Казахстан ставка НДС

Содержание

КАЗАХСТАНСКАЯ
ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ
БУХГАЛТЕРОВ
«УЧЁТ» 2020

Приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 622 внесены изменения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 391 «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость».

Изменения связаны с изменениями в статью 433. Особенности возврата превышения налога на добавленную стоимость при использовании плательщиком налога на добавленную стоимость контрольного счета налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 года.

В соответствии со статьей 433 Налогового кодекса РК, которая вводится в действие с 1 января 2019 года, предусмотрен возврат НДС с применением Контрольного счета НДС (далее КС НДС) на добровольной основе.

В целом применение КС НДС приведет к оптимизации процедур администрирования НДС и обеспечивает:

-сокращение сроков возврата НДС (для экспортеров с 55/155 до 15 рабочих дней);

-сокращение количества проверок со стороны налоговых органов;

-увеличение собираемости НДС;

-повышение прозрачности администрирования НДС;

-невозможность применения «серых» схем.

Поправка вносится с 1 января 2019 года по отмене тематических проверок по НДС при применении КС НДС, предусмотренных пунктом 4 статьи 152 Налогового кодекса, с целью привлечения широкого круга плательщиков НДС к применению Контрольного счета НДС.

Серьезные изменения коснулись следующих пунктов:

п.25. В случае если до начала тематической проверки установлено отсутствие на лицевом счете налогоплательщика суммы превышения НДС, указанного в налоговом заявлении, и (или) нарушены порядок и сроки представления налоговой отчетности по НДС, установленные статьями 208, 209, 210 и 424 Налогового кодекса на дату представления указанного налогового заявления, орган государственных доходов, в течение десяти рабочих дней уведомляет налогоплательщика об отказе в рассмотрении налогового заявления, указанного в подпункте 2) пункта 3 статьи 145 Налогового кодекса.

п. 46. Возврат суммы превышения НДС производится плательщику НДС, использующему контрольный счет, на основании его требования о возврате суммы превышения НДС, указанного в декларации по НДС за налоговый период, в течение пятнадцати рабочих дней без проведения налоговой проверки.

При этом возврат превышения НДС производится за налоговый период, указанный в требовании, но не превышающий налогового периода, в котором им использован контрольный счет НДС, с учетом срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

Подтверждение достоверности суммы превышения НДС, предъявленной к возврату, в соответствии с настоящим пунктом, производится органом государственных доходов на основании данных, имеющихся в информационных системах.

При этом в случае частичного либо полного неподтверждения достоверности суммы превышения НДС, сложившегося по товарам указанным:

в подпункте 1) пункта 49 настоящих Правил, налогоплательщики уведомляются об отсутствии права на возврат превышения НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса;

в подпунктах 2) — 5) пункта 49 настоящих Правил налогоплательщики уведомляются об отсутствии права на возврат превышения НДС в соответствии со статьей 433 Налогового кодекса, о праве применения порядка возврата превышения НДС, предусмотренного статьями 429, 431, 432 и 434 Налогового кодекса.

п.48. Возврат превышения НДС производится налогоплательщикам, указанным в пункте 3 статьи 433 Налогового кодекса, в части суммы превышения НДС, сложившегося по приобретенным (полученным) товарам, при реализации которых расчет сумм НДС произведен с использованием контрольных счетов, с учетом информации о движении таких товаров в модуле «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов — фактур.

Изменения вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликовано 3 июля 2019 года) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

Фото: .com/PixelRobot

Развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение инвестиций позволят расширить экспортный потенциал Казахстана. Для стимулирования роста государство предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, права на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ и услуг, которые использовались для целей оборотов по нулевой ставке.

К оборотам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относятся:

— экспортные операции;

— оказание услуг по международным перевозкам;

— реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемая аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полёты, международные воздушные перевозки;

— реализация товаров на территорию СЭЗ;

— реализация аффинированного золота и другие виды реализации товаров, работ и услуг, перечисленные в налоговом законодательстве Казахстана.

Возврат НДС из бюджета осуществляется на основании требования налогоплательщика, осуществляющего обороты, облагаемые по нулевой ставке, указанного в декларации по НДС, в установленные налоговым законодательством сроки.

Указание этого требования инициирует проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком к возврату.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает случаи возврата НДС без проведения налоговой проверки.

В данной статье речь пойдёт об одной из проблем, возникающих у налогоплательщиков в результате тематических налоговых проверок – это отказ в возврате НДС в связи с применением критериев системы управления рисками (СУР).

Критерии утверждены приказом министра финансов РК от 2 февраля 2018 №118 «Об утверждении правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска» (далее – правила СУР).

Правила СУР разработаны в соответствии с налоговым законодательством Казахстана и применяются для подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.

При этом их цель — предотвратить случаи злоупотреблений и превышений прав отдельными налогоплательщиками.

Часть критериев СУР направлена на выявление фиктивных взаиморасчетов, когда счёт-фактуры выставляются с НДС без экономической сущности, например:

  • взаиморасчёты с лицом, снятым с учёта по НДС, после даты его снятия с учёта по НДС;

  • взаиморасчёты с лицом, ликвидированным на момент выставления счёта;

  • взаиморасчёты с лицом, признанным банкротом решением суда, вступившим в силу на момент выставления счёта.

Этот подход является взвешенным и обоснованным, поскольку НДС по таким транзакциям не отражается неблагонадёжными поставщиками в декларации по НДС и в дальнейшем не уплачивается в бюджет. Соответственно, в результате выявления таких фиктивных взаиморасчётов исключается риск возврата из бюджета НДС налогоплательщику, осуществившему взаиморасчёты с неблагонадёжными поставщиками.

При этом правила СУР предусматривают начисление баллов по каждому критерию, всего критериев 15.

Если суммарный итог критериев 35 баллов и более, то налогоплательщик относится к рисковым и налоговые органы проверяют не только его непосредственных поставщиков, но и всех остальных поставщиков до последнего уровня.

Если менее 35 баллов, то налогоплательщик признаётся менее рискованным, и в этом случае проверяются только его непосредственные поставщики. В данном случае, если налоговый орган усмотрит в деятельности налогоплательщика схему ухода от налогов, то его всё равно могут проверить до последнего поставщика.

Однако на практике налоговые органы не представляют обоснованных доводов о наличии каких-либо схем или признаков уклонения от уплаты налогов. Сам факт субъективного усмотрения налоговым инспектором возможного признака уклонения от налогов считается достаточным основанием для запуска аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам» по всем уровням поставщиков.

Налогоплательщики отмечают, что взаимоотношения поставщиков 2 и 3 уровней и более не могут влиять на их взаимоотношения с непосредственными поставщиками. Соответственно, у налогоплательщиков нет возможности регулировать и/или контролировать сделки, совершаемые между поставщиками последующих уровней (кроме первого уровня). У них также отсутствует возможность самостоятельной отработки выявленных у данных контрагентов нарушений. В результате добросовестные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски в части невозврата НДС.

Согласно статье 6 Налогового кодекса, налоговое законодательство должно строиться на принципе определённости: «Определённость налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов».

В большинстве случаев налоговые органы при налоговых проверках по подтверждению сумм НДС к возврату запускают аналитический отчёт «Пирамида по поставщикам», где проверяются все поставщики до последнего уровня, но при этом причины, которыми руководствуются налоговые органы при невозврате суммы НДС, зачастую прямо не предусмотрены налоговым законодательством. Так, на практике были случаи, когда:

  • налоговый орган не принимает во внимание тот факт, что поставщик на момент сделки был добросовестным налогоплательщиком (т.е. не учитывает, что НДС в полной мере был уплачен сторонами сделки и был отражён в декларации по НДС своевременно);

  • налоговый орган указывает в качестве основания для исключения суммы НДС к возврату обстоятельства, не предусмотренные налоговым законодательством и правилами СУР (например, не удаётся проследить происхождение товара, работ и услуг);

  • при построении отчёта «Пирамида по поставщикам» налоговым органом учитывались суммы НДС дважды, а иногда и трижды по одним и тем же поставщикам (т.е. допускались математические ошибки);

  • налоговый орган не предоставляет налогоплательщикам одновременно с актом проверки Реестр направленных в территориальные налоговые управления запросов по выявленным нарушениям;

  • налоговыми органами нарушается порядок формирования аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам», а также порядок анализа и обработки его результатов.

В последнее время обозначилась тенденция, когда после проведения тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС и возврата подтверждённой суммы НДС налогоплательщику, налоговые органы выставляют уведомление о камеральном контроле, в результате которого начисляется НДС к уплате за уже проверенный период.

Это значит, что ранее возвращённый из бюджета НДС подлежит уплате в бюджет вместе с начисленной пеней. При этом налогоплательщики не могут оспорить уведомления о камеральном контроле в судебном порядке и вынуждены обжаловать действия налоговых органов.

Таким образом, налоговые органы, применяя толкование, не основанное на принципе определённости налогообложения, могут приводить причины невозврата НДС, не предусмотренные налоговым законодательством. В таких случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои права при обнаружении подобных нарушений со стороны налоговых органов путём обжалования уведомлений о результатах тематической проверки по подтверждению достоверности превышения суммы НДС, предъявленной к возврату, и/или уведомлений о камеральном контроле, выставленных после проведения тематической проверки по НДС.

Вопрос возврата НДС остаётся наиболее проблемным в налоговом администрировании, а налогоплательщик, осуществляющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, имеет право на своевременный возврат в полном объёме из бюджета суммы НДС, предъявленной им к возврату, только в идеальных условиях, которые практически недостижимы в условиях, когда налоговые органы не соблюдают принцип определённости налогообложения.

В настоящее время имеются положительные изменения в налоговом законодательстве (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain и виртуального склада), предполагающие прозрачность в порядке проведения налоговыми органами возвратов НДС, в результате чего показатель возврата НДС налогоплательщикам из бюджета значительно улучшится.

Экспорт в Казахстан

26.06.2018 А. Гордон

Подтверждение 0 ставки НДС

Транспортные (товаросопроводительные) документы

Экспорт в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению Транспортные, товаросопроводительные документы для подтверждения ставки НДС ноль процентов

Готовьтесь! Новые требования к внешнеторговым (внешнеэкономическим) контрактам с 2018 года

Налоговый адвокат Гордон Андрей Эдуардович

Москва

Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения являются участниками договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного 19.05.2014г. в Астане (ЕАЭС). Декларирование перемещения товаров между государствами-участниками договора (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Россия) отменено, но границы остались. Оформление документов при перемещении товаров между государствами -участниками договора ЕАЭС сходно, но есть и различия.

Правильно оформленные транспортные, товаросопроводительные документы помогут без лишних задержек доставить товары из России в Казахстан, Белоруссию и другие государства-участники договора, упростят расчеты за доставку товаров, при налогообложении у покупателя и поставщика обоснуют расходы и право экспортера на налоговую ставку 0 процентов НДС.

Что такое транспортные (товаросопроводительные) документы, кто и когда должен их оформлять при поставке товаров в Казахстан и другие государства — участники договора ЕАЭС автомобильным транспортом читайте в этой статье.

Отметим сразу, особое место среди участников договора ЕАЭС занимает Армения. Положение Армении отличается отсутствием границы с Россией. Перемещение грузов между Россией и Арменией, как и с другими государствами ЕАЭС, наземным транспортом возможно только транзитом через Грузию и Азербайджан, или напрямую — авиаперевозкой.

Этим обусловлена необходимость оформления грузов между Россией и Арменией в таможенном отношении при перевозках автомобильным или железнодорожным транспортом.

В остальном, оформление поставок товаров между странами ЕАЭС схожи.

Документы для договора поставки из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению

Договор поставки товаров — соглашение поставщика и покупателя по двум основным вопросам: о товаре и о его транспортировке. По этому, исполнение договора поставки сопровождается оформлением двух видов документов: 1) товарных, и 2) транспортных.

Оформление документов по внутрироссийским поставкам товаров регулируется законодательством Российской Федерации. Как оформить перевозку товара из России в Казахстан или другое государство-участник договора «О Евразийском экономическом союзе» подписанного 19.05.2014г. (далее по тексту именуется «договор о ЕАЭС»)?

Транспортные документы на перевозку грузов из России в Казахстан и страны ЕАЭС

Условия:

Договор поставки из России в Казахстан (или другое государство-участник договора ЕАЭС).

Перевозка автомобильным транспортом.

Начало перевозки товара (место отгрузки): Россия.

Оформление:

При перевозке товаров автомобильным транспортом водитель обязан при себе иметь документы на груз (пункт 2 Правил дорожного движения Российской Федерации). Какие это документы, правила не раскрывают, но по смыслу — это документы, подтверждающие законность владения водителем перевозимым грузом .

Доставка груза по договору поставки возможна силами поставщика или покупателя. В обоих случаях, возможно использование собственного транспорта, или привлеченных перевозчиков.

Ситуация 1: По договору поставки доставка входит в цену товара и организуется поставщиком (российским экспортером) с привлечением перевозчика

Перевозка груза оформляется договором перевозки между поставщиком и перевозчиком.

Наличие договора перевозки подтверждается транспортной накладной (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Не зависимо кто по договору поставки заключает договор перевозки (поставщик или покупатель), составляет транспортную накладную и передает ее перевозчику грузоотправитель (статьи 2 и 8 Устава автомобильного транспорта, пункт 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

В ситуации 1 грузоотправитель — российский поставщик, он и обязан оформить транспортную накладную и передать ее перевозчику.

Транспортная накладная не просто подтверждает факт заключения договора перевозки, но и фиксирует объем оказанных перевозчиком транспортных услуг, и цену этих услуг. Транспортная накладная является основанием для проведения расчетов между заказчиком перевозки и перевозчиком за оказанные услуги.

Не стоит путать транспортную накладную и товарно-транспортную (ТТН).

Для внутрироссийских перевозок была разработана и до 2013 года применялась унифицированная форма ТТН 1-Т в качестве первичного учетного документа (в целях бухгалтерского и налогового учета) для учета услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Транспортная накладная вручается водителю вместе с сопроводительными документами на груз.

Российским экспортерам товаров в страны-участницы договора о ЕАЭС (Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению) следует учитывать, что договор о ЕАЭС отменил оформление перемещение товаров между странами участницами в таможенном отношении и упростил перевозки грузов, но государства-участники остались суверенными.

В этих условиях перевозка грузов из России в Казахстан, и аналогично перевозки между остальными государствами, признается международной перевозкой грузов, поскольку предполагает перемещение груза с территории одного государства на территорию другого (статья 2 закона РФ «О государственном контроле международных автомобильных перевозок»).

Наличие договора международной перевозки грузов подтверждается международной товарно-транспортной накладной и оформляется по форме CMR (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, Женева, 19 мая 1956 г.) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов.

По правилам международной перевозки грузов к CMR-накладной прикладывают:

  • отгрузочную спецификацию,
  • фактуру — спецификацию,
  • сертификат о качестве,
  • карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства

(п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом России 27.10.1998 г.).

Вывод:

Перевозка грузов автомобильным транспортом между государствами участниками договора о ЕАЭС оформляется международной товарно-транспортной накладной (CMR) с указанием соответствующих реквизитов и приложением комплекта документов. При экспорте из России к CMR прикладывают документы по Перечню, утвержденному Минтрансом России 27.10.1998 г. Документы готовит и передает перевозчику грузоотправитель (поставщик).

Рекомендуем: В интересах поставщика, прежде всего на случай налоговых споров по возмещению НДС а так же споров с покупателем и перевозчиком, рекомендуем в CMR после загрузки вносить собственноручно водителем запись: «Товар погружен. Закреплён. Замечаний нет». При перевозке автотранспортом, случается смещение груза, рвется крепление, ломаются доски кузова и т.д.

Кроме того, для формирования архива, который так же может быть в дальнейшем использован в спорах, при отгрузке товара получить копию водительского удостоверения водителя и его паспорта, верность копий которых засвидетельствовать соответствующими записями владельца — водителя «Копия водительского удостоверения № _____, выданного ______ верна. Верность копии удостоверена мною — фамилия, имя отчество, проживающий по адресу: ______, дата, подпись». Паспорт — аналогично.

Ситуация 2: Доставка входит в цену товара и осуществляется собственным транспортом поставщика

По российскому законодательству в ситуации 2 договор перевозки отсутствует поскольку поставщик перевозит груз своим транспортом. Следовательно отсутствуют основания для оформления транспортной накладной. Перевозку осуществляет работник поставщика на принадлежащем поставщику автомобиле (собственный транспорт). Учет расходов на доставку и законность владения автомобилем водитель подтверждает путевым листом, законность владения товаром — товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Заполнение путевых листов в России производится согласно Приказа Министерства Транспорта РФ от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», согласно которому путевой лист содержит сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.

Оформляет путевой лист собственник (владелец) автотранспортного средства.

Накладная формы ТОРГ-12 разработана и применяется в Российской Федерации в качестве первичного учетного документа для оформления продажи (отпуска) товарно — материальных ценностей сторонней организации (Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).

ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у поставщика товарно — материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования этих ценностей. ВАЖНО: Покупателям из Казахстана, Белоруссии и других государства ЕАЭС необходимо учесть: С 2013 года, российские организации вправе использовать собственные формы первичных учетных документов и не применять унифицированные формы, в том числе не применять накладные по форме ТОРГ-12. Оформленные российскими поставщиками накладные могут не соответствовать требованиям законодательства государства участников договора ЕАЭС. Покупателям из государств ЕАЭС целесообразно в договорах на поставку товаров из России согласовать с российскими поставщиками-экспортерами формы документов на товар и на перевозку грузов и порядок их заполнения и передачи.

Ситуация 3: Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя собственным транспортом

Ситуация аналогична описанной выше ситуации 2: По российскому законодательству договор перевозки между перевозчиком и поставщиком (российским экспортером) отсутствует, поскольку по условиям договора поставки транспортировка товара осуществляется транспортом покупателя.

Учет своих расходов на доставку товаров покупатель ведет по путевому листу (расходы на ГСМ, пробег, амортизацию, зарплата и т.д.). Товар передается по доверенности представителю покупателя подписанием экземпляра товарной накладной ТОРГ-12, оформленной российским поставщиком.

Вместе с тем, учитывая, что покупатель является хозяйствующим субъектом Казахстана или другого государства -участника договора ЕАЭС, для него имеет значение правильность оформления перевозочных документов по законодательству соответствующего государства. Именно на покупателе лежат риски нарушений оформления документов и связанные с этим последствия. Именно покупатель заинтересован в надлежащем учете понесенных расходов на доставку.

*Рекомендуется при заключении договора поставки обратить внимание покупателя на особенности оформления документов по перевозке, и согласовать в договоре соответствующие положения.

Например, при поставках из России в Казахстан, в сходных ситуации 3 условиях договора, налоговики Казахстана рекомендуют российским поставщикам оформить и передать Казахстанским покупателям CMR накладную.

Ситуация 4: Поставка товара осуществляется на складе российского поставщика, доставка товара — самовывозом покупателя привлеченным перевозчиком

По российским правилам (Устава автомобильного транспорта РФ, Правила перевозки грузов в РФ) в подтверждение договора перевозки составляется транспортная накладная, которую составляет грузоотправитель.

В описанной ситуации поставки товара договор перевозки груза оформляет покупатель товара, поскольку обязанность перевозки возложена на покупателя договором поставки.

Покупатель (зарегистрированный не в России а в другом государстве-участнике договора о ЕАЭС) до получения товара в России у российского поставщика оформляет договор международной перевозки груза с привлеченным перевозчиком.

Право собственности на товар переходит к покупателю в России в момент отгрузки на складе поставщика российского экспортера. Грузоотправителем является покупатель. Он же заполняет CMR-накладную.

Обращаем внимание: по правилам Устава автомобильного транспорта РФ при исполнении договора перевозки загрузка товара в транспортные средства — обязанность грузоотправителя. По условиям ситуации 4, поставка осуществляется на складе поставщика в России. Рекомендуем покупателю согласовать в договоре поставки обязанность поставщика загрузить товар в транспортное средство.

После погрузки товара, перевозчик в CMR – накладной ставит отметку и печать. В составе товаросопроводительных документов поставщик передает покупателю один экземпляр ТОРГ-12 (или накладной оформленной по иной согласованной сторонами форме), на втором перевозчик ставит отметку (по доверенности) о получении товара.

Документы на товар при экспорте из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию или Армению

Условия:

Договор поставки товара из России в Казахстан. Оформление перевозки товара из России в другие государства, за исключением Армении, производится аналогично.

Передача товаров между поставщиком и покупателем, в целях бухгалтерского учета торговых операций в Российской Федерации, оформляется первичными учетными документами (Закон РФ «О бухгалтерском учете»). С 2013г. в Российской Федерации применение унифицированных форм первичных учетных документов не обязательно. На территории Казахстана принятие к учету товаров поступивших из России осуществляется на основании законодательства Республики Казахстан.

Хозяйствующим субъектам России и Казахстана целесообразно при заключении экспортного договора поставки согласовать и закрепить виды и формы документов, которые будут оформляться при исполнении контракта. В том числе транспортные накладные, товарные накладные, которыми будет оформляться перевозка и передача товаров. По существующей практике, операции передачи товаров хозяйствующими субъектами из России в Казахстан оформляются товарной накладной унифицированной формы ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132).

Товарная накладная составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у российского поставщика экспортера, и является основанием для списания товаров. Второй экземпляр передается покупателю и является основанием для оприходования товаров.

Международная транспортная накладная (СMR)

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) подтверждает перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого. Накладная-CMR составляется грузоотправителем количеством экземпляров не менее шести. В CMR-накладную вносят сведения о грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике и местах их нахождения, сведения о транспортном средстве, адресе погрузки и места назначения – место разгрузки.

В случаях, когда вывоз товаров с территории России производят Казахстанские перевозчики, транспортные документы могут быть изготовлены по законодательству Казахстана. Необходимо тщательно заполнять сведения о месте погрузки и месте выгрузки, они должны быть расположены соответственно в России и Казахстане.

В товарной части CMR-накладной содержатся сведения о грузе. При большом перечне грузов, если для их внесения не достаточно бланка CMR-накладной, допускается прикладывать к накладной перечень грузов и их описание.

В отличие от «внутренней» транспортной накладной, при экспорте из России в Казахстан обязательно должна быть заполнена графа 10 CMR-накладной — «код товара», в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

С июля 2016 года для российских экспортеров заполнение информации «код товара» обязательно и для счетов-фактур, поскольку для сырьевых и не сырьевых товаров с июля 2016 года вычет входного НДС производится по разному.

CMR-накладная оформляется на бланках изготовленных типографским способом на иностранном языке или иностранном и русском языках. Известны не единичные случаи возникновения налоговых претензий при предъявлении для обоснования права на налоговую ставку НДС 0 процентов CMR-накладных без приложения перевода на русский язык.

При отправке груза CMR-накладную подписывают грузоотправитель и перевозчик. Один из экземпляров CMR-накладной остается у грузоотправителя, оставшиеся экземпляры сопровождают груз.

При получении груза грузополучатель заполняет не менее трех страниц CMR-накладной о получении груза с проставлением даты, времени получения груза подписи материально ответственного лица и печати. Одна страница накладной остается грузополучателю, две страницы CMR-накладной с подписями и печатями (штампами) соответственно грузоотправителя и грузополучателя перевозчик передает заказчику перевозки вместе со счетом за перевозку.

Два экземпляра CMR-накладной предназначены для таможенных целей.

Таможенные документы для экспорта из России в Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Армению

С января 2015г. отменено декларирование при перемещении товаров между Россией, Казахстаном, Белоруссией и другими государствами экономического союза (статья 25 Договора «О евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014г.), по этому, перемещаемые между Россией, Казахстаном, Белоруссией грузы в таможенном отношении не оформляются и передача CMR-накладных таможенным органам не производится.

Вместе с тем, как отмечено в начале статьи, Россия и Армения не имеют общей границы и автотранспорт может доставить грузы только транзитом через Грузию или Азербайджан.

В связи с изложенным, отгрузки из России в Армению должны оформляться в таможенном отношении для транзитного следования через территорию сопредельных государств.

Статус перевозки грузов из России в Казахстан, в Белоруссию и другие страны экономического союза в качестве международной перевозки грузов, международный договор ЕАЭС не изменил. Хозяйствующие субъекты государств-участников договора при перевозке грузов с территории одного государства-участника договора на территорию другого обязаны соблюдать требования законодательства о международной перевозке грузов.

ТРАНСПОРТНЫЕ (ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ) ДОКУМЕНТЫ для подтверждения права на 0 ставку НДС

С января 2015г., на основании п. 1 ст. 7 Налогового кодекса РФ, налогообложение экспорта товаров с территории России на территорию Казахстана, Белоруссии и других государств-участников договора осуществляется по правилам ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) а не по правилам Налогового кодекса Российской Федерации.

Непосредственно порядок взимание косвенных налогов (в том числе НДС) и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров регулируется Приложением N 18 к Договору (Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол)).

Так же с января 2015г. реализация товаров на экспорт с территории России на территорию Казахстана осуществляется по налоговой ставке НДС ноль процентов. Для подтверждения права на применение налоговой ставки НДС ноль процентов, среди прочих, экспортер представляет транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории России на территорию Казахстана.

С учетом приведенных выше положений российского законодательства, в случае перевозки товаров привлеченным перевозчиком, российский поставщик-экспортер, в качестве подтверждающих документов представляет:

1) Транспортные документы: международную транспортная накладная CMR, в которой указывается место погрузки – территория России, а место разгрузки должно быть указано на территории Республики Казахстан и проставлена соответствующая отметка перевозчика, и товарная накладная форма ТОРГ-12.

2) Товаросопроводительные документы: товарную накладную (например ТОРГ-12), отгрузочную спецификацию, фактуру — спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты или свидетельства. Поскольку хозяйствующие субъекты государств-участников договора о ЕвразЭС освобождены от санитарного, ветеринарного контроля,при при перемещении товаров через границы государств-участников, соответствующие сертификаты и свидетельства не обязательны.

Вместе с тем, по мнению Минфина РФ и Минтранса РФ подтвердить вывоз товаров с территории России в государства участники договора о ЕвразЭС допускается транспортной и товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) или одной накладной по форме 1-Т. (Минтранс РФ Письмо от 24 мая 2010 г. N ОБ-16/5460).

Позиция регуляторов обоснована наличием в накладной формы 1-Т двух частей: товарной и транспортной. В последней достаточно сведений в подтверждение договора перевозки.

Мы своим клиентам рекомендуем согласовывать вопрос оформления документов с контрагентом. Фискальные органы Казахстана требуют при оформлении перевозки груза с территории России казахстанским перевозчиком предъявлять международную транспортную накладную CMR.

Российское законодательство не содержит запретов для оформления перевозки в аналогичном порядке.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЭКСПОРТА В КАЗАХСТАН

Состав документов, необходимых для отгрузки товаров на экспорт, определяется направлением экспорта (страны ЕАЭС, экспорт за пределы Таможенного союза), договором (поставка, комиссия, перевозка и т.д.), условиями договора (какой покупателю требуется состав документов, способ доставки, хранение и т.п.), товаром (требуют сертификатов, таможенных деклараций — ДТ и т.п.).

Поскольку государственный контроль при перемещении товаров, работ, услуг между государствами ЕАЭС имеет существенные особенности, и вместе с тем в каждом государстве имеются свои особенности, каждый раз при заключении договора на поставку товаров из России в Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию необходимо уточнять (формировать) актуальный список необходимых документов, и распределять между поставщиком и покупателем обязанности по оформлению необходимых документов.

Например, если поставку осуществляет российский поставщик-экспортер на склад покупателя в Казахстане, оформление транспортных и товаросопроводительных документов — забота российского поставщика-экспортера. Если самовывоз товара Казахстанским покупателем со склада поставщика в России, транспортные документы оформляет покупатель.

Документы при экспорте товаров в Казахстан включают:

  1. Товарные (накладные, сертификаты, если товар из иностранных государств — таможенные декларации (ДТ) и т.п.)
  2. Расчетные (Документы по оплате товаров — платежные поручения и т.п.)
  3. Транспортные (Транспортны накладные, товарно-транспортные накладные)
  4. Налоговые (Счета, счета-фактуры, заявления на ввоз товаров и уплату косвенных налогов и акцизов и т.п.)

Что такое экспорт товаров?

Экспортом товаров является вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан.

По какой ставке облагается оборот по реализации товаров на экспорт?

Оборот по реализации товаров на экспорт, за исключением оборотов по реализации товаров, предусмотренных статьей 394 Налогового кодекса, облагается по нулевой ставке.

Какая ставка НДС применяется при экспорте товаров в Евразийском экономическом союзе?

При экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза применяется нулевая ставка НДС.

Кто имеет право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС?

Право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС имеют плательщики НДС, представившие декларации по НДС с указанием требования о возврате суммы превышения НДС, состоящие не менее двенадцати последовательных месяцев на налоговом мониторинге и не имеющие неисполненного налогового обязательства по представлению налоговой отчетности на дату представления декларации по НДС.

Срок возврата суммы превышения НДС в упрощенном порядке?

Возврат суммы превышения НДС в упрощенном порядке производится с учетом периода продления в течение пятнадцати рабочих дней с последней даты, установленной настоящим Кодексом для представления в налоговый орган декларации по НДС за налоговый период, в которой указано требование о возврате суммы превышения НДС.

Что такое Контрольный счет НДС?

Контрольным счетом является текущий счет, открытый для учета НДС в банках второго уровня и в организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, используемый при расчете сумм НДС, в том числе для:

уплаты НДС в бюджет, включая налог на добавленную стоимость на импорт и за нерезидента;

уплаты НДС поставщикам товаров;

уплаты НДС покупателями (получателями) товаров;

зачисления денег с иного банковского счета плательщика НДС.

Срок возврата превышения НДС налогоплательщикам, применяющим контрольный счет НДС?

Возврат суммы превышения НДС плательщику НДС, использующему контрольный счет НДС, производится в течение пятнадцати рабочих дней без проведения налоговой проверки.

По какой ставке НДС облагаются услуги по международной перевозке?

Оборот по реализации услуг по международным перевозкам облагается по нулевой ставке НДС.

В счет каких налогов и платежей зачитывается превышение НДС, не подлежащее возврату?

Превышение НДС, не подлежащее возврату, зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС.

Что является основанием для возврата превышения НДС?

Основаниями для возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость являются:

1) акт налоговой проверки по подтверждению достоверности суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, с учетом результатов его обжалования (при обжаловании налогоплательщиком);

2) заключение к акту налоговой проверки.

В отношении каких налогоплательщиков проводится тематическая проверка по подтверждению достоверности сумм НДС с применением системы управления рисками?

Тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками в отношении налогоплательщика, представившего:

налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса;

требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – требование о возврате суммы превышения НДС).

Какой налоговый период включается в проверяемый период при получении требования о возврате превышения НДС от налогоплательщика?

В проверяемый период включаются налоговый период, за который представлена декларация по НДС с указанием требования о возврате превышения НДС, а также предыдущие налоговые периоды, за которые не проводились проверки по данному виду налога, но не превышающие срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса.

Как определяется размер облагаемого оборота при экспорте товаров?

Размер облагаемого оборота при экспорте товаров определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов, если иное не предусмотрено статьей 443 Налогового кодекса и законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

В случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками в отношении каких проверяемых налогоплательщиков не применяются положения в части невозврата НДС по поставщикам проверяемого налогоплательщика, по которым выявлены нарушения по результатам анализа отчета «Пирамида» (пп.2) части первой п.12 статьи 152 НК)?

Положения подпункта 2) части первой пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса не применяются в случае устранения нарушений, выявленных по результатам аналитического отчета «Пирамида», непосредственными поставщиками следующих проверяемых налогоплательщиков:

имеющих право на применение упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС;

реализующих инвестиционный проект в рамках республиканской карты индустриализации, утверждаемой Правительством Республики Казахстан, стоимость которого составляет не менее 150 000 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и имеющих средний коэффициент налоговой нагрузки не менее 20 процентов, рассчитанный за последние 5 лет, предшествующих налоговому периоду, в котором предъявлено требование о возврате суммы превышения НДС;

осуществляющих разведку и (или) добычу углеводородов на море в рамках соглашения о разделе продукции.

В каких случаях налогоплательщик не имеет права предоставлять пояснения на уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля?

— Налогоплательщик не вправе представлять пояснение, указанное в подпункте 2) пункта 2 статьи 96 Налогового кодекса, по следующим нарушениям, выявленным налоговыми органами по результатам камерального контроля:

1) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога и в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

на основании счета-фактуры и (или) иного документа, действие (действия) по выписке которых признаны вступившим в законную силу судебным актом совершенным (совершенными) субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;

по сделкам, признанным недействительными на основании вступившего в законную силу решения суда;

2) при отнесении на вычеты расходов при исчислении корпоративного подоходного налога по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу;

3) при отнесении в зачет суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам:

по сделкам (операциям) с юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, чья регистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;

по сделкам (операциям) с юридическими лицами, чья перерегистрация признана недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда.

В каких случаях приостанавливается срок исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля?

При подаче жалобы на уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд, течение срока исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, приостанавливается:

1) со дня принятия жалобы вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом – до вынесения письменного решения вышестоящего налогового органа и (или) уполномоченного органа;

2) со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству – до вступления в законную силу судебного акта.

В каких случаях продлевается срок исковой давности по уведомлениям, направленным в рамках камерального контроля?

Срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности, в части выявленных нарушений.

Какие последствия влечет неисполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля?

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 118 Налогового кодекса.

Срок исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля?

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков

Экспорт – это процедура, которая, согласно определению Таможенного союза (куда входит и Россия), заключается в вывозе товаров за территорию Таможенного союза. Исходя из этого, направление товаров из Российской Федерации в Казахстан экспортом называться не может, ведь товары в этом случае не покидают территорию Таможенного союза. Кроме того, в мае 2014 года ряд стран (Армения, Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Россия) подписали договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому, поставки товаров между этими государствами несут черты процедур, осуществляемых на территории одной страны. Но данный факт не стирает границы, так что определение «экспорт товаров в Казахстан» – уместно и справедливо. О его отличительных чертах расскажем в данной статье.

Какое будущее ждет экспорт товаров в Казахстан

Прежде чем говорить об экспорте товаров в Казахстан из Российской Федерации, стоит привести немного статистической информации. Каких объемов сегодня достигает экспорт товаров в Казахстан? За первые два квартала 2017 года сумма впечатляющая – 4,55 миллиарда долларов. Лидирующие позиции среди экспортирующих стран сегодня занимают Нидерланды (11 %) и Китай (11 %). Казахстан для РФ на девятом месте (3,3 %), но он является вторым среди стран СНГ, уступая только Белоруссии (5,2 %).

Экспорт товаров в Казахстан – это довольно важная статья в Российской экономике. Для сравнения – сопоставимые позиции имеют такие европейские страны, как Франция или Польша. Еще более показательно, что Казахстан уже опередил Испанию, Индию, Финляндию, Бельгию и Великобританию.

Экспорт товаров из России очень значим и для экономики самого Казахстана, ведь наша страна – его главный партнер на международной арене, и только потом – Китай и Германия.

Экспорт товаров в Казахстан развивается с того момента, как был организован Таможенный союз, ведь именно он позволил обойти все политические препятствия для осуществления торговли между нашими государствами. Конечно, все далеко не безупречно в отношении экспорта товаров в Казахстан из России. Сегодня объемы торговли падают, но это вызвано не ухудшением партнерских взаимоотношений, а кризисом.

Международная экономика значительно влияет на ситуацию с экспортом товаров в Казахстан, ведь давно устоялось, что международная торговля ведется в долларах. Само собой разумеется, что любые финансовые проблемы отражаются и на торговле между нашими странами. Девальвация национальных валют привела к тому, что текущие статистические данные дают весьма условное представление об объективной ситуации. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Экспорт в Казахстан увеличился на 10,7 %, импорт из Казахстана снизился на 7,4 %. При этом важно обратить внимание на то, что если рассчитывать в рублях, то объем торговли между нашими государствами увеличился на 22,3 %. Это весьма внушительная сумма, ведь она составляет 705,2 миллиарда рублей. При пересчете на рубли становится ясно, что суммарная доля взаимных расчетов России, Белоруссии и Казахстана достигла 70 %, что намного больше, чем 23,8 %, которые получаются при исчислении в долларах.

Экспорт России и экспорт Казахстана – это совершенно разные товары. Россия поставляет преимущественно продукцию из сферы машиностроения, в то время как экспорт Казахстана – это металлы, руда и различные минералы. Снова обратимся к статистике. Например, во втором квартале 2016 года экспорт товаров в Казахстан имел следующее соотношение:

  • 22,6 % – транспорт, машины и прочее оборудование (преимущественно ядерные реакторы, механические устройства, котлы, чуть меньше – электрическое оборудование, и еще меньше – автомобили);

  • 16 % – минеральные продукты (топливо, которое Казахстан не в состоянии добывать самостоятельно в нужных масштабах);

  • 15,9 % металлы и изделия из них;

  • 12 % – продовольствие;

  • 5,2 % – древесина, целлюлозно-бумажная продукция и т. д.;

  • 2,6 % – текстиль, изделия из него, обувь.

Экспорт товаров в Казахстан – это закономерный процесс, ведь между нашими государствами существуют тесные многолетние взаимоотношения. Иначе и быть не могло при столь протяженной общей границе. За долгие годы налажены торговые пути, транспортные связи и т. д. Нет ничего удивительного в том, что большая часть экспорта в Казахстан переправляется из других стран по территории России – это наиболее рациональный и экономичный маршрут. При этом многие эти товары (топливо, энергетические ресурсы и т. д.) очень важны для Казахстана. Нюансы взаимоотношений двух государств установлены соглашением от 7.06.2002 г.

Важным вопросом в торговых связях России и Казахстана является нефтепровод, ведь каждый год по нему переправляются просто колоссальные объемы нефти (15,5 миллиона тонн по нефтепроводу Атырау – Самара и 5,5 миллиона тонн по нефтепроводу Махачкала – Тихорецк – Новороссийск).

Здесь необходимо отметить, что экспорт казахстанской нефти проходит по нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который является совместной собственностью правительств России и Казахстана. В 2002 году было создано совместное предприятие российского «Газпрома» и «КазМунайГаз» (Казахстан) – «КазРосГаз». Оно осуществляет поставки газа с месторождения Карачаганак на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Еще одним важным моментом в экономических взаимоотношениях России и Казахстана является вопрос обработки урана. Дело в том, что его запасы в Казахстане настолько велики, что уступают по объему одной единственной стране, – Австралии. Однако у Казахстана нет своей атомной энергетики, поэтому Россия и Казахстан организовали совместный проект по добыче урана, осуществляет его казахстанско-российско-киргизское предприятие – ЗАО «Заречное».

Разумеется, экспорт товаров в Казахстан, как и другие торгово-экономические взаимодействия Российской Федерации и Казахстана на сегодня нуждаются в улучшениях. У каждой страны имеются внушительные ресурсы и экономический потенциал, использовать которые на полную мощность пока не удается. Но деятельность в этом направлении ведется. И она имеет большие перспективы. Ставки делаются на программы импортозамещения в РФ и индустриализации Казахстана, в частности на трансграничные производственные цепочки в машиностроении и обрабатывающей промышленности. По прогнозам специалистов, это положительно скажется на торгово-экономических отношениях стран, а значит, позволит увеличить и экспорт товаров в Казахстан из Российской Федерации.

Читайте статью: Риски экспорта: как их предусмотреть и снизить

Как оформить экспорт товаров в Казахстан

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

  • Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

  • Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

  • Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

  • Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.

Примечательно, что 9/10 товаров, предназначенных для экспорта в Казахстан, являются товарами двойного назначения. В таких случаях обычно приходится проводить экспертизу, которая должна подтвердить, что товару не требуется лицензия на экспорт в Казахстан. Конечно, экспертиза не является обязательной процедурой при подтверждении нулевой ставки, но при отсутствии такого заключения могут возникнуть проблемы, в частности, очень серьезный штраф со стороны ФСТЭК.

Стоит так же учитывать, что в отдельных ситуациях для экспорта в Казахстан требуется фитосанитарный или ветеринарный сертификат.

Если вся документация заполнена правильно и камеральная проверка налоговой показала положительные результаты, после 5–8 месяцев с момента отгрузки вам вернут 18 % НДС, который был уплачен за товар.

Читайте статью: Структура экспорта России

Осуществляя экспорт товаров в Казахстан, НДС можно легко вернуть

Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.

Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».

Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.

Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:

  1. Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.

  2. Камеральная проверка.

  3. Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.

Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.

Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.

Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.

Читайте статью: Российские товары на экспорт: прошлое и настоящее

Экспорт товаров в Казахстан при УСН

Все государства, которые состоят в Евразийском экономическом союзе, соблюдают единые правила налогообложения экспорта и импорта товаров. Когда речь идет об экспорте товаров из России в Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, эти требования применяются только к НДС. Что же касается остальных налогов по такой операции, то они должны быть выплачены в том же порядке, что и при реализации товаров контрагентам из России.

Если брать за основу точку зрения налоговой политики, то нет существенной разницы между экспортом в любое государство из ЕАЭС и прочие страны. Это означает, что в любом случае будет применяться нулевая ставка, и ее нужно подтвердить, подав соответствующую документацию в налоговую инспекцию.

Следует понимать, что при экспорте товаров в Казахстан эти правила применяются в отношении лиц/организаций, которые работают по общей системе налогообложения – ОСНО. А что касается УСН, то организации, которые работают на «упрощенке», практически не испытывают никаких сложностей при выходе на рынки других стран. Это происходит потому, что НДС за экспорт не включен в список исключений для лиц, использующих УСН (статья 346.11 НК РФ). Значит, им не стоит беспокоиться о сборе документации, «нулевых» счетах-фактурах, заявлениях, специальных декларациях и т. д. Все так, как будто товар продан в Россию.

Предприятия, использующие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением некоторых ситуаций (экспорт в их число не входит). Значит, нулевой НДС начислять не надо и отчитываться по нему тоже. Нет необходимости и в заявлениях. Налоговая также не проверяет эти операции. Никаких налоговых проверок при экспорте товаров в Казахстан ожидать не придется. Разумеется, контрагент может запросить счет-фактуру. Этот документ можно составить с пометкой об отсутствии НДС. При экспорте товаров в Казахстан случается, что казахские налоговые службы требуют прояснить ситуацию с НДС. Тут достаточно составить письменное объяснение о том, что вы работаете по УСН и не платите НДС.

Важно учитывать, что переход между ОСНО и УСН может вызвать некоторые претензии со стороны налоговых органов. Дело в том, что лица, которые платят УСН, не признаются плательщиками НДС, а значит, не имеют права на его возмещение. Подробнее можно об этом прочесть в письме УФНС РФ по г. Москве от 12 августа 2011 года № 16-15/079549. Но здесь многое зависит от того, за какой квартал требуется вернуть НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Обычно определяющим фактором является то, какая система применялась в последний день квартала. Если же он полностью проходил под ОСНО, а переход на УСН был осуществлен уже в следующем квартале, то НДС за экспорт товаров в Казахстан должен быть возмещен. Подробнее можно об этом прочесть в письме от 11 ноября 2009 года № 03-07-08/233.

Точку в решении этого вопроса поставил Президиум ВАС РФ (см. постановление от 9 сентября 2012 № 6759/12). Согласно решению суда, даже если лицо перешло на УСН, это не отнимает у него права на возмещение НДС по нулевой ставке. При этом было указано, НК РФ не ограничивает права налогоплательщика на предоставление полного пакета документов для доказательства экспортной операции после 180 дней.

Читайте статью: Мировой экспорт товаров

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

В сфере экспорта товаров из России много нюансов, описать которые в рамках одного материала невозможно. Всегда безопаснее и разумнее, прежде чем приступить к экспорту товаров в Казахстан или другую страну, проконсультироваться с экспертом, а еще лучше поручить ему оформление всей таможенной процедуры. Участие специалиста сэкономит время и убережет вас от дополнительных расходов.

При подготовке товаров к экспорту в Казахстан требуется изучить большой объем специальной информации, которой у предприятия часто нет. Специалисты информационно-аналитической компании «VVS» предлагает своим клиентам таможенную статистику разных стран мира, в частности Казахстана. Наша компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *