Изменение учетной политики

В каждой организации должна быть своя учетная политика, составленная при регистрации фирмы, и после утверждения применяемая непрерывно год за годом. При необходимости в учетную политику по бухучету и налогообложению можно вносить изменения, но делать это следует только в соответствии с установленными правилами. Когда можно вносить изменения в действующую учетную политику и как это сделать – об этом расскажет наша статья.

Когда вносятся изменения в учетную политику

В бухгалтерскую или налоговую учетную политику изменения вносятся, когда предприятие меняет способ учета какого-либо существующего факта его хоздеятельности. Причин для изменения всего три, они регламентированы законодательно и могут быть следующими (п. 10 ПБУ 1/2008):

  • в законодательство о бухучете и налогобложении внесены поправки, либо принят новый нормативный акт, например, внесены изменения в ПБУ или закон о бухучете,
  • предприятие разработало новый способ ведения бухучета, при котором повышается качество информации об объекте учета, к примеру, другой, более целесообразный способ начисления амортизации,
  • существенно изменились условия хозяйствования – произошла реорганизация, фирма изменила свой профиль деятельности и т.п.

Этот перечень исчерпывающий, внесение изменений в учетную политику в иных случаях недопустимо.

Применять внесенные в учетную политику изменения организация сможет не ранее, чем наступит следующий отчетный год. То есть, внося изменения до 31.12.2017 г., рассчитывать на их применение в учете можно только с 01.01.2018г. Если же предприятие было вынуждено изменить учетную политику в связи с поправками в законодательстве, такие изменения следует применять с момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008).

Изменения следует отличать от вносимых в учетную политику дополнений. Дополнять учетную политику можно каждый раз, когда в компании появляются новые виды деятельности, не осуществлявшиеся ранее (п. 10 ПБУ 1/2008). Ограничений по количеству вносимых в документ дополнений нет. Например, магазин, занимавшийся только розничной торговлей, решил торговать еще и оптом. В этом случае в учетной политике нужно дополнительно отразить способы, которыми будет отражаться учет «оптовых» операций. Причем, применять внесенные дополнения, в отличие от изменений, можно сразу, не дожидаясь начала следующего года.

Порядок изменения учетной политики

Изменения в учетную политику должны быть обоснованными и утверждаться приказом или распоряжением руководителя предприятия. Дополнительного утверждения изменений (например, в налоговой) не требуется. В приказе нужно указать:

  • какие положения (пункты) учетной бухгалтерской или налоговой политики изменяются,
  • привести в приказе либо в приложении к нему, текст измененного, или нового положения
  • указать дату, с которой изменения вступают в силу – если причина изменений связана с поправками законодательства, то дата будет совпадать с днем вступления в силу законодательных поправок, в остальных случаях изменения вступят в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения.

Информацию об изменении учетной политики нужно отразить в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия. Раскрытию подлежит (п. 21 ПБУ 1/2008):

  • причина изменения учетной политики,
  • порядок отражения в бухотчетности последствий изменения,
  • суммы корректировок в связи с изменениями, по каждой статье бухотчетности за каждый представленный отчетный период,
  • сумма корректировки (насколько возможно) за отчетные периоды, предшествующие представленным.

В общем случае ПБУ 1/2008 предусматривает ретроспективный порядок применения изменений (кроме связанных с изменением законодательства), когда предполагается, что изменение учетной политики организации применяется с момента возникновения соответствующего факта хоздеятельности предприятия. Для этого корректируется начальный остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» самого раннего периода, представленного в бухотчетности и пересчитываются другие, связанные с корректировкой, статьи.

В случае, когда изменения учетной политики нельзя отразить для прошлых периодов, изменения в учете применяются только в отношении операций, осуществляемых уже после введения изменений, то есть перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Именно перспективный способ могут применять предприятия, ведущие упрощенный бухучет и сдающие бухотчетность по упрощенным формам, для отражения в своей отчетности последствий изменения учетной политики (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Когда поправками к закону, ПБУ, НК РФ и т.п. утверждается обязательное применение конкретного способа ведения учета, предприятие обязано его применять, даже если свою учетную политику оно не изменяло.

Минфин о порядке формирования и внесения изменений в учетную политику

Павлова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 1 января 2019 года государственные (муниципальные) учреждения будут применять ФСБУ «Учетная политика». Разъяснения по использованию данного стандарта приведены в Письме Минфина РФ от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. О нормах этого документа поговорим в предложенном материале.

Целью разработки ФСБУ «Учетная политика» является обеспечение единства системы требований:

  • к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее – бухгалтерский учет);

  • к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее – бухгалтерская отчетность).

Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается руководителем субъекта учета.

В случае если функции по ведению бухгалтерского учета и (или) составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности переданы в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливаются договором (соглашением).

Далее в краткой форме рассмотрим общие правила формирования и утверждения учетной политики, а также правила отражения в учете изменения учетной политики, оценочных значений.

Документы, используемые при формировании учетной политики

В пункте 4 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480 приведено определение понятия учетной политики, согласно которому учетная политика – это совокупность принятых актами субъекта учета (документами учетной политики) способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий и (или) функций. При формировании учетной политики субъект учета руководствуется:

  • законодательством РФ;

  • ФСБУ «Учетная политика»;

  • иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • учетной политикой органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Установление требования о соответствии положений учетной политики учреждения положениям учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на наш взгляд, свидетельствует о том, что составленную учетную политику необходимо согласовать с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, во избежание противоречий и несостыковок. Схожие положения учетной политики как органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, так и всех его подведомственных учреждений приводят к единообразию бюджетного учета активов и обязательств РФ, операций, изменяющих указанные активы и обязательства. Тем самым достигаются цели разработки ФСБУ «Учетная политика».

Оформление учетной политики

По нашему мнению, важным является содержащееся в Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 пояснение, касающеесяоформления документа, названного учетной политикой. В нем сказано, что выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, распоряжение, постановление, порядок и т. д.), а также способа издания (утверждения) – грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта – находится в компетенции субъекта учета (исходя из условий сложившейся практики делопроизводства). То есть учетная политика может быть утверждена приказом, распоряжением и т. п. При этом может использоваться любой из существующих способов ее утверждения (либо издается отдельный акт, либо на титульном листе учетной политики ставится гриф «Утверждено» за подписью руководителя субъекта учета).

При этом допустимо формирование учетной политики как путем принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и посредством принятия отдельных правовых актов либо включения в отдельные правовые акты соответствующих положений (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета, в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов).

Состав положений документов учетной политики

При формировании учетной политики важно, чтобы она соответствовала требованиям нормативных актов, в частности, п. 6 Инструкции № 157н, п. 9 ФСБУ «Учетная политика». В этих пунктах установлен обязательный состав положений документов учетной политики. Отметим, что информация, приведенная в вышеназванных пунктах, схожа. В них, в частности, сказано, что актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, обязательно утверждаются:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия с учета) объектов бухгалтерского учета и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

г) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, других документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов. Утвержденные субъектом учета формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным ФСБУ «Концептуальные основы».

Информация, отражаемая в учетной политике

Как было отмечено выше, субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. Разрабатывая учетную политику, субъект учета отражает в ней выбранный им метод ведения бухгалтерского учета. Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (то есть не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности) (см. Письмо Минфина РФ № 02-06-07/62480). Часто субъекты учета, разрабатывая свою учетную политику, переписывают положения Инструкции № 157н, а после утверждения ФСБУ – еще и положения стандартов. Понимая это, Минфин в вышеназванном письме отметил, что так делать не нужно. Зачем в учетной политике отражать нормы, которые и так безоговорочно должны выполняться в силу норм законодательных актов? В частности, документы учетной политики не должны содержать однозначно установленные Инструкцией № 157н и ФСБУ «Концептуальные основы» положения о том, что:

  • при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления;

  • на взаимосвязанных балансовых счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета учреждения, применяется метод двойной записи, а на забалансовых счетах бухгалтерского учета учет ведется по простой системе бухгалтерских записей;

  • основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, кроме объектов библиотечного фонда, списываются с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Положения документов учетной политики должны содержать нормы, в отношении применения которых нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета. В этом случае субъекту учета необходимо выбрать конкретный метод учета факта хозяйственной жизни и установить его в учетной политике. Если законодательными актами не предусмотрен метод ведения бухгалтерского учета, субъект учета разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Приведем примеры.

Пример 1.

Казенное учреждение достаточно часто сталкивается с ситуацией, когда необходимо определить справедливую стоимость актива для отражения в учете. ФСБУ «Концептуальные основы» предусмотрено два метода определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств: метод рыночных цен и метод амортизированной стоимости замещения.

В учетной политике учреждения устанавливается, каким методом будет пользоваться комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов при определении справедливой стоимости актива.

Пример 2.

ФСБУ «Основные средства» установлено три метода начисления амортизации на объекты основных средств: линейный метод, метод уменьшаемого остатка и пропорционально объему продукции. Метод начисления амортизации выбирается субъектом учета исходя из условия наиболее точного отражения предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Для разных типов активов субъект учета может применять различные методы начисления амортизации, предусмотренные указанным стандартом.

При одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.

В учетной политике учреждения устанавливается один из указанных методов начисления амортизации, применяемых для отдельных видов объектов бухгалтерского учета. Так, для здания может быть предусмотрен линейный метод начисления амортизации, а для объектов основных средств, срок полезного использования которых зависит от ожидаемой производительности актива (используемого оборудования), – метод начисления амортизации пропорционально объему продукции.

Продолжим рассматривать целесообразность установления в учетной политике применения разных методов начисления амортизации на примере.

Пример 3.

На балансе казенного учреждения числится автомобиль стоимостью 820 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. Срок полезного использования объектов, включенных в данную амортизационную группу, составляет от трех до пяти лет. Учетной политикой учреждения установлено, что в отношении объектов основных средств применяется максимальный срок, используемый для группы основных средств, в которую входит данный объект имущества. Объект был принят к учету в 2017 году. Исходя из норм действующего законодательства, на момент принятия объекта к учету применялся линейный метод начисления амортизации. С 1 января 2018 года учреждение вправе выбирать и использовать другие методы начисления амортизации, в частности, пропорционально объему продукции. В качестве измерителя объема продукции выступал пробег автомобиля. Показатели для выбора оптимального метода начисления амортизации были отражены в таблице:

Метод начисления
амортизации

Срок полезного
использования

Балансовая стоимость объекта, руб.

Предполагаемый пробег
автомобиля в 2018 году

Годовая сумма
амортизационных
отчислений, руб.

Размер ежемесячных
амортизационных
отчислений, руб.

Линейный

5 лет
(60 месяцев)

820 000

164 000
(820 000 руб. / 5 мес.)

13 667
(164 000 руб. / 12 мес.)

Пропорционально объему продукции

820 000

2 750 км (показатель взят из данных 2017 года), общий пробег – 33 000 км

68 333
(2 750 км х 820 000 руб. / 33 000 км)

5 694

Из таблицы видно, что при использовании метода начисления амортизации пропорционально объему продукции автомобиль будет полностью самортизирован позднее, чем при использовании линейного метода. Для учреждения в данной ситуации выгоднее применять линейный метод начисления амортизации.

Рассмотрим ситуацию, когда в учетной политике прописывается порядок принятия к учету обязательств.

Пример 4.

Казенное учреждение является плательщиком налога на имущество. Обязательство по уплате налога возникает с момента его начисления (размер налога определяется по завершении налогового периода – квартала, года). При этом в законодательных актах не сказано, на основании какого документа производится принятие обязательства по налогу на имущество, и не обозначен срок отражения принятого обязательства в учете.

В учетной политике учреждения может быть установлено, что признание обязательств по налоговым платежам осуществляется на основании налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации, декларации по налогу на имущество, которые признаются первичными учетными документами по начисленным налоговым платежам. На основании налогового расчета, декларации составляется бухгалтерская справка (ф. 0503833), которая принимается к учету. Обязательство по уплате налога принимается к учету в финансовом году, в котором сформирован налоговый расчет, с отражением на соответствующих счетах раздела «Санкционирование» принятия указанного обязательства за счет учета плановых назначений (лимитов бюджетных обязательств):

  • очередного финансового года – в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;

  • текущего финансового года – в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Первичным учетным документом по признанию расходов (обязательств) по начисленным налоговым платежам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), следовательно, признание таких обязательств (денежных обязательств) осуществляется:

а) в финансовом году, следующем за отчетным годом (в году формирования налоговой декларации), с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательств);

б) в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налоговых платежей существенным событием после отчетной даты с отражением на счетах санкционирования обязательств (денежных обязательств) за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательств) либо очередного финансового года.

Случаи изменения учетной политики

ФСБУ «Учетная политика» установлены случаи внесения изменений в учетную политику учреждения, а также случаи, которые не расцениваются в качестве изменения учетной политики. Не все содержащиеся в данном стандарте случаи понятны для применения. В Письме Минфина РФ № 02-06-07/62480 на примерах рассмотрены особенности использования таких случаев. Итак, изменение учетной политики возможно:

1) когда изменяются требования, установленные законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, когда повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;

3) если существенно изменяются условия деятельности экономического субъекта.

При этом в целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Пример 5.

Ранее учреждение применяло метод учета материальных запасов по средней фактической стоимости, а со следующего года оно будет применять метод их учета по фактической стоимости каждой единицы.

Изменение метода учета материальных запасов является изменением учетной политики.

Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Изменением учетной политики не считаются:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличаются по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее. В частности, не будут признаны изменением учетной политики:

а) установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):

  • операций по выплате заработной платы в безналичной форме в рамках реализации зарплатных проектов, при условии что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);

  • операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;

  • объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике) объектов движимого имущества;

б) изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Входящие остатки каждого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, на которые повлияло изменение учетной политики, корректируются, начиная с наиболее раннего из представленных периодов отчетности, а сравнительные показатели раскрываются для каждого представленного периода, как если бы новая учетная политика применялась всегда.

Последствия изменения учетной политики

Изменение учетной политики, как правило, приводит к появлению несопоставимых в ретроспективном анализе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому субъекту учета необходимо оценить эффект от изменения учетной политики, которое повлияет на сопоставимость показателей отчетности. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на показатели, отражающие финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение его денежных средств, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) (п. 6 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480). Оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики производится на дату, с которой применяются указанные изменения.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 9 Письма Минфина РФ № 02-06-07/62480).

Пример 6.

Казенное учреждение изменило метод начисления амортизации на объект основных средств.

Пунктом 61 ФСБУ «Основные средства» установлено, что при смене метода начисления амортизации сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации ретроспективно (за годы, предшествующие первому применению стандарта) не пересчитываются, но корректируются входящие остатки по счетам бухгалтерского учета. Корректировка входящих остатков на начало отчетного периода бухгалтерского баланса (ф. 0503130) производится по строкам, отражающим соответствующие показатели, и строке «0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Изменение показателей баланса дополнительно отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (по соответствующим строкам) с указанием причины изменения: «Пересчитано ввиду изменения учетной политики».

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, с применением корреспонденций в межотчетный период со счетом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При этом утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за год (годы), предшествующий (предшествующие) отчетному (году, в котором изменилась учетная политика), не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям отчетности.

В случае, когда осуществить оценку в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий изменения учетной политики в отношении предшествующих годов (ретроспективное применение измененной учетной политики) не представляется возможным, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (перспективное применение измененной учетной политики).

Обратите внимание. Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

* * *

В завершение предлагаем в форме схемы отразить основные рассмотренные моменты.

Учетная политика: когда и как меняем

Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», ноябрь 2019 г.

Рассмотрим, как часто нужно проводить «ревизию» положений учетной политики, когда вносить поправки при изменениях законодательства и когда должны вступать в силу дополнения в учетной политике.

Изменения и дополнения, вносимые в учетную политику

Организация самостоятельно формирует учетную политику, руководствуясь действующим законодательством о бухгалтерском и налоговом учетах, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика применяется последовательно из года в год с момента создания организации.

Однако бухгалтер не может предусмотреть заранее все ситуации в хозяйственной жизни организации, и зачастую требуется внесение дополнений и (или) изменений в учетную политику (ч. 6 ст. 8 Закона №402-ФЗ). Также перед наступлением нового года бухгалтеру необходимо проверить, есть ли какие-либо изменения законодательства, которые необходимо учесть в своей деятельности, и, если таковые имеются, прописать в учетной политике.

Согласно ст. 313 НК РФ если изменения в учетной политике вызваны изменениями законодательства, то новые положения применяются с момента вступления в силу соответствующего нормативного правового акта.

Однако это касается именно законодательного аспекта. Когда речь идет об изменениях применяемых способах или методах учета, то новые положения применяются организацией не ранее начала нового налогового периода (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.07.2018 № 03-03-06/1/45756, от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943).

Основными законодательными нормами, регламентирующими обязанность ведения учетной политики, является ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций». Те хозяйствующие субъекты, которые ведут свою деятельность также в соответствии с системой международных стандартов финансовой отчетности руководствуются МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», где изложены требования к раскрытию учетной политики.

Что касается дополнений, вызванных, например, осуществлением новых видов деятельности, созданием обособленных подразделений (в т.ч. филиалов, представительств), реорганизацией в форме присоединения или смене режима налогообложения (вследствие утраты права), то бухгалтеру нужно внести при необходимости корректировку до момента наступления события, а новые положения применяются с момента утверждения приказа о внесении дополнений в учетную политику (ст. 313 НК РФ). Тут важно учесть, что определением ВАС РФ от 28.02.2013 № ВАС-1483/13 установлено, что распространять новый порядок учетной политики на отношения, возникшие в период, предшествовавший внесению в нее изменений, нельзя.

Внесение любых изменений (дополнений) в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики — отдельным приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

Принимая решение об изменении применяемых способов учета, в части положений учетной политики по налогу на прибыль, необходимо учитывать ряд действующих ограничений, которые не позволяют делать это ежегодно. (п. 1 ст. 319 НК РФ, ст. 320 НК РФ, п. 1 ст. 259 НК РФ).

Поправки по налогу на прибыль обычно вводят с начала года, поэтому корректировать учетную политику в середине года из-за изменений законодательства не приходится.

На что обратить внимание при составлении учетной политики

В настоящее время составление учетной политики не предоставляет для бухгалтера особого труда – на различных ресурсах содержится много образцов, конструкторов учетной политики и предлагается широкий спектр услуг по ее составлению.

Однако бухгалтеру нужно быть предельно внимательным и избирательным, поскольку не все ресурсы предусматривают и содержат актуальные законодательные данные, отраслевые особенности ведения учета и специфику хозяйствующего субъекта.

При составлении учетной политики бухгалтер хочет учесть все нюансы деятельности, предусмотреть всевозможные факты и способы учета по своей организации. Но стоит обратить внимание на то, что писать о тех разделах или способах учета, которых в действительности нет в хозяйственной деятельности, не стоит. Например, если у организации нет на данный момент нематериальных активов – писать о них не рекомендуется. В последующем учетную политику всегда можно дополнить. Такую рекомендацию дает Александр Елин, генеральный директор аудиторской компании «Академия аудита».

Также бухгалтеру рекомендуется перечислить в учетной политике конкретные формы регистров, а не просто указать учетную программу. Дело в том, что программа может формировать десятки разнообразных регистров и при проверке инспекторы ФНС попросят предоставить все, какие им необходимы. Но в учетной политике можно указать закрытый и краткий перечень регистров, например, журнал хозяйственных операций, оборотно-сальдовые ведомости по счетам и Главную книгу. Теперь, в случае если налоговики запросят какие-то другие регистры, вы вправе будете отказать согласно Письму Минфина РФ от 11.05.2010 № 03-02-07/1-228.

Также после составления представлять учетную политику в налоговую инспекцию не нужно, такого требования в НК РФ нет. Инспекторы могут попросить этот документ только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93 НК РФ)

Инспекторы могут наложить штраф за отсутствие учетной политики и приказа о ее утверждении в размере 200 руб. (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 № Ф02-3520/2015). Положение об учетной политике и приказ о ее утверждении — единый документ (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Дополнение, изменение и раскрытие учетной политики (Лопатина А.М.)

Близится к завершению очередной календарный год. Самое время вносить дополнения и изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Разобраться в том, чем различаются эти понятия, как такие действия правильно осуществляются, как отражаются последствия внесенных изменений, какие существуют ограничения на изменение учетной политики для целей налогового учета, вам поможет настоящая статья.

Кроме этого, мы расскажем о порядке раскрытия учетной политики. Но для начала предостережем читателей от совершения одной очень распространенной ошибки.

Как корабль назовешь…

По умолчанию предполагается, что учетная политика сформирована на основе следующих допущений (п. 5 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» <1>):

— имущественная обособленность (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций);

— непрерывность деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

— последовательность применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);

— временная определенность фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

В ст. 313 НК РФ также закреплено, что учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Обратите внимание! Если учетная политика организации формировалась исходя из иных допущений, то они вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п. 19 ПБУ 1/2008, п. 32 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» <2>).

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Необходимо рассмотреть последовательность применения учетной политики подробнее, так как часто компании, не подозревая об этом, не соблюдают данное допущение. Дело в том, что учетную политику организация утверждает единожды — при своем создании — и применяет ее до даты ликвидации.

Что касается ведения бухгалтерского учета, то вновь созданная организация и компания, возникшая в результате реорганизации, должны оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. И такая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица (п. 9 ПБУ 1/2008).

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Такая учетная политика считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Таким образом, законодательством не установлена обязанность ежегодно формировать учетную политику. Поэтому в названии документа нужно указывать, к примеру, не «Учетная политика на 2014 год», а «Учетная политика с 2014 года».

Не принципиально, будет учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения оформлена двумя разными документами или одним, состоящим из двух разделов. Чтобы облегчить восприятие информации, мы сначала рассмотрим внесение дополнений и изменений в учетную политику для целей налогообложения, а затем разберем аналогичные операции в отношении учетной политики для бухгалтерского учета.

Внесение дополнений в учетную политику для целей налогообложения

Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности у организации ей предоставляется право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций. Такие поправки вносятся в документ по мере необходимости (несколько раз в год, не обязательно с начала года). При этом издается приказ (распоряжение) руководителя. Отметим, что налоговое законодательство (в отличие от ПБУ) не требует обоснования решения компании о внесении дополнений и изменений в учетную политику.

Внесение изменений в учетную политику для целей налогообложения

В абз. 6 ст. 313 НК РФ поименованы случаи, при которых требуется внести изменения в утвержденную учетную политику для целей налогообложения:

— изменение организацией применяемых методов учета (новый метод можно применять с начала нового налогового периода, то есть начиная с календарного года, следующего за годом внесения изменений);

— изменение законодательства о налогах и сборах (новый метод можно применять не ранее чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве).

К сведению. В Письме от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889 Минфин России указал: перечень оснований, перечисленных в ст. 313 НК РФ, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую учетную политику в текущем налоговом периоде, является исчерпывающим (изменение законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов деятельности). В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены с начала нового налогового периода. Таким образом, нельзя изменить применяемые методы учета отдельных хозяйственных операций или объектов в текущем году в связи с реорганизацией налогоплательщика.

В случае если присоединяемые юридические лица осуществляли до реорганизации виды деятельности, не осуществлявшиеся присоединяющей компанией, на дату завершения реорганизации она обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения этих видов деятельности.

Отметим, что внесение изменений также оформляется приказом (распоряжением) руководителя.

Обратите внимание, что налоговым законодательством предусмотрен ряд ограничений на изменение учетной политики (см. таблицу 1).

Таблица 1

Ограничения на изменение учетной политики для целей налогового учета

Способ учета, закрепляемый в учетной политике

Порядок изменения учетной политики

Норма НК РФ

Метод начисления амортизации

Переход с нелинейного метода начисления амортизации на линейный метод возможен не чаще одного раза в 5 лет

Пункт 1 ст. 259

Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги)

Применяется в течение не менее двух налоговых периодов

Пункт 1 ст. 319

Порядок формирования стоимости приобретения товаров

Применяется в течение не менее двух налоговых периодов

Статья 320

Нужно ли пересчитывать данные предыдущих налоговых периодов в связи с внесением изменений и дополнений в учетную политику для целей налогового учета? Не нужно. Изменение налоговой учетной политики (в отличие от ее бухгалтерского аналога) не затрагивает данные предыдущих налоговых периодов.

Внесение дополнений и изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета

Изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета вносятся в случаях, предусмотренных п. 10 ПБУ 1/2008:

— в связи с изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— по причине разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (применение нового способа ведения учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации);

— в силу существенного изменения условий хозяйствования (реорганизации, изменения видов деятельности и т.п.).

Таким образом, изменение учетной политики должно быть обоснованным (п. 11 ПБУ 1/2008). Оформляется оно в том же порядке, который упоминался ранее, — приказом или распоряжением руководителя организации.

Изменением учетной политики не признается утверждение способов бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Например, если компания, оказывающая услуги, начинает приобретать и реализовывать товары, ей необходимо установить порядок их учета. На практике это называют дополнением учетной политики.

Наглядно разница между дополнением и изменением учетной политики представлена в таблице 2.

Таблица 2

Разница между дополнением и изменением учетной политики для целей бухгалтерского учета

Основание изменения (дополнения)

Период, в котором вносятся изменения (дополнения)

Период, с которого изменения (дополнения) применяются

Дополнение учетной политики

Появление операций, с которыми организация ранее не сталкивалась

В любое время (в том числе с середины года)

С момента утверждения дополнений (п. 10 ПБУ 1/2008)

Изменение учетной политики

Изменение законодательства

В соответствии с требованиями нормативного акта (закона, ПБУ, приказа)

С момента вступления в силу нормативного акта (п. 12 ПБУ 1/2008)

Желание организации (например, переход с оценки МПЗ при списании по средней стоимости на оценку по методу ФИФО)

В конце года

Не ранее начала отчетного года, следующего за годом утверждения изменений (п. 12 ПБУ 1/2008)

Перспективный и ретроспективный методы отражения последствий изменения учетной политики

Рассматривая вопрос о целесообразности внесения изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета, нужно помнить о том, что в ряде случаев бухгалтер обязан отразить последствия таких изменений ретроспективно. Это значит, что необходимо будет произвести пересчет тех данных бухгалтерской отчетности за прошлые годы, которые затронуло внесенное изменение.

В п. 15 ПБУ 1/2008 закреплено, что при ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики бухгалтер исходит из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности (сделок, событий, операций) данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.

Отметим, что формировать бухгалтерские проводки на суммы корректировок не нужно, необходимо изменить лишь показатели по статьям бухгалтерской отчетности с отнесением разниц на статью «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (для того, чтобы уравновесить баланс). Обратите внимание, что изменения могут затронуть и иные формы отчетности (например, отчет о финансовых результатах) и приводят к необходимости представлять дополнительную информацию в отчете об изменениях капитала.

Перспективный подход, напротив, не предполагает каких-либо корректировок отчетности (измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется только в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа).

Последствия изменения учетной политики отражаются ретроспективным методом, за исключением следующих случаев:

— нормативным актом, в связи с принятием которого производится изменение, предусмотрен перспективный метод (п. 14 ПБУ 1/2008);

— оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008);

— последствия изменения учетной политики отражаются субъектами малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ или нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету) (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

Примечание. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим актом (если порядок не установлен — ретроспективно) (п. 14 ПБУ 1/2008).

Раскрытие учетной политики

Теме раскрытия учетной политики посвящен четвертый, заключительный раздел ПБУ 1/2008. Способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности <3>, а также информация о существенных изменениях в учетной политике должны быть раскрыты (в табличной или текстовой форме) в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, включаемых в состав бухгалтерской отчетности. Такая обязанность установлена п. 3 ПБУ 1/2008 в отношении организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе.

<3> Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценить финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движения денежных средств (п. 17 ПБУ 1/2008).

В п. 18 ПБУ 1/2008 указано, что состав и содержание информации, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. В частности, необходимо раскрыть следующие сведения:

— лимит признания активов объектами основных средств, способы начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов, способы оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами (п. п. 5 и 32 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» <5>);

— порядок определения величины оценочных обязательств (например, оценочных обязательств в связи с предстоящей оплатой отпусков работников) (ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» <6>);

— вариант признания коммерческих и управленческих расходов (п. 20 ПБУ 10/99 «Расходы организации» <7>);

— способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства; сроки полезного использования; способы определения амортизации, коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка; изменение сроков полезного использования; изменение способов определения амортизации (п. 40 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» <8>);

— способы оценки финансовых вложений при их выбытии по группам (видам) (п. 42 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» <9>);

— подходы для отделения денежных эквивалентов от других финансовых вложений, для классификации денежных потоков, не указанных в п. п. 9 — 11 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» <10>, для пересчета в рубли величины денежных потоков в иностранной валюте, для свернутого представления денежных потоков, а также другие пояснения, необходимые для понимания информации, представленной в отчете о движении денежных средств (п. 23 ПБУ 23/2011);

— метод распределения расходов на продажу (при их частичном списании) (абз. 3 п. 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов <11>).

<4> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

<5> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

<6> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

<8> Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н.

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.

<10> Утверждено Приказом Минфина России от 02.02.2011 N 11н.

<11> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Внесение изменений в учетную политику

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • – изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • – разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • – существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если законодательство не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008.

Последствия изменения учетной политики, вызванного другими причинами, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

Субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных п. 5 ПБУ 1/2008, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/2008, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • – причину изменения учетной политики;
  • – содержание изменения учетной политики;
  • – порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • – суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • – сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

В случае, если раскрытие информации, предусмотренной и. 21 ПБУ 1/2008, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

В случае, если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Согласно Закону о бухучете № 402-ФЗ изменение учетной политики может производиться в следующих случаях:

  • 1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • 2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • 3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *