Квр 112 косгу 222

Содержание

Минфин разобрал спорные вопросы применения КВР

Ведомство решило обобщить часто поступающие вопросы о выборе вида расходов в отдельных операциях.

Рекомендации актуальны как для применения в 2019 году, так и при распределении бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период.

Каковы особенности применения КВР при выплатах физлицам

Проездные

Возмещение работнику расходов на приобретение проездных билетов на общественный транспорт, произведенных при служебных поездках, которые не являются служебными командировками, следует отражать по КВР 112.

Если учреждение само приобретает работнику проездные, в том числе выдает деньги под отчет для пополнения транспортных карт, отражать расходы нужно по КВР 244.

Командировки

Расходы на компенсацию затрат работнику при командировке (например, на проезд и проживание) надо учитывать по КВР 112.

Однако, если командированному выдают подотчетные суммы на оплату компенсаций сопровождаемым лицам, привлеченным на мероприятие (компенсация стоимости проезда, компенсация на питание и т.п.), расходы относят на КВР 113. При этом приобретение билетов для сопровождаемых лиц, оплату услуг их питания, уплату организационного сбора за участие в мероприятии отражают по КВР 244.

Выходное пособие при увольнении

Если работника увольняют в связи с сокращением штата, пособие нужно учитывать по КВР 111 и 121.

Если увольняют по иным основаниям (не сокращению), а также по основаниям, не связанным с ликвидацией либо реорганизацией (изменением структуры) учреждения, необходимо использовать КВР 112 и 122.

Компенсация питания донорам

Расходы на выплату донорам денежной компенсации вместо бесплатного питания надо отражать по КВР 321.

Компенсации питания спортивным судьям

Расходы на денежные компенсации, выплачиваемые на питание спортивным судьям, требуется отражать в следующем порядке:

  • по КВР 112 — если судья состоит в штате учреждения;
  • по КВР 113 — если он в штате не состоит.

Отметим, что Минфин уже приводил такой пример с увязками по КОСГУ.

Компенсация на оплату коммунальных услуг

Расходы по выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг отдельным действующим (бывшим) специалистам, проживающим и работающим по основному месту работы в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа), нужно учитывать следующим образом:

  • по КВР 112 — когда компенсация выплачивается действующим работникам;
  • по КВР 321 — когда компенсация выплачивается бывшим специалистам, вышедшим на пенсию.

Помощь безработным и детям

По КВР 321, в частности, отражают следующие выплаты:

  • материальную поддержку безработным гражданам в период участия в общественных и временных работах;
  • финансовую помощь, денежную компенсацию стоимости проезда и провоза багажа, найма жилого помещения безработным гражданам при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • матпомощь несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, направленным на временные работы;
  • финансовую помощь безработным гражданам в целях содействия их самозанятости;
  • суточные безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению службы занятости;
  • матпомощь безработным гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Какой КВР применять при закупке продуктов для больных туберкулезом

Расходы на покупку продуктовых наборов для бесплатной выдачи больным активными формами туберкулеза, находящимся на лечении в амбулаторных условиях, отражают по КВР 323.

Какой КВР выбрать при предоставлении субсидии на капвложения

Расходы на предоставление субсидий на софинансирование капвложений в объекты госсобственности отражают по КВР 522. А по КВР 523 — консолидированные субсидии на софинансирование расходов комплекса мероприятий, включающих в том числе капвложения в объекты госсобственности.

Отметим: КВР 521 в этих случаях не используется.

Возмещение расходов сотруднику по КВР и КОСГУ

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте и подготовьтесь к изменениям заранееВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Помимо регулярной выплаты заработной платы и пособий, у работодателя возникают и другие обязательства перед работниками. Они могут быть обусловлены характером осуществления трудовых отношений, а также определенным статусом сотрудника. Например, в организации, расположенной в районах Крайнего Севера, работодатель обязан возмещать сотрудникам проезд в отпуск.

Статус военнослужащего или судьи также дает право на получение дополнительных выплат или услуг за счет государства. В бюджетной сфере такие обязательства перед сотрудниками определяются законодательством РФ.

КОСГУ возмещение расходов сотрудникам

С 2019 года вступил в силу новый порядок применения КОСГУ по Инструкции 209н.

Рассмотрим примеры отражения возмещения расходов сотрудникам по разным кодам КОСГУ с 2019 года.

КОСГУ 212 Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме:

  • Возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания).

С 2019 года некоторые статьи расходов по КОСГУ 212 перенеслись на другие коды, например:

  • Расходы, связанные со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке) относят на КОСГУ 226;
  • Компенсация стоимости вещевого имущества, компенсация за содержание собак по местожительству относят на КОСГУ 226;
  • Возмещение расходов на прохождение медицинского осмотра относят на КОСГУ 226;
  • Компенсация за использование личного транспорта для служебных целей относят на КОСГУ 222.

КОСГУ 214 Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме:

  • Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска;
  • Компенсация (возмещение) расходов по проезду и провозу багажа работника и членов его семьи, заключившего трудовой договор о работе в организации, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшего из другого региона Российской Федерации;
  • Компенсация стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;
  • Компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

КОСГУ 266 Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме:

  • Компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение судьям;
  • Компенсации взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами;
  • Ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, назначаемые и выплачиваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206.

КОСГУ 267 Социальные компенсации персоналу в натуральной форме:

  • Компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение судьям;
  • Компенсация стоимости медицинских услуг, стоимости именных путевок на санаторно-курортное лечение работникам учреждений, государственным (муниципальным) служащим, военнослужащим, приравненным к ним лицам и членам их семей, а также путевок их детям в детские оздоровительные лагеря в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Проверить правильность отнесения расходов по выплатам сотрудникам и посмотреть другие примеры можно в сервисе в конце статьи

Все перечисленные расходы принимаются к оплате на основании законодательных актов РФ, ведомственных приказов. В них определены условия и порядок возмещения, а также перечень подтверждающих документов. По отдельным позициям предусмотрена выплата предварительного аванса, учитываемого в окончательном расчете.

Компенсации взамен лечебно-профилактического питания, бесплатного обеспечения медикаментами, неиспользованного права на санаторно-курортное лечение устанавливаются в твердой сумме для отдельных категорий сотрудников. Так же компенсируются затраты на обзаведение имуществом при переезде и на содержание служебных собак по месту жительства.

КВР для возмещений и компенсаций

Отнесение затрат на выплату возмещения сотрудникам на определенный вид расхода зависит от их места работы и наличия специального звания.

  1. Персоналу бюджетных учреждений выплаты производятся по 112 виду расхода;
  2. Сотрудникам государственных и муниципальных органов власти – по 122 виду расходов;
  3. Военнослужащим и сотрудникам, которым присвоены специальные звания, — по КВР 134.

Законами РФ в некоторых случаях разрешается оплата проезда в отпуск или к новому месту службы не только сотрудникам, но и членам семей. В этом случае ко всем суммам применяется КВР возмещения расходов сотруднику. Начисление и выплата средств на проезд членов семьи производятся только сотруднику, получение их другими лицами не допускается.

Чтобы упростить себе работу, скачайте таблицу соответствия КВР и КОСГУ и вы не запутаетесь при определении расхода:

Скачать таблицу соответствия КВР и КОСГУ в 2019 годуПоследняя версия от Минфина

Возмещение за услуги и материальные ценности

Бывают ситуации, когда работнику организации государственного сектора приходится оплатить за свой счет какие-то услуги или ТМЦ, действуя в интересах учреждения. С документами, подтверждающими расходы, он обращается за возмещением. Здесь имеет место приобретение за счет учреждения товаров и услуг, а сотрудник выступает в роли посредника, через которого осуществляется покупка. В этом случае применение кода бюджетной классификации основывается на анализе приобретенного объекта. Если куплены материальные запасы, то КВР и КОСГУ будут следующие:

  • КВР 242 и подстатьи КОСГУ 340 – для товаров, относящихся к сфере компьютерных технологий (для бюджетных и автономных учреждений КВР 244, т.к. КВР 242 не они не применяют);
  • КВР 243 и подстатьи КОСГУ 340 – для товаров, приобретаемых в целях капитального ремонта;
  • КВР 244 и подстатьи КОСГУ 340 – для прочих товаров.

При возмещении нотариальных расходов работнику КОСГУ и КВР зависит от того, является ли платеж госпошлиной или оплатой услуг нотариуса. В первом случае возмещение нужно производить по 852 виду расходов и КОСГУ 291, а во втором применяется 244 вид расходов и КОСГУ 226.

Командировочные расходы в 2019 году: КВР и КОСГУ

Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

На какие КВР и коды КОСГУ следует относить расходы, связанные со служебными командировками, в 2019 году?

С 2019 года при предоставлении аванса или выдаче перерасхода на командировочные расходы необходимо принимать во внимание следующие особенности применения кодов КОСГУ, определенные Порядком № 209н:

Расходы

Подстатья КОСГУ

В 2018 году

В 2019 году

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные, в том числе выплаты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания)

212 «Прочие выплаты»

212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме»

Расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования (соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта), если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы

212 «Прочие выплаты»

226 «Прочие работы, услуги»

Расходы на наем жилых помещений

212 «Прочие выплаты»

226 «Прочие работы, услуги»

Иные расходы, произведенные работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя

212 «Прочие выплаты»

226 «Прочие работы, услуги»

Компенсация за использование личного транспорта для служебных целей в командировке

212 «Прочие выплаты»

222 «Транспортные услуги»

Наряду с этим правила применения КВР в отношении расходов, связанных с командированием сотрудников, с 01.01.2019 не поменяются. Согласно Порядку № 132н расходы, связанные со служебными командировками, как и до указанной даты, будут производиться в отношении:

  • работников учреждения – по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

  • персоналу государственных (муниципальных) органов – по КВР 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда»;

  • военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания, – по КВР 134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

  • сотрудников государственных внебюджетных фондов – по КВР 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».

Прежним останется и порядок отражения расходов в рамках заключенных учреждением договоров (контрактов) по приобретению проездных билетов и оплате найма жилых помещений в служебных командировках – применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьями 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ соответственно.

По договору производится оплата проживания в гостинице физического лица — члена комиссии, проверяющего организацию и не состоящего с учреждением ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях.
На какую статью КОСГУ отнести расходы на оплату гостиничного номера члена комиссии (не сотрудника организации)?

26 июня 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно действующему в 2019 году Порядку N 209н учреждение должно прежде всего руководствоваться экономическим содержанием определенной хозяйственной операции.
Подстатья КОСГУ оплаты проживания физического лица в гостинице определяется формой договора в соответствии с гражданским законодательством:
— в случае заключения договора аренды — арендный платеж гостиничного номера отражается с использованием подстатьи 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ. В такой ситуации учет договора аренды учреждением производится в соответствии с требованиями СГС «Аренда»;
— в случае заключения договора на оказание услуг по проживанию в гостиничном номере — оплата расходов отражается в учете с применением подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Обоснование вывода:
Сразу отметим, что законность оплаты гостиничного номера для проживания члена комиссии — не сотрудника учреждения — не является предметом рассмотрения в рамках данного ответа. Обращаем внимание, что все расходы бюджетного учреждения должны быть экономически обоснованными, независимо от источника их финансирования, и подтверждены документами, из содержания которых следует необходимость учреждения в оплате данных расходов для целей ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Порядок отнесения расходов на те или иные статьи (подстатьи) КОСГУ в 2019 году установлен приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее — Порядок N 209н), согласно п. 3 которого учреждение руководствуется прежде всего экономическим содержанием определенной хозяйственной операции.
Зачастую формулировки, содержащиеся в договорах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает бюджетное учреждение. Так, договор на оплату проживания физического лица в гостинице, в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции, может быть идентифицирован как договор аренды гостиничного номера или как договор оказания услуг проживания. В подобных случаях необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Нормами гражданского права установлено различие между гражданско-правовыми отношениями, возникающими при аренде имущества и оказании услуг. Соответственно, дифференцирован подход в бухгалтерском учете по отражению данных фактов хозяйственной жизни. По таким договорам должностному лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета учреждения, необходимо сделать выбор: учитывать операции по СГС «Аренда», утвержденному приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н, или отразить как факт оказанной услуги (письмо Минфина России от 26.07.2018 N 02-06-10/52547).
Так, договор, полностью отвечающий требованиям главы 34 «Аренда» ГК РФ, признается договором аренды, оплачивается по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» КОСГУ и учитывается в соответствии с требованиями СГС «Аренда». У бюджетного учреждения (арендатора) возникает самостоятельный объект бухгалтерского учета в составе нефинансовых активов — право пользования активом при операционной аренде, отражаемый на счете 0 111 00 «Права пользования активами» в сумме арендных платежей, определенных договором, за весь срок пользования имуществом. При этом находящийся в пользовании у арендатора актив должен контролироваться им, арендатор извлекает из актива полезный потенциал или получает будущие экономические выгоды. Арендатор должен иметь возможность идентифицировать такой актив и должен принять риски и выгоды от владения и пользования активом.
Под услугой же, в соответствии со статьей 779 ГК РФ, понимается свершение определенных действий или осуществления определенной деятельности. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», «гостиничные услуги» — это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем; «цена номера (места в номере)» — стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. То есть фактически гостиница оказывает услугу по предоставлению помещения (отдельного номера) юридическому лицу (в данном случае учреждению) в пользование — для временного проживания указанного в договоре физического лица. Отметим, что, как правило, в целях проживания конкретного лица в гостинице заключается именно такой договор.
Расходы на оплату услуг по проживанию в таком случае относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Данный вывод следует из п. 10.2.6 Порядка N 209н, с применением подстатьи 226 КОСГУ отражаются такие расходы на проживание, как:
— оплата договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики;
— оплата за проживание в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками по найму жилых помещений;
— другие аналогичные расходы.
По критерию «аналогичности» можно отнести остальные расходы на оплату услуг по проживанию. В зависимости от обоснования причин принятия к учету расходов на проживание в гостинице, руководствуясь определяющим критерием «аналогичность», можно отнести на подстатью 226 КОСГУ, например, оплату проживания участникам проводимого учреждением мероприятия при наличии соответствующих подтверждающих документов или оплату услуг гостиницы членам комиссии, обязанность обеспечения проживания которым предусмотрена законодательно/распорядительными документами учредителя и т.п.
Следовательно, при классификации факта хозяйственной жизни и определении того нормативно-правового акта в рамках действующего бухгалтерского законодательства, на основании которого он будет учитываться в бухгалтерском учете (СГС «Аренда» или иной нормативно-правовой акт), следует исходить из фактически сложившихся правоотношений по пользованию имуществом (например, наличие условия о предоставлении прав владения и (или) пользования в отношении имущества), включая анализ иных прав и обязанностей сторон по договору. При этом подстатью 224 КОСГУ можно применить только в том случае, если будет заключен именно договор аренды гостиничного номера.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

Командировочные расходы в бюджетном учреждении: применяем правильно КВР и КОСГУ

с изменениями от 06.12.2019

1 января 2019 года изменился порядок применения кодов видов расходов и подстатей КОСГУ. С этого времени организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком № 132н*(1) и Порядком № 209н*(2). Перемены коснулись и командировочных расходов.

Давайте вспомним основные принципы отнесения расходов, осуществляемых сотрудниками в командировках, и рассмотрим их в свете последних изменений.

Что гарантирует закон при направлении сотрудника в командировку?

Служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом если постоянная работа сотрудников осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то их служебные поездки не признаются служебными командировками (ст. 166 ТК РФ).

Согласно статьям 167, 168 ТК РФ работникам, направляемым в служебную командировку, предоставляются следующие гарантии:

  • сохранение места работы (должности);
  • среднего заработка;
  • возмещение расходов по проезду;
  • возмещение расходов по найму жилого помещения;
  • возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • возмещение иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя.

Именно перечисленными нормами, характеризующими содержание хозяйственной операции по возмещению расходов, производимых в командировке, и будем руководствоваться при выборе кода видов расходов (далее — КВР) и подстатей КОСГУ. Мы помним, что расходы относятся на подстатьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (п. 3 Порядка № 209н).

Принципы выбора КВР и КОСГУ

Прежде всего отметим, что при направлении работника в командировку обеспечение гарантий, закрепленных в статьях 167, 168 ТК РФ, может осуществляться двумя способами:

  1. Сотруднику выдается аванс для приобретения проездных документов и оплаты гостиницы, выплачиваются суточные. Также компенсируются по возвращении фактически произведенные в целях командировки расходы.
  2. Учреждение самостоятельно приобретает командируемому сотруднику билеты для проезда (перелета), оплачивает гостиницу, приобретает ГСМ и т. п.

Порядок отнесения расходов на КВР и КОСГУ в обоих случаях будет различаться.

КОСГУ

Как было отмечено выше, командировочные расходы рассматриваются в контексте ТК РФ в качестве возмещений (компенсаций), связанных с осуществлением работником трудовых обязанностей. В международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работником с целью выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим возмещение расходов, связанных со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке), в 2019 году было перенесено на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Ранее они учитывались по подстатье 212 «Прочие выплаты»*(3) КОСГУ (п. 7, пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н, п. 2.1.4 Методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).

Если речь идет не о возмещении расходов, а об обеспечении сотрудника всем необходимым перед проведением командировки (когда учреждение самостоятельно закупает билеты, оплачивает гостиницу и т. п.), то расходы учреждения будут относиться, в частности:

  • на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ в части закупки билетов (пп. 10.2.2 п. 10 Порядка № 209н);
  • на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части проживания.

Приобретение учреждением других услуг и материальных ценностей, необходимых для проведения командировки, отражается по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, статьям и подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ, исходя из экономического смысла.

Обратите внимание! Расходы в части суточных по-прежнему относятся на подстатью 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ (пп. 10.1.2 п. 10 Порядка № 209н).

КВР

Одним из существенных требований утвержденной структуры видов расходов, закрепленным в пп. 49.5 п. 49 Порядка № 132н, является отражение командировочных расходов*(4), следующим образом:

  • выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет в части перечисленных выше гарантированных расходов — по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда», 134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания» и 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» (смотрите также пп. 51.1.1.2, пп. 51.1.2.2, пп. 51.1.3.3, пп. 51.1.4.2 п. 51 Порядка № 132н);
  • оплата приобретения билетов для проезда к месту командирования и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) — по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (смотрите также пп. 51.2.4.4 п. 51 Порядка № 132н).

Таким образом, в Порядке № 132н четко закреплено применение различных КВР при возмещении расходов сотрудника и при приобретении учреждением для него услуг по договору.

Обратите внимание! Согласно пп. 49.5 п. 49 Порядка № 132н перечень иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, относимых на КВР 112, 122, 134 или 142 определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте (в силу специфики деятельности отдельных главных распорядителей бюджетных средств — в нормативном правовом акте). То есть, если в соответствующем акте не поименованы те или иные расходы, производимые сотрудником в командировке с ведома работодателя, они не могут быть отнесены на КВР 112, 122, 134 или 142. В таком случае расходы будут относиться на КВР 244*(5).

Как видим, отнесение командировочных расходов может осуществляться по различным КВР и КОСГУ в зависимости от того, выдаются ли (компенсируются) денежные средства сотруднику или учреждение приобретает для него услуги. А порядок отнесения иных расходов, производимых сотрудником в командировке, зависит от наличия перечня таких расходов, закрепленного в соответствующем акте, и присутствия в таком акте конкретных расходов.

Наряду с изложенным интересно, что если целью командирования является закупка материальных запасов, например, горюче-смазочных материалов, то расходы на закупку следует отразить по КВР 244 и подстатье 343 КОСГУ (письмо Минфина России от 15.03.2019 № 02-05-10/17872).

Напомним, КВР и расходные подстатьи КОСГУ применяются во взаимной увязке. В связи с этим советуем всегда проверять КВР на увязку со статьями (подстаттьями) КОСГУ согласно Информации Минфина России от 28.11.2019 «Таблица соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2019 года». Обратите внимание: Таблица соответствия КВР и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам, часто претерпевает изменения. На момент подготовки материала действующей является информация от 28.11.2019. Актуальные таблицы увязок Минфин России размещает на своем официальном сайте www.minfin.ru (Бюджет — Бюджетная классификация Российской Федерации — Методический кабинет).

Примеры выбора КВР и КОСГУ при отнесении командировочных расходов

1. Орган местного самоуправления выдает под отчет сотруднику, направляемому в командировку, денежные средства на приобретение билета на самолет, суточные. Учреждение самостоятельно заключает договор на приобретение гостиничных услуг.

Расходы в таком случае будут относиться следующим образом:

  • билет на самолет: КВР 122, подстатья 226 КОСГУ;
  • суточные: КВР 122, подстатья 212 КОСГУ;
  • гостиница: КВР 244, подстатья 226 КОСГУ.

2. Бюджетное учреждение направляет сотрудника в командировку. Ему возмещаются суточные, расходы по проезду, проживанию, телефонным переговорам по служебной необходимости во время проведения командировки. Компенсация телефонной связи поименована в установленном перечне возмещаемых командировочных расходов.

Расходы будут относиться следующим образом:

  • суточные: КВР 112, подстатья 212 КОСГУ;
  • расходы на проезд, проживание, телефонные переговоры по служебной необходимости во время проведения командировки: КВР 112, подстатья 226 КОСГУ.

3. У сотрудника автономного учреждения при нахождении в командировке появилась необходимость в приобретении ГСМ для выполнения цели командировки. Данный расход был согласован с работодателем. В перечне возмещаемых командировочных расходов данный расход не поименован.

Расход на приобретение ГСМ в такой ситуации будет относиться на КВР 244 и подстатью 343 КОСГУ.

*(1) Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».
*(2) Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления».
*(3) До 01.01.2019 согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, подстатья 212 КОСГУ называлась «Прочие выплаты». С 01.01.2019 подстатья 212 КОСГУ именуется, как «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме».
*(4) Работников (служащих) государственных (муниципальных) органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений.
*(5) Аналогичное мнение в отношении прошлых периодов высказывали специалисты финансового ведомства России в письмах от 02.12.2016 № 02-05-11/71822, от 30.11.2016 № 02-05-10/70981.

По какой статье затрат КОСГУ провести договор на утилизацию отходов и оказание транспортных услуг?

Цитата (Приказ 209н):10.2.6. На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ, в том числе:
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:
— проведение архитектурно-археологических обмеров;
— разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
— межевание границ земельных участков;
— работы по типовому проектированию;
— разработка проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов;
— разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;
— разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;
услуги в области информационных технологий:
ГАРАНТ:Абзац 11 (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 246Н) применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета до 1 января 2021 г., составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2019 и 2020 гг.
— приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
— обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
— услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
— периодическая проверка (в том числе аттестация) объекта информатизации (автоматизированного рабочего места) на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;
типографские работы, услуги:
— переплетные работы;
— ксерокопирование;
медицинские услуги (в том числе диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);
иные работы и услуги:
— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
— услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;
— услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами;
— инкассаторские услуги;
— подписка на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки;
— услуги рекламного характера (в том числе, размещение объявлений в средствах массовой информации);
— услуги по курьерской доставке;
— услуги по демеркуризации;
— услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
— оплата комиссионного вознаграждения за услуги и затрат, связанных с осуществлением компенсационных выплат по сбережениям граждан;
— услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего образования;
— расходы на оплату услуг по организации питания;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики;
— оплата за проживание в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;
— услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;
— проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;
— работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;
— работы по распиловке, колке и укладке дров;
— услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;
— работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;
— услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;
— услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);
— нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
— услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;
— услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);
— услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и тому подобное (в том числе взносы за участие в указанных мероприятиях);
— услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;
— выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;
— выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;
— плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;
— выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;
— услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
— плата за использование радиочастотного спектра;
— представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
— оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— расходы, осуществляемые в целях реализации соглашений с международными финансовыми организациями;
— оплата работ, услуг в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— расходы, связанные с обеспечением защиты безопасности государства от внешних угроз;
— оплата работ, услуг на проведение отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследований и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
другие аналогичные расходы.
Также на данную подстатью относятся расходы на:
возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками:
— по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
— по найму жилых помещений;
— по иным расходам, произведенным работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;
возмещение персоналу расходов на прохождение медицинского осмотра;
компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;
компенсация стоимости вещевого имущества;
выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;
выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия).
Кроме того, на данную подстатью КОСГУ относятся расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, связанные с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию

Энциклопедия решений. Подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ

Подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ

Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н за счет подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ подлежат оплате обязательства организации госсектора, которые возникли в результате заключения договоров:

— перевозки грузов, пассажиров и багажа (глава 40 ГК РФ);

— фрахтования (глава 40 ГК РФ);

— транспортной экспедиции (глава 41 ГК РФ);

— на оказание некоторых комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг (примерный состав этих комплексных услуг описан в Указаниях N 65н).

К комплексным услугам, расходы на оплату которых должны отражаться по коду КОСГУ 222, относятся:

1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;

2) услуги по комплексному обслуживанию флота.

Перечень расходов, которые в соответствии с Указаниями N 65н могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, является открытым. Иными словами, не упоминаемые в этом перечне, но аналогичные по экономическому содержанию расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222 в качестве «других расходов на оплату транспортных услуг». Однако пользоваться данным механизмом надо крайне осторожно:

1) Указаниями N 65 прямо не должна быть предусмотрена возможность отнесения соответствующих расходов на какой-либо иной код КОСГУ;

2) желательно, чтобы возможность отнесения расходов к «другим расходам на оплату транспортных услуг» была подтверждена Актом профильной комиссии госучреждения.

Конечно, соблюдение приведенных выше рекомендаций не дает «иммунитета» от претензий контролирующих органов — субъективные мнения различных специалистов по вопросу об «аналогичности» тех или иных операций в целях применения положений Раздела V Указаний N 65н могут кардинально различаться. Однако при выполнении двух указанных выше условий должностные лица госучреждения смогут аргументировано отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде.

На подстатью КОСГУ 222 относятся расходы госучреждений по оплате транспортных услуг (в том числе по перевозке грузов и пассажиров), которые оказывают:

— юридические лица;

— физические лица.

Если гражданско-правовой договор на оказание транспортных услуг заключается с физическим лицом, то на подстатью КОСГУ 222 относятся:

— НДФЛ, удержанный из вознаграждения, причитающегося физическому лицу по этому договору;

— страховые взносы на обязательное социальное страхование, начисленные на сумму вознаграждения.

Когда «транспортные» расходы не могут быть отнесены на подстатью 222 КОСГУ?

Далеко не все расходы, связанные с транспортными средствами, в целях применения КОСГУ могут рассматриваться в качестве расходов по оплате транспортных услуг. В каждом конкретном случае необходимо руководствоваться экономическим содержанием конкретной операции.

Госучреждение привлекло для решения специальных задач нескольких сторонних специалистов (экспертов). Необходимо обеспечить их транспортное обслуживание.

Существует несколько вариантов решения данной проблемы. Выбор конкретного варианта зависит от финансовых и материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении учреждения.

1. В распоряжении учреждения имеется транспортное средство, но нет свободных водителей.

В этом случае может быть принято решение о заключении соответствующего гражданско-правового договора с физическим лицом. При этом расходы на оплату услуг водителя относятся на подстатью КОСГУ 222.

2. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Маршруты и время использования транспортного средства будут определяться экспертами непосредственно в ходе выполнения возложенного на них задания.

Может быть заключен договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (подпараграф 1 § 3 главы 34 ГК РФ) или без предоставления этих услуг (подпараграф 2 § 3 главы 34 ГК РФ). Расходы по этому договору подлежат отнесению на подстатью подстатьи 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.

3. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством. Заранее известны все параметры поездок, в том числе маршруты движения, время использования транспортного средства.

Может быть заключен договор фрахтования (автотранспортного обслуживания) согласно положениям ст. 787 ГК РФ. Расходы по такому договору в полном объеме подлежат отнесению на подстатью КОСГУ 222.

4. Учреждение не располагает необходимым транспортным средством, однако соответствующий автомобиль есть у сотрудника учреждения.

Сотруднику может в установленном порядке выплачиваться компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях. Расходы по выплате этой компенсации относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Какими документами подтвердить перевозку грузов, пассажиров и багажа

Согласно положениям Раздела V Указаний N 65н на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ прежде всего относится провозная плата по договорам перевозки грузов, пассажиров и багажа. Поэтому для корректного отнесения расходов на данную подстатью КОСГУ принципиально важное значение имеет квалификация договора (контракта), который заключает организация госсектора, в качестве договора перевозки в соответствии с положениями главы 40 «Перевозка» ГК РФ. Подтвердить заключение договора перевозки можно на основании следующих документов *(1):

Вид транспорта

Документы

Основание

Договор перевозки груза

Автомобильный

Транспортная накладная

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Железнодорожный

1. Транспортная железнодорожная накладная

2. Квитанция о приеме груза, выданная на основании транспортной железнодорожной накладной

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Воздушный

Грузовая накладная

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Внутренний водный

1. Транспортная накладная

2. Дорожная ведомость и квитанция о приеме груза, оформленные на основании транспортной накладной

п. 2 ст. 785 ГК РФ,

п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ

Договор перевозки пассажира

Автомобильный

1. Билет

2. Багажная квитанция

3. Квитанция на провоз ручной клади

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Железнодорожный

1. Билет

2. Багажная квитанция

3. Грузобагажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

ст. 82 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Воздушный

1. Билет

2. Багажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Внутренний водный

1. Билет

2. Багажная квитанция

п. 2 ст. 786 ГК РФ,

п. 2 ст. 97 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ

В дополнение к перечисленным выше документам факт осуществления перевозки и, соответственно, обоснованность применения кода КОСГУ 222 должны подтверждаться данными иных документов, оформляемых в связи с конкретной перевозкой (отгрузочными документами — при оплате перевозки грузов; авансовым отчетом — при оплате проезда сотрудника к месту командирования и обратно и т.д.).

Напомним, что для удостоверения договора перевозки все чаще используются электронные билеты, в которых информация о перевозке пассажира и багажа представляется в электронно-цифровой форме. В таких случаях госучреждением обязательно должны быть получены (истребованы) выписки из соответствующих автоматизированных систем, которые рассматриваются в качестве бланков строгой отчетности (маршрут/квитанции, купоны и т.д.).

Достаточно часто организации госсектора приобретают билеты для последующей выдачи своим сотрудникам. Если эти билеты оформляются на «обычных» бланках строгой отчетности, изготовленных типографским способом, при их поступлении в госучреждение они должны быть переданы в кассу и учтены в составе денежных документов на счете 201 35 «Денежные документы» (п. 169 Инструкции N 157н). А вот стоимость электронных билетов может учитываться согласно положениям учетной политики организации или на счете 201 35 «Денежные документы», или в составе выданных авансов.

Внимание

Компенсация командировочных расходов сотрудника на проезд отражается по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. В то же время оплата (закупка) на основании договора услуг, связанных с командировкой, в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования учитывается по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Как на выбор кода КОСГУ влияет цель договора перевозки?

Организации госсектора оплачивают перевозки в целях:

I) непосредственного исполнения функций, возложенных на эти организации;

II) предоставления сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц.

При этом в зависимости от ситуации могут использоваться следующие способы оплаты:

1) безналичная оплата перевозок контрагентам (юридическим и физическим лицам);

2) оплата перевозок через подотчетных лиц — сотрудников организации;

3) возмещение в установленных случаях расходов на оплату перевозки физическим лицам (в том числе сотрудникам), которые ранее оплатили перевозку за счет личных денежных средств.

I. К перевозкам, направленным на исполнение функций, возложенных на организации госсектора, относятся:

— проезд сотрудников к месту командирования и обратно;

— обеспечение в установленных случаях проезда на общественном транспорте (обеспечение проездными документами);

— обеспечение проезда свидетелям, вызываемым следственными или судебными органами;

— проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно работников, совмещающих работу с обучением.

Расходы на оплату перевозок данной группы могут отражаться по подстатье КОСГУ 222 любым из перечисленных выше способов — организация может приобрести для физического лица проездные документы, в том числе и через уполномоченных подотчетных лиц.

II. К перевозкам, направленным на предоставление сотрудникам организации дополнительных гарантий и компенсаций, обусловленных статусом этих лиц, относятся:

— проезд к месту проведения отпуска и обратно военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей;

— проезд и услуги по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Оплата перевозок данной группы по общему правилу может осуществляться по подстатье КОСГУ 222 только в том случае, если проездные билеты для конкретного лица оплачиваются непосредственно организацией (безналично или через уполномоченных подотчетных лиц). Исключение — возмещение должностным лицам расходов на приобретение проездных документов в служебных целях на все виды общественного транспорта, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.

Дополнительные гарантии и компенсации, обусловленные статусом сотрудников, могут оплачиваться путем:

1) выдачи аванса лицу, осуществляющему поездку (перевозку);

2) последующей компенсации расходов лица, осуществляющего поездку (перевозку), на основании представленных им документов.

В таких ситуациях речь идет не о приобретении госучреждением транспортных услуг, а о выплате соответствующих компенсаций, следовательно, оплата должна осуществляться за счет подстатьи 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Так, на подстатью КОСГУ 212 относятся расходы по оплате КОМПЕНСАЦИИ:

— стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

— расходов, связанных с проездом при переезде из районов Крайнего Севера, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях;

— расходов по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;

— стоимости проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащих и приравненных к ним лиц;

— стоимости проезда к месту отпуска и обратно судьям;

— стоимости проезда на все виды общественного транспорта.

Как применять КОСГУ при оплате комплексных услуг, включающих элементы оказания транспортных услуг

Организации госсектора достаточно часто заключают договоры (контракты) на оказание комплексных услуг, одним из элементов которых является оказание транспортных услуг («услуги по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ», «авиауслуги санитарной авиации» и т.п.). В подобных ситуациях обоснованность отнесения расходов на тот или иной код КОСГУ достаточно часто становится предметом разногласий с органами финансового контроля. Рассмотрим подробнее, как эта проблема может быть решена на практике.

Шаг N 1

Уточняем, будут ли оформлены в рамках исполнения договора (контракта) документы, подтверждающие заключение договора перевозки (прежде всего транспортные накладные).

Наличие подобных документов позволит легко отстоять обоснованность применения кода КОСГУ 222, опираясь на нормы гражданского законодательства (смотрите, в частности, п. 2 ст. 785 и п. 2 ст. 786 ГК РФ).

Шаг N 2

Если решить проблему не удалось, следует внимательно изучить положения договора (контракта). Расходы в рамках смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ), содержащего в том числе и все существенные условия договора перевозки, могут быть отнесены на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ, пусть даже по его итогам составляется Акт оказания услуг в произвольной форме (иной аналогичный документ). Дело в том, что Указания N 65н недвусмысленно указывают на необходимость руководствоваться при применении КОСГУ экономическим содержанием конкретной хозяйственной операции, устанавливая тем самым приоритет содержания факта хозяйственной жизни над формой его оформления.

В данном случае можно вести речь о возмездном оказании неких «транспортных услуг». Вопрос об «аналогичности» конкретных услуг тем услугам, возможность отнесения которых на подстатью КОСГУ 222 прямо предусмотрена Указаниями N 65н, может быть решен на основании профессионального суждения сотрудников учреждения. Аргументированно отстаивать свою позицию в ходе контрольных мероприятий и (или) в суде поможет Акт, подписанный членами профильной комиссии и утвержденный руководителем организации. В этом Акте, в частности, может быть указано, что «На основании от __. _____ 20__ года организации в связи с были оказаны транспортные услуги по . Транспортные услуги оказаны в полном объеме и с должным качеством. Расходы на оплату транспортных услуг в сумме ____ руб. __ коп. отнести на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ».

Шаг N 3

Если из содержания договора (контракта) не представляется возможным выделить основную направленность оплачиваемой комплексной услуги, согласно которой расходы могут быть однозначно отнесены на подстатью КОСГУ 222 или иную подстатью статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, расходы должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» в качестве «других аналогичных расходов, не отнесенных на подстатьи 221 — 225» (см. также письмо Минфина России от 30.06.2015 N 02-05-11/37718).

По итогам оказания комплексной услуги может быть составлен единый акт. До 2016 года при санкционировании оплаты денежных обязательств должностные лица уполномоченных органов иногда требовали оплатить по нескольким кодам КОСГУ стоимость отдельных элементов комплексной услуги, которая учитывалась при составлении такого единого акта. Подобные требования являлись необоснованными (см. также письма Минфина России от 03.10.2013 N 02-05-10/41173, от 03.07.2015 N 02-05-11/38564).

О применении нескольких кодов КОСГУ речь может идти, например, в том случае, когда по итогам оказания комплексной услуги оформляется несколько актов, подтверждающих оказание в рамках одного договора (контракта) нескольких различных по своему экономическому содержанию услуг.

Порядок применения КОСГУ при оплате некоторых видов комплексных услуг прямо установлен Указаниями N 65н. В частности, с применением подстатьи КОСГУ 222 должны отражаться следующие комплексные услуги:

1) услуги перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания;

2) оплата услуг по комплексному обслуживанию флота.

Примерный состав подобных комплексных услуг описан в Указаниях N 65н. При этом оплата каких-либо расходов в составе комплексной услуги вовсе не означает, что подобные расходы могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 222, если они оплачиваются отдельно. Так, стоимость автотранспортного обслуживания относится на подстатью КОСГУ 222, включая расходы исполнителя на оплату полисов ОСАГО, а вот при отражении расходов на оплату полисов ОСАГО по автомобилям, учитываемым на балансе учреждения, должен применяться код КОСГУ 226.

Пример

Специализированная организация эвакуировала автомобиль, принадлежащий государственному учреждению на праве оперативного управления. В документах, предоставленных специализированной организацией, указано наименование услуги «услуга по эвакуации автомобиля с осуществлением экстренных ремонтных работ».

В данном случае отнесение расходов на конкретный код КОСГУ необходимо осуществлять с учетом поступивших в распоряжение учреждения документов.

Вариант N 1

В комплекте документов, предоставленных специализированной организацией, присутствует Транспортная накладная. Кроме того, оформлен единый Акт оказания услуг, в котором стоимость ремонтных работ отдельно не выделена.

В такой ситуации учреждение отнесло расходы на подстатью КОСГУ 222 в полном объеме.

Вариант N 2

Учреждению переданы два Акта выполнения работ (оказания услуг). Транспортная накладная не оформлялась. На основании одного акта подтверждается оказание услуг по эвакуации автомобиля, а на основании другого — выполнение экстренных ремонтных работ. В обоих актах указана стоимость соответствующих услуг (работ).

При таких обстоятельствах в учреждении принято решение об отнесении стоимости эвакуации на подстатью КОСГУ 222, а стоимости ремонтных работ — на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. При этом составлен Акт профильной комиссии, «фиксирующий» принадлежность оплаченных услуг по эвакуации к транспортным услугам.

______________________________

*(1) Помимо приведенных в таблице документов, на основании которых подтверждается заключение договора перевозки, могут применяться и иные документы, если это предусмотрено соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *