Инвентаризация основных средств

Содержание

Как правильно провести инвентаризацию ОС (примеры)

Инвентаризация – процесс проверки соответствия фактических и учетных данных. В силу тех или иных причин в данные бухучета могут закрадываться ошибки. Для осуществления всестороннего контроля и проверки данных учета, руководство предприятия должно периодически инициировать проведение инвентаризации ТМЦ, запасов, взаиморасчетов, основных средств (ОС) и других активов.

Какие нормативно-правовые акты регулируют проведение инвентаризации ОС?

Основными документами, регламентирующими инвентаризационные мероприятия, являются:

  1. закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г.;
  2. Положение по ведению бухучета, утвержденное приказом № 34н Министерства финансов РФ от 29.07.1998 г.;
  3. Методические указания по инвентаризации, утвержденные приказом № 49 Министерства финансов РФ от 13.06.1995 г.

В законе № 129-ФЗ инвентаризации посвящена статья 12, где указаны цель ее осуществления, сроки, порядок и перечислены случаи, в которых проведение инвентаризации обязательно.

Когда проводится инвентаризация ОС?

Согласно закону о бухучете в обязательном порядке инвентаризация ОС проводится в таких случаях:

  • перед подготовкой годовой финотчетности по организации (в рамках всеобщей инвентаризации активов), в то же время в соответствии с правилами Положения о ведении бухучета, инвентаризация ОС может осуществляться раз в 3 года;
  • если ОС передаются под ответственность другого материально-ответственного лица;
  • если выявлены факты воровства, порчи объектов или злоупотребления;
  • в случае стихийных бедствий или ЧС;
  • если осуществляется реорганизация, выделение, слияние или прекращение деятельности предприятия и т.д.

Кроме того, инвентаризация может выполняться по инициативе руководства предприятия по другим причинам, которые прописываются в соответствующем приказе.

Какими документами оформляется инвентаризация?

Первым документом по инвентаризации, который содержит причину ее осуществления, порядок, состав соответствующей комиссии и другие детали является приказ. Его оформляют по форме № ИНВ-22 за подписью всех членов инвентаризационной комиссии, а утверждает его директор предприятия. Кроме того, оформляют такие документы:

  1. инвентаризационная опись (ф. № ИНВ-1), где приводится перечень всех объектов, которые выявлены в процессе инвентаризации;
  2. сличительная ведомость (ф. № ИНВ-18), где отмечает факт наличия/отсутствия того или иного объекта;
  3. итоговая ведомость учета результатов (ф. № ИНВ-26), где указываются расхождения учетных сведений с фактическими;
  4. акты по отдельным фактам, выявленным в ходе инвентаризации (к примеру, о несоответствии состояния конкретных ОС данным, отмеченным в учете или об отсутствии отдельных комплектующих и т.д.);
  5. приказ об итогах инвентаризации, которым руководитель утверждает свои решения по ее завершению (наказание виновных в порче или краже имущества, постановка на баланс излишков и т.д.).

Кроме того, с материально ответственного лица перед началом инвентаризации берется расписка о том, что все документы о приходе/расходе ОС, имеющиеся на момент проведения проверки, предоставлены в бухгалтерию. Это может быть отображено в инвентаризационной описи (ИО) или оформлено отдельным документом. Бухгалтерский отдел в свою очередь должен подготовить все документы относительно каждого объекта ОС.

Порядок проведения инвентаризации ОС

Для проведения инвентаризаций в организации утверждается состав инвентаризационной комиссии, которая осуществляет все проверки сохранности активов. Это должны быть административные работники: бухгалтеры, инженеры, менеджеры подразделений и т.д. Прежде чем отправляться непосредственно к объектам ОС членам комиссии необходимо ознакомиться с приказом по инвентаризации, документами бухгалтерского учета ОС, а также ИО.

Далее члены комиссии отправляются к объектам для выполнения их осмотра и оценки соответствия их состояния данным бухучета. При этом в опись заносятся полное название, инвентарный номер, а также основные техпоказатели объекта. В ходе инвентаризации проверяются все объекты, находящиеся на территории организации, включая и те, что учтены на забалансовых счетах, взяты в аренду и т.д. Арендованные и забалансовые ОС вписывают в отдельные описи, также по отдельным ИО разносят основные средства производственного и непроизводственного назначения.

Отражение в учете выявленных несоответствий

Согласно Положению о бухучете излишки ОС, выявленные при инвентаризации, ставятся на учет по рыночной стоимости, существующей на момент проверки. При определении финрезультатов деятельности организации в бухгалтерском и налоговом учете такие ОС должны быть отображены в прочих доходах.

Если же выявлена недостача активов, то здесь может быть два пути учета:

  1. стоимость объекта компенсируется за счет виновного лица, если оно выявлено и его вина доказана;
  2. стоимость объекта записывается напрямую в убытки деятельности коммерческих организаций, а для некоммерческих – увеличивает расходы.

Пример 1: Инвентаризационная комиссия обнаружила неучтенный объект ОС. Его решено оприходовать с учетом рыночной цены в 20 000 рублей.

Проводки:

Наименование операции

сч. ДТ

сч. КТ

Сумма

Основное средство принимается на баланс днем проведения инвентаризации

20 000

При в налоговом учете стоимость обнаруженного ОС записывается в состав внереализационных расходов и далее подлежит амортизации.

Пример 2: Выявлена недостача ОС, однако установить виновных лиц не удалось. Руководство решило списать объект.

Проводки:

Наименование операции

сч. ДТ

сч. КТ

Сумма

Списание амортизации, накопившейся по данному основному средству

5 000

Списание в расходы остаточной стоимости основного средства

10 000

Отражение факта недостачи в составе прочих расходов

10 000

Стоит учитывать, что в налоговом учете списание стоимости ОС в расходы возможно только после получения из компетентных госорганов документов о том, что виновные лица отсутствуют.

Инвентаризация основных средств: оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассказали как правильно отражать основные средства в инвентаризационных ведомостях по форме № ИНВ-1 и в протоколе заседания инвентаризационной комиссии по рассмотрению результатов годовой инвентаризации.

Проведение инвентаризации основных средств

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) определено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона № 402-ФЗ).

Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее — Указания). Отметим, что Указания являются обязательными к применению в той части, в которой они не противоречат положениям Закона № 402-ФЗ и федеральным стандартам бухгалтерского учета (документам, их заменяющим) (ч.ч. 1, 2 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ).

Согласно п. 1.4 Указаний основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Документы по инвентаризации основных средств

Согласно п. 2.5 Указаний сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации (не менее чем в двух экземплярах), примерные формы которых приведены в приложениях №№ 6-18 к Указаниям.

В приложении № 6 к Указаниям приведена форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств». Кроме того, постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 утверждена форма № ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств».

В указанных формах предусмотрено отражение стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета.

Учет основных средств регулируется нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания).

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 и п. 23 Методических указаний основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Кроме того, учет основных средств ведется с использованием инвентарных карточек, в которых также указывается первоначальная стоимость объекта основных средств (п. 12 Методических указаний).

Следовательно, в инвентаризационных описях необходимо указывать стоимость основных средств по первоначальной стоимости.

Подтверждением тому, что в инвентаризационной описи основные средства указываются по первоначальной стоимости является также п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, согласно которому инвентаризация имущества и обязательств проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе нее проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Закон № 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Таким образом, инвентаризационная опись основных средств может быть составлена по форме, определенной руководителем, причем за основу может быть принята форма № ИНВ-1.

Причем, по нашему мнению, при необходимости организация вправе дополнить разработанные формы инвентаризационных описей основных средств сведениями об остаточной стоимости основных средств.

Косвенным подтверждением тому, что в инвентаризационных описях могут приводиться сведения по первоначальной и остаточной стоимости основных средств служат судебные решения, в которых использовались данные таких документов (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 12.08.2014 № Ф05-7277/14, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2011 № Ф07-2833/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 № 11АП-228/16).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии не является унифицированной формой и оформляется в произвольном порядке. При этом данные, приведенные в протоколе, на наш взгляд, должны соответствовать данным, указанным в инвентаризационной описи. Соответственно, если в инвентаризационной описи стоимость основных средств указывается по первоначальной стоимости, в протоколе также необходимо указать первоначальную стоимость основных средств. Причем в протоколе при необходимости также можно указать остаточную стоимость основных средств.

В любом случае формы инвентаризационной описи и порядок оформления протокола заседания инвентаризационной комиссии необходимо утвердить в учетной политике организации.

Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении?

Как и в любой коммерческой организации, в бюджетном учреждении имеются материальные средства, являющиеся собственностью юридического лица или находящиеся у него по договору аренды. С целью их сохранности и правильности учета необходимо проводить инвентаризацию, с помощью которой можно определить ошибки неправильного учета и принять соответствующие меры по их исправлению и предотвращению в будущем. В статье мы рассмотрим как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении, какие необходимы документы.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Цель и задачи инвентаризации

Главная цель инвентаризации в бюджетном учреждении сводится к тому, чтобы определить, правильно ли ведется бухгалтерский учет в организации, соответствует ли он нормативному законодательству и совершаются ли противоправные действия ответственными лицами.

В соответствии с указанной целью можно выявить задачи, решаемые при помощи инвентаризации:

  1. фактическая перепись и пересчет имущества бюджетного учреждения;
  2. сличение полученных данных с информацией по бухгалтерскому учету;
  3. составление документации по инвентаризации, в том числе выделение объектов, по которым данные фактического и бухгалтерского учета расходятся;
  4. определение факторов, повлиявших на расхождение информации.

Все задачи в обязательном порядке должны быть осуществлены, поскольку они являются важными этапами в формировании результатов, а потому пропуск или неправильное осуществление одной из них влечет за собой формирование неверной итоговой информации. При этом ответственными за результирующие показатели инвентаризации считаются все сотрудники, которых касается данное мероприятие, будь то руководитель бюджетного учреждения, председатель или члены инвентаризационной комиссии, сотрудники бухгалтерии или материально-ответственные лица.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Подготовка к проверке в бюджетном учреждении

Перед тем как осуществлять инвентаризацию в бюджетном учреждении, необходимо определиться с объектами, которые будут подвержены проверке. При этом ревизия может быть сплошной (переписываются и подсчитываются абсолютно все активы организации) или выборочной (анализируется какой-то определенный участок учета).

К объектам, которые могут быть инвентаризированы в бюджетном учреждении, следует относить:

Объект

Основные средства Материальные активы, которые используются в период более года без изменения их физических характеристик и параметров (см. → порядок проведения инвентаризации основных средств в 2020)
Материальные запасы Материальные активы, которые используются в период до одного года и при этом изменяют свою форму
Расчеты с подотчетными лицами Расчеты по операциям, связанным с предоставлением денежных средств в подотчет с последующим составлением авансового отчета и приложением к нему соответствующих подтверждающих документов
Денежные средства Все денежные средства в наличной и безналичной форме
Расчеты с поставщиками или подрядчиками Расчеты по операциям, связанным с приобретением товарно-материальных ценностей или заказом каких-либо работ и услуг.

При обязательной ежегодной проверке инвентаризации подвергаются абсолютно все объекты, а при внеплановой – только те объекты, которые требуют более пристального и тщательного анализа.

До проведения ревизии руководитель бюджетного учреждения обязан издать приказ, в котором будут освещаться все основные моменты данного мероприятия, в том числе:

  • состав и председатель инвентаризационной комиссии;
  • объекты ревизии;
  • причина проведения инвентаризации;
  • сроки осуществления данной процедуры.

Кроме того, бухгалтерия обязана провести в бухгалтерском учете все первичные документы по приходу и списанию товарно-материальных ценностей и денежных средств, чтобы он в полной мере отражал реальную картину финансового положения бюджетного учреждения. Это касается и материально-ответственных лиц – они также должны подготовить всю необходимую документацию и представить ее в бухгалтерию для обработки.

Документы до и после проведения инвентаризации

К основным документам, которые составляются до инвентаризации и после ее непосредственного проведения, следует относить:

Документ

Описание

Приказ на проведение инвентаризации в бюджетном учреждении (форма ИНВ-22) Издается руководителем организации за 10 дней до осуществления мероприятия и предполагает освещение основных моментов по ревизии
Инвентаризационная опись (форма ИНВ-1, форма ИНВ-3) Составляется на основании данных фактического пересчета и переписи имущества учреждения и содержит наименование, инвентарные номера (при наличии) и количественное выражение объектов
Сличительная ведомость (форма ИНВ-18) Составляется в том случае, когда данные фактического и бухгалтерского учета расходятся по каким-либо объектам ревизии
Дополнительные документы Могут составляться при необходимости, когда нужно дополнительно расшифровать данные или составить пояснения
Приказ по инвентаризации Руководитель на основании инвентаризационных документов издает приказ о результатах проводимого мероприятия, а также приказ о привлечении к ответственности всех установленных виновных лиц

Функции инвентаризационной комиссии

Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.

Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.

Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:

  1. фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
  2. проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
  3. составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
  4. сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
  5. составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
  6. выявление причин появления таких отклонений;
  7. подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.

4 Этапа проведения инвентаризации

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Оформление результатов инвентаризации

При наличии расхождений между данными, предоставленными бухгалтерией и инвентаризационной комиссией, необходимо их отразить на счетах бухгалтерского учета. При этом, как и для коммерческих организаций, в бюджетном учете используется принцип двойной записи, когда одна и та же сумма отражается и по дебету, и по кредиту соответствующих счетов.

Пять практических вопросов по инвентаризации в бюджетном учреждении

Вопрос №1. Необходимо ли осуществлять инвентаризацию, если бюджетное учреждение реорганизовано?

Да, в обязательном порядке. Этот пункт указан на законодательном уровне, а потому, если, к примеру, обычная средняя школа реорганизуется в гимназию или лицей, все ее материальные ценности и денежные средства должны быть проинвентаризированы для передачи новому руководству.

Вопрос №2. Должна ли инвентаризационная комиссия самостоятельно переписывать наименования объектов учета, или эту процедуру можно упростить?

Да, работу инвентаризационной комиссии можно упростить, для чего бухгалтер распечатывает из автоматизированной программы перечень ревизуемого имущества. Кроме того, это удобно, поскольку члены комиссии могут не знать всех наименований, а предоставленный список поможет наилучшим образом обработать полученные результаты. Таким образом можно избежать пересортицы, особенно часто возникающей при наличии большого перечня наименований материальных ценностей.

Вопрос №3. Имеем ли мы право удержать из зарплаты материально-ответственного лица сумму недостачи, выявленной при инвентаризации имущества?

Безусловно, это действие можно совершить. Однако необходимо помнить, что вина ответственного сотрудника должна быть полностью доказана. Кроме того, с него необходимо взять объяснение по поводу того, каким образом могла произойти недостача, и согласен ли он возмещать ущерб. Также руководитель в обязательном порядке должен издать приказ, в котором отражаются результаты инвентаризации и ответственность, которую должен понести виновник недостачи.

Вопрос №4. При инвентаризации выявлена недостача, и виновный сотрудник согласился, чтобы ее удерживали из его заработной платы. В каком размере мы имеем право производить удержания? Можно ли удержать сразу всю сумму, если размер зарплаты позволяет?

Согласно законодательству РФ удержания из заработной платы должны производиться в размере не более 20 % от ее размера. Это необходимо учитывать, если, к примеру, необходимо удержать достаточно большую сумму денежных средств. Тогда такую процедуру необходимо совершать в течение нескольких периодов по 20 % до тех пор, пока вся сумма не будет погашена полностью.

Вопрос №5. Кто из материально-ответственных лиц должен подписывать инвентаризационную ведомость, если происходит их смена – тот, с кого снимаются обязанности, или тот, на которого они возлагаются?

В данном случае при смене ответственных сотрудников инвентаризационную ведомость должны подписывать оба работника, поскольку один из них сдает вверенные ему объекты ревизии, а другой принимает их на ответственное хранение.

Вход для клиентов

Особенностью проведения годовой инвентаризации в этом году является необходимость соблюдения требований федеральных стандартов учета, введенных с 01.01.2018. При этом работы инвентаризационным комиссиям учреждений госсектора заметно прибавится, но опыта инвентаризации введенных стандартами новых объектов учета еще ни у кого нет.

Нормативная база.

Еще в прошлом году Методические указания по проведению инвентаризации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49), были главным нормативным документом, на основании которого в составе учетной политики учреждения устанавливался внутренний порядок проведения инвентаризации. Напомним, в Методических указаниях № 49 раскрываются общие правила проведения инвентаризации, особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств, а также порядок составления сличительных ведомостей и оформления результатов инвентаризации. Но уже с этого года в ходе инвентаризации учреждениям госсектора нужно опираться (кроме Методических указаний № 49) на требования ФСБУ «Концептуальные основы». Согласно п. 2 этого стандарта именно он теперь определяет основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений госсектора. А раздел VIII стандарта (п. 79 – 82) содержит как раз эти основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Отметим, что разд. VIII ФСБУ «Концептуальные основы» повторяет основные положения инструкций по бухгалтерской и бюджетной отчетности, Инструкции № 157н. Тем не менее при формировании учетной политики, а также локальных актов о проведении инвентаризации в 2018 году целесообразно ссылаться именно на названный стандарт. Последний вовсе не отменяет использование Методических указаний № 49 в учреждениях госсектора, положения которых по‑прежнему можно применять при проведении инвентаризации.

Описи и ведомости.

Инвентаризационные описи различных объектов учета, ведомость по расхождениям результатов инвентаризации и другие унифицированные формы первичных документов, используемые при проведении инвентаризации, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Вместе с названными формами данным приказом утверждены и методические указания по их применению. Однако в настоящее время эти формы не отражают изменений, связанных с применением федеральных стандартов учета.

Напомним, Минфин согласно своему Приказу от 28.02.2018 № 36н планировал в июле этого года ввести поправки в Приказ № 52н, но этого не произошло. Можно предположить, что финансовое ведомство собиралось внести изменения и в инвентаризационные формы с целью приведения их в соответствие требованиям вступивших в 2018 году стандартов учета.

Годовая инвентаризация в учреждениях проводится, как правило, в октябре – ноябре. Очевидно, что Минфин уже не успеет скорректировать инвентаризационные формы до начала инвентаризационной кампании.

Отметим, в ноябре прошлого года финансисты издали Приказ от 17.11.2017 № 194н, которым внесены поправки в инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) и ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В пункте 2 данного приказа сказано, что обновленные формы применяются субъектами учета по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 01.01.2018, хотя сам приказ вступил в силу 29.12.2017. Тем не менее, вполне вероятно, Минфин в течение осени даст разъяснения или рекомендации по применению унифицированных форм при проведении инвентаризации в этом году.

Новый результат.

В связи с внесением весной в Инструкцию № 157н и другие инструкции по учету изменений в этом году государственным и муниципальным учреждениям при проведении инвентаризации необходимо будет устанавливать наличие или отсутствие новых объектов учета. Но, пожалуй, самым важным при этом станет выявление фактов обесценения активов.

Напомним, что согласно п. 6 ФСБУ «Обесценение активов» выявление признаков обесценения актива осуществляется субъектом учета в рамках инвентаризации активов и обязательств, проводимой им в целях обеспечения достоверности данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, перед началом инвентаризации потребуется:

  • разработать рекомендации инвентаризационным комиссиям по выявлению активов с признаками обесценения;
  • подготовить соответствующие формы учетных документов, в которых будут фиксироваться решения инвентаризационных комиссий по обесценению активов;
  • внести соответствующие уточнения в учетную политику по порядку отражения обесценения активов исходя из особенностей деятельности учреждения.

И это далеко не весь перечень мероприятий, которые нужно осуществить до начала инвентаризации. Все это потребует времени и сил. Кроме того, очевидно, что наделение инвентаризационных комиссий новыми полномочиями, скорее всего, несколько замедлит их работу. Следовательно, увеличатся сроки проведения инвентаризации.

Кроме того, инвентаризация новых объектов учета, установление результатов обесценения не только повлияют на сроки подведения итогов инвентаризации, но и потребуют дополнительного времени для отражения результатов инвентаризации в учете. Ведь бухгалтерам понадобится время на анализ полученных результатов инвентаризации и освоение новых учетных записей, а также последующее отражение их в отчетности.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 10 ФСБУ «Обесценение активов» в случае выявления любого из признаков обесценения актива, которые ранее не являлись основанием для признания его обесценения, принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Очевидно, что такое решение должно приниматься комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Одновременно с решением об определении справедливой стоимости данная комиссия оценивает необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования актива. Примерный алгоритм выявления признаков обесценения в ходе инвентаризации представлен в виде схемы.

Инвентаризационная комиссия

Выявляет признаки обесценения актива

Оформляет результаты инвентаризации

Комиссия по поступлению и выбытию активов

Определяет справедливую стоимость актива

Корректирует срок полезного использования актива (при необходимости)

Принимает решение об отражении справедливой стоимости актива в бухгалтерском учете

Другими словами, если раньше результатом инвентаризации было в основном выявление излишков и недостач, то теперь такие результаты будут основанием для принятия пока непривычных и непростых решений.

В настоящее время инвентаризационные описи не содержат граф для отражения признаков обесценения активов. В пункте 6 ФСБУ «Обесценение активов» указано, что соответствующие признаки следует выявлять индивидуально для каждого актива. Очевидно, что признаки обесценения в ходе инвентаризации инвентаризационной комиссией будут установлены лишь у некоторых объектов имущества. Поэтому фиксировать признаки обесценения целесообразно не в инвентаризационной ведомости, а в отдельном документе, который будет приложением к ней.

Форма такого приложения приведена на стр. . Сведения, указанные в этом приложении, далее станут основанием установления справедливой стоимости актива, а также корректировки срока его полезного использования, которые будут рассматриваться комиссией по поступлению и выбытию активов. Очевидно, что заседание этой комиссии должно состояться уже после подведения итогов инвентаризации.

Признание убытка.

Согласно п. 15 ФСБУ «Обесценение активов» убыток от обесценения актива признается в бухгалтерском учете, когда его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива. После того как убыток от обесценения актива признан на годовую отчетную дату, он единовременно отражается в составе расходов отчетного периода.

То есть выявление убытка от обесценения и его признание теперь будут одними из итогов инвентаризации!

Однако применение указанных положений стандарта порождает непростую ситуацию. С одной стороны, убыток от обесценения актива единовременно признается в составе расходов отчетного периода. То есть в конце года «одним махом» расходы за отчетный период будут увеличены на сумму убытков от обесценения. Иными словами, расходы учреждения по итогам года увеличатся «из воздуха». С другой – возникает вопрос с покрытием таких убытков. Как будут покрываться эти расходы? Что будет источником финансирования?

Например, в прошлом году Постановлением Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101 в порядок формирования госзадания были внесены изменения. Теперь в госзадании должна быть учтена годовая сумма плановой (расчетной) амортизации по особо ценному движимому имуществу (ОЦДИ), используемому в процессе оказания госуслуг. То есть амортизация основных средств финансируется, а убыток от обесценения пока нет. Хотя сам убыток согласно ФСБУ «Обесценение активов» Минфин уже предлагает отражать в учете.

Разрешение этой ситуации, вероятно, должно найти отражение в нормативных актах Правительства РФ и Минфина. Можно предположить, что в порядок формирования госзадания Правительством РФ будут внесены изменения с учетом положений федеральных стандартов. Возможно, что и убыток от обесценения каким‑то образом будет учтен в субсидии на госзадание.

* * *

Участие в инвентаризационных мероприятиях всегда требовало от бухгалтера терпения, собранности и четкого понимания конечных результатов. Однако в этом году бухгалтеру нужно быть еще более внимательным, так как от итогов инвентаризации, скорее всего, будет зависеть финансовое состояние учреждения.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №10, 2018 год

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Проведение инвентаризации может быть обязательным ввиду следующих событий:

  • при смене материально ответственных лиц;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • при реорганизации или ликвидации компании;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Федеральный закон № 129-ФЗ).

Напомним, что проведение инвентаризации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральным законом № 129-ФЗ;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, далее – Положение);
  • Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, далее – Методические указания).

Предположим, в компании увольняется материально ответственное лицо. В таком случае проведение инвентаризации обязательно. Рассмотрим, какие действия должен предпринять бухгалтер.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В нее входят представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (к примеру, инженеры или экономисты).

Важно знать

Инвентаризации подлежит все имущество организации: нематериальные активы, основные средства, денежные средства и прочие активы. А также арендованное или взятое на хранение имущество и имуще-ство, не учтенное по каким-либо причинам.

Руководитель компании издает приказ на проведение инвентаризации (по форме № ИНВ-22) и вручает его инвентаризационной комиссии. В приказе, как правило, конкретизируется порядок, какие объекты подлежат проверке, сроки проведения инвентаризации объекта, причину, по которой она проводится, состав комиссии и иные сведения.

Результаты инвентаризации оформляются:

В конце статьи приведен пример заполнения данных форм.

Материально ответственное лицо

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний). При этом такие сотрудники дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (п. 2.4 Методических указаний).

Правила проведения инвентаризации основных средств

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении ошибок в регистрах бухгалтерского учета по инвентаризируемым основным средствам необходимо указать это в инвентаризационной описи. В опись также включаются сведения по объектам, которые не приняты на учет.

Например, по таким объектам указывается следующая информация:

  • по зданиям – назначение, основные материалы, из которых они построены, объем, общая полезная площадь, число этажей (без подвалов и полуподвалов), год постройки;
  • по мостам – местонахождение, использованные материалы и размеры;
  • по дорогам – тип (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, а также ширина полотна. Износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с отражением этих данных в соответствующих актах.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с прямым назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его прямое назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссия установит, что работа капитального характера (к примеру, надстройка этажей или пристройка новых помещений) или частичная ликвидация строений (например, слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись. В ней указывают время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые повлекли его непригодность (порчу, полный износ и т. д.). В отдельной описи комиссия указывает также основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

Особые правила

По общему правилу инвентаризация имущества обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме тех объектов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года (п. 27 Положения).

Имущество, переданное в аренду, продолжает оставаться собственностью арендодателя. В течение срока аренды оно учитывается на балансе арендодателя. Инвентаризационная комиссия должна определить виды основных средств, переданных в аренду, их количество и стоимость.

Оприходование ОС, выявленных при инвентаризации

В бухгалтерском учете основные средства, которые были выявлены во время инвентаризации, учитываются по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со счетом прибылей и убытков в качестве прочих доходов (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Что касается налогового учета, то стоимость объектов основных средств, выявленных в период инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов. Данное положение закреплено в пункте 20 статьи 250 Налогового кодекса. При этом они принимаются к учету по рыночным ценам и в дальнейшем подлежат амортизации. Такое мнение высказывают чиновники финансового ведомства в письмах от 10 июня 2009 г. № 03-03-06/1/392, от 6 июня 2008 г. № 03-03-06/4/42.

Если во время инвентаризации выявлена недостача, то ее можно отразить одним из следующих способов:

  • во внереализационных расходах, если виновное лицо не обнаружено (на дату получения соответствующих документов от органов государственной власти об отсутствии виновных лиц (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ));
  • во внереализационных расходах, если виновное лицо обнаружено. Однако одновременно необходимо отразить возвращенную недостачу во внереализационных доходах.

Бухгалтерский учет

Выявленные излишки основных средств отражаются в бухгалтерском учете следующей проводкой:

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 91-1

– оприходовано основное средство.

При недостаче основных средств проводки выглядят следующим образом (если виновное лицо не установлено):

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01

– списана амортизация по недостающим ОС;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01

– списана остаточная стоимость ОС;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 94

– отражена в составе прочих расходов недостача. Если при недостаче выявлены виновные лица, то проводки будут такие:

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94

– списана недостача за счет виновных лиц;

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73

– работником погашена сумма задолженности.

Пример

В компании ООО «Астра», торгующей компьютерной оргтехникой, в связи с увольнением заведующей складом И.И. Ивановой была проведена инвентаризация. В результате проводимых действий было обнаружено:

– излишек – ноутбук стоимостью 45 000 руб.;

– недостача – принтер стоимостью 45 000 руб.

Как надо заполнять инвентаризационную опись ОС (форма № ИНВ-1) и сличительную ведомость результатов инвентаризации ОС и НМА (форма № ИНВ-18) (скачать пример)

Ю.Л. Терновка, редактор-эксперт

Практическая бухгалтерия

Универсальный бератор, в котором собрана полная и достоверная информация о правилах учета. Исчерпывающая информация о работе фирмы от создания до распределения прибыли.
Узнайте больше >>

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *