Инвентаризационная комиссия состав

Содержание

Состав инвентаризационной комиссии

Обновление: 4 февраля 2020 г.

Инвентаризация проводится в организации в самых разных ситуациях (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н):

  • перед составлением годовой отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при хищениях, пожарах, стихийных бедствиях и т.д.

Прежде всего, руководитель должен утвердить состав инвентаризационной комиссии. Образец и бланк приказа о создании инвентаризационной комиссии можно скачать .

Давайте посмотрим, кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии.

В инвентаризационную комиссию можно включить абсолютно любых работников организации. Руководитель самостоятельно решает, кто из сотрудников наиболее компетентен для проверки того или иного имущества.

В состав инвентаризационной комиссии можно включить представителей администрации организации, работников бухгалтерии, технических специалистов (инженеров, техников). Можно добавить в комиссию сотрудников службы внутреннего аудита организации и даже представителей сторонних независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

Председателем комиссии можно назначить главного бухгалтера или заместителя руководителя организации.

Количество членов инвентаризационной комиссии законодательно не регламентировано, руководитель решает этот вопрос самостоятельно, исходя из вида проводимой инвентаризации. Как правило, назначается 3 члена комиссии и председатель. Однако, если в организации мало сотрудников, состав инвентаризационной комиссии можно сократить.

Обратите внимание: если хотя бы один из членов инвентаризационной комиссии не явился на проведение инвентаризации, то ее результаты могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

Входят ли материально ответственные лица в состав инвентаризационной комиссии

Материально ответственные лица должны присутствовать при проведении инвентаризации имущества, за которое они отвечают. Но включать их в состав комиссии нельзя, поскольку они являются заинтересованными лицами (п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

Является ли состав инвентаризационной комиссии постоянным

Руководитель может утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая будет проводить проверку имущества и обязательств во всех необходимых случаях. А может создавать рабочие инвентаризационные комиссии по мере необходимости. Состав членов в таких рабочих комиссиях может различаться (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49).

Почти все работники учреждения являются материально ответственными лицами, соответственно, сформировать инвентаризационную комиссию без включения в нее кого-нибудь из таких лиц не получается. Можно ли включать материально ответственных лиц в инвентаризационную комиссию? Обязательно ли делать нечетным количество ее членов?

10 октября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц в составе инвентаризационной комиссии. Однако подобное решение может быть оправдано в том случае, если такое лицо не может повлиять на достоверность результатов инвентаризации.
2. Нечетное количество членов комиссии позволяет избежать ситуации, когда при голосовании количество голосов за противоположные решения будет равным.

Обоснование вывода:
Основные требования к инвентаризации активов и обязательств в учреждениях установлены в разделе 8 федерального стандарта «Концептуальные основы…». Данные требования не определяют количество членов инвентаризационной комиссии учреждения.
Порядок инвентаризации должен быть установлен учетной политикой учреждения (в виде раздела учетной политики либо приложения к ней). Это требование установлено в ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ), п. 80 федерального стандарта «Концептуальные основы…», п. 9 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2014 N 02-06-10/34544).
При разработке порядка проведения инвентаризации можно использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ, федеральных стандартов и Инструкции N 157н (смотрите также письма Минфина России от 27.11.2015 N 02-06-10/69491, от 30.04.2015 N 02-07-10/25594).
Согласно п. 2.3 Методических указаний N 49 в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний N 49).
Действующее законодательство не содержит прямого запрета на участие материально ответственных лиц организации непосредственно в составе инвентаризационной комиссии.
Однако включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственного лица, у которого находится имущество, непосредственно подлежащее инвентаризации, не рекомендуется, так как одной из основных целей инвентаризации является сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (п. 1.4 Методических указаний N 49). Осуществление такой проверки лицом, которым и ведется проверяемая деятельность, может снизить эффективность инвентаризации как одной из процедур внутреннего контроля.
Учитывая, что постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий может быть несколько, в данном случае можно рекомендовать создать как минимум две комиссии для перекрестной инвентаризации материально ответственными лицами друг друга. В таком случае материально ответственное лицо вполне может быть председателем или членом инвентаризационной комиссии, проводящей инвентаризацию имущества другого материально ответственного лица.
Нормативные акты по организации бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы не регулируют порядок определения количества членов инвентаризационной комиссии. Целесообразно, чтобы оно было нечетным. Это поможет избежать при голосовании равного количества голосов за противоположные решения. По нашему мнению, инвентаризационная комиссия учреждения должна состоять не менее чем из трех человек (председателя и двух членов комиссии). Аналогичное мнение приведено в статье «Инвентаризация, ее документальное оформление и отражение в бухучете», журнала «Российский бухгалтер», N 6, июнь 2015 г.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

В состав инвентаризационной комиссии могут входить:

· бухгалтер по материальному учету;

· юрист;

· специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей;

· специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники;

· специалист по экономическим вопросам;

· специалисты других служб, знания и опыт которых позволят обеспечить эффективность проведения инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Председателем инвентаризационной комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами. Главный бухгалтер учреждения обычно назначается заместителем председателя комиссии.

Задачи:

Постоянно действующей инвентаризационная комиссия:

1. … проводит профилактическую работу по обеспечению сохранения ценностей, заслушивают на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по этому вопросу;

2. организовывают проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

3. осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период.

4. ПИК осуществляет еще и проверки и выборочные инвентаризации в межинвентаризационный период, основным заданием которых является:

5. … осуществление контроля за сохранением ценностей, соблюдением материально ответственными лицами правил их хранения и ведения первичного учета;

6. проверяют правильность определения инвентаризационных различий, обоснованность предложений относительно зачетов пересортицы ценностей во всех местах их хранения;

7. при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и в других случаях проводят по доверенности руководителя предприятия повторные сплошные инвентаризации;

8. рассматривают письменные объяснения лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей или другие нарушения, и свои предложения относительно регулировки выявленных недостатков и потерь от порчи ценностей, зачета вследствие пересортицы отражают в протоколе. В протоколе должны быть приведены сведения о причинах и о лицах, виновных в недостачах, потерях и излишках и о принятых к ним мерах.


5. Процесс подготовки инвентаризации

Подготовка к инвентаризации начинается с создания инвентаризационной комиссии, на которую и возлагается обязанность проводить инвентаризацию на предприятии.

Согласно п. 11 Инструкции №69, на предприятии должны быть созданы постоянно действующая инвентаризационная комиссия и рабочая инвентаризационная комиссия.

Состав инвентаризационных комиссий определяется приказом (распоряжением) руководителя предприятия, издаваемым, как правило, в начале календарного года.

Разница между постоянно действующей и рабочей инвентаризационными комиссиями заключается в том, что обязанность первой — организовать проведение инвентаризации на предприятии, а второй — непосредственно ее провести.

Работа постоянно действующей комиссии начинается не перед началом инвентаризации — она длится в течение всего года. В межинвентаризационный период такая комиссия готовит инструктивные материалы для проведения инвентаризаций; осуществляет профилактическую работу для обеспечения сохранности материальных ценностей на предприятии; проводит выборочные внезапные инвентаризации материальных ценностей и т.п. А в период инвентаризации в ее обязанности входит проведение необходимых инструктажей перед началом инвентаризации, контроль за проведением инвентаризации, рассмотрение результатов инвентаризации и принятие по ним решений и т.п.

Подготовка к инвентаризации на местах.

Действия бухгалтерии: на дату проведения инвентаризации готовит учетные данные об остатках активов предприятия.

Действия материально-ответственного лица: готовит товарно-материальные ценности к инвентаризации (группирует, сортирует и раскладывает их по названиям, сортам, размерам, в порядке, удобном для подсчета). При плановой (годовой) инвентаризации это делается заблаговременно, при внезапной — в присутствии инвентаризационной комиссии.


Действия рабочей инвентаризационной комиссии: проверяет исправность всех весоизмерительных приборов; опломбировывает помещения хранения материальных ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; берет у МОЛ расписки о том, что до начала проведения инвентаризации материальных ценностей все расходные и приходные документы на них сданы в бухгалтерию, поступившие — оприходованы, а выбывшие — списаны (как правило, текст расписки приведен в заглавных частях инвентаризационных описей, утвержденных Постановлением №241); имеет в наличии все необходимые бланки инвентаризационных документов.

Ответственность инвентаризационной комиссии

За что отвечает

Конечно же, ответственность на членах комиссии лежит, ведь они проводят важную процедуру. Давайте же разберем, за какие конкретно действия группа отвечает:

  • Порядок и последовательное проведение всех этапов проверки.
  • Достоверность полученных в ходе проверки данных, это касается описанных ценностей, денег и финансов на депозитах в банках.
  • Точность обозначения характеристик материальных ценностей (веса, формы, размеров, марок, артикулов и других характеристик).
  • Выполнение инвентаризации в строго указанные сроки, заполнение необходимой документации.

Если члены комиссии намеренно указывают неправильные данные о ценностях, которые подлежат описи, это ведет к ответственности. Нарушители должны на имя директора организации написать объяснительные записки и рассказать, почему поступили таким образом. Государство особых санкций к таким лицам не применяет, а вот руководство предприятия может действовать своими способами. Например, уволить за неисполнение служебных обязанностей или взыскать материальный ущерб (последнее только через судебную инстанцию).

Нарушители должны на имя директора организации написать объяснительные записки и рассказать, почему поступили таким образом.

Если один из членов комиссии специально не обнаружил ошибки в ходе проверки, то в его отношении применяется ст. 165 УК РФ. Сюда относятся следующие случаи:

  1. Нанесение материального или имущественного ущерба собственнику, которое было запланировано.
  2. То же самое, только когда фигурирует не один человек, а группа.
  3. Если нанесен крупный ущерб, действия могут привести к лишению свободы или штрафным санкциям. Штраф может равняться шести зарплатам работника или восьмидесяти тысячам рублей.

В заключение

Каждый член инвентаризационной комиссии должен понимать и осознавать, что на нем лежит серьезная ответственность и все нарушения будут караться. Поэтому стоит честно и добросовестно подходить к своим обязанностям во время проведения такой проверки.

Инвентаризация кассы

Порядок проведения инвентаризации кассы на территории России установлен Федеральным законом от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Цель проведения инвентаризации кассы — проверка правильности и реальности текущего учета кассовых операций, выявление ошибок в расчетах, контроль над сохранностью денежных средств и денежных документов в кассе, соблюдение принципа материальной ответственности должностных лиц.

В каких случаях проводится инвентаризация кассы?

Существует два вида инвентаризаций кассы — плановая инвентаризация и внеплановая (внезапная) ревизия кассы.

Плановая инвентаризация кассы осуществляется в случаях, установленных нормативно-правовыми актами, ее сроки и регламент проведения утверждаются заранее в учетной политике и других дополнительных распорядительных документах организации.

Так, обязательно проведение инвентаризации кассы:

  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • при форс-мажорных обстоятельствах, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина (основание — п. 1.5 Методических указаний № 49).

Внеплановая инвентаризация кассы (ревизия), напротив, проводится внезапно, неожиданно для материально ответственного лица с целью проверки его добросовестности и компетентности. Например, ревизии кассы осуществляется:

  • для усиления системы внутреннего контроля на предприятии;
  • выявления причины возникшей ошибки в учете;
  • по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов.

Действующим законодательством не определены сроки проведения внезапной (внеплановой) инвентаризации кассы, поэтому организациями и предпринимателями они определяются самостоятельно. В приказе о внеплановой инвентаризации следует указать причину проведения такой инвентаризации кассы.

Кто проводит инвентаризацию кассы?

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (основание — п. 2.2 Методических указаний N 49).

Состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель. Документами о составе комиссии могут быть приказ, постановление, распоряжение и т п. (основание — п. 2.3 Методических указаний N 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются:

  • представители администрации организации;
  • работники бухгалтерской службы;
  • представители службы внутреннего аудита или сотрудники независимых аудиторских компаний;
  • сотрудники службы безопасности или другие специалисты компании (экономисты, менеджеры и др.).

Следует иметь в виду, что отсутствие даже одного утвержденного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными (основание — п. 2.3 Методических указаний № 49).

Нормативные документы не обязывают ежегодно переиздавать приказ о составе инвентаризационной комиссии в том случае, если в организации отсутствовали кадровые перестановки.

Порядок проведения инвентаризации кассы

Непосредственно перед началом проведения инвентаризации все кассовые операции прекращаются, комиссии предоставляются последние приходные и расходные кассовые документы. Материально ответственные лица подтверждают, что все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, все выбывшие средства списаны в расход.

Далее проводится сама инвентаризация кассы, которая включает в себя полный подсчет имеющейся наличности в кассе. Пересчет денег производится под строгим наблюдением всех членов комиссии. Выявленную сумму денежных средств сравнивают с остатками по данным первичных документов и бухгалтерской программы, обязательно проверяются и показатели ККМ.

В то случае, если в организации осуществляются наличные расчеты с применением ККМ, инвентаризация кассы начинается с проверки фактического наличия в операционных кассах контрольно-кассовой техники, при этом должны быть в наличии документы, связанные с приобретением, регистрацией и вводом в эксплуатацию каждой ККМ.

На практике возможны три варианта результата инвентаризации кассы: соответствие данных учета фактическому наличию денежных средств, выявлена недостача, обнаружен излишек денежных средств в кассе.

Оформление результатов проведения инвентаризации кассы

Для оформления результатов инвентаризации денежных средств в кассе, а также разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе могут оформляться «Акт инвентаризации наличных денежных средств» по форме ИНВ-15 и «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности» по форме ИНВ-16.

Результаты проведенной инвентаризации денежных средств в кассе оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй — материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий — в бухгалтерию.

Для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе организации или предпринимателя, применяется «Акт о проверке наличных денежных средств кассы» по форме № КМ-9.

Фактический остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными журнала кассира-операциониста, оформляемого по форме № КМ-4. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с суммой наличных денежных средств устанавливается причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносят в соответствующие графы журнала кассира-операциониста, затем оформляется «Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» по форме № КМ-1. Применение акта по форме КМ-1 обязательно при использовании ККТ (основание – Письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941).

В том случае, если в результате проведения инвентаризации кассы была выявлена недостача, руководителем принимается решение об удержании суммы недостачи с материально ответственного лица или если в недостаче нет вины кассира или она не доказана о списании недостачи за счет средств организации. Решение руководителя отражается на оборотной стороне акта.

Недопустимо хранение личных денежных средств работников в кассе организации, потому что не только недостача, но и излишек денег в кассе является нарушением кассовой дисциплины. Выявленные в кассе излишки денежных средств должны быть изъяты комиссией, оприходованы и также отражены в акте. Помарки, подчистки и исправления в инвентаризационных описях запрещены (основание — п. 2.9 Методических указаний № 49).

В бухгалтерском учете результаты инвентаризации кассы в зависимости от ее результата оформляются проводками:

  • Дебет 50 Кредит 91-1 — Выявлена сумма излишка в кассе;
  • Дебет 94 Кредит 50 — Выявлена сумма недостачи в кассе;
  • Дебет 73 Кредит 94 — Выявленная недостача в кассе отнесена на виновных лиц;
  • Дебет 91-2 Кредит 94 — Возмещена (погашена) недостача наличных денежных средств в операционной кассе за счет прочих расходов организации.

В заключении хочется сказать о том, что своевременно проведенная инвентаризация денежных средств в кассе — это прежде всего залог сохранности денежных средств компании, поэтому к процедуре инвентаризации кассы всегда стоит подходить со всей серьезностью и должной основательностью.

Ольга Ульянова,
эксперт по вопросам бухгалтерского, налогового и управленческого учета, финансовый директор и совладелица консалтинговой компании «ЭКВИТИ ОМ» (сервис-паровоз). Имеет два высших образования — экономическое и юридическое. Стаж работы в холдинговых структурах, крупных международных компаниях на руководящих позициях (главный бухгалтер, финансовый директор, заместитель генерального директора по бухгалтерскому учету и аудиту, аудитор).

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *