Налогоплательщики и плательщики сборов

Статья 357. Налогоплательщики

Информация об изменениях:

Статья 357 изменена с 1 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 101-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 357. Налогоплательщики

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 357 НК РФ

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Часть третья не применяется с 1 января 2017 г.

См. текст части третьей статьи 357

Не признаются налогоплательщиками UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Статья 357. Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

Не признаются налогоплательщиками FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Комментарии к ст. 357 НК РФ

При определении круга налогоплательщиков транспортного налога следует учитывать Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденные Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195, Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.1995, Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев, утвержденные Приказом ГТК России от 02.03.1995 N 137, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21.07.2006 N 87, Правила государственной регистрации судов, утвержденные Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, Правила регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских рыбных портах, утвержденные Приказом Госкомрыболовства России от 31.01.2001 N 30, Воздушный кодекс, Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», а также Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса России от 02.07.2007 N 85, и Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденные Приказом министра обороны РФ от 28.11.2002 N 460.

Плательщики налогов

Смотреть что такое «Плательщики налогов» в других словарях:

  • ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГОВ — Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

  • Плательщики налогов на имущество физических лиц — 1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее налоги) признаются физические лица собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. 2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой… … Официальная терминология

  • Плательщики таможенных пошлин, налогов — Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств членов… … Официальная терминология

  • КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ — (англ. tax classification) – группировка налогов по видам. Обусловлена разл. основами классификации: способом взимания налогов, субъектом налогоплательщиком; характером применяемых ставок, налоговых льгот; источником и объектом налогообложения;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Системы налогов — совокупность налогов, находящихся во взаимной связи между собой и классифицированных по тем или иным признакам и основаниям (см. Налоги). С. налогов может быть научной, представляющей или классификацию всех известных видов обложения по признакам… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Установление налогов и сборов — принятие представительным (законодательным) органом РФ, субъекта Федерации или муниципального образования решения в соответствии со своей компетенцией о включении налога или сбора в систему налогов и сборов соответствующей территории. Налог… … Большой юридический словарь

  • Условия установления налогов и сборов общие — налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Верхняя палата — установившееся в науке государственного права наименование одного из законодательных собраний в государствах, где народное представительство организовано по двухпалатной системе. Верхняя палата существует в настоящее время в Англии, Франции,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Саксония, королевство — I (Sachsen) королевство, входящее в состав Германской империи, расположено между 50°10 и 51°29 сев. шир. и 11°62 и 15°2 вост. долг. от Гринича, граничит с С и В с Пруссией, с Ю и ЮВ с Австрией (Чехией), с ЮЗ с Баварией, с З с саксонскими… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сперанский, граф Михаил Михайлович — — государственный деятель времен Александра ? и Николая I (1772—1839 г.). I. Сперанский родился 1 января 1772 г. в селе Черкутине, Владимирского уезда, где отец его, Михаил Васильевич, был священником. Семи лет отдан был отцом во… … Большая биографическая энциклопедия

Плательщики налога и объект налогообложения

Налог на прибыль представляет собой форму изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом, и поступает в феде­ральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ. После определения се­бестоимости и корректировки затрат для целей налогообложения оп­ределяется прибыль, являющаяся объектом налогообложения.

Поскольку этот налог относится к федеральным, то его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной вла­сти. Но отдельные вопросы налога отнесены к компетенции за­конодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

К плательщикам налога на прибыль относятся:

• предприятия и организации, в том числе бюджетные, яв­ляющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, создан­ные на территории РФ предприятия с иностранными ин­вестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

• филиалы и другие обособленные подразделения предпри­ятий и организаций, включая филиалы кредитных и стра­ховых организаций, кроме филиалов и отделений Сбер­банка РФ, имеющих отдельный баланс и расчетный счет;

• филиалы и территориальные банки Сбербанка РФ, соз­данные в субъектах РФ.

Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, объединений и предпри­ятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, поря­док уплаты налога устанавливается Правительством РФ.

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдель­ного баланса и расчетного, текущего или корреспондентского счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в до­ходы бюджетов субъектов РФ, производится по месту нахожде­ния структурных подразделений исходя из доли прибыли, при­ходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности или фонду оплаты труда и стоимости основных производственных фондов. При этом сумма налога по предприятиям и структурным под­разделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

Плательщиками налога на прибыль являются также компа­нии, фирмы, другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осущест­вляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоян­ные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимаются филиал, бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления деятельности, связанное с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотрен­ных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуще­ствлять представительские функции в РФ.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия — это прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг, основных фондов (включая земельные участки), другого имущества предприятия и доходов от внереализационных опера­ций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг оп­ределяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включае­мыми в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую дея­тельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг уплаченные экс­портные пошлины.

При определении прибыли от реализации основных фондов и другого имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увели­ченной на индекс инфляции.

По основным фондам, нематериальным активам, малоцен­ным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.

При реализации или безвозмездной передаче основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были пре­доставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая при­быль подлежит увеличению в пределах сумм ранее предоставлен­ных льгот на остаточную стоимость этих основных фондов и про­изведенные затраты по объектам, не завершенным строительством.

В целях занижения налогооблагаемой базы предприятия осуществляют реализацию товаров по ценам не выше фактиче­ской себестоимости или ниже себестоимости. В этом случае для целей налогообложения принимается рыночная цена на анало­гичные товары, сложившаяся на момент реализации.

При определении и признании рыночной цены продукции, работ, услуг используются официальные источники информации о рыночных ценах на продукцию, работы и услуги и биржевых котировках, информационная база органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления и информация, предос­тавляемая налоговым органам налогоплательщиками.

При осуществлении предприятиями обмена продукцией, ра­ботами, услугами либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такого или аналогичного товара, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такого или аналогичного товара за месяц — исходя из цены последней реализации.

Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, или обменивает приобретен­ную продукцию, то для целей налогообложения принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию.

К доходам и расходам от внереализационных операции относятся:

1) доходы и расходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции, ра­бот, услуг и ее реализацией;

2) средства, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, кроме средств, зачис­ляемых в уставные капиталы предприятий его учредителями;

3) средства, полученные в рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями; средства, полученные от иностранных организаций в порядке безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре;

4) средства, полученные приватизированными предпри­ятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвести­ционных конкурсов или торгов;

5) средства, переданные между основными и дочерними предприятиями при условии, что доля основного предприятия составляет более 50% в уставном капитале дочерних предприятий;

6) средства, передаваемые на развитие производственной и непроизводственной базы в пределах одного юридического лица.

По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фон­дов и имущества, указанных в акте передачи, но не ниже их ба­лансовой стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.

Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного само­управления, объектов жилищно-коммунального назначения, до­рог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водоза­борных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти или по их реше­нию специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию этих объектов, и органам мест­ного самоуправления, а также передаваемых безвозмездно пред­приятиям, учреждениям и организациям органами государственной власти и местного самоуправления, союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и другими объ­единениями, в состав которых входят предприятия, основных средств, нематериальных активов, другого имущества и денеж­ных средств на капитальные вложения по развитию их собст­венной производственной и непроизводственной базы. В налогооблагаемую базу также не включаются:

1) стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;

2) стоимость основных производственных фондов, средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого иму­щества, безвозмездно полученного для осуществления производ­ственной деятельности одними железными дорогами, предпри­ятиями и организациями от других железных дорог, предпри­ятий и организаций, переданных по решению МПС РФ, управ­лений и отделений железных дорог;

3) стоимость различных сооружений и объектов связи: внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, соору­жения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты телевидения и радиовещания, спутниковой связи и т.д., построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвоз­мездно принятых на техническое обслуживание акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у государства и государственными предприятиями связи Минсвязи РФ;

4) стоимость безвозмездно полученного горно-шахтного оборудования: основных средств и имущества, используемого для производственных целей от других шахт или разрезов как в соста­ве объединения, так и в системе бассейна и угольной отрасли;

5) стоимость имущества, полученного на безвозмездной ос­нове от граждан и юридических лиц в собственность или поль­зование пожарной охраной для выполнения ее задач, установ­ленных законодательством РФ;

6) стоимость основных фондов и другого имущества, пере­даваемых с баланса на баланс предприятий потребительской кооперации по решению собственников или уполномоченных ими органов;

7) по банкам — материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица;

8) стоимость машин и оборудования, опытных образцов, макетов, других изделий, переданных для испытаний и экспе­риментов или безвозмездно предоставленных заказчиком науч­ной организации в процессе выполнения договора на создание научно-технической продукции;

9) безвозмездно полученные предприятиями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложе­ний производственного направления при условии использования их в течение одного года с момента получения. При нецелевом исполь­зовании полученных средств или в случае их неиспользования в те­чение одного года с момента получения они подлежат налогообло­жению в составе внереализационных доходов в том отчетном перио­де, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению;

10) средства, полученные российской организацией от ак­ционеров (участников) на погашение убытка, образовавшегося по данным годового бухгалтерского отчета за 1998 г., и направ­ленные на эти цели.

Доходы в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по кур­су ЦБ РФ, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации товаров.

В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на:

1) доходы в виде дивидендов, полученных по акциям, при­надлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право их владельца на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходы в виде процентов, полученных вла­дельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;

2) доходы от долевого участия в деятельности других пред­приятий, кроме доходов, полученных за пределами РФ;

3) доходы, включая доходы от аренды и других видов ис­пользования, казино, игорного бизнеса, видеосалонов, от прока­та видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами, включая расходы на оп­лату труда от этих услуг;

4) прибыль от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

5) прибыль от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

6) прибыль от осуществления отдельных банковских опера­ций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от установленной по основно­му виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ;

7) прибыль от реализации произведенной сельскохозяйст­венной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сель­скохозяйственной продукции собственного производства, кроме прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодатель­ным органом субъекта РФ.

При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам.

Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организа­ции, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы прибыли.

Объединяемые предприятиями в целях осуществления со­вместной деятельности денежные средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, другое имущество, а также средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом. При этом объектом налогообло­жения является прибыль, которая получена в результате исполь­зования таких средств.

Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально сообщает каждому участнику этой деятельности и налоговому органу по месту нахождения пред­приятия о суммах причитающейся каждому участнику доли при­были для учета ее при налогообложении независимо от факти­ческого распределения этой прибыли.

Прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, а также полученная полным товариществом, распределяется меж­ду участниками совместной деятельности или членами полного товарищества до налогообложения на основании договора. При­быль, полученная каждым участником совместной деятельности или членом полного товарищества, являющимся юридическим лицом, после распределения, включается во внереализационные доходы и облагается налогом в составе валовой прибыли по ус­тановленным ставкам налога на прибыль.

Для биржи объектом налогообложения является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, цен­ных бумаг, валюты, другого имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.

При увеличении уставного капитала акционерного общества в связи с переоценкой основных фондов, осуществляемой по ре­шению Правительства РФ, налогом не облагается стоимость до­полнительно полученных юридическим лицом — акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им ак­ций, либо разница между номинальной стоимостью новых ак­ций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера. Прибыль от реализа­ции юридическим лицом — акционером полученных в результате такого распределения или увеличения номинальной стоимости акций определяется как разница между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью этих акций. В случае продажи акций эта прибыль облагается налогом.

При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования:

1) налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль, полученная по внешнеторговым операциям, совер­шаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой товаров в РФ, а также товарообменом и операциями по экспорту в РФ товаров, при которых юридическое лицо по законодательству РФ становится собственником товаров до пересечения ими государственной границы РФ, кроме прибыли, полученной от продажи товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностран­ному юридическому лицу или арендуемых им складов;

2) если иностранное юридическое лицо осуществляет дея­тельность не только в РФ, но и за ее пределами, и при этом не ведет отдельного учета прибыли, позволяющего определить при­быль от деятельности, осуществляемой им через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налого­вым органом;

3) если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от дея­тельности в РФ, налоговый орган имеет право рассчитать ее на основании валового дохода или произведенных расходов исходя из нормы рентабельности 25%.

Налог на прибыль в РФ не дифференцирован в зависимости от рентабельности предпринимательской деятельности и вало­вой суммы прибыли. Такая дифференциация имеет место в ряде развитых стран мира. В то же время ставки налога на прибыль дифференцированы по некоторым видам предпринимательства, которые приносят высокий доход и имеют низкие затраты.

44. Налогоплательщики, плательщики сборов: понятие и виды

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщики и плательщики сборов (далее – налогоплательщики) – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налогоплательщики подразделяются на физических лиц и организации . Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица, в отличие от организаций, не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

а) граждане Российской Федерации;

б) иностранные граждане;

в) лица без гражданства (апатриды). Возраст и вменяемость не влияют на признание физического лица налогоплательщиком.

С точки зрения подоходного налогообложения выделяются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ , но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам РФ согласно ст. 11 НК РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Среди физических лиц в отдельную категорию налогоплательщиков выделены индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

К налогоплательщикам-организациям законодатель относит две категории субъектов:

а) российские организации;

б) иностранные организации.

Под российскими организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, под иностранными – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Участники налоговых отношений, их права и обязанности

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Для правильного установления взаимоотношений с налоговыми органами налогоплательщикам необходимо знать свои права, которые определены в статье 21 НК РФ (всего 15 пунктов). В их числе:

• получение от налоговых органов бесплатно информации, в том числе в письменной форме, о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;

• использование налоговых льгот при наличии оснований;

• получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

• право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ (9 пунктов). Важнейшими из них являются правильное исчисление и своевременная уплата законно установленных налогов, а также: постановка на учет в налоговых органах; ведение учета доходов, расходов и объектов налогообложения; представление в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций, а также бухгалтерской отчетности.

Налоговыми агентами признаются физические и юридические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля правильного исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Согласно статье 31 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Права налоговых органов перечислены в статье 31 НК РФ (14 пунктов).

В их числе право:

• требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

• проводить налоговые проверки;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

• взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

• требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков.

В обязанности налоговых органов входит:

• соблюдение законодательства о налогах и сборах;

• осуществление контроля соблюдения законодательства о налогах и

сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;

• бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

• принятие решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов;

• соблюдение налоговой тайны; другие обязанности (всего 12 пунктов).

Система управления налогообложением в РФ представляет собой централизованную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство финансов РФ, которое осуществляет общее руководство налогообложением, а также издает правоустанавливающие документы в области бухгалтерской отчетности и налогообложения.

Минфину РФ подчинены службы, непосредственно занимающиеся налоговым администрированием, налоговым контролем, учетом и зачислением налоговых платежей в бюджет. К ним относятся: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Функции сбора налогов и налогового администрирования возложены на Федеральную налоговую службу. Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются налоговые инспекции республик, краев, областей, городов и районов.

Таможенные органы имеют права и обязанности налоговых органов по вопросам взимания налогов, связанным с перемещением товаров через таможенную границу (в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом и другими федеральными законами).

Когда плательщик и носитель налога одно лицо

1. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

4. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Способы уплаты налога

Кадастровый способ

Заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения

У источника

Применяется в отношения тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода

По декларации

Предоставление налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения

По уведомлению

Применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами

Задание 5. В экономической литературе наряду с обязательными элементами используются и другие

Налоговый агент– это лица, на которые возможны обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов и заработной платы работников).

Носитель налога — физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения даже в том случае, когда оно не является субъектом налогообложения (налогоплательщиком) по конкретным видам налогов и сборов.

Источник налога- резерв, используемый для уплаты налога.

Налоговые льготы– льготами по налогом и сборам признаются предоставление отдельным категорическим налогоплательщику.

Задание 6.Поясните, что подразумевает введение нового налога.

Вторичное нормотворческое действие, принятие соответствующего нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания того или иного налога в бюджет.

Задание 7. Для каждого вида налога имеется источник его уплаты, т.е. полученный и выраженный в стоимостном виде доход. Приведите примеры и названия различных видов доходов. Назовите примеры налогов, источником выплаты которых являются:

a) доходы физического лица;НДФЛ

b) доходы юридического лица налог. На прибыль

Задание 8. На рис. 1.1. укажите, какая из прямых характеризует пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогов. Дайте пояснения.

0 Налоговая база, руб.

Задание 9.Определите вид налоговой ставки по следующим налогам и сборам:

5 руб. за одну пачку сигарет; твердая
100 руб. в месяц; твердая
15 % с дохода пропорциональная
12 % с дохода, превышающего 100 000 руб. регрессивная
12 000 руб. при доходе от 100 000 до 200 000 руб. прогрессивная
15 000 руб. за 1 т груза пропорциональная
23 руб. за 1000 шт. + 5 % от стоимости товара твердая

Тесты

а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;

б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.

2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является обязательным при установлении налога:

а) налоговая база;

б) налоговая ставка;

в) налоговые льготы?

3. Налоговая ставка — это:

а) процентная величина от объекта налогообложения;

б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в) фиксированная величина от объекта налогообложения.

4 Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:

а) у источника выплаты;

б) по декларации;

в) когда налог исчисляется налоговым органом?

5. Прогрессивное налогообложение — это:

а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

в) когда налоговая ставка не изменяется.

6. Когда плательщик и носитель налога — одно лицо:

а) при косвенном налогообложении;

б) при прямом налогообложении;

в) никогда не могут быть одним лицом?

7. Налоговая база — это:

а) предмет, подлежащий налогообложению;

б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта налогообложения;

в) период, по истечение которого возникает обязанность исчислить и уплатить налог.

8. Обязанность уплатить налог возникает если:

а) установлены налоговая ставка и налоговый период;

б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;

в) установлены налогоплательщики и все элементы налогообложения.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Вариант №1 Элементы налога и способы взимания налогов

а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физи ческих лиц;

б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юри дических и

в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с

юридических и физических лиц в целях формирования государственных

2. Какой из перечисленных элементов налогообложения не яв ляется

обязательным при установлении налога:

а) налоговая база;

б) налоговая ставка;

в) налоговые льготы

3. Налоговая ставка — это:

а) процентная величина от объекта налогообложения;

б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в) фиксированная величина от объекта налогообложения.

4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение на лога в бюджет

соответствующего уровня до получения дохода:

а) у источника выплаты;

б) по декларации;

в) когда налог исчисляется налоговым органом?

5. Прогрессивное налогообложение — это:

а) уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

б) увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

в) когда налоговая ставка не изменяется.

6. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:

а) при косвенном налогообложении;

б) при прямом налогообложении;

в) никогда не являются

7. Налоговая база — это:

а) предмет, подлежащий налогообложению;

б) стоимостная, физическая, иная характеристика объекта

в) период времени, по истечении которого возникает обязанность

исчислить и уплатить налог.

8. Обязанность уплатить налог возникает, если:

а) установлена налоговая ставка и налоговый период;

б) установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;

в) установлены налогоплательщики и все элементы налого обложения.

9. Основой функционирования налоговой системы РФ является:

а) бюджетный кодекс РФ

б) таможенный кодекс РФ

в) налоговый кодекс РФ

10. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:

а) возврат излишне уплаченных налогов

б) постановка на учет налогоплательщиков

в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и

своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней

Ваиант№2 Элементы налога и способы взимания налогов

1. Налоговая ставка — это:

а)процентная величина от объекта налогообложения;

б)величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;

в)фиксированная величина от объекта налогообложения.

2. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет

соответствующего уровня до получения дохода:

а)у источника выплаты;

в)когда налог исчисляется налоговым органом?

а)обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;

б)обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и

в)обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с

юридических и физических лиц в целях формирования государственных

4. Какой из перечисленных элементов налогообложения не является

обязательным при установлении налога:

5. Налоговая база — это:

а) предмет, подлежащий налогообложению;

б)стоимостная, физическая, иная характеристика объекта

в)период времени, по истечении которого возникает обязанность

исчислить и уплатить налог.

6. Основой функционирования налоговой системы РФ является:

а) бюджетный кодекс РФ

б) таможенный кодекс РФ

в) налоговый кодекс РФ

7. Прогрессивное налогообложение — это:

а)уменьшение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

б)увеличение налоговой ставки с ростом налоговой базы;

в)когда налоговая ставка не изменяется.

8. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:

а) возврат излишне уплаченных налогов

б) постановка на учет налогоплательщиков

в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и

своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней

9. Когда плательщик и носитель налога являются одним лицом:

а)при косвенном налогообложении;

б)при прямом налогообложении;

в)никогда не являются

10. Обязанность уплатить налог возникает, если:

а)установлена налоговая ставка и налоговый период;

б)установлены объекты налогообложения и налоговые льготы;

в)установлены налогоплательщики и все элементы налогообложения.

  • Выдрина Валентина ЕгоровнаНаписать 2126 27.02.2018

Номер материала: ДБ-1262117

    27.02.2018 112
    27.02.2018 460
    27.02.2018 106
    27.02.2018 212
    27.02.2018 719
    27.02.2018 160
    27.02.2018 330
    26.02.2018 112

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Вам будут интересны эти курсы:

Обязательные и факультативные элементы Закона о налоге

Основные элементы Закона о налоге

Лекция 4

Задачи

Контрольные вопросы

Практическая часть

1.По каким признакам осуществляется классификация налогов?

2.Назовите налоги, относящиеся к группе федеральных налогов

3. Кто устанавливает и вводит федеральные налоги?

4.На какие группы подразделяются налоги в зависимости от субъекта налогообложения?

5.Как группируются налоги в зависимости от учетно-экономической целесообразности?

Задача 1.

Задача 2.

Задача 3.

Задача 4.

Для возможности уплаты налога необходимо, чтобы в законе были определены все необходимые для этого элементы. Без обязательных элементов (или при отсутствии хотя бы одного из них) налог не может быть однозначно определен и, следовательно, уплачен. Перечень обязательных элементов приведен в НК РФ.

Обязательные элементы Закона о налоге:

· субъект налога (налогоплательщик);

· предмет и объект налога;

· метод учета налоговой базы;

· способ и порядок уплаты налога.

К числу факультативных элементов Закона о налоге, отсутствие которых в целом не влияет на обязанность уплатить налог и степень налогового обязательства, относятся:

· налоговые льготы, на которые может претендовать плательщик;

· ответственность за налоговое правонарушение;

· порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

Субъект налогообложения – лицо, на которое законом возлагается обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог. Разграничение субъекта и носителя налога возникает вследствие переложения налога. Например, субъектами обложения акцизами являются предприятия, производящие и реализующие подакцизную продукцию. Акциз включается в цену товара, которую уплачивает носитель налога – покупатель.

В рамках налогового права различают два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи налогоплательщика и государства, которое эти налоги вводит. К резидентам относят налогоплательщиков, имеющих в соответствии с законодательством постоянное пребывание в стране. Они несут полную налоговую обязанность, то есть налогообложению подлежат доходы резидентов, полученные как на территории данной страны, так и за ее пределами. Нерезиденты не имеют в данной стране постоянного местопребывания и несут ограниченную налоговую ответственность, то есть уплачивают налоги только с доходов, полученных на территории данной страны. Есть и другие отличия, например, порядок и периодичность декларирования доходов.

Для определения статуса резидента в мировой практике применяют тесты. Для физических лиц – это тест физического присутствия (по российскому законодательству не менее 183 дней в календарном году), а для некоторых стран (США) тест гражданства.

Для юридических лиц – тест инкорпорации, то есть юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно основано в данной стране. А также тест юридического адреса, то есть регистрирует в данной стране свой юридический адрес; тест деловой цели (основной объем деловых операций совершается на территории данной страны). Налоговый статус юридических лиц зависит и от таких критериев, как:

· организационно-правовая форма предприятия (для акционерных обществ, частных компаний, полных товариществ);

· отраслевая принадлежность (разные режимы налогообложения для финансовых и нефинансовых организаций);

· масштабы предприятия (для предприятий малого бизнеса особые режимы налогообложения).

Объект налогообложения – это юридические факты, действия, обстоятельства, обусловливающие возникновение обязанности заплатить налог. Предмет налогообложения – некий физический факт (предмет), в отношении которого совершаются действия, влекущие обязанность уплаты налога.

| следующая лекция ==>
По уровням бюджетов отчисления налога | Лекция 4. Налоговая база, источник налога, налоговый период и налоговые ставки

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *