Льгота по НДС

О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями

Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов

В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).

Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2″с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:

  • налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;

  • налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);

  • налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.

Пример 1.

Образовательное учреждение оказывает платные услуги образовательного характера, которые в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС. Облагаемых НДС операций образовательное учреждение не осуществляет.

Доход от оказания образовательных услуг за I квартал отражен в разд. 7 налоговой декларации по НДС по соответствующему коду операции (1010245 – графа 1) в сумме 156 800 000 руб. (графа 2).

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях учреждение представило реестр по рекомендуемой ФНС форме.

Количество перечисленных в реестре документов:

– по основному виду образования – 12;

– по дополнительному образованию – 15;

– по повышению квалификации – 20.

Код операции

В том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов, отраженных в налоговой декларации

Наименование контрагента

ИНН

КПП

Документы, подтверждающие обоснованность применения льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор, платежное поручение и т. д.)

Дата

Сумма операции, руб.

1010245 (реализация услуг в сфере образования)

Основное образование

106 800 000

Альфа

Договор

90 000 000

П/п

Бета

Договор

10 000 000

П/п

Гамма

Договор

5 000 000

П/п

Дзета

Договор

1 000 000

П/п

Тета

Договор

500 000

П/п

Сигма

Договор

300 000

П/п

Дополнительное образование

35 500 233

Повышение квалификации

14 499 767

Всего

х

156 800 000

х

х

х

х

х

х

156 800 000

Если налогоплательщик не представит реестр или представил его не по рекомендованной форме, контролеры вправе запросить все документы по льготным операциям. (Довольно любопытно: с одной стороны, главное налоговое ведомство страны указывает, что реестр документов, подтверждающих правомерность использования льгот, носит рекомендательный характер, с другой, подчеркивает, что представление реестра не по рекомендованной форме может повлечь выставление сплошного требования о представлении документов.) Например, в случае невозможности идентифицировать подтверждающие документы, невозможности их соотнести с использованными льготами, неуказания в реестре суммы операции.

Пример 2.

ООО «Лютик» и ООО «Ромашка» представили декларации по НДС за I квартал 2017 года в одну ИФНС. В обеих декларациях заявлены льготные операции по пп. 2 и 3 ст. 149 НК РФ.

В ответ на требование налоговиков о представлении пояснений о льготируемых операциях ООО «Лютик» представило реестр по установленной в Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ форме, а ООО «Ромашка» – в произвольной форме.

Согласно данным СУР АСК «НДС-2» оба налогоплательщика относятся к категории налогоплательщиков с высоким налоговым риском.

По итогам применения к указанным налогоплательщикам риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – сокращенный объем документов (подробности – в следующем разделе консультации);

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

Таким образом, снизить налоговые риски можно, не отклоняясь от рекомендованной формы.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

* В случае если внутри одного кода операции типовая форма договора используется налогоплательщиком не для всех операций, то по этому коду следует истребовать 10%.

В Письме ФНС России № ЕД-4-15/1281@ не разъяснено, что именно подпадает под выявленное нарушение по коду операции. Получается, что фактически любое нарушение (в том числе не связанное с занижением налоговой базы), зафиксированное в акте предыдущей камеральной проверки, может стать причиной для увеличения объема истребуемых документов. Достаточно, например, не представить один документ, чтобы в акте проверки появились нарушения о непредставлении и отсутствии документа (п. 1 ст. 120, п. 1 ст. 126 НК РФ), которые явятся основанием для истребования большего объема документов.

О расчете объема документов

Примеры заполнения расчета объема документов, подлежащих истребованию в целях проверки обоснованности применения льгот в разрезе кода операций, приведены в приложении 3 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Соответствующие расчеты производит сам инспектор, но ни расчета, ни информации о том, к какой категории риска относится налогоплательщик, он не представит. Контролер лишь выставит требование о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ, причем по тем операциям, которые его интересуют (для каждого кода операции). Под пристальным вниманием, понятно, окажутся сделки на весомые суммы.

Пример 4.

Обратимся к условиям примера 1, уточнив их следующими данными.

Предположим, что уровень налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2» налогоплательщика средний. В предыдущих налоговых декларациях по указанному коду имелись нарушения.

Налоговый орган определит объем документов, подлежащих истребованию, следующим образом:

Не менее 50% объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Можно ли обжаловать запрос лишних документов?

Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.

Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.

К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

* * *

Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.

К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;

  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;

  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.

Если организация заявляет в декларации по НДС льготы, налоговая инспекция имеет право выслать требования о предоставлении документов, подтверждающих это право (п. 6 ст. 88 НК РФ). Теперь компании смогут сократить объем истребуемых документов.

Новая методика проверки

Подробности внедряемого подхода, а также формы необходимых документов приведены в письме ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@, направленном во все территориальные инспекции.

Новая методика проверки касается деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, а также тех, в которых заявлены НДС-льготы (п. 1 ст. 56 НК РФ).

Уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих проверок.

К факторам, определяющим, будет ли очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, помимо прочего, относятся:

  • наличие или отсутствие налоговых нарушений;
  • продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;
  • представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (рекомендуемая форма есть в приложении 1 к письму ФНС России).

На основании информации об операциях, содержащейся в представленном компанией реестре, налоговая инспекция и должна истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения льгот. Их объем определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Не менее половины таких документов должны подтверждать наиболее крупные суммы.

Какие данные включать в реестр

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, представляет собой таблицу, в которую компания должна внести следующие данные:

  • код операции (указывается в соответствии с приложением № 1 к порядку заполнения декларации по НДС;
  • сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);
  • наименование контрагента;
  • ИНН и КПП;
  • тип, номер и дата подтверждающего документа.

К реестру организация должна приложить перечень и формы типовых договоров, которые она использует при осуществлении льготных операций.

Из представленного реестра налоговый инспектор выберет те операции, которые его интересуют, и запросит документы только по ним. В первую очередь под пристальным вниманием окажутся сделки на крупные суммы.

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итоги

По каким операциям нужно подтверждать льготу по уплате НДС

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

Когда и как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС

Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи «Для обоснования льгот по НДС налоговики потребуют новый реестр».

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

А вот официальные разъяснения о порядке внесения сведений в реестр документов отсутствуют. Зато в приложении № 3 к письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ показан образец реестра.

Скачать пример

Мы изучили его и теперь расскажем о порядке заполнения.

Совет: прежде чем перейти к внесению в реестр сведений о подтверждающих документах, сгруппируйте их вначале по кодам операций, потом по видам операций (деятельности) и затем — по контрагентам. Документы по операциям располагайте по убыванию сумм, т. е. вначале указывайте документы по крупным суммам реализации, а под конец — по мелким.

Вначале переносим сведения из граф 1 и 2 раздела 7 декларации по НДС в графы 1 и 3 (соответственно) реестра подтверждающих документов по льготе НДС. Если под одним кодом операции проводились разные виды подопераций, то сумму в графе 3 нужно разбить еще и по этим подоперациям. Причем их названия должны быть прописаны в графе 2 реестра.

В графах 4, 5, 6 напротив соответствующей группы операций и подопераций вставляем наименование, ИНН и КПП контрагентов. А напротив каждого контрагента в графах 7, 8, 9 и 10 прописываем вид документа, подтверждающего обоснованность применения налоговых льгот, а также номер, дату и сумму этого документа.

В НК РФ нет перечня или описания документов, которыми может быть доказана правомерность использования налоговых льгот. Поэтому в рассматриваемом нами реестре подтверждающих документов по льготе НДС прописываем все первичные и иные сопровождающие документы, относящиеся к проведению конкретной операции. В частности, это:

  • договор на оказание услуг (работ), в котором есть описание льготируемой операции;
  • счет-фактура, где указаны наименование операции и сумма с пометкой «без НДС»;
  • платежное поручение, чек ККТ или иной платежный документ с указанием льготируемой операции и ее стоимости с примечанием «без НДС»;
  • лицензия на оказание льготируемой операции, если она подлежит обязательному лицензированию, и др.

Постарайтесь указать в реестре наиболее полный список документов. Чем больше в нем будет представлено подробностей, тем меньше документов запросят потом налоговые инспекторы.

После представления правильно заполненного реестра проверяющие смогут запросить не более 40% документов, причем в эти 40% должно входить не более 500 документов.

Исключением является ситуация, когда число подтверждающих документов составляет менее 30 штук. В этом случае налогоплательщику придется подготавливать полный пакет документов независимо от того, представлял он реестр в ФНС или нет.

Итоги

При своевременной подаче реестра подтверждающих документов по льготе НДС налогоплательщик получает право на проведение выборочной проверки подтверждающих документов. И чем подробнее и яснее будет раскрыта информация об этих документах, тем в меньшем количестве их запросят налоговые инспекторы.

Льготы по НДС

Актуально на: 6 ноября 2018 г.

Под налоговыми льготами понимаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налоговые льготы являются одним из элементов налогообложения наряду с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой ставкой и др. При этом в отличие от последних налоговые льготы не являются обязательным элементом для того, чтобы налог считался установленным (ст. 17 НК РФ). К слову, поскольку налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения, установление, к примеру, налоговой ставки 0% не является налоговой льготой несмотря на то, что при ее применении налог не уплачивается вовсе (Письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-02-07/1/2721).

А какие есть налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС)?

Какие существуют льготы по НДС?

Льготы по НДС можно найти в ст. 149 НК РФ. При этом нужно иметь в виду, что не все перечисленные в указанной статье операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подпадают под понятие льгот. Ведь, напомним, что льгота дает преимущества одним категориям налогоплательщиков перед другими (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33, Письмо ФНС от 22.12.2016 № ЕД-4-15/24737). Так, например, к льготам можно отнести освобождение от налогообложения следующих операций:

  • реализация в образовательных и медицинских организациях продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми этих организаций, а также реализация таким организациям продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 22.11.2000 № 884 ), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством селхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на селхозработы (пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Ст.149 НК РФ содержит большое число операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Однако большинство из них к налоговым льготам отношения не имеет, поскольку такие операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) у всех налогоплательщиков, т. е. преимущества одних перед другими не создаются.

Это, например:

  • реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042 (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли (пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет льготы по НДС

Применение налогоплательщиком налоговых льгот налагает на него определенные дополнительные обязательства. Так, при проведении камеральной проверки НДС-декларации у налогоплательщика, применяющего налоговые льготы, инспекция может запросить (п. 6 ст. 88 НК РФ):

  • пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы по НДС;
  • документы, подтверждающие право на льготы.

Ведение налогоплательщиком освобожденных от НДС операций, в т.ч. использование налоговых льгот по НДС, обязывает его вести раздельный учет таких операций (в т.ч. входящего НДС по ним) (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Сведения об операциях, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в т.ч. признаваемых налоговыми льготами, нужно отражать в разделе 7 декларации по НДС (Приказ ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

О кодах операций, отражаемых в налоговой декларации, для новых льгот по НДС

Сообщается, что до внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации налогоплательщики вправе отразить в разделе 7 за соответствующие налоговые периоды следующие коды операций:

  • 1011450 — подпункт 19 пункта 2 статьи 146 НК РФ (передача недвижимости на безвозмездной основе в государственную казну);
  • 1011451 — подпункт 20 пункта 2 статьи 146 НК РФ (безвозмездная передача имущества для научных исследований в Антарктике);
  • 1011207 — подпункт 3.2 пункта 3 статьи 149 НК РФ (осуществление некоторых банковских операций);
  • 1011208 — подпункт 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ (услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами).

В письме приведены также сроки вступления в силу новых положений НК РФ, внесенных указанными выше федеральными законами.

Вопрос: Об указании в разд. 7 Декларации по НДС кодов операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также не подлежащих налогообложению, до утверждения таких кодов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 29 октября 2019 г. N СД-4-3/22175@

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 15.04.2019 N 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ), от 26.07.2019 N 211-ФЗ «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 211-ФЗ), от 26.07.2019 N 212-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ), сообщает следующее.

1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 63-ФЗ пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дополнен подпунктами 19 и 20, согласно которым не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС), соответственно, операции по передаче на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества и передаче на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: подпункт 20 пункта 2 статьи 146 НК РФ вступил в силу с 15 апреля 2019 года, а не с 1 июля 2019 года.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 63-ФЗ нормы подпунктов 19 и 20 пункта 2 статьи 146 вступили в силу с 01.07.2019.

2. Согласно статье 1 Федерального закона N 212-ФЗ пункт 3 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 3.2, на основании которого не подлежат налогообложению НДС банковские операции, указанные в данном подпункте.

На основании статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ нормы подпункта 3.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса вступили в силу с 01.10.2019.

3. Согласно статье 1 Федерального закона N 211-ФЗ пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен подпунктом 36, в соответствии с которым не подлежат налогообложению НДС операции по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (в редакции Приказа ФНС России от 28.12.2018 N СА-7-3/853@) (далее — Порядок), предусмотрено, что операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат отражению в разделе 7 налоговой декларации по НДС (далее — декларация по НДС).

До внесения соответствующих изменений в приложение N 1 к Порядку налогоплательщики вправе отразить в разделе 7 декларации по НДС за соответствующие налоговые периоды следующие коды операций:

  • 1011450 — подпункт 19 пункта 2 статьи 146 Кодекса;
  • 1011451 — подпункт 20 пункта 2 статьи 146 Кодекса;

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 3.2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а не подпункт 3.1.

  • 1011207 — подпункт 3.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса;
  • 1011208 — подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что до момента официального утверждения таких кодов для вышеуказанных операций использование налогоплательщиками соответственно кодов 1010800 и 1010200 не является нарушением.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.С.САТИН

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *