Содержание
- Понятие юридического лица
- Правоспособность юридических лиц
- Понятие недействующего юридического лица
- Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица
- Изменения в процедуре прекращения недействующего юридического лица, вступающие в силу с 28.06.17 г.
- Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
- Когда контролирующее лицо не несет субсидиарной ответственности
- Субсидиарная ответственность контролирующего лица
- Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ
- Исключение ООО из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
- При каких условия налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ
- Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ
- Запрет регистрировать ООО на три года
- Тонкости регистрации: основания отказа, о которых вы не знаете
- ООО убрали из ЕГРЮЛ: можно быть директором другой фирмы?
- Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится
- Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра
- Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации
- Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
- Законность исключения компании из ЕГРЮЛ
- Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
- Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
- «Лишение прав и состояний»: исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
- Что будет, если бросить ООО?
- Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам
- Сроки исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
- ИФНС приняло решение о ликвидации ООО, как его отменить?
- Как проходит оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
- Как обжаловать исключение из реестра
- Кто имеет право на оспаривание
- Административный порядок
- Судебный порядок
- Основания для оспаривания решения
- Судебная практика
Налоговые органы в некоторых случаях могут исключить недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) сами, не прибегая к помощи суда. Но для этого необходимо выполнение определенных условий, состав которых с 28 июня 2017 г. расширен.
Рассмотрим процедуру прекращения недействующего юрлица с учетом норм Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Понятие юридического лица
Напомним, что согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше
При этом п. 2 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ.
В силу ст. 50 ГК РФ все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций приведен в п. 2 ст. 50 ГК РФ, а некоммерческих — в п. 3 ст. 50 ГК РФ.
Правоспособность юридических лиц
В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
На основании ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. В первом случае решение о ликвидации компании принимают сами учредители (участники) или орган юридического лица, уполномоченный на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Принудительная ликвидация организации осуществляется по решению суда в случаях, поименованных в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Например, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о ликвидации компании, если по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, фирма не находится, а направляемая ей корреспонденция возвращается в налоговые органы с пометкой о выбытии. Причем большинство судов соглашаются с требованием налоговых органов и принимают решение о ликвидации организации. Примером такого судебного решения может служить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 6.07.16 г. по делу № А59-5119/2015.
При этом ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Понятие недействующего юридического лица
В некоторых случаях налоговые органы могут принять решение о прекращении компании самостоятельно без обращения в суд. Речь идет о процедуре прекращения недействующего юридического лица, которой посвящена ст. 64.2 ГК РФ. Причем этот механизм появился в гражданском праве сравнительно недавно, а именно с 1.09.14 г., благодаря вступлению в силу Федерального закона от 5.05.14 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).
Согласно ст. 64.2 ГК РФ принять решение о прекращении юридического лица налоговые органы могут, если организация в течение 12 месяцев не представляла налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному из своих банковских счетов. В этом случае организация считается недействующим юрлицом и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Федеральным законом от 8.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ). В силу п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение организации из ЕГРЮЛ приравнивается к ее ликвидации. При этом п. 3 ст. 64.2 ГК РФ прямо предусмотрено, что исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в ст. 53.1 ГК РФ, которая, в частности, устанавливает ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юрлица и лиц, определяющих действия юрлица.
Таким образом, если юрлицо содержит признаки недействующего лица, то налоговые органы могут принять решение о его исключении из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Упрощенный порядок прекращения недействующего юридического лица
Упрощенная процедура прекращения недействующего юридического лица состоит в следующем. При одновременном выполнении условий для признания организации недействующей налоговая инспекция принимает решение об исключении ее из ЕГРЮЛ, которое в течение трех дней публикуется налоговыми органами в журнале «Вестник государственной регистрации».
Одновременно с решением о предстоящем исключении публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующей компании из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Подать такие заявления можно в течение трех месяцев.
Если в течение указанного срока такие заявления не получены, то организация исключается из ЕГРЮЛ.
При наличии заявлений от лиц, интересы которых могут быть нарушены, решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, не принимается и такая компания может быть ликвидирована только в общем порядке.
Изменения в процедуре прекращения недействующего юридического лица, вступающие в силу с 28.06.17 г.
Как видим, никаких исключительных случаев для упрощенной процедуры прекращения недействующего юридического лица сейчас ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ не предусматривает.
В то же время с 28.06.17 г. благодаря вступлению в силу Федерального закона от 28.12.16 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ) ситуация изменится.
Во-первых, с указанной даты в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, а также о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на что указывает п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, обновленный Законом № 488-ФЗ. Во-вторых, при наличии у налоговых органов таких сведений они не смогут принимать решение об исключении организации из ЕГРЮЛ, на что указывает обновленный п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Заметим, что на практике налоговые органы и сейчас не принимают подобных решений в отношении организаций, признанных банкротами, руководствуясь постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 18.05.15 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис».
Проанализировав материалы данного дела, Конституционный суд Российской Федерации признал п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ не соответствующим ст. 35 (части 1 — 3), 46 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства.
Таким образом, Закон № 488-ФЗ фактически лишь закрепил мнение высших арбитров.
Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности
Заметим, что с указанной даты будет несколько скорректирован и механизм привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, на что указывает ст. 10 Федерального закона от 26.10.02 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ).
В силу ст. 2 Закона № 127-ФЗ под контролирующим должника лицом понимается лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны: члены ликвидационной комиссии; лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия, могло совершать сделки от имени должника; лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью; руководитель должника).
Напомним, что согласно п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, если должник признан банкротом вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Следует обратить внимание, что положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1.09.16 г. На это указывает п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.06.16 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Когда должник вследствие действий и (или) бездействия контролирующих лиц признается банкротом
Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:
- причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в ст. 61.2 и 61.3 Закона № 127-ФЗ;
- документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;
- требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов 50% общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности включенных в реестр требований кредиторов.
При этом положения п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ применяются в отношении:
лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника; лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника, в период совершения последним или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.
Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.
Когда контролирующее лицо не несет субсидиарной ответственности
Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.
В п. 1 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 6.07.16 г., отмечено, что при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, контролирующее лицо несет бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий и их совершения без цели причинения вреда кредиторам подконтрольной организации.
Субсидиарная ответственность контролирующего лица
Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.
Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ
До 28.06.2017 г. заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности можно было подать только в ходе конкурсного производства. Такое заявление в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в ходе конкурсного производства представлялось конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, требования которых не были удовлетворены. Причем сделать это было необходимо в кратчайшие сроки не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
С 28.06.17 г. правила изменятся — сделать это можно будет как в ходе конкурсного производства, так и после завершения этой процедуры.
Как указано в обновленном п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пп. 2 и 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
При этом с указанной даты такое заявление помимо указанных лиц может быть подано представителем работников должника, работником или бывшим работником должника.
Исключение ООО из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Ликвидировать (закрыть) фирму могут не только учредители общества в добровольном порядке по своему желанию, но и налоговый орган может исключить общество из ЕГРЮЛ как недействующее. При этом долги кредиторам и участникам общества не выплачиваются, фирму просто исключают из реестра ЕГРЮЛ, таким образом фирма считается закрытой по инициативе налоговой.
При каких условия налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ
Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей, необходимо чтобы выполнилось одно из условий:
- ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность;
- по расчетным счетам ООО не было ни одного денежного движения;
- Юридический адрес общества признали недостоверным и в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.
Если у общества есть задолженность перед бюджетом по налогам и взносам, которая не гаситься в течении 3-х календарных месяцев, то налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием признать данное общество банкротом. Однако на практике, налоговой инспекции не выгодно данное мероприятие, так как такие долги признаются безнадежными и не подлежат возврату.
Как налоговая исключает ООО из ЕГРЮЛ
Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.
О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено к уведомлению заинтересованных контрагентов ликвидируемой компании.
Если в течение трех месяцев после публикации ни один из кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается ликвидируемой.
Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая
За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники. Наказание от государства в этом случае следующее:
- учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более 50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право назначаться директором;
- аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.
Принято решение о предстоящем исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ
Можно ли отменить решение о предстоящем исключении фирмы из ЕГРЮЛ? Ответ — можно!
Если ООО исключают за недостоверный юридический адрес, то в срочном порядке нужно сменить юридический адрес, после смены, которая занимает полторы недели запись о недостоверности адреса и запись о предстоящем исключении автоматически уберут.
Смена юридического адреса ООО
Стоимость — 9 900 руб. (все включено, включая подготовку заявления на регистрацию изменений, протокола или решения, новой редакции устава, услуги нотариуса, подачу и получение документов в налоговую без вашего участия, а также доставка готовых документов) Срок регистрации — 7 дней
Если исключают ООО как недействующее, то отменить можно двумя способами:
1) административный порядок обжалования.
Заключается в подаче Жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании в налоговую инспекцию, которая занимается ликвидацией общества. Второй экземпляр жалобы и заявления можно отправить в Управление ФНС.
Жалоба составляется в простой письменной форме (нотариально заверять нет необходимости).
Жалоба составляется на бланке компании
- с основными реквизитами фирмы, обязательно укажите телефон для связи и электронную почту для отправки ответа;
- основная часть текста — это описательная часть вашего несогласия с процедурой ликвидации ООО из выписки ЕГРЮЛ;
- заключительная часть текста — это просьба отменить незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
К жалобе необходимо приложить документы, которые будут свидетельствовать о вашей правоте и просьбе.
Жалобу могут подать кредиторы ООО, собственники (учредители) и даже работники фирмы. Через 15 рабочих дней налоговая инспекция выносит заключительное решение, если оно вас не устраивает, то следующий способ обжалования — Судебный порядок.
2) судебный порядок обжалования.
Обращение (исковое заявление) составляется в письменной форме или с помощью сервиса «Мой арбитр».
При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере 3000 рублей для юридических лиц. Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия (ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
Содержание искового заявления:
- название суда;
- данные заявителя, место его нахождения или жительства, телефоны, электронная почта;
- наименование налогового регистрирующего органа;
- реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые оспариваются;
- описание ситуации, какие права и законные интересы затронуты решением/действием;
- информация о том, каким нормативным актам не соответствует решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ.
- требование о признании незаконным:
- решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
- действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации.
И обязательно указываете перечень приложений.
Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК РФ:
- квитанция об оплате госпошлины;
- доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от доводов);
- копия документа о регистрации ООО или ИП (например, лист записи о регистрации ООО);
- доверенность;
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение которого оспаривается;
- копия оспариваемого акта.
Итак, делаем краткий вывод: если вашу ООО исключают из выписки ЕГРЮЛ (появилась запись об исключении) то можно все решить в досудебном порядке, написав жалобу в налоговый орган или уже воспользоваться услугами арбитражного суда. В первом случае-все пройдет быстрее и без госпошлины, если же действовать через суд- то есть вероятность добиться желаемого положительного результата.
Запрет регистрировать ООО на три года
Добрый день
так я узнал о запрете три года регистрировать ООО
Такое возможно в силу пп.ф п.1 ст. 23 Закона «О госрегистрации юрлиц»:
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
Как видно из приведенной нормы, запрет касается как учредителей / участников ООО, так и лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть и генерального директора, имевшего не менее чем 50 процентов голосов от общего количества голосов участников ООО
Статья 40. Единоличный исполнительный орган общества
Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
3. Единоличный исполнительный орган общества:
1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
Следовательно, основания для наложения запрета на генерального директора так же имеются и ему могут отказать в регистрации юр. лица
может ли мой отец зарегистрировать новое ООО
Как указано в статье закона, запрет допускается, а не будет непременно наложен, то есть ему могут как совершенно законно отказать, так и позволить зарегистрировать ООО. То есть хотя бы попробовать можно
Тонкости регистрации: основания отказа, о которых вы не знаете
Бытует мнение, что 90% отказов в госрегистрации сведений об учредителе (участнике) или руководителе организации объясняются формальными нарушениями закона о госрегистрации юрлиц. Но в 2016 году в него внесли специальные основания для отказа. Большинству директоров и учредителей они до сих пор неизвестны. Поэтому отказ в регистрации, а также его причины могут стать для заявителей полной неожиданностью. Как правильно подобрать руководителя или учредителя (участника) компании, расскажет старший консультант Департамента юридической практики Alliance Legal Consulting Group Никита Роженцов.
1 января 2016 года начали действовать новые основания для отказа в регистрации учредителей (участников) и руководителей (лиц, действующих от лица компании без доверенности). Кандидатуры не внесут в ЕГРЮЛ, если их прошлый опыт дает основания сомневаться в их добросовестности:
– лицо ранее было учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее (п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации) и при этом имело долги, в том числе безнадежные, перед бюджетом;
– лицо является учредителем/участником ООО (с долей 50% и более в уставном капитале) или руководителем юридического лица иной организационно-правовой формы, сведения о котором в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации компании.
Новые нормы внесли в п. «ф» ст. 23 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанные ограничения действуют в течение трех лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ либо внесения соответствующих сведений в реестр.
Ограничения в отношении учредителя (участника) либо руководителя компании де-факто дублируют положения КоАП РФ о дисквалификации (ст. 3.11) с той лишь разницей, что административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судьей.
Стоит отметить, что введенные ограничения могут распространять свое действие применительно к случаям, когда управление юридическим лицом осуществляется управляющей компанией (см. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-6644/2016 по делу № А73-9926/2016 от 6 февраля 2017 г.).
«Бомба замедленного действия»
Логика законодателя проста и понятна: он стремился обеспечить достоверность ЕГРЮЛ, в частности, не допустить регистрации компаний, которые создаются для недобросовестной деятельности путем использования «номиналов» и т. д.
В то же время могут пострадать интересы лиц, которые занимались компанией, а затем потеряли к ней интерес и оставили с долгами перед бюджетом (пускай даже самыми незначительными). Для таких лиц нормы могут оказаться «бомбой замедленного действия»: они могут даже не подозревать об ограничениях, о которых узнают, как правило, лишь когда получат решение ИФНС об отказе в регистрации.
В более выигрышном положении те, кто имеет отношение к «проблемной» компании, которая еще не ликвидирована, но сведения о которой в ЕГРЮЛ отмечены как недостоверные. Они могут преодолеть ограничение, если внесут в реестр достоверную информацию или обжалуют соответствующую запись в административном или (или) судебном порядке.
Информация: как и что проверить
Хотя закон не регламентирует процедуру проверки указанных ограничений, не составляет большого труда узнать, участвовал ли человек в деятельности компании с «темным» прошлым. Достаточно проверить сведения в ЕГРЮЛ, это общедоступно. Куда сложнее выяснить, были ли долги у компании, прекратившей деятельность. Ее участник или руководитель могут просто не располагать достоверной информацией об этом.
Действующие правовые акты дают возможность получить справки от налоговых органов о том, платил ли налогоплательщик (плательщик сбора и/или страховых взносов, налоговый агент) налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.
Однако закон не регламентирует право бывшего учредителя (участника) либо руководителя юридического лица обратиться за такими справками в налоговый орган. В силу подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ это могут сделать только налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент. В то же время даже минимальная непогашенная задолженность перед бюджетом – вполне себе основание отказать в регистрации (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа Ф06-21519/2017 по делу № А49-11258/2016 от 8 июня 2017 г.).
Остается надеяться, что обсуждаемые нормы Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволят повысить достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, а также послужат толчком к осознанному подбору кандидатур на должность участника либо руководителя компании.
ООО убрали из ЕГРЮЛ: можно быть директором другой фирмы?
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 2 августа 2019 г.
Содержание журнала № 16 за 2019 г. РУКОВОДИТЕЛЮОСН | УСН | ЕНВД | ЕСХНА.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению В каких случаях исключение компании из ЕГРЮЛ имеет последствия для ее руководителя и учредителя? И может ли директор фирмы, исключенной налоговиками из ЕГРЮЛ в административном порядке, продолжать руководить другими компаниями, созданными ранее?
Формы заявлений в электронном виде можно найти:
раздел «Справочная информация» системы КонсультантПлюс
Как известно, человек может быть руководителем сразу нескольких организаций. Законом это не возбраняется. Правда, директору для совмещения должностей нужно разрешение совета директоров или собственника компании по основному месту работыстатьи 60.1, 276, 282 ТК РФ.
То, что директор руководит сразу несколькими компаниями, еще не говорит о том, что он номинальный. Даже налоговики считают человека «массовым» директором, только если он возглавляет больше пяти фирм, зарегистрированных после 01.08.2016, или больше 50, зарегистрированных до этой датыПисьма ФНС от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@, от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@.
При такой «массовости» директора регистрирующий орган может провести проверку достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. И если не подтвердится, что человек реально руководит определенной фирмой, в госреестр внесут запись о недостоверности сведений об этой компаниип. 6 ст. 11 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ). Через полгода регистрирующая ИФНС может инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра.
Напомним, компанию могут исключить из ЕГРЮЛ в административном порядке, если:
•или организация обладает признаками недействующей, то есть в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом решения об исключении, не сдавала налоговую отчетность и не проводила операций хотя бы по одному банковскому счетуп. 1 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ;
•или в отношении организации в реестр более 6 месяцев назад внесена запись о недостоверности сведений (об адресе юрлица, его участниках или директоре). Важно помнить, что из-за записи о недостоверности могут исключить из ЕГРЮЛ даже реально работающую компанию, которая вовремя сдает налоговую отчетностьподп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.
Предположим, участники компании узнали, что фирму, в которой их директор по совместительству также числился руководителем, исключили из ЕГРЮЛ. Что делать? Надо ли искать нового директора? Полагаем, что с этим можно не спешить.
Прежде всего напомним, что исключение компании из ЕГРЮЛ не всегда имеет негативные последствия для руководителя и основного участника юрлица. А в некоторых случаях ограничения для них действуют, даже если фирма не исключена из госреестра.
Закон о госрегистрации юрлиц и ИП предусматривает трехлетний запрет на регистрацию новых компаний, если его предполагаемые участник или директор раньше былиподп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ:
•руководителем либо основным участником (то есть владевшим не менее чем 50% доли в уставном капитале) ООО, которое было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее и на момент исключения имело задолженность перед бюджетом либо в отношении которого эта задолженность была признана безнадежной к взысканию. Срок действия ограничения в этом случае исчисляется с момента исключения компании из госреестра.
Если долгов перед бюджетом у исключенной фирмы не было, то и проблем с регистрацией нового юрлица с тем же директором/участником не возникнет;
•руководителем либо основным участником ООО, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений (кроме ситуации, когда сам руководитель/участник сообщил, что сведения о нем, содержащиеся в госреестре, недостоверны, подав заявление по форме № Р34001). В этом случае срок действия ограничения будет отсчитываться именно с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности. И не имеет значения, исключена компания из госреестра или нет, — трехлетний запрет на учреждение других ООО и руководство ими все равно будет действовать.
А вот запрета на руководство другими юрлицами, действующими одновременно с обществом, в отношении которого в госреестр внесена запись о недостоверности либо которое было исключено из ЕГРЮЛ из-за такой записи или как недействующее, Закон № 129-ФЗ не содержит.
И каждый раз для внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности в отношении конкретной компании, руководителем которой числится тот же человек, регистрирующий орган должен провести комплекс мероприятий, предусмотренных Законом. Это подтверждает и специалист ФНС.
Исключение из ЕГРЮЛ одной фирмы не влечет исключения другой, даже если директор тот же
ГРИГОРЕНКО Екатерина Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса |
— В ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в госрегистрации. В частности, предусмотрено право регистрирующего органа отказать в регистрации в случае, когда подаваемый пакет документов содержит сведения об участнике или руководителе юрлица, который раньше был основным участником или руководителем ООО, исключенного из ЕГРЮЛ с задолженностью, или ООО, в отношении которого в реестре имеется запись о недостоверности сведений. Отказ возможен при условии, что не прошло 3 года с момента исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ или с момента признания сведений недостоверными соответственно.
В случае когда гражданин уже является директором другой компании, эти факты не повлекут автоматического исключения этой другой компании из ЕГРЮЛ. Таких оснований для исключения Закон не предусматривает. То есть по цепочке все компании, которыми руководит один и тот же человек, нельзя исключить из реестра. Регистрирующий орган может инициировать процедуру их исключения из ЕГРЮЛ только в общем порядке, как недействующих или из-за записи о недостоверности сведений, внесенной в реестр по результатам соответствующей проверки. Но не потому, что исключена первая компания, а директор или учредитель один и тот же.
* * *
Иногда спрашивают: могут ли директор и основной участник ООО, которые попали под трехлетний запрет на учреждение новых компаний/руководство ими, зарегистрироваться как предприниматели? Отвечаем: такого последствия для руководителя или основного учредителя исключенной из ЕГРЮЛ фирмы, как отказ в регистрации в качестве ИП, Закон № 129-ФЗ не предусматривает. И значит, отказать на этом основании в регистрации ИП «опальному» директору или участнику ООО регистрирующая ИФНС не вправе.
>Исключение из егрюл ооо последствия для учредителя
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ: как и в каких случаях производится
«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.
Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра
В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:
- ликвидация фирмы на добровольной основе;
- проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
- принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
- исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.
Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.
В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации
Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.
Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.
После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.
Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре.
В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации.
Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.
После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:
- учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
- договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
- разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
- квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.
По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.
Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.
Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.
Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
- компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
- отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.
По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.
Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.
В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.
Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.
При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.
Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.
С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.
В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.
Законность исключения компании из ЕГРЮЛ
Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица.
Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав.
Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.
Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.
Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:
- прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
- задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.
Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.
Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия.
Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок.
Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.
В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.
Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:
- не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
- в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.
Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ.
Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям.
У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.
«Лишение прав и состояний»: исключение юридического лица из ЕГРЮЛ
© Из личного архива. Евгения Бондаренко
09 Авг 2017, 09:10
Для исключения юридического лица из реестра юридических лиц необходимо установить совокупность следующих юридически значимых обстоятельств:
1) юридическое лицо не представляло документов налоговой отчетности в течение последних 12 месяцев;
2) юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету в течение предшествующих 12 месяцев (ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
С 26 июля 2017 года основания для исключения юридического лица были расширены, а именно компанию можно исключить из реестра также в случае:
а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в редакции закона, вступающего в силу с 26.07.2017 года).
2. Механизм исключения
Прежде чем исключить юридическое лицо из реестра, налоговый орган должен совершить ряд последовательных действий:
1) Определение фактически прекратившего деятельность юридического лица.
Налоговый орган направляет в банки мотивированные запросы об операциях по счетам ЮЛ в течение последних 12 месяцев, оформляет Справку об отсутствии движения денежных средств по счетам в течение последних 12 месяцев, Справку о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
2) Принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении принимается не позднее пяти рабочих дней со дня получения Справок. Решение подписывается руководителем или заместителем руководителя регистрирующего (налогового) органа и заверяется печатью.
3) Публикация сведений о принятом решении в журнале «Вестник государственной регистрации», публикация сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок направления заявлений 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
4) Внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по месту нахождения такого юридического лица.
5) Снятие юридического лица с учета в налоговом органе по месту его нахождения, а также в налоговых органах по иным основаниям постановки на учет, предусмотренным НК РФ. Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица.
3. Последствия исключения
Закон стимулируют к добросовестному поведению, в свою очередь законодательная и исполнительная власти намерены очистить ЕГРЮЛ от юридических лиц, которые фактически не ведут свою деятельность, а также от юридических лиц, которые создавались не с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Собственники и руководители исключенных компаний в дальнейшем будут иметь ограничение права быть участником и / или руководителем других обществ.
Ограничения в отношении участников и условия их применения
Регистрирующий орган имеет право отказать участнику в государственной регистрации юридического лица и внесении соответствующих записей, в случае если:
— участник ООО владел не менее чем 50% от общего количества участников общества на момент исключения такого общества из ЕГРЮЛ+
— на момент исключения из реестра общество имело задолженность перед бюджетом либо задолженность Общества перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,
— при этом на момент обращения такого участника с заявлением о включении сведений о нем в качестве учредителя (участника) другого юридического лица не истекли три года с момента исключения общества реестра (пп. «ф»ст.23 Закона 129-ФЗ).
Ограничения в отношении руководителя компании и условия их применения
Регистрирующий орган имеет право отказать лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, в государственной регистрации юридического лица и внесении соответствующих записей, в случае если:
— обращающееся с заявлением лицо выступало единоличным исполнительным органом исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица на момент исключения такого лица из ЕГРЮЛ+
— на момент исключения из реестра общество имело задолженность перед бюджетом либо задолженность Общества перед бюджетом была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,
— при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из реестра.
4. Способы восстановления записи в реестре
Восстановить запись о юридическом лице можно только в крайнем случае и только посредством обжалования решения регистрирующего органа.
Судебная практика исходит из того, что для восстановления записи в реестре юридических лиц необходимо доказать следующие условия:
Что будет, если бросить ООО?
За несданную «нулевую» отчетность тоже есть штрафы.
На организацию 1 000 рублей за каждый несданный нулевой отчет по ст. 119 НК РФ,
а также штраф на руководителя от 300 до 500 рублей по ст. 15.5 КоАП РФ.
На первый взгляд указанные нормы можно истолковать в свою пользу и решить, что штрафов за несданную, а тем более нулевую отчетность закон не предусматривает. Однако правомерность указанных штрафов дополнительно разъяснена в письме Минфина от 7 октября 2011 г. N 03-02-08/108.
Помимо нулевой бухгалтерской отчетности, независимо от наличия работников и наличия деятельности, ООО обязано сдавать расчет по страховым взносам (РСВ), расчет по страховым взносам на случай травматизма (4-ФСС), ежемесячный отчет в Пенсионный фонд (СЗВ-М). За них также предусмотрены штрафы от 500 до 1 000 рублей за каждый отчет.
Исключение ИЗ ЕГРЮЛ
Если не сдавать отчетность и не совершать операции хотя бы по одному расчетному счету – через год такое ООО может быть исключено из ЕГРЮЛ. Это означает, что ООО признается недействующим, «фактически прекратившим деятельность» и ликвидируется налоговой в административном порядке. Основание – ст. 21.1 ФЗ о государственной регистрации юр.лиц и ИП №129-ФЗ от 08 августа 2001 года.
Неизбежные последствия исключения из ЕГРЮЛ
Учредитель, с долей не менее 50% и руководители на 3 года не смогут выступать учредителями и (или) руководителями других организаций. При попытке открыть, купить фирму или стать директором и даже ликвидатором в другой организации – налоговая выдаст отказ. Основание — п. «ф» ст. 23 ФЗ о гос.регистрации ЮЛ и ИП №129-ФЗ.
Субсидиарная ответственность
Исключение брошенного ООО из ЕГРЮЛ не означает списание всех долгов. Субсидиарная ответственность предусмотрена законом для руководителя, учредителя и иных лиц, которые имеют возможность определять действия ООО.
Основание — часть 3.1. статьи 3 ФЗ «Об ООО», действует с 28.06.2017 года.
То есть, при наличии долгов у исключенного из ЕГРЮЛ ООО, по требованию кредитора по долгам ООО будут субсидиарно отвечать директор и (или) учредитель.
Кроме этого, есть законный механизм привлечь к ответственности по долгам ООО «реального» собственника или руководителя.
Если, например ООО было оформлено на других лиц или имело «номинального» директора. А также иных лиц, контролирующих такое ООО.
Это касается не только долгов перед другими организациями, но и задолженностей перед бюджетом, включая налоги.
Есть оговорка: критерий привлечения к субсидиарной ответственности – недобросовестное или неразумное поведение указанных лиц, в результате которого Общество не смогло исполнить обязательства. Конечно, в случае взыскания долгов исключенного из ЕГРЮЛ ООО можно пытаться доказать, что решив бросить ООО вы действовали разумно и добросовестно и т.д.
Ранее привлечь руководителя и учредителей к субсидиарной ответственности по долгам ООО можно было только при банкротстве ООО.
Важно понимать, что исключение из ЕГРЮЛ недействующего ООО – не обязанность, а право налоговой. Поэтому брошенное ООО может годами оставаться в ЕГРЮЛ. За это время можно накопить штрафы, которые налоговая также имеет возможность взыскать с директора или учредителя.
Как правильно закрыть ООО
Если рискованный вариант бросить ООО и ждать исключения из ЕГРЮЛ вам не подходит, лучший способ – добровольная ликвидация по решению собственников.
Ликвидация ООО — многоэтапная и длительная процедура, которую проще и дешевле доверить специалистам. Это позволит избежать отказов налоговой в ликвидации и затрат времени на изучение многостраничных правил оформления документов и законов.
БА «Перспектива» оказывает услуги по ликвидации ООО без долгов.
Возможна электронная подача документов на ликвидацию ООО без поездок к нотариусу и в налоговую.
Исключение из ЕГРЮЛ по новым правилам
Денег на ликвидацию или, тем более, на банкротство нет. Имущества нет. Кредиторы затаились. Может, забросить все дела и ждать исключения недействующего юридического лица из реестра?
Такой вариант возможен уже давно. И порою он действительно выручал. Однажды участники обнаруживали в ЕГРЮЛ, что общество уже прекратило свое существование, и головная боль проходила. Больше никаких штрафов, никаких отчетов, никаких долгов.
Но всё меняется. В конце 2016 года в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» были внесены поправки. По большей части они вступают в силу с 28 июня 2017 года, а некоторые из них – с 1 сентября 2017 года. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.
Процедура исключения
При каких условиях возможно исключение?
Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних двенадцати месяцев:
- не представляло отчетности по налогам и сборам;
- не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.
Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.
С 1 сентября 2017 года добавится еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации):
- При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
- При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
Исключение и банкротство
Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 18 мая 2015 года).
Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
Когда налоговая запустит процедуру?
До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появится возможность ускорить процесс.
В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ.
В любом случае, прежде чем всё бросать на самотёк, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.
Можно ли исключить из реестра, если есть долги?
Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что же касается остальных обязательств, то тут всё зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.
Что делает налоговая?
Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.
В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте Вестника.
Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Как остановить исключение из реестра?
Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.
С 1 сентября 2017 года остановить запущенный механизм станет сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.
Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.
В-третьих, способ подачи. Теперь если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.
Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.
Альтернативный вариант – начать банкротство.
Последствия исключения из реестра
Прекращение лица и обязательств
В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (статья 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.
Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность
Еще одна новелла, вступающая в силу с 28 июня 2017 года. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.
Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.
На акционерные общества новое правило не распространяется.
Распределение имущества
Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает своё дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.
В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других (практика АС МО, АС СЗО) – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ. А это значит отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.
Исключение и будущие регистрационные действия
Здесь изменений нет. Рассмотрим две ситуации:
- Вы владели не менее чем пятьюдесятью процентами голосов ООО. Общество исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у общества имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
- Вы были руководителем юридического лица (не обязательно ООО). Лицо исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке. На момент исключения у него имелась задолженность перед бюджетом либо она была признана безнадежной.
В обоих случаях, если о вас как об участнике или о руководителе некоего юридического лица будут поданы документы на регистрацию, в регистрации будет отказано. Данная норма будет применяться в течение трех лет с момента исключения. Вот такое ограничение в занятии предпринимательством.
Обжалование исключения
Исключение из реестра может быть обжаловано в суде. Такое право предоставлено кредиторам и любым другим лицам, чьи права затрагиваются исключением. Срок подачи заявления – один год с момента, когда стало или должно было стать известно о нарушении права.
Основания для отмены решения налоговой могут быть следующие:
- отсутствие оснований для исключения;
- исключение, несмотря на поданное в трехмесячный срок заявление (обоснованное и с соблюдением формы);
- несоблюдение процедуры налоговым органом.
Сроки исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
Добрый день!
Указанная вами юридическая ситуация регламентируется следующими нормами закона:
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017)КонсультантПлюс: примечание.
Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ пункт 4 статьи 21.1 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.
4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 27 ноября 2013 г. N СА-4-14/21159
ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ КОМПАНИИ ИЗ ЕГРЮЛ
юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, при этом сроки, регламентирующие принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Конкретные сроки исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не установлены. Однако косвенно можно рассчитать, что выделяется 3 месяца на подачу заявлений кредиторами и другими заинтересованными лицами. Спустя данные три месяца, исходя из практики, проходит ещё от 1 до 2 месяцев до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надеюсь мой ответ был Вам полезен!
ИФНС приняло решение о ликвидации ООО, как его отменить?
Как подсказывает практика первый и самый очевидный в данном случае шаг — поинтересоваться в самой налоговой Инспекции. Попросту позвонить. Вероятность получить адекватный ответ от адекватного сотрудника налогового органа все-таки есть.
Если предыдущий шаг не помог, или яснее не стало, рассуждения следующие.
Данный вопрос будет нормативно урегулирован не Налоговый кодексом РФ (сфера действия данного нормативного источника — исчисление и уплата налогов и сборов, а не вопросы государственной регистрации юридических лиц и ИП), а Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — ФЗ-129), так как именно этот закон регламентирует вопросы исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.
В ст. 21.1 ФЗ-129 предусмотрены основания для исключения юр. лица из ЕГРЮЛ: не сдает отчетность в течение 12 месяцев и отсутствует движение хотя бы по одному счету.
Но в пункте 5 ст. 21.1 ФЗ-129 также есть оговорка, согласно которой юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ по решению налогового органа также и в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
То есть, если Ваши вводные о наличии движения по счету действительно имеют место, то Вашу организацию исключают из-за недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Каких именно сведений — можете узнать в выписке из ЕГРЮЛ (самые распространенные случаи — недостоверность юридического адреса или сведений о директоре или учредителях).
Опять же, если Ваша вводная относительно публикации в Вестнике государственной регистрации верна, то с 25.02.2019 в течение последующих 3 месяцев Вы сами, Ваши кредиторы или иные заинтересованные лица имеют право подать в инспекцию мотивированное заявление о нарушении их интересов в случае принудительной ликвидации. Если никаких возражений не поступит, то налоговая вносит в реестр запись о прекращении деятельности соответствующей организацией (п. 7 ст. 22 закона № 129-ФЗ).
То есть Ваш самый ближайший шаг — подать возражения в налоговую, причем успеть нужно в течение трех месяцев (в Вашем случае — до 25.02.2019).
Если и эта ступень не увенчается успехом — либо подавайте жалобу в вышестоящий налоговый орган, либо идите в суд. Сразу отмечу, что по данной категории споров не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Как проходит оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
Юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ. Мера эта применяется в том случае, если ЮЛ не сдает отчетность по налогам или не выполняет операции по банковским счетам. Актуально это также при внесении неверных сведений в реестр, невозможности ликвидации из-за отсутствия средств на процедуру у учредителей. Последствия такой меры: прекращение деятельности лица и его обязательств, привлечение к субсидиарной ответственности, распределение имущества.
Как обжаловать исключение из реестра
Исключение из ЕГРЮЛ можно обжаловать. Это актуальная мера, ведь ЮЛ даже не уведомляют о выходе из реестра. Уведомление об исключении учредителям не направляется. Единственный способ заблаговременно получить информацию – это регулярное отслеживание новостей на официальном сайте. Однако учредители этим не занимаются. Следовательно, ЮЛ узнает о своем исключении внезапно. То есть предупредить введение этой меры практически невозможно.
Решение регистрирующей структуры можно обжаловать в этих органах:
- Вышестоящая регистрирующая структура согласно пункту 1 статьи 25.2 ФЗ №129 «О государственной регистрации» от 8 августа 2001 года.
- Арбитражный суд по адресу налоговой (часть 2 статьи 189 и статья 35 АПК).
Досудебное решение проблемы не является обязательным, то есть ЮЛ может сразу обращаться в суд. Обжаловать решение можно в течение года. Срок отсчитывается с того момента, как учредители узнали об исключении из реестра. Если ЮЛ пропустил 12 месяцев, возобновить срок он не сможет.
Кто имеет право на оспаривание
Подать заявление об обжаловании могут эти лица:
- Кредиторы лица, в том числе контрагенты по гражданско-правовым сделкам (статья 307 ГК РФ).
- Заинтересованные лица (к примеру, сотрудники и учредители).
- Само ЮЛ как правомочный субъект.
Обжаловать исключение можно как в административном, так и в судебном порядке.
Административный порядок
Для заведения административного дела нужно составить заявление. Пункт доставки его определяется в зависимости от ситуации:
- Сначала заявление отправляется в региональное управление ФНС на основании пункта 1 статьи 25.2 ФЗ №129.
- Если ФНС отказала в требованиях заявителю, заявление отправляется в суд (пункт 2 статьи 25.2 ФЗ №129).
ЮЛ можно не обращаться в ФНС, так как досудебное регулирование не является обязательным. Можно сразу составлять иск в суд. Если же заявитель обратится в ФНС, он может отменить свое прошение на любом этапе (пункт 4 статьи 25.2 ФЗ №129).
Административный порядок предполагает отправку обращения через следующие органы:
- Инспекцию, которая принимала решение об исключении.
- Орган, который ответственен за пересмотр решений инспекций.
Заявления рассматриваются в течение 15 дней. Срок отсчитывается с даты его получения инспекцией. Он может быть продлен на 10 суток. Решение направляется заявителю.
Особенности составления жалобы
Заявление можно составить в двух формах:
- Письменная. Прошение должно быть обязательно подписано. Отправляется оно или лично, или по почте.
- Электронная. Подать прошение можно через интернет. На нем ставится простая электронная подпись.
Структура заявления предполагает три части:
- Преамбула. Указываются данные заявителя: наименование и адрес ЮЛ. Нужно прописать наименование органы подачи, реквизиты акта, который оспаривается.
- Описательная. Нужно указать основания, по которым решение органа не является законным.
- Просительная. Нужно указать требование. Это просьба о включении компании в ЕГРЮЛ.
Также в заявлении прописываются эти сведения:
- Адрес заявителя, телефон и электронная почта.
- ОГРН и ИНН.
К прошению нужно приложить бумаги:
- Документы, являющиеся подтверждением аргументов просителя.
- Доверенность, если заявление подает представитель.
Заявителю нужно оспорить основания, на которых проводилось исключение. К примеру, можно доказать, что ЮЛ сдавало отчетность.
Судебный порядок
Судебный порядок предполагает следование положениям глав 22 и 24 АПК РФ. В пункте 2 статьи 197 указано, что для возбуждения дела нужно составить заявление. Обращение можно составить как в письменном, так и в электронном виде. Во втором случае можно воспользоваться сервисом «Мой арбитр». Размещен он на сайтах арбитражных судов.
Заявителю понадобится оплатить пошлину:
- 300 рублей для ФЛ.
- 3 000 рублей для ЮЛ.
Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.
Оформление заявления
В иске нужно прописать такие сведения, как:
- Наименование суда.
- Сведения о заявителе, адрес.
- Телефон и электронная почта.
- Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
- Реквизиты решения.
- Номер записи в ЕГРЮЛ.
- Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
- Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
- Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
- Перечень приложенных документов.
К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):
- Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
- Квитанцию об уплате пошлины.
- Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
- Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
- Доверенность, если заявление подается представителем лица.
- Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
- Копию решения, которое оспаривается.
Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.
Основания для оспаривания решения
При исключении из реестра в административном порядке оспорить решение можно при наличии этих оснований:
- Нет оснований для исключения из ЕГРЮЛ. К примеру, налоговая ошиблась, получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении.
- Нарушен порядок исключения. К примеру, в СМИ не публиковалось сообщения о проведении процедуры.
- Были получены возражения. В течение 3 месяцев после исключения ЮЛ или кредиторы могут отправить обоснованные возражения. В этом случае процедура должна быть остановлена. Если возражения не были приняты к учету, появляются основания для проведения оспаривания.
Все рассмотренные основания должны быть подтверждены документально.
Судебная практика
В законе указано, что исключить ЮЛ могут при длительном отсутствии движения по счетам. Последнее подтверждает отсутствие деятельности компании. Однако некоммерческая организация может работать, не прибегая к использованию счетов. Она может оспорить свое исключение в том случае, если докажет наличие деятельности.
Принятие решения по делу зависит от позиции конкретного суда. Некоторые суды полагают, что исключение возможно только при наличии всех условий. Если компанию исключили из ЕГРЮЛ по одному основанию, по обжалованию принимается положительное решение. Другие суды трактуют норму статьи 21.1 ФЗ №129 буквально. Если ЮЛ попадает хотя бы под одно основание, в просьбе об отмене решения отказывают.
К СВЕДЕНИЮ! Куда лучше обращаться? Административное рассмотрение дела отличается скоростью. Через налоговую можно решить вопрос быстро и без уплаты пошлины. Плюсом суда является то, что он является незаинтересованным органом. Судья поставит окончательную точку в деле.