Как оплатить налог на

Содержание

Всё о едином налоговом платеже физлица

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

Возврат единого налогового платежа

Итоги

Единый налоговый платеж — платим налоги по-новому

Единый налоговый платеж физического лица с 2019 года — это новый, альтернативный традиционному способ оплаты личных налогов физических лиц: транспортного, на имущество, землю.

ВАЖНО! В 2019 году единый налоговый платеж не списывается в счет оплаты НДФЛ. Поэтому не закладывайте пока в него свой налог на доходы. Но с 2020 года возможность платить НДФЛ через ЕНП появится.

Раньше (этот способ действует и по сей день, и вы можете продолжать использовать его) перечислить имущественные налоги можно было только на основании налогового уведомления и только после его получения от налоговиков. При этом каждый налог требовалось оплачивать отдельной суммой на свой КБК. А деньги в бюджет нужно было отправить до истечения общего для всех трех налогов срока уплаты (по НК РФ это 1 декабря). Вносить платежи авансом не разрешалось. Такой разовый платеж в конце года мог быть не очень удобен налогоплательщикам, особенно если сумма оказывалась существенной.

Но с этого года, то есть начиная с налогов за 2018 год, произвести уплату имущественных налогов можно также единым налоговым платежом (ЕНП). Давайте посмотрим, что это такое и как новый платеж работает.

Единый налоговый платеж: принцип уплаты

ЕНП — это определенная сумма денег, которую вы перечисляете на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения вашей обязанности по уплате транспортного, земельного налога или налога на имущество (ст. 45.1 НК РФ).

Периодичность внесения средств и конкретные суммы вы определяете самостоятельно. Примерно зная свои налоги, вы можете распределить их во времени и выбрать комфортную лично для вас схему оплаты.

Например, если суммарный налоговый платеж за год равен 15 000 руб., можно вносить около 1500 руб. каждый месяц. И тогда к сроку уплаты у вас уже будет накоплена сумма, необходимая для расчетов с бюджетом.

Вносить деньги вы можете любым удобным вам способом:

  • через банк;
  • Почту России;
  • МФЦ;
  • кассу местной администрации;
  • сервис оплаты налогов на сайте ФНС;
  • и самое удобное — через личный кабинет налогоплательщика, закладка «Мои налоги» / «Единый налоговый платеж».

Причем оплачивать не обязательно лично, по вашей просьбе это может сделать кто угодно: супруг, родители, дети и даже просто знакомые.

КБК на единый налоговый платеж физического лица — 182 1 06 07000 01 1000 110.

Таким образом, единый налоговый платеж простыми словами — это копилка, где вы храните средства для оплаты налогов до наступления срока платежа.

ЕНП уплачен: что дальше?

Итак, вы отложили определенную сумму ЕНП. И вот вам приходит налоговое уведомление. Что делать дальше?

А дальше вам нужно сравнить, сколько денег вы уже уплатили и сколько налогов вам предъявили налоговики. Если уплаченное покрывает начисления, ничего делать не нужно. Когда наступит платежный срок, налоговая спишет требуемую сумму автоматом. О соответствующем решении она должна сообщить вам в течение 5 дней.

Если денег в вашей копилке недостаточно, нужно либо довнести разницу на счет ЕНП, либо доплатить ее по реквизитам конкретного налога.

ВАЖНО! Средства ЕНП засчитываются не только в счет уплаты налогов за истекший год, но и в счет недоимки и пеней по ним, а также в счет оплаты процентов за отсрочку или рассрочку, если они у вас есть. При этом зачет производится последовательно, начиная с меньшей суммы. В первую очередь погашается недоимка, затем пени и проценты и только в последнюю очередь сами налоги.

Возврат единого налогового платежа

Вернуть вы можете:

  • Всю сумму уплаченного ЕНП. Сделать это можно в любой момент времени. ЕНП — дело добровольное. Поэтому если вы оплатили его, а потом передумали, никто не имеет права ваши средства удерживать. Но имейте в виду, что возвращают платеж только полностью. Вернуть часть ЕНП, а часть оставить для уплаты налогов нельзя.
  • Остаток платежа, который остался после зачета ЕНП в счет оплаты налогов — по истечении платежного срока.

Для возврата единого налогового платежа нужно подать в налоговую заявление по форме из приказа ФНС от 14.12.2018 № ММВ-7-8/804@. Бланк представлен ниже.

Срок на возврат — 1 месяц с момента подачи заявления. Если ИФНС не уложится в эти временные рамки, будет должна вам проценты за каждый день просрочки по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Итоги

Как видим, единый налоговый платеж — это достаточно удобный способ для «физиков» оплатить свои налоги. К тому же вы всегда можете передумать и забрать свои деньги назад. Если вы не успели опробовать ЕНП в этом году, можете брать его на вооружение в следующем.

Что такое единый налоговый платеж?

Оплатить все имущественные налоги теперь можно одним платежом и заранее. С 2019 года в России появился налоговый кошелек.

Откуда такая информация?

Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.07.2018 N 232-ФЗ, который добавил в Налоговый кодекс РФ новую статью:

статья 45.1 НК РФ «Единый налоговый платеж»

Эта новость на сайте налоговой есть (ссылка откроется в новом окне).

Так что это?

Единый налоговый платеж (ЕНП) – это добровольное перечисление гражданином денежных средств в бюджетную систему РФ в счет уплаты имущественных налогов с помощью единого платежа, в том числе авансом до получения налогового уведомления.

А если попроще?
Другими словами, ЕНП – это платеж на ваш виртуальный кошелек в налоговой. Вы зачисляете ту сумму, которую считаете нужной, а когда наступит срок оплаты имущественных налогов, инспекция сама проведет зачет предстоящих платежей, распределив средства из вашего виртуального кошелька. Заполнять лишние квитанции или делать несколько платежей по разным налогам не понадобится.

При этом, если у вас есть недоимки или задолженности по налоговым платежам, то инспекция, в первую очередь, закроет эти долги. Что, в принципе, достаточно логично.

Какие налоги можно оплатить с помощью единого налогового платежа (ЕНП)?

Из налогового кошелька можно сделать автоматическую оплату всех имущественных налогов физического лица, а именно:

  • налога на имущество;
  • транспортного налога;
  • земельного налога.

Важно! Оплатить автоматом налог на доходы физических лиц (НДФЛ) не получится. ЕНП на эту задачу не распространяется. Оплату по НДФЛ нужно оформлять отдельно, например, с помощью специального сервиса — «Заполнение платежного поручения».

Как сделать единый налоговый платеж?

Проще всего пополнить свой налоговый кошелек через специальный сервис — «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».
В вашем кабинете уже будет новая иконка «налоговый кошелек» и предложение его «пополнить».

Есть и другой способ – через сервис «Заполнение платежного поручения».

Можно сделать единый налоговый платеж не за себя?

Да. Налоговый кодекс РФ разрешает внести ЕНП не только за себя лично, но и за любое другое лицо.

А можно будет вернуть деньги, уплаченные единым налоговым платежом?

Можно. Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик-физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, по которым инспекция еще не приняла решение о зачете.

Чтобы сделать возврат, нужно написать заявление в ИФНС. Возврат денежных средств проводится в течение 1 месяца со дня получения налоговой такого заявления.

Важно! Если вы сделали ЕНП за другого налогоплательщика, требовать возврата вы не сможете. В соответствии с частью 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ только сам налогоплательщик имеет право на возврат денежных средств.

Что мне даст единый налоговый платеж?

Главная задача новшества с ЕНП для государства – повысить собираемость налогов.

Главный плюс для налогоплательщиков – упрощается процесс оплаты своих налогов. Случайные ошибки вроде «ой, не тот КБК указала в платежке за транспортный» — сводится к нулю. Налоговая, по сути, сама заполнит все платежки за вас и направит платежи в бюджет. Есть и другая сторона – вовремя уплаченные налоги не потребуют от вас лишних пеней и процентов. И не станут основанием для блокировки вашего банковского счета.

Татьяна Решетилова Добавили: 12.07.2019

НАЛОГИ ОНЛАЙН — узнать задолженность по налогам по ИНН в официальной базе ФНС России — Государственной системе ГИС ГМП.

УЗНАТЬ И УПЛАТИТЬ НАЛОГИ ОНЛАЙН

Чтобы узнать задолженность по налогам — введите в форме поиска ИНН или УИН (индекс налогового документа).

Оперативный поиск налогов по ИНН и уплата налогов онлайн посредством официального налогового сервиса

Налог – представляет собой фиксированную сумму, которая должна систематически в установленные сроки уплачиваться физическими лицами в доход государства. Налоги физических лиц – это обязательные платежи, которые установлены для граждан, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с законодательством РФ. Имущественными налогами облагается имущество, находящееся в собственности физических лиц, в связи с чем в Российской Федерации подлежат расчёту и уплате гражданами: транспортный налог, налог на имущество и земельный налог. Четвертый вид налогов установлен для налогообложения доходов физических лиц – НДФЛ (подоходный налог).

Сроки уплаты налогов физическими лицами

Физические лица должны в обязательном порядке уплачивать следующие виды налогов и в следующие сроки для уплаты налогов:

  • НДФЛ. Уплата налога на доходы должна производиться до 15 июля года, следующего за налогооблагаемым. Таким образом, до 15 июля 2020 года должен быть уплачен НДФЛ за 2019 год. Ставка и размер итоговой суммы в каждом случае определяется индивидуально. Основной критерий – вид дохода;
  • Транспортный налог. Он оплачивается по месту регистрации транспортного средства. Уплата налогов на автомобили осуществляется уже не позднее 1 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодом, в 2020 году транспортный налог платится за 2019 год;
  • Налог на имущество. Оплата налогов на недвижимое имущество производится до 1 декабря, в 2020 году уплачивается налог на имущество за 2019 год;
  • Земельный налог. Оплачивается за земельные участки, которые находятся в собственности. Средства вносятся в бюджеты муниципальных органов не позднее 1 декабря, в 2020 году уплачивается налог на землю за 2019 год.

Узнать задолженность по налогам по ИНН

Оперативно проверить долги по налогам физлиц и уплатить налоги онлайн можно посредством налогового сервиса Оплата Налогов онлайн, который поможет сэкономить Ваше время. Не нужно стоять в очереди в банке, платить большие проценты комиссии в терминалах. Чтобы узнать задолженность по налогам по ИНН или текущие налоговые начисления онлайн, нужно ввести в строку поиска следующие данные:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  • Индекс документа (УИН — уникальный идентификатор начисления).

Информация о налоговых начислениях формируется автоматически на основании запроса налогоплательщика из базы ФНС России и ГИС ГМП через официальный сайт OplataNalogov.online ( Оплата Налогов онлайн ). Это возможность сэкономить время и оперативно получить доступ к актуальной информации. Оплата налогов онлайн возможна по всем обязательным платежам физических лиц.

Как оплатить налоги онлайн?

Чтобы оплатить налоги, необходимо сформировать запрос на сайте в форме поиска по ИНН или УИН. Через несколько секунд на экране отобразится результат в виде найденных налоговых начислений. Оплатить налоги онлайн возможно банковской картой VISA, MasterCard, МИР на сайте банка, что гарантирует дополнительное удобство и безопасность:

  • перевод денежных средств по шифрованному каналу;
  • конфиденциальность платежной информации;
  • полная защита персональных данных.

После завершения оплаты онлайн сервис на указанный адрес электронной почты направляет квитанцию от банка и чек об онлайн оплате, содержащий все реквизиты платежа и являющийся для Федеральной налоговой службы России официальным документом, подтверждающим оплату. Квитанцию и чек можно сохранить на компьютере и, при необходимости, распечатать. Гарантируется полное списание платежа, максимальное удобство и оперативность работы онлайн-сервиса.

Преимущества интернет — портала Оплата Налогов онлайн 2020

Современный ритм накладывает свой отпечаток на все стороны жизни человека. Большинство людей ценит собственное время, поэтому для оплаты налогов онлайн пользуются услугами нашего сервиса. Это возможность оценить ряд преимуществ:

  • круглосуточный режим работы. Получить актуальные сведения о размере задолженности и уплатить налоги онлайн можно в любое удобное время;
  • качественная и быстрая работа сервиса. Уплата налогов происходит в течение нескольких минут;
  • предоставление достоверных и актуальных сведений. Мы получаем информацию напрямую от Федеральной налоговой службы России и ГИС ГМП;
  • удобство и простота в использовании. Для поиска задолженности по налогам физических лиц требуется указать лишь идентификационный номер налогоплательщика ИНН или индекс документа УИН;
  • гарантия надежности и безопасности перечисления денежных средств, защищенных сертификатом безопасности платежной системы;
  • возможность оплатить налоги онлайн из любой точки мира.

Платить по долгам: как разобраться с имущественным налогом и не попасть на штрафы

Что будет, если не заплатить вовремя

Если вовремя не заплатите налог, ФНС может начислить пеню — 1/300 от ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки. Если же вы не сообщили налоговой за неуплату налогов, это будет расценено как занижение налоговой базы, и вам еще могут начислить штраф в 20 или 40% от долга.

Бонус: как считают налоги

Информации из этого раздело хватило бы на полноценную статью, но мы решили просто оставить это здесь. Читайте дальше, если действительно хотите погрузиться в тему. Для тех, кто не хочет читать все, мы выделили основное.

Налог на имущество исчисляется с момента, когда у физического лица возникает право собственности на объект недвижимости, то есть с момента государственной регистрации. С того дня, когда в Единый государственный реестр недвижимости вносят запись о соответствующем праве, у правообладателя появляется обязанность оплатить налог (ч. 2 ст. 16 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Имущество, перешедшее по наследству – исключение из этого правила. В отношении него налог рассчитывается со дня открытия наследства, который чаще всего совпадает с моментом смерти наследодателя.

Как считать, если срок владения меньше года

В соответствии с пунктом 5 статьи 408 НК РФ сумма налога будет рассчитана пропорционально числу полных месяцев, в течение которых имущество находилось в вашей собственности. Посмотрите на дату внесения записи в ЕГРН: если право собственности на имущество появилось у вас до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекратилось после 15-го числа соответствующего месяца, такой месяц ФНС посчитает за полный.

Например, вы купили гараж, и право собственности на него появилось у вас 22 марта. А потом вы его продали, и переход права произошел 16 декабря. Получается, что имущество было в вашей собственности девять месяцев: с апреля – март выпадает, потому что право возникло после 15-го числа – по декабрь включительно. За этот период налоговая начислит вам налог на имущество с коэффициентом 9/12.

Как считать по объекту долевого строительства

Обязанность оплатить налог за имущество, приобретенное по договору участия в долевом строительстве, возникнет у вас только с месяца государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства. При этом дата, когда вы подписали договор, для исчисления налога не имеет никакого значения (ст. 400 НК РФ; ч. 1 ст. 16 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

Как считать по ипотечному жилью

Если вы купили квартиру или дом в ипотеку, будете обязаны платить налог с момента государственной регистрации права собственности на это жилье. Кстати, если передадите квартиру в залог или сдадите жилье в аренду, право собственности по-прежнему останется за вами – равно как и обязанность оплачивать налоги.

Как считать долевую собственность

Если вы оформляли недвижимость в общую долевую собственность, то ФНС начислит вам налог пропорционально долям в праве собственности. При совместной собственности будете платить налог поровну.

Порядок начисления

Налог на имущество рассчитывает налоговая по месту нахождения имущества и направляет вам уведомление. Получается, что считать вам самим ничего не придется, но если вам покажется, что сумма слишком велика или мала, можно проверить, верно ли ФНС начислила платеж.

Налоговая база

Она определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если на 1 января вашего объекта не существовало, и он появился в реестре в течение года, берется кадастровая стоимость на дату регистрации. Такой вариант возможен, если вы построили жилой дом и ввели его в эксплуатацию, или застройщик выполнил свои обязательства по договору долевого участия и зарегистрировал купленную вами квартиру как новый объект недвижимости, или администрация вашего муниципального образования отмежевала земельный участок, зарегистрировала его как новый объект и передала вам в собственность.

По каждому объекту недвижимости, находящемуся в вашей собственности, налог считается отдельно.

Если вы хотите проверить, правильную ли кадастровую стоимость использовала ФНС при расчете налога, информацию о ней по состоянию на 1 января можно посмотреть в личном кабинете на сайте Росреестра или в выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости. Ее можно заказать в электронной форме через сайт Росреестра или через МФЦ. Госуслуга выдачи таких выписок предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.

Пунктами 3-5 статьи 403 Налогового кодекса РФ предусмотрено уменьшение полной кадастровой стоимости объекта жилой недвижимости в целях налогообложения: по жилому дому – на 50 квадратных метров; по квартире, части жилого дома – на 20; по комнате, части квартиры – на 10.

На нежилые дома, расположенные на земельных участках для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, ИЖС начиная с 2015 года тоже предоставляется вычет в размере 50 квадратов.

Если вам принадлежит единый недвижимый комплекс и в его в состав входит хотя бы один жилой дом, пункт 6 статьи 403 НК РФ требует, чтобы налоговая база была уменьшена на 1 млн руб.

Местные органы власти могут увеличивать размеры налоговых вычетов, поэтому стоит уточнить в ИФНС, нет ли дополнительных вычетов для вашего региона. Если при сложении федерального и местного вычета налоговая база будет отрицательной, то для расчета налога она будет считаться равной нулю и налог платить не придется

Налоговая ставка

Ставки могут быть определены местным и региональным законодательством. Посмотреть, какие установлены в вашем регионе, можно с помощью интернет-сервиса ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайтах региональных управлений. Если ставки не определены, налог рассчитывается по максимальным ставкам, установленным на федеральном уровне (п. 2, пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ).

На размер ставки могут влиять:

  • кадастровая стоимость объекта налогообложения
  • вид объекта
  • месторасположение объекта
  • территориальная зона, в границах которой расположен объект

Если налоговая база определяется по кадастровой стоимости, то ставки будут делиться так:

0,1% в отношении 2% в отношении

👆 жилых домов, жилых помещений;

👆 объектов незавершенного строительства, если это будущий жилой дом;

👆 единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

👆 гаражей и машино-мест;

👆 хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

✌ административно-деловых и торговых центров;

✌ офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

✌ объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.

Виды налоговых платежей

Платежи налогового типа (налоговые платежи) включают в себя не только налоги. Общая их система состоит из четырех однотипных, но имеющих свои особенности, видов платежей в бюджетную систему: собственно налоги, сборы, пошлины, другие обязательные (фискальные) платежи. Их специфика тесно связана с иной видовой классификацией налоговых платежей — регулярные и разовые, общие и целевые платежи.

Регулярные налоги и другие обязательные платежи уплачиваются постоянно, в установленные сроки по истечении определенного налогового или отчетного периода, до тех пор пока имеются основания для налогообложения — субъект, объект и налоговая база. К таким платежам относится основная масса платежей налогового типа. Разовые налоговые платежи взимаются единовременно, по мере того как возникает объект обложения и другие основания, но для них не установлен налоговый период. Примером разовых налоговых платежей могут служить государственная пошлина, а также в значительной части сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Рис. 4.1. Классификация налоговых платежей

Те налоги, которые установлены не с целью покрытия конкретного расхода, называются общими. Большая часть налоговых платежей развитых стран относится именно к такому типу налогов. В отличие от общих налогов за каждым видом целевого налогового платежа закрепляется определенный вид (виды) публичных расходов. К целевым налогам и платежам в России относятся: налоги — источники дорожных фондов (акцизы на продукты нефтепереработки, транспортный налог), поступающие в федеральный и региональные (местные) дорожные фонды для финансирования дорожных работ; страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды для финансирования расходов на выплату государственных пенсий, пособий и других социальных выплат и др.

Целевые налоги имеют свои достоинства и недостатки. С теоретических позиций в них наиболее наглядно проявляется возвратный, возмездный, ценовой характер налоговых платежей. Их использование в налоговой практике не лишено своих преимуществ по сравнению с общими налогами. Открытость общественного предназначения и целей взимания таких платежей дает государству преимущества психологического характера, выражающиеся в большей готовности налогоплательщиков уплачивать налоги, которые могут принести реально ощутимые блага (услуги), а не только осознание выполненного общественного долга.

Тем не менее налоговая система страны не может строиться только или в основном на целевых налоговых платежах. Во-первых, большую часть расходов по финансированию процесса воспроизводства общественных благ (услуг) сложно или практически невозможно справедливо распределить по конкретным налоговым источникам и отдельным налогоплательщикам — потребителям этих благ (публичных услуг). Придется настолько перестраивать налоговую систему, что никакие преимущества целевых налогов не покроют всех финансовых и трудовых затрат, связанных с коренной реорганизацией и функционированием такой системы налогообложения. Во-вторых, в связи с конкретной привязкой большинства расходов к соответствующим налоговым доходам возникнут дополнительные сложности в процессе планирования, утверждения и исполнения бюджета. В-третьих, правительство лишится возможности перераспределения средств, оперативного маневра доходными источниками в ходе исполнения бюджета в силу их строго целевого предназначения (недоимки по одним налогам и сверхплановые налоговые поступления по другим — это реальность, от которой нельзя застраховаться).

Названных причин достаточно для того, чтобы государство строило систему налогообложения на принципе рационального сочетания общих и целевых налогов, с акцентом на первые. Поэтому в современных налоговых системах развитых стран преобладают общие налоговые платежи.

Деление налоговых платежей на четыре вида: собственно налоги, сборы, пошлины и другие обязательные (фискальные) платежи — имеет под собой как формальное (юридическое), так и содержательное (экономическое) основание.

В НК РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Это и есть достаточно полное юридическое определение отдельного платежа в форме собственно налога.

Такие налоговые платежи устанавливаются, взимаются и администрируются исключительно в соответствии с налоговым законодательством, контроль за соблюдением которого осуществляют налоговые органы.

Сборы и пошлины также представляют собой самостоятельные виды платежей налогового типа, но они имеют ряд отличительных особенностей.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина (таможенная, государственная) — налоговый платеж, устанавливаемый за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг уполномоченным органом публичной власти.

Налоговый кодекс РФ не дает определения пошлины, понимая под ней, видимо, разновидность сборов. При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Следует различать сборы и пошлины как налоговые платежи (налоговые сборы и пошлины) и сборы и пошлины неналогового типа (неналоговые сборы и пошлины). Последние отличаются от первых тем, что они являются исключительно разовыми платежами, у них отсутствуют законодательно установленные основные элементы налогообложения и они, как правило, устанавливаются не законодательно, а нормативными правовыми актами правительства с целью покрытия конкретных расходов государственных учреждений по оказанию определенных услуг, выдаче разрешений (лицензий) и проведению определенных мероприятий.

К неналоговым сборам и пошлинам относятся:

  • • сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на розничную продажу алкогольной продукции;
  • • прочие лицензионные сборы;
  • • плата за пользование водными объектами;
  • • таможенные сборы;
  • • плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;
  • • разовые платежи при лесопользовании;
  • • разовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • консульские сборы;
  • • патентные пошлины;
  • • плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, за выдачу копий договоров и иных документов;
  • • декларационный платеж;
  • • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы);
  • • плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий и сооружений1.

По сути неналоговые сборы и пошлины являются единственной платой за соответствующую услугу, оказываемую плательщику уполномоченным органом, за получение от него разрешения, информации или подтверждения прав плательщика.

По мнению российских специалистов, пошлины и сборы в отличие от общих налогов всегда имеют определенную цель и специальные интересы . Если бремя собственно налогов может распределяться как по принципу получения благ (услуг), так и по принципу платежеспособности в зависимости от вида и целевого характера налога, то бремя сборов и пошлин формируется и распределяется преимущественно на основе принципа полученных благ (услуг) и непосредственно не учитывает платежеспособность плательщиков.

Основными целями установления сборов и пошлин налогового типа являются не только обеспечение платности совершаемых органами публичной власти и должностными лицами юридически значимых действий в пользу плательщиков (включая предоставление определенных прав), но и государственное регулирование, учет и контроль определенных видов деятельности (природопользования, перемещения товаров через таможенную границу страны и др.), защита отечественных товаропроизводителей от внешней экспансии, имущественных и иных прав плательщиков. Экономический интерес плательщиков налоговых сборов и пошлин заключается в получении через уплату этих платежей конкретных прав, выгод или правовой защиты.

Налоговые сборы и пошлины отличаются от неналоговых прежде всего тем, что они регламентируются исключительно законодательными правовыми актами (Налоговым и Таможенным кодексами), т.е. имеют законодательно-правовую форму и все основные элементы налогообложения (плательщики, объект, база расчета, ставки, порядок исчисления и уплаты). Российское налоговое и бюджетное законодательство не относит таможенные пошлины к налоговым доходам бюджетной системы, несмотря на то, что им присущи все отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2) с тем лишь отличием, что порядок их взимания регламентируется не налоговым, а таможенным законодательством.

Налоговые сборы могут быть регулярными, разовыми и комбинированными (сочетать оба порядка уплаты), а пошлины носят разовый характер. Существуют и другие, более значимые различия между этими двумя платежами налогового типа. Учитывая российское и западноевропейское налоговое и иное законодательство, а также позиции специалистов в области налогового права, можно провести четкое разграничение сферы распространения этих платежей.

Под сбором следует понимать налоговый платеж за обладание специальным правом или за предпочтение при оказании услуги органом публичной власти и управления (в России — это только сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов). Пошлины (таможенная и государственная) представляют собой платежи налогового типа, устанавливаемые за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий или за оказание административных услуг органом публичной власти и управления (ввоз или вывоз товаров при пересечении таможенной границы, выдача и регистрация документов, судопроизводство и многое другое). При этом пошлины непосредственно связаны с получением плательщиком индивидуальной выгоды (за исключением вывозных таможенных пошлин). Выгоды плательщиков сборов носят более аморфный характер.

Учитывая специфику налоговых сборов и пошлин по сравнению с общими налогами, при их установлении следует исходить из следующих практических соображений:

  • 1) размер сборов и пошлин по возможности должен быть соизмерим с выгодой плательщиков;
  • 2) величина ставок сборов и пошлин не должна ограничивать возможности юридических и физических лиц в реализации своих конституционных прав, но давать возможность получать плательщикам от государства полный перечень соответствующих благ (выгод) и услуг.

Еще одним видом налоговых платежей являются другие обязательные (фискальные)* платежи в бюджеты бюджетной системы, которые ни в учебной отечественной литературе, ни в налоговом и бюджетном законодательстве обычно не относят к категории налоговых. В большинстве случаев это противоречит и теории, и практике налогообложения. Такого рода платежам присущи, как правило, все основные отличительные признаки налоговых платежей (см. параграф 2.2), включая их законодательно-правовую форму и полный набор основных элементов налогообложения (плательщики, объект, период расчета, база исчисления, ставки, порядок и сроки уплаты).

В России к другим обязательным (фискальным) платежам налогового типа можно отнести:

  • • страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС России), федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
  • • плату за заготовку древесины, отпускаемой на корню, и другие виды лесопользования (лесные подати);
  • • регулярные платежи (плата) за негативное воздействие на окружающую среду;
  • • регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (это единственный вид обязательных платежей, которые в соответствии с БК РФ отнесены к налоговым доходам).

Таким образом, другие обязательные (фискальные) платежи — это разновидность налоговых платежей, которым присущи все отличительные признаки налогов, но правоотношения по установлению, взиманию и администрированию которых регулируются не налоговым, а иным специальным законодательством. Плательщикам безразлично, на основе какого законодательства (налогового или неналогового) они обязаны уплачивать в бюджеты эти платежи, а поэтому они считают их налогами наравне с налогами и сборами, установленными НК РФ.

  • Статья 8 НК РФ.
  • Несмотря на название некоторых платежей — «плата», отличающееся от названий»сбор, пошлина», они, по сути, являются разновидностями сбора.
  • Налоговое право : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 29—30.
  • См.: Государственное право Германии. Т. 2. М. : ИГП РАН, 1994. С. 124; Налоговоеправо : учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристь, 2003. С. 30—33.
  • Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.
  • 2 Термин «фискальные» применяется здесь нами в том смысле, что эти платежи регламентируются сейчас не налоговым, а иным специальным законодательством (пенсионным, лесным и т.д.), а поэтому официально считаются неналоговыми доходамибюджетов, за исключением роялти при выполнении соглашения о разделе продукции(добытых полезных ископаемых) как специального налогового режима.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *