Мса ключевые вопросы аудита

Содержание

>Как формулировать ключевые вопросы аудита (КВА)

Вступление

С выпуском МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в заключении независимого аудитора» была представлена концепция ключевых вопросов аудита (КВА). Данная публикация обеспечивает аудиторские команды информацией о том, когда КВА должны быть включены в аудиторское заключение.

В данной публикации рассматривается следующее:

  • требования МСА по информированию о КВА;
  • описание КВА;
  • описание аудиторских процедур в отношении КВА;
  • как избежать впечатления выражения мнения о КВА;
  • признаки «хороших» и «плохих» КВА;
  • другие факторы, которые необходимо учитывать при описании КВА;
  • прочая информация.

Требования МСА по информированию о КВА

Два требования МСА 701 определяют, как аудиторским командам формулировать КВА:

Параграф 11 Аудитор должен описать каждый ключевой вопрос аудита под соответствующим подзаголовком в отдельном разделе аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита», за исключением случаев, указанных в параграфах 14 или 151)Эти параграфы МСА 701 касаются обстоятельств (параграф 14). когда ключевые вопросы аудита не включаются в аудиторское заключение или (параграф 15) когда есть вопрос, который приводит к выражению модифицированного мнения в соответствии с МСА 705 (пересмотренным), или имеет место существенная неопределенность, связанная с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность..

Во вступление к этому разделу необходимо включить следующие утверждения:

а. ключевые вопросы аудита — это вопросы, которые согласно профессиональному суждению аудитора являются наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период; и

Ь. эти вопросы были рассмотрены в контексте аудита финансовой отчетности в целом и при формировании аудиторского мнения о данной отчетности, и аудитор не выражает отдельного мнения по этим вопросам

Параграф 13 Описание каждого ключевого вопроса аудита в разделе «Ключевые вопросы аудита» аудиторского заключения должно содержать ссылку на соответствующие раскрытия (если такие имеются) в финансовой отчетности и должно быть указано следующее:

а. почему вопрос был рассмотрен как наиболее значимый для аудита
и, следовательно, был определен как ключевой вопрос аудита; и

b. как вопрос был рассмотрен в ходе аудита.

В юрисдикциях, которые начали раннее применение МСА 701, большинство аудиторских компаний используют две колонки или даже таблицу, в которой представляют описание КВА и затем объясняют, как эти вопросы рассмотрены в ходе аудита.

Описание КВА

МСА 701 намеренно разрешает применять гибкий подход к формулировкам с целью избежать стандартного подхода к предоставлению информации участникам, инвесторам и другим пользователям.

Раскрытие по каждому КВА должно обязательно включать:

  • Описание КВА;
  • Почему внимание аудитора было сосредоточено на данном вопросе, и он считает, что вопрос является наиболее значимым для аудита;
  • Ссылку на соответствующее раскрытие в финансовой отчетности (если применимо)

Данный трехэтапный подход можно применять при описании КВА

Этап Требование МСА Суждение Пример формулировки КВА для включения в АЗ
1 Описание КВА Описание факта (обычно оно включает наименование КВА) Обесценение ссуд и инвестиций.Убыток от обесценения составил 67,8 млн. евро за год, заканчивающийся 31 марта 2017 года.
2 Почему внимание аудитора было сосредоточено на данном вопросе, и он считает, что вопрос является наиболее значимым для аудита Обоснование, почему данный вопрос является наиболее значимым для аудита (это более субъективное утверждение, основанное на нашем профессиональном суждении) Идентификация «событий убытка и определение суммы убытка от обесценения требуют применения существенных суждений руководства, в частности, в отношении сроков, количества и оценки будущих денежных потоков
3 Ссылка на соответствующее раскрытие Описание факта (это объективно) См. примечание 7 к финансовой отчетности.

Учетная политика Группы в отношении обесценения раскрыта в примечании 4 к финансовой отчетности

Больше примеров описания КВА можно найти в руководстве IAASB, Auditor Reporting — Illustrative Key Audit Matters. Либо можете файл pdf (анг. язык).

Объем и характер информации в описании КВА могут отличаться для разных компаний. В примере ниже приведен отрывок из аудиторского заключения компании Randgold Resources Limited (горнодобывающей компании Великобритании), в котором представлен один из КВА, идентифицированных BDO за год, закончившийся 31 декабря 2015 года.

ВЫЯВЛЕННЫЙ РИСК

Иски по налогам

Как описано в примечаниях 3 и 19 деятельность Группы Мали являлась объектом судебных исков по налогам прошлых лет, предъявленных Республикой Мали в общей сумме 280 млн. долл. США. В текущем году Республикой Мали не предъявлялись новые иски.

Группа получила профессиональную консультацию в связи с исками и в 2013 году начала международный арбитражный процесс против Республики Мали, который длится до сих пор, оспаривая законность некоторых исков. С учетом существенного характера исков и продолжающихся споров, а также международного арбитражного процесса, признание и представление любых обязательств или условных обязательств, возникающих в результате исков по налогам, является предметом ключевых суждений и риска для аудита.

Описание аудиторских процедур в отношении КВА

Одним из наиболее спорных аспектов параграфа 13(b) МСА (ISA) 701 является требование к аудиторским командам раскрыть информацию о том, как КВА были рассмотрены в ходе аудита. Особый интерес вызывает степень детализации при описании аудиторских процедур в отношении КВА.

IAASB признал, что эта проблема намеренно была оставлена предметом профессионального суждения, так как наиболее вероятно, что практика будет сформирована в долгосрочной перспективе и будет отличаться в разных юрисдикциях.

Также IAASB представляет руководство по детализации информации, которую аудиторские команды могут обеспечивать при описании данной части КВА.

Руководство включает пять вариантов:

  • Вариант 1. Аспекты ответных процедур аудитора или подход, который наиболее применим к вопросу или соответствует оцененному риску существенного искажения.
  • Вариант 2. Краткий обзор выполненных процедур.
  • Вариант 3. Указание на результат аудиторских процедур.
  • Вариант 4. Ключевые наблюдения в отношении КВА.
  • Вариант 5. Сочетание вариантов 1-4.

Как отмечалось выше, IAASB стремится избежать стандартного подхода к описанию КВА в аудиторском заключении, поэтому рекомендует применять более гибкий подход, основанный на суждении аудиторских команд, при решении вопроса о степени детализации описания КВА. Главным в данном подходе является достижение конечной цели — предоставления пользователям достаточной информации о том, как аудиторский подход был скорректирован с учетом обстоятельств конкретной компании, экономических условий или ситуации в отрасли без выражения отдельного мнения о каждом КВА.

Как избежать впечатления выражения мнения о КВА

Выше выделены разные фрагменты информации, которую аудиторские команды могут включить при описании того, как КВА были рассмотрены в ходе аудита. Из них вариант 3 «Указание на результаты аудиторских процедур», вероятно, представляет наибольшую опасность выражения мнения по каждому КВА, что запрещено МСА 701. Для предотвращения подобной ситуации рекомендуем аудиторским командам избегать описания результатов аудиторских процедур при описании КВА, и, таким образом, избегать любой возможности выражения мнения. В то же время некоторые компании могут выбрать инновационный подход или в качестве ответных мер на ситуацию на внутреннем рынке детально описать результаты аудиторских процедур.

Ниже приведен пример, как аудиторская команда выполнила требование параграфа 13(b) МСА 701 без выражения мнения о каждом КВА компании Randgold Resources Limited.

ОТВЕТНЫЕ МЕРЫ АУДИТОРА

Мы критически оценили соглашения группы по добыче полезных ископаемых, арбитражные документы, связанные с соответствующими исками, а также переписку с Республикой Мали, чтобы понять, насколько уместна оценка директорами того, что все условные обязательства, связанные с существенными исками по налогам прошлых лет, являются маловероятными.

Мы проверили полноту и точность сумм исков, изучив переписку группы по налоговым вопросам.

Мы обсудили и критически оценили суждения руководства по статусу каждого существенного элемента исков с консультантами группы и международными налоговыми консультантами.

Мы получили заявления от консультантов группы и международных налоговых консультантов, подтверждающие оценку директорами того, что существенные иски не имели юридического основания и оценивались как маловероятные в соответствии с МСФО (IFRS). Полагаясь на оценку этих экспертов, мы оценили компетентность и объективность профессиональных консультантов.

В приведенном примере аудиторская команда представила информацию только о фактически проведенных аудиторских процедурах. Придерживаясь фактов в аудиторском заключении, информация о результатах аудиторских процедур приведена без выражения мнения о КВА.

Ниже, в примерах рассмотрены формулировки, которые необходимо аккуратно использовать при описании КВА.

Ключевой вопрос аудита Описание, как КВА рассмотрены в ходе аудита Формулировки, которые могут указывать на выражение мнения
Обесценение ссуд и инвестиций Мы удовлетворены тем, что «события убытка» произошли в текущем финансовом году, и решением руководства об обесценении данных активов. Мы считаем, что суждения руководства, используемые при определении размера денежных потоков, которые влияют на убыток от обесценения, являются приемлемыми. Использование формулировок «удовлетворены» и «приемлемыми» в данном случае может создать впечатление, что аудитор решил вопрос и пришел к выводу, и в результате это может быть интерпретировано как выражение мнения.
Применение МСФО (IFRS) 10 В целом мы считаем, что суждения руководства являются приемлемыми, и отметили, что существенные суждения были надлежащим образом раскрыты в примечаниях 31 и 32 к финансовой отчетности. Использование формулировок «приемлемыми» или «надлежащим образом» указывает на то, что аудитор разделяет взгляд руководства (то есть потенциально выражает мнение) о суждениях, сделанных руководством.
Объединение бизнеса Мы согласны с суждениями руководства и результатами их процедур. Использование формулировки «согласны» может быть интерпретировано как указание на выражение мнения в отношении КВА.

В некоторых юрисдикциях местные законы и нормативные акты, регулирующие органы в области аудиторской деятельности, инвесторы и конкуренция на местном рынке могут влиять на объем раскрытия информации о том, как КВА рассмотрены в ходе аудита. Примеры такого влияния зафиксированы в некоторых юрисдикциях, в которых аудиторские компании вышли за рамки требований МСА, и добавили третью колонку в таблице, включающую следующие наименования:

  • обнаруженные факты;
  • выводы, представленные аудиторскому комитету;
  • наши выводы;
  • наши результаты.

На данном этапе развития КВА компаниям желательно рекомендовать аудиторским командам проявлять осторожность при выборе формулировок КВА, так чтобы не подвергнуть компанию потенциальной юридической ответственности, обеспечивая:

  • если применимо, больше информации о КВА, чем представлено в финансовой отчетности; или
  • мнение о каждом КВА.

В целях безопасности компаниям рекомендуется следующее:

  • ввести механизм проведения специальных консультаций и обзора аудиторских заключений, содержащих КВА, который может включать рассмотрение вопросов сопоставимости по структуре, языку, стилю и уместность информации о КВА;
  • привлекать независимых контролеров качества выполнения задания на регулярной основе для обзора формулировок КВА и в процессе аудита.

Признаки «хороших» и «плохих» КВА

В данном разделе перечислены признаки, по которым аудиторские команды могут различать «хорошие» или «плохие» КВА:

«Хорошие» КВА «Плохие» КВА
специфичные для деятельности клиента содержат «сюрпризы» для руководства, лиц, ответственных за корпоративное управление, или пользователей
четко сформулированы включают стандартное описание
описаны объективно повторяют раскрытия в финансовой отчетности
демонстрируют понимание вопроса содержат мнение о КВА
описаны логично являются описанием ошибки, в случаях, когда необходимо выразить модифицированное мнение (запрещено MCA 701)
слишком детальное и сложное описание

Другие факторы, которые необходимо учитывать при описании КВА

В соответствии с требованиями МСА 701 информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении необходимо при аудите организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, для периодов, заканчивающихся 15 декабря 2016 года или после этой даты. Ряд юрисдикции и компаний добровольно применили этот подход к аудиторским заключениям до даты вступления в силу данного МСА. Интересно отметить, что конкуренция при сравнении формата и характера раскрываемых КВА в этих юрисдикциях привела к разным подходам, применяемым аудиторскими компаниями.

Примерами инновационного подхода к описанию КВА являются аудиторские заключения, в которых:

  • КВА представлены в табличной форме;
  • КВА раскрыты с использованием графиков (например, по сравнению с прошлым годом);
  • КВА разделены на категории «повторяющиеся» либо «ситуационные»;
  • в разделе КВА аудиторского заключения описано то, какие вопросы и как были представлены аудиторскому комитету/ лицам, ответственным за корпоративное управление.

Компаниям, кроме требований местных законов (например, распространяется ли требование о раскрытии информации о КВА в аудиторском заключении на не публичные компании), также необходимо учитывать ожидания клиентов и инвесторов, конкурентную среду и то, как конкуренты раскрывают информацию о КВА.

Сноски

1. Эти параграфы МСА 701 касаются обстоятельств (параграф 14). когда ключевые вопросы аудита не включаются в аудиторское заключение или (параграф 15) когда есть вопрос, который приводит к выражению модифицированного мнения в соответствии с МСА 705 (пересмотренным), или имеет место существенная неопределенность, связанная с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности организации непрерывно продолжать свою деятельность.

Аудиторское заключение в соответствии с международными стандартами аудита

Анастасия Терехина АССА, старший менеджер департамента аудита, Mazars Russia
Вероника Андреева специалист департамента Аудита (Банки), Mazars Russia
Журнал «Учет и контроль», №7 за 2016 год

Аудиторское заключение представляет собой финальный результат аудита. Многие пользователи финансовой отчетности и стейкхолдеры призывали к тому, что аудиторское заключение должно быть более информативным и актуальным. Возросла критика в адрес стандартизированной формулировки аудиторского мнения, появилась необходимость в таких аудиторских заключениях, которые будут более прозрачными и будут учитывать индивидуальные особенности клиента.

Эти запросы были учтены Комитетом по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB) Международной федерации бухгалтеров (МФБ), и пересмотренный набор аудиторских стандартов в отношении аудиторских заключений был выпущен в 2015 году. Они применимы для компаний, финансовый год которых заканчивается 15 декабря 2016 года или после этой даты.

Основные изменения в новом аудиторском заключении

Рис. 1. Ключевые нововведения
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Основное влияние на аудиторское заключение с точки зрения времени, потраченного на его подготовку для компаний, акции которых котируются на бирже

Одним из нововведений пересмотренного набора аудиторских стандартов является ответственность аудитора сообщать о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении, эта тема рассматривается в новом МСА: МСА 701.

Это новое обязательство подробно изложено в следующей главе «Фокус на Ключевых вопросах аудита».

Фокус на непрерывности деятельности

Теперь мы обязаны добавлять дополнительную информацию, касающуюся непрерывности деятельности, в аудиторское заключение.

Всегда:

  • Описание ответственности руководства и аудитора в отношении непрерывности деятельности в разделах, посвященных ответственности руководства и ответственности аудитора;
    • ответственность руководства за оценку способности предприятия продолжать непрерывно свою деятельность и оценку того, является ли использование допущения о непрерывности деятельности целесообразным, а также ответственность за раскрытие вопросов, касающихся непрерывности деятельности, если это применимо;
    • ответственность аудитора за заключение о целесообразности использования руководством принципа непрерывности деятельности и решение на основании полученных аудиторских доказательств о том, существует ли значительная неопределенность в отношении событий или условий, которые могут вызвать существенные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность.

Если аудитор выявил вопросы, связанные с непрерывностью деятельности, в том числе «потенциальную опасность» (=если были идентифицированы события или условия, которые могут вызвать значительные сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность в обозримом будущем, но на основе полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что существенная неопределенность отсутствует).

  • Аудитор может определить подобные вопросы Ключевыми вопросами аудита и затем внести их в раздел аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита» (глава II «Фокус на Ключевых вопросах аудита»).

Когда значительная неопределенность существует и раскрыта должным образом:

  • Дополнительный отдельный раздел под заголовком «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности». Это по природе Ключевой вопрос аудита, но раскрывается он в аудиторском заключении только в разделе «Существенная неопределенность в отношении непрерывности деятельности».

Фокус на ключевых вопросах аудита

МСА 701 по Ключевым вопросам аудита относится к аудиту компаний, акции которых котируются на бирже, и в прочих случаях, когда аудитор решает сообщить о Ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении.

Какое определение Ключевого вопроса аудита?

Ключевые вопросы аудита — это вопросы, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, являлись наиболее значимыми для аудита финансовой отчетности за текущий период. Ключевые вопросы аудита выбираются из вопросов, о которых были проинформированы лица, отвечающие за корпоративное управление (МСА 701 §8).

Какова цель добавления раздела о Ключевых вопросах аудита в аудиторское заключение?

Целью сообщения о Ключевых вопросах аудита является повышение коммуникативной ценности аудиторского заключения за счет обеспечения большей прозрачности в отношении проведенного аудита.

Сообщение о Ключевых вопросах аудита предоставляет дополнительную информацию для предполагаемых пользователей финансовой отчетности, чтобы помочь им в понимании тех вопросов, которые, в соответствии с профессиональным суждением аудитора, имели наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода.

Данное сообщение может также помочь предполагаемым пользователям в понимании компании и областей, где содержатся существенные оценки руководства в аудируемой финансовой отчетности (МСА 701 §2).

Как аудитор определяет Ключевые вопросы аудита?

Аудитор должен выделить из вопросов, обсужденных с лицами, отвечающими за корпоративное управление, те вопросы, которые требуют значительного внимания аудитора при проведении аудита. При принятии такого решения аудитор должен учесть следующее:

  • области повышенных и значимых рисков существенного искажения;
  • значимые суждения аудитора в отношении областей, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, идентифицированные как имеющие высокую неопределенность в оценке;
  • влияние значимых событий или операций, произошедших в течение периода, на проведение аудита (МСА 701 §9).

Аудитор должен определить, какие из вопросов, определенных в соответствии с параграфом 9, имеют наибольшее значение при проверке финансовой отчетности текущего периода и, следовательно, являются Ключевыми вопросами аудита (МСА 701 §10).

Что должно быть сделано аудитором для раздела «Ключевые вопросы аудита» в аудиторском заключении?

Рис. 2. Ключевые вопросы аудита
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Аудиторское заключение должно отвечать на следующие вопросы:

  • почему вопрос был рассмотрен как Ключевой вопрос аудита;
  • какой подход использовался к вопросу в процессе аудита;
  • ссылки на соответствующие раскрытия.

Описание того, какой подход использовался к вопросу в процессе аудита, может включать:

  • аспекты аудиторского подхода к вопросу;
  • краткий обзор проведенных процедур;
  • описание результатов аудиторских процедур;
  • ключевые наблюдения в отношении вопроса.

Как выглядит новое уадиторское заключение?

Таблица 1

Модели аудиторского заключения в МСА

МСА 700 (Формирование и представление заключения по финансовой отчетности) содержит четыре примера аудиторского заключения о финансовой отчетности.

  1. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления.
  2. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности предприятия, акции которого котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления.
  3. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого не котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления (со ссылкой на материал, который находится на веб-сайте соответствующего органа).
  4. Аудиторское заключение о финансовой отчетности предприятия, акции которого не котируются на бирже, подготовленной в соответствии с концепцией общего назначения.

МСА 570 (Непрерывность деятельности) содержит три примера аудиторского заключения в отношении непрерывности деятельности.

  1. Аудиторское заключение, содержащее не модифицированное мнение, когда аудитор пришел к выводу о том, что имеется существенная неопределенность и раскрытие информации в финансовой отчетности является адекватным.
  2. Аудиторское заключение, содержащее квалифицированное мнение, когда аудитор пришел к выводу о том, что имеется существенная неопределенность и что финансовая отчетность существенно искажена из-за ненадлежащего раскрытия информации.
  3. Аудиторское заключение, содержащее отрицательное мнение, когда аудитор пришел к выводу, что имеется существенная неопределенность и что в финансовой отчетности не раскрыта необходимая информация, что относится к существенной неопределенности.

МСА 720 (Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность) содержит еще семь примеров аудиторского заключения.

Новые и пересмотренные стандарты, не вступившие в силу

  • МСА 260 Информирование лиц, занимающихся корпоративным управлением, об аудиторских вопросах (пересмотрен)
  • МСА 570 Непрерывность деятельности (пересмотрен)
  • МСА 700 Формирование и представление заключения по финансовой отчетности
  • МСА 701 Сообщение о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении
  • МСА 705 Модифицированное мнение в заключении независимого аудитора (пересмотрен)
  • МСА 706 Параграфы, привлекающие внимание, и параграфы, содержащие прочие сведения в заключении независимого аудитора (пересмотрен)
  • МСА 720 Ответственность аудитора за прочую информацию в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность (пересмотрен)

Опыт новых аудиторских заключений в Великобритании

Великобритания предупредила изменения в аудиторском заключении и приняла новые стандарты в области аудита в 2013 году. Чтение аудиторских заключений 2014 года компаний Великобритании, акции которых котируются на бирже (особенно 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс»), дает представление о том, что ожидается с точки зрения сообщения информации в аудиторских заключениях 2016 года.

Обратите внимание, что регулирование Великобритании выходит даже за рамки требований МСА: например, аудиторы Великобритании сообщают в аудиторском заключении о существенности и объемах аудита для аудитов групп, что не требуется МСА.

Примеры ключевых вопросов аудита

В период с июля по сентябрь 2014 года Совет по финансовой отчетности (FRC) провел детальный анализ 153 расширенных аудиторских заключений в Великобритании (63 из которых входят в 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс»), которые были опубликованы к тому времени. Три основных Ключевых вопроса аудита, представленные в выборке, относятся к следующим темам:

  • обесценение активов;
  • налоги;
  • обесценение гудвилла.

Мазар также провел исследование Ключевых вопросов аудита, содержащихся в аудиторских заключениях (заключения 2014 и 2014/2015 годов) для 100 ведущих компаний, используемых для расчета фондового индекса газеты «Файнэншл Таймс» в 2014 году в Великобритании, охватывающих различные отрасли (рис. 3).

Ключевые вопросы аудита затрагивают следующие темы (размер секции пропорционален частоте возникновения вопроса)

Рис. 3. Тематика ключевых вопросов аудита
Кликните по изображению мышкой, чтобы увеличить его

Обратите внимание, что некоторые из аудиторских заключений включают в себя описание периметра Ключевых вопросов аудита и объясняют причину удаления или добавления Ключевых вопросов аудита по сравнению с предыдущим годом.

Влияние на руководство и лиц, отвечающих за корпоративное управление

Мы отметили ниже некоторые пункты, которые необходимо рассмотреть руководству / лицам, отвечающим за корпоративное управление, для того, чтобы оценить влияние нового аудиторского заключения:

  1. Какие вопросы могут быть Ключевыми вопросами аудита в аудиторском заключении?
  2. Имеются ли Ключевые вопросы аудита на карте рисков предприятия? Если нет, то почему? Есть ли необходимость для предприятия обновить свою оценку риска?
  3. Какой подход используется предприятием к Ключевым вопросам аудита и есть ли надлежащий план действий?
  4. Является ли процесс оценки способности организации продолжать деятельность в обозримом будущем целесообразным и имеются ли достаточные контроли?
  5. Является ли раскрытие в финансовой отчетности достаточным и целесообразным для предоставления соответствующей информации о Ключевых вопросах аудита и Допущении о непрерывности деятельности, особенно в случае потенциальной опасности?
  6. Что представляет собой процесс производства и управления «прочей информацией», представляемой различным стейкхолдерам и аудитору? Является ли график подходящим? Есть ли области, которые могут быть предусмотрены в процессе аудита?
  7. Назначено ли ответственное лицо за проверку согласованности «прочей информации» / «Управленческого отчета» с финансовой отчетностью? Когда?
  8. График и частота заседаний комитета по аудиту: достаточное ли проводится количество встреч и в правильное ли время для того, чтобы предвидеть новые требования к отчетности и процессу аудита?
  9. Когда проект нового аудиторского заключения будет готов с тем, чтобы руководство / лица, ответственные за корпоративное управление имело(и) время рассмотреть его? Спросили ли вы своего аудитора, как будет выглядеть ваше будущее аудиторское заключение?
  10. Являются ли потенциальные Ключевые вопросы аудита результатом несовершенных контроля или процессов и можно ли их решить? Каково влияние раскрытия этих вопросов на мнение инвесторов и других стейкхолдеров?

Фокус на необходимости предусмотрения ключевых вопросов аудита и непрерывности деятельности

Идея заключается в том, что для предварения плавного перехода, аудиторы и клиент должны начать обсуждать содержание раздела Ключевых вопросов аудита в аудиторском заключении о финансовой отчетности 2016 года в настоящее время.

Ключевые вопросы аудита, скорее всего, поднимут щепетильные темы, связанные с суждениями и оценками руководства, и в этом контексте важно, чтобы руководство продолжало предоставлять аудитору достаточные и документированные сведения о ключевых допущениях, анализе чувствительности, неопределенностях и т.д.

Лица, отвечающие за корпоративное управление / комитет по аудиту, могут запросить дополнительную информацию от руководства по темам, рассматриваемым в разделе аудиторского заключения «Ключевые вопросы аудита».

Наконец, так как «допущение о непрерывности деятельности» будет отдельно выделено в новом аудиторском заключении, это крайне важно, чтобы руководство аудируемого лица выполняло формализованную оценку уместности допущения непрерывности деятельности, даже если очевидные показатели существенной неопределенности отсутствуют.

Дополнительные требования для европейских стран

Европейский союз принял новые требования к аудиторскому заключению в рамках недавней реформы законодательства в области аудита. Законодательство вступит в силу для аудитов за финансовый год, оканчивающийся 30 июня 2017 года. Подход ЕС соответствует подходу Комитета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации (IAASB), но содержит некоторые требования, которые выходят за рамки требований МСА.

Новое Европейское законодательство по аудиту включает в себя обновленные положения Европейского союза (ЕС) в отношении взаимодействия с аудитором.

  • Директива 2014/56/EU, вносящая поправки в Директиву 2006/43/EC по обязательному аудиту (2006 SAD) и содержащая серию измененных и новых требований, регулирующих все обязательные аудиты в ЕС;
  • Регламент (ЕС) № 537/2014, содержащий дополнительные требования, которые относятся исключительно к обязательному аудиту общественно значимых хозяйствующих субъектов, в дополнение к требованиям Директивы.

Дополнительные требования для Европейских стран перечислены ниже.

  • Аудиторское заключение должно включать заявление о том, что запрещенные неаудиторские услуги не предоставлялись.
  • Ключевые вопросы аудита («(i) описание наиболее значительных оцененных рисков существенного искажения, в частности оцененных рисков существенного искажения в связи с мошенничеством + (ii) резюме ответных мер аудитора в связи с этими рисками + (iii) возникающие в соответствующих случаях основные наблюдения в отношении этих рисков») должны быть описаны для общественно значимых хозяйствующих субъектов, таких как:
    • компании, ценные бумаги которых допущены к торгам на организованных рынках в Европе;
    • частные кредитные организации и страховые компании;
    • компании, определенные государствами-членами как общественно значимые, например, компании, которые имеют значительную общественную актуальность в связи с характером, размером их бизнеса или количеством сотрудников.
  • Аудитор должен подтвердить, что аудиторское заключение согласуется с дополнительным отчетом для аудиторского комитета («Внешний аудитор или аудиторская компания, выполняющая обязательный аудит общественно значимых хозяйствующих субъектов, должны предоставлять дополнительный отчет комитету по аудиту аудируемого лица» (Статья 11 Регламента (ЕС) № 537/2014).

Следует обратить внимание на то, что требования ЕС в отношении коммуникаций с комитетом по аудиту гораздо более детальные, чем включенные в МСА 260. Эта тема не рассматривается в представленном материале.

Необходимость раскрывать имя партнера по аудиту содержалась в требованиях Европейского Союза еще до выхода новых требований к аудиторскому заключению (Директива 2006/43/EC — 17 мая 2006 года).

Версия для печати

«Международный стандарт аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.11.2016 N 207н)

Документ не применяется Приложение N 11 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 09.11.2016 N 207н МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 701 «ИНФОРМИРОВАНИЕ О КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСАХ АУДИТА В АУДИТОРСКОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ» Международный стандарт аудита (МСА) 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» следует рассматривать вместе с МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита».

  • Введение
    • Сфера применения настоящего стандарта
    • Дата вступления в силу
  • Цели
  • Определение
  • Требования
    • Определение ключевых вопросов аудита
    • Информирование о ключевых вопросах аудита
      • Ключевые вопросы аудита не заменяют собой модифицированного мнения
      • Описание отдельных ключевых вопросов аудита
      • Обстоятельства, при которых информация о вопросе, определенном как ключевой вопрос аудита, не сообщается в аудиторском заключении
      • Взаимосвязь между описанием ключевых вопросов аудита и прочими элементами, подлежащими включению в аудиторское заключение
      • Форма и содержание раздела «Ключевые вопросы аудита» в случае иных обстоятельств
    • Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
    • Документация
  • Руководство по применению и прочие пояснительные материалы
    • Сфера применения настоящего стандарта
      • Взаимосвязь между ключевыми вопросами аудита, мнением аудитора и другими элементами аудиторского заключения
    • Определение ключевых вопросов аудита
      • Вопросы, требующие значительного внимания аудитора
        • Особенности определения вопросов, требующих значительного внимания аудитора
        • Области оцененного повышенного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков, выявленных согласно МСА 315 (пересмотренному)
        • Значимые суждения аудитора в отношении областей финансовой отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, которые были определены как связанные с высоким уровнем неопределенности оценки
        • Влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение периода
      • Наиболее значимые вопросы
    • Информирование о ключевых вопросах аудита
      • Отдельный раздел «Ключевые вопросы аудита» в аудиторском заключении
      • Описание отдельных ключевых вопросов аудита
        • Почему аудитор счел вопрос одним из наиболее значимых для аудита
        • Как вопрос был изучен в рамках аудита
      • Обстоятельства, при которых информация о вопросе, определенном как ключевой вопрос аудита, не сообщается в аудиторском заключении
      • Форма и содержание раздела «Ключевые вопросы аудита» в случае иных обстоятельств
    • Ключевые вопросы аудита
    • Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление
    • Документация

Открыть полный текст документа

1.5. Пользователи аудиторской информации

Внутренние: собственники, акционеры, менеджеры, работники организации, профсоюзы.

Внешние:инвесторы, кредиторы, поставщики и покупатели, аналитические фирмы, государство в целом, налоговые органы, органы статистики, внебюджетные фонды, аудиторские фирмы.

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам.

>2. Сущность аудита, его экономическая обусловленность

2.1. Понятие аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц). Такое определение аудиторской деятельности дано в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», который вступил в действие в августе 2001 г.

Основной вид аудиторской деятельности— это проведение аудиторской проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности с выдачей официального аудиторского заключения.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

2.2. Классификация аудита

По отношению к пользователям информацииаудит делится на внешний и внутренний.

Внутренний аудитпредставляет собой независимую деятель­ность в организации по проверке и оценке ее работы в интере­сах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотруд­никам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредст­венно в данной фирме.

Внешний аудитпроводится на договорной основе аудитор­скими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и фи­нансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в РоссийскойФедерации с точки зрения на­правлений аудиторской деятельности по объектам (видам деятельности организаций)подразделяется на: общий, банковский, страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

По отношению к требованиям законодательства аудит может бытьинициативным (добровольным),когда он проводится по решению руководства предприятия или его учре­дителей, илиобязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Пользователи аудиторской информации

Общие принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющие отношение к услугам аудиторских организаций и аудиторов, констатируют, что финансовая (бухгалтерская) отчетность, как правило, составляется и представляется ежегодно и направляется администрации организации; сторонним пользователям информации с прямым финансовым интересом; сторонним пользователям информации с косвенным финансовым интересом.

Администрацию организации представляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрации — одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); менеджеров — информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т. п.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом — это сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом — налоговые и финансовые органы, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, Росстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики, фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.

Налоговые и финансовые органы в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией организации, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных и местных налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц, акцизов. Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального и медицинского страхования представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния организации).

Многие пользователи полагаются на финансовую (бухгалтерскую) отчетность как на основной источник информации, поскольку не наделены полномочиями получать дополнительную информацию, отвечающую их конкретным информационным запросам. По сути, аудитор — это посредник между составителями бухгалтерской отчетности и пользователями представленной в ней информации. Цель аудитора (как посредника) — высказать заинтересованным пользователям свое профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации. Пользователями информации выступают все те, кто связаны с организацией имущественными или финансовыми интересами (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Пользователи информации, подтвержденной в процессе аудита

Пользователи информации

Характер информации, представляемой пользователям

Потенциальные инвесторы, собственники

Сведения о доходности и рискованности инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, способности выплачивать дивиденды, данные о финансовом положении и непрерывности деятельности фирмы

Регулирующие органы

Информация для принятия политических, экономических и управленческих решений

Налоговая служба и органы статистики

Данные для осуществления контрольных функций и определения налоговой политики, информация о социально-экономическом и демографическом положении страны и регионов

Кредиторы

Сведения для оценки кредитоспособности, гарантий возврата кредитов и уплаты процентов

Поставщики и покупатели

Информация для оценки надежности будущих связей, платежеспособности фирмы

Прочие внешние пользователи

Аудиторские и консалтинговые фирмы, биржи, судебные органы. Сведения о деятельности фирмы для защиты и представления интересов пользователей

Окончание табл. 1.2

Пользователи информации

Характер информации, представляемой пользователям

Руководство организации

Показатели для принятия управленческих решений, разработки инвестиционной политики и бизнес-планов

Персонал организации, профсоюзы, управляющие разных уровней

Информация о стабильности и прибыльности бизнеса, способности гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест, соблюдении трудового законодательства, показатели для управленческих целей, разработки финансовых и инвестиционных планов, прогнозирования будущих возможностей фирмы

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *