Как часто проводится проверка?

Содержание

Добавили полномочий

Закон теперь четко устанавливает сроки проведения прокурорами проверочных мероприятий, а также исполнения теми, кого проверяют, требований надзорного органа.

В частности, согласно принятым изменениям, все необходимые материалы и документы должны представляться безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора. А в ходе проведения проверок исполнения законов этот срок сокращается до двух дней. До одних суток сокращается срок подачи документов прокурорам при наличии угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, безопасности государства, а также при наличии чрезвычайных ситуаций.

При этом срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. В исключительных случаях он может быть продлен максимум еще на 30 дней. В то же время вышестоящим прокурорам предоставлено право продлевать сроки проверки, если все мероприятия не успели провести в срок. Прокуратура имеет право приостановить проверку на 6 месяцев.

В случае если и этого срока не хватает, то он может быть продлен еще на шесть месяцев, но только по решению Генпрокурора или уполномоченного им заместителя. Когда проверка приостанавливается, закон обязывает возвращать изъятые у организации материалы и документов. Исключение — если эти документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании. Или проведения специальных экспертиз, которые в свою очередь могут повлиять на выводы проводимой проверки. Следует отметить, что время, на которое проверка приостанавливалась, не засчитывается в срок ее проведения.

Прокурорская проверка не должна превышать 30 дней, но может быть продлена на этот же срок

Если же она проводится в крупной организации, у которой есть подразделения в нескольких регионах России, то сроки будут исчисляются отдельно по каждому филиалу.

Кроме того, если раньше надзорное ведомство имело право проверять исключительно те материалы, которые относились к предмету проверки, то теперь закон расширил его полномочия. В случае если во время проверки прокурору станет известно и о других нарушениях закона в проверяемой организации, то он имеет право добавить новый предмет проверки или вообще начать новую проверку.

Вводится прямой запрет дублировать полномочия и проводить проверку вместо других органов власти. Также прокурор не вправе требовать у организации информацию, не обусловленную целями проверки или не относящуюся к ее предмету.

Такой же запрет относится и к получению материалов, которые ранее уже передавались органам прокуратуры или были официально опубликованы в СМИ либо были размещены на официальном сайте организации в Интернете.

А еще, согласно закону, вводится новый документ — «решение о проведении проверки». В решении в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. С этим документом прокуроры обязаны знакомить проверяемых, еще до начала ревизии. Если во время проверки нарушений закона выявлено не было, то в течение десяти дней с момента ее завершения составляется акт. После чего копия акта направляется руководителю проверяемой организации.

ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках) устанавливаются, в частности:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведения плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584 (ред. от 04.03.2017 г.) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Положением о конкретном виде надзора (контроля) может быть предусмотрена обязанность использования при проведении плановой проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), требования к которым утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.02.2017 г. N 177.

Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах контролирующих органов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен юридическим лицом, ИП в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Организация и проведение внеплановой проверки

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, ИП в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Истечение срока исполнения юридическим лицом, ИП ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
    • Поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.
  • мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, ИП, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, предметам Музейного фонда РФ, особо ценным документам Архивного фонда РФ, документам национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда вышеуказанным объектам, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, ИП по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б», проводится органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с предпринимателями при осуществлении видов контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, параметров деятельности предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.

  • приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. При наличии обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления должностное лицо контролирующего органа обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При рассмотрении обращений и заявлений должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, ИП.

При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются следующие меры:

  • запрос дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления, обращения, представивших информацию;
  • рассмотрение документов юридического лица, ИП, имеющихся в распоряжении контролирующего органа;
  • при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований контролирующих органов;
  • запрос у предпринимателей пояснений в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки.

По общему правилу юридическое лицо, ИП уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля о проведении внеплановой проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, ИП, если такой адрес содержится в ЕГРЮЛ, ЕГРИП либо ранее был представлен в контролирующий орган.

Проверяемые лица не уведомляются о начале внеплановой выездной проверки в следующих случаях:

  • если в результате деятельности предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • при организации и проведении мероприятий по государственному надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в отношении предпринимателей, осуществляющих производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);
  • в случае выявления должностными лицами антимонопольного органа нарушений в результате проводимого наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 6 ст. 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»);
  • в иных установленных законом случаях.

Срок проведения проверки

Срок проведения каждой из проверок (документарной и выездной) не может превышать 20 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать:

  • 50 часов в год — для малого предприятия;
  • 15 часов в год — для микропредприятия.

В исключительных случаях (при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц контролирующего органа, проводящих выездную плановую проверку), срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа:

  • не более чем на 20 рабочих дней;
  • не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий;
  • не более чем на 15 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Права предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом о проверках;
  • знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
  • представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
  • привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  • иные права в соответствие с главой 3 Закона о проверках.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

1.2)проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ;

  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, за исключением случая:
  • проверки по факту причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • проверки по факту возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам, ИП предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Порядок оформления результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в 2-х экземплярах.

В акте проверки указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
  • дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество ИП, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя ИП, присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ИП, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, ИП указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту проверки прилагаются:

  • протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды;
  • протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
  • объяснения работников юридического лица, работников ИП, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов), если проверка проводилась с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов);
  • предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, ИП, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Акт проверки также может быть направлен заказным почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В исключительных случаях (если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз) акт проверки составляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.

Журнал учёта проверок

Юридические лица, ИП вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 г. N 141.

В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая следующие сведения:

  • наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • дата начала и окончания проведения проверки;
  • время проведения проверки;
  • правовые основания;
  • цели, задачи и предмет проверки;
  • выявленные нарушения и выданные предписания;
  • фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, ИП (при наличии печати). При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Возражения в отношении акта проверки

В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений юридическое лицо (ИП) в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.

Обжалование результатов проверки

Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом о проверках требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, ИП.

Грубыми нарушениями являются (ч. 2 ст. 20 Закона о проверках):

  • отсутствие оснований проведения плановой проверки;
  • нарушение срока уведомления о проведении проверки;
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, ИП и не аттестованных в установленном порядке граждан;
  • отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, ИП;
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверок;
  • непредставление акта проверки;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и ИП, в отношении которых проводятся проверки.

Что проверяет Роспотребнадзор при плановой проверке в 2020 году в магазинах и учреждениях

Что такое Роспотребнадзор и как расшифровывается?

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это официальное название этой государственной структуры, а Роспотребнадзор — аббревиатура.

Вот основные документы, на которые опирается эта структура в своей работе:

  • ФЗ-52 от 30.03.1999 года;
  • ФЗ-2300-1 от 07.02.1992 года;
  • ПП РФ №154.

Каждый гражданин может обратиться в эту организацию.

Это возможно сделать по телефону горячей линии 8-800-100-00-04, по почте или лично.

В каждом городе есть отделение Роспотребнадзора, поэтому не обязательно обращаться в головное отделение, которое находится в Москве, пер. Вадковский, 18 стр. 5 и 7.

История возникновения

Днем рождения самого первого санитарно-эпидемиологического надзора на территории современной РФ можно назвать 15.09.1922.

В то время, согласно Декрету СНК РСФСР «О санитарных органах Республики», стартовало основание первых таких станций по всей территории будущего СССР.

Позже это претерпевало многочисленные модификации и реформы. Роспотребнадзор, существующий сейчас, появился лишь в 2004 г. Тогда, 6 апреля, Правительство РФ выпустило постановление №154: «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Позже, 30.06.2004, вышло новое постановление Правительства РФ №322: «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Еще позднее, к 2012 году, данные нормативные акты претерпели некоторые изменения, основным из которых стало переподчинение Роспотребнадзора: теперь это ведомство подчинялось не Минздраву, а напрямую Правительству РФ.

Структура: кому подчиняется?

Главой Роспотребнадзора считается главный сан.врач России. Правительство РФ назначает его, и он отчитывается перед ним.

Заместители тоже назначаются таким же образом, но по рекомендации главы Роспотребнадзора.

Эта государственная структура относится к исполнительной власти, которая обязана отчитываться перед главой Правительства РФ.

Права и обязанности

Данная структура обладает широкими полномочиями в различных сферах. Она следит, чтобы юр. лица и ИП выполняли законы и предоставляли потребителям качественные товары и услуги.

Основные функции и полномочия: за что отвечает, какие вопросы решает?

К ним относятся:

  1. проведение различных действий для осуществления санитарно-эпидемиологического контроля в области ЖКХ, охраны природы и выполнению требований действующих законов;
  2. выполнение контроля предоставления качественных товаров и услуг;
  3. Какова ответственность за навязывание услуг по Закону «О защите прав потребителей», читайте здесь.

  4. предоставление результатов о проводимых проверках;
  5. сбор и систематизация статистических данных;
  6. проведение экзаменов сотрудников, работающих в структурах ЖКХ, торговле продуктами питания, лабораториях, образовании и так далее;
  7. выполнение работы со структурными подразделениями.

В каждом городе имеется филиал Роспотребнадзора.

Также существует несколько НИИ, которые расположены в нескольких крупных городах.

Законодательство

Роспотребнадзор руководствуется законами и подзаконными актами:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует отношения в области имущественных и неимущественных прав, соблюдение собственности, договорных обязательств.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает критерии качества услуг в ЖКХ.
  3. Федеральный закон «ОЗПП» от 07.02.1993 г. № 2300-1 устанавливает нормы взаимодействия между продавцами и покупателями, определяет понятие качества услуг и продукции и прописывает механизм защиты прав потребителя.
  4. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ регламентирует сроки и периодичность проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  5. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ содержит нормы и требования к продуктам питания.
  6. ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ сообщает требования к предприятиям, деятельность которых связана с веществами, излучающими радиацию.
  7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 регламентирует правила работы банков и качество их услуг.
  8. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ обеспечивает права в области санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.
  9. Федеральный закон «О защите окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ закрепляет правила работы предприятий, которые защищают окружающую среду от негативного воздействия.
  10. ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ применяется в случае жалоб на работу государственных, муниципальных или частных предприятий.
  11. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных организациях» перечисляет нормы и правила содержания школ.
  12. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» содержит условия, которым должно соответствовать санитарное состояние детских садов.
  13. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» регулирует правила состояния и содержания больниц.

Какие объекты проверяются

Роспотребнадзор контролирует все предприятия и организации, которые оказывают услуги, производят и продают товары народного потребления. В каждом типе учреждений пункты проверок отличаются.

Школы и сады

Они занимают особое место в списке подконтрольных Роспотребназдзору. Школы проверяют, руководствуясь СанПиНом 2.4.2.2821-10, дошкольные учреждения – 2.4.1.3049-13.

В них специалисты Роспотребнадзора в первую очередь проверят соответствие должностей персонала их профессиональной подготовке и квалификации. Необходимо подтвердить наличие профильного образования у воспитателей и учителей.

В обязательном порядке тщательно изучат периодичность и своевременность прохождения медосмотров, наличие медицинских книжек.

Далее проверку проходят помещения, в которых занимаются ученики или располагаются группы в детском саду:

  • площадь;
  • наличие водопровода, канализации, вентиляции;
  • освещение;
  • организация питания;
  • санитарные условия пребывания детей.

Особое внимание уделяется организации питания детей и подготовке персонала, работающего на кухне. Прилегающая территория тоже будет исследована на наличие инвентаря, соблюдение условий безопасности для детей.

Медицинские учреждения

Роспотребнадзор оценивает поликлиники и больницы с помощью СанПиН 2.1.3.2630-10. Здесь придается значение следующим факторам:

  • безопасность пребывания пациентов и риск заразиться внутрибольничными инфекциями; способы утилизации отходов;
  • условия труда медицинского персонала;
  • организация и качество питания пациентов;
  • соответствие медицинского расходного материала требованиям закона;
  • квалификация и подготовка медицинского персонала.

Магазины

Роспотребнадзор обязательно проверит:

  • документы, подтверждающие происхождение и качество реализуемой продукции;
  • условия хранения товара;
  • наличие спецодежды и медицинских книжек у персонала;
  • организация утилизации отходов;
  • санитарные условия на объекте (канализация, водопровод, наличие моющих средств, содержание прилегающей территории).

Производство

Проверяют соответствие знаний и профессиональной подготовки кадров, наличие медицинских книжек, условия труда и отдыха персонала, санитарную и бытовую обстановку, процесс накопления и утилизации отходов, автоматизацию производства, качество сырья, контроль над выпускаемой продукцией.

Общепит

На предприятии общественного питания проверят санитарное состояние кухни и зала, сертификаты качества на сырье, условия приготовления и хранения продукции, соблюдение правил мытья посуды, наличие и следование технологическим процессам приготовления блюд, санитарные знания персонала и медицинских книжек.

Аптеки

Внимание уделяют площади помещения, количеству комнат, оснащению, микроклимату, температурному режиму оборудования, порядку хранения стерильных лекарств, наличию медицинских книжек и соответствующего образования у персонала.

Какие проверяют документы

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:

  1. Учредительные документы (ИНН, Устав);
  2. Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  3. Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  4. Лицензии на осуществление деятельности;
  5. Вывески;
  6. Уголки потребителя;
  7. Прейскуранты цен, каталоги, меню;
  8. Документы на право владения или аренды помещения;
  9. Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  10. Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  11. Журнал учета средств дезинфекции (его необходимо заранее зарегистрировать).

Как проводится проверка на качество

Ежегодно Роспотребнадзор публикует на официальном сайте график проверок на будущий год. Он находится в открытом доступе, все предприниматели могут ознакомиться с ним и заблаговременно подготовиться.

За 3 дня до приезда специалиста Роспотребнадзора руководитель предприятия получает письменное уведомление о предстоящем визите инспекторов.

Кроме даты, в документе должны быть указаны вопросы, которые будут проверены, имена прибывших специалистов, список документов для изучения (их могут запросить заранее):

  1. Документы о государственной регистрации предприятия.
  2. Свидетельство о собственности или договор аренды помещения.
  3. Договоры на сбор и утилизацию мусора, оказание коммунальных услуг, дератизацию, проведение медицинских осмотров.
  4. Санитарные книжки персонала.
  5. Прейскурант цен.
  6. Результаты предыдущей проверки.

По прибытии инспектор должен передать руководителю организации копию распоряжения главы отделения Роспотребнадзора, на основании которого проводится проверка. Далее чиновник представляется и подтверждает свою личность, предъявляя служебное удостоверение, он должен быть одет в форму.

Специалисты Роспотребнадзора имеют право:

  • требовать предоставления документов, касающихся вопросов обследования;
  • свободно перемещаться по территории и помещениям предприятия;
  • собирать смывы с поверхностей, пробы с продуктов;
  • брать объяснения в письменном виде с руководителя.

ВАЖНО: руководитель предприятия обязан присутствовать при проверке Роспотребнадзора. Если он преднамеренно уклоняется, то будет подвергнут административному взысканию.

Что конкретно будут проверять, зависит от специфики и направленности деятельности организации. Рассмотрим на примере качества молочной продукции: молока, масла, творога или сметаны. В этом случае инспекторы исследуют:

  • учредительные и правоустанавливающие документы юридического лица;
  • условия хранения молочных продуктов, соблюдение температурного режима в холодильниках;
  • наличие сопроводительной документации от поставщика;
  • наличие санитарных книжек, спецодежды, знаний об обращении с молочными продуктами у персонала;
  • санитарное состояние торгового зала и подсобных помещений.

В ходе проверки инспектор может затребовать сертификат качества или ветеринарное свидетельство на любой продукт: колбасу, курицу, икру.

ВАЖНО: Взять пробу инспектор может только с товара, продающегося на развес или производимого на месте. Если товар в заводской упаковке, то проверяют только срок годности

Если проверяющий обнаружит молочный или любой другой продукт без сертификата качества или он будет иметь несоответствующий вид, мгновенно следует изъятие и утилизация без экспертизы.

В случае производства, хранения и продажи некачественных продовольственных товаров на предпринимателя будет заведено дело об административном правонарушении.

По результатам составляется акт, копия которого передается руководителю предприятия под роспись, или предписание об устранении нарушений в определенный срок. Менеждер должен провести разбор, выявить и наказать виновных, разработать мероприятия по устранению нарушений. О принятых решениях нужно доложить в Роспотребнадзор.

Нарушения со стороны инспекции

Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.

Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:

  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.

Черный список

Сегодня существует специальный сайт, открытый сотрудниками «Роспотребнадзора». Список продуктов, в которых обнаружены нарушения, публикуется на нем с начала 2016 года. Чтобы узнать, входит тот или иной продукт в данный список, достаточно обладать устройством с доступом к интернету. Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Перейти по следующему адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/.
  2. Выбрать пункт «Продукция, не соответствующая…» в меню выбора, находящемся в левой части страницы.
  3. Ввести необходимые данные в специальные поля.

Пользователь может просто ознакомиться с постоянно обновляющимся списком производителей, нарушающих государственные стандарты, либо найти определенный товар по региону/изготовителю и дате производства.

Внимание! Товары, которые внесены в список, продавать воспрещается.

Если гражданин выявил нарушения, необходимо обращаться с жалобой в «Роспотребнадзор». Продажа такого товара противозаконна, поскольку он может нанести вред организму человека.

Виды проверок и требования

В зависимости от инициатора различаются они на:

  1. Плановые. Роспотребнадзор проводит 1 раз в 3 года по графику, разработанному и утвержденному Генеральной прокуратурой РФ, с которым может ознакомиться любой желающий. В учреждениях здравоохранения, образования, социальной сферы проверки могут быть чаще. Кроме даты, в графике указывается, что именно будут проверять. За 3 дня придет уведомление с перечнем вопросов и списком документов, которые нужно подготовить или заранее предоставить. Срок проверки составляет до 20 дней. Для малого предпринимательства общий срок плановых проверок не может превышать 50 ч. в год, для микропредприятий – 15 ч.
  2. Внеплановые. Проводятся по поступившим жалобам от граждан после согласования с прокуратурой. Обращения могут быть связаны с ненадлежащим качеством товаров и услуг, нарушением прав граждан или негативным воздействием на окружающую среду в процессе деятельности организации. О проведении внеплановой проверки инспекторы Роспотребнадзора сообщают руководителю предприятия за 24 часа, но если речь идет о чрезвычайных обстоятельствах, например распространении очага инфекции или экологической катастрофе, то такое предупреждение не выдается, инспекторы выезжают немедленно.
  3. Документарные. Не подразумевают выезда специалиста на место, руководитель предприятия готовит пакет документов по запросу Роспотребнадзора и направляет их в ведомство. В этом случае исследованию подвергаются бумаги об организации юридического лица, лицензии на осуществление деятельности, акты предыдущих проверок, материалы дел об административных правонарушениях.
  4. При выездной проверке инспектор посещает место производства работ организации. Осматривает санитарно-бытовые условия, беседует с персоналом, обходит прилегающую территорию, оценивает состояние помещений, зданий. Такой тип проверки применяется, если документарной оказалось недостаточно для объективной оценки предприятия.

Плановые проверки.

Данный вид ревизии проводится в соответствии с ежегодным планом, с которым можно ознакомиться на официальном сайте ведомства. Там можно найти информацию о том, когда, кем и в отношении кого будет осуществляться проверка, а также указывается ее продолжительность.

Проверяемый должен быть уведомлен о планируемой ревизии не позднее, чем за 3 дня до ее начала путем направления заказного письма с уведомлением о вручении или личным вручением документа.

Плановые проверки осуществляются каждые три года.

Внеплановые проверки

Такие проверки проводятся в следующих случаях:

  • Истек срок для исполнения выданных рекомендаций.
  • В ведомство поступило обращение от физического лица.
  • Произошло нарушение прав потребителей.

Если при обращении не будут указаны конкретные факты нарушения либо она будет подана анонимно, в проверке будет отказано. Также следует учитывать, что внеплановые проверки действительны только с разрешения прокуратуры, как надзорного органа.

Уведомление о внеплановой проверке должно быть вручено за сутки до ее начала. В экстренных случаях допускается ее полное отсутствие.

Выездные и документарные проверки

Данный вид проверок может быть как плановым, так и внеплановым. В первом случае ревизия осуществляется с выездом, проверяется не только документация, но и оборудование, помещения, территории.

Документарная проверка проводится без личного посещения, требуемые документы проверяемый доставляет в ведомство самостоятельно. Если будут выявлены серьезные нарушения, возможна повторная выездная проверка.

Личная (выездная) ревизия

Проверка осуществляется инспектором непосредственно в организации. Инспектируется не только ведение документации, но и соблюдение санитарных правил производства (хранения, реализации) продукции или оказания услуг.

Документарная

Для проверки запрашиваются только документы.

Итоги исследований

В результате инспектор составляет акт, экземпляр которого под роспись передается руководителю. Если выявлены нарушения законодательства, Роспотребнадзор имеет право:

  • направить предписание об устранении нарушений с указанием сроков исполнения;
  • возбудить дело об административном правонарушении, результатом которого является штраф;
  • оформить протокол о временном запрете деятельности до 90 суток;
  • передать дело в суд.

Что бывает при нарушениях

Ответственность может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной. Самое эффективное и распространенное наказание – штраф в диапазоне от 5-10 МРОТ до 500 000 рублей.

Фальсификат

Это продукция, свойства которой умышленно изменены, или имеющая скрытые качество, о которых производитель умалчивает. Роспотребнадзор выступил с инициативой ужесточить наказание за фальсификацию.

Считается, что чаще всего этому подвергается молочная продукция – около 80%. Это происходит из-за стремления производителей сэкономить, заменяя молочный жир дешевым растительным маслом.

Фальсификат можно определить по заниженной цене и органолептическим свойствам, не характерным для данного вида продуктов. В таком случае нужно написать в адрес Роспотребнадзора заявление и приложить к нему упаковку товара, содержащую полную информацию о нем, и место его покупки.

Если факт преступления будет доказан, на виновного налагается штраф, продукция изъята из продажи, а сертификаты качества прекратят свое действие.

Сроки проведения инспекций

Проверяет Роспотребнадзор предприятия и организации не более 20 дней. Указанный срок может быть увеличен, в предусмотренных законом случаях, еще на двадцать дней. О таком продлении руководителя предприятия предупреждают заблаговременно.

Однако для документарной инспекции, которая перерастает в выездную, общий срок увеличивается до сорока дней. Для малых предприятий установлены сокращенные сроки инспекции: до пятидесяти часов за год для малого бизнеса, до пятнадцати часов для микробизнеса.

Заявить об увеличении сроков ревизии может инспектор, а утверждает руководитель, выдавший приказ о ее проведении. Для малого бизнеса продление сроков возможно только по согласованию с санитарными врачами.

Проверка торговой точки по заказу гражданина

Сегодня в стране действует огромное количество торговых точек. Уследить за всеми ими довольно сложно, в особенности, учитывая ограниченные ресурсы «Роспотребнадзора».

Своеобразным ориентиром для сотрудников ведомства служат заявление граждан о выявленных ими нарушениях.

«Заказать» проверку конкретного магазина нельзя. Однако гражданин может направить жалобу. После подачи, сотрудники «Роспотребнадзора» обязаны будут проверить информацию в течение тридцати дней.

В случае обнаружения нарушений, будут предприняты действия для их устранения. Заявитель будет уведомлен о результатах проверки.

Как вести себя во время проверки

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:

  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.

Что делать с результатами проверки и экспертизы

Если экспертиза проводилась по инициативе продавца и товар оказался некачественным, то после сообщения результатов продавец возвращает покупателю деньги за товар.

Если инициатором экспертизы был покупатель и выводы оказались в его пользу, то копию заключения вместе с требованиями необходимо направить противоположной стороне. Если виновник уклоняется от досудебного урегулирования спора, то единственный выход – обратиться с иском в суд, приложив результаты экспертизы в качестве доказательств.

С результатами проверки поступают аналогично. Дальнейшие действия зависят от того, удовлетворен ли заявитель ответом. Если он считает действия Роспотребнадзора необоснованными, то может обжаловать их в установленном порядке. Если ответ совпадает с целью инициатора разбирательства, то он вправе на основании ответа и предписания государственного органа потребовать от нарушителя восстановления своих прав.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *