Использование инсайдерской информации

Содержание

Инсайдерам банка

Перечень инсайдерской информации ПАО Банк «ФК Открытие»

ПАО Банк «ФК Открытие» (далее — Банк) вправе запросить у инсайдеров Банка, включенных в список инсайдеров Банка на основании статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон 224-ФЗ), информацию о совершенных ими от своего имени и за свой счет операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация Банка, к которой они имеют доступ (далее — Информация, Запрос).

Инсайдеры Банка в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона 224-ФЗ, обязаны направлять в Банк Информацию о совершенных ими от своего имени и за свой счет операциях с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается Инсайдерская информация Банка, к которой они имеют доступ, в указанный в Запросе срок, который должен быть не менее 10 (десяти) рабочих дней со дня получения инсайдером Банка Запроса, в порядке, установленном нормативным актом Банка России.1

Инсайдеры Банка как эмитента (лица, указанного в части 1 статьи 10 Закона 224-ФЗ), при получении Запроса должны направлять Информацию об операциях с ценными бумагами, эмитированными Банком, которые допущены к организованным торгам или в отношении них подана заявка о допуске к организованным торгам.

Инсайдеры Банка как кредитной организации и профессионального участника рынка ценных бумаг (лица, указанного в части 3 статьи 10 Закона 224-ФЗ), имеющего доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 статьи 4 Закона 224-ФЗ, при получении Запроса должны направлять Информацию об операциях со следующими финансовыми инструментами.2

В отношении отдельных инсайдеров Банк вправе направить также Запрос об операциях с иностранной валютой и товаром.

Инсайдер Банка должен предоставить Банку ответ на Запрос в форме электронного документа одним из следующих способов по выбору инсайдера Банка:

— посредством использования программно-технических средств и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

— на электронном носителе информации (компакт-диск, флэш-накопитель) нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении вместе с сопроводительным письмом на бумажном носителе

Ответ на Запрос на электронном носителе информации (компакт-диск, флэш-накопитель) должен предоставляться инсайдером вместе с сопроводительным письмом на бумажном носителе. При предоставлении ответа на Запрос указанным способом, инсайдер должен предоставить ответ на Запрос в виде файла с одним из следующих расширений по выбору инсайдера: «.dbf», «.xls», «.xlsx», «.txt», «.csv».

Ответ на Запрос в форме электронного документа должен быть подписан электронной подписью инсайдера — физического лица или уполномоченного им лица, руководителя инсайдера — юридического лица или уполномоченного им лица.

В случае наличия обстоятельств, препятствующих исполнению инсайдером Банка — физическим лицом Запроса в форме электронного документа одним из способов, указанных выше, инсайдер Банка — физическое лицо должен предоставить Банку ответ на Запрос на бумажном носителе по его выбору нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Рекомендованная форма направления Информации о совершенной инсайдером операции с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром.

Если запрашиваемая Банком Информация относится к операциям (договорам), которые инсайдером не совершались (не заключались) в период, за который в соответствии с Запросом должна быть предоставлена Информация, инсайдер должен в ответе на Запрос предоставить сведения об отсутствии фактов совершения (заключения) операций (договоров).

Инсайдерам запрещается использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком.

Запрещается использование инсайдерской информации:

  • Для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация
  • Путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора
  • Путем дачи рекомендаций третьим лицам, обвязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров
  • Передача инсайдерской информации для ее опубликования редакции средства массовой информации, ее главному редактору, журналисту и иному ее работнику, а также ее опубликование в средстве массовой информации не освобождают от ответственности за незаконное получение, использование, разглашение сведений, составляющих государственную, налоговую, коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну, и от соблюдения обязанности по раскрытию или предоставлению инсайдерской информации

Ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком:

  • Инсайдеры Банка несут ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком и могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации и условиями договоров с Банком
  • К ответственности могут также быть привлечены и иные лица, не являющиеся инсайдерами Банка, но распространяющие инсайдерскую информацию Банка или совершающие операции с ценными бумагами, эмитированными Банком, с неправомерным использованием инсайдерской информации
  • Любое лицо, распространившее ложные сведения, не несет ответственности за манипулирование рынком, если указанное лицо не знало или не должно было знать, что распространенные сведения являются ложными
  • Любое лицо, использовавшее инсайдерскую информацию, не несет ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, если указанное лицо не знало и не должно было знать, что такая информация является инсайдерской
  • Лица, допустившие: несанкционированное распространение инсайдерской информации, совершение сделок с неправомерным использованием инсайдерской информации или иное неправомерное использование инсайдерской информации, несут ответственность перед Банком за их виновные действия/бездействие. Банк вправе потребовать от лиц, виновных в неправомерном использовании и/или распространении инсайдерской информации, возмещения убытков, причиненных Банку их неправомерными действиями/бездействием

Обо всех ставших Вам известными случаях неправомерного использования инсайдерской информации ПАО Банк «ФК Открытие» и/или манипулирования рынком просим незамедлительно сообщить по адресу: InsidersControl@open.ru

1 Указание Банка России от 22.04.2019 № 5128-У «О порядке и сроках предоставления информации инсайдерами, получившими предусмотренный частями 1-3 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ „О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ запрос».

2 Информация направляется только в отношении ценных бумаг, допущенных к организованным торгам или в отношении которых подана заявка о допуске к организованным торгам, которых касается инсайдерская информация доступная инсайдеру согласно полученному им уведомлению о включении лица с список инсайдеров Банка. Также предоставляется информация о заключении договоров, которые являются производными финансовыми инструментами и цена которых зависит от указанных ценных бумаг.

В 2019 году все большее количество изданий, которые публикуют материалы об информационной безопасности, привлекают внимание читателей с помощью сообщений и аналитических статей о большой угрозе для рынка ценных бумаг сделок, совершенных с использованием инсайдерской информации.

Согласно оценкам экспертов, в настоящее время более 50 % сделок от их общего количества совершаются с применением инсайдерской информации.

Что такое инсайдерская информация и чем грозит ее неправомерное использование – говорится в этой статье.

Законодательная база

Задача Федерального закона от № 224-ФЗ, принятого 27 июля 2010 года, — это повышение защиты интересов инвесторов благодаря установлению требований к полному раскрытию информации, которая влияет на цены финансовых инструментов, а также созданию эффективного механизма выявления и пресечения правонарушений, которые совершаются путем манипулирования рынком, использования инсай­дерской информации.

Что значит термин «инсайдерская информация»? Данный закон устанавливает, что инсайдерская информация — конкретная и точная информация, которая ранее не была предоставлена или распространена (в том числе и сведения, что составляют коммерческую, банковскую, служебную тайну, тайну связи (информации о переводах денежных средств) и другую тайну, охраняемую законом), предоставление или распространение которой может существенно повлиять на стоимость финансовых инструментов, товаров и (или) иностранной валюты.

Таким образом, Федеральный Закон № 224 установил положения, которые регулируют манипулирование рынком, а также использование инсайдерской информации.

Она должна отвечать следующим определенным признакам:

  1. Быть конкретной, нераспространенной, точной.
  2. Быть способной существенно повлиять на цены финансовых товаров, инструментов, иностранной валюты.
  3. Состоять в перечне инсайдерской информации, который утвержден ФСФР нормативно-правовым актом.

Примеры инсайдерской информации: годовой доход компании до момента его официального обнародования, информация о ее предстоящем поглощении или слиянии и т. п.

Кто является «инсайдером»?

Одним из ключевых моментов в противодействии неправомерного применения инсайдерской информации – понимание того, кто может быть носителем таких сведений.

Подавляющее большинство людей считает, что владеет инсайдерской информацией о компаниях исключительно высшее руководство и круг лиц, ответственный за оперативное управление организацией, то есть исполнительные директора. Однако это далеко не так.

Законодательство РФ регулирует порядок доступа к инсайдерской информации. Рассмотрим перечень «инсайдеров»:

  • управляющие и эмитенты компании;
  • клиринговые организации, организаторы торговли;
  • хозяйствующие субъекты, у которых доля на рынке больше 35%, которые занимают доминирующее положение на рынке какого-то определенного товара на территории РФ;
  • профессиональные участники в рынке ценных бумаг, оценщики;
  • члены совета директоров;
  • сотрудники организаций, у которых на основании договоров открыт доступ к инсайдерской информации;
  • лица, которые владеют не менее 25% голосов в высших органах управления;
  • аудиторы компаний;
  • страховые, кредитные организации, у которых есть доступ к инсайдерской информации;
  • органы власти всех субъектов РФ, а также местного самоуправления;
  • федеральный орган исполнительной власти;
  • участники Национального банковского совета;
  • рейтинговые агентства;
  • информационные агентства, раскрывающие или предоставляющие информацию о вышеперечисленных организациях;
  • физические лица, у которых открыт доступ к инсайдерской информации на основании гражданско-правовых и трудовых договоров в вышеуказанных организациях.

Наказание за неправильное использование инсайдерской информации

Общеизвестно, что основными требованиями для рынка ценных бумаг являются:

  • конкурентность;
  • прозрачность;
  • честность;
  • инвесторы должны быть в равных условиях.

Однако использование инсайдерской информации – это один из способов манипулирования ценами.

Существует ли какая-либо ответственность за использование инсайдерской информации? Конечно, ведь в большинстве стран мира такие операции считают не только незаконными, но даже и уголовно наказуемыми.

Например, в Великобритании применение инсайдерской информации карают семью годами тюрьмы. А что можно сказать про РФ?

Закон предусматривает административную и уголовную ответственность за намеренное неправомерное применение инсайдерской информации.

Стоит отметить, что норму об административной ответственности применяют только по истечении 1 года с момента опубликования закона, а норму об уголовной ответственности – спустя 3 года со времени опубликования закона.

В законе прописывается, что гражданин, который неправомерно использовал инсайдерскую информацию, распространил заведомо ложные сведения, может не понести ответственности, если он не знал или не должен был знать, что данная информация является инсайдерской и распространенные им сведения — заведомо ложными.

В УК РФ четко описано, какая ответственность наступает за незаконную передачу или какое-либо другое неправомерное использование инсайдерской информации.

Так, ответственность наступает в том случае, если такое использование инсайдерских сведений причинило крупный ущерб организациям, гражданам или государству (убытки превышают 2,5 млн рублей).

Законом предусмотрен штраф, размером от 300 000 рублей до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время от 1 года до 3 лет.

Более того, возможно даже лишение свободы, сроком от 2 до 4 лет, совместно со штрафом до 50 000 рублей или же в размере заработной платы либо другого дохода осужденного за время до 3 месяцев.

В некоторых случаях мерой пресечения становится лишение права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет.

Если говорить об умышленном неправомерном использовании инсайдерской информации (намеренной передачи другому лицу), то штраф может составить от 500 000 рублей вплоть до 1 млн рублей.

Кроме того, возможно даже лишение свободы на срок от 2 до 6 лет совместно со штрафом до 100 000 рублей или же размером заработной платы или другого дохода осужденного гражданина за период до 2 лет, также его могут лишить права занимать некоторые определенные должности или же заниматься определенным видом деятельности на период до 4 лет.

Итак, позитивный факт – это то, что спустя десять лет обсуждения о необходимости принятия закона для противодействия манипулирования рынком и неправо­мерного использования инсайдерской информации, наконец-таки он был принят.

Сам закон четко определил понятие «инсайдерская информация» и перечень инсайдеров. Примечательно, то перечень носит исключительно исчерпывающий характер, поэтому не подлежит расширительному толкованию.

Он предусмотрел возможность для граждан, кому был нанесен ущерб из-за неправильного использования инсайда, потребовать возмещения убытков, и также предоставляет регулирующим органам право отзывать лицензию за подобные нарушения.

Инсайдерская информация

Инсайдерская информация (англ. Insider information) — существенная, публично не раскрытая служебная информация компании, которая в случае её раскрытия способна повлиять на рыночную стоимость ценных бумаг компании. Сюда можно отнести: информацию о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций; материалы финансовой отчётности, прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике, список аффилированных лиц и т. д.

В более широком смысле — любая информация, известная определенному кругу лиц, близких к её источнику.

В Законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится, что «под инсайдерской информацией понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов)».

Руководство предприятия, как правило, владеет инсайдерской информацией. Другие сотрудники компании также владеют ею. Другие лица, с которыми компания может в процессе работы обмениваться соответствующими сведениями, тоже становятся инсайдерами. Такими лицами могут быть, например, адвокаты, финансовые консультанты, аудиторы, банкиры и пр.

В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования инсайдерской информации в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В России в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация».

Ответственность в России

Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.

Административная ответственность

Ответственность за использование инсайдерской информации предусмотрена ст. 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации». Размер установленных КоАП РФ штрафов составляет от 3 до 5 тыс. руб. — для граждан; от 30 до 50 тыс. руб. или дисквалификацию сроком от 1 года до 2 лет — для должностных лиц; в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации, но не менее семисот тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Значительным шагом в борьбе с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон № 241-ФЗ от 30 октября 2009 г., который с 14 ноября 2009 г. ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди введенных в УК РФ новых составов преступлений необходимо отдельно выделить ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ими. Ответственность манипуляторов по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тыс. руб. до 6 лет лишения свободы. До введения этой статьи в Уголовный кодекс за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность, которая применялась редко.

Два других состава уголовных преступлений: «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг», введенных Законом № 241-ФЗ, должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Привлечь рейдеров к уголовной ответственности можно было только по таким статьям Уголовного кодекса, как мошенничество, подлог документов, кража.

Законопроект о противодействии инсайду

17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является комплексное решение проблемы защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком. Его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В проекте закона дается определение инсайдерской информации, отсутствующее в действующем законодательстве, и вводится правовой режим её использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, а также данные, составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), раскрытие, распространение или предоставление которых может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, её использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того, законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет) или иным путём ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам можно привлекать главного редактора, редакцию средства массовой информации, распространившего ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная: распространяющие подобную информацию СМИ, как правило, не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

В законопроекте не предусмотрены конкретные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и иные нарушения, предусмотренные законопроектом. Вероятно, они будут отдельно введены в Уголовный кодекс РФ и КоАП уже после принятия законопроекта. В настоящее время проект закона находится на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

> См. также

  • Асимметричность информации
  • Инсайдер

Ссылки

  • Проект Федерального закона РФ «Об инсайдерской информации» (недоступная ссылка с 23-05-2013 — история, копия)
  • Информация об инсайдерах // Фондовая биржа РТС
  • От инсайдерской информации до правонарушения один шаг. // В курсе правового дела
  • Борьба с инсайдом и манипулированием рынком. // Журнал «Рынок ценных бумаг» № 2, 2010.

Статья 185.6 УК РФ. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица, а равно умышленное использование инсайдерской информации путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, если такое использование причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, если такое деяние повлекло возникновение последствий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом, доходом, убытками в крупном размере в настоящей статье признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Предмет преступления — инсайдерская информация, т.е. точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких хозяйствующих субъектов, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется использованием инсайдерской информации для:

а) осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица. Под указанными операциями понимается совершение сделок и иных действий, направленных на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

б) дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента наступления последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо в виде дохода или избежания убытков в крупном размере.

Крупным ущербом, доходом и убытками в крупном размере признаются ущерб, доход, убытки в сумме, превышающей 2,5 млн. руб.

3. Субъективная сторона в силу прямого указания закона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, неправомерно использующее имеющуюся у него на законных основаниях инсайдерскую информацию (инсайдер). К инсайдерам относятся:

1) эмитенты и управляющие компании;

2) хозяйствующие субъекты, включенные в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» реестр и занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации указанных выше лиц на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25% голосов в высшем органе управления лиц, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, управляющих организаций;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах, в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольные или конкурирующие предложения, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры);

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России;

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, выборные должностные лица местного самоуправления, государственные служащие и муниципальные служащие указанных выше органов, работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, работники органов управления государственных внебюджетных фондов, служащие (работники) Банка России, члены Национального банковского совета;

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации лиц, органов и организаций, Банка России;

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, а также ценным бумагам;

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Основы законодательства в данной сфере заложены Федеральным законом от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона запрещается использование инсайдерской информации:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Статьей 6 Федерального закона также установлен запрет на осуществление действий, относящихся к манипулированию рынком, а именно:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В соответствии с пунктом 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В настоящее время достаточно распространены валютные преступления. Информация, которая используется для принятия решения о вложении средств в инвестиционные проекты — находится в общем доступе. Это гарантирует равенство участников рынка и справедливое получение доходов.

Инсайдерская информация носит закрытый характер. Применяется она для принятия решений относительно инвестиций, и может принести повышенный доход, привести к дисбалансу рыночной ситуации. Это сведения о деятельности компаний, государств и крупных инвесторов. Неправомерное использование инсайдерской информации наказывается согласно статье 185.6 УК РФ.

Понятие и признаки инсайдерской информации

Инсайдерская информация понимается как сведения, предназначенные для внутреннего использования избранным кругом лиц. Такие сведения обладают подлинностью и достоверностью, способны при их использовании для принятия решения относительно приобретению или реализации финансовых инструментов привести к повышенному уровню дохода либо неоправданным убыткам у остальных участников процесса торговли.

Такая информация формируется во время осуществления деятельности участниками рыночных отношений, предназначена для информирования заинтересованного круга лиц.

К ним относятся:

  • собственники;
  • топ-менеджеры — они принимают стратегически важные решения, но не имеют своей целью обогащение.

Согласно закону № 224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации» к формам инсайдерской информации относят:

  • сведения относительно выбора, который сделан по результатам сравнительного анализа предложений по тендеру;
  • информация о результатах проведенного аудиторского контроля внутренней среды эмитентов, отраслей или прочих субъектах рыночной структуры;
  • информация о директивах, определяемых на собраниях учредителей или советов директоров;
  • корректирующие поправки к объему выпуска доминирующим на рынке субъектом, превышающие десятую долю, в пользу увеличения или редуцирования;
  • содержание решений, диктуемых Центробанком или иными органами в отношении функционирования участников маркетинговых отношений, а также выдаче лицензий, приостановки их действия или прекращении действия разрешения на участие в торговле финансовыми инструментами;
  • данные о планируемых слияниях, разделении собственности или корректировки состава учредителей и совета директоров;
  • информация о планируемых крупных сделках в приложении к одному или нескольким финансовым инструментам;
  • данные о стоимости чистых активов и калькулируемой цене паевого инвестиционного взноса;
  • любая другая информация признанная конфиденциальной и обращающаяся среди ограниченного списка субъектов, перечисленных в числе инсайдеров.

Важно! К обязательным признакам рассматриваемой разновидности информации относится то, что она вносится в соответствующий реестр относительно каждого субъекта рыночных отношений.

Инсайдерская информация обладает признаками:

  • точная и конкретная, то есть речь идет о том, что отсутствует предположительный характер, касается она определенных фактов, показателей;
  • не была распространена или предоставлена для распространения;
  • распространение или предоставление такой информации может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров на организованных рынках;
  • включена в соответствующий перечень инсайдерской информации.

Пример

Самый крупный случай утечки инсайдерской информации — это дело компании под названием TGS, что стало основанием для определения такого понятия.

Данная компания занималась добычей полезных ископаемых. В одно время подразделение фирмы установило новые места добычи, но при этом руководству такие данные сообщены не были. Вице-президент фирмы знал об открытии и смог выкупить фирму у ее владельца.

После того, как сделка была заключена — указанное событие осветилось посредством СМИ, и новый владелец получил возможность реализовать приобретенную фирму в 5 раз дороже. По этой причине инвестиционный рынок понес потери, поэтому были приняты необходимые меры.

Запрет на использование инсайдерской информации

Согласно вышеуказанному закону № 224 запрещается такое использование инсайдерской информации:

  • Для осуществления операций с финансовыми инструментами, валютой иностранного государства и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация. Операции проводятся за свой счет или за счет третьего лица.

Исключение составляют совершение операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, валюты другого государства и (или) товаров, срок для исполнения которого наступил. Это касается ситуации, когда обязательство возникло в результате операции, совершенной до того момента, когда лицо получило информацию, относящуюся к инсайдерской.

  • Передача сведений другому лицу. Исключение — передача этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных законодательством, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением соглашения.
  • Дача рекомендаций третьим лицам, установление обязательств или побуждение иным образом к покупке или реализации финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации»

Статья 185.6 УК РФ «Неправомерное использование инсайдерской информации»

Особенности деяния

Специфика преступных действий, которые связаны с использованием инсайдерской информации, заключена в том, что совершены они могут быть только уполномоченными на то субъектами.

Такие лица включены в соответствующие перечни должностных лиц и имеют статус инсайдеров. То есть у них имеется доступ к данным, которые способны подорвать финансовое состояние ресурсного рынка, валюты или фондов.

В ситуации, когда происходит использование информации закрытого типа лицами, не являющимися инсайдерами — не рассматривается в качестве данного состава преступления. Это связано с отсутствием специального субъекта, которого нужно установить. Также требуется доказать, что он стал источником распространения закрытых данных.

Административная и уголовная ответственность

Согласно статье 15.21 КоАП РФ предусматривается ответственность в виде штрафа.

К гражданам применяется штраф, равный от 3 до 5 тысяч рублей. Должностные лица отвечают в пределах от 30 до 50 тысяч рублей либо к ним применяется дисквалификация на срок от одного года до 2 лет.

Юридические фирмы несут наказание в виде штрафа от суммы излишнего дохода или суммы убытков, которых физическое, должностное или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации. Установленная сумма не может быть менее 700 тысяч рублей.

Излишний доход определен как разница между доходом, полученным в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных статьей 15.21 КоАП РФ.

Статья 185.6 УК РФ предусматривает следующее наказание:

Если совершено умышленное использование инсайдерской информации для осуществления операций с финансовыми инструментами, валютой другого государства и (или) товарами, к которым относится такая информация, за свой счет или за счет третьего лица.

Также может совершаться умышленное использование инсайдерской информации путем:

  • дачи рекомендаций третьим лицам;
  • обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

При этом законодатель указывает, что такое деяние причинило крупный ущерб государству, физическим или юридическим лицам либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 15.21 КоАП РФ «Неправомерное использование инсайдерской информации»

Наказание представлено в форме штрафа, размер которого варьируется до 500 тысяч рублей. А также судья может определить сумму штрафа как доход, полученный виновным за период от 1 до 3 лет.

К виновному также применяются:

  • принудительные работы сроком на 4 года;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на 3 года;
  • лишение свободы на срок от 2 до 4 лет, а также штраф в размере до 50 тысяч рублей.

Если совершено умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу, что повлекло возникновение последствий, в виде получения дохода в крупном размере или причинило крупный ущерб, то наказание представлено в виде штрафа до 1 миллиона рублей либо в размере дохода виновного за период от 2 до 4 лет.

Принудительные работы применяются на 4 года и виновный лишается права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет. Кроме того, применимо лишение свободы на срок от 2 до 6 лет.

Внимание! В качестве крупного дохода или крупного размере ущерба признается сумма, превышающая 3 миллиона 750 тысяч рублей.

Состав преступления

Для того чтобы признать преступление состоявшимся нужно чтобы имело место сочетание таких факторов:

  • совершается сделка на фондовом рынке относительно валюты или сырья, при этом объем и характер сделки идет в размер с общеизвестными сведениями и прогнозами относительно динамики этого процесса;
  • лицо, которое совершает сделку, должно относиться к категории инсайдеров (полный перечень таких лиц указан в законе № 224);
  • в качестве основания принятия решения относительно совершения сделки выступает информация, которая не доступна в СМИ, а также среди участников рынка на правах свободного распространения;
  • когда сделку совершает постороннее лицо, то источником должен выступать ответственный представитель участника рыночных отношений, который входит в перечень инсайдеров;
  • результатом совершения сделки выступает получение прибыли, нанесение ущерба другим субъектам в размере, превышающем 3 млн. 750 тысяч рублей.

Важно! Общественная опасность заключается в использовании рассматриваемого типа информации в нарушение рыночных принципов конкуренции в сфере инвестиционной деятельности. Также сюда относится необоснованное обогащение инсайдеров или лиц, которые с ним связаны, так как подрывает доверие инвесторов и снижается инвестиционная привлекательность государства.

В качестве непосредственного объекта выступают общественные отношения, посредством которых обеспечивается конкуренция в сфере инвестиционной деятельности. Сюда же относят справедливое образование цен на финансовые инструменты, валюту других государств и товары.

Дополнительный объект — имущественные интересы организаций, граждан и государства. В качестве предмета выступает инсайдерская информация, понятие которой определено в законе № 224.

Квалифицирующие признаки и нормы законодательства

Для того чтобы отнести использование инсайдерской информации к категории уголовных преступлений, предусмотренных статьеё 185.6 УК РФ, требуется, чтобы была превышена сумма в 3 миллиона 750 тысяч рублей относительно таких операций:

  • получен доход от сделки, которая совершена с использованием инсайдерской информации;
  • предотвращены убытки, которые предполагались в зависимости от состояния рынка;
  • нанесен ущерб гражданам, государству или организациям.

Какие действия считаются неправомерными

К числу неправомерных действий относится использование инсайдерской информации посредством одного из способов:

  • в собственных целях корыстной направленности для получения дохода или уменьшения уровня убытков;
  • в интересах собственного бизнеса либо во вред организациям, лицам, с которыми имеет место конкуренция, происходит это путем совершения сделок на рынке от собственного имени или при посредничестве иных лиц;
  • раскрытие инсайдерской информации третьим лицам, для того, чтобы они могли ее использовать в собственных целях либо корыстные цели носят согласованный характер.

Судебная практика

Те базы судебных решений, которые находятся в открытом доступе, не включают в себя постановления судов различных инстанций относительно правонарушений, квалифицированных по статье 15.21 КоАП РФ либо статье 185.6 УК РФ.

Это связано с тем, что доказать рассматриваемое деяние достаточно трудно, если не соблюден один из факторов, которые позволяет квалифицировать действие как неправомерное использование инсайдерской информации — это выводит все действий из-под диспозиции правонарушений, поэтому данной лазейкой пользуются адвокаты.

Эффективные методы борьбы

Если инсайдерская информация будет оперативно защищена это в первую очередь выгодно самим корпорациям, биржам, потому как они готовы заплатить большие суммы за надежность безопасности, хранение секретов фирмы и пресечение попыток по распространению таких данных.

Процесс реализации инсайдерской информации не может быть реализован, если применяются такие способы для предотвращения:

  • разрабатывается и утверждается порядок доступа к материалам;
  • постоянно происходит обновление правил защиты и конфиденциальности;
  • создается должностное подразделение, включающее служащих, обладающих определенной компетенцией (во главе находится лицо, функции которого заключаются в осуществлении контроля);
  • обеспечиваются законные условия для полноценной деятельности службы безопасности;
  • составляется контракт со схожими фирмами относительно черного списка распространителей информации.

Видео о том, что Центробанк расширяет список инсайдерских тем

Экономический рынок действует по своим законам. Эти законы объективны и независимы от влияния намеренных субъективных воздействий.

Об этом говорят основы экономической теории, но в реальности все происходит по-другому. Такой идеальной рыночной модели на практике не существует.

На настоящем рынке нет ничего спонтанного, каждая реакция является ответом на определенную манипуляцию участников рынка. Иногда эти манипуляции заходят слишком далеко, достигая пределов запретных действий, признаваемых уголовно наказуемыми деяниями.

Слив информации о конкурентах, необоснованное изменение цен, влияние на спрос и предложение на финансовые инструменты – все это делается с одной целью, с целью получения выгоды.

В погоне за высокой прибылью или выгодными контрактами участники рынка часто ведут нечестную игру. Для этого законодатель ввел ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование рынком», которая регулирует неправомерные действия в рамках действующих экономических рынков.

Что такое манипулирование рынком ценных бумаг?

Манипулирование рынком подразумевает под собой умышленное распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с валютой и финансовыми инструментами, если при этом изменились спрос, предложение или объем торгов.

При этом обязательно должен иметь место результат таких действий в форме причинения ущерба, извлечения излишнего дохода или избегания убытков.

В том виде, в каком статья сегодня существует в УК РФ, она появилась в 2011 году. Ранее она имела другое название – «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг».

Очевидно, что нынешняя редакция дополнила предыдущую новыми финансовыми объектами, которые подвергаются манипуляциям недобросовестных агентов рынка.

Ложные сведения должны распространяться через средства массовой информации, то есть публично.

К таким СМИ могут быть отнесены:

  • Печатные издания;
  • Радио;
  • Телепрограммы и видеопрограммы;
  • Интернет.

Нормативной основой ст. 185.3 УК РФ является ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» №224.

В данном законе дается пояснение о том, какие именно действия могут быть оценены в качестве манипуляций рынком. К ним относятся:

  • Распространение ложных сведений публичным способом, которые повлияли на изменение цен, уровня спроса и предложения на финансовые инструменты и иные рыночные объекты;
  • Совершение операций по предварительному соглашению участников торгов, которые повлияли на изменение цены, спроса и предложения на рыночные объекты;
  • Совершение сделок, обязательства по которым исполняются в интересах или за счет одного лица;
  • Выставление на торгах противоположных заявок в интересах одного лица, в которых цена покупки выше или равна цене продажи, если в результате этих действий произошло отклонение уровня цен, спроса или предложения;
  • Неоднократное совершение на торгах сделок в отношении одного лица в целях введения в заблуждение участников рынка относительно цены финансового инструмента;
  • Неоднократное неисполнение обязательств по торгам без намерения их исполнения.

Данные действия не признаются манипулированием, если обязательства по этим операциям прекращены на основании, предусмотренном правилами организатора торговли.

Кто чаще выступает субъектом рыночного манипулирования?

Совершать различные незаконные манипуляции на рынке могут, как участники рынка, так и любые заинтересованные лица.

Участники, как правило, прибегают к махинациям ради повышения собственных доходов, в то время, как сторонние субъекты преследуют более неопределенные цели.

Среди наиболее распространенных целей выделяют следующие:

  • Извлечение прибыли и получение высоких доходов путем завышения цен продаваемых инструментов;
  • Получение контроля над управлением компанией после покупки контрольного пакета акций по заниженным ценам;
  • Причинение крупного или особо крупного ущерба конкурентам;
  • Получение доступа к выгодным заказам и победам на торгах;
  • Дестабилизация экономического состояния страны или отдельно взятого региона или округа.

Государство при этом имеет право на манипулирование рынком с целью осуществления своих контрольных и регулирующих функций по обеспечению стабильности внутреннего рынка страны.

Что следует понимать под инсайдерской информацией?

Инсайдерская информация – это те корпоративные сведения, которые не были ранее обнародованы, но получив огласку привели к изменению стоимости финансовых инструментов этой компании.

Это могут быть всевозможные конфиденциальные сведения: коммерческая тайна, служебная тайна, тайна связи т.д.

Чтобы информация была признана инсайдерской, она должна отвечать ряду критериев:

  • Быть точной и ранее неизвестной;
  • Она оказывает влияние на изменение цен на ценные бумаги, валюты или иные операции;
  • Состоять в официально утвержденном перечне инсайдерской информации.

Инсайдерами – теми, кто обладает ценной информацией, могут быть не только представители высшего руководства предприятий. Это могут быть и менее влиятельные субъекты.

В целом, в той или иной ситуации инсайдерами могут стать:

  • Члены совета директоров;
  • Члены коллегиальных органов исполнительной власти;
  • Страховые и кредитные организации;
  • Аудиторы, имеющие доступ к финансовой отчетности;
  • Эмитенты;
  • Организаторы торговли и брокерские агенты;
  • Органы местного самоуправления;
  • Оценщики и др.

Даже обычный гражданин может стать носителем инсайдерской информации, случайно услышав какие-то сведения или похитив ценные электронные архивы.

Особенности преступления по ст. 185.3 УК РФ

Манипулирование рынком и разглашение инсайдерской информации является уголовно наказуемым деянием. Эти действия всерьез могут представлять опасность для стабильности всей экономической системы страны.

В статье говорится о существенном отклонении уровня цен, спроса и предложения. Что конкретно понимается под существенным уровнем в данном контексте, в норме не говорится.

Данные критерии устанавливаются методическими рекомендациями органов исполнительной власти на федеральном уровне отдельно для каждого вида валюты или финансового инструмента.

Состав и виды этого преступления требуют отдельного рассмотрения. Статья УК РФ, в том числе, содержит несколько квалифицирующих признаков, по котором значительно увеличивается размер уголовной ответственности в сравнении с обычным манипулированием рынком.

Состав преступления по ст. 185.3 УК РФ выглядит ниже представленным образом:

  • Объект содеянного – это установленный порядок ценообразования и интересы инвесторов и участников рынка.
  • Объективная сторона – это действия, которые признаются манипулированием рынком. Это различные варианты распространения инсайдерской информации, операции с товарами, валютой и финансовыми инструментами. Для того, чтобы преступление было квалифицировано по данной статье, необходим факт изменения цены или уровня спроса и предложения. При этом между таким результатом и самими манипуляциями должна прослеживаться причинно-следственная связь.
  • Субъективная сторона данного деяния может иметь, как прямой, так и косвенный умысел.
  • Субъектом преступления выступают лица, перечисленные в перечне федерального закона №224.

Преступление имеет формально-материальный состав. Оно признается оконченным в тот момент, когда причинен крупный ущерб гражданам, государству или организациям, а также при наличии факта избегания убытков или получения завышенного дохода от операций.

Уголовная ответственность по ст. 185.3 УК РФ

Ч. 1 ст. 185.3 УК РФ предусматривает наказание за манипуляции рынком, которые причинили крупный ущерб кому-либо из субъектов.

Виновника в этом случае без наличия дополнительной квалификации ожидает одно из следующих видов наказаний:

  • Штраф от 300 до 500 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет;
  • Принудительные работы до 4 лет;
  • Лишение свободы до 4 лет.

Кроме основного наказания осужденному может быть назначено дополнительное. Это либо штраф, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Он начнет свое исчисление только после отбытия основного наказания, к примеру, после освобождения из колонии.

Когда манипуляции совершаются организованной преступной группой или в результате их осуществления крупный ущерб приобретает размеры особо крупного, виновному лицу грозят следующие виды наказания:

  • Штраф до 500 тысяч до 1 миллиона рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного от 2 до 5 лет;
  • Принудительные работы до 5 лет;
  • Лишение свободы до 7 лет.

Размер дополнительного наказания о лишении права на должности или определенные виды деятельности остается без изменения.

Крупным доходом в данной статье признается 3 миллиона 750 тысяч рублей, а особо крупным – 15 миллионов рублей.

За манипулирование рынком, при котором отсутствуют признаки уголовного деяния, установлена административная ответственность по ст. 15.30 КоАП РФ.

К сожалению, на 2019 год четкой направленности практики судебных решений по данной статье до сих пор не сформировалось.

Для правильной квалификации деяния необходимо его четкое отграничение от смежных видов преступлений. В частности, определенную схожесть имеет ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или картельный сговор.

Так или иначе, для выяснения всех обстоятельств дела требуется участие Федеральной антимонопольной службы.

Первое уголовное дело по ст. 185.3 УК РФ в стране было возбуждено лишь в 2012 году, спустя 3 года после появления нормы в предыдущей редакции.

Фигурантами дела стали ОАО «Татбенто», которые в 2010 году манипулировали своими акциями на бирже ММВБ. Котировки по выпущенным на биржу акциям были искусственно подняты, в результате чего акционерное общество получило незаконный доход в 16 миллионов рублей. Однако, в течение происходящих нескольких лет тщательных проверок дело так и не было завершено.

Закон об инсайдерской информации и манипулировании рынком создавался в стране в течение долгих 10 лет. После его принятия российский рынок наконец-то был признан регулируемым международными организациями.

Незаконное манипулирование рынков и неправомерное использование инсайдерской информации подрывают доверие к отечественному рынку. Такие действия нарушают экономические законы свободной конкуренции и ценообразования, формирования спроса и предложения.

Торговые агенты теряют прибыль и потенциальные контракты, страна теряет потенциальные доходы. По данным экспертов в ближайшее время ожидается увеличение числа уголовных дел по ст. 185.3 УК РФ.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7 499 938 62 89 Санкт-Петербург и ЛО
+7-812-425-13-17

Под манипулированием понимается совершение противоправных действий, направленных на изменение ситуации на рынке, в результате которых уровень спроса, предложения, цены или объема торгов существенно отклонился, чего не произошло бы без незаконного вмешательства.

Законодатель перечисляет часть действий, являющихся манипуляциями, в диспозиции статьи 185.3, а полный перечень закреплен в ст. 5 ФЗ № 224.

Их можно объединить в три группы:

  • сообщение ложной информации относительно ситуации на рынке;
  • использование или сообщение инсайдерской информации;
  • искусственное завышение объемов покупки или продажи, направленное на дальнейшее получение выгоды путем приобретения или реализации ценных бумаг, валюты и товаров по выгодной стоимости;
  • создание условий для роста или потери интереса к своим товарам или ценностям других лиц, связанное с искусственным завышением или занижением цен.

Для привлечения виновных к ответственности необходимо, чтобы их действия повлияли на ситуацию на рынке, и уровень смещения был существенным.

Об инсайдерской информации следует сказать подробнее. К таковой относятся данные, известные узкому кругу лиц, непосредственно связанных с эмиссией ценных бумаг и проведением торгов. Информация охраняется законом и не может быть использована в интересах какого-либо конкретного лица в целях получения им дополнительной прибыли или избежания убытков.

Для сведения: государство имеет право манипулировать рынком в рамках своих законных полномочий. Это может быть сделано в целях поддержания нормальной экономической ситуации в стране.

Субъективная сторона, субъекты

Данное преступление совершается только с прямым умыслом. Лица, которые совершают деяние, могут руководствоваться любыми мотивами. Чаще всего встречаются корыстные побуждения. Например, виновный может быть движим одним из следующих желаний:

  • избежать убытков, которые связаны с падением стоимости акций;
  • завладеть контрольным пакетом документов компании, купив их по низкой стоимости;
  • выгодно продать свои ценные бумаги и получить крупную прибыль и т. д.

Субъект у манипулирования рынком общий, к ответственности может быть привлечено любое лицо, достигшее возраста 16 лет. На практике таковыми могут оказаться стороны, участвующие в торгах, члены компаний, их представители, сторонние люди, заинтересованные в изменении уровня спроса, цены и предложения на рынке.

Важно! Сложность может возникнуть при определении виновного, когда выгода приобретается в пользу юридического лица. Само оно подлежит только административной, но не уголовной ответственности.

Последствия

Состав преступления является материальным. Диспозиция указывает, что должны наступить определенные последствия, чтобы противоправное действие было квалифицировано как уголовно наказуемое деяние.

Под последствиями в рамках манипулирования понимается одна из следующих ситуаций:

  • причинение ущерба гражданам, государству;
  • получение дохода;
  • избежание убытков.

Любое последствие этих последствий может наступить в крупном (для ч.1) или особо крупном (для ч.2) размере. Под крупным размером понимается сумма, превышающая 3 миллиона 750 тысяч рублей, под особо крупным — превышающая 15 миллионов.

Важно! Преступление может нанести ущерб не только конкретным людям, но и целому региону. Суд при назначении наказания учитывает масштаб последствий, отталкиваясь от их суммы.

Случаи манипулирования, которые не вписываются в рамки статьи, влекут за собой административную ответственность. Если это действия, которые повлекли за собой последствия в виде ущерба или выгоды в сумме менее той, что указана в ч.1, то правонарушение будет наказываться по ст. 15.30 КоАП.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 15.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Манипулирование рынком»

Наказание за манипулирование рынком

Обе части статьи имеют обширные альтернативные санкции.

Часть Наказание
Ч.1 (крупный размер последствий)
  • штраф от трехсот до пятисот тысяч рублей (или доход за период от одного до трех лет);
  • принудительные работы продолжительностью до четырех лет с лишением права заниматься профессиональной деятельностью до трех лет на усмотрение суда;
  • лишение свободы продолжительностью до четырех лет со штрафом до пятидесяти тысяч рублей (или в размере дохода за три месяца) и/или лишением права заниматься профессиональной деятельностью на период до трех лет или без таковых
Ч.2 (последствия в особо крупном размере или совершение преступления организованной группой)
  • штраф от пятисот тысяч до миллиона рублей (или доход за период от двух до пяти лет);
  • принудительные работы продолжительностью до пяти лет с лишением права заниматься профессиональной деятельностью до трех лет на усмотрение суда;
  • лишение свободы продолжительностью до семи лет со штрафом до миллиона рублей (или в размере дохода за период до трех лет) и/или лишением права заниматься профессиональной деятельностью на период до трех лет или без таковых

Важно! Существуют случаи, когда человек, совершивший преступление, подпадающее под действие ч.1, может быть освобождено от ответственности. Для этого необходимо выплатить государству (потерпевшим) сумму, которую удалось получить (не потерять) в результате совершенного деяния, а также дополнительно перечислить в бюджет ту же сумму, но уже в двойном размере.

Судебная практика по статье 185.3 УК Рф

Можно привести пример действия данной статьи на практике.

Группа лиц, представляющая интересы инвестиционной компании «С.», участвовавшая в торгах, в целях манипулирования рынком одновременно продала 15% акций юридического лица «М.». В результате этого действия стоимость ценных бумаг существенно снизилась (на 1/3 от первоначальной цены). После этого та же группа лиц приобрела акции обратно, получив таким образом доход в особо крупном размере — более трехсот миллионов рублей.

Банк России лишил компанию «С.» лицензии, а в отношении ее владельца М. было возбуждено уголовное дело за совершение действий, направленных на манипуляцию рынком. Доказать факт манипулирования так и не удалось, в результате чего было возбуждено новое дело, но уже по факту растраты, которое до сих пор находится у следственных органов.

Видео о статье 185.3 Уголовного кодекса РФ

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *