Содержание
- Лицензия на прием металлолома
- Зачем проходить лицензирование
- С чего начать
- Требования для получения лицензии
- Заявление
- Получить лицензию на металлолом самостоятельно
- Как оформить лицензию на металлолом
- Лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов: порядок получения
- Законные основания
- Кому лицензия нужна, а кому – нет
- Требования, предъявляемые к получателю
- Пошаговая инструкция по оформлению лицензии
- Сроки выдачи
- Цена вопроса
- Скорая частная помощь в получении лицензии
- Обжалование при отказе в выдаче
- Вместо заключения
- Какой класс опасности отходов имеет металлолом?
- Определение класса опасности по ФККО
- ФККО помогает предприятию оптимизировать использование вторичного сырья
Лицензия на прием металлолома
Разобраться как получить лицензию на металлолом не так уж просто, хотя, казалось бы, дело это нетрудное. Обращаешься в организацию, которая уполномочена оформлять подобные разрешения, и спустя некоторое время становишься счастливым обладателем этого документа. Однако для прохождения лицензирования соискатель должен отвечать ряду требований организационного и технического характера. Только в этом случае сбор металлолома и получение дохода от его реализации будут считаться законными.
Важно. Согласно актуальному российскому законодательству получение разрешения на ведение данного вида бизнеса требуется не во всех случаях. Если предприятие продаёт остатки цветных и чёрных металлов, образовавшиеся в процессе его основной деятельности, то оформлять лицензионную документацию не требуется. Например, ваша фирма оказывает услуги по демонтажу металлоконструкций и распоряжается их компонентами по своему усмотрению. Беспокоиться о лицензировании вам не следует – оно вам не требуется.
Зачем проходить лицензирование
Причина, по которой заниматься заготовкой и последующей продажей вторичного сырья можно только после получения специальной разрешительной документации, заключается в том, что металлы, вышедшие из непосредственного употребления, представляют собой потенциально вредные, а иногда даже опасные материалы. Поэтому недопустимо манипулировать ими свободно, что называется, как вздумается. Порядок действий строго расписан и регламентирован, чем обеспечивается безопасность для гражданских объектов и окружающей среды.
Лицензия является, по существу, подтверждением того, что заготовитель располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы ПРАВИЛЬНО осуществлять сбор лома чёрных металлов и цветмета. При отсутствии данного разрешения деятельность предприятия будет незаконной со всеми вытекающими последствиями. Подробные указания для того, чтобы получить лицензию на приём металлолома, содержатся в Постановлении российского правительства № 1287 от 12 декабря 2012 г.
Документ. Лицензия представляет собой бумажный документ строгой отчётности, напечатанный на гербовом бланке с водяными знаками и индивидуальным номером. Цветовая гамма может быть разной (в зависимости от заказа на фабрике Госзнака), но заполняется документация одинаково – вне зависимости от региона. Подделка лицензий приравнивается к фальсификации денежных знаков и преследуется по закону.
Что касается прочих нюансов лицензирования, то полезно будет знать следующее. На любом предприятии, занимающемся металлоломом, должно заводиться особое лицензионное дело, в котором содержится информация для получения лицензии. В большинстве российских регионов достаточно одного лицензионного дела, но в Москве их должно быть два – отдельно для чёрного и цветного лома.
С чего начать
Итак, первая проблема. Если вы решаете заняться заготовкой и последующей перепродажей металлического вторсырья, то вам нужно обратиться в соответствующий орган своего региона, который выдаёт лицензии на металлолом. Обычно этим занимаются департаменты при региональных министерствах природопользования или комитеты по лицензированию. Например, в Санкт-Петербурге приёмку металлолома параллельно лицензирует Министерство по развитию предпринимательства – жители Северной столицы могут обращаться туда.
Требования для получения лицензии
Для того чтобы соискатель получил лицензионную документацию, он должен, прежде всего, располагать площадкой для работы. К ней предъявляются следующие требования. Во-первых, размещать её необходимо только в нежилой зоне населённого пункта, например, на пустыре или территории промышленного предприятия. Во-вторых, землю нужно оформить в собственность, постоянную или арендованную. В-третьих, площадь должна превышать 200 квадратных метров. И, наконец, тем, кто выдаёт лицензию на лом, небезразлично покрытие площадки – требуется, чтобы она была покрыта твёрдым покрытием, к примеру, асфальтом или бетоном, изолирующим заготавливаемое вторсырьё от почвы.
Далее лицензирующий орган проверяет техническую оснащённость пункта приёма металлического лома. Среди обязательного оборудования, которым должна быть оснащена заготконтора, следующие технические средства:
- пакетировочный пресс;
- весовая техника;
- дозиметрический прибор;
- лабораторные устройства.
Пакетировочный пресс используется для формирования компактных пакетов вторсырья, пригодных к безопасной транспортировке, в том числе, и по автодорогам общего пользования. На многих заготовительных пунктах используются многофункциональные прессы, конструкция которых включает измельчительную технику, например, гидравлические ножницы.
Весы в полном соответствии со своим названием применяются для взвешивания принимаемого утиля. Без проблем получить лицензию на металлолом можно только при том условии, что на момент лицензирования весовое оборудование поверено в уполномоченной метрологической организации.
Дозиметрический прибор служит для измерения уровня радиации, исходящей от принимаемого металла. Требование оп наличию этой аппаратуры диктуется необходимостью недопущения неконтролируемого распространения радиоактивных материалов.
Лабораторное оборудование является важной составной частью оснащения заготовительного предприятия, так как с его помощью устанавливается химический состав лома. Здесь речь идёт, главным образом, о заготовке цветных металлов. Существует особый цветмет, который запрещено утилизировать обычным порядком. Для выяснения того, нет ли таких материалов в принимаемом вторсырье, проводится химический анализ.
Ограничения. В перечень вторсырья, которое не разрешается заготавливать для последующей перепродажи, входят золото, серебро и редкоземельные металлы, которые зачастую содержатся в различных компонентах телекоммуникационной техники и электронных приборов. Их оборот находится в исключительном ведении государства. Если заготовитель примет подобный лом, то он рискует столкнуться с неприятностями со стороны правоохранительных органов.
Третий момент, который проверяется при выдаче лицензионных документов, заключается в наличии и квалификации персонала, работающего на заготовительном пункте. Дело в том, что один человек (например, сам предприниматель), не сможет выполнять все предписанные законом действия, связанные с оборотом металлического вторсырья. Поэтому и необходим дополнительный персонал – контролёры, прессовщики, дозиметристы, химики. Каждый из них исполняет свои функции, а все вместе обеспечивают безопасность операций с ломом металлов.
Заявление
После того, как проведены все мероприятия по оснащению предприятия техническими средствами и подобран нужный персонал, в лицензирующий орган необходимо предоставить заявление. В нём указывается информация о компании (название, форма государственной регистрации, описание вида деятельности, сведения об уплате госпошлины). Кроме того, к заявлению прикладываются копии документации, подтверждающих наличие у предприятия площадки и перечисленных выше технических средств для ведения деятельности. Отдельно предоставляются копии документов с подтверждением квалификации работников.
Способ подачи заявления роли не играет. Его можно подать лично, послать по почте заказным письмом, либо воспользоваться электронной почтой. В любом случае факт подачи документа будет зафиксирован в делопроизводстве лицензирующего органа. В течение 3 суток соискателю приходит уведомление о принятии заявления к рассмотрению, либо оно возвращается с указанием причин (неправильность заполнения, отсутствие обязательных данных и прочие обстоятельства).
Если документы приняты, то в ближайшие 45 рабочих дней проводится выездная проверка лицензируемого предприятия, и на основании её результатов выносится решение о выдаче (или невыдаче) лицензии. В ходя проверки выясняется, в какой степени заготовка, переработка и хранение металлических отходов отвечают установленным требованиям и предписаниям. В том случае, если предприятие соответствует всем нормативам, уполномоченный орган выдаёт лицензию, и предприниматель (или компания) может приступать к непосредственной деятельности.
Получить лицензию на металлолом самостоятельно
Хотите получить лицензию на металлолом самостоятельно? Но не знаете требований предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации? В данной статье Вы найдете ответы на свои вопросы! Благодаря нашему многолетнему опыту в получении лицензий мы точно знаем на что следует обратить внимание, чтобы получить лицензию на лом.
Как оформить лицензию на металлолом
Для покупки, продажи и транспортирования металлолома необходимо обладать соответствующей лицензией. Данная лицензия выдается на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и/или цветных металлов. Начиная с 2015 года по всей России начали выдавать бессрочные федеральные лицензии. Это означает, что по данной лицензии вы имеете законное право работать с ломом металлов на территории всей Российской Федерации, во всех 85 субъектов.
Для того, чтобы получить лицензию на металлолом необходимо точно соответствовать всем необходимым требованиям, которые установлены постановлениями Правительства РФ. В числе ключевых требований, которые предъявляются к соискателям лицензии, относится наличие штата обученных специалистов по работе с ломом и отходами металлов, оборудование для прессования, резки и сортировки металлолома, дозиметр и анализатор цветных металлов. Все приборы должны быть поверены и соответвовать необходимым требованиям, которые установлены законодательством.
Срок получения лицензии составляет 45 рабочих дней, именно в течение данного срока лицензирующий орган проверяет документы и выезжает на проверку. Исключением являются города федерального значение — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. В них срок на выдачу лицензии составляет 34 рабочих дня.
Законодательство по металлолому:
Подготовить документы для подачи в лицензирующий орган необходимо в полном соответствии со следующим законодательством:
В соответствии с пунктом 34, статьи 12, Федерального закона №99 от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов не может осуществляться без соответствующей лицензии.
ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а так же металлическим ломом.
ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный закон устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля.
Законодательство устанавливающее обязательные требования для лицензиатов:
Порядок получения лицензии на металлолом определяется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1287 «. О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов». В данном Постановлении Правительство Российской Федерации определяет ключевые моменты получения лицензии на металлолом.
Следующие два Постановления Правительства регламентируют получения лицензии в зависимости от вида металлолома:
Правила обращения с ломом черных металлов металлов регулируются Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения».
Обращение с ломом цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения».
Лицензирование деятельности по работе с металлическим ломом осуществляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации утверждает свой перечень изделий, лом и отходы которых разрешены для приема от физических лиц на территории данного субъекта.
Кому может быть выдана лицензия на металлолом:
Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.
Основные лицензионные требования:
Для того, чтобы получить лицензию на металлолом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны обеспечить: 1) Наличие в штате организации обученных специалистов: — контролер лома и отходов металла 2 разряда — на каждом объекте по приему лома и отходов металлов;
— прессовщик лома и отходов металла 1 разряда — не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;
— лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов цветных металлов — на каждой площадке по приему металлического лома;
— лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность — на каждой площадке по приему металлического лома; 2) Наличие на каждом объекте площадки с твердым покрытием (асфальт, бетон, бетонные плиты), предназначенной для хранения лома и отходов черных и цветных металлов. Дополнительные требования устанавливаются лицензирующим органом каждого отдельного субъекта РФ; 3) Наличие на каждом объекте помещения, предназначенного для оформления лома черных и цветных металлов (офис, бытовка); 4) Наличие оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черного и цветных металлов в соответствии с установленными требованиями (согласно «МУК 2.6.1.1087-02. 2.6.1.»); 5) Наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов. (химическая лаборатория). 6) Наличие пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц(с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт). Наличие пресса для пакетирования лома цветных металлов (усилие прессование не регламентировано законодательством); 7) Наличие оборудования для сортировки или измельчения стружки (стружкодробилка, магнитная шайба). Требования в каждом субъекте РФ индивидуальные; 8) Наличие весового оборудования. Требования разнятся в зависимости от региона Российской Федерации; 9) Учет лома и отходов черных и цветных металлов должен вестись лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем. Если хотя бы один пункт данного списка будет выполнен не в соответствии с лицензионными требованиями установленными действующим на момент проверки законодательством Российской Федерации, то в выдаче лицензии Вам будет отказано. Чтобы избежать отказа нужно заказать оформление лицензионного дела у нашей фирмы или купить уже готовую фирму с оформленной лицензией на работу с ломом.
Ломовая терминология:
Заготовка — приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; Хранение — содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; Переработка — процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; Реализация — отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. Лицензия на металлолом позволит Вам на законных основаниях заниматься данными видами деятельности.
Варианты получения лицензии:
1)Самостоятельно получить лицензию на металлолом следуя всем рекомендациям написанным в данной статье. 2)Купить у нас уже готовую фирму с лицензией на лом. Переоформление фирмы занимает один день. 3) Чтобы не допустить отказа в документальной или выездной проверке проводимой инспекторами лицензирующего органа закажите лицензию у нашей компании. Наши специалисты в кротчайшие сроки получат лицензию на лом черных и/или цветных металлов. Мы предоставляем гарантию на прохождение документальной и выездной проверок.
Кому не обязательно получать лицензию?
Если металлолом образуется в результате собственного производства, то организация имеет полное право реализовывать его без обладания лицензии на металлолом.
То есть если у вас какое-то собственное производство, например, вы изготавливаете металлические трубы, то образующиеся отходы (металлолом) — это ваша собственность, которую вы можете продать без получения лицензии.
Лицензия на заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов: порядок получения
Многие виды предпринимательской деятельности требуют лицензирования со стороны государства.
Бизнес, связанный с ломом черных металлов – не исключение.
- Как получить разрешение?
- Сколько это будет стоить?
- Можно ли в некоторых случаях обойтись без него?
Эти и другие вопросы задают многие бизнесмены.
Законные основания
Работу с ломом черных металлов регламентируют документы:
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
- Постановление Правительства «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов».
Они определяют, что выдача разрешительных документов производится органами исполнительной власти на местном уровне (в регионах).
Кроме того, формулируют, какие именно операции с ломом разрешаются:
- заготовка – как приобретение материала у продавца, так и его перемещение с помощью автотранспорта;
- переработка металлолома – хранение лома, его сортировка, резка, измельчение, разделка, отбор, прессование и формирование брикетов из него;
- реализация лома.
Лицензия на лом черных металлов дает право сразу на все виды деятельности. Ее получение – это гарантия возможности полноценной работы с ломом на самых разных направлениях.
Кому лицензия нужна, а кому – нет
Постановление Правительства №1287 определяет, что единственный случай, когда реализовать лом можно без лицензии — это собственное производство, в результате которого этот лом образуется.
То есть если у вас фабрика или завод, изготавливающий, например, стальные прокаты, то образующиеся отходы – это ваша собственность, которую можно продавать свободно, без получения каких-либо дополнительных разрешений от государства. Если вы занимаетесь поиском и копом черного металла с металлоискателем, лицензия на черный лом также не понадобится.
Лицензия не нужна только первому собственнику лома черных металлов.
Требования, предъявляемые к получателю
Прежде чем подавать заявление на разрешение, нужно убедиться в полном соответствии своей компании условиям, которые утвердило государство. Они связаны с:
- самим объектом,
- штатом сотрудников,
- требованиями к оборудованию и техническим документам.
Требования к объекту и оборудованию приведены в таблице:
Объект | Технические требования | Требования к юридическому статусу |
Участок | Площадка с твердым покрытием |
|
Ломообрабатывающее оборудование | Наличие пресса для осуществления пакетирования лома, пресс-ножниц либо оборудования для сортировки и дробления легких фракций лома, стружки | |
Лаборатория | Наличие аналитического оборудование для определения химического состава лома, весовых и дозиметрических приборов, устройств для резки огнем или углеводородными видами топлива металлического лома | |
Прочее оборудование | Оснащение для подъема грузов не менее 5 тонн (минимально его половина должна иметь устройства грейферного захвата или электромагнитные шайбы) |
Кроме того, определены следующие требования:
- технология заготовки, переработки и других операций должна полностью отвечать установленным нормам;
- компания обязательно должна иметь официальных штатных сотрудников – лаборанта, пиротехника и дозиметриста;
- все объекты на участке должны соответствовать санитарным, противопожарным нормам;
- необходимы актуальные технические документы на объект, лабораторию, технологические процессы.
Если компания соответствует всем требованиям, ее вносят в реестр лицензированных предприятий.
Эти условия понятны и обоснованы, если смотреть на них с точки зрения производственного процесса и соблюдения безопасности на каждом его этапе. Поэтому их фактическое соблюдение – прежде всего в интересах предпринимателя и его бизнеса.
Пошаговая инструкция по оформлению лицензии
После проверки на соответствие компании требованиям закона необходимо собрать документы.
Список документов:
- заявление на получение разрешения;
- пакет документов учредительного характера: устав, документы о назначении директора, решение о создании компании, свидетельство о постановке на налоговый учет, все изменения в документах (если они были);
- документы, подтверждающие право собственности или аренды участка с оборудованием;
- документы на оборудование: свидетельство о собственности (или договор аренды), паспорта, результаты проверки, инструкции;
- документы, подтверждающие уровень квалификации и профессиональной пригодности сотрудников и руководителей;
- документы из банка об оплате госпошлины.
Все копии требуют заверения у нотариуса.
Подавать пакет нужно в местный Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка. В результате вы получаете либо лицензию, либо уведомление об отказе в ее выдаче. Если речь идет о продлении уже действующей лицензии, то положительное решение означает установление новых сроков, а отрицательное – уведомление о прекращении ее действия.
Сроки выдачи
Срок ответа органа исполнительной власти зависит от исходной цели соискателя:
- получение лицензии – в пределах 45 рабочих дней;
- продление действующей лицензии – максимально 10 рабочих дней;
- переоформление лицензии в связи с изменением адреса объекта (переезд на новое место производства), а также из-за изменения видов деятельности с ломом черных металлов – в пределах 30 рабочих дней;
- заявление о прекращении действия лицензии (например, в связи с банкротством) – не более 10 рабочих дней;
- выдача дубликата лицензии – 3 рабочих дня.
О том, как построить бизнес на макулатуре, читайте . А здесь читайте, как открыть завод по переработке пластиковых бутылок. О бизнесе на мусоре в общих чертах можно прочесть по этой ссылке: https://rcycle.net/musor/kak-biznes.
Цена вопроса
Размеры государственных пошлин представлены в таблице ниже.
Услуга | Стоимость (в рублях) |
Первичное получение лицензии | 7500 |
Продление срока действия лицензии или внесение изменений о виде деятельности | 3500 |
Переоформление лицензии в иных ситуациях | 750 |
Выдача копии лицензии | 750 |
Если у вас нет времени или желания заниматься оформлением документов, можно обратиться к юристу, который сделает это за вас. В этом случае получение лицензии на черный лом обойдется значительно дороже. Так что, если сроки не поджимают, имеет смысл заняться ее получением самостоятельно.
Скорая частная помощь в получении лицензии
На рынке существует масса предложений от частных юридических фирм, индивидуальных практикующих юристов, готовых за дополнительную оплату обеспечить быстрый и надежно гарантированный результат.
Всем ли нужна помощь в получении лицензии на чермет? Обязательно ли обращаться к ним для успешного окончания дела?
Вовсе нет. Если вы можете сами правильно подобрать и оформить все необходимые бумаги, и сроки не поджимают, можно не прибегать к их помощи. Но когда уверенности нет, а упущенная выгода от потери времени слишком велика, то имеет смысл воспользоваться услугами квалифицированных юристов.
Когда такая необходимость возникает, то сначала следует хорошенько изучить предложения в этой сфере.
Ценовая политика фирм, оказывающих юридическое содействие на получение лицензии для работы с черметом, в разы превышает сумму, которую вы бы потратили самостоятельно без гарантии на успех.
Так, в Москве и Московской области разбег цен в пределах 350-600 тысяч рублей.
В Петербурге и Ленинградской области – от 270 до 500 тысяч. Конечно, эти цифры могут сильно отличаться в зависимости от качества услуг фирмы, конкретных обстоятельств дела. Взамен вы получаете практически стопроцентное решение своей проблемы за меньшие сроки.
Если же вам нужно получить разрешение в срочном порядке, проблем нет – вы сразу можете купить готовую фирму с лицензией и заниматься бизнесом хоть с завтрашнего дня. Конечно, и цена вопроса вырастет.
Минусы связаны с большей ценой, а также с рисками столкнуться с недобросовестными и непрофессиональными юристами.
Решение нужно принимать исходя из своих потребностей: нужен быстрый вариант – тогда обращайтесь в частные фирмы.
Обжалование при отказе в выдаче
При отказе в выдаче лицензии можно попытаться обжаловать решение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка во внесудебном порядке, а можно сразу обращаться в суд.
Обратиться с жалобой можно в следующих ситуациях:
- срок регистрации запроса или срок выдачи лицензии нарушен;
- органы требуют предоставления дополнительных документов, не предусмотренных действующим законодательством;
- отказ в приеме корректного пакета документов;
- требование с соискателя дополнительной платы, не предусмотренной законом;
- отказ представителя органа исправить свои ошибки в документах.
Оформление претензии осуществляется по месту заказа или предоставления услуги.
При этом способы ее донесения различные:
- самостоятельно;
- через своего представителя, на которого оформлена соответствующая доверенность;
- по электронной почте (или на официальный сайт органа).
По оформлению жалоба должна содержать следующие обязательные пункты:
- полное название комитета, ФИО и должность лица, принявшего решение об отказе;
- полный список персональных данных (ФИО, адрес физлица и юрлица, контактные данные);
- данные о решении, которое обжалуется (когда и кем оно было принято, его точная формулировка);
- подробная аргументация, почему заявитель не согласен с решением уполномоченного лица.
Жалоба, попав в орган, должна быть зарегистрирована не позднее следующего рабочего дня, а рассмотрена — максимум за 15 дней. По результатам принимается либо решение об удовлетворении либо об отказе.
Следующий этап в последнем случае – судебное разбирательство.
Жалоба может быть оставлена и без ответа. Это касается тех случаев, когда невозможно по каким-то причинам разобрать ее текст, либо в ней содержатся нецензурные и оскорбительные выражения.
Вместо заключения
В любом случае конечное решение будет за вами. Как именно поступить, всегда зависит от конкретной ситуации и обстоятельств, из которых вы исходите. В любом случае имейте ввиду, что для профессиональной работы с ломом черных металлов лицензия обязательна.
Умение предвидеть, упорство и решительность – главные составляющие успеха, тем более в таких нелегких вопросах, как обращение в госорганы за разрешением на что бы то ни было.
Данное видео содержит полную информацию о том, как получить лицензию на лом в Москве самостоятельно:
Какой класс опасности отходов имеет металлолом?
Мы все уже привыкли, что сбор металлолома позволяет немного компенсировать приобретение того или иного бытового прибора, крупногабаритной техники.
Обычно, когда владелец батареи желает сдать радиатор он идет и делает это, получая законное вознаграждение. Однако иногда ситуация выглядит совсем иначе.
Читайте похожую статью: Экологические вопросы при утилизации металлолома.
отвечаем на вопрос статьи: МЕТАЛЛОЛОМ — ЭТО 5-й класс опасности!
Определение класса опасности по ФККО
Принципиальный сборщик вторичного сырья может ссылаться на вполне официальный документ, регламентирующий класс опасности металлолома. Суть заключается в том, что для работы с некоторыми видами сырья необходимо предпринимать специфические меры предосторожности (они описаны в соответствующем ГОСТе и теперь ФККО). Всего в документе 5 классов опасности, плюс «0». Для первых четырех необходимо получить паспорт отхода. 5-ый класс утилизируется без получения специальных документов. Сложнее ситуация с «0» — класс опасности не определен. Это означает, что предприятию, желающему сдать в утиль специфический товар с нулевым уровнем опасности, необходимо инициировать определение этого параметра, обратившись в соответствующие инстанции (по всей видимости в Министерство природных ресурсов РФ через муниципальные органы).
Класс опасности металлолома (именно лома черных металлов) для стандартных ситуаций – 5.
Значит не требуется никаких специальных документов, чтобы утилизировать его. Даже стружка черных металлов незагрязненная по ФККО имеет такой же уровень опасности!!!
Незагрязненная стружка
Некоторые предприимчивые люди создают проблему из вычисления уровня опасности, предлагая это как платную услугу. Однако достаточно знать, что уровень опасности определяется 13 цифрой в коде ФККО. Для примера рассмотрим свечи зажигания автомобильные отработанные: 351 001 01 01 99 5.
13-ая стоит пятерка, это класс их опасности, значит, такой вид вторсырья смело можно нести в пункт приема и рассчитывать на нормальное вознаграждение. Тогда, как сростки корунда с ферросплавом в производстве шлифовальных материалов 351 504 02 01 00 4 имеют четвертый уровень опасности и здесь уже предприниматель обязан обеспечить особые условия хранения и транспортировки, более того получить паспорт отхода для выполнения вообще каких-либо действий с ним.
Вот с таким материалом обычно возникают проблемы в пунктах приема металлолома. Поскольку для дальнейшей сдачи этого сырья придется потратиться финансово на получение паспорта, проведения экспертизы, создание специфических условий хранения. Однако, что такое металлическая пыль – она есть практически в любом несортированном отходе подобного плана (недобросовестный приемщик пытается сыграть на этом).
Всего таких отходов в списке ФККО не очень много, в основном это пыль различных металлов. Правила хранения могут включать обязательное использованием герметичных контейнеров, специальной маркировки и конечно атрибутов, указывающих дату сортировки и упаковки с подписями ответственных лиц.
Если 13-ая цифра – ноль, значит уровень опасности не определен. Тогда предприниматель может на собственный страх и риск принять, после передать по назначению сырье (но каком-то из этапов все-таки придется получить документ, относящий отход к одному из классов опасности), либо направить владельца таких материалов к муниципальным органам, инициирующим появление в документе ФККО новых видов отходов или уточняющих данных по уже имеющимся.
Так, например, список лом и отходы цветных металлов фкко (2014) имел в основном изделия с пометкой 5 или ноль. Но уже сегодня очевидно, что присутствуют формы материалов, относящиеся к четвертому классу опасности. Это лом черных металлов несортированный ФККО (2016), лом с кодом 46101003204 (в его состав входит чугунная или стальная пыль). Это означает, что вопреки бытующему мнению – документ расширяется, уточняется, функционирует.
ФККО помогает предприятию оптимизировать использование вторичного сырья
Если правильно определить какой перед вами металлолом, к какому классу опасности относится, становится гораздо проще. Ведь в основном все подобное сырье относится к пятому классу и не требует паспортизации. Значит, для предпринимателя, работавшего ранее по ГОСТам ничего не меняется.
Паспорта отходов
Лом и отходы цветных металлов ФККО определяет класс опасности и довольно точно описывает физические, химические свойства, агрегатное состояние. Однако он не отождествляет как-то по-особенному качественно материалы. Например, есть чугун и сталь (но не так, как в ГОСТ легированный металл с разным процентным содержанием тех или иных веществ).
Цена на такой товар не ориентируется на лом цветных металлов, их код по ФККО. Стоимость, как и прежде определяется исходя из состава сплава, фактического состояния. Вмешаться в этот процесс может только отход с классом опасности выше 5.
Важно, что документ существует в основном для крупных предприятий, у которых периодически появляется «мусор», требующий правильной утилизации и списания с трудовых ресурсов. Составить акт об утилизации проще, когда отходы описаны в ФККО, где точно определен порядок утилизации.
Кроме того, сегодня можно воспользоваться специальными формами, чтобы выбрать одного из действий со вторичным сырьем:
- размещение для продажи;
- утилизация;
- обеззараживание;
- транспортировка между объектами;
- обработки или сборки.
Таким образом, документ регулирует и контролирует объемы цветных металлов, циркулирующие на внутреннем и внешнем рынках. Также он способствует выявлять проблему сдачи тех или иных видов отходов (спекуляции или наоборот, трудности предпринимателей, терпящих убытки). Например, благодаря ФККО было привлечено внимание к утилизации телевизоров, благодаря чему были впоследствии открыты специальные точки приема.
17 ноября 2016
Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 августа 2007 г. N А60-12998/2007-С9
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2007 года
Полный текст решения изготовлен 17 августа 2007 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора к открытому акционерному обществу «Энергозапчасть» о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Р.В. Спевухин, заместитель прокурора, служебное удостоверение N 119340;
от заинтересованного лица: Е.В. Медведева, доверенность от 19.02.2007 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ОАО «Энергозапчасть» (далее — общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно. В качестве объективной стороны правонарушения заявителем указана деятельность общества по обращению с опасными отходами лома черных и цветных металлов, а также деятельность по обращению с отходами от деревообработки и отработанными маслами от технологического оборудования.
Заинтересованное лицо представило отзыв, считает, что осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а не по обращению с опасными отходами металлолома. При этом общество ссылается на то, что при проведении проверки прокурором не указывалось на осуществление деятельности по использованию других отходов, кроме лома черных и цветных металлов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами экологического мониторинга и контроля по Горнозаводскому округу была проведена проверка ОАО «Энергозапчасть», в ходе которой установлено, что предприятие осуществляет сбор и последующую реализацию лома черных и цветных металлов, который по своим свойствам и степени вредного воздействия на окружающую среду относится к опасным отходам 4-5 класса опасности; кроме того, в процессе производственной деятельности общества образуются отходы от деревообработки (горбыль, опил), и отработанные масла от технологического оборудования, также относящиеся к опасным отходам.
Поскольку лицензия на деятельность по сбору, размещению и использованию опасных отходов у ОАО «Энергозапчасть» отсутствует, прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы переданы в суд для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Указанной нормой установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (п. 74); заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (п. 81); заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (п. 82) подлежат лицензированию.
Как следует из материалов дела, одним из основных видов деятельности общества является сбор, переработка и реализация лома черных и цветных металлов, на что у ОАО «Энергозапчасть» имеются лицензии серии Д 055629 N 166 от 23.12.2003 г. и серии Д 055630 N 166 от 23.12.2003 г., выданные в установленном порядке.
Обращаясь в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, прокурор исходит из того, что осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению опасных отходов, к чему в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. N 786, относится лом черных и цветных металлов, возможно лишь на основании соответствующей лицензии помимо тех лицензий, которые имеются у организации.
Порядок обращения с опасными отходами, в том числе порядок осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Статья 1 этого закона определяет, что опасные отходы — это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
обращение с отходами — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;
использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;
объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
В соответствии со ст. 9 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ норм, содержащихся в названных нормативных правовых актах, позволяет сделать вывод о том, что предусмотренное в них требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя перечисленные действия по обращению с опасными отходами, т.е. теми отходами, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Целью такой деятельности является получение прибыли от использования отходов, то есть применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; доход может быть получен и при обезвреживания, то есть обработки отходов, в том числе путем сжигания и обеззараживания отходов на специализированных установках; от транспортировки отходов и их размещения, то есть хранения и захоронения отходов.
Именно опасность отходов предполагает необходимость проведения лицензирования, т.е. подтверждения соответствия осуществляемой деятельности предъявляемым требованиям по обеспечению безопасности отходов.
В отличие от обращения с опасными отходами, заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов включают в себя сбор, скупку (закупку) лома черных и цветных металлов у физических и юридических лиц, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных и цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе. При этом лом в данном случае рассматривается в качестве вторичного сырья, способного при его переработке приобретать новые потребительские качества, в чем и заключается цель данного вида деятельности.
Как следует из материалов дела, для ОАО «Энергозапчасть» заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов является основным видом деятельности, направленной на получение прибыли, а металлолом в этой деятельности является средством получения прибыли. Несмотря на то, что лом черных и цветных металлов относится к опасным отходам, в процессе этой деятельности лом металлов не рассматривается как объект размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, как объект изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; как объект применения для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обществом не проводилась обработка лома как отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
Таким образом, ОАО «Энергозапчасть» не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а осуществляет деятельность по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов. Размещение лома черных и цветных металлов на производственных площадках в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности общества, на которую у него имеются соответствующие лицензии.
Суд учитывает также, что в соответствии с Положениями о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и лома цветных металлов, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.07.2002 N 552 и N 553, среди прочих лицензионных требований и условий от лицензиата требуется соблюдение правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Правительством Российской Федерации, а также обеспечение лицензиатом контроля радиационной безопасности и взрывобезопасности лома черных и цветных металлов, наличие на каждом объекте у лицензиата в собственности или на ином законном основании земельного участка, помещений и другого имущества, используемого в качестве средств производства, а также соответствие производственных помещений, технологического и другого оборудования техническим нормам и требованиям; наличие у лицензиата специалистов соответствующей квалификации для работы с используемым оборудованием.
Таким образом, лицензия на заготовку, переработку и реализацию металлолома учитывает особенности обращения лома черных и цветных металлов как опасных отходов, в связи с чем дополнительного подтверждения возможности осуществления данного вида деятельности от организации не требуется.
В части доводов заявителя о необходимости получения указанной лицензии в связи с наличием у организации иных опасных отходов суд отмечает, что в связи с отмеченными особенностями нормативного регулирования не вся деятельность, в процессе которой образуются отходы, подлежит лицензированию, а только та деятельность, содержанием и целью которой является обращение с опасными отходами.
Поскольку обществу не требуется лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 141 КоАП РФ.
В силу п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора не имеется.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора о привлечении открытого акционерного общества «Энергозапчасть» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: