Содержание
- Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы
- Общее определение
- Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений
- Основные цели проведения
- Регулирующая база
- Важные правила списания ОС в бюджетных организациях
- Требуемая документация
- Выпуск соответствующего приказа
- Поэтапная инструкция
- Порядок списания ценного имущества в ООО
- Оценка технического состояния
- Процесс согласования
- Инструкция по списанию ОС
- Для чего производится списание ОС?
- Как списать основные средства бюджетного учреждения
- Значение процедуры списания
- Виды бюджетного имущества
- Правила распоряжения имуществом
- Основания для списания
- Специальная комиссия по списанию
- Образец формы
- Как оформляется процедура
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
- Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
- Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)
- Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
- Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)
- Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта
- Малоценные активы
- Проводки на списание основных средств для бюджетников
- Аналитический и синтетический учет основных средств
- Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда
- Организация аналитического и синтетического учета в кредитных организациях
- Система периодического контроля (проведение сверки данных аналитического и синтетического учетов)
- Аналитический и синтетический учет нематериальных активов
- Аналитический и синтетический учет непроизведенных активов
- Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь. Субсчета
- Синтетический и аналитический учет
- Проверка правильности документального оформления движения ОС и отражения в синтетическом и аналитическом учете
- Понятия синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь
Все нюансы процедуры оформления списания основных средств бюджетного, казенного учреждения, ООО: поэтапное документальное оформление, полезные советы
Необходимое списание средств бюджетных и казенных организаций считается наиболее трудоемкой и длительной по времени процедурой. Эта операция находит свое отражение в очередном бухгалтерском учете. У бюджетных и автономно развивающихся организаций существуют свои нюансы списания имеющихся основных средств.
Вносить основные средства в декларацию сейчас нужно с особой осторожностью, поскольку за правильностью отражения этой статьи доходов пристально следят налоговики и иные проверяющие органы.
Если отсутствует опыт оформления списания, то желательно ознакомиться со всеми особенностями процедуры заранее. Допущенные ошибки и опечатки могут привести к определенным штрафам и иного рода трудностям. Действующие законодательные акты регламентируют порядок списания основного денежного актива организаций.
Общее определение
Процесс списания предполагает снятие ОС (основных средств) действующего предприятия с учета. Повод для этого действия не должен быть волей организатора, он должен быть объективным, связанным с внешними факторами.
Списание возможно на основании следующих объективных причин:
- При установленном факте кражи;
- Во время физического либо морального износа;
- В момент выставления на продажу;
- При обмене на равноценное имущество;
- В момент внесения определенных взносов в уставной капитал.
При этом важно осознавать, что существует определенная разница между непосредственным списанием и передачей средств другому развивающемуся предприятию. В документальном отражении процедур также присутствуют определенные отличия.
Разновидности имущества действующих бюджетных учреждений
На основании регулирующей статьи закона, все имущество подобных учреждений находится в официальном оперативном управлении, а законным собственником этих благ считается государство.
Существует следующие виды ценного имущества бюджетных организаций, а также доступные способы управления:
- Недвижимое имущество любой формы – для проведения любых операций с ним нужно заручиться документальным согласием официального собственника;
- Группа движимого имущества – сюда относится ценное имущество, закрепленное собственником за бюджетной организацией, в этом случае также нужно согласие собственника для проведения каких-либо операций;
- Ценное движимое имущество, оформленное за средства, полученные от официального собственника бюджетной организацией, организации нужно заручиться согласием собственника для проведения операций с участием этого имущества;
- Ценное имущество, купленное за средства действующей организации, заработанные ею самостоятельно во время различных операций, приносящих прибыль – право распоряжения таким имуществом сохраняется у организации;
- Прочим движимым имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.
После того как определены виды используемого имущества, стоит уточнить цели и основания для проведения списания.
Основные цели проведения
Списание основного финансового портфеля позволяет решать следующие задачи любого действующего предприятия независимо от его формы:
- Систематизация данных основных средств;
- Представление полной и реальной картины основных средств;
- Сокращение расходов на морально устаревшее имущество;
- Оптимизация важных производственных процессов;
- Рост доходности предприятия;
- Формирование филиалов дочерних подразделений;
- Упорядочивание всей финансовой информации.
Это краткий список задач, которые может решить процедура списания основного капитала.
Регулирующая база
Все имеющиеся в компании основные средства должны отражаться на основании принятых нормативных актов по бухгалтерской отчетности. Все процедуры отражения основных средств проводится на основании принятого Приказа Минфина РФ №26н от 30.03.01. К принятому документу внушительный список различных приложений связанных с регулированием отражения ОС в периодической бухгалтерской отчетности. Все эти особенности и нюансы стоит просмотреть заранее, ведь эта информация потребуется с целью стратегического планирования, поэтому допускать ошибку в последовательности действий нельзя. Неверные действия повлекут за собой нежеланный результат, который может привести к определенным убыткам.
Важные правила списания ОС в бюджетных организациях
Свод правил списания основного баланса достаточно широк, их соблюдать не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Они регулируются на уровне действующего законодательства. Их тоже следует заранее изучить. При минимальном опыте необходимо более подробно рассмотреть реальные примеры из жизни.
Чтобы выполнить списание, нужны основательные причины для этого. Вот несколько объективных причин для этой процедуры:
- Если ОС утратило некоторые важные свойства, не может функционировать должным способом;
- ОС больше не находит своего применения из его уничтожения либо полной утраты.
Чтобы избежать многих сложностей, нужно изучить все важные моменты этого процесса.
Заранее нужно проштудировать следующие вопросы:
- Требуемая документация;
- Создание нужного приказа;
- Поэтапная инструкция;
- Документальное отражение проводками.
Требуемая документация
Чтобы провести процедуры, связанные с ОС, могут потребоваться следующие бумаги:
- Стандартный документ ОС-1 для приема и дальнейшей передачи ОС;
- Официальный акт сдачи и приема сооружения здания – ОС-1а;
- Накладная, предназначенная для отражения перемещения основных средств, — ОС-2;
- Форма для отражения приема и передачи ОС после проведения ремонтных работ – ОС-3;
- Инвентарная карточка – ОС-6;
- Специальный журнал, созданный для отражения всей информации о списанных ОС.
Помимо списка нужной документации, имеются другие формы, не отраженные законодательно, их содержание не должно нарушать действующие нормативные акты. В списке таковых входят: официальный приказ, на основании которого происходит процедура списания важных объектов ОС, учет проведения процедуры, где будет отражено получение ОС действующим предприятием.
Точный список документации, зависит напрямую от учредителей организации, то есть от официальных собственников ценного имущества. Если организация сформирована на базе ценного имущества действующего субъекта РФ либо муниципального образования, то при составлении списка руководствуются принятыми муниципальными законодательными актами.
Если имущество признано федеральным, то правила проведения списания регулируются федеральными органами муниципальной власти, перед которым организация в ответе. Для таких БУ (бюджетных учреждений), осуществляющих управление федеральным имуществом, регулирующей базой считается Положение №834 об особенностях списания федерального имущества, введенное в действие 14.10.2010.
Выпуск соответствующего приказа
В сети имеется достаточное количество образцов специального приказа для отражения списания накопленных средств. В качестве источников стоит отдавать предпочтение тем ресурсам, которые себя отлично зарекомендовали. Чтобы избежать различных проблем и нарушений, нужно следить за тем, чтобы в приказе были отражены достоверно следующие личные данные:
- Полное наименование официального приказа;
- Текущая дата составления;
- Дата списания ОС;
- Причины для списания ОС;
- Документальное подтверждение потребности списания ОС, основанием для этого может послужить официальное заключение комиссии;
- Точное формулирование действий исполнительных органов предприятия;
- Подпись главного руководителя;
- Дата официального подписания.
На практике допускаются небольшие отклонения от предложенного алгоритма составления приказа.
Поэтапная инструкция
Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:
- Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
- Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.
Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:
- Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
- Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
- Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
- Сумма для начисления на износ объекта;
- Предположительный срок эксплуатации;
- Фактический срок технического использования;
- Текущие основания для проведения списания ОС.
Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.
Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:
- Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
- Осуществление подробного осмотра имущества;
- Установление конкретных причин для выполнения списания;
- Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
- В итоге составляет официальный акт списания средств.
По итогам своей продуктивной работы специальная комиссия оформляет подробный протокол, к которому добавляются акты инвентаризации оценки технического состояния, акты на списание и иные важные документы. При списании автомобиля может потребоваться оценочное заключение работников ГАИ.
Порядок списания ценного имущества в ООО
Как и в БУ, в ООО процедура списания устаревшего имущества схожа с аналогичным процессом в БУ. Поводом для списания ОС с бухгалтерского учета служит ведомость дефектов. Списание представляет собой итоговую хозяйственную операцию при постоянном использовании объекта ОС, она включает в себя следующие действия:
- Тщательная диагностика текущего технического состояния каждой единицы, находящейся на балансе ОС;
- Оформление нужной регламентирующей документации;
- Получение соответствующего разрешения на списания у официального собственника;
- Проведение демонтажа и разборки техники;
- Проведение утилизации и процесса списания с основного балансового учета.
Чтобы не было ошибок в последовательности действий и оформлении документов, нужно соблюдать принятый порядок списания ценного оборудования.
Оценка технического состояния
Организации не обязаны привлекать с целью оценки технического состояния списываемой техники сторонние учреждения. Подобное решение о списании может принять организованная комиссия, состоящая из действующих сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией. В их компетентность входят:
- Подробная диагностика объекта, подлежащего списанию;
- Оценка целесообразности дальнейшего применения объекта;
- Выяснение точных причин для дальнейшего списания технического объекта;
- Подготовка официальных актов о списании важных технических объектов ОС.
Если в штате нет сотрудников, которые в состоянии выполнять эти обязанности, то организация вправе воспользоваться сторонними услугами фирмы, с которой нужно заключить договор сотрудничества.
Процесс согласования
По итогам тщательной проверки созданная комиссия готовит бумаги для согласования списания ОС. Чтобы списать устаревшую оргтехнику, потребуется:
- Приказ директора предприятия о формировании специальной комиссии для списания ОС;
- Инвентарные карточки учета ОС;
- Официальное техническое заключение, которое можно получить у специальной организации, оно подтверждает дальнейшую непригодность техники к ремонту и дальнейшему применению;
- Технический паспорт устаревшей техники;
- Официальная выписка из имеющегося реестра муниципального имущества.
Чтобы усвоить процесс списания основного бюджета, изучите краткую инструкцию.
Инструкция по списанию ОС
Существуют 6 последовательных шагов по процессу списания ОС:
- Для подтверждения процесса списания составляется специальный акт в 2-х экземплярах. Один передается в действующую бухгалтерию для дальнейшего учета, второй направляется лицу, заключившему официальный договор о материальной ответственности;
- При списании средств, не полностью амортизированных, официальный акт на их списание будет считаться основным документом, ведь остаточная стоимость имущества отражалась в роли налогооблагаемой прибыли предприятия;
- Бухгалтерский учет списания ОС, на которых есть определенная амортизация, предполагает использования следующих проводок: Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств — Кредит 01 «Основные средства», это необходимо для учета первоначальной стоимости списываемого объекта;
- Если проведенного списания остаются важные детали либо запчасти, которые смогут найти свое применение в дальнейшем в виде лома, то они относятся к прочим доходам. Они находят свое отражение в бухучете на основании текущей стоимости;
- Издержки и доходы от процесса списания ОС на счета, относящиеся к внереализационным доходам и расходам. Эти расходы, влияющие на налогооблагаемую прибыль. К ним относятся расходы, связанные с демонтажем, разборкой и вывоза устаревшего оборудования, а также с суммами амортизации, которые еще не были официально начислены. Все эти расходы должны быть документально подтверждены;
- В налогооблагаемую прибыль не входит цена материалов и оставшихся деталей, полученных в процессе разборки устаревшего оборудования.
Для чего производится списание ОС?
Основные технические средства, числящиеся на основном балансе предприятия, облагаются налогами на имущество. Если техническое средство реально устарело, оно не может приносить определенный доход учреждению, а дальнейшее восстановление по каким-либо причинам невозможно, то лучше произвести его списание баланса с целью прекращения оплаты обязательных налогов.
В некоторых учреждениях с целью принятия окончательного решения о списании имущество направляются в Росимущество, эта организация признана официальным собственником в отношении технических средств, находящихся в федеральной собственности. Если цена объекта ОС не превышает показатель в 3000 р., то учреждению не требуется согласование о списании с органом Росимущества. Если стоимость списываемого объекта находится в пределах о т 3000 до 200 тыс.р., то без согласования тут не обойтись.
Ознакомиться с основами учета списания основных средств можно в видеоролике.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Значение процедуры списания
Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.
Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.
Виды бюджетного имущества
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Вид ОС |
Право распоряжения |
Недвижимое |
|
Любые здания, сооружения, помещения и прочее |
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы |
Движимое |
|
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий |
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника |
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности |
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
|
Прочее движимое |
ВАЖНО! Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.
Правила распоряжения имуществом
Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:
- казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.
Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.
Основания для списания
Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
- полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
- физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
- моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
- утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.
Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.
ВАЖНО! Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.
Специальная комиссия по списанию
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
- Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
- Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
- Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
- Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
- Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.
Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.
Образец формы
Как оформляется процедура
Документальное оформление списания основных средств выглядит так:
- Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
- На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
- Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.
Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)
Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)
Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)
Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта
При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.
Малоценные активы
Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.
Категория малоценных активов делится на две группы:
- основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
- основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.
В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».
Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.
ВАЖНО! Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.
Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.
Проводки на списание основных средств для бюджетников
Операция |
Дебет |
Кредит |
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту |
0 104 ХХ 410 |
0 101 ХХ 410 |
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам: |
||
При недостаче или уничтожению |
0 401 10 271 |
0 101 ХХ 410 |
При стихийных бедствиях |
0 401 10 273 |
0 101 ХХ 410 |
Прочие причины |
0 401 10 172 |
0 101 ХХ 410 |
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 172 |
Отражены произведенные затраты на списание объекта |
0 401 20 200 |
0 302 ХХ 730 |
С 1 января 2018 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – Стандарт). Среди прочего изменились стоимостные критерии для начисления амортизации (п. 39 Стандарта).
Так, с 1 января 2018 г. на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно (кроме объектов библиотечного фонда) амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств – движимого имущества стоимостью до 10 000 руб. включительно списывается с балансового учета и одновременно отражается на забалансовом счете.
На объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами. На объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию. На иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при его выдаче в эксплуатацию.
В отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение Стандарта (до 1 января 2018 г.), перерасчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент признания объекта к учету) не производится. Такие разъяснения даны в разд. 7 Методических рекомендаций (направлены письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237).
Следовательно, если основное средство стоимостью в интервале от 40 000 до 100 000 руб. принято к учету до 01.01.2018, менять способ начисления амортизации и начислять амортизацию до 100% не требуется.
Основные средства стоимостью в интервале от 3000 до 10 000 руб., введенные в эксплуатацию до 01.01.2018, списывать за баланс не нужно.
Если основные средства стоимостью до 10 000 руб. приняты к учету в 2017 г., но вводятся в эксплуатацию в 2018 г.:
- объекты стоимостью до 3000 руб. списываются на забалансовый счет 21;
- на объекты стоимостью от 3000 до 40 000 начисляется амортизация 100%.
Таким образом, по основным средствам, принятым на учет до 01.01.2018, способ начисления амортизации не меняется. Положения СГС «Основные средства» применяются только к объектам, которые приняты к учету в 2018 г.
Вопрос аудитору
Нужно ли для списания с забалансового счета 21 пришедших в негодность основных средств (огнетушителей, телефонов, электрочайников и т.д.) получать заключение о техническом состоянии этих объектов?
Согласно п. 373 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с принятием решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта о списании по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету.
Таким образом, Инструкция № 157н не устанавливает никаких специальных требований к списанию с забалансового счета 21, кроме оформления Акта о списании. Также не установлена специальная форма Акта о списании для этого случая. Ни одна из форм первичных документов, описанных в приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н (действовал до 18.06.2015) не указана как предназначенная для документального оформления списания основных средств, стоимостью до 3000 рублей включительно.
Следовательно в период действия Приказа № 173н, учреждение обязано было самостоятельно в своей учетной политике утвердить форму первичного документа для документального оформления списания основных средств с забалансового счета 21. Согласно п. 51 Инструкции № 157н, выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом). Значит, форма Акта должна была предусматривать заключение комиссии и подписи членов комиссии.
С 19.06.2015 вступил в действие приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее Приказ № 52н). Как указано в письме Минфина России от 10.06.2015 № 02-07-07/33768, применение учреждением новых форм первичных документов, установленных Приказом № 52н, начинается с даты, установленной учетной политикой учреждения. Приказом № 52н введена унифицированная форма Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф.0504104), которая предназначена для документального оформления списания всех видов нефинансовых активов, кроме сырья, материалов, а также готовой продукции, произведенной учреждением. Значит, начиная с даты, установленной учетной политикой учреждения (но не ранее 19.06.2015), списание основных средств, числящихся в учете на счете 21, следует оформлять документально Актом о списании объектов нефинансовых активов (ф.0504104) Эта форма также содержит графы для указания причины списания и подписей членов комиссии.
Принимая решение о списании основных средств, числящихся на забалансовом счете 21, комиссия учреждения должна обосновать:
- что основное средство более не пригодно к эксплуатации; очевидно, в заключении комиссии подробно должно быть описано, в чем именно заключается его неисправность/непригодность; если в отношении телефона комиссия напишет просто «не работает», это еще не подтверждает необходимость списания телефона (возможно, нарушился электрический контакт);
- что основное средство невозможно или слишком дорого ремонтировать; если в телефоне нарушился контакт, то его может быть дешевле отремонтировать, чем списать.
Если члены комиссии имеют достаточную квалификацию, чтобы определить, какова неисправность телефона, какова возможность его ремонта, сколько может стоить такой ремонт, то заключение комиссии (где будет подробно описана неисправность и обоснована нецелесообразность ремонта) можно считать обоснованным. Если же у членов комиссии нет документально подтвержденной квалификации для определения неисправностей и возможностей ремонта офисной и бытовой техники, очевидно, что решения такой комиссии недостаточно обоснованные. В таком случае комиссия может привлекать сторонних экспертов.
Аналитический и синтетический учет основных средств
-
Аналитический и синтетический учет расчетов по оплате труда
Синтетический учет расчетов с работниками организации по всем видам оплаты груда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам, по выплате доходов но акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». По кредиту…
(Бухгалтерский финансовый учет) -
Организация аналитического и синтетического учета в кредитных организациях
Банковский бухгалтерский учет подразделяется на синтетический и аналитический. Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Аналитический учет – более подробный детализированный учет,…
(Банки и банковское дело) -
Система периодического контроля (проведение сверки данных аналитического и синтетического учетов)
С точки зрения инновационного менеджмента систему управления интеллектуальной собственностью можно представить этапами: – определение круга лиц, ответственных за использование интеллектуальной собственности (допуск к секретным сведениям, использование, обеспечение сохранности); – организация системы…
(Управление интеллектуальным капиталом) -
Аналитический и синтетический учет нематериальных активов
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора (государственного (муниципального) контракта), предусматривающего приобретение (отчуждение)…
(Бюджетный учет и отчетность) -
Аналитический и синтетический учет непроизведенных активов
Единицей бухгалтерского учета непроизведенных активов является инвентарный объект. Каждому инвентарному объекту непроизведенных активов присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета и сохраняется за ним на весь период его учета….
(Бюджетный учет и отчетность) -
Счета синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь. Субсчета
Для контроля и оперативного руководства организацией необходимо помимо обобщенных данных, выраженных в денежном измерителе, иметь сведения о движении каждого отдельного объекта. В связи с этим в учете применяют следующие счета – синтетические, аналитические, субсчета. На синтетических счетах объекты…
(Теория бухгалтерского учета) -
Синтетический и аналитический учет
В целях информационного обеспечения системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организации и удовлетворения информационных запросов внешних и особенно внутренних пользователей необходимо формировать систему показателей, раскрывающих данные об объектах бухгалтерского учета, а также имущественном…
(Основы бухгалтерского учета) -
Проверка правильности документального оформления движения ОС и отражения в синтетическом и аналитическом учете
Аудитор на данном этапе аудиторской проверки обращает внимание на следующие факты: • происходило ли выполнение финансово-хозяйственных операций с разрешения уполномоченных лиц; • отражены ли все операции в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном…
(Аудит. Теория и практика) -
Понятия синтетического и аналитического учета, их взаимосвязь
Хозяйственная деятельность находит отражение в системе бухгалтерского учета с различной степенью детализации. В связи с этим различают синтетический (от греч. synthetikos – сводный, обобщенный) и аналитический (от греч. analytikos – разложение) учет. Синтетический учет – это учет обобщенных данных…
(Судебная бухгалтерия)