Исполнение судебных решений

Содержание

Исполнение решения суда

Обращение в суд подразумевает не только разрешение спора между сторонами, но и исполнение решения суда.

Реальность же исполнения зависит и от сути дела, и от должника, и от действий сторон на стадии исполнительного производства. Часто добиться удовлетворения требований иска или заявления о выдаче судебного приказа проще, чем увидеть исполнение решения суда. Почему так происходит? Что влияет на исполнимость решений? Как исполнить решение суда в короткие сроки? Обо всем этом, информация ниже. Дополнительные вопросы можно задать дежурному юристу сайта.

В зависимости от категории дела, прохождения стадии апелляционного обжалования, сроки исполнения решения суда будут различаться, при этом порядок предполагается единым. Решение суда может быть исполнено ответчиком (должником) добровольно. Если добровольного исполнения решения не произошло, оно исполняется принудительно с помощью специально уполномоченного на то органа власти.

Исполнение решения суда: прогнозируем сроки

Решение суда по делу оглашается после удаления судьи в совещательную комнату, но на руки, как правило, сразу не выдается. Суд обязан в течение 5 дней после оглашения вручить сторонам подготовленные экземпляры решения в письменной форме. Для этого (если лица, участвующие в деле, были в судебном заседании) придется посетить здание суда еще раз).

В случаях, прямо закрепленных в ст. 211 ГПК РФ (о взыскании алиментов, о восстановлении на работе и др.), или по заявлению истца исполнение решения суда может начаться немедленно. Соответствующее ходатайство должно быть заявлено либо до вынесения решения, либо одновременно с его вынесением. Рассматривается по существу оно в судебном заседании с участием всех лиц. Истец должен предоставить доказательства по гражданскому делу, что ожидание вступления решения в законную силу принесет ему значительный ущерб или исполнение будет невозможным. Привести решение суда к немедленному исполнению – право, но не обязанность суда.

Во всех остальных случаях решение суда вступит в законную силу спустя 1 месяц со дня изготовления. Если будет инициировано апелляционное обжалование, решение суда вступит в силу после вынесения постановления апелляционной инстанции.

Если обращение в суду осуществлено в порядке приказного производства, судебный приказ выдается по истечении 10-дневного срока, предоставляемого должнику для принесения возражений (заявление об отмене судебного приказа). Если они не поступили, суд выносит судебный приказ, который вручается заявителю или по его просьбе направляется в орган, исполняющий решения судов.

Срок обращения решения суда к исполнению составляет 3 года. По истечении указанного время исполнить судебное решение в принудительном порядке невозможно (не касается периодических выплат).

Исполнение решения суда: порядок

После вступления решения в законную силу или принятия решения о немедленном исполнении, в суд подается заявление о выдаче исполнительного листа или о направлении его для исполнения в государственный орган – службу судебных приставов. Выигравшая дело сторона – истец или ответчик (при подаче встречного иска) – становятся взыскателями, а проигравшая – должником (стороны исполнительного производства). Процесс исполнения решения суда регламентирован ГПК и специальным законом об исполнительном производстве.

Если в деле участвовало несколько ответчиков или истцов, выдается несколько исполнительных листов с указанием на ту часть решения, на которое обращается взыскание. Это касается и случаев, когда исполнение решения будет проходить территориально в разных местах. В случае утраты исполнительного листа по письменному заявлению может быть выдан дубликат.

После получения на руки вступившего в законную силу решения суда и исполнительного листа, взыскатель обращается в службу судебных приставов. Подразделение определяется исходя из места жительства ответчика или местонахождения его имущества. Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в письменной форме. При затруднении в определении конкретного отдела, обратиться можно к главному судебному приставу – начальнику службы в субъекте РФ.

Если взыскатель не имеет желания обращать исполнительный лист к взысканию сам, он должен обратиться с просьбой к суду о направлении его к судебным приставам. Сам суд сделать это не уполномочен. При пропуске срока обращения к взысканию восстановить его можно, но достаточно сложно.

Если стороны участвовали в деле с помощью представителей, право на обращение решения суда к исполнению должно быть специально оговорено в доверенности на представление интересов в суде.

Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, индексация присужденных сумм предоставляются судом по рассмотрению заявления одной из сторон исполнительного производства, в т.ч. судебного пристава-исполнителя. Образцы заявлений, особенности подачи – в соответствующих публикациях на сайте.

Если по мнению любой из сторон процесса исполнения решения суда, т.е. исполнительного производства, пристав-исполнитель нарушил закон или его действиями причинен вред охраняемым законом правам – в суд может быть подана жалоба на действия судебного пристава-исполнителя.

Поворот исполнения решения суда

Если решение отменено в порядке апелляционного, кассационного обжалования, в порядке надзора, то все, что взыскатель получил от должника в порядке исполнения решения суда, должно быть им возвращено или компенсировано (заявление о повороте исполнения решения суда).

Исполнение решения суда: сроки исполнения, ответственность

Сутью любого судебного разбирательства является получение от органов правосудия решения, которое защищает или восстанавливает нарушенные права и свободы того или иного лица. Указанные в резолютивной части решения пункты являются обязательными для исполнения. На практике часто возникают ситуации, когда истец остался удовлетворен результатами рассмотрения своего заявления, однако, не может дождаться от ответчика исполнения решения суда. Насколько серьезными бывают последствия для стороны, игнорирующей нормы закона?

Исполнение решения суда по гражданскому делу

Пунктом 2 статьи 13 ГПК обязанность исполнения решения суда возложена на всех без исключения – граждан, организации, должностных лиц, общественные структуры, органы местного самоуправления и государственной власти. Возможность отказа от выполнения положенных мер не допускается. Существует два варианта действий проигравшей стороны:

  • добровольное исполнение решения суда;
  • принудительный порядок исполнения установленного судом восстановления прав одной из сторон.

Первый вариант несет ряд преимуществ для ответчика:

  • срок разрешения спора минимальный – должник может выполнить возложенные на него действия до возбуждения исполнительного производства или в течение 5 дней после получения документа от судебного пристава;
  • должник не утрачивает права на пользование и распоряжение своим имуществом, а также некоторые другие права, которые ограничивают при возбуждении исполнительного производства;
  • должник не несет материальные расходы, связанные с обеспечением исполнительного производства – не возмещает исполнительский сбор, расходы на выполнение исполнительских действий, не выплачивает штрафы;
  • если судебное решение исполнено в добровольном порядке, должника не имеют права привлекать к административной или уголовной ответственности за уклонение от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Гражданский процесс: немедленное исполнение решения суда

Статья 211 ГПК РФ определяет группу судебных вердиктов, которые следует исполнять незамедлительно. К ним относят выплату алиментов, восстановление работника в должности, включение гражданина РФ в список участников избирательного процесса или участников референдума, а также выплату в течение 3 месяцев зарплаты.

Если истец докажет, что затягивание исполнения решения суда может привести к нанесению ущерба заявителю или к отсутствию возможности выполнения вердикта в полном объеме с течением времени, он может обратиться в суд с целью обращения решения к немедленному исполнению. Однако в этом случае, представитель органа правосудия требует от истца обеспечить поворот исполнения решения суда в гражданском процессе. Суть указанной меры: в случае отмены иска, принятия по нему повторного решения о полном либо частичном отказе в удовлетворении изложенных требований, заявитель должен вернуть ответчику все, что с него взыскали согласно решению суда.

Сроки исполнения решения суда по гражданским делам

Если отсутствуют основания для немедленного исполнения, законодательством предусмотрены такие сроки исполнения решения суда:

  • В порядке приказного производства суд выносит решение в течение 10 дней после получения ответчиком копии постановления о возбуждении (если последним не предоставлен мотивированный отзыв). Если определение у истца на руках, он может сразу же передавать его для взыскания.
  • В порядке искового производства решение вступает в силу через месяц после его получения сторонами. Такой срок исполнения решения суда определяется тем, что ответчику дают возможность апелляционного обжалования судебного вердикта.

Истцу предоставляется срок в 3 года для подачи судебного документа к исполнению. Однако статья 416 ГК РФ допускает невозможность исполнения решения суда – когда возникают обстоятельства, препятствующие исполнению, за которые не отвечает ни одна из сторон. Правда, данные факторы должны быть доказаны.

Ответственность за уклонение от исполнения решения суда

Если ответчиком игнорируются обязанности по выполнению предписанных судебным вердиктом норм, установлены такие виды наказания:

  • ответственность согласно статье 16 АПК РФ;
  • меры воздействия по статье 13 ГПК РФ;
  • уголовная ответственность за неисполнение решения суда по статьям 315 УК РФ и 392 УПК РФ.

Формат наказания, которое будет применяться к нарушителю, выясняется в индивидуальном порядке, в зависимости от того, насколько глубоким суд сочтет проявленное к нему с фактами неисполнения неуважение.

Порядок и возможность исполнения решений третейского и арбитражного судов детально описаны в главе 45 ГПК РФ. Признание таких решений возможно, если они легитимируются договорами Российской Федерации.

§ 2. Органы, ответственные за исполнение приговора в части
гражданского иска.

В последние годы законодательство об исполнении уголовных наказаний и исполнении судебных решений претерпело существенные изменения. С I января 1997 года действует Уголовный кодекс РФ, а с 1 июля 1997 года вступил в силу новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ вместо Исправительно- трудового кодекса РСФСР.

С 6 ноября 1997 года вступили в силу Федеральные законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». В новой редакции принят Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». На основе новых законов пересмотрены подзаконные нормативные акты, регулирующие процесс исполнения судебных постановлений.

Кардинальное изменение законодательства в данной сфере свидетельствует о возрастающей ответственности государства и повышении роли государственных органов, осуществляющих их исполнение, контроль и надзор.

Весь процесс обращения к исполнению и фактического исполнения приговора в части гражданского иска должен находится под строгим контролем судсбно-прокурорских органов.

Полномочия суда но осуществлению контроля за исполнением приговора сформулированы в ст. 393 УПК РФ.

Проконтролировать исполнение — это значит проследить за своевременным обращением приговора к исполнению, за поступлением исполнительных листов к взыскателю или судебному исполнителю и за ходом самого взыскания, с тем, чтобы оно было произведено полностью, своевременно и в точном соответствии с законом и приговором суда. В этих целях ведется подшиваемый к делу справочный лист исполнения, где перечисляются действия, которые необходимо совершить во исполнение приговора, делаются отметки о времени их совершения и о поступлении соответствующих уведомлений.

Для контроля за ходом исполнения приговора в отношении солидарных должников суд, вынесший приговор, должен вести сводное исполнительное производство.

Персональную ответственность за осуществление надлежащего кошроля за исполнением приговора несст председатель районного суда, а если приговор вынесен областным (и ему соответствующим) судом — председатель судебной коллегии по уголовным делам этого суда. Перед направлением дела в архив они обязаны лично проверить справочный лист исполнения и убедиться в том, что все действия, необходимые для приведения приговора в исполнение, совершены и все подтверждения получены.

Понятием контроля за приведением приговора в исполнение охватывается также контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Судья следит за своевременностью совершения исполнительных действий, очередностью исполнения, если взыскателей несколько или нужно произвести имущественные взыскания нескольких видов (по гражданскому иску, по решениям о конфискации имущества, о судебных издержках и т.д.), утверждает составляемые судебным приставом-исполнителем акты и расчеты и т.п.

Верховные Суды СССР и Российской Федерации постоянно обращают внимание судов на необходимость обеспечения повседневного руководства работой судебных исполнителей, осуществления контроля за их деятельностью и оказания им практической помощи в разрешении всех вопросов, возникающих при исполнении приговора (постановление Пленума Верховного суда СССР Xs 18 от 22 декабря 1964 г. «О некоторых процессуальных вопросах, возникших в судебной практике при исполнении приговоров» с изменениями, внесенными постановлением Пленума №7 от 26 апреля 1984г’, постановление Пленума Верховного Суда РФ №3 от 28 апреля 1994г.

«О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»2). В своих постановлениях Пленум Верховных Судов СССР и РФ предлагает принять меры к устранению вскрытых в работе судебных исполнителей недостатков, контролировать проведение повторных проверок имущественного положения должников, координировать работу по исполнению приговора в части возмещения материального ущерба с органами прокуратуры, МВД и организациями в пользу которых производится взыскание, а также с общественностью.

Исправительные учреждения должны регулярно извещать суд, вынесший приговор, о состоянии возмещения ущерба; при перемене места заключения осужденного — переправлять исполнительный лист, сообщив об этом в суд. Администрация исправительных учреждений должна немедленно сообщать взыскателю и суду, вынссшсму приговор, об освобождении осужденного и адрес, по которому он выбыл. В справках об освобождении администрация отмечает сумму взысканной задолженности. Исполнительные листы 1

Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М, 1996. С. 31-33. 2

Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.. 1999. С 291-292 целесообразно направлять не взыскателям, а суду, вынесшему приговор. Учреждения милиции уведомляют о прибытии такого должника взыскателя и соответствующий суд, который по устройству должника на работу, принимает меры к полному погашению взыскиваемых сумм. При неизвестности места нахождения должника может быть объявлен его розыск через органы МВД.

Особая роль в исполнении приговора в части гражданского иска отводится службе судебных приставов, а обязанность своевременного и реального исполнения предписаний, содержащихся в исполнительных документах, возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Появление института судебных приставов есть в определенной степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до событий 1917 года. Новые судебные приставы — это в какой-то мере есть возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в России

Надзор за законностью исполнения приговоров в части гражданского иска осуществляется прокурором.

Прокурорский надзор в этой стадии процесса приобретает особо важное значение, так как неисполнение приговора, вступившего в законную силу, равносильно неисполнению закона, а долг прокурора — всегда стоять на страже закона и пресекать малейшие попытки его несоблюдения.

Взаимодействие Службы судебных приставов Управления Министерства юстиции с органами прокуратуры Российской Федерации обусловлено возложением на них функции надзора за законностью от имени Российской Федерации и реализуются в рамках следующих направлений надзорной деятельности органов прокуратуры:

— надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного

управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; —

надзора за соблюдением прав человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, —

надзора за исполнением законов судебными приставами; —

осуществления уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, —

координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. I Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 10 февраля 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»)1.

В законодательстве об исполнительном производстве закреплены общие положения о полномочиях органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами при выполнении возложенных на них обязанностей (п. 4 ст. 19 Закона «О судебных приставах»).

В целях распределения полномочий по осуществлению надзора за деятельностью судебных приставов между соответствующими подразделениями органов прокуратуры Генеральным прокурором Российской Федерации подписано указание от 6 января 1999 года № 1/7 «Об организации

‘ Собрание законодателктеа РФ от 15.02.99 г. Ni 7. Ст 878

прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами»1, из которого следует, что с учетом специфики работы судебных приставов организация надзора за законностью их деятельности распределяется между структурными подразделениями прокуратур, осуществляющих надзор за: —

исполнением законов и законностью правовых актов — в части соблюдения закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; —

исполнением законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства; —

законностью постановлений судов по гражданским делам — в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства.

К компетенции следователей прокуратуры отнесено рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, совершенных или подготовляемых судебными приставами при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений. Кроме того, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокурорам поручено систематически обобщать и анализировать практику прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов.

Характеризуя правовое положение прокурора в исполнительном производстве, следует отметить, что в соответствии с положением ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» прокурору (так же как и судье, следователю и работнику службы судебных приставов) запрещено участвовать в исполнительном производстве в качестве представителя должника или взыскателя, за исключением случаев участия в качестве законного представителя, уполномоченного в установленном порядке соответствующей прокуратурой.

1 Не опубликован. Текст HI базы Главной военной прокуратуры РФ.

Прокурор осуществляет надзор путем изучения уголовных дел и исполнительных производств, участия в рассмотрении судом вопросов, возникающих в процессе исполнения судебных решений, опротестования незаконных определений, вынесенных судом в стадии исполнения приговора, рассмотрения поступающих от заинтересованных лиц жалоб, проведением проверок по ним и иными методами.

Действующее законодательство не предоставляет прокурору права принимать по исполнительному производству каких-либо процессуальных решений, а также изменять или отменять решения, принятые судом, судебным приставом-исполнителем или старшим судебным приставом. При наличии в действиях (решениях) судебных приставов тех или иных нарушений закона прокурор вправе обжаловать (опротестовать) подобные действия (решения) в соответствующем суде

Па практике часто возникает вопрос о том, вправе ли прокурор потребовать от судебного пристава-исполнителя предоставления в органы прокуратуры исполнительного производства для проверки соблюдения законности, обеспечения прав и законных интересов граждан и юридических лиц

В.В. Ярков считает, что «в том случае, когда прокурором истребуется приостановленное или оконченное исполнительное производство, такое требование прокурора следует признать правомерным, поскольку нахождение исполнительного производства на проверке в органах прокуратуры в этот период не вступает в противоречие с положениями закона, устанавливающими порядок и правила ведения исполнительного производства»1.

Данная позиция представляется верной, поскольку основана на Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокурорский надзор за исполнением приговоров в части возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением, должен быть нацелен на то, чтобы обеспечить законность, своевременность и реальность исполнения

‘ Настольная книга судебкого пристава-исполнителя /под ред. В В Яркова М.. 2000. С. SO. приговора в части фажданского иска. Для этого необходимо, чтобы, во-первых, были приняты все меры к обеспечению гражданского иска, а во-вторых, при вступлении приговора в законную силу, немедленно был выписан исполнительный лист, который сразу должен быть направлен судебному приставу-исполнителю В свою очередь, судебным приставом-исполнителем должно быть возбуждено исполнительное производство и приняты все необходимые меры для реального исполнения приговора.

Исходя из практики, можно сделать вывод о том, что на всех перечисленных выше этапах происходят разного рода нарушения. Исполнительные листы в судах выписываются несвоевременно, направляются они в Службы судебных приставов также с нарушением сроков Судебные приставы-исполнители достаточно длительное время не принимают мер к принудительному исполнению исполнительных документов. Такие грубые нарушения закона отрицательно влияют как на приведение приговора в исполнение, так и на профилактическую, воспитательную работу с должниками В результате этого в настоящее время мы имеем дело с таким социальным явлением, как правовой нигилизм, что сказывается на правовой культуре общества в целом. Фактически цель приговора остается не достигнутой, так как осужденный не чувствует себя наказанным. С другой стороны, причины таких нарушений могут носить и объективный характер. При производстве взыскания судебным приставам-исполнителям нередко приходится применять ряд принудительных мер, таких, как, например, опись и арест имущества, изъятие арестованного имущества, его реализация. Такие исполнительные действия могут сопровождаться вскрытием помещений. Все действия судебного пристава-исполнителя, связанные с вторжением в частную жизнь граждан, должны быть регламентированы законом и проводятся строго в соответствии с ним. Судебный пристав-исполнитель, производя принудительное взыскание не должен принимать меры, которые противоречили бы закону и которые бы ущемляли охраняемые им интересы граждан.

«Иногда судебные исполнители при взыскании причиненного преступлением материального ущерба допускают произвольные действия — неправильно определяют подлежащее взысканию имущество, нарушают установленный законом порядок его оценки и реализации и т.д. В результате этого, с одной стороны, страдают интересы потерпевшего от преступления лица, с другой, — до некоторой степени ущемляются права владельца имущества»1.

Однако, прокуроры зачастую акцентируют внимание на таких фактах лишь только в том случае, когда поступают обращения граждан или жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Постоянного контроля со стороны прокуратур за деятельностью органов принудительного исполнения нет. Такая ситуация в насгоящее время может быть объяснена большой загруженностью органов прокуратуры, а также нехваткой квалифицированных кадров. Тем более, что по прошествии четырех лет со дня вступления в силу Федерального закона «Об исполнительном производстве» между органами, так или иначе касающимися исполнительного производства, во многих вопросах по исполнению решений и приговоров нет единого мнения, по некоторым проблемам не сложилась практика.

Тем не менее, такое положение дел нельзя считать нормальным, так как это является серьезным упущением в организации надзора за исполнением судебных приговоров в части гражданских исков. Прокурор обязан строго следить за законностью действий судебных исполнителей, своевременно выявлять допущенные им нарушения закона и принять меры к их искоренению.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» взыскание на заработную плату должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у

1 Хамцдуллнн И Х. Надзор за исполнением приговоров. Казань. 1971. С. 136-137. должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемой суммы. Эта же норма действует и при исполнении приговора в части гражданского иска. В связи с этим прокурор при проверке материалов исполнительного производства устанавливает, своевременно ли судебный пристав-исполнитель проверил имущественное положение осужденного и обратил на него взыскание.

Однако нередки случаи, когда некоторые судебные приставы-исполнители стараются избежать такой меры принудительного характера, как опись и арест имущества и отправляют исполнительные документы непосредственно в места лишения свободы по месту работы осужденных для удержания сумм из их заработка. Такие действия, зачастую отрицательно влияют на реальное возмещение вреда по делу.

Практика показывает, что следственные органы не всегда своевременно производят розыск имущества преступника и налагают на него арест. В связи с этим впоследствии возникает масса проблем, так как совершивший противоправное деяние успевает распорядиться принадлежащим ему имуществом.

Имеются случаи, когда составленный следователем или судебным приставом исполнителем акт об отсутствии у должника имущества не соответствует действительности. Прокуроры при проверках должны строго реагировать на такие факты хататного отношения к своим обязанностям как следственных органов так и судебных приставов. При этом внимание должно акцентироваться на том, чтобы проверка имущественного состояния осужденных проводилась тщательным образом, и чтобы акты о несостоятельности полностью соответствовали объективной действительности.

При отсутствии имущества у лица, осужденного к лишению свободы, для возмещения имущественного вреда исполнительный документ направляется по месту отбывания наказания для удержания суммы из его заработка. Следовательно, надзор прокурора в этой части также осуществляется по месту отбывания должником наказания, в том числе в части установленного судебным приставом-исполнителем размера удержаний из заработной платы.

Реальное исполнение приговора в части возмещения вреда во многом зависит и от своевременного и правильного рассмотрения судами исков об освобождении имущества от ареста, но суды к данной категории дел относятся без учета конституционных положений о защите имущественных прав потерпевших от преступных действий и назначают рассмотрение дел по заявлениям такого рода на достаточно долгий срок. В связи с этим нередко такие факты влияют на нарушение сроков исполнения приговоров в части гражданского иска судебными приставами-исполнителями.

Достаточно часто не соблюдается установленная форма описи и ареста имущества: не указываются отличительные признаки арестованных вещей (номера, габариты, цвет, различного рода дефекты и др). Это позволяет осужденному или его родственникам производить замену имущества фактически арестованного на менее ценное.

Такие факты прокурор также не имеет права оставлять без внимания.

Закон «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность взаимодействия судебных приставов-исполнителей с иными государственными органами, но их участие не имеет большого значения для уголовного судопроизводства.

> Исполнительное производство: понятие и порядок возбуждения

Понятие исполнительного производства

Введение

Вступивший в законную силу (а в случаях обращения к немед­ленному исполнению — и не вступивший в законную силу) судеб­ный акт должен быть исполнен обязанным лицом — должником. Если судебный акт не исполняется добровольно, лицо, в пользу которого он вынесен, вправе обратиться в суд с заявлением о вы­даче исполнительного документа на принудительное исполнение. Принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов осуществляется в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство является составной частью ме­ханизма защиты гражданского права и заключительным этапом (стадией) его реализации. Оно имеет цель, субъектный состав, объект, содержание, основания возбуждения и завершения.

Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решение суда по делу. Процесс по защите права не оканчивается вынесением решения и вступления его в законную силу, а продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса.

Замечание

Ряд ученых выделяет исполнительное производство в отдельную стадию (см., напр., Мохов А.А., Воронцова И.В., Семёнова С.Ю. Гражданский процесс (гражданское процессуальное право) России: учебник / отв. ред. А.А. Мохов. — М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017).

Однако существует мнение, что исполнительное производство как самостоятельная стадия существовало по ранее действовавшему процессуальному законодательству. А в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и поправок в ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса существовать перестала.

Тем не менее, тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.

Вопросы исполнительного производства, отнесённые к компетенции судов, разрешаются в соответствии:

  1. с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов,
  2. с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции,
  3. с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Исполнительное производство представляет собой установ­ленный законом порядок принудительной реализации судебных актов и актов иных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов посредством использо­вания механизмов государственного принуждения.

Исполнение судебных актов состоит в принуждении ответчика (должника) к совершению действий, предусмотренных судебным актом (передача имущества, уплата денег и т.д.).

Принудительному исполнению по правилам, установленным за­конодательством об исполнительном производстве, и в соответствии с исполнительными документами, подлежат лишь решения о присуждении (исполнительные решения), выносимые по искам о присуждении (о взыскании с ответчика определенных денежных сумм, о выселении, о присуждении ответчика к со­вершению определенных действий и т.п.). По таким решениям истцу выдается исполнительный лист, который он предъявляет к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Правила, регулирующие исполнительное производство, носят универсальный характер, обеспечивая принудительную реали­зацию субъективного материального права или интереса и в тех случаях, когда вопрос об их защите являлся предметом несудебных юрисдикционных органов. Таким образом, исполнительное про­изводство обслуживает не только гражданское судопроизводство, но и другие ветви судебной системы Российской Федерации, на­пример, арбитражные суды, а также деятельность иных органов (нотариата, третейского суда и т.д.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудитель­ном исполнении судебных актов и актов других органов.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных докумен­тов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания ис­полнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Важно отметить, что Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует по­рядок принудительного исполнения не только актов судов общей юрисдикции, но также актов иных органов.

Цели и задачи исполнительного производства указаны в ст. 2 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Цели исполнительного производства:

  • защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
  • обеспечение исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Задача исполнительного производства:

  • правильное и своевременное исполнение судебных акты, актов других органов и должностных лиц и иных исполнительных документов в случаях, предусмотренных законом.

Принципы исполнительного производства (ст. 4 ФЗ):

  1. законности;
  2. своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  3. уважения чести и достоинства гражданина;
  4. неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;
  5. соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Не подлежат принудительному исполнению:

  1. Решения, выносимые по искам о признании (установительные решения), они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реали­зуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами; копия установительного решения служит основанием для регистрации или оформления соответ­ствующих фактов, правоотношений.
  2. Решения по делам особого производства, а также ре­шения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых (публично-правовых) отношений (например, решения суда об оспаривании гражданином решения, действия (бездей­ствия) органа государственной власти, органа местного самоуправ­ления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы).

Не­которые определения судов общей юрисдикции также подлежат ис­полнению по правилам, установленным законодательством об исполнительном производстве (например, определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решений суда).

Участники исполнительного производства (субъектный состав):

  1. органы принудительного исполнения (Федеральная служ­ба судебных приставов и ее территориальные органы) — см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»;
  2. суд (судья);
  3. стороны (взыскатель и должник);
  4. другие участники исполнительного про­изводства (представители, переводчики, понятые, специалисты).

Возбуждение исполнительного производства

Ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства.

Основания для возбуждения исполнительного производства:

  1. наличие исполнительного документа и заявления взыскателя;
  2. без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю;
  3. без заявления взыскателя при вынесении в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении могут содержаться

  • ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также
  • ходатайство об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом;
  • известные взыскателю сведения о должнике.

К заявлению могут прилагаться, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 Федерального закона.

Замечание

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в 5-дн. срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-дн. срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление

  • о возбуждении исполнительного производства либо
  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

О добровольном исполнении

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель

    1. в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения (5 дней) должником содержащихся в исполнительном документе требований и
    2. предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Судебный пристав-исполнитель в 3-дн. срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  1. исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  2. исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона;
  3. истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  4. документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона;
  5. исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было:
    • прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона;
    • окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 Федерального закона;
  6. не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  7. исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;
  8. исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;
  9. исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
  10. исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Порядок исполнения судебных решений по гражданским делам регламентирован Гражданским процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст.428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением случаев:

1) если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом;

2) содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов;

3) если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, то их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

4) требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава-исполнителя, — не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава-исполнителя об обеспечительных мерах.

При этом, истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принудительное выселение должника из жилого помещения; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

По окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление об окончании исполнительного производства, которое оканчивается в случаях: 1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; 2) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона; 3) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ; 4) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору); 5) признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему; 6) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом; 7) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

В случае несогласия с принятым решением в соответствии со ст. 128 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Глава 16. Решение суда (ст.ст. 194 — 214)

Глава 16. Решение суда

  • Статья 194. Принятие решения суда
  • Статья 195. Законность и обоснованность решения суда
  • Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда
  • Статья 197. Изложение решения суда
  • Статья 198. Содержание решения суда
  • Статья 199. Составление решения суда
  • Статья 200. Исправление описок и явных арифметических ошибок в решении суда
  • Статья 201. Дополнительное решение суда
  • Статья 202. Разъяснение решения суда
  • Статья 203. Отсрочка или рассрочка исполнения решения суда, изменение способа и порядка исполнения решения суда
  • Статья 203.1. Порядок рассмотрения вопросов исправления описок и явных арифметических ошибок, разъяснения решения суда, отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, изменения способа и порядка его исполнения, индексации присужденных денежных сумм
  • Статья 204. Определение порядка и срока исполнения решения суда, обеспечения его исполнения
  • Статья 205. Решение суда о присуждении имущества или его стоимости
  • Статья 206. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия
  • Статья 207. Решение суда в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков
  • Статья 208. Индексация присужденных денежных сумм
  • Статья 209. Вступление в законную силу решений суда
  • Статья 210. Исполнение решения суда
  • Статья 211. Решения суда, подлежащие немедленному исполнению
  • Статья 212. Право суда обратить решение к немедленному исполнению
  • Статья 213. Обеспечение исполнения решения суда
  • Статья 214. Высылка копий решения суда
<< Статья 193.
Объявление решения суда
Статья 194. >>
Принятие решения суда
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

После успешного рассмотрения гражданско-правового спора суд вынес позитивное решение, которым удовлетворил все претензии заявителя и постановил взыскать требуемое с ответчика.

Однако, несмотря на разрешение спора по существу, истцу необходимо еще и добиться исполнения желаемых требований.

Каковы сроки исполнения решения суда по гражданским делам в случае отказа от добровольного начисления выплат или выполнения иных требований суда?

Правовое регулирование

Сроки и порядок исполнения вступивших в законную силу вердиктов по гражданско-правовым спорам регулируются процедурными нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Закона «Об исполнительном производстве».

Вступление решения судебного учреждения в силу происходит после истечения отведенного срока на подачу апелляционной жалобы, если она не была подана.

Это интересно! Куда жаловаться на полицию в случае бездействия или произвола

Если обжалование произошло, но апелляционная судебная инстанция не отменила заключение, то вступление в силу происходит после рассмотрения дела.

Важно знать: с юридической точки зрения действительным, имеющим юридическую силу считается решение суда, которое является обязательным для исполнения сторонами, третьими лицами, организациями и учреждениями, имеющими отношение к спору.

При изменении или отмене вердикта с вынесением нового постановления — оно набирает законную силу безотлагательно после рассмотрения.

Сроки вступления решения в силу

Если гражданско-правовой спор решен в судебном органе общей юрисдикции, то постановление наберет силу после истечения 10-дневного срока на его обжалование.

После решения арбитражного суда при отсутствии поданной на него жалобы для его вступления в юридическую силу придется подождать месяц. На вступившее в законную силу решение подать жалобу можно только в кассационном порядке.

Исполнительные документы

После вынесения постановления по делу в порядке искового производства и вступления его в силу, суд обязан предоставить истцу исполнительный лист.

В случаях безотлагательного выполнения постановления он предоставляется сразу же после его принятия без необходимости ожидания вступления в силу.

Стоит отметить: во время судебного разбирательства истцу можно ходатайствовать о предоставлении исполнительного листа для его реализации судебными исполнителями – суд в таком случае самостоятельно предоставит его приставам-исполнителям.

Если ходатайство не поступило, то документ буден выдан лично заявителю или направлен почтовой связью по месту его проживания.

Если дело рассмотрено в приказном порядке и заявитель ходатайствовал о предоставлении судебного приказа, то после его вынесения нет необходимости в получении исполнительного листа. Предоставить на выполнение приставам можно сам приказ, поскольку законодательно он считается исполнительным документом.

Куда и как подавать

Открытие исполнительной процедуры происходит после подачи письменного заявления лица в двух образцах в отдел службы приставов.

Никакой оплаты пошлин производить не нужно, обратиться нужно в тот районный отдел, который осуществляет деятельность на территории проживания ответчика или по месту пребывания его имущества.

Чаще всего территории вынесения решения и проведения исполнительных процедур совпадают. Вместе с заявлением подлежит подаче подлинник исполнительного документа – он подшивается в производство.

Обратите внимание: копия документа и второй образец заявления с отметками о принятии остается у заявителя.

Федеральная служба судебных приставов

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность в составе Министерства юстиции РФ на основании закона «Об исполнительном производстве».

Она является единственным легальным органом, на который возложена обязанность по принудительному приведению решений судов в исполнение.

Служба занимается вопросами исполнения по территориальному принципу — адрес отдела, расположенного по месту исполнения или по месту проживания должника можно узнать в судебном учреждении.

Сотрудники службы наделены полномочиями, необходимыми для осуществления принудительных мер взыскания, в том числе по аресту имущества ответчика и средств в банках.

Сроки проведения исполнительных процедур

В общем порядке действия для выполнения всех требований, перечисленных в исполнительном документе, должны проводиться на протяжении двух месяцев после открытия исполнительного производства.

Если сроки, за которые должно быть выполнено постановление, указаны в самом решении или предусмотрены законодательством, то именно это указанное время отводится для исполнения.

Принудительные мероприятия, которые в связи с необходимостью проведения процедур на другой территории и выполняет по поручению другой пристав, проводятся на протяжении 15 дней.

Если суд постановил о восстановлении на рабочем месте уволенного гражданина или указал на безотлагательное выполнение требований, то исполнительные действия должны быть выполнены в первый рабочий день после приема документов отделом приставов.

При постановлении суда про обеспечение искового заявления и выдачи соответствующего исполнительного документа исполнить указания суда приставу следует в день его приема отделом или, если в силу независящих от исполнителя причин это невозможно, на протяжении следующих суток.

Что не входит в срок производства

Несмотря на двухмесячный срок, который дается приставам для приведения решения в исполнение, процедура может растянуться во времени в связи с определенными обстоятельствами.

Так, не включается в общий срок период, на который принудительные мероприятия были отложены или приостановлены, например, в связи с выполнением действий на другой территории.

Не будет включено в срок время в следующих случаях:

  • исполнительное производство рассрочено или отсрочено – на определенное время;
  • стороны производства обратились в суд для разъяснения требований заключения суда или смены процедуры исполнения – до приема отделом приставов нового документа;
  • нужно привлечь специалиста – пока исполняется экспертиза (производство возобновляется со дня приема заключения или акта про результаты исследований);
  • конфискация имущества должника на время получения денежных средств от его реализации – не больше 2 месяцев.

Истечение времени

Окончание срока для проведения исполнительной процедуры не будет поводом для закрытия или прекращения производства, если за это время не были приняты достаточные для взыскания принудительные меры.

Исполнимость заключительного ответа суда зависит не только от приставов, но и от взыскателя.

Примите к сведению: у заявителя есть три года на то, чтобы с исполнительным документом обратиться для взыскания.

После истечения этого срока отдел приставов будет вынужден отказать в возбуждении исполнительного производства.

Смотрите видео, в котором юрист разъясняет способы затягивания срока исполнения решения суда:

Как исполнить решение суда?

Консультация специалиста — начальника юридического отдела Управления ФССП России по Псковской области Оксаны Ришардовны Микитяк
Если Ваше дело рассмотрено судом общей юрисдикции, решение суда вступит в законную силу через 10 дней с момента его вынесения, если арбитражным судом — через месяц. В случае подачи ответчиком жалобы на решение суда, решение вступит в силу после рассмотрения жалобы-конечно, в том случае, если оно не будет отменено и дело не будет направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Федеральная служба судебных приставов России является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации и осуществляет функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Отделы судебных приставов в Псковской области находятся в каждом районном центре, исключение составляет межрайонный отдел судебных приставов Невельского и Усвятского районов, расположенный в Невеле. Адрес соответствующего отдела судебных приставов можно получить в суде.
После вступления решения суда в законную силу, истцу выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Если в судебном заседании Вы заявите ходатайство о направлении исполнительного листа для принудительного исполнения, суд самостоятельно направит его в соответствующий отдел судебных приставов. Во всех других случаях исполнительный лист будет выдан Вам на руки или направлен в Ваш адрес заказным письмом. Если решение подлежит немедленному исполнению, исполнительный лист выдается немедленно, не дожидаясь вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.36 закона «Об исполнительном производстве» устанавливается двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе. Данный срок является традиционным для законодательства, посвященного исполнительному производству.
Постановление судебного пристава-исполнителя об исполнении отдельных исполнительных действий должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.
Законодатель отдельно оговаривает относительно начала исполнения требований исполнительных документов о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.
Исполнительные действия в данном случае должны быть начаты не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Статья 211 ГПК РФ устанавливает, что немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума. Таким образом, немедленное исполнение в рамках исполнительного производства означает совершение исполнительных действий незамедлительно, без предоставления должнику времени для добровольного исполнения.
Несмотря на то, что закон установил двухмесячный срок, в течение которого должны быть исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, он не устанавливает санкции за пропуск указанного срока. Кроме того, истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Согласно ГПК РФ, если решение суда вступило в законную силу, у ответчика возникает обязанность его исполнить. Вы, конечно, можете терпеливо ждать, когда должник возместит причиненный ущерб, но тогда Вы немного рискуете: законодательно установлен трехлетний срок предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение. Пропуск срока в соответствии со ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.
Правильнее пойти по другому пути — обратиться за помощью в службу судебных приставов.
Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Судебный пристав-исполнитель в данной стадии судебного процесса выступает от имени государства, поскольку именно оно взяло на себя обязанность осуществления правосудия, и не заинтересован в исполнении в пользу какой-либо из сторон исполнительного производства, а исполняет свои обязанности в силу предписания закона. Он обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Если должнику или взыскателю известны основания для отвода судебного пристава-исполнителя, они могут его заявить подачей заявления на имя старшего судебного пристава подразделения судебных приставов до начала совершения исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий. Отвод должен иметь серьезные основания и не может быть заявлен только потому, что, по Вашему мнению, судебный пристав-исполнитель не имеет достаточной квалификации или просто не симпатичен Вам. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом. Отказ в удовлетворении отвода может быть обжалован в суде в 10-дневный срок.
Судебный пристав-исполнитель обязан предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии. Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования. И конечно, самое главное, он принимает все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Для этого ему предоставлены большие права.
Если перечислить эти права кратко, то можно сказать, что пристав вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки бухгалтерий; накладывать арест на имущество должника и вклады в банках; ограничивать выезд должника из РФ.
Наделение судебного пристава-исполнителя такими правами направлено на исполнение решения указанного в исполнительном документе.
Взыскатель может и должен требовать от судебного пристава-исполнителя пользования этими правами. Кроме того, взыскатель может участвовать в совершении судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и даже оплатить расходы по их совершению, которые впоследствии будут взысканы с должника и возвращены взыскателю.
Должник имеет право знать о месте и времени совершения исполнительных действий и участвовать в них, но бремя всех неблагоприятных последствий, вызванных его уклонением от участия, ложится на него. Это означает следующее. К примеру, должник решил уйти из квартиры или не открывать дверь в день производства ареста имущества. Судебный пристав-исполнитель вправе вскрыть дверь, войти без согласия должника в его жилище и произвести опись принадлежащего ему имущества.
В процессе исполнительных действий и взыскатель и должник могут давать устные и письменные объяснения, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
Если в результате проверки имущественного состояния должника будет установлено, что последний не имеет денежных средств и иного имущества для удовлетворения Ваших требований, судебным приставом-исполнителем составляется акт о невозможности взыскания и исполнительный документ возвращается взыскателю без исполнения. Однако не стоит отчаиваться: исполнительный документ может быть предъявлен на принудительное исполнение вновь в пределах трехлетнего срока (срок предъявления прерывается как предъявлением исполнительного документа на исполнение, так и частичным исполнением). Возможно, имущественное положение должника изменится и это обстоятельство повлечет исполнение предъявленного Вами исполнительного документа.
В процессе исполнения может также возникнуть необходимость розыска должника или его имущества. Для осуществления этой функции в Управлении ФССП России по Псковской области существует межрайонный отдел судебных приставов по розыску должников, имущества и взаимодействию с правоохранительными органами.
Согласно новому закону «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тысячи рублей, может быть направлен самим взыскателем в организацию, выплачивающую должнику заработную плату (пенсию, стипендию). В этом случае взыскатель представляет заявление, в котором указываются реквизиты банковского счета либо адрес, по которому следует переводить денежные средства, а также некоторые другие сведения о себе.
Итак, если у Вас на руках выданный судом исполнительный лист, то он должен содержать требования, предъявляемые к исполнительным документам:
Закон об исполнительном производстве устанавливает общие требования, предъявляемые ко всем видам исполнительных документов, определенных ст. 12 за исключением постановлений судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов.
Закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ уточнил требования, предъявляемые к оформлению постановлений по делам об административных правонарушениях, в частности, постановлений о взыскании штрафов.
Так, ст. 31.3 КоАП РФ согласно которой судья, орган, должностное лицо при направлении постановления по делу об административном правонарушении в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.
Статья 32.3 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, к обязательным реквизитам постановлений-квитанций относит указание фамилии, имени, отчества, года и места рождения, места работы и места жительства или места пребывания лица, привлеченного к административной ответственности.
Предъявление документа, не соответствующего требованиям ст. 13, влечет за собой отказ в возбуждении исполнительного производства (подп. 4 п. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве).
Указание на время начала срока исполнения должно быть сделано органом, уполномоченным на выдачу исполнительного документа.
Обязательным требованием, предъявляемым к исполнительным документам, выдаваемым судебными органами, является наличие подписи судьи, который вынес соответствующий юрисдикционный акт, и гербовой печати суда. Отсутствие подписи или печати влечет за собой недействительность данного исполнительного документа.
Если исполнительный документ выдан на основании акта другого органа, кроме судебного, он должен быть подписан соответствующим должностным лицом данного органа и заверен печатью данного органа. Если исполнительный документ подписан должностным лицом, не уполномоченным на его подписание, судебный пристав-исполнитель обязан отказать в возбуждении исполнительного производства.

Если документ оформлен надлежащим образом, то Вы вправе предъявить его на принудительное исполнение в соответствующий отдел судебных приставов, направить непосредственно по месту работы Вашего должника.
Ваше решение может быть разным — в зависимости от Вашего конкретного случая.
Если Вы решили обратиться в службу судебных приставов, то имейте в виду, что предъявление исполнительного листа осуществляется взыскателем или уполномоченным им лицом, при этом заполняется бланк заявления. В заявлении помимо необходимых данных Вы можете указать сведения о должнике либо его имуществе, которые будут учтены и проверены судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного листа.
Помните, что активное участие взыскателя и его помощь может сыграть решающую роль в окончании исполнительного производства фактическим исполнением.

Время создания/изменения документа: 15 июля 2011 03:15 / 08 февраля 2012 16:48

Версия для печати

Сроки взыскания по исполнительному листу судебными приставами

Получив исполнительный лист и передав его в ФССП, взыскатель вправе рассчитывать на быстрое получение денег, исполнения иных требований. Сроки, связанные с принудительным удержанием, содержатся в Законе № 229-ФЗ, ГПК РФ. Их обязаны соблюдать приставы, сотрудники банка, работодатель должника.

Что говорит закон про сроки взыскания

Срок действия исполнительного листа по взысканию денежных средств составляет 3 года после вступления в силу решения суда. На завершение исполнительных действий и возврат долга Закон № 229-ФЗ дает 2 месяца.

Нужно разграничивать срок давности предъявления исполнительных документов к взысканию и период, в течение которого приставы обязаны обеспечить возврат долга. Вот какие процессуальные моменты содержит Закон № 229-ФЗ:

  • срок предъявления исполнительного листа для принудительного взыскания составляет 3 года с момента вступления в силу судебного акта;
  • приставы обязаны возбудить исполнительное производство в течение 3-х дней по заявлению взыскателя;
  • на совершение исполнительных действий дается 2 месяца, в течение которых специалист ФССП обязан наложить арест на счета и имущество, приступить к удержанию и реализации.

На практике все работает намного сложнее. Срок исполнения практически никогда не укладывается в 2 месяца, предусмотренные законом. Однако от пристава требуется обеспечить выплаты по исполнительному листу, если единовременное удержание невозможно. С этой целью документы будут направлены по месту работы или службы должника для регулярных отчислений с заработка, либо будет начата принудительная реализация активов.

Срок выплаты

По общим срокам будет осуществляться исполнение по долгам с физическим лицом, юридическими лицами (ООО, АО, КПК и т.д.). Сюда подпадают долга по кредитам, выплата компенсации от страховой компании, погашение задолженности по услугам ЖКХ. Специальный срок получения денег предусмотрен:

  • по спорам с бюджетным учреждением, так как деньги будут перечислять казначейством (на расчет с взыскателем дается 3 месяца);
  • по административным постановлениям, в том числе о погашении штрафа ГИБДД (срок давности составит 2 года, а должнику дается 60 дней для добровольной оплаты санкции);
  • по делам, связанным с банкротством организации (период получения средств будет зависеть от действий управляющего, объема требований кредиторов).

При вынесении постановления пристав обязан указать срок оплаты в добровольном порядке. Он может составлять до 5-ти дней, в течение которых специалисты ФССП вправе лишь наложить арест на имущество и счета. Как только 5 дней пройдут, могут вводиться обеспечительные меры, осуществляться принудительное списание со счетов в банках.

Сроки взыскания по исполнительному листу судебными приставами зависят и от действий взыскателя. Если при подаче заявления в ФССП указать максимально подробные данные о должнике, его месте работы, наличии имущества, то процесс ареста и реализации активов пройдет значительно быстрее. Помощь в правильной подготовке документов в ФССП окажут наши юристы.

Кредитные споры

Банк может предъявить требование о взыскании просроченной задолженности в течение 3-х лет после нарушения обязательств по кредиту. В ряде случаев взыскание может осуществляться вообще без исполнительного листа. Если расчет задолженности и пени основан на графике платежей по договору, а сумма долга не превышает 500 тыс. руб., банк вправе получить приказ через мирового судью. Если задолженность больше, подается иск в суд общей юрисдикции, оформляется исполнительный лист.

Должник вправе попросить суд о предоставлении отсрочки или рассрочки. Это позволит снизить размер ежемесячных удержаний, получить время для добровольного погашения долга.

По решению суда банк может обратить взыскание на зарплату заемщика, на его имущественные активы. Если залогом по кредиту была ипотечная квартира, она будет реализована даже при наличии другого имущества. Фактический период выплаты может оказаться значительно больше двух месяцев, так как максимальный размер удержаний с зарплаты не может превышать 50%.

Долги бюджетных организаций

Для казенных, бюджетных и автономных учреждений порядок исполнения судебных актов существенно отличается, в том числе по срокам. Получив исполнительный лист, взыскатель должен обратиться не в ФССП, а в казначейство, где у должника открыт и обслуживается лицевой счет. Порядок взыскания в этом случае будет следующим:

  • после получения документов казначейство обязано направить должнику уведомление в 5-тидневный срок;
  • бюджетная организация должна в течение 10 суток подать распоряжение об увеличении лимита ассигнований;
  • общий срок исполнения не должен превышать 3-х месяцев, иначе можно предъявить претензии к субсидиарному ответчику.

Обычно казначейство переводит деньги по исполнительному листу в течение указанных трех месяцев. Если возникает задержка по исполнению, можно подавать иск и привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящего распорядителя средств.

Если речь идет о взыскании морального вреда за незаконные действия чиновников или о компенсации за нарушение сроков судопроизводства, исполнительный лист подается напрямую в Министерство финансов РФ. На исполнение таких требований дается не более 30 дней.

Алименты

По алиментам, взысканным судом, исполнительный лист можно подать в ФССП в любой момент до совершеннолетия ребенка, а также в течение еще 3-х лет после наступления возраста 18 лет. Дополнительные нюансы при исполнении алиментных обязательств заключаются в следующем:

  • так как алименты носят периодический характер, приставам достаточно направить исполнительный лист по месту работы или службы должника;
  • взыскатель вправе сам обратиться с документами к работодателю плательщика;
  • при взыскании неустойки или задолженности по алиментам можно направить исполнительный лист в банк должника, либо использовать стандартный вариант с общением в ФССП.

При удержании текущих платежей на имущество и счета арест не обращается. Это допускается только в случае, когда возникает задолженность по алиментам. Если долг будет подтвержден исполнительным листом, пристав вправе реализовать активы на торгах, ввести запрет на выезд должника за границу, лишить его права управления транспортом.

Если пропустить сроки

Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа, сможет его восстановить только при уважительных обстоятельствах. Только суд вправе оценивать такие причины, поэтому придется подавать заявление в судебном порядке. Для восстановления срока исполнительного листа можно ссылаться:

  • на длительное заболевание, в том числе с помещением в стационар, выездом за границу;
  • на призыв в армию, направление в долгую служебную командировку;
  • на отсутствие сведений о должнике, если исполнительный розыск приставов не дал результата.

Учтите, что как только документы поданы в ФССП. срок на принудительное исполнение считается соблюденным. Даже если фактическое удержание затянется на несколько лет, восстанавливать срок не придется.

Можно ли отсрочить еще

В ГПК РФ и Законе № 229-ФЗ предусмотрен ряд законных оснований для временного прекращения взыскания. Должник вправе:

  • получить через суд отсрочку по листу, когда срок исполнения будет отложен на определенный период времени;
  • добиться рассрочки, при которой вся сумма задолженности будет распределена на длительное время;
  • подать приставу ходатайство об отложении действий на срок до 10 дней.

Также будет приостановлено взыскание, если подана жалоба по оценке арестованного имущества, либо заявление о разъяснении решения суда или положений исполнительного листа.

Чтобы добиться взыскания, нужно передать документы в ФССП, в банк или по месту должника в течение 3-х лет после вступления в силу судебного акта. Процесс исполнения должен длиться не более двух месяцев, а при удержании с бюджетного учреждения – до 3-х месяцев. Должник вправе попросить через суд отсрочку или рассрочку по исполнению, либо об отложении специалистами ФССП действий по взысканию.

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста по любым вопросам, связанным с предъявлением исполнительных листов к взысканию. Мы поможем выбрать оптимальный и быстрый вариант взыскания, заставить приставов работать. Звоните, чем раньше приступить к взысканию, тем быстрее вы получите деньги!

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *