Компенсация за ГСМ

На производстве встречаются различные случаи по использованию автотранспортного средства. Не исключается ситуация, когда какой-либо сотрудник использует личный автомобиль в производственных целях.

Но он при этом заключает письменный договор аренды со своим работодатель, хотя нередко пользование осуществляется по устной договоренности.

Можно ли

Предприятие в целях налогообложения прибыли должно учесть расходы на покупку ГСМ, включая затраты на поддержание автотранспорта в надлежащем исправном виде, эксплуатационные расходы. Но оно должно заключить договор на аренду автомобиля со своим сотрудником.

На основе договора предприятие может без каких-либо затруднений списать ГСМ по предоставленным сотрудником путевым листам в установленном порядке.

При этом необходимо вести первичные документы, отражающие фактический израсходованный объем топлива и смазочного материала.

Также оно может производить списание на основе товарной накладной на отпуск ГСМ, которая выдается автозаправочной станцией.

Бухгалтерский учет на оприходование и списание нужно вести на протяжении одного месяца, по истечению которого списать горюче-смазочный материал сообразно норме потребления.

Для обоснования расходов предприятие должно осуществлять бухгалтерскую проводку. Оно должно списывать ГСМ вне зависимости от способа использования личного автотранспорта.

Списание ГСМ при использовании личного автомобиля в служебных целях

Расход топлива и смазочных материалов на транспортное средство должно приниматься предприятием с учетом распоряжений Минтранса «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», которое было опубликовано за номером АМ-23-р.

Указанный документ был утвержден постановлением правительства № 395, обнародованного 30 июля 2004 года.

Сообразно правилам установленного на предприятии документооборота должно осуществляться:

  • оформление первичных документов по учету расхода топлива и смазочных материалов;
  • сроки передачи их в бухгалтерию для составления ведомости потребления ГСМ.

Если на предприятии организовано ежедневное движение ГСМ на счету бухгалтерского учета в количественно-суммовом выражении, то лучше использовать учетные цены. в такой ситуации оприходование следует производить на основе отчета водителя, к которому прилагаются чеки АЗС с объемом купленного топлива.

Списание ГСМ в сложившейся ситуации надлежит осуществлять аналогично первому варианту. В любом случае выбор способа учета определяет предприятие.

Учет по лимитам

Предприятие, использующее автомобиль сотрудника в производственных целях может установить систему контроля ГСМ «учет по лимитам».

Он подразумевает установление некого лимита ресурсов, которые предприятие каждый месяц тратит на покупку топлива на период служебных поездок и смазочных материалов, необходимых для поддержания автомобиля в надлежащем виде.

Денежные средства, потраченные на покупку топлива сверх лимита, водитель в такой ситуации вынужден платить из собственных сбережений. Такой пункт должен быть введен в трудовой договор либо в договор аренды автомобиля.

Такой вид контроля реализуется различными способами. В отдельных предприятиях применяют топливные карты, которые выдает поставщик топлива.

Средства перечисляются на счет поставщика, поэтому он выдает бензин соразмерно уплаченным средствам.

Топливная карта оформляется отдельно на каждый автомобиль, поэтому сумма денежных средств должна соответствовать установленному ежемесячному лимиту.

Не исключается вероятность выдачи на руки сотруднику всей суммы лимита из кассы предприятия, чтобы он своевременно заливал необходимый объем топлива, приобретал смазочные материалы.

Указанная система учета не вызывает проблем, если маршрут передвижения автомобиля и потребление топлива изо дня в день приблизительно одинаково.

При перерасходе ГСМ материальный бухгалтер должен оформить:

  • распоряжение директора на выделение дополнительных средств;
  • справку с расчетом сверхлимитной стоимости ГСМ.

В документах будет четко прослеживаться причина превышения лимита, размер переплаченной сотруднику суммы. По усмотрению руководства не исключается вероятность списания ГСМ за счет предприятия.

В сложившейся ситуации нужно будет отразить о превышении лимита в налоговом учете. Сотруднику полагается выдать разницу сумм лимита и превышения. В противном случае сотрудник должен погасить сумму превышения из собственных средств.

Нормы списания ГСМ на легковые автомобили вы можете узнать в статье: нормы списания ГСМ.

Как составить приказ на списание ГСМ по Глонасс, описывается в этой статье.

Компенсация расходов

Одним из наиболее распространенных способов стало использование личного автомобиля в служебных целях, который основан на указаниях статьи 188 Трудового кодекса.

В ней отмечено, что компания должна выплатить компенсацию, если работник использует свой личный автотранспорт и интересах работодателя. Но работник должен так поступать с его согласия и ведома.

В сложившейся ситуации работодатель должен выплатить работнику некие денежные средства за износ автотранспорта и покрыть все его расходы.

Оформляется такой вид использования автотранспорта в заявительной форме, для чего работник должен подать заявление.

К нему следует приложить копию технического паспорта автомобиля. На его основании руководство предприятия издает соответствующий приказ, в котором устанавливает размер компенсации и порядок его выплаты.

Бухгалтерия предприятия производит начисление компенсации, после чего списывает расходы на покупку ГСМ и эксплуатацию автомобиля.

Но в данной ситуации наиболее рациональным будет установление индивидуального размера компенсации, исходя из производственных заданий работника, загруженности автомобиля с учетом дальности поездок, их маршрута.

Сообразно предписаниям статьи 264 НК облагаемая налогом база уменьшается на величину определенной нормы.

Такого рода ограничения установлены постановлением правительства № 92, которое было обнародовано 8 февраля 2002 года. Они предусмотрены для использования транспортных средств на период времени, равный одному месяцу.

Ограничения по размеру компенсации установлены для легковых автомобилей в зависимости от объема двигателя:

2000 куб. см и меньше 1200 рублей
более 2000 куб. см 1500 рублей

Также предусмотрена для мотоциклов норма, размер которой равен 600 рублей. На величину норматива расстояние поездок не влияет, она полностью обусловлена объемом двигателя.

В бухгалтерском учете отражается исключительно установленная норма, поэтому списание ГСМ производится по ней.

Если дополнительно заключить гражданско-правовой договор по подряду, то можно списать суммы, превышающие установленные нормы в качестве вознаграждения. О чем отмечено в письме Минфина РФ № 03-03-07/24, которое было опубликовано 15 октября 2008 года.

Недостаток указанного способа списания расходов на ГСМ заключается в возникновении необходимости уплаты отчислений в социальные фонды.

Компенсация и вознаграждение за использование личного автомобиля в производственных целях являются двумя независимыми друг от друга выплатами.

Данное положение разъяснено в статье 188 ТК, в которой дается четкое определение компенсации и возмещения. Первая выплата производится за износ автомобиля, вторая – возмещает расходы относительно его использования.

Списание ГСМ в бухгалтерском учете осуществляется на основе первичных документов, то есть путевом листе и накопительной ведомости, составленных по чекам автозаправочных станций выданных за покупку топлива.

И в заключении необходимо отметить, что использование личного автотранспорта в производственных целях оформляется в качестве аренды без экипажа. Сотрудник выступает в лице арендодателя, предприятие – арендатора. Он обязан платить каждый месяц арендную плату.

Как показывает практика, в сложившейся ситуации возникает много затруднений, так как сотрудник ездит на арендованной машине в служебное и свободное время.

При этом часть потребляемого топлива расходуется на служебные поездки, другая часть на личные поездки, поэтому трудно вычленить объем топлива, израсходованного на служебные поездки.

Образец акта на списание ГСМ вы можете найти в статье: акт на списание ГСМ.

Списание ГСМ по путевым листам .

О процедуре банкротства юридического лица .

Довольно часто специфика деятельности фирмы, осуществляющей, например, доставку продаваемых товаров непосредственно на дом покупателям, предполагает, что в штате должны состоять работники, имеющие собственный транспорт – автомобиль или мотоцикл. Однако эксплуатировать имущество своего сотрудника принудительно и на безвозмездных началах работодатель не может. Для оформления отношений, в которых будут учтены интересы владельца такого имущества, Российское законодательство предлагает две возможные схемы. И как водится, каждая из них имеет свои нюансы.

Компенсация

Согласно положениям статьи 188 Трудового кодекса, использование в интересах фирмы личного имущества работника возможно только с его согласия. При этом ему выплачивается компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием имущества. Размер такой компенсации зависит исключительно от того, к каким договоренностям придут стороны. Конкретные суммы фиксируются в трудовом договоре. Однако, чем она выше, тем больше будет размер сопутствующих налоговых расходов для каждой из заинтересованных сторон.

📌 Реклама Отключить

Фирма на ОСНО могут учесть выплату компенсации сотруднику за использование личного авто в уменьшение налога на прибыль, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Аналогичная возможность предоставлена и фирмам на упрощенной системе налогообложения (подп. 12 п. 2. ст. 346.16 НК РФ). Однако и те и другие обязаны руководствоваться в вопросах определения максимальной суммы таких расходов нормами, установленными Постановлением Правительства РФ № 92. Они в свою, очередь предполагают, что для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2 000 кубический сантиметров включительно компенсация должна составлять 1 200 рублей в месяц, а для авто свыше 2 000 кубический сантиметров — 1 500 рублей в месяц. Для мотоциклов Постановлением предусмотрен предел компенсации в 600 рублей. То есть вне зависимости от суммы, о которой договорятся работник и работодатель, часть компенсации, превышающая этот лимит, в налоговых расходах не участвует.

📌 Реклама Отключить

Не следует забывать также и о требовании статьи 252 Налогового кодекса, которое распространяется и на «упрощенцев»: налоговыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода. Последнее не вызывает сомнений у налоговиков, если работа сотрудника действительно связана с постоянными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. К «бумажной» стороне вопроса инспекторы, как правило, более придирчивы. Так что сам факт назначения компенсации за использование личного транспорта, а также ее размер должны быть зафиксированы в приказе руководителя организации. Сотрудник в свою очередь должен предоставить копию технического паспорта транспортного средства. И, разумеется, за то время, в течение которого сотрудник находился в отпуске, командировке, на больничном, словом, когда он фактически не работал, а его автомобиль соответственно не использовался, компенсация не выплачивается.

📌 Реклама Отключить

Теперь рассмотрим компенсацию за личное авто с точки зрения налогообложения дохода самого работника. Согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса все виды установленных действующим законодательством Российской федерации компенсационных выплат, связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, в пределах законодательно установленных норм, обложению НДФЛ не подлежат.

Надо сказать, что контролирующие органы долгое время были уверены, что лимиты, установленные Постановлением Правительства № 92, действуют и в данном случае, и все выплаты свыше заявленных норм следует не только исключать из налоговых расходов, но и облагать налогом на доходы физлиц (письма Минфина от 26 марта 2007 года № 03‑04‑06-01/84, от 01 июня 2007 года № 03‑04‑06-01/171, от 24 декабря 2007 года № 03‑11‑04/3/513). Однако позже в письмах от 31 декабря 2010 года № 03-04-06/6-327 и от 25 октября 2012 года № 03-04-06/9-305 финансовое ведомство изменило свою позицию. Авторы этих писем ссылались на то, что в главе 23 Налогового кодекса нет норм компенсаций за использование личного имущества работника в служебных целях. Исходя из этого делался вывод, что руководствоваться следует лишь Трудовым кодексом, который в свою очередь предполагает, что размеры компенсации целиком и полностью зависят от договоренностей сторон. Аналогичные выводы напрашиваются и из положений статьи 9 закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года и статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года (в редакции от 29 февраля 2012 года): от обложения любыми взносами освобождается вся сумма компенсации, оговоренная в письменном соглашении между работником и фирмой.

📌 Реклама Отключить

Авто-аренда

Для того чтобы организация не была привязана к упомянутым выше нормам и могла полностью учесть компенсацию (точнее, ее аналог) при расчете налогооблагаемой базы, оформить использование личного транспорта работника можно с помощью предлагаемого статьей 642 Гражданского кодекса способа – путем заключения договора аренды транспортного средства без экипажа. В этом случае стороны подписывают соглашение, согласно которому сотрудник передает личный автомобиль во временное пользование фирме и получает за это ежемесячную плату. Сумма арендной платы полностью учитывается в налоговых расходах на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса для общережимных организаций и на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса — для фирм на УСН.

А вот для владельца автомобиля арендная плата будет являться доходом, облагаемым НДФЛ 13% на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса. При его выплате сотруднику организация должна будет исполнить свои обязанности налогового агента и удержать соответствующую сумму налога (ст. 226 НК РФ). Взносами арендная плата не облагается. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, а также подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ любые выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, расчетную базу для начисления взносов не увеличивают.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, оформляя использование автомобиля работника в интересах фирмы договором аренды, мы имеем обратную ситуацию. Если при выплате адекватного размера компенсации дополнительные затраты налогового бремени ложатся на работодателя, то в данном случае пожертвовать частью дохода придется работнику. Впрочем, ничто не мешает увеличить цену в договоре аренды на 13/87, чтобы покрыть издержки, связанные с уплатой НДФЛ. На возможность списать соответствующие суммы в расходы организации это не повлияет. Главное не завышать стоимость аренды настолько, чтобы она радикально отличалась от среднерыночной.

Авто по доверенности

В вопросе выплаты компенсации за использование имущества работника есть и еще один нюанс. Так, ни для кого не секрет, что управлять автомобилем можно на основании доверенности. Однако если в интересах фирмы будет использоваться такой автомобиль, то следует быть готовыми к тому, что компенсационные выплаты за него подпадут под налогообложение по полной программе. Так, в письмах Минфина от 21 сентября 2011 года № 03-04-06/6-228 и от 21 февраля 2012 года № 03-04-06/3-42 уточняется, что пункт 3 статьи 217 Кодекса предполагает освобождение от НДФЛ компенсаций лишь за личное имущество. Кроме того, возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему имущества, не предусмотрено Трудовым кодексом. И в продолжение рассматриваемого вопроса в письме от 3 мая 2012 года № 03-03-06/2/49 специалисты финансового ведомства безапелляционно констатируют: в целях главы 25 Налогового кодекса транспортное средство, за использование которого работнику выплачивается компенсация, должно принадлежать ему на праве собственности. А это означает, что и на упрощенной системе налогообложения необходимо руководствоваться этим правилом, исключая выплату компенсации за авто по доверенности из налоговых расходов.

📌 Реклама Отключить

Оплата ГСМ

Отдельное внимание стоит уделить вопросу возмещения стоимости бензина работнику с личным транспортом. Если речь идет о выплате фиксированной ежемесячной компенсации, то ее размер, как считают в Минфине, уже включены все затраты по эксплуатации автомобиля, включая ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт (письмо от 31 января 2013 года № 03-11-11/38). То есть фактически это означает, что даже при постоянных разъездах в служебных целях, списать при расчете «прибыльной» базы фактическую стоимость израсходованного бензина не получится – нужно руководствоваться все теми же мизерными по нынешним меркам нормами из Постановления № 92.

Решить эту проблему можно опять же с помощью договора аренды. Просто пропишите в нем дополнительную компенсацию затрат на ГСМ отдельным пунктом. В этом случае такие выплаты работнику не будут облагаться «зарплатными» сборами, ведь они не являются вознаграждением и не образуют доход работника. Одновременно их можно будет учесть при расчете налога на прибыль или «упрощенного» налога. Правда тут возникает очередной нюанс. Дело в том, что по мнению Минфина, выраженному, в частности в письме от 17 ноября 2011 года № 03-11-11/288, при списании затрат на бензин следует ориентироваться на нормы расхода ГСМ, содержащиеся в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Однако данный документ предназначен для автотранспортных предприятий – это следует из его текста. А в Налоговом кодексе о таких нормах не говорится. Так что не будет большой ошибкой, если фирма учтет полную стоимость сожженного горючего в своих налоговых расходах. Тем более, что подобный подход одобрен и в арбитражной практике (определение ВАС РФ от 14 августа 2008 года № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 января 2009 года № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

📌 Реклама Отключить

А вот в вопросе необходимости оформлять путевые листы в качестве подтверждения служебных целей каждой поездки судьи и налоговики в основном солидарны. Это такие же необходимые первичные документы, как, например чеки и накладные, подтверждающие покупку бензина. И соответственно их отсутствие грозит фирме исключением расходов на ГСМ из налогового расчета. Оформлять путевые листы необходимо как в случае использования автомобиля сотрудника на основании договора аренды, так и при выплате компенсации.

Что такое означает «Компенсация ГСМ» – что это значит, примеры

Вступление

Современный мир требует от работающего человека мобильности, и своя машина хорошо в этом помогает. Однако, использование личного авто для выполнения корпоративных поручений может влететь в копеечку. В первую очередь из-за расходов на потраченные горюче-смазочные материалы (ГСМ). Однако, согласно законодательству, начальство обязано помочь покрыть расходы на автосредства передвижения, если те принадлежат подчинённому, а не фирме. Но есть несколько нюансов, которые берётся осветить эта статья.

Что такое ГСМ и что тут можно компенсировать?

ГСМ (горюче-смазочные материалы) — это продукты нефтяной промышленности, используемые в техобслуживании транспорта и другого сложного механического оборудования.
Они все разделяются по своему назначению на три категории:

  1. Горючее — топливо для двигателей внутреннего сгорания. Сюда входят: бензин, дизельное топливо, керосин, попутный нефтяной газ.
  2. Смазочные материалы — необходимы для продления и улучшения работы механизмов, таких как трансмиссия. В эту категорию попадают, что логично, масла и смазки различной консистенции.
  3. Технические жидкости — каждая жидкость используется для своих целей. Например, антифриз необходим, чтобы мотор не перегревался.

Теперь, когда мы выяснили что, скрывается под аббревиатурой ГСМ, становится понятно, за что руководитель вынужден выплачивать дополнительные средства. Давайте рассмотрим, как это работает.

Как оформить правильно компенсацию ГСМ?

В статье номер 188 Трудового Кодекса чётко указано, что работодатель обязуется выплатить своему работнику денежную компенсацию за использование личного имущества, в т. ч. авто, в служебных целях. Важно то, что работнику, который будет использовать своё имущество для нужд фирмы, необходимо согласовать это со своим руководителем.

Согласие, а также размер необходимо оговорить в доп. соглашении к Трудовому договору. По идее, оно должно быть просто закреплено в письменной форме, например, в самом трудовом договоре, но предыдущий вариант с соглашением предпочтительнее.

  • Итак, в этом документе наёмный работник и его работодатель договариваются о сумме выплат за сам факт использования автомобиля, принадлежащего лично вольнонаёмному для выполнения своих должностных обязанностей. Обычно это число фиксировано и устанавливается в результате договорённости между работником и его нанимателем.
  • Далее, начальник обязуется восполнить средства, потраченные на «горючку», техобслуживание и починку автомобиля в зависимости от того, как долго машина находилась в использовании по служебным делам, учитывая пробег за рабочее время.
  • Трудящемуся необходимо подтвердить, что средство передвижения он использовал по поручению компании, а также сумму расходов на топливо и ремонт.

Видео на нашу тему:

Для этого ему нужно представить своему главенствующему лицу отчёт. Правила, по оформлению которого у каждой фирмы свои. Но однозначно:

  • о поездках, совершённых в течение месяца,
  • а также чеки с заправок и путевые листы,
  • товарные чеки на запчасти, акты автомастерских и т.д.

Также в соглашении говорится о том, что работа, для которой нужен автомобиль сотрудника, должна иметь систематический, разъездной характер.
Ещё возмещаются убытки на амортизацию (износ) авто. Эта сумма так же обычно фиксирована.

Правильно оформляйте сам Договор

Помимо всего прочего, в договоре или в дополнении к нему, нужно указать следующие данные:

  • Данные о сторонах.
  • Когда и где был заключён договор, его номер — словом всё, что должно быть в юридически оформленном документе.
  • Данные об автомобиле. Ими являются: регистрационный номер, марка авто, год выпуска, VIN автомобиля и технические характеристики, и особенности.
  • Сумму ежемесячных возмещений за применение имущества сотрудника в интересах фирмы.
  • Способы компенсирования затрат на техобслуживание и ремонт.
  • Методы вычисления прогона в период работы.
  • Прочее на своё усмотрение. Хотя всё предусмотреть невозможно.

Пример

Допустим, некий работник А. собирается использовать для решения трудовых задач свой условный седан «Д.» с усреднённым расходом топлива в 6.1 л на 100 км. (высчитывается согласно Распоряжению Минтранса от 14 марта 2008 года.). Для этого А. заключает дополнительное соглашение со своим начальником Б. По нему Б. должен будет выплачивать за использование автомобиля — 3000 р., за амортизацию — ещё 1500 руб.

За месяц работы А. накатал в рабочее время 2000 км, что было отражено в отчётах, да ещё во время одной из поездок машина оказалась в неисправном состоянии. Поэтому ему пришлось вызывать механика для выявления неисправности, покупать детали и произвести ремонт. Из-за этого всё это великолепие обошлось ему в 7000 рубл.

Если А. принёс Б. все путевые листы, отчёты о поездках, чеки и прочую макулатуру, то в конце месяца его, в идеале, ждет следующая сумма:

Итого: 4500+5490+7000=17440 рублей в месяц.

Что ещё следует знать?

У компенсации, выплачиваемой за использование личного автотранспорта, есть ещё несколько особенностей, а именно:

  • Выплачивается только сотрудникам компании.
  • Регулируются отношения сторон с помощью ТД РФ. Как и размер выплат.
  • Не подлежит обложению взносами и НДФЛ.

Сотрудники используют личный транспорт в служебных целях: оформление аренды или безвозмездного использования для списания ГСМ

ИА ГАРАНТ

Организация ежемесячно заправляет по топливной карте личные транспортные средства сотрудников (главный инженер, прораб, инженер по охране труда и т.д.). Сотрудники используют личный транспорт в производственных целях (несколько строительных объектов), не в рамках командировок. Организация не является автотранспортной. Использование личного транспорта в служебных целях планируется оформить договором аренды или договором безвозмездного пользования. Можно ли списать ГСМ на затраты в целях налогообложения (налог на прибыль) с учетом возможных последствий по НДФЛ и страховым взносам? Нужны ли при этом приказы, распоряжения, договоры? Какой документооборот должен быть в данной ситуации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При заключении договора аренды или договора безвозмездного пользования расходы на ГСМ могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. Особенности налогообложения и документального подтверждения изложены ниже.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором) (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Положениями главы 25 НК РФ не устанавливается конкретный перечень документов, которые налогоплательщик должен оформить для подтверждения осуществленных расходов, что позволяет преодолевать неоправданные ограничения налогоплательщиков в возможности выбора способов доказывания осуществленных хозяйственных операций для целей налогообложения (определение КС РФ от 24.09.2012 N 1543-О).

Аренда

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). При этом арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). При этом арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ).

При оформлении использования личного транспорта работника в служебных целях договором аренды важно иметь в виду следующее:

  • доход физического лица по договору аренды (арендная плата и вознаграждение за услуги по управлению и технической эксплуатации по договору аренды с экипажем; арендная плата по договору аренды без экипажа) облагается НДФЛ (пп.пп. 4, 6 п. 1 ст. 208, ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ), а организация — арендатор признается налоговым агентом по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ);

  • арендная плата как по договору аренды с экипажем, так и по договору аренды без экипажа не является объектом обложения страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 01.11.2017 N 03-15-06/71986);

  • при заключении договора аренды с экипажем выплаты и иные вознаграждение за услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации являются объектом обложением страховым взносами (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ), но в части страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством они не включаются в базу для исчисления страховых взносов (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ). При заключении договора аренды с экипажем в целях избежания разногласий с контролирующими органами целесообразно разграничивать арендую плату (не облагаемую страховыми взносами) и плату за услуги по управлению и техническую эксплуатацию (облагаемую страховыми взносами);

  • при заключении договора аренды без экипажа существуют риски переквалификации такого договора контролирующими органами в договор аренды с экипажем в целях начисления страховых взносов (смотрите постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.06.2017 N Ф08-3727/17 по делу N А53-27263/2016, определение ВС РФ от 30.10.2017 N 308-КГ17-15395).

Арендные платежи за арендуемое имущество относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для документального подтверждения расходов на аренду необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе заключенный договор аренды (субаренды), документы, подтверждающие оплату арендных платежей, акт приемки-передачи арендованного имущества. При этом ежемесячного заключения актов оказанных услуг по договору аренды (субаренды) для целей документального подтверждения расходов в виде арендных платежей для целей налогообложения прибыли не требуется, если иное не предусмотрено договором (смотрите, например, письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75483, от 15.06.2015 N 03-07-11/34410, от 16.11.2011 N 03-03-06/1/763).

По договору аренды транспортного средства с экипажем, заключенным с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, расходы в виде платы за услуги по управлению транспортным средством в соответствии с п. 21 ст. 255 НК РФ могут учитываться в составе расходов на оплату труда. Согласно разъяснениям Минфина России для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению транспортным средством необходимо наличие документов, подтверждающих факт оказания таких услуг налогоплательщику, — таким документом может быть, например, акт приема-передачи услуг (письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780).

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Таким образом, как при аренде транспортного средства с экипажем, так и без экипажа на арендатора по общему правилу возлагаются расходы на оплату топлива.

Расходы на ГСМ могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В последние годы Минфин России исходит из того, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ — при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе (не обязан) учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12).

Мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации организация вправе не руководствоваться нормами расхода, предусмотренными указанными выше методическими рекомендациями. В целях избежания возможных претензий со стороны налогового органа организация может самостоятельно разработать нормы расхода, например, на основании данных завода-изготовителя, но с учетом условий фактической эксплуатации транспортных средств (установленные по организации лимиты утверждаются приказом руководителя).

Затраты на приобретение бензина по топливным картам не признаются для целей налогового учета в полном размере ни в момент уплаты суммы авансовых платежей в счет предстоящей поставки бензина (приобретение карты), ни в момент отгрузки бензина покупателю в топливный бак и списания с топливных карт количества и стоимости проданного бензина. Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
В письме Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 указано, что порядок, предусмотренный приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли организаций. Организации, на которых положения приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 не распространяются, могут использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, закрепив указанный порядок в учетной политике для целей налогообложения. При этом налогоплательщик также вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В рассматриваемой ситуации организация не является автотранспортной, поэтому она вправе разработать свою форму путевого листа, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», и оформить его на несколько дней, неделю или любой другой срок, не превышающий одного месяца (письмо Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51).

Полученные по договорам аренды транспортные средства закрепляются приказом за работниками организации (собственником или иным лицами), которые будут использовать их в служебных целях. Для целей налогообложения учитываются расходы на топливо только при использовании автомобиля в служебных целях.

Безвозмездное пользование

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав внереализационных доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества (п. 8 ст. 250, п. 2 ст. 248 НК РФ, письма Минфина России от 14.06.2017 N 03-03-07/36870, от 17.02.2016 N 03-03-06/1/8746).

При передаче транспортного средства по договору безвозмездного пользования у физического лица не возникает доходов (экономической выгоды — п. 1 ст. 41 НК РФ), облагаемых НДФЛ. Отсутствуют в таком случае выплаты и иные вознаграждения, признаваемые объектом обложения страховым взносами в соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ.

Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

Соответственно, организация вправе отнести к расходам для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием имущества, полученного в безвозмездное пользование, при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Расходы на ГСМ учитываются в том же порядке, как и при заключении договора аренды.

Полученные по договорам безвозмездного пользования транспортные средства закрепляются приказом за работниками организации (собственником или иными лицами), которые будут использовать их в служебных целях. Для целей налогообложения учитываются расходы на топливо при использовании автомобиля в служебных целях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *