Малые предприятия критерии 2018

Содержание

Субъекты малого предпринимательства в 2018 году

Скачайте инструкции:

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году

Чтобы вашу компанию включили в список малых или средних предприятий (СМП), необходимо соблюдать три условия. Должна быть определенная доля участия учредителей, а среднесписочная численность и все доходы компании, не должны превышать, обозначенного законом, лимита.

Однако в первую очередь необходимо разобраться, кого можно рассматривать, как малое или среднее предприятие.

В первую очередь к субъектам микро, малого и среднего предпринимательства следует отнести:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские/фермерские хозяйства;
  • ИП.

Более подробный перечень субъектов можно найти в ФЗ РФ №209 часть 1.1 ст.4.

Первый критерий малого и среднего предприятия 2018

Что касается первого из трех условий – это, конечно, доля участия учредителей. В ст.4 ФЗ-209 указывается, что компания может получить статус малого, только если соблюдаются следующее правило:

  • суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%. Что касается иностранного капитала, то его доля не должна превышать 49% от общего числа акций;

Такой лимит доли участия может обойти стороной компании, которые соблюдают другие условия, а именно:

  1. акции общества, котирующиеся на бирже, относятся к акциям инновационного сектора;
  2. общество или хозяйство юридически рассматривается как участник одного из проектов «Сколково»;
  3. деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям такого общества.

Этот критерий помогает отнести предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса, с помощью организационно-правовой формы. Однако, есть также и два количественных условия, которые ИФНС также рассматривает перед тем, как отнести предприятие к малому или среднему бизнесу.

Критерии малого и среднего предприятия 2018: таблица

Критерии малого и среднего предприятия, которые действуют в 2018 году, мы собрали в удобной таблице.

Максимальные значения по среднесписочной численности за предыдущий календарный год

микропредприятие

От 16 и до 100 включительно

малое предприятие

От 101 до 250 включительно

среднее предприятие

Сумма доходов от предпринимательской деятельности компании за 12 месяцев

Не превышает 120 млн. рублей

микропредприятие

Не превышает 800 млн. рублей

малое предприятие

Не превышает 2 млрд. рублей

среднее предприятие

Важно: Закон позволяет вместо доходов использовать другой показатель — балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которую оценивают по правилам бухучета. Однако в нем не указаны предельные значения остаточной стоимости, поэтому зачастую этот критерий не принимается ведомствами.

Пример. Можно ли отнести компанию к малой, если не соблюдены все условия

Компания «Ромашка» по состоянию на конец 2017 года имела следующие показатели:

  • среднесписочная численность работников — 23 человека,
  • доходы составили 700 млн. рублей,
  • доля учредителей — 51%.

По двум из трех критериев компанию можно было бы отнести к малому предпринимательству, однако доля учредителя в два раза больше необходимого. Поэтому «Ромашка» автоматически не попадает в реестр МСП. Если акционерное общество сможет снизить долю учредителей до 24%, то ее отнесут к малым компаниям.

Важно: необходимо помнить, если компанию включили в реестр, и она три года подряд не вписывается в свои предельные значения, то она выбывает из него по истечению этого периода.

В каком порядке ИФНС относит компанию к СМП

Предприятие не обязано подавать какие-либо сведения в налоговое ведомство или писать заявление на предоставление льгот. С помощью реестра теперь это происходит автоматически. Сотрудники налоговой службы относят компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

С помощью реестра, расположенного на официальном сайте ФНС, вы можете проверить, относится ли тот или иной контрагент к малому виду предпринимательства или нет.

Преимущества малого предприятия

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в области бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене;
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета;
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне;
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год;
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Соблюдая все вышеперечисленные условия, компания не только автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России. Она так же получает ряд приятных бонусов от налогового ведомства. Только не забывайте, что находится в рамках лимита необходимо более двух лет. Иначе компания автоматически перестанет приравниваться к МСП.

Обзор последних изменений по налогам, взносам и зарплате

Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.

Изменения по налогам, взносам и зарплате

Критерии малых и средних предприятий изменились

Владимир Путин подписал закон о создании Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и об увеличении порога участия в уставном капитале МСП российских и иностранных юридических лиц до 49%. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в РФ», подписанный сегодня Президентом РФ, определяет принципиально новые критерии малых и средних предприятий.
Принятым законом увеличен порог участия российских и иностранных юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале российских субъектов МСП. Теперь такая доля участия может составлять 49%, а не 25%, как было до сих пор. Кроме того, статус субъекта МСП получают организации, имеющие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Такие нормы уже были определены в Федеральном законе от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» и не зависят от доли участия в уставном капитале этих организаций других юридических лиц.
Также статус МСП получили юридические лица, доля участия в уставном капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, образованного в соответствии с Федеральным законом от 28.11.2011 N 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе». Такой статус никоим образом не зависит от размера этой доли участия. При разработке закона были учтены рекомендации Комиссии Европейского союза от 06.05.2003, которые касаются общеевропейских критериев отнесения организаций к субъектам МСП. По этим нормам ограничения по структуре капитала не могут распространяться на участие в капитале МСП иностранных юридических лиц.
Принятие закона позволит реализовывать инвестиционные или инновационные проекты, включая учреждение совместных предприятий или иностранные инвестиции в уставный капитал действующих российских предприятий, используя все льготы и преференции, которые имеют субъекты МСП. Повышение порога участия юрлиц в уставном капитале, в свою очередь, повысит инвестиционную привлекательность таких проектов, как для иностранных, так и для российских компаний.
Ведь, кроме изменения критериев отнесения к МСП закон предусматривает a href=»https://ppt.ru/news/133153″>создание
Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства в целях координации, цель которой оказывать финансовую, инвестиционную и информационную поддержку субъектов малого и среднего бизнеса.

Микропредприятие

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

  • размер доходов;

  • численность работающих;

  • доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

  • вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

  • вновь зарегистрированные ИП;

  • ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

Микропредприятие

До 15 человек включительно

120 млн. рублей

Малое предприятие

От 16 до 100 человек включительно

800 млн. рублей

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

  • стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

  • у нее нет филиалов;

  • другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • положение об оплате труда;

  • графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

>Относится ли микропредприятие к СМП.> Вопрос

Относится ли микропредприятие к СМП (для отчёта об объёмах закупок у СМП и СОНКО)?

Ответ

Да, микропредприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Критерии см. в файле, в таблице.

Обоснование

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относят:

– хозяйственные общества и партнерства;
– производственные и потребительские кооперативы;
– крестьянские (фермерские) хозяйства;
– индивидуальных предпринимателей.

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год

· 15 человек – для микропредприятий;

· 16–100 человек – для малых предприятий;

· 101–250 человек – для средних предприятий1

п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ

Доходы за год по правилам налогового учета не превысят:

· 120 млн. руб. – для микропредприятий;

· 800 млн. руб. – для малых предприятий;

· 2000 млн. руб. – для средних предприятий

п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ

постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 № 265

Как участнику закупки подтвердить статус субъекта МСП

Статус субъекта малого и среднего предпринимательства дает ИП или юридическому лицу ряд преимуществ по сравнению с крупным бизнесом при участии государственных и муниципальных закупках. Для того чтобы воспользоваться этими привилегиями при участии в закупке, малому предприятию нужно подтвердить свой статус документально.

Подтвердить статус малого или среднего предприятия можно двумя способами – предоставить заказчику декларацию или выписку из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Подробнее о каждом из способов и о том, какие предприятия могут считаться малыми, читайте в рекомендации.

Кого относят к малым и средним предприятиям

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) согласно статье 4 Закона № 209-ФЗ относят:

· хозяйственные общества и партнерства;

· производственные и потребительские кооперативы;

· крестьянские (фермерские) хозяйства;

· индивидуальных предпринимателей.

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием, нужно попасть в рамки лимитов:

· по размеру доходов;

· по численности сотрудников;

· по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 года в расчет максимального размера доходов за прошедший год включают не только всю выручку по кассе, но и все доходы согласно налоговой декларации.

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд руб.

800 млн руб.

120 млн руб.

Численность сотрудников

101–250 человек

100 человек

15 человек

Доля участия других лиц в капитале может составлять не более 25 процентов в сумме для государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов, не более 49 процентов в сумме – для обычных юридических лиц (в т. ч. иностранных). Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Лимиты не распространяются на:

· акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;

· участников проекта «Сколково»;

· компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями – бюджетными или научными учреждениями;

· компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Количество работников в 2017 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что нужно для подтверждения статуса МСП

Для подтверждения права на получение преимуществ нужно представить декларацию о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства. Этот документ действует во всех процедурах, которые заказчик проводит по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Если участвуете в закупке по Закону № 223-ФЗ, то подтвердить статус субъекта МСП можно сведениями из Единого реестра субъектов МСП (п. 11 Постановления № 1352).

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации

Продуктовый магазин в жилых массивах или сельской местности — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятийКомпании малого и среднего бизнеса играют важную роль на рынке услуг частным клиентам

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 году — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу

Согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников включительно;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 265 предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Франчайзинг

Основная статья: Франчайзинг

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Поддержка малого предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из приоритетов государственной политики. В 2016 году была разработана и принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. В 2017—2018 годах было выполнено 82 % мероприятий Стратегии. В рамках исполнения майского указа президента запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы.

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения.

Государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Эту программу кредитования ещё называют «Шесть с половиной», а её особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11). Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Опросы показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами. По результатам опроса малого бизнеса специалистами РАНХиГС только 9 % компаний указали, что использовали меры поддержки, при этом большинство мало осведомлено о мерах поддержки.

Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России

По данным опроса, проведённого центром НАФИ, 10 % руководителей бизнеса предприняли какие-либо действия в связи со случаями отзыва лицензий банков. Наиболее распространённая реакция — смена банка (18 % тех, кто что-либо предпринимал). 12 % перестали хранить деньги на счетах, а ещё по 10 % открыли либо имеют счёт в другом банке. 6 % сняли наличные со счёта, а 4 % находятся в поиске нового банка. Опросы показали, что 4 % закрыли счета в негосударственных банках и столько же перевели средства в Сбербанк.

66 % предпринимателей уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается их организация, и таковых больше всего среди представителей среднего бизнеса (76 %). Неуверенных — только 13 %, и это чаще всего — малые предприятия (17 %).

Таблица: «Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация?», в % (всероссийский опрос, №=500)

Все

опрошенные

Малый бизнес

(включая микро-)

Средний

бизнес

Полностью уверены 35 33 41
Скорее уверены 31 29 35
Скорее не уверены 10 13 6
Абсолютно не уверены 3 4 1
Затрудняюсь ответить 21 19 17

В других странах

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено.

Китай

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий.

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом).

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510

Примечания

  1. Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Дата обращения 13 августа 2010. Архивировано 13 марта 2012 года.
  2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. government.ru. Дата обращения 1 октября 2019.
  3. Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Экономическое развитие России. — 2018. — Т. 25, вып. 11. — ISSN 2306-5001.
  4. С. Катырин: бизнесу нужны деньги, а не обещания | Социальная сеть Pandia.ru. pandia.ru. Дата обращения 22 декабря 2015.
  5. «От первого лица» / Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса / Radiorus.ru. test.radiorus.rfn.ru. Дата обращения 1 ноября 2015. (недоступная ссылка)
  6. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета. Дата обращения 22 декабря 2015.
  7. Внешэкономбанк — «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»)
  8. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  9. Сергей Катырин: Нужно упростить доступ бизнеса к финансированию. Российская газета. Дата обращения 8 января 2017.
  10. Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Авторы: О. Ю. Стасевич, Г. Р. Имаева, А. В. Дурнов, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2016. — 48 с.
  11. Баринова ВА., Земцов С.П., Царева Ю.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России. — Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 40). — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 579—600. — ISBN 978-5-93255-554-5.
  12. Малое и среднее предпринимательство в России. Серия «Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры». Вып. 4, 2016 г. — НАФИ
  13. Баринова В.А., Земцов C.П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование. // Вопросы статистики. — 2019. — № 26. — С. 55—71..
  14. Би-би-си: «Китай вводит новые меры по стимулированию экономики»
  15. Роберт Шер, 2016, с. 15—20.
  16. Основні показники діяльності суб’єктів господарювання з розподілом на суб’єкти великого, середнього, малого та мікропідприємництва. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.
  17. CТРУКТУПНІ ЗМІНИ В ЕКОНОМІЦІ. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.

Литература

  • Роберт Шер. Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста = Mighty Midsized Companies. How Leaders Overcome 7 Silent Growth Killers. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-9614-5501-4.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «малое предпринимательство»

Малые предприятия в 2019 году — какие компании попадают в эту категорию

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности». КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

Чтобы считаться малым, средним или микропредприятием в 2019 году, нужно подходить под это определение по трем основным параметрам:

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.

Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Критерий

Среднее предприятие

Малое предприятие

Микропредприятие

Доходы

2 млрд. руб.

800 млн. руб.

120 млн. руб.

Численность сотрудников

101–250 человек

100 человек

15 человек

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

ВАЖНО! С 1 декабря 2018 года Федеральным законом от 03.08.2018 N 313-ФЗ в перечень субъектов малого предпринимательства добавлены хозяйственные общества. Теперь они тоже могут предетендовать на поддержку государства.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС. Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

ВАЖНО! Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье.

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ, он опубликован на официальном портале правовой документации. Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

Проверки малого и среднего бизнеса

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт Полный доступ на месяц! — Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки «Системы Главбух».
Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Внимание! Эти справочники помогут вам избежать внеплановую проверку и снизить риски возникновения нарушений:

Справочник “Кто и когда придет с проверкой” Скачать бесплатно.Справочник критериев отбора на выездную налоговую проверку Скачать бесплатно.Справочник по содержанию акта выездной налоговой проверки Скачать бесплатно.Справочник по содержанию акта камеральной налоговой проверкиСкачать бесплатно.

Мораторий на проверки малого бизнеса

Мораторий представляет собой запрет государственным надзорным органам проводить проверки относительно представителей малого бизнеса. К таким предприятиям относятся организации и ИП, которые соответствуют следующим критериям:

  • величина выручки от реализации до 800 млн. рублей в год;
  • доля участия других организаций в компании, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, – не более 49%;
  • численность персонала, который трудится у бизнесмена, не более 100 человек.

Подробнее см. статью “Субъекты малого предпринимательства: критерии”

Также отметим микропредприятия. К ним относятся организации:

  • с выручкой до 120 млн. рублей в год;
  • численностью до 15 человек;
  • в которых доля участия компаний, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, составляет не более 49%.

При этом для малого бизнеса и микропредприятий также существует ограничение по участию в их управлении иностранных компаний. Доля зарубежных организаций в управлении ограничивается 25%. Например, если уставный капитал составляет 20 000 рублей, то доля, принадлежащая фирме-иностранцу, не может быть больше 5000 рублей.

Для того, чтобы узнать, относится предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса необходимо найти его в специальном Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр размещен на официальном сайте налоговой ФНС.

Если вбить в поисковую строку ИНН или название интересующего предприятия, то можно получить информацию о его принадлежности к субъектам МСП.

Впервые освобождение субъектов малого и среднего бизнеса от контроля со стороны проверяющих действовало в России с 2016 по 2018 годы. Основанием послужил Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Следующим этапом стало вступление в силу Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, который продлил действие моратория на проверки на период с 01.01.2019 по 31.12.2020 годы.

Кто проводит проверки малого и среднего бизнеса

Проверки малого и среднего бизнеса чаще всего проводят:

  1. Налоговые органы.
  2. Федеральная служба судебных приставов.
  3. Пенсионный фонд.
  4. Фонд социального страхования.
  5. Государственная пожарная охрана.
  6. Прокуратура.
  7. Государственная инспекция труда.

Помимо этого, если фирма ведет деятельность, подлежащую лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ, ее могут проверить:

  1. Ростехнадзор.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Росздравнадзор.
  4. Рособрнадзор.
  5. Ространснадзор.
  6. Росприроднадзор.

Полный перечень ведомств, выдающих лицензии, приведен в постановлении Правительства от 21.11.2011 № 957.

Кто из субъектов МП не попадает под мораторий на налоговые проверки по малому бизнесу?

Закон № 294-ФЗ устанавливает полный перечень компаний, которые не могут воспользоваться правом на освобождение от проверок. Это организации, которые ведут деятельность:

  • в сфере образования и медицинского обслуживания;
  • энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, которые работают с гостайной;
  • аудиторские фирмы;
  • организации из сферы социального обслуживания.

Кроме того, предприниматели, которые были привлечены к административной ответственности в течение трех лет до момента, предшествующего проведению проверки, также не могут рассчитывать на послабления и амнистию. Но закон позволяет нарушителям ходатайствовать об отмене контроля. Принятие решения находится в компетенции надзорного органа.

Что такое риск-ориентированный подход и как он связан с проверками в отношении малого бизнеса в РФ?

Риск-ориентированный подход основан на том, что если в ходе контроля обнаружилось наличие возможности совершения организацией правонарушений, то в отношении нее не действует ограничений на проведение проверок.

В 2019 г. риск-ориентированный подход применяют:

  1. Федеральная налоговая служба.
  2. Министерство чрезвычайных ситуаций.
  3. Федеральная антимонопольная служба.
  4. Роскомнадзор.
  5. Росалкогольрегулирование.
  6. Санитарно-эпидемиологический надзор.
  7. Государственный ветеринарный надзор.
  8. Роспотребнадзор.

Полный перечень надзорных органов, применяющих риск-ориентированный подход см. в пост. Правительства от 29.12.2018 № 806.

Проверки среднего бизнеса

Средний бизнес в РФ также попадает под действие моратория на проверки. Отмена контроля продлена до 31.12.2019 г. в соответствии с Законом № 480-ФЗ.

Предприятия, относящиеся к среднему бизнесу имеют:

  • годовую выручку до 2 млрд. руб.;
  • среднесписочную численность работников до 250 человек.

Есть исключения по критериям: для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере легкой промышленности, предусмотрено ограничение по штатной численности до 1000 человек.

Вместе с тем, средний бизнес также не освобождается от проверок тех надзорных органов, которые перечислены в постановлении от 17.08.2016 № 806.

Налоговые проверки малого бизнеса

Согласно риск-ориентированному подходу, ФНС вправе проверять независимо от того, к какому типу относится предприятие. Проверочные мероприятия регламентирует статья 82 Налогового кодекса. Они делятся на несколько видов (см. таблицу 1).

Таблица 1. Виды проверочных мероприятий

Критерий

Виды

По периодичности

  • плановые;
  • внеплановые

По месту проведения

  • выездная (на территории налогоплательщика);
  • камеральная (без выезда на место ведения предпринимательской деятельности).

По цели проведения

  • встречная (в рамках проведения проверки другого налогоплательщика);
  • тематическая (контроль правильности начислений и определения налогооблагаемой базы);
  • комплексная

Плановая проверка малого бизнеса

Плановые проверки проводят один раз в три года. Более частый контроль считается внеплановым. Плановые проверки также регламентирует Закон № 294-ФЗ. Порядок проведения и проверочный лист разрабатывают контролирующие ведомства.

В 2019 — 2020 годах в отношении фирм, включенных в реестр субъектов МСП, плановые проверки могут проводить:

  • если они ведут деятельность, для которой установлена повышенная опасность;
  • которая подлежит обязательному лицензированию;
  • в области государственного надзора за радиационной безопасностью;
  • контроля работы аудиторских организаций;
  • контроля за выполнением требований защиты государственной тайны;
  • в рамках федерального государственного пробирного надзора, за использованием атомной энергии.
  • деятельность связана со здравоохранением, образованием, социальной сферой, теплоснабжением, электроэнергетикой, энергосбережением;
  • если допущено нарушение законодательства в течение трех последних лет;

Выездные налоговые проверки малого бизнеса

Выездная налоговая проверка является наиболее тщательной. Глава 14 Налогового кодекса позволяет инспекторам:

  • выезжать на место ведения хозяйственной деятельности фирмы или ИП;
  • требовать документы, относящиеся к деятельности;
  • изымать документы, представляющие интерес с точки зрения выявления фактов совершения налоговых правонарушений, если есть риск их уничтожения.

Количество проверок малого бизнеса

Законодательство не содержит ограничений по количеству проводимых проверок. Ежегодно на официальном сайте Генеральной прокуратуры публикуют перечень компаний и ИП в отношении которых будут проведены проверки. Этот план поможет заранее устранить имеющиеся нарушения.

В части продолжительности проверочных мероприятий есть ряд ограничений:

  • для всех юрлиц и ИП не более 20 дней на одну проверку;
  • для микропредприятий – не более 15 часов для выездных плановых проверок;
  • для малых предприятий не более 50 часов.

На сколько могут продлить сроки:

  • для юрлиц и ИП — не более, чем на 20 дней;
  • для микропредприятий и малого бизнеса — на срок не более 15 часов.

Освобождение малого бизнеса от проверок до 2022 года

Сейчас проект «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства» содержит инициативу о продлении надзорных каникул до 2022 года. Он предусматривает:

  1. Освободить малый и средний бизнес от налоговых проверок.
  2. Увеличить срок действия моратория до 31 декабря 2022 г. включительно.

Что делать, если фирма соответствует критериям на действие моратория, а в план проверок все равно попала?

Приведем алгоритм:

  1. Сделать копии бухгалтерского баланса, деклараций по УСН, НДС, прибыли и заверить их.
  2. Сделать копию сведений о среднесписочной численности и заверить ее в установленном порядке.
  3. Написать заявление в свободной форме с указанием на то, что предприятие попадает под действие моратория. Если заявление подписывает представитель, к документу прикладывают доверенность.
  4. Передать заявление и копии документов в надзорный орган, включивший фирму или ИП в план проверок.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *