Инвентаризация недвижимого имущества в бюджетном учреждении

Содержание

Учет недвижимого имущества в бюджетном учреждении

Ю.А. Пилюгина, эксперт «МЦФЭР Госфинансы»

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации

Ранее учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться на забалансовом счете 01. Приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н данная норма была исключена из положений Инструкции № 157н. Как правильно учитывать недвижимость, на которую оформлены акты приема-передачи, но отсутствуют свидетельства о регистрации права оперативного управления?

В пункте 36 Инструкции № 157н по-прежнему установлено жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих регистрацию.

Эта формулировка не допускает двоякого толкования – для постановки на балансовый учет объектов недвижимости у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

Включение данного положения в Инструкцию № 157н обусловлено следующими обстоятельствами:

  • в отличие от движимого имущества, в отношении которого право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи объекта (п. 1 ст. 299 ГК РФ), право на недвижимое имущество возникает только с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ);
  • по смыслу положений п. 38 Инструкции № 157н на балансовых счетах организации госсектора может учитываться только имущество, которое принадлежит ей на праве оперативного управления (если иное прямо не предусмотрено Инструкцией № 157н).

Бухгалтеры спрашивают:

В ходе контрольного мероприятия выявлен объект недвижимого имущества – здание 1965 г. постройки, учтенное на балансе учреждения, по которому отсутствуют документы о государственной регистрации права оперативного управления. Можно ли в данном случае говорить об ошибке? Надо ли переносить этот объект с баланса на забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование»? Ответ на этот вопрос читайте в журнале >>

Что же означают изменения, внесенные в п. 333 Инструкции № 157н? Безусловно, учреждение на основании решения уполномоченного органа власти может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления.

Однако само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т. п.). Поэтому на момент приемки объекта недвижимости необходимо определить условия, на которых учреждение принимает имущество.

Например, между правообладателем (уполномоченным органом власти) и принимающим учреждением может быть заключен договор безвозмездного пользования (договор ссуды) в виде единого документа.

Другой вариант: в любом документе (письме, акте приема-передачи и т. п.), подписанном уполномоченным должностным лицом правообладателя (уполномоченного органа власти), может быть указано, что до государственной регистрации права оперативного управления объект передается учреждению на праве безвозмездного пользования.

Определить правовой статус принятого учреждением объекта недвижимости, руководствуясь нормами гражданского законодательства, важно, т. к. тем самым будут урегулированы вопросы, связанные с обязанностями по содержанию объекта, рисками случайной гибели или повреждения имущества, ответственностью перед третьими лицами и т. п.

Конечно, существует вероятность, что одного акта приемапередачи имущества во взаимосвязи с фактом приемки объекта и прочими сопутствующими обстоятельствами будет достаточно для признания в судебном порядке факта заключения договора безвозмездного пользования в соответствии с гл. 36 ГК РФ. Однако намного разумнее – предотвратить возникновение спорных ситуаций.

Кроме того, определение статуса объекта позволит без труда применить соответствующую норму Инструкции № 157н.

Рассмотрим пример:

1. Бюджетное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. При этом на срок до регистрации права заключен договор безвозмездного пользования объектом. В этом случае к учреждению перешли обязанности по содержанию объекта (ст. 695 ГК РФ). В соответствии с действующей редакцией п. 333 Инструкции № 157н этот объект должен быть учтен на забалансовом счете 01 как полученный в безвозмездное пользование.

2. Автономное учреждение приняло по акту приема-передачи объект недвижимости, который в соответствии с решением уполномоченного органа власти закрепляется на праве оперативного управления. Передача имущества по договору ссуды не оформлена. В этом случае обязанность по содержанию объекта лежит на передающей стороне и основания для учета объекта на забалансовом счете 01 у учреждения отсутствуют. В то же время, руководствуясь п. 8 ст. 3, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 332 Инструкции № 157н, до окончательного выяснения правового статуса полученного имущества учреждение приняло решение о его обособленном учете на специальном забалансовом счете.

Таким образом, при фактическом получении недвижимого имущества с целью его использования до регистрации права оперативного управления имеет смысл надлежащим образом оформить договор безвозмездного пользования, а затем в соответствии с новой редакцией п. 333 Инструкции № 157н учесть объект на забалансовом счете 01.

Организации госсектора, принимающей на балансовый учет объект недвижимости, нужно помнить, что один и тот же объект не может одновременно числиться в балансовом учете двух субъектов учета. Подробнее о том, как целесообразно вести учет недвижимости у принимающей стороны, читайте в журнале «Финансовый справочник бюджетной организации».

Проведение инвентаризации в бюджетном учреждении

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте и подготовьтесь к изменениям заранееВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Основания, порядок и сроки проведения инвентаризации в бюджетном учреждении установите в учетной политике. Из статьи вы узнаете, когда проводить обязательную и добровольную инвентаризацию, какие объекты проверять и как оформить результаты.

Когда проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении

Инвентаризация может быть обязательной и добровольной. В первом случае ее проведение обусловлено положениями правовых актов. В приказе Минфина 34н от 29.07.1998 года и в главе VIII федерального стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» перечислены ситуации, когда проверка назначается независимо от желания руководства учреждения:

  • при передаче объектов учета в аренду, безвозмездное пользование, на хранение, а также при их выкупе либо продаже;
  • при выявлении фактов порчи имущества, хищений и злоупотреблений;
  • при формировании годовой отчетности (не ранее 1 октября текущего года);
  • при передаче подотчета от одного МОЛ другому;
  • в случае стихийного бедствия;
  • при ликвидации или реорганизации бюджетного учреждения.

В учетной политике могут быть прописаны дополнительные основания для проведения инвентаризации. Например, ежеквартальная проверка расчетов с дебиторами с целью недопущения образования просроченной задолженности или регулярный контроль состояния незавершенного строительства. В учреждении должен быть утвержденный график проведения плановых добровольных инвентаризаций с указанием:

  • сроков начала и окончания;
  • перечня подлежащих проверке имущества и обязательств.

Внезапные проверки проводятся вне графика. Это может быть, например, снятие остатков ГСМ в баках автомобилей, взвешивание готовых блюд, выдаваемых пациентам в столовой и пр.

СПЕЦПРОЕКТ. Инвентаризация-2019До сдачи годовой отчетности все организации бюджетной сферы обязаны провести годовую инвентаризацию. Но, прежде чем приступать, прочитайте наш новый спецпроект «Инвентаризация-2019». В нем – подробные разъяснения правил этого года, список и образцы всех необходимых документов, презентация для главбуха, которая поможет вам подготовить учреждение и сотрудников к инвентаризации.

Какой порядок проведения инвентаризации

В каждом бюджетном учреждении должно быть положение о проведении инвентаризации. Такое требование содержится в пункте 9в федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Действующие на настоящий момент Методические указания, утвержденные Минфином в приказе от 13.06.1995 года № 49н, устарели. Например, в последние два года к целям проведения инвентаризации добавились:

  • проверка на соответствие критериям признания активом;
  • выявление сомнительной задолженности;
  • выявление признаков обесценения;
  • выявление изменений составных частей имущественного комплекса (в том числе неотделимых улучшений), произведенных арендатором.

В утвержденном руководителем порядке проведения инвентаризации должна быть учтена специфика бюджетного учреждения.

Ежегодная инвентаризация формирует у бухгалтера определенные знания. Чтобы проверить их, пройдите тест «Правда или заблуждение» сами и дайте пройти своим бухгалтерам. Благодаря ему вы не только проверите свои знания, но и выявите слабые места.

Этапы инвентаризации

Процесс проведения годовой инвентаризации состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе формируются инвентаризационные комиссии, издается и регистрируется приказ о проведении инвентаризации. Необходимо распечатать достаточное количество инвентаризационных ведомостей, бланки которых находятся в приложении к приказу Минфина от 30.03.2015 года № 52н. Бухгалтерия должна оприходовать все МЦ, поступившие на дату проведения инвентаризации и провести представленные материально-ответственными лицами документы на списание. Это необходимо для того, чтобы в учете были актуальные сведения об остатках на счетах.
  2. Проведение проверок. На этом этапе назначенные приказом комиссии в местах хранения производят подсчеты, взвешивание, выполняют необходимые замеры для установления фактического наличия НФА. Они проверяют состояние объектов основных средств, наличие инвентарных номеров, вносят в ведомости сведения о неисправности, длительном неиспользовании и пр. Все действия должны выполняться в присутствии материально-ответственного лица.
  3. Сличительный. На этом этапе председатель и члены комиссии сверяют полученные фактические результаты с данными бухгалтерского учета, при обнаружении отклонений заполняют акт о результатах инвентаризации и ведомость расхождений.
  4. Заключительный. На этом этапе назначается заседание инвентаризационной комиссии, которая рассматривает полученные результаты и принимает решение об их отражении в бухгалтерском учете. Руководитель издает приказ о привлечении к ответственности виновных лиц. Если МОЛ, в подотчете которого выявлена недостача, не дает согласие на добровольное возмещение ущерба, юридическая служба готовит материалы для предъявления судебного иска.

Рекомендации экспертов на тему инвентаризации в Системе Госфинансы

  • Как учесть излишки, выявленные в ходе проведения инвентаризации
  • Ошибки при инвентаризации
  • Формы регистров по учету результатов инвентаризации

Как подготовится к проверке

Перед тем, как проводить инвентаризацию в бюджетном учреждении, нужно выполнить ряд мероприятий, которые облегчат работу комиссий:

  • сделать описи имущества по каждому кабинету, классу, палате;
  • проверить внутренние перемещения МЦ;
  • заполнить в инвентаризационных ведомостях по каждому МОЛ наименование находящихся в подотчете объектов и указать их количество по данным бухгалтерского учета;
  • с целью подтверждения состояния дебиторской и кредиторской задолженности на дату проведения инвентаризации запросить акты сверки у всех контрагентов, по расчетам с которыми имеется сальдо, отличное от нуля;
  • запросить акты сверки с ИФНС, фондом социального страхования;
  • заказать в Федеральном казначействе промежуточный отчет о состоянии лицевого счета.

Непосредственно перед началом проверок у материально-ответственных лиц нужно получить расписку в том, что в месте хранения нет полученных и не оприходованных МЦ, а также списанных по акту, как пришедшие в негодность, но не утилизированных. МОЛ должно письменно подтвердить, что все приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию. Если в место хранения непосредственно перед проверкой поступят МЦ, председатель комиссии должен расписаться на приходном документе и сделать отметку о времени получения.

Результаты инвентаризации могут признать недействительными, если состав комиссии будет некорректным. В статье раскрыты проблемные вопросы, которые могут возникнуть у вас в этом году.

Какие функции возложены на инвентаризационную комиссию

Учитывая значительное количество обязательных инвентаризаций, плановых и внезапных добровольных проверок, в бюджетном учреждении нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. В положении можно указать, что в комиссию должны входить представители администрации и бухгалтерии, другие сотрудники, а также разрешается привлекать работников, осуществляющих внутренний финансовый контроль и приглашенных экспертов. Утвердить поименный состав комиссии и назначить председателя должен руководитель организации.

Комиссия должна обеспечить соблюдение установленных сроков проведения инвентаризации, полноту и достоверность внесенных в описи сведений о фактическом наличии имущества и состоянии финансовых обязательств, своевременное оформление результатов.

При проведении масштабной годовой инвентаризации можно назначить дополнительные рабочие комиссии и распределить между ними проверяемые места хранения. В этом случае формируется центральная комиссия, возглавляемая, как правило, заместителем руководителя. Она регулирует весь процесс проведения проверок и подводит на своем заседании окончательные итоги.

На инвентаризацию нет времени. Как ее провести >>

Как оформить результаты инвентаризации

По итогам годовой инвентаризации в учреждении должен быть сформирован пакет документов, в который входят:

  • копия приказа руководителя;
  • заполненные надлежащим образом инвентаризационные ведомости, в которых имеются все необходимые подписи и объяснения МОЛ в случае обнаружения расхождений;
  • сличительные ведомости;
  • акты о результатах инвентаризации;
  • протокол заседания инвентаризационной комиссии.

Отсутствие перечисленных документов считается грубым нарушением учета. ИФНС за это может оштрафовать налогоплательщика на основании статьи 120 НК РФ.

В бухгалтерском учете в том месяце, когда проверка закончилась, должны быть выполнены все необходимые проводки:

  • по оприходованию излишков при инвентаризации в бюджетном учреждении;
  • по списанию недостач на счета 020900000;
  • по списанию безнадежной дебиторской задолженности и оприходованию этой суммы на забалансе на счете 04;
  • по списанию невостребованной кредиторской задолженности, по которой отсутствуют требования кредиторов;
  • по начислению убытков от обесценения активов;
  • по переводу на забаланс объектов, не соответствующих критериям признания активом.

Если инвентаризация проводилась в январе до даты утверждения годовой отчетности, полученные результаты должны рассматриваться, как событие после отчетной даты. Все проводки выполняются в последний день отчетного периода и учитываются при формировании отчетных форм. Результаты инвентаризации должны быть отражены в Таблице № 6 в пояснительной записке к годовому отчету.

Ответы на срочные вопросы об инвентаризацииКаждый день от ваших коллег на горячую линию поступают вопросы о годовой инвентаризации. Ответы на самые частые и проблемные из них — в статье.

Документы до и после проведения инвентаризации

Перечень документов, которые должны быть сформированы до начала, в процессе и по окончании инвентаризации, приведен в таблице.

Наименование документа

Код формы по ОКУД
скачайте бланки

Описание

Приказ о проведении инвентаризации

Произвольная, можно использовать утвержденную постановлением госкомстата №88

Издается руководителем организации, содержит все основные данные о предстоящей ревизии: перечень проверяемых активов и обязательств, мест хранения, состав комиссий, сроки проведения и т.д.

Инвентаризационная опись

0504081

ценных бумаг

0504082

остатков на счетах учета денежных средств

0504083

задолженности по кредитам и ссудам

состояния госдолга РФ в ценных бумагах

состояния госдолга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям

бланков строгой отчетности и денежных документов

по объектам НФА

наличных денежных средств

расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

расчетов по поступлениям

Инструкция по заполнению инвентаризационной описи >>

Ведомость расхождений

Составляется для обобщения информации о выявленных отклонениях фактического наличия активов от данных бухгалтерского учета. Содержит перечень объектов учета, по которым установлено несоответствие критериям признания активом.

Акт о результатах инвентаризации

Составляется комиссией, проводившей поверку, на основании инвентаризационных описей, подписывается председателем и членами комиссии, утверждается руководителем.

Протокол заседания центральной инвентаризационной комиссии

Произвольная форма, можно утвердить в учетной политике

Содержит сведения о выявленных излишках и недостачах, о лицах, виновных в причинении ущерба. В протоколе публикуются предложения руководству по улучшению учета, устранению недостатков в местах хранения и т.д.

Если для проведения инвентаризации каких-то активов или обязательств нет унифицированной описи, ее можно создать самим (или подобрать наиболее подходящую из имеющихся) и утвердить в учетной политике.

>Порядок списания объекта недвижимого имущества с баланса учреждения

Вопрос

Казенному учреждению подведомственному Минфину разрешили списать объект недвижимого имущества. Когда произвести списание объекта с баланса: после сноса или после прекращения прав собственности? Мы, получив согласие на списание объекта недвижимости, снесли здание. Затем подали документы на прекращение прав собственности РФ и оперативного управления. После получения кадастровый выписки о снятии объекта с кадастрового учета и получения выписки из ЕГРН о прекращении прав собственности РФ и оперативного управления произвели списание объекта недвижимости с баланса датой прекращения права. Как быть с инвентаризацией: как отображать еще не списанный с баланса, но уже снесенный объект недвижимости в инвентаризационных описях? Инвентаризация проходит с 01.11.17 по 30.11.17. прекращение права 21.11.17.

Ответ

Все изменения для бухгалтера с 1 января 2020 года: справочная таблицаСкачайте и подготовьтесь к изменениям заранееВсе изменения в Трудовом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникВсе изменения в Налоговом кодексе с 1 января 2020 годаСкачайте справочникПоследние новости о зарплате бюджетниковКогда проиндексируют зарплату бюджетников

Имущество, которое выбыло из эксплуатации в результате принятия в решения о его списании, до момента его ликвидации (уничтожения), не подлежит учету в составе основных средств. Это следует из письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211 (см. здесь). Поэтому, объекты основных средств необходимо списывать с балансового учёта на основании акта о списании, согласованного с учредителем.

Учитывая, что при списании с балансового учёта, к акту должны прилагаться документы, подтверждающие прекращение права оперативного управления, соответственно, датой списания объекта недвижимости с балансового учёта должна быть дата, указанная в акте на списание (если иные условия не отражены в нормативно-правовых актах на региональном (местном) уровне).

Актуальная информация: сроки уплаты налога на имущество в 2019 году юридическими лицами.

При списании с балансового учёта, недвижимое имущество, подлежащее разбору (уничтожению, утилизации) одновременно должно быть отражено на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента уничтожения. Такой вывод следует из пункта 335 Инструкции № 157н и письма Минфина России от 19.12.2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, отраженное на забалансовых счетах, подлежит инвентаризации в общем порядке. При проведении инвентаризации имущества, числящегося на забалансовом счёте 02, используйте инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

В какую ведомость будут занесены данные об объекте недвижимости (по балансовым счетам или по забалансовым) будет зависеть от даты, на которую проводилась инвентаризация по недвижимому имуществу.

Учитывая, что положения пункта 51 Инструкции 157н и пункта10 Инструкции 162н (см. здесь), имеют двоякий смысл, так как в них не указано, с какого именно учета списывать имущество при утилизации (с балансового или забалансового), поэтому, во избежание разногласий с проверяющими, закрепите порядок отражения имущества, подлежащего утилизации (демонтажу), в Учётной политике учреждения.

Обоснование

Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1статьи 123.21 пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 1, 8 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

 имущество, которое закрепил за ними учредитель;

 имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);

 имущество, полученное учреждением другим способом (в т. ч. купленное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на его списание зависят от типа учреждения.

Шпаргалка: особо ценное имущество бюджетного учреждения.

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, без согласия собственника (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Это значит, что при выбытии любого имущества казенное учреждение должно получить согласие собственника на списание.

Порядок согласования выбытия имущества зависит от того, на базе какого имущества создано казенное учреждение:

 имущества субъекта РФ (муниципального образования);

 федерального имущества.

Для казенных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных казенных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

 заявление о согласовании списания имущества казенного учреждения;

 экспертное заключение о техническом состоянии имущества казенного учреждения;

 акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.

Для федеральных казенных учреждений порядок согласования выбытия имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (подп. «д», «е» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. казенных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Документы, чтобы согласовать списание федерального имущества, учреждения представляют учредителю в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

Отдельно выделим списание имущества федерального учреждения, которое прекращает деятельность: ликвидируется или реорганизуется. В этом случае решение принимает ликвидационная комиссия по согласованию с ГРБС и Росимуществом (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Особенности списания федерального имущества установлены также в отношении:

 территориальных органов федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, подведомственных учреждений государственных академий наук – подпунктами «в», «г» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834;

 федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов управления внебюджетными фондами РФ, государственных академий наук – подпунктами «а», «б» пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Немного про безвозмездную передачу недвижимого имущества.

Документальное оформление

Списание объекта с учета нужно оформить первичным документом, к примеру – актом на списание. Какой документ (акт) нужно составить, будет зависеть от вида имущества. Так, например, при списании основных средств нужно составить акты по форме:

 № 0504105 – при списании транспортных средств;

 № 0504104 – при списании других основных средств (кроме транспортных средств);

 № 0504143 – при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 № 0504144 – при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы).

Это следует из Методических указаний к формам № 0504104, № 0504105, № 0504143, № 0504144, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Подробнее о документальном оформлении см. в рекомендациях:

 Безвозмездная передача основных средств;

 Ликвидация основных средств;

 Продажа основных средств;

 Отпуск материальных запасов в эксплуатацию (производство);

Реализация материальных запасов (кроме товаров и готовой продукции).

Зачастую решение о выбытии имущества принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, она же утверждает составленные акты. Как ее создать, см. здесь.

Помимо первичного документа (акта) законодательством может быть предусмотрено оформление других документов. Так, чтобы согласовать списание федерального имущества, нужно оформить и направить собственнику:

 перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;

 копию решения о создании постоянно действующей комиссии, а также Положение о данной комиссии, ее состав, утвержденные приказом руководителя учреждения;

 копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов имущества.

Указанные документы направьте сопроводительным письмом, содержащим полное наименование учреждения.

Об этом сказано в Порядке, утвержденном совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30н.

На региональном (местном) уровне может быть установлен другой комплект документов.

Пример оформления выбытия особо ценного движимого имущества в учреждении

Бюджетное учреждение «Альфа» в июне ликвидирует физически изношенное оборудование стоимостью 750 000 руб. Оборудование ранее было приобретено за счет средств выделенных учредителем и включено в состав особо ценного движимого имущества, поэтому его ликвидацию «Альфа» должна согласовать с учредителем. Процедура согласования утверждена учредителем.

Состав комиссии по поступлению и выбытию активов руководитель «Альфы» утвердил приказом.

В копилку бухгалтера: договор аренды государственного имущества.

После принятия решения о ликвидации оборудования комиссия составила акт о списании объекта основных средств (ф. 0504104). Далее (после оформления акта) «Альфа» направила учредителю заявление о согласовании списания имущества. К заявлению приложены следующие документы:

 акт (ф. 0504104);

 копия приказа о создании комиссии;

 копия инвентарной карточки;

 справка о балансовой стоимости оборудования;

 заключение о техническом состоянии объекта основных средств (составленное по результатам проведения технической экспертизы);

 копия протокола заседания комиссии по списанию объектов имущества.

Как оформить и учесть ликвидацию основных средств

На региональном и местном уровнях порядок списания имущества устанавливают соответствующие органы исполнительной власти. Например, в Челябинской области порядок списания имущества установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 2 декабря 2010 № 1439-р. Порядок принятия решения о списании имущества, установленный данным распоряжением, аналогичен вышеприведенному порядку принятия решения о списании федерального имущества. Но в пункте 9 распоряжения есть условие о том, что решение о ликвидации не может быть принято если нет представителя исполнительного органа по управлению имуществом, который является членом комиссии.

Чтобы подтвердить необходимость ликвидации основного средства, иногда лучше провести независимую техническую экспертизу (оценку). Например, это бывает предусмотрено законодательством или может потребоваться, когда члены комиссии не могут сами определить, что объект не подлежит восстановлению.

Результаты экспертизы оформляют актом или заключением. И этот документ, как правило, нужно подавать в вышестоящие ведомства, чтобы получить разрешение списать объект (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления. Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 № 673.

Акты технической экспертизы составляют на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывают:

 наименование объекта;

 инвентарный и серийный номера;

 год выпуска;

 балансовая и остаточная стоимость;

 процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;

 заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства.

Если комиссия установила необходимость ликвидации основного средства, она составляет акт о списании имущества. Акт оформляйте на следующих типовых бланках:

 по форме № 0504105 при списании транспортных средств;

 по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

 по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);

 по форме № 0504104 при списании других основных средств (кроме транспортных).

Перечисленные формы содержат реквизит «заключение комиссии», в котором нужно указать причину списания объекта (итог результатов осмотра).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с учредителем. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.

Такой порядок предусмотрен Методическими указаниями по заполнению форм № 0504105, № 0504143, № 0504144, № 0504104, утвержденными приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 № 834, а в части уничтожения имущества разъяснен также в письме Минфина России от 19 декабря 2013 № 02-06-010/56211.

Имущество, которое комиссия учреждения решила списать и которое требует демонтажа, учтите на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». На учет объекты ставьте в условной оценке: один объект – 1 руб. С забалансового счета имущество списывайте по акту на списание. Эти правила из пункта 335 Инструкции № 157н, пункта 10Инструкции № 162н, пункта 12 Инструкции 174н и пункта 12 Инструкции № 183н.

Приведем пример. Пока учреждение эксплуатировало автомобиль, он являлся активом. Автомобиль попал в ДТП и, по заключению экспертов, не подлежит восстановлению. После этого автомобиль – уже не актив, хоть и остается объектом собственности. Значит, не дожидаясь утверждения акта на списание, его следует перевести за баланс на счет 02.

Совет: порядок учета на забалансовом счете 02 дополнительно закрепите в учетной политике. Это обезопасит вас от претензий проверяющих. Дело в том, что в пункте 51 Инструкции № 157н сказано, что в бухучете основные средства списывают, когда завершили мероприятия по разборке, демонтажу. Но не указано, с какого именно учета списывать: балансового или забалансового.

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, которые используете для учета хранения и движения основных средств:

 в инвентарной карточке учета нефинансовых активов по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);

 в инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).

Это предусмотрено в Методических указаниях по заполнению форм № 0504031, № 0504032, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 № 52н.

При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н).

Как провести инвентаризацию

Нужно ли проводить инвентаризацию активов и обязательств на забалансовых счетах

Проводите инвентаризацию имущества, финансовых активов, обязательств и других объектов бухучета на забалансовых счетах. Это правило прямо установили в пункте 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Инвентаризация забаланса подтвердит показатели годовой отчетности по этим счетам (п. 1.1 приложения к письму от 2 февраля 2017 Минфина России № 02-07-07/5669 и Казначейства России № 07-04-05/02-120).

Проверку проводите в том же порядке, что и по балансовым счетам: составьте описи, отразите результаты в акте и ведомостях. Подробнее

Как утвердить Порядок

Нужно ли в учетной политике отразить порядок инвентаризации

Порядок обязательной и добровольной инвентаризации закрепите в учетной политике (п. 6, 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, приказ Минфина России от 13 июня 1995 № 49, письмо Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594). Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике.

В Порядке пропишите:

 график инвентаризаций в отчетном году. В частности, установите даты для ежегодной инвентаризации;

 сроки инвентаризаций;

 перечень имущества, обязательств, финактивов и других объектов для проверки.

В Порядке учтите специфику деятельности учреждения. Федеральные ГРБС и подведомственные им ПБС дополнительно прописывают особенности инвентаризации дебиторской задолженности, которую проводят ежеквартально. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 апреля 2015 № 02-07-10/25594, письме от 10 декабря 2015 г. Минфина России № 02-07-07/73609 и Казначейства России № 07-04-05/02-848.

Правовые условия распоряжения бюджетным учреждением своим имуществом (Продолжение. Начало в № 2 за 2017 год)

В первой части статьи мы рассмотрели вопросы, связанные с распоряжением бюджетным учреждением имуществом: право собственности на имущество учреждения, использование имущества учреждением и изъятия у учреждения данного имущества. В продолжении статьи речь пойдет о пределах самостоятельности учреждения в распоряжении имуществом, понятии особо ценного движимого имущества, согласовании распоряжения имуществом с его собственником, списании имущества.

Пределы самостоятельности бюджетного учреждения в распоряжении имуществом.

В соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, которое: 1) не относится к особо ценному движимому имуществу, закрепленному за учреждением собственником имущества, или приобретенному за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества; 2) не относится к недвижимому имуществу. Распоряжение имуществом этих двух категорий осуществляется при согласии собственника. Однако в силу того же законодательства любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а потому никакого особо ценного движимого имущества, которое не было бы закреплено за учреждением на данном праве (как, впрочем, и любого другого имущества), у учреждения быть не может.

В то же время в гражданском законодательстве декларируется право бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться любым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доходы деятельности (то есть на средства, полученные от оказания платных услуг или выполнения платных работ), но, опять же, правовое противоречие есть и здесь – в федеральном законодательстве о некоммерческих организациях и в том же гражданском законодательстве установлен запрет на самостоятельное распоряжение бюджетным учреждением любым недвижимым имуществом. Таким образом, с учетом всех этих противоречий на практике можно вести речь о существовании у бюджетного учреждения однозначного права самостоятельно распоряжаться только тем движимым имуществом, которое не относится к категории особо ценного движимого. Распоряжаться другим имуществом бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Также отметим: хотя в федеральном законодательстве не существует определения понятия «распоряжение имуществом», по общему правилу под этим распоряжением понимается продажа имущества, сдача его в аренду или безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).

Особо ценное движимое имущество.

В отношении бюджетных учреждений федеральное законодательство о некоммерческих организациях определяет особо ценное движимое имущество как «движимое имущество, без которого осуществление БУ своей уставной деятельности будет существенно затруднено». Перечни такого имущества устанавливаются соответствующими органами, выполняющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, с учетом положений Постановления Правительства РФ № 538<. При этом данные перечни могут устанавливаться категориально для всех учреждений, подведомственных конкретному органу, выполняющему функции и полномочия учредителя, а могут – для конкретных учреждений. В последнем случае перечень содержит конкретные имущественные объекты с наименованиями, инвентарными номерами, балансовой стоимостью и прочей информацией.

Например, для своих подведомственных учреждений Минздрав отнес к такому имуществу автомобили, балансовая стоимость которых превышает 200 тыс. руб.; медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб.; любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб. В Пензенской области в сфере здравоохранения подход еще более жесткий – здесь к такому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых за единицу превышает 3 тыс. руб., производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого за единицу превышает 10 тыс. руб.

Какое имущество учредитель может отнести к особо ценному?

Следует понимать, что фактически независимо от стоимости имущества учредитель может причислить к особо ценному любое движимое имущество, если сочтет, что без этого имущества осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено. Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным – например, в г. Астрахани в отношении муниципального бюджетного учреждения «Детская школа искусств № 20» в перечень особо ценного движимого имущества были включены только два объекта: рояль с балансовой стоимостью в 66 тыс. руб. и баян с балансовой стоимостью 56 тыс. руб. Но такой подход встречается не очень часто – все же учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к категории особо ценного движимого имущества как можно больше различных объектов. Например, для муниципального бюджетного учреждения «Усть-Цилемская детская музыкальная школа» (Республика Коми) к этой категории, в отличие от предыдущего случая, был отнесен 21 объект, в том числе не только дорогостоящая звуковая аппаратура, но и дешевые гитары.

Учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество.

В результате появления у бюджетного учреждения новых имущественных объектов в перечни особо ценного движимого имущества могут вноситься изменения. Иными словами, собственник имущества, которое приобретается бюджетным учреждением, может «добавлять» его в перечень особо ценного движимого. Например, в июле 2016 года администрация г. Шахты Ростовской области внесла в соответствующий перечень такой имущественный объект, как теневой навес с балансовой стоимостью 1,5 млн руб., закрепив его за муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 37».

Если имущество приобретено за счет коммерческой деятельности.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, может ли учредитель (собственник имущества) отнести к категории особо ценного то движимое имущество, которое бюджетное учреждение приобрело за счет средств, полученных от оказания платных услуг или выполнения платных работ. Таких запретов в действующей федеральной нормативной правовой базе нет, хотя раньше они были, правда, только в отношении автономных учреждений. Кроме того, по мнению Минфина, отнесение имущества к данной категории осуществляется независимо от источника средств на его приобретение. Однако в некоторых случаях сам учредитель вводит соответствующий запрет. Например, в г. Ангарске Иркутской области установлено, что не может быть отнесено к особо ценному движимое имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности автономного или бюджетного учреждения Ангарского городского округа, а также имущество, приобретенное автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа за счет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой автономным, бюджетным учреждением Ангарского городского округа согласно его уставу. В Тольятти мы видим похожую норму – здесь определено, что к особо ценному движимому имуществу не относится имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом деятельности, целевых взносов физических и (или) юридических лиц, полученное в результате добровольных пожертвований физических и (или) юридических лиц. А вот, например, в г. Ярославле в местной нормативной правовой базе такого запрета нет.

Согласование распоряжения имуществом с собственником.

Порядок согласования бюджетным учреждением с собственником имущества правил распоряжения имуществом обычно устанавливается в нормативных правовых актах, утвержденных конкретным собственником имущества. Для примера рассмотрим соответствующие правила, определенные для федеральных учреждений здравоохранения.

На первом этапе учреждение должно направить в департамент имущественного комплекса министерства перечень особо ценного движимого имущества, которым учреждение планирует распорядиться, с указанием цели использования данного имущества; обоснование целесообразности распоряжения имуществом; технико-экономическое обоснование; отчет об оценке рыночной стоимости имущества (оценка должна быть проведена не ранее, чем за три месяца до предоставления отчета); сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

Затем в течение одного месяца министерство рассматривает полученное обращение и принимает решение о согласовании распоряжения имуществом или о мотивированном отказе. Основаниями для отказа могут быть следующие обстоятельства: 1) в представленном обращении или прилагаемых к нему документах выявлены неполные, необоснованные или недостоверные сведения; 2) в результате распоряжения имуществом осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет сильно затруднено или невозможно.

На завершающем этапе министерство направляет в учреждение письмо со своим решением. Решение о согласовании распоряжения имуществом действительно в течение одного года со дня его принятия.

Списание имущества бюджетного учреждения.

Под списанием имущества, как правило, понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также невозможности установления его местонахождения (например, если имущество было похищено).

Правила списания имущества определяет нормативными актами собственник.

Порядок списания имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными и муниципальными (в том числе бюджетными) учреждениями, определяются в нормативных правовых актах, утвержденных на уровне собственника данного имущества (учредителя учреждений). Это могут быть как законы (правовые акты, утвержденные представительными органами местного самоуправления), так и нормативные правовые акты, утвержденные исполнительными органами государственной власти и местными администрациями. Например, в Республике Крым имеется соответствующий республиканский закон, в Хабаровском крае – постановление краевого правительства, в Волгоградской области – приказ областного комитета по управлению государственным имуществом, в г. Орел – решение городского совета народных депутатов, в Чудовском районе Новгородской области – постановление районной администрации.

Правила списания имущества могут быть различными. Рассмотрим для примера основные положения соответствующих правил, действующих в Республике Крым – недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество списывается по решению республиканского совета министров, согласованному с профильным комитетом Госсовета и с учредителем.

1. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 200 тыс. руб. списывается по решению республиканского органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, согласованному с учредителем.

2. Движимое имущество с балансовой стоимостью до 40 тыс. руб. списывается учреждением самостоятельно.

3. Для списания имущества в учреждении создается комиссия, в состав которой входят главный бухгалтер (его заместитель), материально ответственное лицо в отношении объекта списания, представитель республиканского органа, управляющего госимуществом, представитель учредителя.

Как видим, процедура списания имущества в данном случае может быть достаточно сложна – в особенности это связано с необходимостью обеспечения функционирования в учреждении комиссии, куда должны входить два представителя, не входящих в число сотрудников самих учреждений.

А вот в Волгоградской области согласование списания бюджетным учреждением имущества с отраслевыми органами государственной власти и областным комитетом по управлению госимуществом требуется только в тех случаях, когда речь идет о списании недвижимого или особо ценного движимого имущества. При этом здесь, в отличие от ситуации в Республике Крым, от учреждения не требуется включать в состав комиссии по списанию имущества представителей указанных госорганов (тут такие комиссии называются «постоянно действующими комиссиями по поступлению и выбытию активов»).

В нормативных правовых актах могут быть конкретизированы случаи, когда имущество подлежит списанию. Например, в Хабаровском крае государственное имущество, относящееся к основным средствам и материальным активам, подлежит списанию в следующих случаях:

1) имущество изношено по истечении установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;

2) имущество изношено до истечения установленных сроков эксплуатации и (или) непригодно для дальнейшего использования, если его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно;

3) имущество морально устарело, при этом оно не может быть реализовано за плату или передано для дальнейшего использования другим учреждениям, предприятиям или в муниципальную собственность;

4) имущество утрачено или уничтожено в результате аварий, дорожно-транспортных происшествий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций;

5) объект недвижимого имущества признан аварийным и подлежащим сносу;

6) недостача или порча имущества, выявленные при его инвентаризации или проверке сохранности имущества.

Также в нормативных правовых актах могут приводиться перечень документов, которые готовятся учреждением для списания имущества, порядок действий, сроки выполнения этих действий.

* * *

В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение данной статьи.

Часть 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон об НКО).

Часть 9 ст. 9.2 Закона об НКО.

Абзац 2 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

Часть 10 ст. 9.2 Закона об НКО, абз. 1 ч. 3 ст. 298 ГК РФ.

Часть 11 ст. 9.2 Закона об НКО.

Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Приказ Минздрава РФ от 02.06.2015 № 296н «Об определении перечней особо ценного движимого имущества федеральных государственных автономных и бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации».

Приказ минздрава Пензенской области от 26.11.2013 № 503 «Об утверждении Перечня видов особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений Пензенской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет министерство здравоохранения Пензенской области».

Подпункт «б» п. 4 Постановления Правительства РФ № 538.

Постановление администрации города Астрахани от 11.05.2012 № 3956 «Об утверждении Перечня особо ценного движимого имущества МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 20 города Астрахани».

Постановление администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 24.10.2013 № 10/2142 «Об утверждении перечня особо ценного движимого имущества муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Усть-Цилемская детская музыкальная школа».

Постановление администрации г. Шахты от 21.07.2016 № 3633 «О внесении изменений в постановление администрации города Шахты от 26.07.2011 № 3333 «Об утверждении перечней особо ценного движимого имущества муниципальных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования г. Шахты».

Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (утратило силу с 01.01.2011).

Письмо Минфина РФ от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.

Постановление администрации Ангарского городского округа от 20.11.2015 № 1667-па «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципального автономного, бюджетного учреждения Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов».

Постановление мэрии городского округа Тольятти от 07.02.2011 № 343-п/1 «Об утверждении Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных бюджетных или автономных учреждений городского округа Тольятти».

Постановление мэрии г. Ярославля от 02.03.2011 № 525 «О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества автономного или бюджетного учреждения».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1125н «Об утверждении Порядка согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, либо приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества».

Закон Республики Крым от 25.12.2014 № 51-ЗРК/2014 «О порядке списания имущества Республики Крым».

Постановление правительства Хабаровского края от 02.03.2009 № 64-пр «Об утверждении Порядка списания государственного имущества, находящегося в собственности Хабаровского края».

Приказ комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 15.07.2015 № 144 «Об утверждении Положения о порядке согласования списания государственного имущества Волгоградской области с органами исполнительной власти Волгоградской области».

Решение Орловского городского совета народных депутатов от 29.01.2015 № 60/1089-ГС «О Положении «О порядке принятия решений о списании имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Город Орел».

Постановление администрации Чудовского муниципального района от 12.02.2015 № 140 «Об утверждении Порядка списания муниципального имущества».

Закон Республики Крым № 51-ЗРК/2014.

Приказ комитета по управлению госимуществом Волгоградской области № 144.

Постановление правительства Хабаровского края № 64-пр.

Отделяем движимое имущество от недвижимого

Казалось бы, что может быть сложного в квалификации объекта — относится он к движимому или недвижимому имуществу. Но, как показывает практика, бухгалтеры сталкиваются с определенными трудностями. Чтобы не допустить ошибки, рекомендуем ознакомиться с письмом ФНС России от 01.10.2018 № БС-4-21/19038@. В нем специалисты налоговой службы рассказали, какими критериями должны руководствоваться компании и налоговики на местах, чтобы понять, к какому виду имущества (движимому или недвижимому) относится основное средство в целях обложения налогом на имущество.

Порядок обложения налогом на имущество зависит от того, является объект движимым или недвижимым имуществом.

Так, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (за исключением полученного при реорганизации и ликвидации, а также от взаимозависимых лиц), освобождено от налогообложения (п. 25 ст. 381 НК РФ). Напомним, что с 1 января 2018 г. эта льгота применяется на территории субъекта РФ в случае принятия им соответствующего закона (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). А с 1 января 2019 г. движимое имущество вообще не будет признаваться объектом налогообложения. Налогом будет облагаться только недвижимость (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Таким образом, компании важно четко понимать, какое имущество относится к движимому, а какое — к недвижимому.

Что есть движимое, а что — недвижимое

Определения понятий движимого и недвижимого имущества Налоговый кодекс не содержит. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ их следует применять в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства.

О том, что такое недвижимое имущество, сказано в п. 1 ст. 130 ГК РФ. Согласно этой норме к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Также недвижимостью являются:

— подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

— жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

В пункте 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам законом может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Здание, сооружение, помещение

Как уже было указано выше, здания, строения, а также жилые и нежилые помещения относятся к недвижимости. В комментируемом письме ФНС России разъяснила, что при определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» следует руководствоваться Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ).

Так, согласно подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ зданием считается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Обратите внимание: в письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12 (доведено письмом ФНС России от 28.03.2018 № БС-4-21/5834@) сказано, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации:

— система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании);

— внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием;

— внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;

— внутренние телефонные и сигнализационные сети;

— вентиляционные устройства общесанитарного назначения;

— подъемники и лифты.

Под сооружением понимается результат строительства в виде объемной, плоскостной или линейной строительной системы, имеющей наземную, надземную и (или) подземную части, состоящей из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенной для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (подп. 23 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ). А помещение — это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (подп. 14 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Минфин России согласен с тем, что при определении состава недвижимого имущества, относящегося к зданиям и сооружениям, в целях исчисления налога на имущество нужно руководствоваться Законом № 384-ФЗ.

В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 финансисты указали, что под объектом недвижимого имущества (зданием, сооружением) понимается единый конструктивный объект капитального строительства, включающий в себя совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Регистрация объекта как признак недвижимости

Статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Возникает вопрос: относится ли имущество к недвижимости, если права на нее не зарегистрированы?

В комментируемом письме налоговики указали, что в этом случае нужно учитывать выводы, содержащиеся в Определении Верховного суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638. Суд отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания законодательства, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. При этом государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Аналогичные разъяснения содержатся в Определении Верховного суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520.

Исходя из этого, налоговики привели следующий алгоритм действий для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости.

В первую очередь нужно установить, есть ли запись об объекте в ЕГРН. Если есть, то такой объект признается недвижимостью.

Если записи в ЕГРН нет, нужно проверить наличие оснований, подтверждающих прочность связи объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства исследованию подлежат документы технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Налоговики также обратили внимание на постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13, в котором сказано, что по смыслу гражданского законодательства права могут быть зарегистрированы лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.

Нюансы признания имущества движимым

Как мы уже говорили, если объект не удовлетворяет критериям признания недвижимости, он считается движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Между тем на практике с определением «движимости» имущества зачастую возникают проблемы.

Связь с фундаментом

Некоторые виды промышленного оборудования монтируются на фундаменте. А поскольку одним из критериев признания имущества недвижимостью является его связь с землей, возникает вопрос: к какому виду имущества относится такое оборудование?

Разъяснения на этот счет содержатся в упомянутом ранее письме Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12.

Минпромторг как федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию промышленной политики, считает необоснованным отнесение оборудования, машин и иных основных средств промышленного производства к недвижимому имуществу. Объясняется это тем, что недвижимость участвует в гражданском обороте только в комплексе с земельным участком (правами на земельный участок), на котором она расположена. Поэтому к объекту недвижимого имущества кроме самого земельного участка могут быть отнесены только здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте с ним единым объектом.

Специалисты ведомства указали, что технологическое оборудование промышленных предприятий, несмотря на то что оно может быть смонтировано на фундаменте, не может быть квалифицировано в качестве недвижимого имущества, поскольку выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования. Для него возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций.

Минпромторг России также отметил, что поименованные в разделе 330.00.00.00.000 «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты» ОКОФ машины и оборудование (расположенные как внутри, так и вне зданий) не являются составными элементами зданий, поскольку предназначены не для обслуживания зданий, а для изготовления готовой продукции либо обслуживания производственного процесса.

Самостоятельное использование

Еще один момент, на который нужно обратить внимание, — это возможность использовать объект отдельно от недвижимого имущества. В письме от 24.08.2017 № 03-05-05-01/54266 Минфин России указал, что технологическое оборудование признается движимым имуществом, если:

— оно учитывается как отдельный инвентарный объект в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

— может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества;

— демонтаж оборудования не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

Обратите внимание: если без оборудования объект недвижимости не может функционировать по своему назначению, оборудование нельзя признать движимым имуществом. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в Определении от 24.09.2018 № 307-КГ18-14515.

В этом деле компания заменила на плавучей буровой установке палубные краны на более мощные. Поскольку краны можно демонтировать и установить на другое судно, компания учла их как отдельные инвентарные объекты и для целей налога на имущество рассматривала краны как движимое имущество, не подпадающее под обложение данным налогом.

Однако суды выяснили, что без кранов буровая установка неработоспособна. Старые краны числились в составе установки и составляли вместе с ней единый объект. Исходя из этого, суды пришли к выводу, что палубные краны являются неотъемлемой технологической (функциональной) частью буровой установки и, соответственно, также признаются недвижимым имуществом. Верховный суд этот вывод поддержал.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *