Налоговые изменения 2019

Содержание

Изменения для бухгалтеров в 2019 году


С 1 января 2019 года в силу вступили поправки, касающиеся расчета налогов, оформления и ведения отчетности, а также оплаты труда. Как изменилась отчетность в 2019 году – читайте в нашем материале.

Налог на прибыль

Налог на прибыль остается по-прежнему на отметке в 20%. При этом:

  • 3% поступает в федеральный бюджет,

  • 17% – в региональный.

Нововведения в НК как раз таки затрагивают региональную часть отчислений. Если раньше любой субъект РФ мог на местном уровне издать закон и снизить ставку региональной части налога, то теперь все сложнее:

  • При условии, что фирма получила льготу до конца 2017 года, она может ею пользоваться до 2033 года.

  • Если льгота была получена в 2018 году, то право ее использовать закончится с 1 января 2019.

Новый МРОТ и изменения в трудовом законодательстве

С началом года минимальный размер оплаты труда вырос и станет равен прожиточному минимуму – 11 280 р. При этом помним, что в регионах с суровым климатом к МРОТ применяются повышающие коэффициенты.

Налог на имущество

Этим летом в НК РФ были внесены многочисленные поправки. Некоторые из них вступят в силу уже с 1 января 2019.

Одним из самых внезапных стало изменение статьи 374: из нее было исключено понятие движимого имущества. Это означает, что налог на имущество юридических лиц будет начисляться только на недвижимое имущество. Чтобы провести границу между этими понятиями, ФНС выпустило отдельное информационное письмо. Согласно ему, под недвижимостью мы понимаем такое имущество, которое нельзя переместить в пространстве, не нарушив его границы и свойства. Основной же характеристикой движимого имущества выступает возможность передачи его от одного лица к другому.

Итак, к недвижимости мы относим:

  • Все, что связано с землей (участки, недра, здания, строительство разной степени завершенности и незавершенности и т.д.);

  • Воздушные и морские суда, подлежащие госрегистрации.

Остальное имущество считается движимым, включая деньги и ценные бумаги.

При этом подтвердить категорию имущества (движимое/недвижимое) должно само юрлицо-налогоплательщик.

Главными признаками недвижимости в глазах ФНС будут:

  • Запись о ней в ЕГРН;

  • Либо прочная связь с землей и невозможность перемещения без нарушения функций.

Соответственно, для отчетов в ФНС по зданиям и сооружениям юрлица должны будут предоставлять:

  1. Документы технического учета/инвентаризации;

  2. Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию;

  3. Проектную декларацию, прочие документы и данные, важные для характеристики объекта.

Кроме того, бухгалтеров ждут поправки относительно кадастровой стоимости объектов. Нужно быть готовым к тому, что она может быть изменена в связи с решением суда или комиссии. К слову, проверок налоговой отчетности по имуществу может стать больше. Налоговики могут применять экспертизы, проводить осмотры или запрашивать необходимую информацию у самого налогоплательщика.

Новые стандарты бухучета

Привычные ПБУ сменят новые федеральные стандарты ведения бухучета. Законотворцы обещают, что изменения будут незначительны, за исключением разве что, ПБУ-3 (об этом ниже).

Вводить новые нормативы будут постепенно – вплоть до 2022 года. Среди уже известных проектов ФСБУ – «Нематериальные активы», «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения» и многие другие. С 1 числа 2019 года в силу вступят ФСБУ «Запасы».

Как мы уже сказали, самыми кардинальными станут изменения, которые затронут ПБУ-3. Нововведения связаны с ужесточением валютной политики в целом. Как это скажется на ведении бухучета в 2019 году?

  • Во-первых, все активы и финансовые обязательства должны быть посчитаны в рублевом эквиваленте, отражены в учете и отчетности.

  • Во-вторых, пересчету подлежат все обязательства и активы компаний, которые работают за рубежом – от банковских вкладов и заканчивая внеоборотными активами и проч.

Мы свели все изменения, которые ждут бухгалтеров с 1 января, в единую таблицу.

Изменения 2019 год

Что поменяется

Налоги

Переход на НДС 20%

Будет применяться в большинстве операций. При этом льготные ставки останутся. 10% будет применяеться при ввозе и реализации социально значимых товаров, а также при реализации определенных услуг. 0% – при экспорте.

Отмена льгот по налогу на прибыль

Регионы могут снизить ставку. Пониженные ставки, которые были введены до 2018 года, можно применять, пока не истечет срок их действия.

Отмена налога на движимое имущество

Освободят от налога все движимое имущество (вне зависимости от того, когда и как оно было получено).

Ставки на страховые взносы останутся прежними

Повышение ставок, которое ожидалось, не произойдет. Уровень ставок в общей сумме остается 30 %. По превышению лимита компании так же платят пенсионные взносы 10 %.

Повышение базы по страховым взносам

С нового года ожидается повышение предельной базы по страховым взносам, хотя точные цифры пока не названы. Сейчас:

ПФР – 1 млн 21 т.р.

ФСС – 815 т.р.

ФФМОС – без ограничений.

Формы отчетов

Новая форма отчета по НДС и новая книга продаж

Ставка налога увеличилась с 18% до 20%. Поэтому появится новая форма отчета и методология заполнения. Так же будет скорректирована книга продаж и дополнительный лист к ней.

Новые формы отчета и авансового расчета по налогу на имущество

Отчитываться по новым формам должны только те компании, на балансе которых есть недвижимое имущество. По движимому имуществу декларация не подается.

Изменена форма расчета по взносам

Раздел 1 больше не нужно будет заполнять нарастающим итогом. Появится новое поле «Тип плательщика».

Изменение в отчете 2-НДФЛ

Новое поле «Код вида уведомления». В этом поле надо будет проставлять цифры:

1 — для уведомления, подтверждающего право на имущественный вычет;

2 — для уведомления, подтверждающего право на социальный вычет;

3 — для уведомления, выдаваемого налоговому агенту и подтверждающего право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченного работником-иностранцем авансового фиксированного платежа по НДФЛ.

Бухотчетность сдаем только в ФНС

В Росстате больше бухотчетность не предоставляем. Также в ИФНС необходимо будет отправлять аудиторское заключение.

Оплата труда

Изменение в МРОТ

С 1 января МРОТ составит 11 280 руб. (равен величине прожиточного уровня за 2 квартал 2018 года).

Работодатель должен контролировать иностранцев

Работодатели должны контролировать, чтобы иностранные работники вовремя выехали из России. За нарушение – штраф 500 т.р.

Штрафы на главбухов за выплату зарплаты не по реквизитам заявления сотрудника

Штраф 20 т.р., если главбух не перечислил зарплату на реквизиты сотрудника, которые тот указал в заявлении.

Об изменениях законодательства с 2020 года

Зобова Е. П., редактор журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 2/2020

Традиционно в канун нового 2020 года был принят ряд законов (налоговых и неналоговых), которые непосредственно затрагивают деятельность хозяйствующих субъектов. О том, какие были приняты изменения в законодательстве с 2020 года, какие новые нормы нужно учитывать в работе, – в нашем материале.

Повышение МРОТ в 2020 году.

С 1 января 2020 года МРОТ равен 12 130 руб. (в 2019 году МРОТ составлял 11 280 руб.). Поправки по повышению МРОТ с 2020 года внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

В связи с повышение МРОТ в 2020 году работодателям необходимо просмотреть заработную плату своих сотрудников на предмет ее соответствия новым требованиям: по общему правилу если работник отработал месячную норму рабочего времени и выполнил нормы труда, то его минимальная зарплата должна быть не менее МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

Еще один момент, на который непосредственно влияет МРОТ, – это пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а точнее их минимальный размер.

С 2020 года средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности равен 398,79 руб. (12 130 руб. x 24 мес. / 730 дн.).

Минимальный размер пособия по беременности и родам составит:

В 2020 году минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком составляет 4 852 руб. (12 130 руб. х 40 %).

Уточнен порядок лицензирования видов деятельности.

Место осуществления деятельности.

С 28 марта 2020 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно действующим нормам понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности» означает место, под которым понимаются помещение, здание, сооружение, иной объект, который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Исходя из определения осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до переоформления лицензии не допускается. Однако в ряде случаев не представляется возможным заранее определить место, где будет осуществляться лицензируемая деятельность.

На основании внесенных поправок положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не потребуют переоформления лицензии (п. 1.1 ст. 18 Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Перевод лицензирования в электронную форму.

Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности», который вступит в силу с 1 января 2021 года, разработан в целях совершенствования лицензионной деятельности в РФ в части перевода лицензирования в электронную форму.

Будет внедрена «реестровая модель» в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. В частности, предполагается отказ от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий. Ознакомление заинтересованных лиц с фактом наличия у заявителя лицензии будет осуществляться посредством обращения к соответствующим реестрам лицензий, которые являются открытыми и общедоступными.

Принятие данного закона позволит значительно упростить процедуры лицензирования и получения информации о лицензировании для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также приведет к уменьшению документооборота в данной сфере. При этом выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, будет предоставляться без взимания платы.

Записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу данных поправок, будут приведены в соответствие действующему законодательству до 1 января 2022 года.

Расширены льготы для самозанятых граждан.

28 декабря 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ «О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением отдельных положений).

До начала действия рассматриваемых поправок физические лица, применяющие спецрежим в виде уплаты налога на профессиональный доход (самозанятые граждане), вправе принимать участие в закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ) на общих основаниях, наряду с иными участниками закупок. При этом в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства предусматриваются существенные меры поддержки (льготы) при участии в закупках (в том числе особенности проведения закупок у таких субъектов, обязательная квота закупок, сокращенный срок платы за поставленный товар, оказанную работу, выполненную услугу, участие в программах партнерства и развития).

Новый закон предусматривает применение положений Федерального закона № 223-ФЗ, касающихся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, в течение срока проведения эксперимента в отношении самозанятых граждан путем облегчения доступа к закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемым отдельными видами юридических лиц, и будут способствовать достижению целей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Особый порядок вступления в силу закона обусловлен необходимостью разработки и принятия изменений в Постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также обеспечения подготовки к указанным изменениям.

Введен идентификационный номер для СОУТ.

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», который разработан по результатам анализа практики применения законодательства о СОУТ.

Результаты проведенной спецоценки подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета.

Вместе с тем результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда, информация, поступающая от органов исполнительной власти субъектов РФ, профсоюзов и работников, свидетельствуют о том, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими СОУТ, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме. Это создает риски возможного умышленного сокрытия отчетов, что фактически снижает достоверность и репрезентативность накапливаемых во ФГИС СОУТ данных, а также не позволяет своевременно выявить с использованием автоматических сервисов ФГИС СОУТ возможные нарушения и принять меры по восстановлению нарушенных прав работников.

Внесенные изменения в законодательстве с 2020 года предлагают установление дополнительного механизма контроля за передачей отчетов, предусматривающего присвоение СОУТ идентификационного номера во ФГИС СОУТ, исчисление срока действия результатов проведенной спецоценки со дня их передачи во ФГИС СОУТ (с сохранением прежнего порядка в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), направление организацией, проводящей СОУТ, уведомления работодателю о передаче отчета во ФГИС СОУТ.

Кроме того, практика показала, что установлены только требования к организациям при их допуске на рынок проведения СОУТ и не предусмотрены нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе деятельности допущенных организаций. В связи с этим законом предлагается установить обязанность организации, проводящей СОУТ, передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, информацию:

  • о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были исключены из области аккредитации;

  • об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

По результатам рассмотрения обозначенной информации в случае выявления фактов несоблюдения указанными организациями установленных требований их деятельность приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.

При этом предусматривается норма о том, что требования к представлению информации о сокращении области аккредитации действуют до 31 декабря 2021 года. Данный период необходим для налаживания электронного взаимодействия между ФГИС СОУТ и информационной системой Росаккредитации для передачи этой информации в рамках электронного межведомственного взаимодействия.

Кроме того, внесены изменения, предусматривающие возможность осуществления экспертизы качества СОУТ по заявлениям органов исполнительной власти, а также устанавливающие обязательность результатов этой экспертизы и результатов рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения для всех участников специальной оценки условий труда и определяющие полномочия по передаче соответствующих результатов во ФГИС СОУТ.

Сельские учреждения культуры освободили от применения ККТ.

8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 510-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», который разрешил не применять ККТ отдельным организациям культуры.

Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых будет утвержден Правительством РФ.

К таковым организациям можно отнести государственные, муниципальные учреждения культуры, расположенные преимущественно в сельской местности, – это музеи, дома культуры, ремесленные центры, муниципальные библиотеки и др. У таких учреждений небольшие финансовые обороты (до 100 000 руб. в год), на названные организации не распространяются нормы по предоставлению налогового вычета при приобретении ККТ, при этом они имеют большое социальное значение для жизни населенных пунктов, зачастую являясь единственным культурным учреждением.

По данным Росстата, в 2017 году количество организаций культурно-досугового типа (в сельской местности) по стране составляет 38 000. При стоимости применения ККТ в среднем 23 000 – 25 000 руб. (вместе с регулярным обслуживанием) внедрение оценочно приведет к дополнительным расходам отрасли культуры – около 900 000 000 руб. При этом расходы будут отнесены на себестоимость услуг, что приведет к повышению стоимости социально значимых услуг для населения.

Рассматриваемые изменения в законодательстве с 2020 г. приняты в целях снижения социальной напряженности, а также себестоимости услуг, предоставляемых населению домами и дворцами культуры, домами народного творчества, музеями и другими учреждениями. Под освобождение не будут подпадать организации, расположенные в городах, районных центрах, поселках городского типа. По мнению разработчиков обозначенных поправок, такие учреждения имеют финансовые возможности для приобретения ККТ, а наличный оборот средств их зачастую бывает значительным.

Введен новый вариант внесения квартальных авансовых платежей «за экологию».

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно новому порядку внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата:

  • в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате (с учетом корректировки размера платы) за предыдущий год;

  • в размере 1/4 части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления;

  • в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением установленных коэффициентов.

Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода.

Выбранный способ определения размера квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Правила исчисления квартальных авансовых платежей определяются в соответствии с установленными правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По мнению разработчиков данных поправок, внесение указанных изменений в законодательстве с 2020 г., позволит минимизировать случаи переплат субъектами хозяйственной и иной деятельности при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В настоящее время обозначенная проблема носит массовый характер и достигла существенного масштаба. По данным Росприроднадзора за 2016 год и I полугодие 2017 года от компаний поступило почти 19 000 заявлений на зачет или возврат излишне уплаченных сумм платы на общую сумму порядка 4 300 000 000 руб. Для крупных компаний речь идет о значительных суммах отвлекаемых средств – миллионах рублей по компании. Такая ситуация негативно влияет на финансовую устойчивость предприятий и организаций реального сектора экономики, приводит к существенному повышению трудозатрат сотрудников территориальных органов Росприроднадзора и влечет за собой снижение возможностей для субъектов РФ и органов местного самоуправления, в бюджеты которых поступает 95 % платы за негативное воздействие на окружающую среду, планировать свои доходы, поскольку при принятии Росприроднадзором (его территориальными органами) решения о возврате излишне уплаченных сумм платы произойдет уменьшение доходов соответствующих бюджетов (на суммы ранее уплаченных природопользователями квартальных авансовых платежей).

Создано единое пространство доверия электронной подписи.

С 1 июля 2020 года вступит в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением отдельных положений).

Данные изменениям в законодательстве с 2020 г. разработаны в целях создания единого пространства доверия электронной подписи. В настоящее время в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая возможность осуществлять электронное взаимодействие между всеми субъектами правоотношений в цифровой среде с использованием единой усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП).

Однако при взаимодействии с различными ведомствами пользователи (как юридические и физические лица, так и органы государственной власти) сталкиваются с проблемой отсутствия возможности применять для идентификации и аутентификации в информационных системах соответствующих ведомств при получении государственных услуг и направлении межведомственных запросов один единый сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи (квалифицированный сертификат), соответствующий требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Одной из причин возникновения указанной проблемы является требование ведомств по содержанию в квалифицированных сертификатах объектных идентификаторов (OID) тех или иных полномочий, закрепляемых за пользователем в рамках конкретной информационной системы.

Сертификаты, выданные аккредитованными удостоверяющими центрами (УЦ), не могут быть использованы для проверки электронной подписи в отдельных информационных системах, поскольку в них отсутствуют требуемые идентификаторы. Такое ограничение привело к тому, что УЦ предлагают пользователям квалифицированные сертификаты, предназначенные для работы с конкретным ведомством (организацией).

Новые нормы содержат положения, направленные на решение обозначенной проблемы в части регулирования процедур установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах и обеспечение достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие.

Кроме того, вводится понятие и устанавливается механизм использования метки доверенного времени – достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью; также предлагается внедрение и использование машиночитаемых доверенностей в целях подтверждения полномочий в цифровой среде.

Предлагается создание нового института доверенных третьих сторон – организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в фиксированный момент времени, а также осуществлять документальное подтверждение результатов такой проверки.

Полностью все новшества начнут действовать с 1 января 2022 года.

Утратил силу перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств нерезидентов на счета резидентов – физических лиц

С 1 января 2020 года начали действовать поправки к валютному законодательству, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 № 457-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Утратил силу перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств нерезидентов на счета резидентов – физических лиц, а именно таких:

  • суммы доходов от сдачи в аренду (субаренду) нерезидентам расположенного за пределами территории РФ недвижимого и иного имущества физического лица – резидента;

  • денежные средства, выплачиваемые в виде накопленного процентного (купонного) дохода, иных доходов по внешним ценным бумагам (дивиденды, выплаты по облигациям, векселям, выплаты при уменьшении уставного капитала эмитента внешней ценной бумаги);

  • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо на иностранной бирже;

  • денежные средства, выплачиваемые физическому лицу – резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту;

  • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту по договору купли-продажи транспортного средства, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ;

  • денежные средства, полученные физическим лицом – резидентом от нерезидента от продажи физическим лицом – резидентом нерезиденту недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности физического лица – резидента за пределами территории РФ.

Гарантии, предусмотренные в рамках амнистии капитала, закреплены в УПК РФ.

8 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который ввел уточнения и дополнения в УПК РФ.

В ходе реализации Федерального закона от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 140-ФЗ) выявлена неоднозначность формулировок указанного закона в системной взаимосвязи с положениями УПК РФ, приводящая к отказу в предоставлении гарантий, предусмотренных законом, декларантам и лицам, сведения о которых содержатся в специальной декларации, отдельными судьями, прокурорами и следователями.

Исходя из буквального толкования ст. 4 Федерального закона № 140-ФЗ в случае представления в установленном порядке специальной декларации соответствующим лицам предоставляются следующие гарантии:

  • полное освобождение от уголовной ответственности за совершение деяний, сведения о которых содержатся в специальной декларации, содержащих признаки отдельных составов преступлений;

  • установлен абсолютный запрет в отношении декларанта и (или) номинального владельца имущества в случае совершения им любого деяния, предусмотренного УК РФ, на использование в качестве основания для возбуждения уголовного дела или в качестве доказательства по уголовному делу факта представления декларации или документов и (или) сведений, прилагаемых к декларации, а также сведений, содержащихся в декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к декларации, если это доказательство представлено не самим декларантом.

Вместе с тем в настоящее время правоприменительная практика складывается таким образом, что в ходе предварительного следствия и в рамках доследственной проверки возникают случаи, когда специальная декларация, поданная в рамках «амнистии капитала» изымается и в дальнейшем используется в качестве доказательств, а в некоторых случаях такая декларация используется в качестве повода для возбуждения уголовных дел.

В связи с вышесказанным предлагается напрямую признать недопустимыми доказательствами при производстве любого уголовного дела сам факт представления специальной декларации, а также документы и (или) сведения, содержащиеся в такой декларации или в документах, представленных одновременно с декларацией, в том случае, когда такие доказательства представляются не самим декларантом, а получены в ходе оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий.

Кроме того, ст. 164 УПК РФ, устанавливающая общие правила производства следственных действий, дополнена положением, согласно которому при производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности, запрещается изъятие соответствующей специальной декларации.

Данные изменениям в законодательстве с 2020 года направлены на устранение возможностей для правоприменения, концептуально противоречащего государственной политике в рассматриваемом вопросе, и на недопущение отказа в предоставлении гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 140-ФЗ, со стороны отдельных «правоприменителей и правоохранителей».

Изменения, которые ждут бухгалтеров в 2020 году, связаны с двумя основными направлениями. Это изменение форм бухгалтерской отчетности и изменения стандартов бухгалтерского учета.

Итак, обо всем по порядку.

Изменения форм бухгалтерской отчетности

С 01.01.2020 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и хорошая новость заключается в том, что большинству организаций бухгалтерскую отчетность больше не придется сдавать в статистику. Наконец-то заработает принцип «одного окна» и этим окном станет ФНС, которая будет собирать отчетность. Исключением данного порядка сдачи бухгалтерской отчетности станут организации, имеющие в своей отчетности сведения, отнесенные к гостайне и некоторые другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. При этом сроки сдачи отчетности не изменятся.

На основании собранной бухотчетности ФСН сформирует информационный ресурс, к которому будет предоставлен доступ заинтересованным лицам. Предоставление информации будет платным, за исключением гос. органов, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ.

Еще одно существенное изменение касается самих форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Здесь внесены изменения, касающиеся как заголовочной части форм отчетности, так и непосредственно самих форм.

В частности, в заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» слово ОКВЭД заменено на ОКВЭД.2 — фактически применяемый классификатор видов экономической деятельности. Исключена возможность использовать в качестве единицы измерения миллион. Теперь вся отчетность будет составляться в тысячах. Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей отчетности от периода к периоду и привести к единообразию отчетность всех предприятий.

Обратите внимание, что в форму бухгалтерского баланса добавлена новая строка:

«Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту «.

Здесь нужно будет раскрывать наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора, ИНН и ОГРН или ОГРНИП аудитора, если на момент сдачи отчетности аудит уже проведен и выдано аудиторское заключение. Это значит, что теперь на этапе составления отчетности появится некий маркер, на основании которого будет фильтроваться отчетность, подлежащая обязательному аудиту.

📌 Реклама Отключить

Напомним, что аудиторское заключение представляется вместе отчетностью или в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5. ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В Отчете о финансовых результатах заменены строки:

Текущий налог на прибыль

( )

( )

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

на:

Налог на прибыль <7>

в т.ч.

текущий налог на прибыль

( )

( )

отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

В отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и отчете о целевом использовании средств изменились коды по ОКУД:

Форма бухгалтерской отчетности

Старая форма по ОКУД

Новая форма по ОКУД

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Изменения положений по бухгалтерскому учету

Кроме форм отчетности вступают в силу и начинают действовать с отчетности за 2020 год Приказы Минфина России от 20.11.2018 N 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“ ПБУ 18/02», от 04.12.2018 N 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету „Учет государственной помощи“ ПБУ 13/2000» и от 02.07.2002 N 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация по прекращаемой деятельности“ ПБУ 16/02», но организации могут принять решение и применять стандарты уже сейчас.

Изменение ПБУ 18/02

Конечная цель изменений российских стандартов бухгалтерского учета — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО, в данном случае МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчете налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее ПБУ 18/02 указывало на то, что налогооблагаемые и вычитаемые разницы имели каждые свою природу образования. Теперь же природа возникновения временных разниц единая, и только результат к которому она приводит говорит о том какая это разница: налогооблагаемая или вычитаемая.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчетный период формирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль. В связи с данными изменениями ПБУ 18/02 и внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, о чем мы писали выше.

Особое внимание в новой редакции ПБУ 18/02 обращено на порядок раскрытия информации об учете налога на прибыль в бухгалтерской отчётности и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

📌 Реклама Отключить

Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы.

Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчете чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается порядок формирования отложенного налога на прибыль, в разрезе влияния на этот показатель временных разниц, изменений правил налогообложения или налоговых ставок и признания (списание) отложенных налоговых активов.

Также в обязательном порядке раскрываются величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, такие как: применяемые налоговые ставки; условный расход (условный доход) по налогу на прибыль; постоянный налоговый расход (доход), а также иная информация, необходимая пользователям отчетности для понимания ее содержания в части расчетов налога на прибыль.

Изменения ПБУ 13/2000

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.

В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.

Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
  • б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
  • в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
  • г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.

Изменение ПБУ 16/02

Изменения, коснувшиеся ПБУ 16/02, связаны с приведением стандарта в соответствие МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность».

Одним из самых интересных изменений этого стандарта является введение нового понятия «долгосрочный актив для продажи». Долгосрочный актив для продажи, это такой актив (основное средство или иной внеоборотный актив), использование которого приостановлено с целью его дальнейшей продажи. Если решение о продаже принято или заключен договор о продаже, то актив переводится в состав оборотного и дальнейшая его оценка производится по правилам оценки запасов.

Соответствующие изменения внесены в раздел III. Раскрытие информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

В части учета долгосрочных активов к продаже в пояснениях нужно описать сами долгосрочные активы к продаже, обстоятельства продажи или только намерения, финансовый результат от продажи актива и статью отражения этого результата в отчете о финансовых результатах, а также отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.

И напоследок…

6 января 2019 года вступил в силу и начал действовать Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». По общему правилу обязательным новый стандарт станет с отчетности за 2022 год. Но организация может начать применять стандарт и ранее, предусмотрев это в своей учетной политике и раскрыв такое решение в своей бухгалтерской отчетности.

Новое в 2020 году

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2019

С 1 января 2020 г. вступят в силу ряд изменений в законодательстве РФ, которые коснутся и бухгалтерского учета. Поправки затронули бухгалтерскую отчетность, взносы и налоги, с которыми сталкиваются практически все организации – НДС, налог на прибыль, НДФЛ. Рассмотрим самые значительные изменения для бухгалтера.

Бухгалтерская отчетность

Уже за 2019 г. бухгалтерскую отчетность организациям нужно будет сдавать на обновленных бланках. Данные изменения внесены приказом Минфина РФ от 19.04.2019 № 61н, который вступил в силу 1 июня 2019 г. (за исключением отдельных пунктов, которые обязательны с 2020 г.)

В первую очередь, законодатели внесли поправки в заголовки всех форм отчетности добавили строку для отметки об обязательном аудите. Также показатель «млн руб.» и соответствующий ему код «385» исключили – отчетность теперь нужно будет составлять только в «тыс. руб.». Изменили в формах и коды ОКУД. Новые коды внесли в отчеты об изменении капитала, движении денежных средств и целевом использовании средств. Новые бланки применяются, начиная с отчетности за 2019 г.

Помимо этого, в отчетности за 2019 г. и в последующих ФНС рекомендует использовать следующие машиночитаемые формы бухотчетности: форма КНД 0710099 – для тех, кто отчитывается в общем порядке и форма КНД 0710096 – для тех, кто отчитывается по упрощенным формам.

Еще одним изменением стало то, что все организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, должны сдавать бухотчетность в электронном виде. Малые организации могут отчитываться на бумаге или через интернет – на выбор. Однако нужно учесть, что за 2020 г. даже малые организации будут отчитываться исключительно через интернет. Ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде (закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Важное изменение коснулось отчета о финансовых результатах. Он скорректирован с учетом нового ПБУ 18/02 (приказы Минфина от 20.11.2018 № 236н и от 19.04.2019 № 61н). Законодатели убрали строки с постоянными налоговыми обязательствами (активами), а также исключили строки, в которых отражали изменения текущих налоговых обязательств и активов.

Налог на прибыль разделили на текущий и отложенный. Появилась новая строка в отчете – «Налог на прибыль по операциям, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода». Также внесли поправки в упрощенную форму отчета о финансовых результатах. Строка «Налоги на прибыль (доходы)» будет включать текущий налог на прибыль и отложенный налог. Однако отражать по-новому данные в отчете о финансовых результатах организации должны с отчетности за 2020 год, с отчетности за 2019 год отчитываются организации добровольно, если решили применять ПБУ 18/02 в новой редакции досрочно.

Налог на прибыль

Декларация по налогу на прибыль также не осталась без правок. Организации за 2019 г. обязаны отчитываться по новой форме. Приказ ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475, который вносит изменения, вступает в силу с 15 декабря 2019 г. Поправки не носят глобального характера и вызваны изменениями в НК РФ.

Изменения коснулись в первую очередь дивидендов – в листе 03 необходимо отдельно показывать дивиденды в пользу иностранных компаний, фактическими получателями которых являются российские организации – в строке 041.

В приложении 5 к листу 02 по обособленным подразделениям теперь необходимо будет указывать свой статус участника инвестиционного проекта или оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также нужно будет отметить вид деятельности, если она льготируется по налогу на прибыль: образовательная, медицинская, социальная или туристско-рекреационная деятельность.

Чтобы инспекторам проще было проверить право налогоплательщика на льготу, в новой форме нужно будет указывать реквизиты закона, которым установлена ставка субъекта, – строка 061 приложения 5 к листу 02 и строка 061 приложения 6а к листу 02 по консолидированной группе.

В приложении 4 к листу 02 по переносу убытков нужно будет указывать, имеет ли компания статус участника регионального или специального инвестиционного проекта или статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Это связано с тем, что такие организации вправе применять пониженные ставки налога на прибыль.

Еще одним изменением по налогу на прибыль стало то, что 1 января 2020 года региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами теперь могут применять ставку по налогу на прибыль 0 %. Право применять данную льготу получили и учреждения культуры, такие как музеи, театры, библиотеки (п. 3, 7 и 9 ст. 1, п. 4 ст. 2 Закона от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

НДФЛ

Важнейшей поправкой в части НДФЛ, несомненно, стало перенесение сроков сдачи отчетности. Так, с 1 января 2020 г. новый срок сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ перенесен на 1 марта (пп. «а» п. 19 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сроки сдачи расчета 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие и девять месяцев остались прежними. Также важно учесть, что с 2020 г. электронный расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ должны будут сдавать организации с численностью 10 человек и более (п. 2 ст. 230 НК).

Следующей поправкой стала отмена с 1 января 2020 г. сдачи индивидуальными предпринимателями декларации 4-НДФЛ о своем предполагаемом доходе. Теперь, согласно п. 7 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ ИП будут самостоятельно рассчитывать авансы по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев. Сроки уплаты – до 25 апреля, 25 июля и 25 октября, соответственно.

Для налоговых агентов по НДФЛ также внесены изменения с 1 января 2020 г. Теперь платить НДФЛ за свой счет налоговый агент вправе в случае, если налог доначислен при проверке. НДФЛ, который налоговый агент перечислил за гражданина после доначислений по результатам налоговой проверки, не считается доходом гражданина (пп. «в» п. 16 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). До 2020 г. налоговые агенты такого права не имели.

Страховые взносы

Важнейшим изменением, касающимся страховых взносов, стало изменение формы Расчета по страховым взносам. Согласно приказу ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470 новая форма должна применяться начиная с отчетности за I квартал 2020 г.

В обновленной форме расчета на титульном листе добавлены поля с информацией об обособленном подразделении, которое лишили полномочий (закрыли), также был исключен лист со сведениями о физлице без статуса ИП. В форму законодатели добавили приложение № 1.1 к разделу 1, которое заменило подраздел 1.4, а в приложение 2 включен код тарифа плательщика.

Помимо этого, в разделе 1 теперь введено поле для указания кода типа плательщика и исключены строки, в которых указывались итоговые суммы страховых взносов к уплате за отчетный период.

В подразделах 1.1 и 1.2 добавлены отдельные строки про вычет по авторским договорам, а в подразделе 1.3.2 не нужно указывать основания заполнения расчета. Новым стало приложение 7 для расчета условий применения пониженного тарифа организациями-аниматорами. Важные поправки коснулись раздела 3 – теперь бухгалтерам не нужно указывать номер корректировки, расчетный период, календарный год, номер и дату, признак застрахованного лица в системе. Но вместо этого появилась строка для указания признака аннулирования сведений о застрахованном лице.

Также с 1 января 2020 г. обязанность сдачи расчета по страховым взносам в электронном виде коснулась еще большего числа организаций. Так, если численность работников за расчетный или отчетный период превышает 10 человек – организации необходимо отчитаться в электронном виде (п. 85 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Ранее электронные расчеты были обязательны при среднесписочной численности работников больше 25 человек.

НДС

Не обошли поправки в законодательстве и НДС. Законодатели расширили перечень операций, облагаемых НДС по нулевой налоговой ставке, начиная с 1 января 2020 г. Правки внесены ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 322-ФЗ. Железнодорожные перевозчики могут применять ставку НДС 0% не только при международных перевозках товаров, но и при транзитной перевозке порожних вагонов и контейнеров через территорию России, а также при реализации работ, услуг, непосредственно связанных с перемещением порожних вагонов через территорию России, если стоимость работ или услуг указана в транспортных документах.

Также законодатели прояснили, когда заявить вычет по товарам, работам, услугам, которые компания приобрела для создания нематериальных активов (п. 6 ст. 171 НК РФ). Теперь с 1 января 2020 г. организация сможет заявить вычет сразу после приобретения товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ). Вычет распространяется на товары, работы, услуги и имущественные права, приобретенные для создания НМА и применяется после того, как эти покупки организация приняла к вычету (п. 3, 5 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Также установлены новые основания для восстановления входного НДС, начиная с 1 января следующего года, организации, которые совмещают общую систему налогообложения и ЕНВД, должны восстанавливать НДС, принятый к вычету по товарам, работам, услугам, которые они будут использовать в деятельности на ЕНВД. Восстановить НДС нужно в том квартале, когда организация начинает совмещать налоговые режимы согласно п. 2 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Вакцинация иностранных работников

В I квартале 2019 г. вышло постановление главного санитарного врача, руководителя Роспотребнадзора, которое посвящено иммунизации против кори, эпидемия которой охватила Украину в 2019 г., и начала переходить в соседние государства, в том числе в Россию.

Постановление содержит пункт «3. Работодателям, привлекающим к трудовой деятельности иностранных граждан, в срок до 31.12.2019 обеспечить проведение иммунизации против кори указанных иностранных граждан, не болевших корью и не имеющих прививок или сведений о прививках против кори».

Пункт трактуется так: нужно запросить у иностранных работников любые свидетельства об иммунитете против кори, то есть наличие прививки либо выписка из мед. карты о перенесенной болезни, а так же можно сделать анализ на антитела класса IgG к вирусу кори, которые сохраняются и после перенесенной болезни, и после вакцинации, по их присутствию в крови можно судить о наличии иммунитета к кори. Все эти документы лучше собрать и хранить в личном деле иностранных работников.

Если всех перечисленных нет, нет иммунитета по анализам – нужно попросить работника (письменно) пройти вакцинацию. По закону от вакцинации работник может отказаться, зафиксировав свой отказ письменно. Однако работникам, допущенным к работам с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (их перечень можно найти в Постановлении Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825), это грозит отстранением от работы.

Изменения МРОТ

МРОТ в 2020 г. повысят до 12 130 руб. согласно приказу Минтруда России от 09.08.2019 № 561н. Из МРОТа исключат компенсационные выплаты (сейчас по ТК РФ в МРОТ входят все начисления в пользу работника, в том числе компенсации).

Отмена детского пособия

РИА Новости сообщают, что Владимир Путин подписал указ об отмене с 1 января ежемесячных выплат по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет.

Помощь в размере 50 рублей с 1994 г. получают работающие матери или другие родственники, ухаживающие за ребенком. Кроме того, на выплату могут рассчитывать женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Материальная помощь сохранится для тех, кому пособие назначили до вступления указа в силу.

Помимо этого, летом глава государства подписал закон, согласно которому ежемесячные выплаты на второго и третьего ребенка будут получать больше семей. Кроме того, президент продлил для некоторых семей выплаты для детей до достижения трехлетнего возраста.

Во время прямой линии Путин заявил, что семьи с доходом порядка 45 тысяч рублей с 2020 года будут получать пособия на ребенка в среднем около десяти тысяч рублей.

Как отметил депутат Госдумы Ярослав Нилов, указ от 1994 года о выплатах в 50 рублей утратил силу, поскольку теперь семьям с доходом ниже двух величин прожиточного минимума на человека будут выплачивать пособия в размере прожиточного минимума, установленного для ребенка в соответствующем субъекте.

Более 850 тысяч семей будут получать пособия на детей с 2020 года

В комментарии телеканалу RT парламентарий также напомнил, что россияне, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, получают пособие в первые полтора года. Еще столько же они могут провести за свой счет.

Нилов отметил, что не раз предлагались варианты по продлению нормы, при которой россияне могли получить пособие, находясь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. По его словам, после долгих обсуждений эти предложения были закреплены законодательно.

Какие появились новые формы отчетности в 2019 — 2020 годах?

Отчетность в налоговую в 2020 году — что нового?

Декларации по имущественным налогам

Как изменились формы отчетов по зарплатным налогам 2019-2020 годов?

Обновилась ли отчетность-2020 во внебюджетные фонды?

Итоги

Отчетность в налоговую в 2020 году — что нового?

Налоговики часто корректируют формы сдаваемых отчетов. Рассмотрим основные новшества 2019-2020 годов в налоговых декларациях и расчетах.

Налоговая отчетность по ОСНО и спецрежимам

В 2019-2020 годах декларация по НДС не менялась, поэтому сдавать ее нужно в привычном виде.

Комментарии по заполнению вы найдете в этой рубрике.

А вот форма декларации по налогу на прибыль будет новой. Старая действовала аж с 2016 года и не учитывала многие налоговые изменения последних лет. И вот ФНС наконец-то сделала бланк, соответствующий налоговой действительности. Он утвержден приказом от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Посмотреть его и узнать, что изменилось в отчете, можно .

Важно, что использовать новую форму нужно уже в марте 2020-го при составлении декларации по налогу на прибыль за 2019 год.

Порядок заполнения декларации по налогу на прибыль рассмотрен .

Подправили и декларацию 3-НДФЛ. За 2019 год физлицам следует сдавать форму из приказа ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/506@. Бланк размещен . А подсказки по его заполнению в различных ситуациях можно найти в нашей специальной рубрике.

Спецрежимники отчитываются на привычных бланках. Никаких изменений в формах деклараций по УСН, ЕНВД и ЕСХН за 2019 год не произошло.

Бухгалтерская отчетность — 2020

Бухгалтерскую отчетность за 2019 год нужно сдавать на обновленных бланках (в ред. приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н).

Во всех формах отчетности (включая баланс и форму 2):

  • единицей измерения стали тысячи рублей, заполнять отчетность в миллионах нельзя;
  • ОКВЭД заменен на ОКВЭД2.

В некоторых формах заменен ОКУД.

В бухгалтерском балансе введена строка для указания, подлежит отчетность обязательному аудиту или нет. Если да, нужно привести седения об аудиторе.

В форме 2 есть и другие (более серьезные) изменения, о которых мы рассказывали в этой публикации.

И, кстати, изменились не только формы. В правилах сдачи бухотчетности тоже есть ряд существенных нововведений.

Обновленные формы статотчетности вы всегда найдете в нашей рубрике «Статистика».

Декларации по имущественным налогам

За 2019 год организации сдают новую форму декларации по налогу на имущество (приказ ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@). Теперь имущественная отчетность — годовая. Направлять налоговикам ежеквартальные расчеты по авансам больше не требуется. Но это не отменяет уплаты авансовых платежей. Их нужно рассчитывать и перечислять в прежнем порядке, а потом отражать в декларации за год.

Смотрите, что меняется в порядке расчета авансов по налогу на имущество с 2020 года.

Что касается деклараций по транспортному и земельному налогам, то их бланки за 2019 год не менялись. Но сдавать их мы будем в последний раз. Начиная с налогов за 2020 год их декларирование отменяется.

Подробности см. .

Как изменились формы отчетов по зарплатным налогам 2019-2020 годов?

К зарплатной отчетности, сдаваемой в налоговую, относятся:

  • справки 2-НДФЛ;
  • расчет 6-НДФЛ;
  • расчет по страховым взносам.

Формы указанной отчетности для сдачи за 2019 год остались прежними, но существенно изменился порядок их представления. И эти изменения никак нельзя пропустить, иначе возможны штрафы.

Во-первых, сокращен срок подачи сведений 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ по итогу года. Теперь это 1 марта, а не 1 апреля, как было ранее. В 2020 году это воскресенье, поэтому крайний срок будет 02.03.2020.

Во-вторых, меньшему количеству работодателей остался доступен бумажный вариант сдачи отчетности. Отчитаться на бумаге можно работодателям с численностью до 10 человек (ранее было до 25 «физиков»). Это касается не только 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, но и расчета по взносам.

Подробнее об этом мы писали .

Кроме этого, с 2020 года есть изменения в зарплатной отчетности для организаций с подразделениями.

А еще в ближайшее время изменится форма ЕРСВ. Новый бланк вводится с отчетности за 1-й квартал 2020 года (приказ ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

Обновилась ли отчетность-2020 во внебюджетные фонды?

В соцстрах ежеквартально представляется расчет взносов на травматизм и профзаболевания 4-ФСС. ФСС утвердил бланк приказом от 26.09.2016 № 381, а затем отредактировал его приказом от 07.06.2017 № 275. Эта форма актуальна и для представления в соцстрах течение 2019-2020 годов.

Состав отчетности в Пенсионный фонд за 2019 год корректировкам не подвергался. Туда сдаются формы:

  • СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п) — ежемесячный (до 15 числа следующего месяца) отчет с информацией о лицах, с которыми у работодателя были заключены договоры в отчетном месяце.
  • СЗВ-СТАЖ в паре с ОДВ-1 (утв. постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 № 507п) — это сведения о стаже работников.

    Сдается в ПФР отчет:

    • до 1 марта после окончания года — по всем работникам (за 2019 год — до 02.03.2020);
    • при выходе на пенсию работника — на него одного.

А еще СЗВ-СТАЖ сдают при ликвидации фирмы и закрытии ИП и выдают работнику при увольнении в виде выписки из отчета. Почему нельзя дать просто копию, узнайте .

  • СЗВ-ИСХ — форма с данными о доходах и стаже, подаваемая только в том случае, если по каким-то причинам сведения на работника не были поданы до 2017 года.
  • СЗВ-КОРР — корректирующие сведения персучета по данным на работника, первоначально сданным до 2017 года.

О сдаче в ПФР отчета по форме ДСВ-3 в 2020 году мы рассказали .

А начиная с 2020 года все работодатели должны будут сдавать в ПФР новый отчет по форме СЗВ-ТД и выдавать работникам форму СЗИ-ТД.

Подробнее об отчетности в ПФР читайте в рубрике «СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ».

Итоги

Над обновлением форм, передаваемых в контролирующие органы, ведется постоянная работа. Поэтому перед сдачей нужно обязательно удостовериться в актуальности того бланка, на котором оформляется отчет.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *