Коды бюджетной классификации

2.3. Доходы от оказания платных услуг (счет 0 401 10 130)

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, относящимся к основным видам его деятельности в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и иных сферах в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (п.

п. 1, 3 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Государственное задание формируется учредителем на основе утвержденного ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, и показателей качества государственных услуг (см., например, п. 4 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671).

Бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания, а также платные услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного (муниципального) задания только в случаях, если это прямо установлено законодательством РФ. При этом платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания и сверх него должны предоставляться бюджетным учреждением на одинаковых условиях (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Кроме того, бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющимися основными, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (абз. 2 п. 4 ст. 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность, связанную с оказанием услуг, выполнением работ, в рамках утвержденного учредителем государственного (муниципального) задания (ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ).

Кроме того, автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) (ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).

Законодательство РФ, предусматривающее возможность оказания государственными и муниципальными учреждениями платных услуг, см., например:

— п. 8 ст. 19, п. 8 ст. 41, ст. 45 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

— п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

— п.

3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

— ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1;

— пп. 6 п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

— п. 4 ст. 26 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Бухгалтерский учет доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями ведется на счете 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» в порядке, установленном абз. 4, 5, 6 п. 150, абз. 2, 3 п. 151, абз. 4, 5, 6, 7 п. 152 Инструкции N 174н.

Бухгалтерские записи бюджетного учреждения

по учету доходов от оказания платных услуг

N п/п Номер счета
по дебету по кредиту
1 Реализация готовой продукции
1.1 Начисление доходов от реализации готовой продукции по цене реализации 2 205 31 560 2 401 10 130
1.2 Начисление НДС по доходам от реализации готовой продукции 2 401 10 130 2 303 04 730
1.3 Списание стоимости реализованной готовой продукции по плановой себестоимости на дату ее выпуска 2 401 10 130 2 105 37 440
1.4 Принятие к учету положительной разницы между фактической и плановой себестоимостью реализованной готовой продукции 2 401 10 130 2 109 60 XXX
1.5 СТОРНО Принятие к учету отрицательной разницы между фактической и плановой себестоимостью реализованной готовой продукции 2 401 10 130 2 109 60 XXX
1.6 Списание расходов, связанных с реализацией готовой продукции 2 401 10 130 2 109 90 211, 2 109 90 212, 2 109 90 213, 2 109 90 221, 2 109 90 222, 2 109 90 223, 2 109 90 224, 2 109 90 225, 2 109 90 226, 2 109 90 290
2 Реализация работ, услуг
2.1 Начисление доходов от реализации работ, услуг по цене реализации 2 205 31 560 2 401 10 130
2.2 Начисление НДС по доходам от выполненных работ, оказанных услуг 2 401 10 130 2 303 04 730
2.3 Отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата 2 401 10 130 2 109 60 211, 2 109 60 212, 2 109 60 213, 2 109 60 221, 2 109 60 222, 2 109 60 223, 2 109 60 224, 2 109 60 225, 2 109 60 226, 2 109 60 271, 2 109 60 272, 2 109 60 290
3 Реализация товаров
3.1 Начисление доходов от реализации товаров по цене реализации 2 205 31 560 2 401 10 130
3.2 Начисление НДС по доходам от произведенных продаж 2 401 10 130 2 303 04 730
3.3 Списание балансовой стоимости товаров, реализованных за отчетный период 2 401 10 130 2 105 38 440
3.4 СТОРНО Отражение торговой наценки, приходящейся на стоимость товаров, реализованных за отчетный период 2 401 10 130 2 105 39 440
3.5 Списание расходов, связанных с реализацией товаров 2 401 10 130 2 109 90 211, 2 109 90 212, 2 109 90 213, 2 109 90 221, 2 109 90 222, 2 109 90 223, 2 109 90 224, 2 109 90 225, 2 109 90 226, 2 109 90 290
4 Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг 2 401 40 130 2 401 10 130
5 Начисление сумм возвратов (возмещений) излишне уплаченных платежей 2 401 10 130 2 205 31 660
6 Начисление налога на прибыль организаций (исчисленного по результатам налогового периода) 2 401 10 130 2 303 03 730
7 Списание доходов от оказания платных услуг, реализации готовой продукции (товаров), выполнения работ на финансовый результат в конце года 2 401 10 130 2 401 30 000

Применяется соответствующая статья или подстатья КОСГУ.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Бюджетным учреждением приобретены книги (научная литература) для последующей реализации в розницу. Учреждение учитывает товары, переданные на реализацию, по розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения изготовление пеноблоков, предназначенных для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения доходы от продажи квартальных абонементов на посещение сауны?

Другие ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете бюджетного учреждения здравоохранения заготовку донорской крови, предназначенной для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Бухгалтерский учет доходов от оказания платных услуг автономными учреждениями ведется на счете 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» в порядке, установленном соответственно абз. 4, 5, 6 п. 178, абз. 2, 3 п. 179, абз. 5, 6, 7 п. 180 Инструкции N 183н.

Бухгалтерские записи автономного учреждения

по учету доходов от оказания платных услуг

N п/п Номер счета
по дебету по кредиту
1 Реализация готовой продукции
1.1 Начисление доходов от реализации готовой продукции по цене реализации 2 205 30 000 2 401 10 130
1.2 Начисление НДС по доходам от реализации готовой продукции 2 401 10 130 2 303 04 000
1.3 Списание стоимости реализованной готовой продукции по плановой себестоимости на дату ее выпуска 2 401 10 130 2 105 37 000
1.4 Принятие к учету положительной разницы между фактической и плановой себестоимостью реализованной готовой продукции 2 401 10 130 2 109 60 XXX
1.5 СТОРНО Принятие к учету отрицательной разницы между фактической и плановой себестоимостью реализованной готовой продукции 2 401 10 130 2 109 60 XXX
1.6 Списание расходов, связанных с реализацией готовой продукции 2 401 10 130 2 109 90 211, 2 109 90 212, 2 109 90 213, 2 109 90 221, 2 109 90 222, 2 109 90 223, 2 109 90 224, 2 109 90 225, 2 109 90 226, 2 109 90 290
2 Реализация работ, услуг
2.1 Начисление доходов от реализации работ, услуг по цене реализации 2 205 30 000 2 401 10 130
2.2 Начисление НДС по доходам от выполненных работ, оказанных услуг 2 401 10 130 2 303 04 000
2.3 Отнесение себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата 2 401 10 130 2 109 60 211, 2 109 60 212, 2 109 60 213, 2 109 60 221, 2 109 60 222, 2 109 60 223, 2 109 60 224, 2 109 60 225, 2 109 60 226, 2 109 60 271, 2 109 60 272, 2 109 60 290
3 Реализация товаров
3.1 Начисление доходов от реализации товаров по цене реализации 2 205 30 000 2 401 10 130
3.2 Начисление НДС по доходам от произведенных продаж 2 401 10 130 2 303 04 000
3.3 Списание балансовой стоимости товаров, реализованных за отчетный период 2 401 10 130 2 105 38 000
3.4 СТОРНО Отражение торговой наценки, приходящейся на стоимость товаров, реализованных за отчетный период 2 401 10 130 2 105 39 000
3.5 Списание расходов, связанных с реализацией товаров 2 401 10 130 2 109 90 211, 2 109 90 212, 2 109 90 213, 2 109 90 221, 2 109 90 222, 2 109 90 223, 2 109 90 224, 2 109 90 225, 2 109 90 226, 2 109 90 290
4 Зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг 2 401 40 130 2 401 10 130
5 Начисление сумм возвратов (возмещений) излишне уплаченных платежей 2 401 10 130 2 205 30 000
6 Начисление налога на прибыль организаций (исчисленного по результатам налогового периода) 2 401 10 130 2 303 03 000
7 Списание доходов от оказания платных услуг, реализации готовой продукции (товаров), выполнения работ на финансовый результат в конце года 2 401 10 130 2 401 30 000

Применяется соответствующий код вида выбытий объекта учета.

Ситуации из практики:

Корреспонденция счетов: Автономным учреждением за счет собственных доходов приобретена одноразовая обувь (бахилы) для последующей реализации в розницу через торговый автомат. Учреждение учитывает товары по фактической стоимости. В отношении розничной торговли на территории местонахождения учреждения введена система налогообложения в виде ЕНВД.

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете автономного учреждения изготовление стульев, предназначенных для продажи? Согласно учетной политике учреждения готовая продукция учитывается по плановой себестоимости.

Корреспонденция счетов: Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения доходы от продажи квартальных абонементов на посещение плавательного бассейна?

>Поступление доходов от оказания платных услуг и поступление субсидии

Вопрос

Статья 130. Доходы от оказания платных услуг (работ) в 2017? КДБ 00000000000000137 Другие доходы от оказания платных услуг (работ) в рамках уставной деятельности какую статью указывать в 2017г. при расчетах от оказания платных услуг 00000000000000130 или 00000000000000137 ? Какую статью указывать при поступлении Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания 00000000000000130 или 00000000000000131??

Ответ

Отвечает Ольга Моргунова, эксперт

Поступление доходов от оказания платных услуг и поступление субсидии отразите по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Но при этом дополнительно бюджетные и автономные учреждения вправе установить в учетной политике детализацию кодов. Например, код доходов 130 можно детализировать так: 131 «Доходы от оказания платных услуг», 132 «Доходы от возмещения арендаторами затрат на коммуналку».

Обоснование

1.Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как бюджетному (автономному) учреждению учесть субсидии и другое финобеспечение от учредителя

Бухучет субсидий на госзадание

В бухучете субсидии на госзадание учитывайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам» по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21, 197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Не забудьте отразить субсидию и на счетах санкционирования. Как это сделать, см. Как отразить в бухучете плановые назначения, утвержденные Планом ФХД.

Поступление субсидии отразите по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Внимание: остатки субсидий на госзадание 2015 года, которые числились на счете 4.205.81.000 на 1 января 2016 года, перенесите на счет 4.205.31.000 прямой проводкой: Дебет 4.205.31.000 Кредит 4.205.81.000 (п. 2 письма Минфина России от 1 июля 2016 г. № 02-06-10/38930).

На счете 205.00 субсидию учитывайте в таком порядке:

  • как доходы будущих периодов по кредиту счета 4.401.40.130 – если соглашение подписано в год, предшествующий получению субсидии. В доходы текущего года переносите ее постепенно – на дату предоставления по условиям соглашения и графику перечисления субсидии;
  • сразу в доходах текущего года на счете 4.401.10.130 – если соглашение подписано в том году, в котором выделят субсидию. Начислите ее на дату предоставления субсидии по условиям соглашения и графика.

Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 1 апреля 2016 г. № 02-06-07/19436.

Учет операций по счету 205.00 ведите в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Аналитический учет расчетов по поступлениям субсидий ведите в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071). Об этом сказано в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2.Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н

Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (не нуждается в госрегистрации)

Статья 130. Доходы от оказания платных услуг (работ)30

На данную статью КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе:
доходы от оказания платных услуг (работ);
компенсации затрат государства;
компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;2
возмещение затрат государственных (муниципальных) учреждений на содержание дирекций (единых дирекций) строительства и проведение строительного контроля, предусмотренных сметной стоимостью строительства;
доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления;
возмещение расходов по совершению исполнительных действий судебными приставами;
плата за пользование общежитием;
доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период;
плата за заимствование материальных ценностей из государственного резерва;
доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;1
другие аналогичные доходы.

3.Из рекомендации Татьяна Кочнова, заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление платных образовательных услуг

В учете бюджетных учреждений:

Поступление доходов отразите по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

В бухучете расчеты по платным образовательным услугам учитывайте на счете 205.31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Начисление доходов от оказания платных образовательных услуг отражайте на дату, утвержденную учетной политикой (например, последнее число месяца, квартала, полугодия, семестра), на основании первичного документа (п. 3, 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Таким документом может быть:

  • акт оказанных услуг – если договор об обучении заключен с организацией;
  • приказы, распоряжения по учреждению – если договор об обучении заключен с самим студентом.

Внести деньги за обучение студенты (прочие контрагенты) могут либо в кассу учреждения, либо на лицевой счет. Если студент вносит деньги в кассу, оформите квитанцию (ф. 0504510) и приходный кассовый ордер (ф. 0310001).

В бухучете сделайте проводки:

Содержание операций Дебет счета Кредит счета
1. Начислен доход от оказания платных образовательных услуг по договору 2.205.31.560 2.401.10.130
2. Поступление платы через кассу:
2.1 Деньги внесены в кассу 2.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17(код аналитики 130)
2.205.31.660
2.2 Сданы деньги из кассы на счет
(на основании расходного кассового ордера и объявления на взнос наличными)
2.210.03.560
одновременно увеличение забалансового счета 17(код аналитики 510)
2.201.34.610
одновременно увеличение забалансового счета 18(код аналитики 610)
2.3 Поступили деньги на лицевой счет 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17(код аналитики 510)
2.210.03.660
одновременно увеличение забалансового счета 18(код аналитики 610)
3. Поступление платы в безналичной форме:
3.1 Средства от оказания платных образовательных услуг поступили на лицевой счет 2.201.11.510
одновременно увеличение забалансового счета 17(код аналитики 130)
2.205.31.660

Такой порядок установлен пунктами 93–94 Инструкции № 174н, пунктами 365, 367 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

4.Из рекомендации Станислав Бычков, заместитель директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Как бюджетным и автономным учреждениям сформировать балансовые счета бухучета

Дополнительно бюджетные и автономные учреждения вправе установить в учетной политике детализацию кодов:

  • доходов:
    – 130 «Доходы от оказания платных услуг, работ»;
    – 180 «Прочие доходы»;
  • расходов:
    – 290 «Прочие расходы»;
    – 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
    – 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
    – 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов»;
    – 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Например, код доходов 130 можно детализировать так: 131 «Доходы от оказания платных услуг», 132 «Доходы от возмещения арендаторами затрат на коммуналку». Код расходов 310 – следующим образом: 311 «Приобретение недвижимого имущества», 312 «Приобретение особо ценного движимого имущества», 313 «Приобретение иного движимого имущества» и т. д.

Такие правила установлены пунктом 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 3 Инструкции № 174н, пунктом 3 Инструкции № 183н, разделом Vуказаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Структура кода доходов

1 2 3 4
Главный администратор доходов бюджета Код вида доходов бюджетов Код подвида доходов бюджетов
Группа подвида доходов Аналитическая группа подвида доходов
Группа Подгруппа Статья Подстатья Элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)

Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:

  • группу
  • подгруппу
  • статью
  • подстатью
  • элемент (определяет вид бюджета).

Группа доходов имеет следующие значения:

  • 100 — налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 — безвозмездные поступления.

Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы

При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.

Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр. КБК-2018 есть в наших инструментах. И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.>Коды бюджетной классификации (КБК) на 2019 год

Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.

Как расшифровывается КБК

КБК — коды бюджетной классификации

КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!

Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.

Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Где взять КБК?

Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:

  • промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
  • в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
  • Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
  • при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

Советы предпринимателям: снижаем риск ошибиться в КБК

  1. Регулярно уточняйте в налоговой, как отражаются проведенные платежи на вашем лицевом счете.
  2. Если вам поступило требование на уплату уже перечисленного вами налога, взноса и т.п., обращайтесь в соответствующий орган (налоговую, внебюджетный фонд) за сверкой расчетов.
  3. Если вы сами увидели допущенную ошибку в КБК, пишите заявление об уточнении.
  4. Старайтесь быть в курсе последних изменений в законодательстве, в частности, последней версии кодов.

Отправить по почте

Министерство финансов Российской Федерации

Главные распорядители средств федерального бюджета

(по списку)

Органы управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

В целях обеспечения формирования проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Министерство финансов Российской Федерации сообщает.

К правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), применяются изменения в статьи 18, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), предусмотренные Федеральным законом от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ, в части новой структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) и нового порядка применения классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

В этой связи Министерством финансов Российской Федерации осуществляется подготовка проекта приказа об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов).

В целях реализации новых положений бюджетного законодательства предполагаются следующие изменения в структуру кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

1. Код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

В соответствии со статьей 18 Кодекса классификация операций публично-правовых образований (КОСГУ) является составной частью бюджетной классификации Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы КОСГУ не применяется, а группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов осуществляется путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджетов.

В связи с изменениями порядка применения КОСГУ Министерством финансов Российской Федерации вносятся изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе обеспечивающих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с которым санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов будет осуществляться начиная с 2016 года по видам расходов классификации расходов бюджетов.

2. Код классификации доходов бюджетов.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов, являющаяся единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включает следующие составные части:

код главного администратора доходов бюджета (1 — 3 разряды);

код вида доходов бюджетов (4 — 13 разряды);

код подвида доходов бюджетов (14 — 20 разряды).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета

Код вида доходов бюджетов (10 разрядов)

Код подвида доходов бюджетов

(7 разрядов)

группа доходов

подгруппа доходов

статья доходов

подстатья доходов

элемент доходов

При этом в 18-20 разрядах кода (5-7 разряды кода подвида доходов бюджетов) отражается детализация кодов подвидов доходов бюджетов по экономическому содержанию доходов (110 — налоговые доходы; 120 — доходы от собственности; 130 — доходы от оказания платных услуг; 140 — суммы принудительного изъятия и т.д.).

3. Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, являющаяся единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включает следующие составные части:

1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (1 — 3 разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источников финансирования дефицитов бюджетов (4 — 20 разряды).

Структура кода классификации источников финансирования дефицита бюджета

Код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета

Код группы источников финансирования дефицитов бюджетов

Код подгруппы источников финансиро-вания дефицитов бюджетов

Код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов

Подстатья

Элемент

При этом в 18-20 разрядах кода (5-7 разряды кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов) отражается детализация кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов по экономическому содержанию поступлений (выбытий) источников финансирования дефицитов бюджетов (171 Доходы от курсовых переоценок финансовых активов; 310 Увеличение стоимости основных средств; 410 Уменьшение стоимости основных средств; 510 Поступление на счета бюджетов; 520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале; 530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале; 540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам; 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов и т.д.)

4. Код классификации расходов бюджетов.

Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов, являющаяся единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включает следующие составные части:

код главного распорядителя бюджетных средств (1-3 разряды);

код раздела (4-5 разряды);

код подраздела (6-7 разряды);

код целевой статьи (8-17 разряды);

код вида расходов (18-20 разряды).

Структура кода классификации расходов бюджетов

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Структура кода целевой статьи расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации состоит из десяти разрядов и включает следующие составные части:

Целевая статья

Программная целевая статья

Направление расходов

Программное (непрограммное) направление расходов

Подпрограмма

(ФЦП)

Основное мероприятие

(подпрограмма ФЦП, ВЦП)

Код программной целевой статьи расходов федерального бюджета (8-12 разряды кода расходов бюджета) обеспечивает привязку бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации начиная с бюджетов на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов к государственным программам Российской Федерации, их подпрограммам (ФЦП), основным мероприятиям государственных программ (подпрограмм ФЦП, ВЦП) (далее – Программные расходы) и (или) непрограммным направлениям деятельности (функциям) федеральных государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов.

В целях обеспечения формирования бюджетной классификации по Программным расходам с учетом новой структуры кода целевой статьи расходов бюджетов и во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 19 февраля 2015 г. № ДМ-П13-1077р в проект Графика подготовки и рассмотрения в 2015 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее – проект Графика) (п. 13) включены положения, предусматривающие необходимость предоставления ответственными исполнителями Государственных программ в Минэкономразвития России и Минфин России предложений по уточнению структуры (подпрограмм и основных мероприятий) ранее утвержденных Государственных программ в связи с включением кода основного мероприятия государственной программы Российской Федерации в структуру кода целевой статьи расходов федерального бюджета начиная с проекта федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

Обращаем внимание на то, что письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2015 № 09-05-1/15785 (текст письма размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru/ в разделе «Деятельность», подразделе «Бюджет»/»Бюджетная классификация Российской Федерации»), федеральным органам исполнительной власти – ответственным исполнителям Государственных программ Российской Федерации направлялись рекомендации по формированию основных мероприятий Государственных программ Российской Федерации с целью включения их в структуру кода целевой статьи расходов. В соответствии с указанным письмом и п. 13 проекта Графика предложения необходимо было представить в Минэкономразвития России и Минфин России в срок до 30 марта 2015 г. При этом по состоянию на 7 апреля 2015 г. Минобрнауки России, Минтруд России, Минстрой России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минтранс России, Минсельхоз России, ФСБ России, Минвостокразвития России, Минкавказ России указанные предложения не представили.

В целях недопущения срыва сроков подготовки Указаний о порядке применения бюджетной классификации и формирования проекта федерального бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Минфин России просит обеспечить незамедлительное представление указанных материалов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *