Содержание
- Определение основных составляющих ПЗ в локальных сметных расчетах
- Локальный ресурсный сметный расчет (локальная ресурсная смета)
- Что собой представляет строительная смета?
- Смета и ее особенности
- Существенные моменты при составлении сметы
- Основные разделы документа
- План составления сметы
- Этапы составления сметы
- Разновидности смет в современном строительстве
- Локальные сметы
- Объектные сметы
- Особенности бюджетных смет
- Особенности коммерческих смет
- Важные детали подготовки строительных смет
- Кто утверждает проектные документы?
- Как читаются сметы в строительстве?
- Кто должен проверять и подписывать смету
- Кто должен проверить составленную смету:
- Кто подписывает смету «Согласовано», «Утверждаю», составил, проверил:
Определение основных составляющих ПЗ в локальных сметных расчетах
При применении ресурсного (ресурсно-индексного) метода в качестве исходных данных для определения ПЗ в локальных сметных расчетах (сметах) выделяются следующие ресурсные показатели:
- — трудоемкость работ (в человеко-часах) -для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины;
- — время использования строительных машин (в машино-часах);
- — расход материалов, изделий (деталей) и конструкций (в принятых физических единицах измерения: м3 , м2, т и пр.).
Для выделения ресурсных показателей могут использоваться элементные сметные нормы, проектные материалы (в составе проектов, РД) о необходимых ресурсах, в том числе:
- — ведомости потребности материалов и сводные ведомости потребности материалов, составляемые раздельно на конструкции, изделия и детали (спецификации) и остальные строительные материалы, необходимые для производства строительных, специальных строительных и монтажных работ на основании ГЭСН;
- — данные о затратах труда рабочих и времени использования строительных машин, приводимые в разделе проекта «Организация строительства» (в ПОС, ПОР или ППР).
В составе локальных сметных расчетов (смет) стоимость материальных ресурсов определяется исходя из данных о нормативной потребности материалов, изделий (деталей) и конструкций (в физических единицах измерения: м3 , м2, т и пр.) и соответствующей цены на вид материального ресурса. Стоимость материальных ресурсов включается в состав сметной документации, независимо от того, кто их приобретал — заказчик или подрядчик.
Нормативная потребность в материальных ресурсах может определяться:
- — на основе выделения и суммирования в локальных ресурсных ведомостях или локальных ресурсных сметных расчетах (сметах) ресурсных показателей на материалы, изделия (детали) и конструкции, используемые при сооружении объекта (выполнении работ), и затем сопоставления полученных результатов с данными из проектных материалов (ВМ, СВМ) и выбора наиболее приемлемого для пользователей варианта;
- — по проектным материалам (проекту или РД): ВМ и СВМ, а также спецификации в составе РД.
Локальная ресурсная ведомость служит для определения величины затрат ресурсов на данный физический объем СМР и составляется по форме № 5 (приложение 2 настоящего пособия). В данной ведомости определяются трудоемкость (в человеко-часах) рабочих строительных специальностей и рабочих, обслуживающих машины и механизмы.
Пример составления локальной ресурсной ведомости на основе данных о потребностях в ресурсах по сборникам ГЭСН
В локальную ресурсную ведомость заносят:
- o в гр. 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» — шифр применяемого норматива и коды соответствующих ресурсов;
- o в гр. 3 «Наименование работ и затрат» — виды работ и затрат, а вслед за каждым из видов — наименования ресурсов в следующей последовательности:
- — затраты труда рабочих-строителей (средний разряд рабочих),
- — затраты труда рабочих, занятых управлением строительных машин,
- — наименования используемых строительных машин,
- — виды применяемых материальных ресурсов;
- o вгр.4 «Единица измерения» — единицы измерения работ и ресурсов;
- o в гр. 5 «Количество на единицу измерения» — расходы ресурсов на единицу измерения того вида работ, к которому они относятся;
- o в гр. 6 «Количество по проектным данным» — объем работ против наименования соответствующего вида работ, принимаемый по проектным данным, а против наименования соответствующих ресурсов — их количество, подсчитанное как произведение удельного расхода на объем работ.
Таблица 6.1. Фрагмент локальной ресурсной ведомости
Все ресурсные показатели, выделяемые из нормативов, применяются со всеми поправками (коэффициентами), которые приведены в соответствующих сборниках и Общих указаниях к ГЭСН. Ресурсы выделяются, как правило, в суммарном виде по зданию (сооружению) в целом. Возможно их суммирование также и по каждому из разделов локального сметного расчета (локальной сметы). В необходимых случаях производится суммирование ресурсов и при определении стоимости работ, подлежащих выполнению соответствующим субподрядчиком.
В качестве примера заполнения ресурсной ведомости в табл. 6.1 приведен ее фрагмент.
По некоторым материалам, изделиям и конструкциям, расход которых зависит от проектных решений, в таблицах ГЭСН указываются только наименования материалов, а в графах расхода приводится литера «П». При составлении сметной документации расход этих материальных ресурсов определяется по проектным данным (рабочим чертежам) с учетом минимальных, трудноустранимых потерь и отходов, связанных с перемещением материалов и изделий от приобъектного склада до рабочей зоны и их обработкой при укладке в дело.
Для повышения точности расчетов после составления локальной ресурсной ведомости могут составляться шахматная ведомость потребности в строительных материалах, изделиях и конструкциях и шахматная ведомость потребности машин и механизмов.
Исходными данными для шахматных ведомостей являются данные ресурсной ведомости. В них заносится информация о необходимых видах машин, механизмов и материалов по всем пунктам локальной ресурсной ведомости и собираются данные на весь физический проектный объем. В последней графе суммируются общая потребность в машинах и механизмах (в машино-часах) и общее количество потребных материалов в своих единицах измерения (в 100 м, 100 м2, м3ит.д.).
В качестве примера заполнения шахматной ресурсной ведомости ниже приведен ее фрагмент (табл. 6.2).
Пример фрагмента шахматной ресурсной ведомости
Таблица 6.2
Стоимость материальных ресурсов определяется:
- — в базисном уровне цен по сборникам (каталогам) СЦ на материалы, изделия и конструкции федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;
- — в текущем уровне цен — по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.
Определение текущих цен на материальные ресурсы для конкретной стройки осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций — производителей продукции. Калькуляция стоимости (ведомость) текущих СЦ на материалы, изделия и конструкции составляется по элементам затрат.
Для продукции естественных монополий применяются цены и тарифы, по которым осуществляется государственное регулирование, в том числе тарифы на электрическую и тепловую энергию, тарифы на железнодорожные, речные и морские перевозки и др.
Стоимость импортной продукции (оборудования, материалов, изделий и конструкций) определяется, как правило, по закупкам, осуществляемым организациями в установленном порядке.
Учитывая, что НДС предусматривается в сводном сметном расчете за итогом гл. 1-12, НДС в стоимости материальных ресурсов в составе локальных смет не учитывается.
В составе локальных сметных расчетов (смет) затраты на эксплуатацию строительных машин определяются исходя из данных о времени использования (нормативная потребность) необходимых машин (в машино-часах) и соответствующей цены одного машино-часа эксплуатации машин.
Нормативная потребность в строительных машинах может определяться на основе выделения и суммирования в локальной ресурсной ведомости (шахматной ведомости) или локальном ресурсном сметном расчете (смете) ресурсных показателей на машины, применяемые на объекте (при выполнении работы), и затем сопоставления полученных результатов с данными ПОС, ПОКР или ППР и выбора наиболее приемлемого для пользователя варианта.
Информация о текущих ценах на эксплуатацию строительных машин может быть получена в региональных органах по ценообразованию в строительстве, от подрядных строительно-монтажных организаций, трестов (управлений) механизации или других организаций, в распоряжении которых находится строительная техника.
Текущий уровень СЦ на эксплуатацию соответствующего вида строительных машин может быть определен на основе базисного уровня цен, приведенных в ФССЦ, и индексов изменения стоимости машин, приведенных в МДС 81-14.2000, рассчитанных исходя из имеющейся информации о текущих ценах на эксплуатацию машин. При этом может быть использован как прямой счет (путем калькулирования), так и метод унифицированных РТМ по соответствующим группам машин, в которых приводятся данные о потребности в ресурсах и базисная стоимостная оценка этих ресурсов, сопоставляемая с текущим уровнем цен.
Пример локального ресурсного сметного расчета
Основанием для составления локального ресурсного сметного расчета (по форме 6 приложения 2) ресурсным методом является локальная ресурсная ведомость. Графа 2 «Шифр, номера нормативов и коды ресурсов» заполняется аналогично локальной ресурсной ведомости, в гр. 4 заносятся единицы измерения, авгр.5 «Количество единиц по проектным данным» переносятся данные из гр. 6 локальной ресурсной ведомости.
В гр. 6 и 8 определяются стоимости ресурсов соответственно кодам в базовых ценах в уровне на 2000 г. и текущих ценах на 2008 г.
Таблица 6.3. Фрагмент локальной ресурсного сметного расчета
Данные гр. 7и9 получаются умножением базисных и текущих цен на объем (по данным гр. 5).
Для расчета фонда оплаты труда основных рабочих-строителей и механизаторов применяется средний разряд рабочих, а также определяются средняя заработная плата рабочих-строителей и механизаторов и месячная тарифная ставка.
В итоге разделов определяют НР и СП по соответствующим для каждого сборника ГЭСН нормативам от фонда оплаты труда.
Себестоимость определяется путем сложения итогов по разделам и НР, после начисления СП определяется итоговая сметная стоимость локального сметного расчета. Соответствующий фрагмент приведен в табл. 6.3.
Составление локальных смет по ЕР базисно-индексным методом остается приоритетным в новой системе сметного ценообразования. Составление смет по ЕР осуществляется в базисном и текущем уровнях цен или в двух уровнях цен одновременно, когда такая необходимость установлена заказчиком сметной документации.
В процессе строительного производства участвует огромное количество материальных ресурсов. Детальная выборка материалов из сметы на строительство многоквартирного жилого дома может составлять до 20-25 тыс. наименований по маркам, классам и т.д. Просчитать фактические цены по такой номенклатуре практически не представляется возможным, да и ни к чему. Все эти материалы можно разделить на две группы:
- 1) основные (ценообразующие) материалы, конструкции и изделия — бетонные и железобетонные изделия, кирпич, арматура, растворы и бетоны и т.д.;
- 2) вспомогательные (или, как их часто называют, прочие) материалы. Как правило, это всевозможные метизы, мелкие металлоконструкции, электроды, добавки, лакокрасочные и битумные материалы и т.д.
Система ЕР предусматривает, что все вспомогательные материалы просчитаны разработчиками расценок и включены по средним (средневзвешенным) базовым ценам. При составлении смет они будут проиндексированы в текущий уровень цен.
В отдельных ЕР (ФЕР-2001, ТЕР-2001) в гр. 4 «Прямые затраты» и гр. 8 «Материалы» не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных данных и текущих цен по условиям поставки (комплектации). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в ЕР с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Техническая характеристика принимается по проектным данным (рабочим чертежам). Подобные расценки называются открытыми.
При составлении сметной документации и расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким ЕР определяется двумя строками:
- — в первой строке исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;
- — во второй — стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.
Допускается суммирование стоимости материалов, не учтенных расценками, по каждому из разделов локальной сметы или объекту в целом. По некоторым материалам, изделиям и конструкциям в расценках указаны только наименования, а расход их принимается по проектным данным (рабочим чертежам). Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость ПЗ по базисным ЕР (так называемые неучтенные ресурсы) и приводимых отдельной строкой непосредственно в ЕР с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается, как правило, непосредственно в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости. В актах выполненных работ фактические текущие цены строительных ресурсов подтверждаются соответствующими расчетно-платежными документами и данными складского и производственного учета. В случаях, когда на момент составления сметной документации отсутствуют данные о стоимости указанных материалов, необходимо использовать данные о ценах, приводимые в Сборнике средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции, и другие справочно-информационные материалы о текущих ценах на строительные ресурсы.
Локальный ресурсный сметный расчет (локальная ресурсная смета)
Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются исходя из следующих данных:
— параметров сооружений, их частей и конструктивных элементов, принятых в проектных решениях;
— объемов работ, принятых из ведомостей строительных и монтажных работ и определяемых по проектным материалам;
— номенклатуры и количества оборудования, принятых из заказных спецификаций, ведомостей и других проектных материалов;
— действующих сметных нормативов и показателей на виды работ, конструктивные элементы, а также рыночных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения и услуги.
Стоимость работ в локальных сметных расчетах (сметах) в составе сметной документации может производиться в двух уровнях цен:
— в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;
— в текущем (прогнозном) уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства.
При составлении локальных сметных расчетов (смет) используются расценки из соответствующих сборников, при этом в каждой позиции локального сметного расчета указывается шифр нормы, состоящий из номера сборника, номера раздела, порядкового номера таблицы в данном разделе и порядкового номера нормы в данной таблице.
Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), включает в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, МУ МДС .
Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ:
— материальных (материалов, изделий, конструкций);
— технических (эксплуатации строительных машин и механизмов);
— трудовых (средства на оплату труда рабочих, а также машинистов, учитываемые в стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов).
Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
В состав накладных расходов включают:
— административно-хозяйственные расходы;
— расходы на обслуживание работников строительства;
— расходы на организацию работ на строительных площадках;
— прочие накладные расходы.
Подробный перечень статей затрат накладных расходов (НР) приведен в МУ МДС .
Накладные расходы в локальной смете определяются от величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов по формуле:
где НР – величина накладных расходов; З — величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета, руб.; Нpi – норматив накладных расходов по i-му виду работ, %; n – общее количество видов работ по проекту.
Нормативы накладных расходов на основные виды работ, согласно МУ МДС составляют:
— земляные работы – 95 %;
— автомобильные дороги – 142 %;
— мосты и трубы – 110 %.
В связи с изменением налоговой ставки единого социального налога, к нормативам накладных расходов по приложениям 3,4,5 к МДС следует применять коэффициент 0,94 (за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения).
При составлении локальных смет начисление накладных расходов производится в конце сметы за итогом прямых затрат.
Сметная прибыль (СП) включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.
Размер сметной прибыли определяется от величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов по формуле:
где СП – величина сметной прибыли; З — величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета, руб.; НСПi – норма сметной прибыли по i-му виду работ, %; n – общее количество видов работ по проекту.
Нормативы сметной прибыли на основные виды работ, согласно МУ МДС составляют:
— земляные работы – 50 %;
— автомобильные дороги – 95 %;
— мосты и трубы – 80 %.
Пример локального сметного расчета приведен в табл. 3.7.
Таблица 3.8
Локальный ресурсный сметный расчет (локальная ресурсная смета) | ||||||
на сооружение опор | ||||||
Основание: (чертежи, спецификации, схемы) | ||||||
Сметная стоимость | 7316782,07 | тыс. руб. | ||||
Средства на оплату труда | 306394,52 | тыс. руб. | ||||
Составлен(а) в текущих (прогнозных) ценах по состоянию на ______________ 20___ г. | ||||||
руб. | ||||||
№ п.п. | Шифр, номера нормативов и коды ресурсов | Наименование работ и затрат, характеристика оборудования и его масса, расход ресурсов на единицу измерения | Единица измерения | Количество единиц по проектным данным | Сметная стоимость | |
на единицу | общая | |||||
30-01-012-1 | Устройство монолитного железобетонного ростверка под опоры мостов |
1 м3 бетона
|
4,2 | |||
Затраты труда: | ||||||
— рабочих-строителей | чел.-ч | 50,35 | 35,06 | 1765,38 | ||
— машинистов | чел.-ч | 10,10 | 65,81 | 664,43 | ||
Автобетоносмесители, емкость до 6,3 м | маш.-ч | 2,26 | 536,57 | 1211,47 | ||
Автобетононасосы поршневые
|
маш.-ч | 1,66 | 527,08 | 875,69 | ||
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания давлением до 686 кПа (7 ат) 5 м | маш.-ч | 0,60 | 249,52 | 148,81 | ||
Краны на автомобильном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 16 т
|
маш.-ч | 3,83 | 481,27 | 1845,19 | ||
Прочие машины | ||||||
Продолжение таблицы 3.8 | ||||||
204-9001 | Арматура | т | 0,44 | 19578,4 | 8573,95 | |
401-9100 | Бетон гидротехнический |
м3
|
4,35 | 2038,4 | 8857,26 | |
530-9001 | Трубы полиэтиленовые |
м
|
19,00 | 59,69 | 1134,09 | |
103-0015 | Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой черные обыкновенные (неоцинкованные) диаметр условного прохода 25 мм, толщина стенки 3,2 мм | м | 0,51 | 61,11 | 31,24 | |
201-9280 | Металлоконструкции опалубки |
т
|
0,02 | 23680,4 | 504,39 | |
101-9390 | Сталь угловая | т | 0,00 | 15460,75 | 32,93 | |
Прочие материалы | ||||||
30-01-018-2 | Сооружение сборных железобетонных опор мостов |
100 м3
|
6,3 | |||
Затраты труда: | ||||||
— рабочих-строителей | чел.-ч | 4372,65 | 35,06 | 153305,11 | ||
— машинистов | чел.-ч | 813,40 | 65,81 | 53529,79 | ||
Краны на пневмоколесном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 25 т | маш.-ч | 813,34 | 420,96 | 342382,55 | ||
Прочие машины | ||||||
105-0073 | Шпалы непропитанные для железных дорог 3 тип | шт. | 553,50 | 207,21 | 114690,74 | |
402-0005 | Раствор готовый кладочный цементный, марка 150 | м3 | 2,58 | 2828,0 | 7304,62 | |
401-9040 | Бетон омоноличивания |
м3
|
52,28 | 1915,68 | 100142,17 | |
440-9006 | Конструкции сборные железобетонные |
м3
|
615,00 | 5748,9 | 3535602,49 | |
204-9001 | Арматура |
т
|
0,68 | 19059,06 | 12905,18 | |
Прочие материалы | ||||||
Продолжение таблицы 3.8 | ||||||
30-01-025-1 | Установка сборных железобетонных конструкций подферменников и ригелей |
100 м3
|
2,59 | |||
Затраты труда: | ||||||
— рабочих-строителей | чел.-ч | 2027,97 | 35,06 | 71100,63 | ||
— машинистов | чел.-ч | 52,27 | 65,81 | 3439,64 | ||
Краны козловые при работе на строительстве мостов 65 т | маш.-ч | 34,84 | 650,14 | 22647,95 | ||
Прочие машины
|
||||||
440-9006 | Конструкции сборные железобетонные | м3 | 259,00 | 5748,9 | 1488977,31 | |
Прочие материалы | ||||||
30-02-001-1 |
Установка стальных опорных частей пролетных строений мостов
|
1 опорная часть
|
70,00 | |||
Затраты труда: | ||||||
— рабочих-строителей | чел.-ч | 520,80 | 35,06 | 18259,25 | ||
— машинистов | чел.-ч | 65,80 | 65,81 | 4330,30 | ||
Краны на пневмоколесном ходу при работе на других видах строительства (кроме магистральных трубопроводов) 25 т | маш.-ч | 65,80 | 650,14 | 42779,21 | ||
Прочие машины | ||||||
201-9021 | Части опорные пролетных строений | т | 28,00 | 28481,44 | 797480,32 | |
402-0002 | Раствор готовый кладочный цементный, марка 50 | м3 | 1,40 | 1453,77 | 2035,28 | |
101-1305 | Портландцемент общестроительного назначения бездобавочный марки 400 |
т
|
0,02 | 1870,44 | 39,28 | |
Окончание таблицы 3.8 | ||||||
Прочие материалы | ||||||
Итого прямых затрат | 6734632,48 | |||||
В том числе заработная плата | 306394,52 | |||||
Накладные расходы | % | 337033,98 | ||||
Итого с накладными расходами | 7071666,45 | |||||
Сметная прибыль | % | 245115,62 | ||||
Всего | 7316782,07 | |||||
Составил | ||||||
Проверил | ||||||
Чтобы вести надёжное и при этом грамотное строительство, важно строго учитывать все статьи расходов. Для этого предусмотрена такая операция, как расчет сметы. В рамках данного документа определяются существенные задачи строительства в целом, просчитываются предстоящие траты. Благодаря этой бумаге можно своевременно отказаться от ненужных расходов. Поэтому важно не только правильно составить смету, но и утвердить, согласовать бумагу в установленном порядке.
Что собой представляет строительная смета?
В целом, смета проекта – это документ, где в подробной форме объединены все затраты по нему, чтобы возвести или отремонтировать некую постройку. Здесь указываются как крупные, так и самые мелкие траты. Преимущественно это строительные материалы с указанием их стоимости с последующей калькуляцией расходов. Помимо этого, в бумагу вносятся траты, связанные с реализацией каждого из этапов работы, даже если их реальное выполнение возлагается на подрядные организации.
Если верно подготовить документ, соблюсти порядок утверждения смет и прочие существенные детали, предупреждаются неэффективные расходы финансов. К тому же именно благодаря смете значительно упрощается ведение учета оставшихся материалов для будущих работ из тех, что были предварительно закуплены.
Смета и ее особенности
Действующее законодательство страны ни в коей мере не регулирует экономическую часть бумаги. Тем не менее оно требует от организации подготовки полного комплекта технических документов, в число которых входит и смета. Специалисты уверены, что в зависимости от отражённых в смете работ появляется возможность оценки качества выполненных работ по проекту. Ведь чем более качественные материалы будут закуплены и наняты более квалифицированные рабочие, тем лучше будет выполнена работа.
Деятельность любой современной строительной компании невозможна без составления сметы. Этот документ наглядно демонстрирует, куда были потрачены средства. Причем она актуальна как для крупных фирм, так и для частных лиц. В каждом конкретном случае кто согласовывает, а кто утверждает смету, будет зависеть от того, кто принимает участие в строительстве в лице заказчика и исполнителя.
Существенные моменты при составлении сметы
Инвестор может вложить имеющиеся финансовые средства исключительно при наличии определенного плана работ. Причем особое внимание уделяется именно этапу планирования, которое исключает лишние расходы в дальнейшем.
Важно понимать, что полноценный контроль возможен только при работе по так называемым локальным сметам. В ней отражаются все манипуляции, проведённые подрядчиком, на которые были выделены деньги.
Основные разделы документа
В соответствие с действующими правилами и рекомендациями, в каждой смете на строительные работы всегда присутствуют следующие разделы:
- Накладные расходы – это траты, обусловленные организацией процесса как такового, в том числе его обслуживанием и управлением.
- Прямые расходы – траты, которые необходимы для закупки основных материалов, приобретения либо аренды инструмента и оплаты работ.
- Прибыль – она представляет собой вознаграждение, полагающееся подрядчику.
Каждая из работ должна быть привязана к стоимости, чтобы оперативно отслеживать финансовые траты, оценивать оставшиеся суммы.
План составления сметы
Чтобы разобраться, как составить строительную смету, нужно изначально подготовить план.
Проект является основным документом, на который опираются при формировании сметы. Самый первый лист данного документа – это титульный, где содержатся основные данные по проекту, а также данные лиц, кто подписывает в смете «согласовано» и «утверждаю». Остальные пункты документа отражают информацию о базовых этапах предстоящей работы.
Для подготовки такой бумаги требуется полный объем информации. В том числе необходимые материалы и перечень работ, необходимость привлечения спецтехники и специалистов того или иного профиля.
Следующий пункт плана составления документа – это расчёт стоимости каждой составляющей в зависимости от актуальных норм и действующих расценок.
Этапы составления сметы
После того, как станут известны все расценки в смете, можно переходить непосредственно к её составлению. Процесс предполагает несколько последовательных этапов, а именно:
- Определение необходимых трат. В данном пункте фиксируются этапы работ и соотносятся предстоящие траты.
- Расчёт общих затрат. Здесь рассчитывается общая стоимость всех работ, определённых на начальном этапе.
- Определение оплаты труда. Конечная сумма будет зависеть от вариантов расчёта – по почасовому либо сдельному варианту.
- Высчитывание расходов, связанных с закупкой материалов, на основе их необходимых в работе объемов.
- Итоговая оценка и корректировка сметы.
По готовности документа остаётся лишь правильно разобраться, кто согласовывает, а кто утверждает смету, и поставить соответствующие подписи ответственных лиц в нужных местах при ее согласовании.
Разновидности смет в современном строительстве
На сегодняшний день практическое применение нашли несколько разновидностей смет. Каждая из них имеет свои особенности, которые непременно должны приниматься во внимание в ходе подготовки документа.
Локальные сметы
Эта бумага представляет собой смету на монтаж или строительство — на определённый их этап. В ней отражаются необходимые материалы и прочие ресурсы.
Обычно в рамках локальной сметы информация отражается по мере необходимости выполнения работ – для каждого из элементов.
При работе в рамках одного проекта над рядом строений потребуется составить такую бумагу на каждое их них.
Объектные сметы
В этом документе объединяются имеющиеся сметы локального типа. В нём можно найти совокупные траты, а также общие лимитированные вложения, к числу которых относятся требующиеся временные постройки и непредвиденные траты.
В объектной смете на строительные работы указываются все расходы, которые имели место в ходе выполнения работ.
Изредка допускается ведение работы только по локальным сметам. Обычно это актуально для частного строительства.
По итогам готовых смет осуществляется сметный расчёт, а также сводка всех затрат. Обычно это также не касается работы с частными лицами.
Особенности бюджетных смет
Ответ на вопрос, кто согласовывает, а кто утверждает смету, во многом зависит от её типа. Так, с бюджетными документами работают в том случае, когда финансы на выполнение работ выделяются из средств государства. В этом случае необходимы следующие особенности:
- проведение экспертной оценки с участием проверяющих лиц, представляющих сторону государства;
- чёткая регламентация правил составления необходимых бумаг и проведения проверок;
- в силу особенностей бюджетных организаций в сметах для них не всегда могут применяться методики ведения расчётов для полноценного отражения трат, имеющих место в ходе проведения работ.
Особенности коммерческих смет
Независимо от того, каким образом финансируется проект, на него обязательно готовится смета для расчёта предстоящих вложений.
Если не предполагается использования бюджетных средств, допускается ряд послаблений в плане подготовки и оформления сметы. Допускается отхождение от действующих унифицированных норм и положений. Основное преимущество данного факта в том, что может применяться любая методика расчёта, подходящая в конкретном случае, если она в полной мере отражает поэтапную и итоговую стоимость будущего строительства.
Важные детали подготовки строительных смет
Сложнее всего подготовить строительную смету, когда в лице заказчика выступает государство. Здесь важна каждая деталь, в том числе и сроки выполнения строительства.
Дело в том, что, когда публикуется информация о предстоящем объекте на соответствующем портале, смета к нему уже должна быть подготовлена. Этого требует законодательство.
В частном строительстве сметы не менее востребованы и необходимы. Причём доверять подготовку лучше опытным сотрудникам этой сферы, а не небольшим бригадам. Дело в том, что в последнем случае существенно возрастает риск увеличения итоговой стоимости работ, что может произойти как при случайной ошибке, так и в результате намеренных действий.
Каждый заказчик заинтересован в том, чтобы успешно построить объект при минимальных затратах на него.
Кто утверждает проектные документы?
Вне зависимости от типа документа и особенностей его подготовки важно строго соблюдать правила. Самый распространенный вопрос на этом этапе – кто должен утверждать смету: заказчик или подрядчик? Ответ на него един для всех случаев – утвердить смету может только заказчик строительства либо его основной инвестор, а полномочиями подрядчика является её согласование.
Всегда утверждение любой проектной документации на практике оказывается достаточно трудным и длительным этапом при её подготовке. Отказаться от него нельзя, так как существует ряд правил по её утверждению, в соответствии с которыми требуется подготовка ряда материалов графического и текстового характера.
Действующие нормативные акты и законодательство в целом определяют порядок разработки любой проектной документации, которая на завершающем этапе заверяется подписями заказчика. Важно не перепутать, кто согласовывает, а кто утверждает смету. Так, согласование бумаг в любом случае ложится на исполнителя будущих работ. Заказчику остается лишь ознакомиться с предложенными данными, внести свои коррективы либо окончательно утвердить готовый проект.
В ряде случаев такая процедура, как госэкспертиза, непременно должна предшествовать утверждению сметы в совокупности с иной проектной документацией. Важно всегда строго следовать установленной методике утверждения и согласования любого из проектных документов.
Если на объект распространяются некие особые условия, потребуется дополнительный сбор подписей от представителей профильных компетентных органов. При возникновении спорных ситуаций разрешить их можно при участи Горсовета.
Часто при подготовке сметы предполагается выполнение экспертной оценки. Причём на неё отправляют только полностью готовые проекты, но не отдельные этапы работы над ними.
На практике именно утверждение всех проектных документов по строящемуся объекту, в том числе и смет, если в качестве заказчика выступает государство, является наиболее сложной, продолжительной и требующей затрат времени манипуляцией.
Как читаются сметы в строительстве?
Если смета составлена по всем действующим правилам и нормам, то с её чтением не возникнет никаких проблем. На практике, заглянув в бумаги, человек увидит перечень позиций в рамках того или иного этапа работ, напротив которых указывается необходимый материал, требуемый его объем и стоимость его единицы. Строка завершается итоговыми затратами по каждой из позиций.
Завершается такая бумага указанием общей суммы, которая отражает все этапы строительства. Это и есть его общая стоимость.
В отдельных случаях в ходе расчётов по смете обращаются к использованию всевозможных коэффициентов либо индексов. Но их можно встретить в рамках наиболее масштабного строительства. Для небольших, в том числе и для частных объектов, необходимости в них не возникает, поэтому чтение готовой сметы упрощается.
Таким образом, затраты времени на подготовку сметы существенно облегчают предстоящую работу. По сути, это чёткое планирование, в рамках которого определяются как затраты, так и нужное количество материала для каждой из манипуляций. Это позволяет не допустить лишних расходов в работе и верно её организовать.
Если все будет рассчитано верно, удастся соотнести предстоящие затраты с платежеспособностью заказчика. В свою очередь, это минимизирует риски замораживания строительных работ из-за того, что неожиданно не хватило средств. Даже в частном строительстве теперь не пренебрегают сметами. Причём составление их все чаще доверяют опытным специалистам, профессионалам, которые трудятся в специализированных фирмах и не дают возможности частным бригадам намеренно завышать стоимость строительства.
Кто должен проверять и подписывать смету
Составление смет на разные виды работ идет по установленным исходным данным это — дефектная ведомость, ведомость объемов работ, акты осмотра, судебные предписания и др. Исходные данные предоставляет как сам Заказчик, так и проектный институт.
Кто должен проверить составленную смету:
- Объемы работ может проверить куратор, начальник участка, мастер, инженер ПТО;
- При наличии сметного отдела у Заказчика смету от подрядной организации он может проверить сам;
- Если объект федерального уровня (заказ от муниципалитетов) то проверку ее будут проводить в государственной экспертизе;
- Возможны проверки КРУ (контрольно-ревизионного управления).
- Проведение независимой оценки на достоверность применения расценок и коэффициентов в специализированных компаниях. Если иного не указано в Контракте.
Например. Может быть такая ситуация. Проведение ремонта в учебных заведениях. Там нет своего сметчика. В этом случае лучше на этапе подписания Договора подряда, обратиться подрядчику с проверкой его сметы и выдачей заключения в гос.экспертизу.
Кто подписывает смету «Согласовано», «Утверждаю», составил, проверил:
При разработке проектной документации, как правило всегда составляется смета для оценки стоимости работ, материалов, оборудования. Чаще всего ее подписывает только тот кто ее составил: инженер-сметчик.
Проверяет смету начальник сметного отдела или контрольно-ревизионное управление предприятия.
Согласует смету чаще Директор подрядной организации: ФИО, подпись, печать, дата.
Утверждает смету Заказчик в лице Директора: ФИО, подпись, печать, дата.
Количество подписей на локальном сметном расчете может быть и больше. В зависимости от структуры предприятия.
Например, крупный завод: сначала ее может подписать мастер или начальник участка отвечающий за объемы работ которые планируется выполнить, затем начальник цеха подтверждающий наличия запланированного ремонта в этом году, далее подписывает отдел главного энергетика или отдел главного механика о выделении запланированных средств, затем плановый отдел и т.д.
Здравствуйте Уважаемые коллеги! Есть образец формы локального сметного расчёта (МДС 35, Образец №4) там внизу есть подписи, составил, проверил. Дак вот составил — понятно, кто составил смету тот и расписывается, а проверил — из этой же организации где составляли проверяющее лицо, типа ведущий инженер сметчик или начальник сметного отдела? Или это со стороны заказчика? Спасибо.
qwer160990, кто там только не подписывается. )) Если сметная документация в составе проектной, то по аналогии со штампами на чертежах, должен поставить подпись уполномоченный работник проектной организации.
slavalit, я по этому же поводу спросил, на штампах и Утв. и Н.Контрл. и ещё много чего, а на ЛСР только составил и проверил. Я и думал что проверяющий из этой же организации должен быть, который может проверить сметную документацию. А оказывается это заказчик расписывается. abk63, получается просто пустая строчка остаётся для представителя заказчика для проверки?
qwer160990, вариантов у вас два: ии оба правильные. Но есть и третий — начальник составляющего
Тюленин, в моём представлении о нормальном, Ваш 3 вариант (либо начальник либо ведущий, т.е. лицо уполномоченное на проверку от организации предоставляющую сметный расчёт), а Заказчик уже с верху над шапкой ставит подпись и печать мол СОГЛАСОВАНО (хотя у нас почему-то УТВЕРЖДАЮ делают)
прежде чем должен проверить. и его сметчики проверяют смету и подписывают. а начальники сметчика-проектировщика подписывают ССР
abk63, согласен, Заказчик обязательно должен проверить смету, получается для этого оставляется после Составил пустая строчка Проверил.
и мои проверяющие сметчики от заказчика там и ставят свои подписи на проектных сметах
qwer160990, если локальная смета выпускается проектной организацией в качестве части проекта, то подписывают, конечно, проектанты в обеих строчках. А если это приложение к договору, то количество вариантов не ограничено.
prorybl, вот хотел бы я знать, кто в моей организации сметы проверять будет. еще может и замечания напишут
abk63, Проверил видимо для самоконтроля в организации, мол мы такие хорошие, ещё и за собой проверяем, двойная типо гарантия качества
qwer160990, вот когда вас фейсом повозит по столу сметчик заказчика за то что ему негде расписаться, никогда больше не дадите никому кроме него испачкать данную строку. в смете есть 2 позиции, на которых только заказчики ставят подписи. это Проверил и Утверждаю. т.к. они являются деньгораспорядителями. причем в недавнем прошлом (сейчас таким не занимаюсь) количество подписей в разряде Проверил достигало 5.
abk63, я три максимум видел
лучше уж со своими обсудить возможные недочеты в смете, чем краснеть перед чужими проверяющими. Если в организации только один сметчик, то, конечно, проверить вряд ли кто-то сможет, но мы же говорим о каких-то среднестатистических организациях, которые могут выпускать не только отдельные сметы, а и полноценные сводники. Таким образом, мы приходим к выводу: если есть хотя бы два сметчика, то уже возможна проверка смет внутри организации.
prorybl, если не в курсе. я работаю в СВОЕЙ проектной организации. выступаю в роли ГИП и сметчика. пока смету не сделаю, проектировщики премий всяких не получают. и размер их премий обратно пропорционален от количества моих вопросов к ним
abk63, вывод: директором организации должен быть сметчик (т.е. человек, умеющий правильно считать деньги).
в моей ситуации директор — жена сметчика Добавлено (12.12.2014, 17:18)———————————————prorybl, на встрече у Влада спросите. он про меня почти все знает. в этом плане
abk63, ну это идеальный случай, чтобы их (деньги) никто не успел промотать.
значит директором должна быть жена сметчика, на том и порешим
Можно в данном случае процитировать Градостроительный Кодекс РФ, статья 48
пункт 15. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Есть еще нечто подобное и в Гражданском Кодексе РФ, параграф 4 (правда тут речь идет о ПИР) статья 759
п. 1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
далее статья 760
п.1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком — с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
И в заключение
5.4 При осуществлении строительства на основании договора застройщик (заказчик) передает лицу, осуществляющему строительство, утвержденную им проектную документацию, а также рабочую документацию на весь объект или на определенные этапы работ в двух экземплярах на электронном и бумажном носителях. Проектная и рабочая документация должна быть допущена к производству работ застройщиком (заказчиком) с подписью ответственного лица путем простановки штампа на каждом листе. Состав и содержание разделов проектной документации (включая проект организации строительства), передаваемой лицу, осуществляющему строительство, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (приложение А). Передаваемая проектная документация должна содержать заверение проектировщика о том, что эта документация разработана в соответствии с заданием на проектирование и требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».