или применением достаточно рискованных схем, направленных на минимизацию выплат предприятия в бюджет.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Оценка и управление налоговыми рисками организации

Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски по НДС в 2018 году

Риски предприятия по налогу на прибыль

Управление налоговыми рисками

Итоги

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
  • отсутствие:
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, заключая договор, надо:

  • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
  • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
  • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
  • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.

Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

О способах проверки контрагентов читайте в статье «Как и на каких ресурсах проверить сведения о контрагентах?».

Налоговые риски по НДС в 2018 году

В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

  • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
  • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

О доле вычетов, приемлемой для регионов, читайте в материале «Какова безопасная доля вычетов по НДС в вашем регионе в 2017-2018 годах?».

Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

Риски предприятия по налогу на прибыль

Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

  • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
  • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
  • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
  • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
  • обоснованность убытков предшествующих лет.

На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».

О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».

Управление налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

  • организацию работы только с проверенными контрагентами;
  • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
  • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
  • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

Итоги

Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

Зачем нужно понимать, что это такое? Какие последствия, если вероятность такого риска высока? Почему оценка налоговых рисков важна в постоянном режиме? Как это влияет на репутацию организации в глазах ваших контрагентов?

Налоговые риски — это:

Риск финансовых потерь организации в будущем, в части налоговых платежей, увеличения налоговой нагрузки, прямых денежных потерь по штрафным санкциям (пеням, штрафам, недоимкам), увеличение налоговых ставок, потери связанные с уголовными последствиями и судебными издержками организации, потеря положительной репутации во взаимоотношениях с контролирующими органами, риск частого возникновения любого рода проверок (камеральных, встречных, выездных), риск недостоверности информации о руководящем составе и сведениям, содержащихся в ЕГРЮЛ по любой строке выписки.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше Так, например, с увеличением НДС многие бизнесы потеряли разницу в 2% по прибыли, в связи с плановым повышением ставки налога. Многие контрагенты понесли данную потерю из-за невозможности подписания дополнительных соглашений, в любом случае та или другая сторона сделки взяла ее на себя. В связи с ежегодным обновлением программного обеспечения в налоговых органах увеличен риск вероятности налоговых проверок в любом бизнесе, несмотря на обоснование и правомерность данных действий. В массовом порядке производится электронная проверка еще на стадии сдачи отчетности ежеквартально. Даже технические ошибки учета в базе 1С при формировании отчета могут вызвать пристальное внимание налогового органа к вашей организации и запустить процесс проверки (что называется, «на ровном месте»).

Если у вас не вовремя оплачен налог, не своевременно сдана отчетность, не принята квитанция по запросу, требованию налоговой, не предоставлен своевременно ответ на требование, запрос, то это ваш внутренний налоговый риск, который повлечет за собой не только ограничения на расчетный счет, но штрафные санкции по каждому нарушению.

Все вышеперечисленное дает отрицательный результат репутации организации. Все контрагенты вынуждены сейчас отбирать поставщиков и покупателей оценивая налоговые риски и репутацию вашей организации, именно поэтому важно контролировать все вышеперечисленные показатели. Иначе, кроме налоговых рисков, возникают прямые риски потери прибыли и привлечения новой клиентской базы, а также потеря репутации в глазах ваших постоянных покупателей и поставщиков.

Минимизируем налоговые риски с помощью:

  1. Своевременной оплаты налоговых обязательств и сдачи отчетности за каждый текущий период.
  2. Принимаем и отвечаем в срок на все уведомления, письма, запросы, требования, приглашения от налогового органа.
  3. Следим за законодательством в части налоговых изменений постоянно.
  4. Проверяем не реже одного раза в месяц достоверность сведений в вашей выписке ЕГРЮЛ и основных контрагентов.
  5. Пользуемся любыми сервисами и сайтами (включая Интернет-банк для определения индикатора ведения хозяйственной деятельности).
  6. Корректируем отчетность на исправление ошибок самостоятельно, не ждем, когда налоговый орган пришлет требование.
  7. Выдерживаем оптимальную налоговую нагрузку. Нельзя занижать налоги более чем на 2% от выручки, особенно формальными сделками, или рисковыми контрагентами.
  8. Анализируем свои налоговые риски и снижаем возможность их возникновения.
  9. Формируем стратегию, которая позволит улучшить вашу репутацию в глазах налоговой и контрагентов, выстраиваем доверительные и постоянные взаимоотношения с контролирующими органами, договариваемся, не стесняемся, присутствуем там периодически.
  10. Немало важный фактор: наличие информации об организации в СМИ, сети Интернет о ее хозяйственной деятельности, будь то размещение в рекламных целях или каких-либо других.

Для полной картины и своевременного вмешательства в каждой организации необходимо проводить внутренний аудит налоговых рисков не реже одного раза в квартал.

Приведу примерную схему действий оценки налоговых рисков и анализа лишь нескольких факторов их возникновения:

  • Достоверность сведений (адрес, учредители, офис, склад, соответствие деятельности — данные Контур Фокус, сайт фнс) — данные о недостоверности сведений отсутствуют 100% — 0% риска.
  • Риск камеральной/выездной проверки на 2019 г — присутствует — 20% риска (с учетом сведений в открытом доступе и решения вопроса).
  • Наличие камеральных/встречных проверок на дату запроса (2) (НДС страховые) — 10% риска.
  • Наличие недоимок/штрафов/пеней по отношению к выручке 0,01% (риск)
  • Наличие ограничений на расчетном счете — отсутствуют 0% (риск)
  • Соотношение затрат к выручке — 1,46% (риск)
  • Соотношение налогов к выручке — 0,09% (менее 1%) — риск 9,01% благонадежность — 10%
  • Соотношение Основной фонд (средства на балансе) к обороту — 28%, нет риска (рисковая зона менее 10%)
  • Остаток денежные средства (чистый актив) по отношению к расходу — 12% — нет риска
  • Резерв налоговых обязательств — 0%, риск — 1%
  • Соотношение чистой прибыли к обороту за последний финансовый год (2018) — 0,01% (рисковая зона больше 15%) — риск 4,99%
  • ДЗ к выручке — 3,09% (риск)
  • КЗ к расходу — 9,21% (риск) — это мы можем исправить
  • Соотношение затрат на оплату труда к общим затратам — 0,09% (рисковая зона менее 1%, благонадежность — 10%) — 9,1% (риск)

Итого 67,87%. Чем ниже этот показатель, тем лучше. Разные источники информации по-разному трактуют процентное соотношение налоговых рисков. Стратегию выбираете вы, поэтому и решать, какой показатель вызовет негативную обстановку в вашей организации тоже вам. Главное следить за ситуацией и делать соответствующие выводы от анализа вовремя.

Налоговые риски государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 336.2

налоговые риски государства

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения и управления налоговыми рисками государства. Проведен анализ понятия «налоговые риски государства», рассмотрена их классификация. Приведены мнения различных авторов. Также освещены общие аспекты управления налоговыми рисками. Приведены примеры предлагаемых направлений оптимизации налоговых рисков государства. Обозначены основные вопросы эффективного управления налоговыми рисками государства в соответствии с международными стандартами.

Ключевые слова: налоговые риски государства; налоговые поступления; факторы возникновения налоговых рисков государства; оптимизация; мониторинг; международные стандарты управления.

Ежова Е.А.,

?_„ Д студентка магистратуры

Финансового университета Ы evgesha.h@yandex.ru

цё т

В настоящее время понятие «налоговые риски» законодательно не закреплено, но в научной литературе оно часто встречается. В подавляющем большинстве случаев речь идет о налоговых рисках организации, т. е. налогоплательщика. Изучаются и предлагаются их классификация, факторы возникновения, меры по снижению уровня риска и способы его предотвращения.

Применение данного понятия относительно остальных субъектов налоговых правоотношений в последнее время встречается все чаще. В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются не только налогоплательщики, но и налоговые агенты, налоговые и таможенные органы . Следовательно, должны рассматриваться налоговые риски каждого субъекта. В связи с тем что на данный момент не существует единого мнения по вопросу определения понятия «налоговый риск», дать единственно верное толкование такому понятию, как «налоговый риск государства», не представляется возможным.

Каждый автор в рамках своего исследования выделяет специфические черты налоговых рисков государства, отличающие их от других видов. Так, М. Р. Пинская считает, что налоговый риск с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов — вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве .

В. Г. Пансков характеризует налоговый риск государства как вероятность сокращения поступления налогов и сборов в связи с не до конца обоснованными изменениями налогового законодательства, неэффективной работой налоговых и таможенных органов по контролю за уплатой налогов и сборов, а также возвратом налогоплательщикам поступивших в распоряжение государства финансовых ресурсов вследствие неправомерных

По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов

Научный руководитель: Гончаренко Л.И., доктор экономических наук, профессор.

налоговые риски государства

действий должностных лиц контролирующих органов .

По мнению М. И. Мигуновой, налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов .

не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т.е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база

Н. А. Пименов определяет налоговый риск государства как угрозу потерь (снижения) налоговых доходов в результате деятельности участников налоговых правоотношений . По мнению Л. И. Гон-чаренко, налоговые риски государства можно определить следующим образом: во-первых, как снижение (невыполнение плана) налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей; во-вторых, как системное сужение налоговой базы вследствие сокращения объемов отечественного и иностранного бизнеса и инвестиций; уход налогоплательщика «в тень»; снижение конкурентоспособности национальной налоговой системы .

создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для государства

Несмотря на различия в трактовке рассматриваемого понятия, авторы первостепенно все же определяют налоговый риск как угрозу, возможность недопоступления налоговых доходов. Что же касается причин возникновения данного риска, этот вопрос остается дискуссионным. По мнению одних специалистов, факторами возникновения налоговых рисков государства являются недостатки в налоговом законодательстве, другие рассматривают еще и неэффективность работы контролирующих органов. Некоторые авторы, считая, что

перечень факторов возникновения налоговых рисков государства, заложенных в самом определении данного понятия, недостаточно полон, в своих работах предлагают их различные классификации. Например, В.Г. Пансков подразделяет факторы на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относится проводимая государством налоговая политика. К внешним — формирование и функционирование международных офшорных зон; использование налогоплательщиками схем минимизации и ухода от налогообложения; функционирование теневой экономики; мировая конъюнктура цен на энергоносители и связанные с ней колебания рубля по отношению к мировым валютам . Л. И. Гончаренко выделяет следующие причины, носящие общий характер для всех субъектов налоговых правоотношений:

1) несимметричность налогового и гражданского законодательства (в некоторых случаях и иных отраслей права);

2) изменения, внесенные в зарубежное или отечественное законодательство, в том числе в порядке корректировки экономической и налоговой политики страны;

3) несовершенство норм российского законодательства о налогах и сборах, включая внутренние противоречия между нормами различных глав НК РФ; 4) ошибки в экономическом управлении и планировании;

5) действия (в том числе неправомерные) других субъектов налоговых правоотношений или уполномоченных органов власти и управления;

6) некомпетентность собственных работников.

Отсутствие единого мнения по данному вопросу может быть обусловлено его относительной новизной и сложностью изучения. В настоящее время в России недостаточно исследована данная область. Не существует системного подхода к определению налогового риска государства, т. е. риска на макроуровне, в отличие от микроуровня, уровня фирмы, где имеется как теоретическая, так и практическая база. Сложность изучения налоговых рисков государства связана с тем, что государству всегда приходится иметь дело с большим числом переменных и более сильным влиянием субъективного фактора, чем организациям или бизнесу. Также государство всегда должно учитывать интересы всех субъектов правоотношений в силу существующих между ними связей. Несмотря на все это, необходимость изучения налоговых рисков государства сложно переоценить. Создание механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и управлять им, является важной задачей для

государства. К сожалению, существующие на данный момент механизмы учета и анализа объемов налоговых поступлений в бюджет не позволяют прогнозировать их значение в будущем периоде с высокой точностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В научной литературе некоторые авторы уже предлагают ряд мер, которые, по их мнению, по -зволят оптимизировать налоговые риски государства. Например, О. Н. Савина считает, что одним из важных направлений оптимизации налоговых рисков государства является разработка эффективного мониторинга рисков.

В основе организации и проведения мониторинга лежит механизм, реализующий на практике принципы налоговой политики в условиях необходимости повышения эффективности управления налогами в масштабе всей страны и отдельных ее территорий. Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему. Мониторинг как система деятельности гораздо шире .

В настоящее время предлагаемые различными авторами меры не нашли своего применения на практике, что может быть обусловлено сложностью их внедрения и возможной «неготовностью» системы к такого рода новшествам. Для того чтобы понять сложность и масштаб необходимых нововведений, обратимся к международному опыту.

В рамках международных стандартов управления рисками выделяют основные вопросы общего характера, которым государство должно уделить особое внимание для эффективного управления риском:

1) что может случиться (выявление потенциального риска). В каждой сфере требуется регулярное изучение реальной ситуации, включая строгую научную оценку имеющихся тенденций, возможностей, опасностей, вероятности их возникновения и ожидаемого воздействия;

2) что важно (оценка). Установив, что может случиться, государство должно сформировать оценочные суждения о желательности или нежелательности различных результатов, учитывая, например, важность обеспечения надежной работы службы, преимущества, которые принесет та или иная инновация, или место рассматриваемой деятельности в рамках общественного договора между государством и его гражданами;

3) что можно сделать (действия). Установив, что является важным, государство должно составить план того, каким образом избежать, смягчить, предусмотреть или иным образом проконтролиро-

вать потенциальный риск, учитывая в этом плане и фактор неопределенности. В некоторых случаях важно иметь запасной план на случай непредвиденного развития событий. В других следует выделить ресурсы и возможности для решения возможных непредвиденных проблем;

4) что произошло (анализ). Предприняв какие-либо действия на начальном этапе, государство должно проанализировать, был ли достигнут ожидаемый эффект, следует ли внести поправки в существующую оценку риска и нужно ли предпринимать дальнейшие действия. Все это должно сопровождаться эффективным обменом информацией как с теми, кто может пострадать в связи с рассматриваемым риском, так и с теми, кто может помочь справиться с ним .

Мониторинг налоговых рисков государства не тождественен контролю налоговых органов за налоговыми поступлениями в бюджетную систему

Ознакомившись с международными рекомендациями по управлению рисками в самых общих чертах, можно сделать вывод о том, что для создания механизма, позволяющего своевременно выявлять, оценивать риск и эффективно управлять им, требуется разработка необходимого инструментария, а также время на реализацию или внедрение. В настоящее время в России процесс создания такого механизма как в теории, так и на практике находится на начальной стадии.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Пинская М.Р. Налоговый риск: сущность и проявление//Финан-сы. 2009. № 2.

3. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявления и возможные пути минимизации//Экономика.Налоги.Право. 2013. № 4.

4. Мигунова М.И. Основы налогового планирования и прогнозирования: учеб.пособие. Красноярск, 2009.

5. Пименов Н. А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятия и государства//Налоги. 2010. № 4.

6. Гончаренко Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2.

7. Савина О.Н. Мониторинг налоговых рисков государства как механизм повышения эффективности управления налоговой системой/международный бухгалтерский учет. 2014. № 1.

8. Международные стандарты управления рисками: учебно-методическое пособие.

Налоговые риски и управление ими

Финансовый менеджмент связан с управлением финансовыми рисками. Государственный налоговый менеджмент не является исключением. В процессе управления налогами также необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджетов, включая налоговые бюджеты.

Налоговый риск государства представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Наибольшая степень риска в современных российских условиях присуща налоговым формам, непосредственно связанным с обложением прибыли и доходов организаций и физических лиц. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета. Целью определения налогового риска является повышение эффективности управления налогами в масштабе страны или ее отдельной территории. Налоговый риск связан с событием, которое может произойти или не произойти. В случае совершения такого события возможны три экономических результата:

  • нулевой (совпадение запланированных и полученных значений);
  • положительный (получение налоговых доходов, выше запланированных значений);
  • отрицательный (недополучение налоговых доходов).

Налоговые риски можно классифицировать по следующим содержательным признакам:

  1. по времени действия:
    • временные риски – действующие в течение одного бюджетного периода (года) (например, риск недоучета налоговых льгот, предоставленных на один налоговый год);
    • постоянные – многолетние, циклические (например, риск уклонений от уплаты налогов);
  2. по важности результата:
    • основные риски (влекущие за собой значительные финансовые диспропорции, например, риск недоимок по косвенным налогам, особенно НДС);
    • второстепенные – оказывающие меньшее воздействие (например, риск просрочки платежей по налогу на имущество физических лиц);
  3. по уровню бюджетной системы:
    • риски федерального бюджета;
    • риски бюджета субъекта РФ;
    • риски местного бюджета.

В зависимости от причин, вызвавших тот или иной налоговый риск, можно также выделить следующие их группы:

1. Налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года. Такой риск может привести к значительному изменению не только отдельных показателей бюджета, но и к полной переделке всего бюджетного плана.

2. Налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но традиционно применяемый только в коммерческой сфере деятельности. Оценка риска инфляции при налоговом менеджменте позволит обеспечить реальное наполнение объемов ассигнований в течение всего бюджетного года.

3. Налоговый риск снижения платежеспособности налогоплательщиков в течение бюджетного периода. Представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у предприятий и организаций. Падение платежеспособности налогоплательщиков, как правило, носит постепенный характер. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет.

4. Налоговый риск политической конъюнктуры возникает в случае совпадения периода планирования с предвыборным периодом. Политические силы в этот момент могут использовать бюджет для демонстрации своих популистских устремлений, пропагандируя, например, рост социальных расходов. Это накладывает отпечаток на структуру налоговых доходов бюджета.

5. Налоговый риск изменения правовой базы возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство.

6. Налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает.

7. Налоговый риск ошибки планирования. Ошибкой планирования может стать не только техническая ошибка, но и некорректный учет любого обстоятельства, в том числе предположения о значимости и величине любого из рассматриваемых рисков.

Управлять налоговыми рисками – значит прогнозировать наступление положительного или отрицательного результата и заранее принимать меры к снижению степени риска. В связи с тем, что налоговый риск определяется вероятностными показателями, характеризующими возможные финансовые потери (возможный дополнительный доход), возникает необходимость разработки специальных процедур и методик оценки и прогнозирования развития различных ситуаций поведения субъектов управления в условиях таких рисков.

Управление налоговыми рисками предполагает следующие действия:

  • формирование политики управления налоговыми рисками,
  • формирование подходов к управлению налоговыми рисками,
  • характеристика налоговых риска,
  • идентификация отдельных видов налоговых рисков,
  • оценка информации, необходимой для определения уровня налоговых рисков,
  • определение факторов, влияющих на налоговые риски,
  • установление предельно допустимого уровня налоговых рисков,
  • определение размера возможных финансовых потерь по отдельным видам налоговых рисков,
  • выбор и использование внутренних механизмов нейтрализации негативных последствий отдельных видов налоговых рисков,
  • оценка результативности нейтрализации налоговых рисков,
  • организация мониторинга налоговых рисков,
  • оценка результативности мониторинга налоговых рисков.

В рамках государственного налогового менеджмента его субъекты должны выбирать такую стратегию налогового управления, которая позволит уменьшить налоговые риски. Располагая информацией о возможном налоговом риске органы налогового управления должны принимать меры по более эффективному управлению налоговыми потоками.

Для оценки величины налогового риска бюджета используют статистические показатели: математические ожидаемое исполнение налогового бюджета, стандартное отклонение исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета определяется по формуле:

Где ЕВ – ожидаемое исполнение налогового бюджета;
Вi – i-е исполнение налогового бюджета,
Pi – вероятное отклонение i-го исполнения налогового бюджета,
n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Ожидаемое исполнение налогового бюджета – это средневзвешенная величина возможных значений исполнения налогового бюджета, где весовыми коэффициентами являются вероятности их наступления.

Стандартное отклонение исполнения налогового бюджета измеряет разброс величин. Чем больше стандартное отклонение исполнения налогового бюджета, тем больше его изменчивость, и выше налоговый риск.

где σ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета;
Вi – i-е исполнение налогового бюджета,
Bf – наиболее вероятное отклонение,
n – общее число возможных вариантов исполнения налогового бюджета.

Квадрат стандартного отклонение исполнения налогового бюджета (σ2) называют дисперсией распределения исполнения бюджета по налогам.

Общей мерой риска служит размах вариации показателя исполнения бюджета по налогам:

где В0 — налоговый бюджет по оптимистической оценке,
Bр – налоговый бюджет по пессимистической оценке.

Значение стандартного отклонения может быть недостаточным при сравнении рисков или неопределенностей, поскольку не учитывает величину риска, приходящегося на единицу ожидаемого исполнения бюджета по налогам. С целью определения относительного риска бюджета рассматривается коэффициент вариации (CV – coefficient of variation). Коэффициент вариации является мерой относительной дисперсии (риска), приходящегося на единицу ожидаемого исполнения налогового бюджета. Он определяется как частное стандартного отклонения и ожидаемого показателя исполнения бюджета:

где σ – стандартное отклонение исполнения налогового бюджета,
Bf– вероятностное исполнение налогового бюджета.

Чем больше CV, тем больше относительный риск исполнения бюджета по налогам.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля;

  • риски усиления налогового бремени;

  • риски уголовного преследования.

Риски налогового контроля

Потери связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами РФ за совершение налоговых правонарушений налогоплательщиками.

Налоговый кодекс РФ в статьях 116-135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения.

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.

Риски усиления налогового бремени

Это риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот.

Риски уголовного преследования

Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 УК РФ.

Для руководителей крупнейших предприятий нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки, формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела приближается к 100%. Это происходит из-за того, что критерий существенности неуплаты налогов, приводящий к уголовному преследованию, установлен УК РФ в размере 100 000 рублей. Для малых предприятий такой показатель, наверное, является обоснованным, для крупных такой критерий представляется крайне заниженным.

налоговая безопасность – это некоторый диапазон значений допустимого налогового риска. При этом размеры данного диапазона определяются самим субъектом налогообложения с учетом большого количества факторов, таких как уровень налогообложения и уровень требуемой доходности бизнеса в отрасли, размеры предприятия, отношение собственников к риску, а также многих других.

44.Налоговый контроль и его роль в формировании бюджета государства

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля. В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

1) государственный контроль, проводимый уполномоченными государственными органами (налоговыми, таможенными, органами государственных внебюджетных фондов);

2) негосударственный контроль:

а) внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации.

б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов.

По времени проведения налогового контроля различают:

1)предварительный контроль

2) текущий (оперативный) контроль

3) последующий (периодический) контроль

В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

1) документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и производных документов;

2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Формами проведения налогового контроля должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ являются:

* налоговые проверки;

* получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

* проверка данных учета и отчетности;

* осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

* другие формы, предусмотренные НК РФ.

Государственный финансовый контроль является существенным элементом управления государственными финансами и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Его основная цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства в процессе формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. От эффективности государственного финансового контроля в значительной степени зависит экономическое и политическое благополучие государства. Основными составляющими системы государственных финансов являются государственные доходы и расходы, поэтому финансовый контроль, в первую очередь, направлен на проверку своевременности и полноты мобилизации доходов, правомерности и целесообразности расходования государственных средств.

Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней; свыше 80% общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля.

Оценка и анализ налоговых рисков (на примере ЗАО «Аркада») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В-пятых, за счет экономии техногенных ресурсов в результате биологиза-ции и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия снижается себестоимость произведенной растениеводческой продукции, а высвободившиеся финансовые средства направляются на обеспечение минимального приемлемого уровня доходов сельского населения и приобретение других финансовых ресурсов. Экономия техногенных ресурсов в результате биологизации и адаптивно-ландшафтной интенсификации земледелия является существенным резервом обеспечения экологической, экономической и финансовой устойчивости воспроизводственных процессов в системе земледелия и рассматривается как один из базовых элементов в реализации принципа воспроизводственных возможностей ресурсов.

Литература

1. Нечаев В.И., Барсукова Н.Г. Организация землепользования Краснодарского края // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 5. С. 45-47.

2. Трофимов И.А., Трофимова Л.С., Яковлева Е.П., Лебедева Т.М. Управление агроландшафтами и повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственных земель // Земледелие. 2009. № 6. С. 13-15.

3. Ушачев И.Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 3. С.1-9.

ФЕДОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА — доцент, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары (9167525@mail.ru).

FEDOROVA NATALIYA VALENTINOVNA — assistant professor, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

УДК 336.221

Е.Н. ЧЕКУЛАЕВА

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ (на примере ЗАО «АРКАДА»)

Ключевые слова: налоговый риск, выездная налоговая проверка, анализ, оценка, нормативные и фактические критерии налоговых рисков.

Рассматриваются основы оценки и анализа налоговых рисков на примере ЗАО «АРКАДА» Отражены понятие налогового риска и проблемы их возникновения на предприятии, а также предложены основные рекомендации по их решению.

E.N. CHEKULAEVA ESTIMATION AND ANALYSIS OF TAX RISKS (WITH EXAMPLE OF JOINT-STOCK COMPANY «ARCADE»)

Key words: tax risk, exit tax check, the analysis, an estimation, standard and actual criteria of tax risks.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопряжена с многочисленными рисками, управление которыми является важным фактором повышения и поддержания стабильности финансового положения организаций. Одной из значимых групп рисков являются налоговые, поскольку с налогообложением связаны все сферы финансовой деятельности организаций. Высокая актуальность управления налоговыми рисками определяется существенной долей налоговых платежей в общей величине как расходов, так и денежного оттока.

Под налоговым риском понимают неопределенность относительно достижения целей хозяйствующего субъекта в результате воздействия факторов, связанных с процессом налогообложения, которая может проявиться в виде

финансовых (и иных) потерь или в возможности получения дополнительной выгоды (дохода) в результате позитивных отклонений ; опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем .

Рассмотрев данные определения, можно дать следующее определение налогового риска. Налоговый риск — это возможный ущерб налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения в результате действий (бездействия) органов государства и органов местного самоуправления.

Формулируя понятие «налоговый риск», необходимо подразумевать его негативный характер. Причем негативный характер налогового риска имеет определенные формы проявления не только для налогоплательщиков, но и для всех субъектов налоговых правоотношений, признаваемых таковыми в соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

В данной статье подробно остановимся на рисках налогоплательщиков -юридических лиц, возникающих в результате деятельности самого налогоплательщика и подлежащих прогнозированию и управлению проблем организации и их анализа.

Как правило, налоговые риски данной категории усиливаются при изменении налогового законодательства, наличии неточных формулировок отдельных налоговых норм, смене бухгалтеров на отдельных участках или главного бухгалтера на предприятии.

Основным источником потенциального возникновения налоговых рисков является выездная налоговая проверка, хотя риски налогового контроля со стороны налогоплательщика могут быть оценены по официальным методикам налоговых органов и минимизированы путем управления показателями, подлежащими оценке. Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки, которая в отличие от камеральной налоговой проверки производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции. Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, включая охват проверкой периодов текущего календарного года. Она может проводиться как по одному, так и по нескольким видам налогов, уплачиваемых одним налогоплательщиком .

Проанализируем налоговые риски на примере ЗАО «АРКАДА».

ЗАО «АРКАДА» расположено в Республике Марий Эл, в пгт Медведево. Предприятие было зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Марий Эл в 2007 г. и до настоящего времени место постановки на учет является неизменным. Основной деятельностью ЗАО «АРКАДА» является деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом. ЗАО «АРКАДА» находится на общей системе налогообложения.

Бухгалтерский и налоговый учет в ЗАО «АРКАДА» ведется структурным подразделением — бухгалтерией. В состав бухгалтерии входит расчетный и материальные отделы, т.е. самостоятельного отдела (или хотя бы ответственного работника), который призван заниматься налоговыми платежами, управлением и анализом налоговых рисков, не выделено. Задачи по оценки налоговых рисков возложены на главного бухгалтера, который имеет возможность осуществить только последующий контроль уровня налоговых рисков,

что уже не изменит сложившейся в текущем налоговом периоде ситуации. Кроме того, главный бухгалтер не реализует функции текущего учета и анализа данных, а загружен работой по систематизации всех учетных данных, принятий стратегических решений.

В организации учета и анализа налоговых рисков в ЗАО «АРКАДА» существует следующий ряд проблем:

— нет специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонально ответственного за сбор и анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками;

— не ведется мониторинг налоговых рисков на постоянной основе, а деятельность в сфере управления налоговыми рисками сводится только к оспариванию решений налоговых органов по результатам проверок;

— не разработаны внутренние документы, устанавливающие единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На предприятии часто встречаются ситуации, когда бухгалтер из года в год выявляет одни и те же налоговые риски у предприятия, однако никакая работа по снижению рисков не проводится. Также весьма распространенной причиной материализации налоговых рисков является недостаточное отслеживание сотрудниками организации арбитражной практики и разъяснений по спорным налоговым вопросам, что часто приводит к невозможности своевременно отреагировать на такие изменения и защищать позицию организации при предъявлении к ней аналогичных налоговых претензий. Часто причиной служит недостаточность или перегруженность персонала такими текущими задачами, как: подготовка налоговой отчетности, консультирование подразделений и ведение дел по налоговым вопросам в судах.

Проведем оценку и анализ риска налогового контроля по критериям Концепции планирования выездной налоговой проверки .

В табл. 1 представлены показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2009-2010 гг., необходимые для расчета показателей риска.

Таблица 1

Исходные данные для расчета налоговых рисков ЗАО «АРКАДА» за 2009-2010 гг.

Показатели 2009 г. 2010 г.

Выручка от продажи, тыс. руб. 9910 11866

Себестоимость продукции, тыс. руб. 8833 8189

Валовая прибыль, тыс. руб. 3033 721

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 2350 69

Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 122 137

Текущий налог на прибыль, тыс. руб. 24 36

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. 98 101

Наиболее высокой выручка от продаж была в 2010 г., по сравнению с 2009 г. она увеличилась на 1956 тыс. руб. Однако именно в 2010 г. показатели прибыли до налогообложения и чистой прибыли достигли наивысших значений за 2 года. Этому способствовало сокращение себестоимости продукции. Также предприятие уплатило и максимальную сумму налога на прибыль в размере 36 тыс. руб. в 2010 г.

По данным табл. 1, можно провести расчеты по критериям Концепции планирования выездных налоговых проверок.

Полученные результаты отразим в табл. 2.

Согласно данным табл. 2, в 2009-2010 гг. показатель налоговой нагрузки меньше среднеотраслевой нагрузки за соответствующий период, следова-

тельно, данный показатель может служить основанием для проведения налоговой проверки.

Таблица 2

Нормативные и фактические значения критериев налогового риска для ЗАО «АРКАДА»

Критерий Нормативное значение критерия Фактическое значение критерия для ЗАО «АРКАДА»

2009 г. 2010 г.

Налоговая нагрузка у налогоплательщика в конкретной отрасли 2009 — 23,7 2010 — 19,7 9,2 11,8

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 мес. < 89% 100,5 96,4

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, тыс. руб. ^расходов < ^»доходов 9253 < 9910 10987<11866

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника по виду экономической деятельности, тыс. руб. 2009 — 17 146,8 2010 — 14 677,7 9500 10200

Отклонение, как минимум, на 10% уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики рентабельность продукции 2009 — 10,4 2010 — 11,8 рентабельность активов 2009 — 3,9 2010 — 4,1 рентабельность продукции 5,7 рентабельность активов 2,4 рентабельность продукции 4,3 рентабельность активов 1,2

Доля вычета по НДС (100,5%) в 2009 г., (96,4%) в 2010 г. больше, чем средняя по Республике Марий Эл (89%). Необходимо держать ситуацию под контролем, так как значение налогового вычета больше среднего по региону. Значительное увеличение или уменьшение этого показателя может вывести предприятие в зону риска налоговой проверки.

Сравнивая полученные показатели со среднеотраслевой заработной платой, можно сделать вывод, что в период с 2009-2010 гг. риск по данному критерию присутствует, так как средняя заработная плата намного меньше, чем среднеотраслевая по Республике Марий Эл.

Рентабельность продукции в 2009 г. равна 5,7, намного меньше среднего уровня (10,4). Это может служить предвестником налоговой проверки. Рентабельность активов ЗАО «АРКАДА» составляет 2,4. Это меньше среднего уровня (3,9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность продукции в 2010 г. равна 4,3, намного меньше среднего уровня (11,8). Это может служить предвестником налоговой проверки. Рентабельность активов ЗАО «АРКАДА» составляет 1,2, что намного меньше среднего уровня (4,1).

Показатели рентабельности за 2009-2010 гг. могут служить основанием для назначения выездной налоговой проверки за эти периоды.

Анализируя табл. 2, можно сделать вывод, что риск налогового контроля со стороны налоговых органов по критериям, представленным в таблице, в период 2009-2010 гг. отсутствует, но, несмотря на это, предприятию необходимо на постоянной основе проводить мониторинг налоговых рисков.

По результатам исследования можно сделать вывод, что в ЗАО «АРКАДА» недостаточно эффективно действует система управления налоговых рисков.

В состав бухгалтерии ЗАО «АРКАДА» необходимо назначить специализированного на проблемах мониторинга налоговых рисков персонального ответственного за сбор, анализ информации, необходимой для оценки и информационной поддержки управления налоговыми рисками.

Помимо подготовки налоговой отчетности в функции специалиста по налогообложению необходимо включить оптимизацию текущих платежей и налоговой нагрузки, а также анализ и снижение налоговых рисков.

В ЗАО «АРКАДА» необходимо разработать документ, устанавливающий единые методы учета, анализа и оценки налоговых рисков. В данном документе необходимо отразить механизм управления налоговыми рисками, анализ причин возникновения и метод устранения налоговых рисков, также необходимо отобразить организационные элементы мониторинга налоговых рисков организации.

Для уменьшения рисков неблагоприятной трактовки налогового законодательства целесообразно разработать детальную налоговую учетную политику предприятия, в которой необходимо прописать единый подход к спорным моментам налогообложения, например способа ведения раздельного учета по НДС, выбору момента признания отдельных видов доходов и расходов.

Учетная политика может также служить инструментом планирования налоговой нагрузки при грамотном использовании предприятием представленных налоговым законодательством вариантов налогообложения, например, таких, как выбор метода налоговой амортизации и использование амортизационных премий.

Как правило, наиболее существенные налоговые риски возникают еще на этапе планирования крупных сделок и принятия таких ключевых бизнес-решений, как реструктуризация бизнеса или начало нового вида деятельности.

В заключение следует отметить, что всесторонняя оценка налоговых рисков со стороны участников налогового процесса как налогоплательщиков, так и государственных органов приведет к росту налоговой дисциплины и снижению количества и объема налоговых споров.

Литература

1. Гончаренко Л.П. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. 2009. № 2. С. 30-31.

2. Дятлов С.Г. Категория риск в инвестиционно-строительной деятельности: сб. науч. тр. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 123 с.

3. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Оме-га-Л, 2007. 428 с.

4. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 // Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 08.04.2011 г. №ММВ-7-2/258 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права: учеб. пособие. М.: Статут, 2007.112 с.

ЧЕКУЛАЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА — аспирантка кафедры налогов и налогообложения, Марийский государственный технический университет, Россия, Йошкар-Ола (lenchik281287@mail.ru).

3.1 Пример оценки налоговых рисков на основе данных райпо

Согласно Концепции налогоплательщики самостоятельно могут оценивать налоговые риски по 12 общедоступным критериям. Проведём анализ соответствия данным критериям объекта исследования – .. РАЙПО и оценим присущий предприятию налоговый риск на основе данных 2007-2009 гг.

Промежуточные расчёты представлены в таблицах 1-3

Таблица 1 – Расчёт абсолютной налоговой нагрузки РАЙПО

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Выручка от реализации

Налог на прибыль

Налог на добавленную стоимость

Налог на доходы физических лиц

Единый социальные налог (с 2010 г –взносы В ГВБФ)

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Единый налог на вмененный доход

Итого налогов, принимаемых в расчёт

Налоговая нагрузка

4,71

4,78

4,99

Таблица 3 — Расчёт рентабельности продаж и рентабельности активов

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

Чистая прибыль, тыс. руб.

Среднегодовая величина совокупных активов, тыс.руб.

43088,5

39375,5

Рентабельность проданных товаров, %

1,45

1,48

2,35

Рентабельность активов, %

0,54

0,81

4,22

Таблица 4 — Расчёт темпов роста доходов и расходов от реализации товаров, работ, услуг

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Доходы от реализации (выручка)

Расходы (себестоимость)

Темп роста доходов

119,12

120,09

106,57

Темп роста расходов

118,30

120,17

106,78

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций.

Так как основной вид деятельности РАЙПО — розничная торговля, то именно величина среднего показателя по этому виду деятельности берётся для оценки критериев в таблице 25.

Таблица 25 – Критерии, связанные со сравнением показателей плательщика со средними показателями по отрасли, %

Критерий

2007 год

2008 год

2009 год

Значение по РАЙПО

По отрасли

Значение по РАЙПО

По отрасли

Значение по РАЙПО

По отрасли

Налоговая нагрузка плательщика выше её среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли

4,71

3,8

4,78

3,8

4,99

3,8

Отклонение (в строну уменьшения) рентаб-ти проданной продукции от уровня рент-ти для данной сферы деятельности

1,45

4,9

1,48

4,9

2,35

4,9

Отклонение (в строну уменьшения) рентаб-ти активов от уровня рентабельности для данной сферы деятельности

0,54

7,3

0,81

7,3

4,22

7,3

Данные таблицы 21 свидетельствуют о том, что величина налоговой нагрузки РАЙПО в исследуемом периоде выше среднеотраслевого показателя. Поэтому вероятность того, что организация будет включена в план проведения выездных налоговых проверок, не высокая.

Однако рентабельность продаж ниже среднего по отрасли (причём отклонение более 10%). Убыточность активов также подтверждает, что по данному критерию вероятность выездной проверки за рассматриваемый период максимальна.

Следующая группа критериев отражает показатели деятельности налогоплательщика. (Таблица

Таблица – Анализ критериев, отражающих показатели деятельности предприятия

Критерий

Применение критерия в РАЙПО

Вывод по критерию

1. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчётности убытков в организации в течение двух и более календарных лет.

В течение исследуемого периода (2007-2009гг.) в налоговой и бухгалтерской отчетности РАЙПО убытки не отражены

Низкая вероятность проверки

2. Отражение в налоговой отчётности значительных сумм налоговых вычетов за определённый период.

За 4 квартал 2009 года начисленная с налоговой базы сумма НДС составила 835149 руб., а сумма налоговых вычетов равна 688171 руб. (82 %) За остальные кварталы 2009 года сумма вычетов по НДС изменялась в пределах 80%.

Низкая вероятность проверки

3. Опережающий темп роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров, работ, услуг.

Согласно расчётам из таблицы 6 приложения П темпы роста доходов и расходов по финансовой отчётности отличаются не значительно.

Сравнение темпов роста доходов и расходов по налогу на прибыль не имеет смысла, так как по основному виду деятельности предприятие уплачивает ЕНВД.

Низкая вероятность проверки

4. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в розничной торговле по Кировской области составила в 2009 году 8556 руб. В РАЙПО среднемесячная заработная плата на одного работника (7700 руб.) ниже отраслевого уровня по Кировской области

Вероятность проверки средняя

5. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

РАЙПО является плательщиком ЕНВД, поэтому для него ограничениями выступают: численность работников более 100 человек (данное ограничение вступает в силу с 01.01.2013 г.); площадь торгового зала (по каждому объекту розничной торговли площадь не превышает 150 м2);

Низкая вероятность проверки

6. Отражение индивидуальным предпринимателям суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Данный критерий применяется только к индивидуальным предпринимателям

х

Анализ критериев таблицы 22 позволяет сделать вывод о низком уровне налоговых рисков, так как по всем этим показателям у организации нет отрицательных показаний.

Для более полной характеристики объекта исследования налоговыми органами предложены также критерии, которые могут свидетельствовать о наличии признаков недобросовестности плательщика. Рассмотрим данные критерии в таблице.

Таблица – Группа критериев, свидетельствующих о наличии признаков недобросовестности плательщика.

Критерий

Применение критерия в Оричевскому РАЙПО

Вывод по критерию

1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами- перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

РАЙПО осуществляет свою деятельность, работая с посредниками в отношении алкогольной продукции и других подакцизных товаров, а также в отношении большой части ассортимента розничной торговли. Данные отношения закреплены договорами о поставке запасов, материалов и товаров для перепродажи.

Высокая вероятность проверки

2. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Главный бухгалтер даёт пояснение в течение 5 дней в случае уведомления от налогового органа о выявлении в ходе камеральной проверки ошибок в декларации и противоречий.

Низкая вероятность проверки

3. Неоднократное снятие с учёта и постановка на учёт в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграции» между налоговыми органами)

РАЙПО не меняло место нахождения с момента своего создания и не снималось с учёта в МРИ ФНС № 8 ФНС по Кировской области (г. Котельнич).

Низкая вероятность проверки

4. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

РАЙПО не предпринимает действий для получения необоснованной налоговой выгоды а его взаимоотношения с контрагентами прозрачны.

Низкая вероятность проверки.

По таблице 23 можно сделать вывод об отсутствии налоговых рисков в Оричевском РАЙПО по третьей группе критериев. РАЙПО использует электронную форму подачи отчётности в налоговые органы, тем самым снижая риски до минимума.

Таким образом, рассмотренные критерии нужны для того, чтобы оценить несколько вероятно совершение организацией налоговых правонарушений и определить «зоны риска».

Критериями, которые играют более важную роль при принятии решения о включении организации в план выездных налоговых проверок, потребительское общество не соответствует.

Проведённая оценка риска РАЙПО говорит о том, что налоговые органы оценят риск совершения обществом налогового правонарушения как низкий. Значит, предприятие не будет скорее всего отобрано для проведения выездной налоговой проверки.

Комплексная оценка трёх групп критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок позволила сделать вывод о среднем уровне налоговых рисков на предприятии.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *