Лимит бюджетных обязательств

Содержание

Статья 242. Завершение бюджетного года. 1. Финансовый год завершается 31 декабря.

2. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
3. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.
До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.
Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
4. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
5. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
Комментарий к статье 242
1. В отличие от ранее действовавшего бюджетного законодательства Российской Федерации статьей 242 БК установлено, что финансовый год подлежит завершению 31 декабря соответствующего финансового года, который согласно статье 12 БК совпадает с календарным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Таким образом, дополнительных периодов в новом календарном году для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета истекающего календарного года, не должно быть.
2. Лимиты бюджетных обязательств, ограничивающие объем бюджетных обязательств получателей бюджетных средств, являются срочными и прекращают свое действие 31 декабря. Следовательно, остаток лимитов бюджетных обязательств, в пределах которых бюджетными учреждениями не были приняты бюджетные обязательства в завершенном финансовом году, не является переходящим на следующий финансовый год.
3. После 25 декабря получатели бюджетных средств утрачивают право на принятие денежных обязательств, определенное статьей 225 БК. Сокращение срока принятия денежных обязательств по сравнению со сроком завершения финансового года вызвано необходимостью завершения в оставшийся период времени до завершения финансового года остальных процедур санкционирования и расходования бюджетных средств. В срок до 28 декабря орган, исполняющий бюджет, должен завершить подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, а в срок до 31 декабря включительно — оплатить их.
В то же время, как следует из пункта 1 статьи 226 и пункта 2 статьи 227 БК, оплата в новом году принятых в прежнем году бюджетных обязательств допускается, но уже только в пределах лимитов бюджетных обязательств нового календарного года. При этом подлежат соблюдению в полном объеме процедуры подтверждения обязательств, установленные статьей 226 БК.
4. Статья 242 БК содержит норму, в соответствии с которой счета бюджета завершаемого года подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. В конце года должны закрываться только лицевые счета бюджетных учреждений, с которых остатки финансирования из бюджета списываются и аккумулируются на едином счете бюджета. Единый счет бюджета закрытию не подлежит, и остаток средств на нем по состоянию на 1 января учитывается в качестве остатка средств на начало очередного финансового года (п. 5 ст. 242 БК) в составе источников финансирования дефицита бюджета.
5. Статьей 242 БК установлены особенности закрытия счетов бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности, на которых по состоянию на 31 декабря числится остаток. В отличие от остатков финансирования из бюджета, остаток средств, полученных бюджетным учреждением от предпринимательской деятельности, изъятию у бюджетного учреждения не подлежит и зачисляется в полном объеме на вновь открываемый лицевой счет.
Глава 25. ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Ассигнованием (из лат. assignare «назначать, выделять») являются денежные средства, выделяемые государственным или иными структурами на поддержание работы некоторых организаций или лиц, а также для финансирования определенных целей и задач.

Описание простыми словами

Не раз можно слышать, как государство выделяет денежные средства на те или иные нужды – строительство и ремонт дорог, помощь социально незащищенным слоям населения и т.д. – это и есть ассигнование.

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Бюджетное ассигнование

Понятие «бюджетные ассигнования» указано в Бюджетном Кодексе Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. и трактуется как ограниченный размер сумм денежных средств, установленных для исполнения государственных бюджетных обязательств в текущем финансовом периоде. То есть бюджетом государства установлены суммы и их дальнейшее использование в следующем году.

Основным параметром бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование бюджетных организаций – это учреждения образования, медицина, ресурсодобывающие компании, судебные структуры и другие. Помимо этого ассигнования из бюджета идут на выплаты, установленные законодательством населению, а также на реализацию различных государственных программ.

Получателем бюджетных ассигнований являются бюджетные учреждения, кроме того, при участии в социальных программах и программах поддержки предпринимательства получателями могут являться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица.

Виды бюджетных ассигнований

Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
  2. Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
  3. Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
  4. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
  5. Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
  6. Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
  7. Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.

Методы планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований производится каждым специализированным государственным органом раздельно по отдельному виду ассигнования.

В первую очередь планирование осуществляется на выполнение текущих государственных обязательств и будущих или принимаемых обязательств. К первой категории текущих обязательств относятся обязанности РФ, установленные законами и иными нормативными актами, а также договорами, изменение которых не планируется в установленном году. К будущим обязательствам относятся такие обязанности, которые возникнут в следующем периоде на основе законов, договоров и иных документов, планируемых к принятию.

Схема планирования бюджетных ассигнований происходит следующим образом:

  1. Министерство финансов формирует сводный информационный материал о бюджетных ассигнованиях в следующем году и направляет его на рассмотрение в Управление делами Президента РФ, а также в Государственную думу, Совет федерации, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Счетную палату РФ.
  2. При возникновении разногласий формируется подкомиссия по планированию бюджетных ассигнований, решение которой носит рекомендательный характер.
  3. Если остались несогласованные вопросы, то результаты работы выносятся на Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам, где и принимается окончательное решение.

Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Бюджетная роспись – это документ, составляемый главным распорядителем средств бюджета, который ведется с целью исполнения расходной части бюджета.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Таким образом, если бюджетные ассигнования – это финансирование на определенные нужды, то лимиты бюджетных ассигнований – это установленные пределы в денежном выражении (смета расходов). Лимиты утверждаются и распределяются поквартально.

Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда

Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.

Использовать резервный фонд на выплату бюджетных ассигнований возможно только на основании указов и распоряжений Президента РФ. Запрещено использовать бюджетные ассигнования резервного фонда на финансирование проведения выборов или референдумов. Кроме того, бюджетные ассигнования из резервного фонда могут пойти на предупреждение и устранение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий при решении Правительства РФ.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.

Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.

Глоссарий

А

Администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющий(ее): — контроль за правильностью исчисления, — полнотой и своевременностью уплаты, — начисление, — учет, — взыскание, — принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) право осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Б

Бюджет

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций государства (федеральный и региональный уровень) и местного самоуправления (местный уровень). 2. Представляет собой главный финансовый документ страны (региона, муниципалитета, поселения), утверждаемый органом законодательной власти соответствующего уровня управления.

Бюджет государственного внебюджетного фонда

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджет консолидированный

Свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). Консолидированным может быть бюджет на местном уровне (свод бюджета муниципального образования и бюджетов входящих в него поселений), региональном (свод бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов входящих в него муниципальных образований), федеральном (свод всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Бюджет муниципального образования

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. 2. Основной финансовый документ муниципального образования, поселения на текущий финансовый год, принимаемый высшим законодательным органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация

Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется: — ГРБС – в целях исполнения бюджета в части расходов; — Главным администратором источников финансирования дефицита бюджета — в целях исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации

Совокупность всех бюджетов в РФ: федерального, региональных, местных, государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная смета

Документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Бюджетная смета представлена в разрезе кодов бюджетной классификации расходов.

Бюджетное обязательство

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Бюджетные ассигнования

Предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетные инвестиции

Средства бюджета, направленные на приобретение, модернизацию государственного (муниципального) имущества.

Бюджетный процесс

Деятельность по подготовке проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Фонд денежных средств субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ может быть: — собственно бюджет региона – фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; — консолидированный – включает в себя бюджет региона и бюджеты муниципальных образований, входящих в состав данного региона. 2. Основной финансовый документ региона на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Бюджет федеральный

1. Фонд денежных средств, предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения государства. 2. Основной финансовый документ страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

В

Ведомственная структура расходов бюджета

Распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации РФ.

Внешний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг

Долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте РФ (рублях).

Г

Главный администратор доходов бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, имеющий(ее) в своем ведении администраторов доходов бюджета.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющий(ая) в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, напрямую получающий(ее) средства из бюджета и наделенный правом распределять их между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Государственная или муниципальная гарантия

Вид долгового обязательства государства (муниципального образования). Предполагает обязанность государства (муниципального образования) уплатить кредитору (бенефициару) определенную денежную сумму за должника (принципала) за счет средств соответствующего бюджета при наступлении гарантийного случая.

Государственная программа

Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

Государственное (муниципальное) задание

Документ, содержащий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями.

Государственный (муниципальный) долг

Обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, принятые на себя субъектом РФ (муниципальным образованием).

Д

Дефицит бюджета

Превышение расходов бюджета над его доходами.

Дотации

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.

Доходы бюджета

Поступающие от населения, организаций, учреждений в бюджет денежные средства в виде: — налогов; — неналоговых поступлений (пошлины, доходы от продажи имущества, штрафы и т.п.); — безвозмездных поступлений; — доходов от предпринимательской деятельности бюджетных организаций. Кредиты, доходы от выпуска ценных бумаг, полученные государством (органами местного самоуправления), не включаются в состав доходов.

Е

Единый счет бюджета

Счет (совокупность счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы РФ для осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

И

Источники финансирования дефицита бюджета

Средства, привлекаемые в бюджет для покрытия дефицита (кредиты банков, кредиты от других уровней бюджетов, кредиты финансовых международных организаций, ценные бумаги, иные источники).

К

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Л

Лимиты бюджетных обязательств

Объем прав (в денежном выражении) по принятию и исполнению казенным учреждением бюджетных обязательств в текущем финансовом году и плановом периоде.

М

Межбюджетные отношения

Взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты

Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету.

Н

Непрограммные расходы

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы.

О

Обоснование бюджетных ассигнований

Документ, содержащий информацию о бюджетных средствах в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

Отчетный финансовый год

Год, предшествующий текущему финансовому году.

Очередной финансовый год

Год, следующий за текущим финансовым годом.

П

Плановый период

Два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Получатель бюджетных средств (ПБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или находящееся в ведении ГРБС казенное учреждение, имеющий(ее) право на исполнение своих функций за счет средств соответствующего бюджета.

Профицит бюджета

Превышение доходов бюджета над его расходами.

Публично-правовое образование

— Российская Федерация (федеральное государство) в целом; — Субъекты РФ — республики, края, области, города федерального подчинения, автономные области, автономные округа; — Муниципальные образования.

Публичные обязательства

Обязательства публично-правового образования, вытекающие из нормативных актов (законов, постановлений, распоряжений и др.), перед населением, организациями, другими публично-правовыми образованиями.

Р

Распорядитель бюджетных средств (РБС)

Орган государственной власти (местного самоуправления), орган управления государственным внебюджетным фондом, или казенное учреждение, наделенный(ое) правом распределять полученные средства бюджета между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств.

Расходное обязательство

Обязанность публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному уровню бюджета, международной организации средства из соответствующего бюджета.

Расходы бюджета

Выплачиваемые из бюджета денежные средства.

С

Сводная бюджетная роспись

Документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Т

Текущий финансовый год

Год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

У

Участники бюджетного процесса

Субъекты, осуществляющие деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Ф

Финансовый орган

На федеральном уровне – Министерство финансов Российской Федерации. На уровне субъекта РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (министерства финансов, департаменты финансов, управления финансов и др.). На местном уровне – органы (должностные лица) местных администраций, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (департаменты финансов, управления финансов, финансовые отделы и др.).

17.2. Учет лимитов бюджетных обязательств

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных учреждений по принципу адресности и целевого характера, т.е. с указанием цели их использования, и по принципу подведомственности расходов, т.е. учреждения вправе получать лимиты только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Показатели утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода отражаются на счете 0 501 00 000 «Лимиты бюджетных обязательств».

Учет лимитов бюджетных обязательств ведется на следующих счетах:

— 0 501 01 000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств».

Счет предназначен для учета главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми органами сумм доведенных до главного распорядителя бюджетных средств, показателей лимитов бюджетных обязательств, утвержденных финансовым органом на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. Кроме того, на указанном счете учитываются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в течение текущего финансового года на основании Уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета;

— 0 501 02 000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению».

Счет предназначен для учета главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, подлежащих распределению по подведомственным распорядителям, получателям бюджетных средств. На этом счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.

В аналитическом учете счета 0 501 02 000 отражается детализация показателей (внесенные в нее изменения), утвержденных по кодам статей, подстатей КОСГУ показателей лимитов бюджетных обязательств, осуществляемая главным распорядителем, распорядителем (в том числе ими как получателями) бюджетных средств;

— 0 501 03 000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств».

Счет используется финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как их получателями) для учета объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение ими бюджетных обязательств в текущем, очередном финансовом году, первом и втором годах планового периода. Также на данном счете отражаются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.

В аналитическом учете счета 0 501 03 000 отражается детализация показателей (внесенные в нее изменения) утвержденных и доведенных получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по кодам статей, подстатей КОСГУ, осуществляемая получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) как получателями бюджетных средств;

— 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств».

Счет используется финансовым органом, главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств для учета лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке до распорядителей и получателей бюджетных средств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств, переданных в течение текущего финансового года;

— 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств».

Счет предназначен для учета распорядителями, получателями бюджетных средств, финансовыми органами сумм лимитов бюджетных обязательств, полученных в установленном финансовым органом соответствующего бюджета порядке распорядителем, получателем бюджетных средств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода. На указанном счете также учитываются суммы внесенных изменений в показатели полученных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств;

— 0 501 06 000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути».

Данный счет открывается в том случае, когда бюджетные средства доведены главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в отчетном периоде, а получены распорядителями и получателями бюджетных средств в периоде, следующем за отчетным.

Аналитический учет операций по счетам 0 501 04 000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств», 0 501 05 000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» ведется в Карточке учета лимитов бюджетных обязательств (ф. 0504062).

Бухгалтерские записи по учету лимитов бюджетных обязательств производятся на основании Уведомления о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822), иных документов, утвержденных финансовым органом соответствующего бюджета.

Корреспонденция счетов по отражению в учете лимитов бюджетных обязательств установлена Приложением № 1 к Инструкции №162н (таблица 166).

Таблица 166

Бухгалтерские записи

по учету утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) главным распорядителем, распорядителем и получателем бюджетных средств

№ п/п Дебет Кредит
Отражение ЛБО в учете главного распорядителя бюджетных средств
1 Отражение доведенных (утвержденных) финансовым органом ЛБО, сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 11 ххх

КРБ 1 501 21 ххх

КРБ 1 501 31 ххх

КРБ 1 501 41 ххх

КРБ 1 501 91 ххх

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

2 Детализация показателей доведенных (утвержденных) ЛБО по соответствующим кодам КОСГУ, а также сумм изменений, внесенных в детализацию в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

3 Отражение сумм ЛБО, переданных главным распорядителем бюджетных средств подведомственным ему распорядителям и получателям бюджетных средств, а также сумм измененных изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

КРБ 1 501 14 ххх

КРБ 1 501 24 ххх

КРБ 1 501 34 ххх

КРБ 1 501 44 ххх

КРБ 1 501 94 ххх

4 Отражение сумм ЛБО, распределенных главным распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

КРБ 1 501 13 ххх

КРБ 1 501 23 ххх

КРБ 1 501 33 ххх

КРБ 1 501 43 ххх

КРБ 1 501 93 ххх

Отражение лимитов бюджетных обязательств в учете распорядителя бюджетных средств
1 Отражение полученных от главного распорядителя сумм ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 15 ххх

КРБ 1 501 25 ххх

КРБ 1 501 35 ххх

КРБ 1 501 45 ххх

КРБ 1 501 95 ххх

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

2 Отражение сумм ЛБО, переданных распорядителем бюджетных средств подведомственным ему получателям бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

КРБ 1 501 14 ххх

КРБ 1 501 24 ххх

КРБ 1 501 34 ххх

КРБ 1 501 44 ххх

КРБ 1 501 94 ххх

3 Отражение сумм ЛБО, распределенных распорядителем бюджетных средств себе как получателю бюджетных средств, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 12 ххх

КРБ 1 501 22 ххх

КРБ 1 501 32 ххх

КРБ 1 501 42 ххх

КРБ 1 501 92 ххх

КРБ 1 501 13 ххх

КРБ 1 501 23 ххх

КРБ 1 501 33 ххх

КРБ 1 501 43 ххх

КРБ 1 501 93 ххх

Отражение лимитов бюджетных обязательств в учете получателя бюджетных средств
1 Отражение полученных от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств сумм ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 15 ххх

КРБ 1 501 25 ххх

КРБ 1 501 35 ххх

КРБ 1 501 45 ххх

КРБ 1 501 95 ххх

КРБ 1 501 13 ххх

КРБ 1 501 23 ххх

КРБ 1 501 33 ххх

КРБ 1 501 43 ххх

КРБ 1 501 93 ххх

2 Отражение принятых бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет доведенных (полученных) ЛБО, а также сумм изменений, внесенных в течение финансового года, в том числе:

— на текущий финансовый год

— на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)

— на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)

— на второй год, следующий за очередным

— на иной очередной год (за пределами планового периода)

КРБ 1 501 13 ххх

КРБ 1 501 23 ххх

КРБ 1 501 33 ххх

КРБ 1 501 43 ххх

КРБ 1 501 93 ххх

КРБ 1 502 11 ххх

КРБ 1 502 21 ххх

КРБ 1 502 31 ххх

КРБ 1 502 41 ххх

КРБ 1 502 91 ххх

Что такое ассигнование бюджетных средств: виды и применение

Бюджетные ассигнования — это…

Термин ассигнование (финансирование) означает деньги, которые выделяются государством на поддержку организаций или осуществление каких-либо задач. Они необходимы для оплаты муниципальных и федеральных услуг, контрактов, социальных выплат, поддержки работы негосударственных организаций.

Факт! Если юридическое лицо оказывает услуги или выпускает товары, необходимые населению, то государство финансирует его деятельность.

Деньги из госбюджета, которые идут на выплаты социально-незащищенным, нуждающимся слоям населения, а также на восстановление госучреждений и госимущества — это и есть ассигнования. В качестве примера можно привести ремонт зданий больниц, детских площадок и т.д.

Ассигнования бюджетные — то же самое?

Этот термин используется в государственной и политической лексике. Основной тип — бюджетные ассигнования, то есть выделение денег для поддержки госучреждений, мероприятий, физических лиц.

Что такое ассигнование бюджетных средств, подробно описано в бюджетном кодексе РФ. Этот термин означает количество денег, выделяемое для исполнения определенных обязательств государства перед населением. Оно закладывает план предварительного ассигнования средств на этот финансовый период. Он обычно длится в течение года.

Основная задача выплат заключается в поддержке и финансировании муниципальных учреждений в сфере медицины, образования, а также судов и пр. Отчисления необходимы для некоторых групп населения в качестве субсидий, пособий, дотаций и прочих выплат, а также для поддержки развития программ федерального уровня.

Факт! Если коммерческие фирмы и частные лица участвуют в федеральных соцпрограммах, то им также полагаются государственные отчисления.

Выделяемые средства из основного бюджета направляются на выполнение разных задач и в соответствии с этим делятся на несколько типов. Выплачиваются деньги на:

  • Услуги и продукцию федерального уровня, необходимые для госзаказов, покрытия затрат ВПК, мероприятия по обороне и безопасности страны;
  • Выплаты гражданам согласно разным социальным программам;
  • Поддержку инновационных разработок в качестве инвестиционных дотаций;
  • Покрытие затрат на выпуск товаров и услуг, производимых ИП и отдельными физическими лицами;
  • Дотации и пособия для других регионов РФ, то есть межбюджетные переводы;
  • Обязательства, направляемые на покрытие госдолгов;
  • Исполнение органами госвласти разных уровней решений суда.

Какими бывают бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования оформлены в предельные объемы денежных средств, которые отчисляются федеральными и негосударственными организациями для четко обозначенных задач. Благодаря им государство выравнивает несоответствия в развитии разных отраслей. Поэтому распорядители не могут потратить отчисления в собственных целях. Размер ассигнования, его цели регулируются БК РФ.

Использование бюджетных ассигнований

Основное направление расхода средств из госбюджета — это выплаты для социально-незащищенных слоев населения. Государство оказывает дополнительную финансовую поддержку добросовестным предпринимателям, которые исправно и честно платят по налоговым обязательствам.

Схема расчета финансовых выплат:

  • Составленный план или расписание расходов направляется в Федеральное казначейство;
  • После утверждения его возвращают обратно с пометкой о перечислении на лицевой счет;
  • Расходы должны соответствовать установленным требованиям;
  • После распределения финансов все непотраченные средства указываются в отчете и отправляются обратно в орган, направивший их.

Особенности бюджетных ассигнований

Кодекс регламентирует все направления финансирования в РФ. Оно ограничено и четко расписано в соответствии с федеральными требованиями по бюджету. Финансы распределены на год вперед.

Объектами получения отчислений являются:

  • госучреждения в сфере медицины и образования;
  • суды;
  • федеральные программы;
  • рядовые социально-незащищенные граждане;
  • ИП, которые участвуют в федеральных социальных программах.

Выделенные финансы сначала отправляются распорядителю или администратору источников финансирования. Он составляет расписание расходов, а затем направляет их на лицевые счета получателей.

Учет бюджетных ассигнований

Учет ведется согласно специальной форме. Все данные заносятся в аналитический отчет. Он составляется со следующими особенностями:

  • Полученные и переданные деньги вносятся в отдельные учетные документы;
  • Сведения формируются по нарастающему итогу;
  • Учет определяется специальными кодами классификации;
  • Повышение расходов обозначается «+», а снижение — «-«.

Нормативные акты бюджетных ассигнований

Бюджетные ассигнования формируются и распределяются на основании:

  • БК РФ от № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. (ред. 27.12.2018 г.);
  • ФЗ от 29.11.2018 N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;
  • Приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н (ред. от 30.11.2018) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

Подробное определение отчислений дано в ст. 69 БК РФ «Бюджетные ассигнования».

План выплат составляется в результате комплекса мер, которые принимают несколько ответственных государственных органов. Затем они распределяют и расписывают их согласно федеральным обязательствам и требованиям.

В приоритете требования страны на ближайшие 12 месяцев. Также закладываются будущие требования и обязательства, которые могут появиться с течением времени.

Как осуществляется планирование ассигнований по бюджету

План отчислений составляется по схеме:

  • Министерством финансов формируется сводка предварительных ассигнований средств на предстоящий год, а также их расписание. Потом направляет отчет на утверждение Управлению по делам президента РФ, Федеральному совету и Госдуме, Высшему суду РФ, Счетной палате и Конституционному суду.
  • Если во время утверждения документа появляются разногласия, то создается специальная комиссия по их урегулированию. Она составляет перечень рекомендаций по внесению изменений.
  • Если остаются неразрешенные разногласия, то финальный вердикт выносит Федеральная комиссия по проектам бюджета.

Распределяются отчисления согласно составленной главным распорядителем финансов росписи госбюджета. Это основной документ для ведения учета расхода бюджета.

В качестве главного распорядителя выступают госорганы или образовательные (медицинские, культурные и пр.) учреждения . В их компетенции находится распределение государственных денег между подведомственными руководителями. Далее эти администраторы на своем уровне перечисляют средства адресатам субсидий.

Лимиты (ограничения) бюджетных обязательств — это строго установленное количество средств, которое может получить распорядительное учреждение для поддержки своих функций в течение финансового периода.

Внимание! Ограничения по бюджетным обязательствам, которые доведены до получателей, — это максимальное количество средств, за счет которых финансируются те или иные цели. Превышать установленные рамки нельзя, иначе накладываются штрафы.

Отличие лимитных обязательств от ассигнований в том, что первые — это фактический предел средств, которые выделяются на определенные цели какому-либо распорядителю. Ограничения регламентированы именно для учреждений-распорядителей. А ассигнования — это финансы, которые направляются из госбюджета администраторам в пределах этих лимитов.

Резервный фонд служит подушкой безопасности на время кризисов в государстве. В него уходит не более 1% от общих доходов. Деньги из этого хранилища расходуются на непредвиденные и экстренные нужды. Использование средств из резервного хранилища возможно только по особым указам. Полномочия на их издание есть у президента или председателя правительства РФ. Главными статьями расходов из хранилища выступают:

  • выплаты на социальные нужды,
  • компенсации пострадавшим гражданами и объектам в чрезвычайных происшествиях, ликвидация стихийных бедствий.

Выборы и референдумы организовывать за счет этих средств запрещается.

Бюджетные ассигнования федерального бюджета

Ассигнования из госбюджета выдаются безвозмездно, то есть их не нужно возвращать обратно. Их классифицируют на:

  • Текущие — это деньги для субсидий, пособий, дотаций и пр.
  • Капитальные — расходы на цели и развитие инвестиционного характера, увеличение имущества, принадлежащего РФ. Так формируется бюджет развития на ближайший период.

Каким может быть лимитирование обязательств и ассигнований бюджетного образца

Отчисления из бюджета предполагают максимальное количество финансов для определенных требований. А федеральный БК их лимитирует.

Государственные отчисления составляют на основе перечня документов — росписи. Они содержат информацию о доле затрат бюджета, которая предназначена для решения задач. Их составлением занимается ключевой распорядитель. Это может быть государственный орган или структуры медицины или образования.

Финансы поступают распорядителю с учетом всех нужд. А он решает, как использовать финансирование и направляет средства получателям.

Как выполняется социальное обеспечение физических лиц

Выделенные из бюджета средства также применяются для разных социальных выплат: пособий, дотаций, пенсий, возмещений и пр. Регламентирует их ГБК на основании нормативно-правовых актов и документов. Выплаты проводятся в рамках различных госпрограмм.

Государственная социальная поддержка частных лиц также включает финансирование товаров, работ и услуг, отвечающих нуждам страны. Все эти выплаты обязательно определены законодательно. Например, согласно ФЗ № 178-Ф3 ряд категорий имеют право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Формы документов бюджетных ассигнований

Отчетность отчислений из госбюджета ведется при помощи карточки по форме 0504062 от Приказа Министерства финансов РФ №52н.

Вопросы и ответы

  • Кто обладает наибольшими полномочиями при распределении финансирования из госбюджета?

Больше всего полномочий в этой области у Министерства финансов РФ. Оно отправляет в Федеральное казначейство сформированные лимиты. Также оно может корректировать установленные лимиты.

  • Что имеет право делать с государственными отчислениями получатель?

Получатели имеют право направлять средства на исполнение установленных целей и задач.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *