Информация являющаяся коммерческой тайной

Просыпайтесь: стоит заняться коммерческой тайной

Емельянников Михаил

Больше года назад я писал о том ( и ), что с 1 января 2013 года вступает (т.е. на сегодняшний день – вступил) Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Большинство читателей моего блога – совсем не бухгалтеры, но новая редакция закона касается многих. Напомню, закон радикально пересмотрел возможность отнесения бухгалтерской отчетности к информации, составляющей коммерческую тайну.

Вместо императивной конструкции части 4 статьи 10 одноименного Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной» мы получили не менее радикальное, но прямо противоположного смысла, указание в части 11 статьи 13 нового закона «В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны».

Более того, для бухгалтерской отчетности введено понятие единственного экземпляра, который экономические субъекты, обязанные ее составлять (кроме организаций госсектора и Банка России), должны предоставить в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Кстати, бухгалтерскую отчетность обязаны вести теперь и предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс, к которому обеспечивается доступ заинтересованным лицам. Причем не в случаях, предусмотренных законом, а просто «заинтересованным лицам». Ограничения доступа допускаются только в интересах сохранения государственной тайны.

Новая редакция закона не разъясняет, как быть с возникающей при этом коллизией с частью 1 ст.91 Федерального закона «Об акционерных обществах», предусматривающей возможность доступа к документам бухгалтерского учета только акционерам, имеющим в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Для регистров бухгалтерского учета частью 7 ст.10 введена норма, предусматривающая возможность их представления на бумажном носителе другому лицу или в государственный орган в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или договором между экономическим объектом (лицом, ведущим бухгалтерский учет) и его контрагентом. При этом экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа. Вопрос о возможности отнесения всего регистра или его части к информации, составляющей коммерческую тайну (ИКТ), также повис в воздухе.

В новом законе отсутствует положение о том, что в регистрах бухгалтерского учета накапливается информация для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, ранее содержавшаяся в первой части статьи 10. Таким образом, считать, что исходные данные для бухгалтерской отчетности, содержащиеся в регистрах, не могут составлять ИКТ, оснований нет. С другой стороны, в случае попадания в отчетность сведений из регистра, нарушается одно из требований, определяющих возможность отнесения информации к ИКТ, – неизвестность ее на законном основании третьим лицам.

В целом вывод неутешительный – бухгалтерская отчетность и регистр, ранее бывшие «интимными» делами организации, которые она была вправе закрыть от посторонних глаз, становятся фактически общедоступными (отчетность) или неохраноспособными (регистр). Если бы речь шла только о доступности их для госорганов, к этому еще можно было бы отнестись спокойно, хотя Федеральный закон 8-ФЗ очень широко трактует понятие информации о деятельности органов власти, относя к ней и полученную этими органами информацию, и предоставляет широкие возможности доступа любых лиц, в том числе по немотивированным запросам. Но новый закон идет еще дальше, устанавливая в отношении возможности доступа бланкетную норму и отсылая нас к другим законам. И каковы будут последствия этого, покажут только время и практика правоприменения.

Так что скучать и втягиваться в новый рабочий год некогда. Всем, у кого установлен режим коммерческой тайны, необходимо пересмотреть перечни ИКТ, если этого не было сделано ранее, разобраться с наличием в них бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета – и срочно вносить коррективы. Наличие в перечнях неохраноспособной информации, отнесение которой к ИКТ прямо запрещено законом или которая не удовлетворяет требованиям пункта 2 статьи 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (98-ФЗ) и статьи 1465 Четвертой части Гражданского кодекса, может привести к признанию перечня не соответствующим закону (юридически ничтожным, т.е. не имеющим юридической силы) и к оспариванию правомерности установления режима коммерческой тайны вообще. Помните «Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи» (ст.10 98-ФЗ)? А первая среди этих мер — разработка перечня ИКТ. Перечень юридической силы не имеет – нет и режима. А наши суды, основываясь на внутреннем убеждении, много чего нарешать могут.

Вот такие у нас дела в начале нового трудового года.

Глава 3. Сведения, не являющиеся коммерческой тайной

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона «О коммерческой тайне», право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации за исключением случаев, установленных законом. Каким критериям должна отвечать информация для распространения на нее правового режима коммерческой тайны, мы определили в главе 1. Теперь рассмотрим, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Прежде всего, это, конечно, та информация, которая не обладает хотя бы одним из трех критериев (коммерческая ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие свободного доступа на законных основаниях, обладателем приняты меры к охране ее конфиденциальности).

Следующее ограничение вытекает из формы выражения информации вовне. Особенностью российского законодательства является требование о материальном носителе сведений, претендующих на высокое звание коммерческой тайны. То есть информация должна быть зафиксирована на любом материальном носителе — документах, изделиях или даже физических полях. На идеи, замыслы, сведения и иные данные независимо от их коммерческой ценности для их обладателя, если они не облачены в какой-либо материальной форме, правовой режим охраны коммерческой тайны не распространяется. Такой подход на первый взгляд выглядит нелогичным — ведь для информации главным является не форма, в которой она существует, а то, какова ценность содержащихся в ней сведений. Однако при таком подходе практически невозможно было бы ни доказать, ни опровергнуть факт несанкционированного доступа или хищения информации у ее обладателя.

Еще одно ограничение вытекает из установленного законодательством субъектного состава обладателей коммерческой тайны.

Обладателем может выступать юридическое лицо (в том числе, иностранная коммерческая компания) либо индивидуальный предприниматель. Граждане, выступающие в гражданском обороте в качестве потребителей, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут выступать в качестве обладателей коммерческой тайны. Судебная практика придерживается аналогичного подхода.

В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 19 июня 2003 г. N КАС03-236 по вопросу применения норм о регулировании вопросов, связанных с коммерческой тайной, на физических лиц, не зарегистрированных в качестве частных предпринимателей в установленном порядке.

Рассмотрев гражданское дело по заявлению А. к Правительству Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, а также о признании недействующим Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», суд установил: согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в заявлении оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. Как следует из заявления, поданного на первую инстанцию, А. оспаривает Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Акт в оспоренной части распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и непосредственно каких-либо прав, свобод или законных интересов заявителя не затрагивает. При таких обстоятельствах основания для рассмотрения заявления в указанной части по существу в Верховном Суде РФ, как и в любом другом федеральном суде, отсутствуют и судья Верховного Суда РФ правомерно отказал в принятии заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

И наконец, статья 5 Закона «О коммерческой тайне» содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся сведения:

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

5) о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

С принятием Закона «О коммерческой тайне» следует считать утратившим силу Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 г.). По сравнению с перечнем образца 1991 г. новый перечень уточнен, по ряду позиций расширен. Однако основное принципиальное отличие заключается в следующем: из нового перечня исключены сведения, относящиеся к отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы о платежеспособности, документы об уплате налогов и других обязательных платежей. Исключение этой категории из перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, является вполне закономерным.

Как уже ранее отмечалось, возможность получения госорганами и их должностными лицами конфиденциальных сведений не означает утрату этими сведениями статуса коммерческой тайны, поскольку доступ к информации имеют только конкретные лица в конкретных объемах, в обязанность которых входит обеспечение ее нераспространения. Как показывает практика, зачастую происходит смешение двух категорий сведений — тех, которые не могут составлять коммерческую тайну, и тех, которые отнесены к коммерческой тайне на законном основании, однако в силу требований различных нормативных актов обязаны предоставляться определенным лицам.

В качестве примера можно привести Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2000 г. по делу N Ф09-1246/2000-ГК. Акционер обратился в суд, обжалуя отказ администрации акционерного общества предоставить ему копии документов бухгалтерского учета. Администрация АО мотивировала свой отказ тем, что истребуемые истцом документы содержали сведения, составляющие коммерческую тайну. Суд, рассмотрев материалы дела, в удовлетворении иска отказал, признал действия администрации АО правомерными и указал, что в предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, есть ограничения. Они установлены статьей 139 Гражданского кодекса РФ и пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». И закон ограничивает доступ к сведениям, содержащимся в документах (регистры бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности), которые истребовал акционер.

Такой подход суда, по всей видимости, нельзя назвать бесспорным. Да, истребуемая информация не подпадает под перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, обладатель имеет право ее «засекретить». Однако, согласно гражданскому законодательству, акционеры являются собственниками АО и имеют право участвовать в распределении прибыли и в решении вопросов управления АО, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Не имея доступа к бухгалтерским документам, акционеры не имеют возможности оценить экономическое положение компании и, соответственно, принимать адекватные управленческие решения и контролировать деятельность администрации. Не применим к владельцам акций (уточним — акций с правом голоса) термин «третье лицо», для которых и ограничивается доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Акционеры являются собственниками акционерной компании, которая, в свою очередь, является обладателем коммерческой тайны. Да, имея доступ к конфиденциальной информации, обладающей значительной коммерческой ценностью, владелец небольшого пакета акций может посчитать, что ему выгоднее продать такую информацию конкурентам. Однако так же может поступить и любой наемный работник в любой организации, по роду служебной деятельности имеющий доступ к секретам работодателя, коммерческая ценность которых может превышать размер его зарплаты в сотни раз. Для таких случаев и предусмотрены различные виды ответственности (гражданско-правовой, уголовной, административной).

Ссылка на иные федеральные законы делает перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, открытым. С практической точки зрения более целесообразным следует признать подход, в соответствии с которым при необходимости установить недопустимость ограничений еще на какую-то группу сведений, эти ограничения вводились не отраслевыми законами, а путем внесения изменений в статью 5 Закона «О коммерческой тайне». В настоящее время целый ряд федеральных законов, регулирующих самые разные сферы деятельности, вводит дополнительные ограничения. Например, согласно статье 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», организатор торговли на рынке ценных бумаг (то есть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг) обязан предоставить любому заинтересованному лицу следующие сведения: правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам; правила допуска к торгам ценных бумаг; правила заключения и сверки сделок; правила регистрации сделок; порядок исполнения сделок; правила, ограничивающие манипулирование ценами; расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ценных бумаг, допущенных к торгам.

Подход законодателя об отнесении тех или иных категорий сведений к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, находит отражение и в судебной практике по данному вопросу. В качестве примера можно привести решение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2003 г. N ГКПИ03-1188, вынесенное по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Кировторф» о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» в части слов «до и».

Как было установлено Верховным Судом РФ в ходе рассмотрения данного дела, пункт 2 вышеуказанного Постановления Правительства содержит запрет государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к сведениям, составляющим коммерческую тайну, следующие данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами. ФГУП «Кировторф» обратилось с заявлением, считая нарушенными свои права оспариваемым нормативным правовым актом, установившим запрет отнесения сведений к коммерческой тайне до приватизации, и просило признать этот правовой акт недействующим из-за его противоречия статье 8 Конституции РФ и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ.

Как следует из представленных заявителем учредительных документов, ФГУП «Кировторф» является государственным унитарным предприятием. Заявитель полагает, что сообщение сведений о финансовом состоянии предприятия причинило ему существенный ущерб, и в связи с этим неоднократно обращался в различные судебные инстанции и правоохранительные органы. В удовлетворении заявлений было отказано со ссылкой на оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку указанные ФГУП «Кировторф» сведения не относятся к коммерческой тайне. Считая нарушенными свои права принятием оспариваемого нормативного правового акта Правительством РСФСР, ФГУП «Кировторф» просило признать этот акт недействующим.

Правительство осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, возложенную на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.

Согласно статье 114 Конституции РФ, а также действующей на момент вынесения рассматриваемого решения Верховным Судом РФ редакции статьи 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ управляет федеральной собственностью <9>.

<9> Согласно действующей редакции Федерального конституционного закона о Правительстве РФ от 19 июня 2004 г. управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства РФ в сфере экономики.

Как посчитал ВС РФ, из положений статьи 139 Гражданского кодекса РФ следует, что определение сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в процессе деятельности государственных унитарных предприятий находится в компетенции Правительства РФ, наделенного правом принятия правовых актов.

Кроме того, указанные в оспариваемом Постановлении Правительства РФ сведения не могут составлять коммерческую тайну, так как руководители федеральных государственных унитарных предприятий обязаны в порядке отчетности представлять эти сведения в Минимущество России и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование деятельности в соответствующей отрасли, а поэтому к ним имеется свободный доступ со стороны третьих лиц на законном основании.

Обязанность по представлению такой отчетности возлагается статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н.

Таким образом, Правительство РФ при определении перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, действовало как собственник имущества федеральных унитарных предприятий в пределах предоставленных ему вышеуказанными нормативными актами полномочий, а поэтому доводы заявителя о нарушении статьи 8 Конституции РФ и статьи 1 Гражданского кодекса РФ о нарушении равенства участников гражданских правоотношений и ущемлении прав государственной собственности, находящейся у государственных унитарных предприятий, являются несостоятельными.

В связи с этим основания к удовлетворению заявления, по мнению ВС РФ, отсутствуют, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта приняты полномочным органом в полном соответствии с действующим законодательством и не противоречат указанным в заявлении нормам действующего законодательства.

На основании изложенного Верховный Суд РФ оставил заявление ФГУП «Кировторф» без удовлетворения.

Несмотря на то что Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» больше не действует в связи с принятием Закона «О коммерческой тайне», данное судебное решение не утратило актуальности. Это связано с тем, что статья 5 Закона «О коммерческой тайне» содержит положение, согласно которому к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения.

Наверняка многим из нас приходилось сталкиваться с термином «коммерческая тайна», при этом его смысл оставался до конца неясным. Лишь немногие компании утруждают себя защитой коммерческой информации и изданием локальных актов, регулирующих права и обязанности сотрудников при использовании информации, представляющей такого рода тайну. Вместе с тем, утечка подобной информации грозит компании большими убытками, причем не всегда она вызвана умышленными действиями кого-либо из сотрудников.
Что такое «коммерческая тайна»
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Федеральный закон) коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом «засекретить» можно практически любую коммерчески ценную информацию: сведения о поставщиках, используемых в производстве материалах, оборудовании, технологии производства и многое другое.
Как «включить» режим коммерческой тайны
Для того чтобы ограничить доступ к важной информации, компания обязана предпринять ряд мер:

  • определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка (как правило, этот порядок устанавливается в «Положении о коммерческой тайне»);
  • организовать учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • нанести на материальные носители, т.е. документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Работники, имеющие доступ к подобной информации, в обязательном порядке должны давать подписку о неразглашении сведений составляющих коммерческую тайну, в противном случае привлечь ответственности такого сотрудника будет невозможно. Только после принятия всех вышеуказанных мер режим коммерческой тайны считается установленным.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности по умолчанию являются коммерческой тайной, поэтому в отношении этих сведений применение вышеуказанных мер не является обязательным.
Что не может являться коммерческой тайной
Перечень сведений, которые не могут являться коммерческой тайной, указан в ст. 5 Федерального закона. Итак, это следующие сведения:

  • содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры (данные сведения по закону являются открытыми и могут быть получены любым лицом, в том числе и из государственных реестров);
  • содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (см. предыдущий пункт);
  • о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов (при этом не забудьте о режиме государственной тайны, под которую подпадают многие государственные предприятия);
  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом (распространение этих сведений не может причинить убытки);
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест (распространение этих сведений не может причинить убытки);
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам (распространение этих сведений не может причинить убытки);
  • о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений (так как процесс по привлечению лица к ответственности является в большинстве случаев открытым, за исключением случаев использования в ходе процесса сведений составляющих государственную и коммерческую тайну, то, соответственно, результаты этого процесса также являются общедоступными);
  • об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности (сведения находятся в открытом доступе);
  • о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации (распространение этих сведений не может причинить убытки);
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица (любой желающий может получить эти сведения в виде выписки из ЕГРЮЛ);
  • обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Чиновники как угроза
К сожалению, Федеральный закон устанавливает полную беззащитность обладателя информации перед государством. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну». Учитывая множество «иных государственных органов» и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, злоупотребления положениями этой нормы неизбежны.
Нежелание компаний покорно следовать требованиям «иных органов», законодатель предоставил последним требовать предоставления информации в судебном порядке. Особо непослушным грозит административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление требуемой информации. Санкция этой статьи предусматривает наказание в виде штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — от 3000 до 5000 рублей.

При детальном изучении положений Федерального закона становится ясно — с момента предоставления коммерческой тайны «иным государственным органам» утечка информации неизбежна. Ст. 13 «Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении» носит чисто декларативный характер. Данная норма не предусматривает ограничение доступа к информации, персонализацию ответственности, особенности хранения носителей информации и т.д. В сухом остатке — полная безнаказанность чиновников.
Да, ч. 3 ст. 14 Федерального закона устанавливает гражданско-правовую ответственность «иных государственных органов» перед обладателями информации в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Но какова цена этой ответственности? Методики определения убытков (особенно — упущенной выгоды) ввиду утраты конфиденциальности в принципе сложны для разработки и в настоящее время вообще отсутствуют.
Ч. 1 ст. 14 Федерального закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положениям ст. 183 УК РФ, карающей за «незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», такое действие может повлечь лишение свободы на срок до 10 лет. Однако, учитывая неоднозначность отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли правообладателя, успешное применение на практике уголовных санкций представляется маловероятным. К сожалению, по этим же причинам практически невозможно привлечь к ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, даже обычного человека.

Понятие и перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, правовой режим, охрана и защита служебной информации согласно действующей редакции Федерального закона №98 (ФЗ)

Понятие

Рассмотрим, что является коммерческой тайной предприятия и каково отличие с конфиденциальной информацией.

Определение коммерческой тайны. Это режим секретности определенных сведений, устанавливаемый субъектом экономики с целью увеличения доходов, уменьшения расходов, сохранения рыночных преимуществ, получения иной выгоды.

Понятие «коммерческая тайна» называют и сами засекреченные организацией сведения.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну (образец можно скачать ниже), должен быть:

  1. Потенциально или реально ценным для обладателя.
  2. Засекречен от людей, не входящих в категорию посвященных.
  3. Все, что является коммерческой тайной организации должно быть легитимным. Засекречиваемая информация не должна входить в список сведений, которые не могут быть признаны КТ (статья 5 ФЗ «О коммерческой тайне»).
  4. Общеизвестные факты – сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

  5. Отнесение информации к КТ надлежаще оформляется согласно №98 Федеральный закон «О коммерческой тайне». Содержание регистров бухучета организации в соответствии с ФЗ №129 коммерческая тайна является по умолчанию без всякого оформления.

Режимы государственной, банковской, служебной тайн регулируются отдельными нормами.

Банки, как разновидность коммерческих организаций, наряду с общим устанавливаемым государственными органами для всех банков РФ списком банковских тайн, вправе собственными решениями вводить режим КТ согласно 98 ФЗ «О коммерческой тайне» (действующая редакция по ссылке выше) для иных сведений, не входящих в перечень БТ, регулируемых специальными законами о банковской деятельности.

Коммерческая тайна банка – это все сведения о вкладах клиентов и операциях с ними. Ее соблюдение проверяется органами госнадзора за банковской деятельностью.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, банк вправе установить для информации, обеспечивающей его конкурентные преимущества перед другими банками.

Это могут быть оригинальная методика работы с клиентами, применяемые компьютерные программы и технологии, данные о разрабатываемых новых продуктах и т.п.

Регистры бухучета – это информация, составляющая коммерческую тайну банка по умолчанию.

Соблюдается коммерческая тайна предприятия поддерживается обычными правовыми процедурами.

Коммерческая тайна, образец компании ОАО «ФСК ЕЭС».

Виды

По содержанию перечень информации, составляющей коммерческую тайну, может быть следующего содержания:

  • секреты производства;
  • экономические, в том числе финансовые тайны;
  • иная интеллектуальная собственность, в том числе охраняемая авторским правом.

Узнаем, что относится к коммерческой тайне по видам носителей. КТ устанавливается в отношении:

  • письменных и печатных документов;
  • компьютерных баз данных;
  • данных на магнитных, оптических дисках и лентах, флэш-памяти;
  • устройств и механизмов;
  • материалов устных совещаний, видео- и аудиоконференций.

Список сведений, входящих и не входящих в КТ

Такой перечень сведений коммерческой тайны утверждается руководителем организации в соответствии с ФЗ №98.

Режим КТ не применяется к данным, перечисленным в пятой статье данного закона:

  1. Содержание учредительных, регистрационных, правоустанавливающих документов.
  2. Об имуществе, финансовой деятельности бюджетных организаций, условиях их приватизации.
  3. О данных, затрагивающих безопасность граждан.
  4. Об имеющихся вакансиях, кадровом составе, системе и условиях оплаты труда.
  5. О фактах нарушений работодателем норм права, трудовых договоров.
  6. О деятельности некоммерческих организаций.
  7. О списке лиц, действующих от имени юр. лица.
  8. Сведения, которые обязательно раскрываются или не могут быть закрытыми по другим правовым нормам.

Интересно знать, является ли зарплата коммерческой тайной? Положения о ставках, премиях, иных выплатах, установленных для штатных единиц, не охраняются режимом КТ, поскольку это элементы зарплатной системы.

Персональные данные, в том числе сведения о доходах работника без его согласия не разглашаются согласно статье 3 ФЗ №152 от 27.07.2006. За их распространение виновный может быть уволен по статье 81 ТК (ч. 1, п. 6, пп «в») при соблюдении работодателем иных условий, предусмотренных ФЗ №152 и статьей 193 ТК. Формулировок, связанных с раскрытием КТ, в таком приказе быть не должно, иначе суд восстановит работника по его жалобе.

Таким образом, заработная плата не является коммерческой тайной в РФ. Однако, следует отметить, что по законодательству, традициям некоторых зарубежных стран зарплата работника относится к сведениям, которые обязан хранить в секрете, в том числе он сам.

Например, компании США принимают серьезные меры по ее защите: в отделах человеческих ресурсов (кадров и зарплаты) для переговоров по трудовым договорам отводятся изолированные звуконепроницаемые помещения.

Принимаются меры, чтобы ограничить общение работников таких отделов с прочими сотрудниками, даже во внерабочее время. Сами работники дают подписку о неразглашении собственной зарплаты.

Такие меры решают ряд вопросов: затрудняют деятельность профсоюзов, конкуренцию по переманиванию работников, активность персонала по требованиям к администрации.

Дочерние компании западных корпораций, действующие в РФ, практикуют аналогичные методы. Российские коллеги перенимают у них «опыт». В РФ список мотивов дополняется стремлением утаить от коллектива зарплату топ менеджеров и приближенных к ним лиц, которая иногда на порядок-два отличается от средней по фирме.

Такое расширение сферы КТ незаконно в нашей стране, но по понятным причинам обычно остается безнаказанным. Работодателю для обхода закона достаточно изменить формулировку причины увольнения.

Правовой режим

Правовой режим коммерческой тайны устанавливается в организации с соблюдением всех требований, предусмотренных 98 ФЗ о служебной и коммерческой тайне, иначе он не будет признан таковым судом при рассмотрении конкретного дела.

В частности, доступ к сведениям, охраняемых режимом КТ, обязательно отражается в трудовых договорах с работниками, гражданских – с иными контрагентами, которых с ней знакомит обладатель тайны.

Он должен доказать, что данные сведения представляют ценность для организации, связь их разглашения с понесенными фирмой убытками или неполученными доходами.

Когда вводится КТ на предприятии?

Для введения режима КТ на предприятии его руководитель обязан утвердить положение о коммерческой тайне, которым определить список сведений, охватываемых данным режимом и лиц, допущенных к ним.

Коммерческая тайна, перечень сведений должны размещаться на носителях с грифом «Коммерческая тайна» с реквизитами обладателя (полное название юр. лица, ФИО граждан, их местонахождение).

В трудовые и гражданские договоры вносятся соответствующие изменения.

Принимаются меры, пресекающие несанкционированный допуск к включенной в КТ информации, упорядочивающие санкционированный.

Работники должны быть оповещены об ответственности за разглашение коммерческой тайны, ознакомлены со списком сведений, охватываемым данным режимом.

Данные регистров бухучета коммерческой организации охватываются режимом КТ по умолчанию, и не требуют оформления, если внутренним документом или законом для них не установлен иной порядок доступа. Режим КТ не может быть установлен с противозаконными или аморальными целями.

Сопутствующие документы

Режим КТ на предприятии считается введенным после надлежащего оформления документации.

Документы с коммерческой тайной:

  • «положение о КТ», утвержденное приказом руководителя с росписями всех имеющих допуск лиц об ознакомлении с ним;
  • список лиц, имеющих допуск;
  • внесения дополнений, соответствующих пунктов в трудовые, гражданские договоры лицами, имеющими доступ;
  • переноса сведений, охваченных режимом, на носители с грифом «Коммерческая тайна».

Документы, содержащие коммерческую тайну должны быть со штампами, чтобы избежать недопонимания.

Как охраняется?

Обладатель КТ принимает исчерпывающие меры, пресекающие допуск к засекреченным сведениям третьих лиц.

К ним относится:

  1. Хранение сведений КТ в сейфах, отдельных охраняемых помещениях, у ответственных лиц, на компьютерах, защищенных паролем.
  2. Выделение для знакомства с данными, включенными в КТ, мест, исключающих несанкционированную утечку информации.
  3. Разработка и соблюдение процедуры ознакомления с секретными данными.
  4. Ознакомление персонала предприятия со всем особенностями режима КТ.

Срок хранения

Срок коммерческой тайны устанавливает руководитель организации согласно «Положении о КТ». Об этом говорит гражданский кодекс, коммерческая тайна (ГК РФ ст. 1470 п. 2).

Хранить КТ бывший работник обязан и при увольнении с предприятия весь предписанный «Положением» срок.

Наказание за разглашение

За разглашение КТ законами РФ предусмотрены все виды правовой ответственности. Независимо от них (или в дополнение) к виновному применяются санкции в рамках материальной ответственности.

Ст. 183 УК предусматривает для виновных в нарушении режима КТ наказание до десяти лет заключения в зависимости от тяжести наступивших последствий. Гражданская, материальная ответственность теоретически могут наступить в размере понесенных убытков, упущенной выгоды. КоАП (ст. 13.14) предусматривает за такие действия штраф от пятисот до пяти тысяч рублей.

Однако на практике применить эти законы трудно, поскольку несовершенны методики доказательства понесенного ущерба, его связи с разглашением КТ, определения законности отнесения информации, степени вины ответственных за неразглашение лиц.

Более того, статья 6 ФЗ «О коммерческой тайне» требует безусловного предоставления включенных в КТ компаниями данных неопределенному кругу госорганов и ОМС.

А статья 19.7 КоАП предусматривает штрафы от ста до пяти тысяч рублей за непредставление такой информации.

После передачи секретных данных в упомянутые органы предотвратить и доказать их утечку заинтересованным конкурентам становится невозможным, тем более привлечь не только чиновников, но даже обычных граждан к ответственности.

Руководители компаний ограничиваются увольнением виновных. Хотя и такое действие успешно оспаривается в суде (Разъяснению Пленума ВС от 17.03.2004 N 2 п. 43).

Зарубежные компании тратят миллионы долларов на защиту конфиденциальной информации, в итоге сберегают миллиарды. В РФ подобная деятельность пока находится в зачаточном состоянии.

Прецеденты суровых приговоров в данной сфере пока не известны. Правовые нормы, охраняющие коммерческую тайну, правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Каков перечень составляющих коммерческую тайну сведений?

Перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходим организациям, которые хотят защитить свою внутреннюю информацию. О том, что может входить в этот перечень, читайте в нашей статье.

Понятие коммерческой тайны

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

Какой перечень информации, составляющей коммерческую тайну на территории РФ, может являться образцом

Итоги

Понятие коммерческой тайны

Понятие коммерческой тайны (КТ) регулируется в нашей стране законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ. КТ — это особый режим, который сохраняет конфиденциальность информации, обладатель, которой может получить какую-либо коммерческую выгоду, например, получить дополнительные прибыли или сократить расходы, занять долю рынка и т. д. Данные, которые попадают под КТ, могут быть любого вида и должны иметь коммерческую ценность в связи с их засекреченностью от третьих лиц.

Кто же вправе определять, какая информация может попадать под режим КТ, и есть ли ограничения на это? Согласно п. 1 ст. 4 закона № 98-ФЗ обладатель информации имеет право отнести эту информацию к попадающей под режим КТ. Обладателем информации является тот, кто владеет ей на законных основаниях. Обладатель может дать доступ к секретной информации на условиях неразглашения, может передать третьему лицу по договору, может предоставить госорганам. Однако существует установленный законодательно перечень данных, распространение которых не может ограничиваться КТ.

Что относится к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия

Такие сведения оговорены в ст. 5 закона № 98-ФЗ и включают в себя информацию:

  • указанную в учредительных документах и документах о регистрации юрлица или ИП в госорганах;
  • указанную в разрешениях на коммерческую деятельность;
  • об использовании бюджетных средств и об имуществе госучреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
  • влияющую на безопасность отдельных граждан или всего населения (о влиянии на окружающую среду, о соблюдении противопожарной, санитарной техники безопасности, безвредность пищевых продуктов и т. д.);
  • относящуюся к кадровой (количество работников, их состав, система оплаты труда, условия и охрана труда, травматизм и проф. заболевания, имеющиеся вакансии, задолженность по зарплате и соцвыплатам);
  • о противозаконных действиях и понесенных за это наказаниях;
  • об условиях приватизации госсобственности;
  • для некоммерческих организаций: о доходах, расходах, имуществе, о количестве сотрудников и их зарплате, об использовании бесплатного труда;
  • о списке лиц, которые выступают от имени организации без доверенности;
  • прочая информация, необходимость раскрытия которой указана в других законах.

Какой перечень информации, составляющей коммерческую тайну на территории РФ, может являться образцом?

Если организация устанавливает режим КТ в отношении какой-либо информации, то необходимо создать внутренние положения по соблюдению этого режима с указанием мер ответственности за их нарушения, а также зафиксировать перечень составляющих коммерческую тайну сведений. Сотрудники, работающие с закрытой информацией, должны быть ознакомлены с правилами конфиденциальности и с перечнем составляющих коммерческую тайну сведений. В этот перечень может входить любая информация, которая имеет коммерческую ценность в данный момент или в будущем в связи с тем, что она не известна третьим лицам и у них нет свободного доступа на законном основании к этим данным.

Примерный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, может выглядеть таким образом:

  • Список клиентов и поставщиков.
  • Информация об условиях заключенных договоров и о потенциальных сделках.
  • Информация о ходе переговоров с контрагентами.
  • Методика ценообразования.
  • Финансовая информация о структуре себестоимости.
  • Составляющие коммерческую тайну предприятия сведения о размерах, видах и условиях кредитов.
  • Информация из управленческой отчетности.
  • Стратегические и операционные планы, бюджеты, инвестиционные проекты, маркетинговые исследования, рекламные кампании.
  • Информация о незапатентованных изобретениях.
  • Информация о планируемых разработках или модернизациях.
  • Информация о технологических характеристиках выпускаемой продукции.
  • Информация о видах и состоянии используемого программного обеспечения.
  • Информация, позволяющая получить доступ к программному обеспечению и компьютерной технике.
  • Сведения о системах внутренней безопасности и охраны.
  • Сведения о порядке и датах внутренних проверок.
  • Сведения о результатах совещаний.
  • Сведения о заработной плате сотрудников.
  • Информация о методах управления и внутренней организации предприятия.
  • Деловая переписка.

О том, как утвердить режим КТ, читайте в статье «Положение о коммерческой тайне — образец 2017 года».

Итоги

Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, может даваться работнику только с его согласия, если это заранее не было оговорено в трудовом договоре или инструкциях к нему. Ознакомление сотрудников с режимом КТ и с перечнем закрытой информации проводится под расписку. В перечень составляющих коммерческую тайну сведений необходимо включить все виды информации, попадание которых в руки третьих лиц может нанести вред организации, но необходимо также учитывать, что закон ограничивает этот список.

О прочих кадровых документах читайте в наших статьях:

  • «Внутренняя опись документов личного дела — образец»,
  • «Положение о персональных данных работников — образец-2017».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *