Можно ли снимать в музее

Мы с женой живем в Москве и часто ходим в музеи, галереи и на выставки.

Обычно я фотографирую экспонаты на телефон без вспышки, чтобы отправить посмотреть моей маме. Мама живет на Кубани и редко приезжает в Москву. Довольно часто мне запрещают фотографировать в музеях. Якобы это запрещено. А иногда разрешают снимать, но только за дополнительную плату.

Законны ли такие требования?

Денис

У каждого музея есть свои правила, и посетители обязаны их соблюдать.

Алексей Каблучков юрист

Большинство посетителей вообще не поднимают вопрос о законности платы, так как не хотят тратить время из-за 50 рублей. Некоторые начинают спорить с кассиром, но это бесполезно. Музейные работники обязаны выполнить указания начальства. Пока музейные тарифы не оспорены, их надо исполнять.

Но если вы считаете, что эти правила незаконны, то их можно обжаловать в Роспотребнадзоре, прокуратуре или местном департаменте культуры.

Нет закона, запрещающего съемку в музеях

Музеи работают по закону о музеях и закону о культуре. В них нет запрета на фотосъемку экспонатов посетителями.

Ранее в РФ действовала инструкция 1998 года по охране объектов, хранящих культурные ценности. Один из пунктов этой инструкции запрещал проносить на территорию музея съемочную аппаратуру. Если вдруг сотрудники музея ссылаются на эту инструкцию скажите, что ее отменили в 2009 году.

В СССР существовали другие документы, регламентирующие поведение в музеях, в том числе съемку. Согласно правилам 1974 года фотографы должны перемещаться по музею в сопровождении музейных служащих. Эти правила официально никто не отменял, но фактически их уже давно никто не выполняет. Тем более никто не запрещает хранителям музея присутствовать при фотографировании экспонатов.

Еще в РФ все еще действует инструкция хранения музейных ценностей 1985 года. В ней указано, что на кино- и фотосъемку нужно получать согласие главного хранителя музея. Но из смысла этой инструкции следует, что речь идет о профессиональной съемке, — для них действительно фотографам обычно нужно получать специальное разрешение — аккредитацию.

В 2013 году министерство культуры приняло приказ, запрещающий посетителям архивов самостоятельно фотографировать документы. Из-за этого запрета людям приходилось платить архивам за изготовление копий интересующих страниц. Но Верховный суд отменил этот запрет, посчитав, что он нарушает право свободно искать и получать информацию. Ссылаясь на это решение, можно попытаться оспорить и другие необоснованные запреты на фотосъемку.

Запреты музеев должны быть обоснованными

Многие музеи боятся съемки своих экспонатов: считают, что это может отвлекать других посетителей и ускорить старение экспонатов. Музей может прописать это в своих правилах. Я изучил, что думают о фотосъемке крупные российские музеи и галереи.

В Третьяковской галерее нельзя снимать со вспышкой, с использованием монопода и палки для селфи. В Эрмитаже запрещено делать костюмированную или свадебную фотосъемку, если не купить для этого специальный билет.

Пушкинский музей, наоборот, разрешает сделать несколько снимков в день свадьбы или иного торжественного события. Еще Пушкинский музей разрешает посетителям фотографироваться на фоне экспонатов, но просит соблюдать простое правило: «уважать желание других посетителей смотреть на произведения искусства, а не на тех, кто их фотографирует».

Сложнее фотографировать в Музее нумизматики Москвы. В нем надо заранее заполнить анкету и согласовать съемку со службой безопасности. Фотографировать можно в согласованное время и только с определенных ракурсов.

Но музей не может произвольно ограничивать своих посетителей. Если съемка со вспышкой разрушает древние рукописи, то музей может ее запретить. А если селфи-палки просто не нравятся директору мемориала, то это уже его личные проблемы.

Некоторые музеи соседствуют с органами власти. В таком случае съемка может быть запрещена приказом федеральной службы охраны, федеральной службы безопасности, органами внутренних дел или армией. Например, раньше съемку на территории Кремля надо было согласовывать с его комендантом. Это ограничение регулярно послабляли. Сейчас получать согласие на любительскую съемку надо только в период проведения официальных мероприятий.

Если музейный работник говорит, что съемка запрещена особым режимом работы музея, то можно попросить его назвать дату принятия и номер приказа о введении такого режима. Скорее всего, вы сможете найти текст этого документа в интернете и проверить, не ошибается ли сотрудник.

Любительская съемка должна быть бесплатной

Музей может взимать плату за использование фотографий своих экспонатов: для рекламы, изготовления сувениров, дизайна одежды, публикации календарей или книг. Но это правило неприменимо к обычным посетителям музея. Ведь они делают съемки для себя, а не для коммерческого использования. Фотографировать картины для изготовления открыток без согласия музея действительно нельзя.

Иногда музейные работники говорят, что бесплатная съемка нарушает авторские права. Но закон разрешает бесплатно и без согласия автора снимать произведения искусства, находящиеся в «месте, открытом для свободного посещения».

Что такое «место, открытое для свободного посещения», закон не расшифровывает, но по мнению судов, это место, где может находиться любой человек, то есть не какие-то специальные режимные объекты. Выставки, парки, улицы и музеи подходят под это определение.

Некоторые музеи называют разрешение на съемку услугой. Иногда посетители возмущаются: «А почему бы не продавать право смотреть на экспонаты правым глазом или стоя на двух ногах?» В этом замечании есть своя логика. Купив билет, посетитель получает право знакомиться с коллекцией музея удобным для него образом. Иногда надзорные органы соглашаются с таким аргументом.

Например, один известный блогер написал жалобу в Роспотребнадзор Вологодской области о навязывании услуги платной фотосъемки на выставке картин Верещагина. Роспотребнадзор согласился с жалобой: посетитель сам фотографирует, а значит, музей не предоставляет ему какую-либо услугу. Сейчас музей взимает плату только за коммерческую съемку.

К такому же выводу пришла прокуратура Каргопольского района Архангельской области.

Что в следующий раз делать вам в музее

Для начала попробуйте поговорить с администрацией музея, может быть, для вас сделают исключение и разрешат свободно все фотографировать.

Но скорее всего, вас даже не пустят к директору музея или предложат записаться на прием в последний четверг месяца. В этом случае попросите ознакомить вас с правилами музея, запрещающими фотосъемку, или тарифами, которые устанавливают плату за любительскую съемку.

Эти правила могут быть на сайте музея или висеть около кассы. Сфотографируйте правила и напишите жалобу в прокуратуру, Роспотребнадзор или местный департамент культуры.

Возможно, это все слишком сложно и не стоит одной бесплатной фотографии. Но, пока принятые музеем правила не оспорены, их надо исполнять.

Даже если вам удастся добиться права на съемку, не злоупотребляйте им. Старайтесь не мешать другим посетителям музея наслаждаться культурными ценностями.

Мы разбирали и другие вопросы, связанные с авторским правом:

  1. Как показывать кино в ресторане, не нарушая авторские права.
  2. ИП продал рюкзак за 350 рублей и потеряет десятки тысяч. Все из-за картинки.
  3. Блогер нашел свои фото на чужом сайте и попытался отсудить за них миллион.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах или законах, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Можно ли снимать в театрах, музеях и магазинах?

Обычно заранее предупреждают, что любая фото- и видеосъемка запрещена. Делается это, очевидно, для защиты авторских прав (или прав исполнителя, которые смежны с авторскими), также нередко организаторы/администрация говорят о том, что вспышка может ослепить исполнителя или актера, а проконтролировать ее гарантированное неиспользование до того, как человек сделал снимок, нельзя. Казалось бы, все логично.

Однако, как разъясняют юристы, не все так однозначно.

Исполняя любое произведение (песню, танец, спектакль), исполнитель получает так называемые «смежные права». Они очень похожи на авторские, а следовательно, результат исполнения можно свободно использовать в похожих ситуациях. В соответствии со ст. 1306 ГК, использовать результат исполнения можно в тех же случаях, в которых можно использовать авторские произведения. То есть, если снимающий не извлекает выгоды из этих фотографий, он имеет право их делать.

Если же говорить о съемке как таковой, в законодательстве нет прямых запретов на ее проведение. Однако в данном случае нужно учитывать вот какие нюансы:

запрещая съемку, организатор может заявить, что он пресекает угрозу нарушения авторских прав (ст. 14, 1250-1252 ГК).

Однако в ст. 10 ГК закреплена так называемая «презумпция добросовестности», принцип, который действует та же, как и презумпция невиновности. Пока не доказано обратное, человека обвинить нельзя. Следовательно, организаторы не могут «сыграть на опережение» и запретить съемку до того, как кто-либо предпринял попытку произвести ее и не было доказано, что она нарушает права исполнителя. Также можно вспомнить закон «О защите прав потребителей», который запрещает нарушать права потребителей.

Следовательно, если вы снимаете в театре или на концерте, вас могут попросить перестать делать это, но сначала им придется доказать, что тем самым вы нарушаете права исполнителя или автора произведения. Но «по умолчанию» установить запрет прямо перед представлением — нет. Однако есть нюанс! Организатор может заранее заявить о том, что съемка запрещена — в буклетах, на афишках, на билетах. Делать это ему закон не запрещает.

Итого! Снимать в театре без вспышки можно, если вы не собираетесь использовать эти снимки для извлечения выгоды или дальнейшего распространения. Но, получив снимки, вы не можете нарушать закон и можете использовать их только в личных целях (вплоть до того, что это может означать запрет на выкладывание их, например, в социальных сетях).

Почему в музеях нельзя фотографировать

17.06.2017 15:18 3627

Почему в музеях иногда нельзя фотографировать.

Посещая с родителями (или с классом) какой-либо музей, вы наверняка замечали там значки «перечёркнутый фотоаппарат» и конечно же задавались вопросом, почему в музее часто запрещают фотографировать. Ведь желание сделать на память снимок понравившегося экспоната вполне естественно.

Так почему же в музеях нельзя фотографировать? Причин такого правила может быть несколько. Так например, в большинстве случаев бывает запрещено фотографировать на временных выставках, когда собираются произведения искусства из других музеев и частных коллекций.

Дело в том, что многие владельцы, заключая специальный договор, оговаривают в нем, что их собственность фотографировать нельзя. При этом они могут не объяснять причин такого своего решения.

Таким образом, вполне естестваенно, что когда один владелец против съемки, а другой разрешает фотографировать, то организаторам выставки, чтобы небыло недоразумений, остаётся только одно: вообще запретить фотографировать.

Кроме того, считается, что если человек сфотографирует, а потом выложит снимки в Интернет, то другие люди могут посмотреть эксклюзивную выставку, не выходя из дома и конечно уже не будут ее посещать. А это значит, что посетителей в музее будет меньше и выручки от купленых билетов тоже.

И все таки, справедливости ради стоит отметить, что чаще всего фотографировать все же разрешают. Другое дело, что иногда за эту услугу приходится платить.

Хотя в этом тоже есть своя польза. Ведь в этом случае, у вас будет специальное разрешение, и вы без проблем сможете запечатлеть все то, что так понравилось. А вот пользоваться вспышкой запрещено даже там,где все же можно фотографировать. Это потому, что экспонаты от нее сильно портятся.

Для того, чтобы долгожданный поход в музей не был ничем омрачен,следует заранее прочесть правила и узнать, можно ли пользоваться. И если запрещено, то лучше и не пытаться сделать памятный снимок даже на телефон, потому что тогда вас просто могут попросить покинуть музей, и вы не увидите много интересного.

Фотосъёмка в музее: дурной тон или законное право?

Запрет на фотографирование в музеях — защита сохранности произведений или нарушение гражданских прав? В большинстве московских музеев любительская фотосъемка либо вовсе запрещена, либо стоит немалых денег. Тем не менее, многие посетители нарушают эти правила украдкой или открыто, ссылаясь на закон «О музейном фонде и музеях», по которому запрет на фотографирование распространяется только на особо ветхие экспонаты. На чьей стороне правда, разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Анна Щербинина.

Запретительный знак — перечеркнутый фотоаппарат — и предостерегающее шиканье смотрительниц: чтобы запечатлеть на память произведение искусства, посетителям выставочных залов приходится идти на нарушение музейных правил. Но вот нарушают ли они при этом закон? Зависит от правового статуса фотографируемого произведения, объясняет юрист Андрей Близнец.

«Если это объекты охраняемые, то тиражирование, распространение этих объектов может производиться только с согласия автора, который разрешает такую съемку. Если это произведения, которые уже перешли в общественное достояние, и они находятся в месте, доступном для общества, для широкой публики, то здесь никаких ограничений на фотографию не существует», — уверяет Близнец.

То есть, если посетитель хочет сфотографировать произведение из постоянной экспозиции музея, являющееся национальным достоянием, то юридически имеет на это полное право. Правда, в законе «О музейном фонде и музеях РФ» есть оговорка: фотографировать ветхие экспонаты со вспышкой запрещено, так как яркий мощный свет вредит их сохранности. Однако это далеко не единственная опасность, которая грозит произведениям искусства при съемке, рассказывает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.

«Момент фотографирования несет в себе определенный риск, потому что человек, который держит в руках камеру, желающий сделать какой-то кадр, он концентрируется на этом, он может неловко повернуться, он может сделать несколько шагов назад, он может локтем задеть раму или скульптуру, стоящую в зале», — поясняет Городкова.

Тем не менее, в самой Третьяковке снимать можно. За отдельную плату, продолжает Городкова.

«Я не могу сказать, что у нас очень много желающих приобрести такой билет. Цена — 200 рублей — может быть, кому-то покажется не столь маленькой за право сделать любительскую фотосъемку в залах. Есть случаи, когда посетители пытаются нелегально воспользоваться этим правом, не имея такого билета, но здесь уже недремлющие наши музейные смотрители, служба безопасности, которые должны такие ситуации контролировать и отслеживать», — комментирует Городкова.

Другое дело — временные выставки. Здесь в силу вступает закон об авторском праве и условия диктуют галереи, предоставляющие свои экспонаты музею. В соглашении о выставке нюансы теле-, видео- и фотосъемки всегда прописаны в отдельном разделе, рассказывает Городкова.

«Это единая практика во всем мире. Как правило, она имеет отработанные формулировки и звучит так: «Съемка разрешается только на пресс-конференции, для некоммерческой рекламы, для каталога выставки, поэтому на дверях наших экспозиционных залов, где развернута какая-нибудь выставка, наши посетители могут увидеть специальное изображение, запрещающее проведение съемки», — отмечает Городкова.

Конечно, московские музеи — далеко не единственные, где запрещена фотосъемка. В мадридском «Прадо», парижском «Орсе» или музее Родена вы ни за какие деньги не получите такую возможность. Однако постепенно все больше галерей отказываются от этого правила, ссылаясь на то, что посетители все равно его нарушают. Так, «Лувр» отменил запрет на фотографирование еще в 2005 году, а лондонский музей Виктории и Альберта даже завел специальный интернет-ресурс, где посетители могут обмениваться снимками. Возможно, через несколько лет и в музеях Московского Кремля можно будет «щелкать» без зазрения совести.

ФОТОСЪЕМКА В МУЗЕЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОТОЗОНЫ

«ВОЕННЫЙ ФОТОАЛЬБОМ»

Тематическая фотозона, где вы сможете запечатлеть себя в роли бойца Красной Армии. Зона оборудована экспонатами периода ВОВ — тяжелым военным мотоциклом М-72 и зенитным пулеметом системы «Максим». Здесь можно выбрать фон для фотосессии «Форсирование Днепра», «Штурм Берлина», «Освобождение Европы», а также провести костюмированную съемку с использованием военной формы и оружия.

«ЗЕМЛЯНКА»

Тематическая фотозона, где вы сможете запечатлеть себя в роли партизан. Помещение для съемки представляет собой реконструкцию настоящей землянки периода Великой Отечественной войны, оборудованное предметами партизанского быта. Здесь можно провести костюмированную фотосессию с использованием военной одежды, примерить солдатскую гимнастерку и пилотку.
Стоимость съемки:

До 5-ти человек

  • 15 минут
  • Электронная версия фотографий

350
руб./чел.

  • 1 групповое фото
  • 1 печатное фото + электронная версия

500 руб.

Более 5-ти человек

  • 30 минут
  • Электронная версия фотографий

300
руб./чел.

  • 1 групповое фото
  • 1 печатное фото + электронная версия

700 руб.

«ВОЕННАЯ ТЕХНИКА»

Групповые и костюмированные фотосеты в различных локациях на открытой площадке военной техники. Вы сможете запечатлеть себя на фоне уникальных и легендарных экспонатов – самолетов, танков, кораблей и артиллерийских орудий периода Великой Отечественной войны.

1 человек

  • 15 минут
  • 1 печатное фото + электронная версия

500 руб.

От 2-х человек

350
руб./чел.

«РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА»

Живые и яркие репортажные фотографии во время экскурсий, квестов и торжественных событий в ключевых локациях главного здания Музея сохранят память и впечатления от посещения Музея на всю жизнь.
Стоимость съемки:

30 минут

  • Сопровождение фотографом во время посещения Музея
  • Электронная версия фотографий

1500 руб.

1 час

3000 руб.

«САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЪЕМКА»

  • В экспозиционных и выставочных залах Музея разрешается любительская фото- и видеосъемка общих планов (без штатива и вспышки), исключая съемку отдельных экспонатов. Профессиональная фото- и видеосъемка осуществляется по предварительному согласованию с администрацией Музея.

Как фотографировать музеи и галереи

©Mark Tapley

Всем известно, что за флегматичными стенами художественных галерей и музеев лежат объекты неописуемой красоты. Произведения искусства, открытия археологов, найденные артефакты, добытые в экспедициях или полученные в наследие сокровища – не просто притягивает зрителя полюбоваться, но и вынуждают, провоцируют, подначивают создать что-то свое, даже если не такое шедевральное, но совершенно точно, раскрывающее творческий потенциал и удовлетворяющее все креативные инстинкты созерцателя. И как, порой, обидно осознавать, что движения души никак не могут найти отклика, человек не знает как воплотить в действительность все те эфемерные мысли, рожденные увиденной красотой, в голове. И роящиеся броуновским движением художественные порывы, и невозможность их воплощения от собственной эстетической несостоятельности вызывает невыразимую грусть. Но обо всем по порядку.

Никогда не бойтесь фотографировать

Музеи и картинные галереи – такие же места, где практически без труда можно создавать собственные произведения искусства, а именно, фотографии. Вот несколько идей.

Фотографируйте здания

Как правило, здания музеев являю собой определенный стиль архитектуры, имеют свой характер и отличаются индивидуальными чертами. Начиная от оформления фасада, заканчивая внутренней отделкой и лестничными проемами. Присмотритесь к самой постройке, прежде чем начать осмотр экспозиции.

©Davide Petilli

В любом случае вы обратите внимание на то, что музеи и галереи стоят того, чтобы их фотографировали.

Оборудование и меры предосторожности

Как только вы попадете внутрь, определитесь с правилами и условиями проведения съемки. И хотя сейчас многие музеи разрешают фотографирование без вспышки, все-таки имейте ввиду, что охрана вряд ли разрешит пронести вам внутрь помещения большой рюкзак с фотопринадлежностями или тяжелый штатив.

©Mary Sawtell

Продумайте заранее, какой оптикой вам будет комфортнее снимать внутри музейного помещения, учтите, что в условиях пониженной освещенности и разнородной цветовой температуры в разных залах, вам никогда не будет лишним свет и, соответственно, светочувствительная оптика всегда пригодится. Если есть выбор: брать просветленный фикс или универсальный зум, стоит остановиться на более светлом. Еще как «походный» вариант можно рассмотреть такой тандем: 50 mm f1.4 (в кармане) и 24-70 mm f2.8 (на камере).

Изображения наиболее понравившихся экспонатов, может быть, имеет смысл купить в сувенирной лавке, а вот как сфотографировать «душу» музея, мы сейчас и рассмотрим.

©Lica Ma

Как уже было сказано выше, освещение в галереях и музеях, как правило, не слишком яркое и очень разнообразно по цветовой температуре. Будьте готовы к тому, что вам придется справляться с длинными выдержками порядка 1/30 или больше. Если есть возможность захватить удобный небольшой монопод, нужно обязательно это сделать. Он вам пригодится.

Что фотографировать?

Во-первых, сначала просто наслаждайтесь искусством и экспонатами. В конце концов, это то, ради чего вы, собственно, и пришли в музей!

Во-вторых, не бойтесь снимать свои любимые предметы. Иногда стоит посмотреть на происходящее под другим, непривычным углом, разделить на фрагменты увиденное или наоборот сгруппировать несовместимое на первый взгляд.

В стремлении найти необычное вы можете обнаружить что-то такое, на что никогда не обращали раньше внимание.

Смотрите на людей. Их позы, выражение лиц, даже скорость передвижения – все обеспечивает связь между искусством и зрителем и может дать пищу для вашего творчества.

Не бойтесь контрастов и противоречий. Используйте самую малую глубину резкости, чтобы наполнить фотографии таинственностью и ощущением причастности зрителя к происходящему. Должен создаваться эффект присутствия и наблюдения «из-за кулис».

Помните про свет!

Свет очень часто попадает в залы через узкие дверные проемы или небольшие окна, создавая резко ограниченные столбы, в которых суетятся пылинки. За счет таких световых дорожек можно получить объемные кадры, в которых соединяются разные эпохи, связываются миры и перекрещиваются пространства времени и места.

©Mathieu Meunier Photographie

Все, что удастся поймать в видоискатель камеры, может рассказать свою собственную историю о вашем посещении музея и преподнести свои собственные жизненные уроки фотографии, записав их не только в виде файла на флеш-карту, но и научив фотографа каким-то новым тонкостям и премудростям.

Имеет ли музей право ограничивать или запрещать фото- и видеосъемку?

Добрый день!

Не очень понял, при чем тут «Российская газета», но в случае публикации прошу согласовать окончательный текст, т.к. возможная редактура и контекст могут исказить смысл написанного.

Начну со второго, т.к. ответ на него довольно однозначен. Музеи, конечно, не могут охранять авторское право, если они не правообладатель соответствующего произведения. Тем не менее, есть специальный закон — Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», согласно которому:

Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций

Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

Т.е, даже если срок исключительного права на произведение истек, у музея сохраняются правомочия, по содержанию своему аналогичные тем, что были у правообладателя. И ограничены они только сроком, в течение которого соответствующий экспонат находится у соответствующего музея. Такой подход поддерживается в судебной практике.

Что касается фотографирования (по сути, вопрос 1 и вопрос — очень близки, поэтому отвечу на оба сразу), то тут не все так однозначно.

С одной стороны, прямого запрета на съемку законе нет.

Этот довод усиливается классическими ссылками сторонников фотографирования на Конституцию и право на доступ к информации, а также на закон о защите прав потребителей в части навязывания услуги по оплате фотографирования.

Давайте рассмотрим эти ссылки подробнее. Конституция, безусловно, дает право на свободу доступа к информации, о том же говорит закон о федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части общедоступной информации. Но что такое информация? По ранее упомянутому закону — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В музейном фонде у нас содержится не только информация, но и объекты авторского права, а также просто предметы материального мира, которые не относятся ник информации, ни к объектам авторского права. Информация, объект авторского права, материальная вещь — суть различные правовые категории, поэтому обоснование через доступ к информации рассыпается. Во всяком случае, универсальным и всеобъемлющим его назвать нельзя.

Далее, что говорится у нас в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»? Смотрим ст. 16:

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Именно это положение и именуются кратко «запрет навязывания». Т.е. речь о ситуации, когда вместе с чем-то одним, Вам пытаются «впарить» (извините за грубое выражение) что-то еще, да еще и делают приобретение нужного Вам невозможным без получение чего-то ненужного. В нашем случае фотографирование — это допуслуга, которой можно пользоваться, а можно не пользоваться. Нет такого условия — вход в музей только под условием приобретения права на фото. Вот тогда и было бы нарушение — навязывание услуги права на фото. Поэтому данные довод также не работает.

Таким образом, остается только один — отсутствие в законе прямого запрета на фото.

Как представляется, запрет на фото связан с тем, что музей опасается двух моментов: 1) плохое воздействие на экспонаты от фотографирования (но этого нет в случае фото без вспышки); 2) дальнейшее неконтролируемое коммерческое использование такого рода «репродукции» (но тогда зачем давать права на фото за деньги, ведь сумма явно не возмещает возможные убытки музея в случае коммерческого использования?).

Основываются же музеи, насколько я могу судить, на том, что экспонат находится в их распоряжении и они вольны определять, давать ли кому-либо право фотографировать или нет.

Необходимо отметить, что в судебной практике не удалось найти каких-либо дел, которые бы рассматривали аналогичную ситуацию. До тех пор, пока соответствующие действия какого-либо музея не будут успешно оспорены в суде, говорить о какой-либо однозначной позиции нельзя. Стоит также сказать, что платность фотографии — общемировая практика и в более развитых правопорядках, чем наш.

Есть вопрос: «Почему в музее нельзя фотографировать?»

Российские музеи постепенно становятся всё более дружелюбными по отношению к посетителям. Бабушки-смотрительницы музея им. Щусева выходят на уличные флешмобы, музеи Гоголя, Островского, Булгакова делают экспозиции в подземных переходах. Но есть что-то, что остаётся неизменным: во многих музеях посетителям по-прежнему запрещают фотографировать экспонаты. О том, почему там нельзя фотографировать даже без вспышки, The Village рассказали в одном из самых консервативных музеев Москвы — Третьяковской галерее.

Почему в музее
нельзя фотографировать?

Лара Бобкова

Начальник отдела
по связям
с общественностью Третьяковской галереи

В основной экспозиции Третьяковской галереи фотосъёмка возможна за отдельную плату и без вспышки. Ограничения, как правило, возникают на временных выставках. На такие выставки мы привозим экспонаты из десятка разных коллекций. Например, на выставке Натальи Гончаровой, которая сейчас проходит у нас в музее, более 400 произведений из 23 музеев и частных собраний. И каждый владелец ставит свои условия, многие просят ограничить фотосъёмку.

Возможности камер достигли такого уровня, что даже на небольшой фотоаппарат можно сделать профессиональные фотографии, а потом использовать изображения в коммерческих целях. В отличие от известных всему миру картин, выставляемых в Третьяковке на постоянных экспозициях, многие из работ Гончаровой не растиражированы в интернете, в свободном доступе хороших фотографий многих картин просто нет. В этом и смысл временных выставок, которые готовятся очень долго, два или три года, — найти и отсмотреть целый пласт произведений, которые находятся в разных собраниях, найти вещи, не опубликованные ранее.

Соответственно, принимая на временное хранение работы, мы подписываем множество юридических документов, в том числе обязуемся обеспечить защиту от фотографирования.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *