Имущество муниципальной казны

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ В 2019 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Имущество казны учитывается органами управления имуществом. Оно может передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в оперативное управление и изыматься у них, быть передано в безвозмездное пользование, в операционную и финансовую аренду и т.д., с 2019 года в связи с изменением КОСГУ по безвозмездным поступлениям и выбытиям меняются многие бухгалтерские записи по учету имущества казны.

Состав имущества казны

Согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Права собственника от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.
Имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.
Таким образом, в состав имущества казны могут входить:

денежные средства (бюджет);
нефинансовые активы (движимое и недвижимое имущество, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы).

Реестровый учет

Учет федерального имущества и ведение его реестра осуществляется на основании Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).
Нормативные правовые документы по реестровому учету имущества муниципальной казны принимаются на местном уровне.
Согласно п. 3 Положения № 447 объектами учета федерального имущества является расположенное на территории РФ или за рубежом федеральное имущество:

а) недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу);
б) движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);
в) иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Нефинансовые активы имущества казны

Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (ред. от 30.12.2009) Об утверждении Инструкции по бюджетному учету (Зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2009 N 13309) Документ утратил силу
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Приказ
    • Инструкция по бюджетному учету
      • Часть I. Организация бюджетного учета
      • Часть II. План счетов бюджетного учета
        • Балансовые счета
          • Раздел 1. Нефинансовые активы
            • Нефинансовые активы
          • Раздел 2. Финансовые активы
            • Финансовые активы
          • Раздел 3. Обязательства
            • Обязательства
          • Раздел 4. Финансовый результат
            • Финансовый результат
          • Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
            • Санкционирование расходов
        • Забалансовые счета
      • Часть III. Порядок применения плана счетов бюджетного учета
        • Раздел 1. Нефинансовые активы
          • Счет 010000000 «Нефинансовые активы»
            • Счет 010100000 «Основные средства»
            • Счет 010201000 «Нематериальные активы»
            • Счет 010300000 «Непроизведенные активы»
              • Счет 010301000 «Земля»
              • Счет 010302000 «Ресурсы недр»
              • Счет 010303000 «Прочие непроизведенные активы»
            • Счет 010400000 «Амортизация»
            • Счет 010500000 «Материальные запасы»
              • Счет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства»
              • Счет 010502000 «Продукты питания»
              • Счет 010503000 «Горюче-смазочные материалы»
              • Счет 010504000 «Строительные материалы»
              • Счет 010505000 «Мягкий инвентарь»
              • Счет 010506000 «Прочие материальные запасы»
              • Счет 010507000 «Готовая продукция»
            • Счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»
              • Счет 010601000 «Капитальные вложения в основные средства»
              • Счет 010602000 «Капитальные вложения в нематериальные активы»
              • Счет 010603000 «Капитальные вложения в непроизведенные активы»
              • Счет 010604000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)»
            • Счет 010700000 «Нефинансовые активы в пути»
            • Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»
              • Счет 010801000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»
              • Счет 010802000 «Движимое имущество в составе имущества казны»
              • Счет 010803000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»
              • Счет 010804000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны»
              • Счет 010805000 «Материальные запасы в составе имущества казны»
        • Раздел 2. Финансовые активы
          • Счет 020000000 «Финансовые активы»
            • Счет 020100000 «Денежные средства учреждения»
              • Счет 020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»
              • Счет 020102000 «Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение»
              • Счет 020103000 «Денежные средства учреждения в пути»
              • Счет 020104000 «Касса»
              • Счет 020105000 «Денежные документы»
              • Счет 020106000 «Аккредитивы»
              • Счет 020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте»
            • Счет 020200000 «Средства на счетах бюджетов»
              • Счет 020201000 «Средства единого счета бюджета»
              • Счет 020202000 «Средства бюджета в пути»
              • Счет 020203000 «Средства бюджета в иностранной валюте»
            • Счет 020300000 «Средства на счетах органа казначейства»
              • Счет 020301000 «Средства поступлений, распределяемые между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»
              • Счет 020302000 «Средства единого счета бюджета в органе казначейства»
              • Счет 020303000 «Средства на счетах органа казначейства в пути»
              • Счет 020304000 «Средства на счетах для выплаты наличных денег»
              • Счет 020305000 «Средства единого счета бюджета в органе казначейства в иностранной валюте»
            • Счет 020400000 «Финансовые вложения»
              • Счет 020401000 «Депозиты, иные финансовые активы»
              • Счет 020402000 «Акции и иные формы участия в капитале»
              • Счет 020403000 «Облигации, векселя»
            • Счет 020500000 «Расчеты по доходам»
            • Счет 020600000 «Расчеты по выданным авансам»
            • Счет 020700000 «Расчеты по бюджетным кредитам»
              • Счет 020701000 «Расчеты по бюджетным кредитам юридическим и физическим лицам, резидентам Российской Федерации»
              • Счет 020702000 «Расчеты по бюджетным кредитам другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
              • Счет 020703000 «Расчеты по бюджетным кредитам правительствам иностранных государств»
              • Счет 020704000 «Расчеты по бюджетным кредитам иностранным юридическим лицам»
              • Счет 020705000 «Расчеты по бюджетным кредитам международным финансовым организациям»
            • Счет 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами»
            • Счет 020900000 «Расчеты по недостачам»
          • Счет 021000000 «Расчеты с прочими дебиторами»
            • Счет 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
            • Счет 021002000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами»
            • Счет 021003000 «Расчеты по операциям с наличными денежными средствами получателя бюджетных средств»
            • Счет 021004000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства»
            • Счет 021100000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
            • Счет 021200000 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета»
            • Счет 021500000 «Вложения в финансовые активы»
        • Раздел 3. Обязательства
          • Счет 030000000 «Обязательства»
            • Счет 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
            • Счет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам»
            • Счет 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты»
            • Счет 030400000 «Прочие расчеты с кредиторами»
              • Счет 030401000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»
              • Счет 030402000 «Расчеты с депонентами»
              • Счет 030403000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»
              • Счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты»
              • Счет 030405000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами»
            • Счет 030500000 «Расчеты по невыясненным поступлениям в органах казначейства»
            • Счет 030600000 «Расчеты по выплате наличных денег»
            • Счет 030700000 «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства»
            • Счет 030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет»
            • Счет 030900000 «Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета»
        • Раздел 4. Финансовый результат
          • Счет 040000000 «Финансовый результат»
            • Счет 040100000 «Финансовый результат учреждения»
              • Счет 040101000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения»
              • Счет 040103000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
              • Счет 040104100 «Доходы будущих периодов»
            • Счет 040201000 «Результат по кассовому исполнению бюджета»
            • Счет 040203000 «Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета»
        • Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
          • Счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств»
            • Счет 050101000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»
            • Счет 050102000 «Лимиты бюджетных обязательств к распределению»
            • Счет 050103000 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
            • Счет 050104000 «Переданные лимиты бюджетных обязательств»
            • Счет 050105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств»
            • Счет 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути»
            • Счет 050109000 «Утвержденные лимиты бюджетных обязательств»
          • Счет 050200000 «Принятые обязательства»
            • Счет 050201000 «Принятые бюджетные обязательства»
            • Счет 050202000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности»
          • Счет 050300000 «Бюджетные ассигнования»
            • Счет 050301000 «Доведенные бюджетные ассигнования»
            • Счет 050302000 «Бюджетные ассигнования к распределению»
            • Счет 050303000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов поступлений»
            • Счет 050304000 » Переданные бюджетные ассигнования»
            • Счет 050305000 «Полученные бюджетные ассигнования»
            • Счет 050306000 «Бюджетные ассигнования в пути»
            • Счет 050309000 «Утвержденные бюджетные ассигнования»
          • Счет 050400000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности»
            • Счет 050401000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности»
            • Счет 050402000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств»
        • Забалансовые счета
          • 01 «Основные средства в пользовании»
          • 02 «Материальные ценности, принятые на ответственное хранение»
          • 03 «Бланки строгой отчетности»
          • 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов»
          • 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
          • 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»
          • 07 «Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
          • 08 «Путевки неоплаченные»
          • 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»
          • 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
          • 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
          • 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками»
          • 13 «Экспериментальные устройства»
          • 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения»
          • 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по приносящей доход деятельности»
          • 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок»
          • 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»
          • 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»
          • 19 «Невыясненные поступления бюджетов прошлых лет»
          • 20 «Списанная задолженность невостребованная кредиторами»
          • 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации»
          • 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
          • 23 «Периодические издания для пользования»
      • Часть IV. О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями
      • Приложение N 1. Корреспонденция счетов бюджетного учета
        • I. Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении
        • II. Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета
        • III. Корреспонденция счетов бюджетного учета по санкционированию расходов бюджета, осуществляемых финансовыми органами
        • IV. Корреспонденция счетов бюджетного учета по операциям переноса показателей санкционирования расходов бюджета, сформированных по итогам отчетного финансового года, осуществляемых главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджета, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами
        • V. Корреспонденция счетов бюджетного учета в органах казначейства и финансовых органах
      • Приложение N 2. Унифицированные формы первичных учетных документов
        • 1. Перечень форм документов класса 03 Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) «Унифицированная система первичной учетной документации»
        • 1.1. Перечень форм документов класса 04 ОКУД «Унифицированная система банковской документации»
        • 2. Перечень форм документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации»
        • 3. Указания по применению форм первичных учетных документов
          • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (Код формы 0504143)
          • Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (Код формы 0504144)
          • Меню-требование на выдачу продуктов питания (Код формы 0504202)
          • Ведомость на выдачу кормов и фуража (Код формы 0504203)
          • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (Код формы 0504210)
          • Акт о списании материальных запасов (Код форм 0504230)
          • Расчетно-платежная ведомость (Код формы 0504401)
          • Платежная ведомость (Код формы 0504403)
          • Карточка-справка (Код формы 0504417)
          • Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (Код формы 0504421)
          • Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (Код формы 0504425)
          • Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (Код формы 0504501)
          • Квитанция (Код формы 0504510)
          • Кассовая книга (Код формы 0504514)
          • Табель учета посещаемости детей (Код формы 0504608)
          • Извещение (Код форма 0504805)
          • Акт о списании бланков строгой отчетности (Код формы 0504816)
          • Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (Код формы 0504817)
          • Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнованиях) (Код формы 0504822)
          • Cправка (Код формы 0504833)
          • Акт о результатах инвентаризации (Код формы 0504835)
        • 4. Формы первичных учетных документов класса 05 ОКУД «Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации»
          • Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (Форма по ОКУД 0504143)
            • Форма 0504143 с. 2
          • Акт о списании исключенной из библиотеки литературы (Форма по ОКУД 0504144)
            • Форма 0504144 с. 2
            • Форма 0504144 с. 3
          • Меню-требование на выдачу продуктов питания (Форма по ОКУД 0504202)
            • Форма 0504202 с. 2
          • Ведомость на выдачу кормов и фуража (Форма по ОКУД 0504203)
            • Форма 0504203 с. 2
          • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (Форма по ОКУД 0504210)
            • Форма 0504210 с. 2
          • Акт о списании материальных запасов (Форма по ОКУД 0504230)
            • Форма 0504230 с. 2
          • Расчетно-платежная ведомость (Форма по ОКУД 0504401)
            • Форма 0504401 с. 2
          • Платежная ведомость (Форма по ОКУД 0504403)
            • Форма 0504403 с. 2
            • Форма 0504403 (последняя страница)
          • Карточка-справка (Форма по ОКУД 0504417)
            • Форма 0504417 с. 2
            • Форма 0504417 с. 3
            • Форма 0504417 с. 4
          • Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (Форма по ОКУД 0504421)
            • Форма 0504421 с. 2
            • Форма 0504421 с. 3
            • Вкладной лист к ф. 0504421
          • Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях (Форма по ОКУД 0504425)
            • Форма 0504425 с. 2
            • Форма 0504425 с. 3
          • Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (Форма по ОКУД 0504501)
            • Форма 0504501 с. 2
          • Квитанция (Форма по ОКУД 0504510)
            • Копия квитанции
          • Кассовая книга (Форма по ОКУД 0504514)
            • Форма 0504514 сс. 3, 5, 7 и т.д.
            • Форма 0504514 сс. 2, 4, 6, 8 и т.д.
          • Табель учета посещаемости детей (Форма по ОКУД 0504608)
            • Форма 0504608 с. 2
          • Извещение (Форма по ОКУД 0504805)
          • Акт о списании бланков строгой отчетности (Форма по ОКУД 0504816)
          • Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (Форма по ОКУД 0504817)
          • Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (Форма по ОКУД 0504822)
          • Справка (Форма по ОКУД 0504833)
          • Акт о результатах инвентаризации (Форма по ОКУД 0504835)
      • Приложение N 3. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей
      • Приложение N 4. Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета
        • Раздел 1. Нефинансовые активы
          • Основные средства
          • Нематериальные активы
          • Непроизведенные активы
          • Амортизация
          • Материальные запасы
          • Вложения в нефинансовые активы
          • Нефинансовые активы в пути
          • Нефинансовые активы имущества казны
        • Раздел 2. Финансовые активы
          • Денежные средства учреждения
          • Средства на счетах бюджетов
          • Финансовые вложения
          • Расчеты по доходам
          • Расчеты по выданным авансам
          • Расчеты по бюджетным кредитам
          • Расчеты с подотчетными лицами
          • Расчеты по недостачам
          • Расчеты с прочими дебиторами
          • Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет
          • Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета
          • Вложения в финансовые активы
        • Раздел 3. Обязательства
          • Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам
          • Расчеты по принятым обязательствам
          • Расчеты по платежам в бюджеты
          • Прочие расчеты с кредиторами
          • Расчеты по невыясненным поступлениям в органах казначейства
          • Расчеты по выплате наличных денег
          • Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства (в части расчетов по доходам бюджета)
          • Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства (в части расчетов по расходам бюджета)
          • Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства (в части расчетов по источникам финансирования дефицита бюджета)
          • Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет
          • Внутренние расчеты по выбытиям из бюджета
        • Раздел 4. Финансовый результат
          • Финансовый результат учреждения
          • Результат по кассовым операциям бюджета
        • Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
          • Лимиты бюджетных обязательств
          • Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
          • Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
          • Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
          • Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным
          • Принятые обязательства
          • Принятые обязательства на текущий финансовый год
          • Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
          • Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
          • Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным
          • Бюджетные ассигнования
          • Бюджетные ассигнования текущего финансового года
          • Бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
          • Бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующий за очередным)
          • Бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным
          • Сметные назначения по приносящей доход деятельности
          • Сметные назначения по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год
          • Сметные назначения по приносящей доход деятельности на очередной финансовый год
          • Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности
          • Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств
      • Приложение N 5. Классификация операций сектора государственного управления

Учет имущества казны

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать

  • • особенности бюджетного учета казны;
  • • момент возникновения и прекращения режима казны;
  • • порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования;
  • • порядок начисления амортизации имущества казны;

уметь

• правильно применять методы и приемы ведения бюджетного учета имущества казны на уровне публично-правовых образований;

владеть

  • • навыками самостоятельной работы с правовыми актами и научной литературой в части учета имущества казны;
  • • способами и средствами сбора, обработки, анализа экономических данных для отражения в учете и отчетности имущества казны.

Понятие и классификация имущества казны. Возникновение и прекращение режима казны

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Правовые режимы имущества в отношении государственной собственности

В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима

хозяйственное ведение

оперативное управление

режим казны

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами бюджета, казну

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время казна формируется на трех уровнях: государственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Нахождение имущества в казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, например за счет получения доходов от распоряжения им, (к примеру, при сдаче имущества в аренду), так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различного рода услуг, для повышения эффективности и снижения расходов по содержанию органов государственной власти. Особенности правого режима казны представлены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Особенности правового режима казны

№ п/п

Особенности режима

Законодательство не содержит каких-либо норм, регулирующих правовое положение имущества, находящегося в казне.

К такому имуществу в полной мере применяются все положения гражданского законодательства о праве собственности

Собственник может любым, не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны

Это имущество может быть сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, использовано для предоставления услуг, с ним могут совершаться собственником иные сделки, не запрещенные законом

Приватизация имущества, находящегося в казне, может проводиться любым предусмотренным законом способом и по любым объектам, как отдельным, так и их комплексам

Использование имущества казны может способствовать развитию конкуренции. Так, например, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, при которых использует имущество для целей своей деятельности только учреждение, имущество казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение государственного заказа, например на предоставление населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр.

Проблемы закрепления имущества в казне и методы их разрешения представлены в табл. 9.3.

Таблица 9.3. Проблемы закрепления имущества в казне

Суть проблемы

Непонимание особенностей правового режима собственности казны, в частности вопросов ведения учета имущества казны

Мнимые проблемы управления имуществом казны, нежелание уполномоченных по управлению имуществом органов нести обязанности по сохранению и организации использования такого имущества

Решение

Правильное применение норм гражданского законодательства в отношении определения собственника имущества и осуществления правомочий собственника органами местного самоуправления

Правильная организация государственного управления, указания в положениях об органах (структурных подразделениях органов) управления функций, прав и обязанностей по управлению имуществом казны, должного контроля, планирования использования собственности, выделения необходимых средств на содержание собственности

Методы

Ведение реестра объектов, составляющих казну

Ведение бухгалтерского учета

Ошибка

Имущество считается находящимся в казне (указано в реестре объектов казны) и при этом закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления

Имущество, которым должно управлять учреждение, закрепляется за ним на вещном праве

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на этот объект.

Имущество казны: движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности публично-правового образования, не закрепленное за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, государственными, муниципальными учреждениями, предназначенное для обеспечения экономической и правовой основы для выполнения публично-правовым образованием государственных задач и функций, а также непосредственного участия в гражданских правоотношениях (рис. 9.1).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Рис. 9.1. Имущество как часть государственной казны в системе финансово-экономических отношений

Основные виды недвижимости: участки недр, земельные участки, лесной фонд, водные объекты, здания, сооружения, иное недвижимое имущество.

Право собственности на земельные участки возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на другие вещные права подлежит регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к движимому, в противоположность недвижимости, относится имущество, не связанное с землей, не прикрепленное к ней, а именно: вещи, которые могут быть переносимы, перевозимы с одного места на другое или могут сами передвигаться (например, животные), а также деньги, валюта, ценные бумаги, обязательственные права требования, долговые свидетельства (закладные), исполнительные листы и др. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Заметим, что существуют имущественные и неимущественные права (права пользования объектами интеллектуальной собственности, информационными ресурсами и др.), которые в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к движимому или недвижимому имуществу. Также в составе этой категории учитываются различные виды лицензий, приобретенные публично-правовым образованием, полученные им по различным основаниям.

Также в классификации выделяются доли в праве общей собственности, например паи и доли в уставных (складочных) капиталах.

По другому признаку классификации – принадлежности к финансовым отношениям, в составе государственной казны субъекта РФ можно выделить две части: финансовую и нефинансовую.

Финансовая часть государственной казны, включая средства бюджета, выступает как система денежных отношений. Нефинансовая часть оказывает опосредованное влияние на систему денежных отношений через реализацию формальных имущественных отношений.

В зависимости от ликвидности можно выделить следующие виды активов субъекта РФ:

  • – абсолютно ликвидные активы – денежные средства, включающие средства бюджета субъекта РФ и валютные ценности;
  • – высоколиквидные активы, к которым относятся ценные бумаги и доли в уставных (складочных) капиталах, которые могут быть реализованы в течение непродолжительного периода времени;
  • – труднореализуемые активы – включают недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, доли в праве общей собственности за исключением долей в уставных (складочных) капиталах, а также движимое имущество за исключением ценных бумаг и валютных ценностей.

Отдельные виды недвижимого имущества, которые в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ ограничены в обороте, относятся к нереализуемым активам (например, участки недр, лесной фонд, водные объекты и др.).

Таким образом, учитывая действующие нормы законодательства РФ, а также теорию финансовых и имущественных отношений, можно предложить следующий вариант классификации (рис. 9.2).

Включению в состав имущества казны субъекта РФ подлежат объекты:

  • – созданные за счет соответствующего бюджета, за исключением объектов, созданных за счет средств бюджета, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки;
  • – приобретенные на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • – признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования в порядке, установленном в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • – приобретенные субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Схема формирования имущества казны представлена на рис. 9.3.

Выбытие объектов из имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (табл. 9.4).

Приватизация объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Объекты имущества казны, не подлежащие отчуждению, определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Рис. 9.2. Классификация состава государственной казны субъекта РФ

Таблица 9.4. Причины выбытия объектов из имущества казны

№ п/п

Характеристика причины

Передача объектов государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления

Передача объектов в собственность Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

В рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, продажа, дарение и др.)

При исполнении судебных решений

При гибели (уничтожении) объектов

При ликвидации объектов

В иных предусмотренных федеральным законодательством случаях

Задача бухгалтерского учета имущества казны заключается в формировании информации, которая позволит эффективно управлять имуществом казны, оптимизировать состав и структуру имущества казны, создавать условия для эффективного использования государственной и муниципальной собственности, а также для увеличения доходов бюджета и привлечения инвестиций.

Рис. 9.3. Формирование имущества казны

  • Таблица составлена на основе данных источника информации: Савранская О. Л. Правовое регулирование муниципальной собственности. Официальный сайт Ассоциации «Совет Муниципальных образований». URL: emo.khabkrai.ru/8-pravovoe-regulirovanie-municipalnoj-sobstvennost.
  • Таблица составлена на основе данных источника информации: Савранская О. Л. Правовое регулирование муниципальной собственности.

10 Имущество казны

10.1. Общие положения

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов РФ, казну муниципального образования составляет согласно нормам ст. 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. Другими словами, имущество казны — это имущество, не переданное в оперативное управление либо в хозяйственное ведение государственным учреждениям.

Минфин в ряде писем указывает на то, что бухгалтерский учет имущества казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом: департамент, комитет по управлению имуществом, другие структурные подразделения администрации (письма Минфина РФ от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566).

Например, согласно Распоряжению Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2009 N 167-р «Об утверждении Порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества казны Санкт-Петербурга» принятие к бюджетному учету объектов нефинансовых активов имущества казны Санкт-Петербурга осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом.

Согласно п. 89 Инструкции N 148н имущество казны учитывается на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов на счетах:

— 1 108 01 000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»;

— 1 108 02 000 «Движимое имущество в составе имущества казны»;

— 1 108 03 000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»;

— 1 108 04 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны»;

— 1 108 05 000 «Материальные запасы в составе имущества казны».

Недвижимое имущество казны составляют объекты произведенных материальных основных фондов, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, а также объекты, не завершенные строительством, в сумме вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении. Обязательным условием является наличие в дальнейшем возможности принятия указанных объектов к учету в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства как объектов недвижимого имущества.

Движимое имущество казны образуют объекты произведенных материальных основных фондов, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, в сумме вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов при их приобретении (создании), модернизации (реконструкции, дооборудовании), изготовлении. Указанные объекты должны отвечать признакам движимого имущества, учитываемого в составе основных средств и капитальных вложений в основные средства.

Нематериальные активы казны — объекты произведенных нематериальных основных фондов, которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве нематериальных активов.

Непроизведенные активы казны — это активы, не являющие продуктами производства, права собственности на которые установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.) и которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве непроизведенных активов.

Материальные запасы казны — произведенные материальные запасы (сырье, материалы, продукция), которые впоследствии могут быть приняты к учету в качестве материальных запасов.

В целях бюджетного учета среди критериев отнесения объектов к имуществу казны нет критерия стоимости. Все объекты принимаются к учету в объеме фактических затрат при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании). Определяющим является условие принятия их в дальнейшем в состав соответствующих нефинансовых активов (п. 89-96 Инструкции N 148н).

Инструкцией N 148н не предусмотрен инвентарный учет объектов казны. Так, если аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках (п. 23 Инструкции N 148н), то для объектов имущества казны правила аналитического учета соответствуют правилам аналитического учета, установленным для ведения реестра имущества соответствующего публично-правого образования. Однако финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы РФ имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бюджетного учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 148н.

Для справки: разработка методических рекомендаций по отражению в бюджетном учете отдельных операций, не предусмотренных положениями Инструкции N 148н, находится в компетенции соответствующих органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по управлению имуществом казны (п. 9 Инструкции N 148н). Также, принимая во внимание нормы п. 3 Инструкции N 148н, эти органы вправе определять необходимые формы документов и порядок их заполнения в случае отсутствия соответствующей информации; порядок документооборота. В качестве примера можно привести Приказ комитета финансов Ленинградской области от 15.06.2009 N 01-09-106/09, утвердивший Порядок отражения в бюджетном учете операций с объектами нефинансовых активов имущества государственной казны Ленинградской области (далее — Порядок N 01-09-106/09). В его п. 4 и 5 установлено, что информация об осуществленных в текущем месяце операциях с объектами имущества казны представляется в структурное подразделение, ответственное за бюджетный учет государственной казны Ленинградской области, ежемесячно в последний рабочий день месяца. Информация представляется подразделением, ответственным за ведение Реестра государственного имущества Ленинградской области (далее — Реестр), в форме:

— Уведомления об объектах нефинансовых активов имущества казны (приложение 1 к Порядку N 01-09-106/09);

— Уведомления об исключении объектов нефинансовых активов имущества казны (приложение 2 к Порядку N 01-09-106/09) (далее — Уведомления).

Поля Уведомлений, по которым данные не представляются (отсутствуют), заполняются прочерком.

Информация по объектам учета, распоряжение которыми не привело к их выбытию из состава государственной казны Ленинградской области, из Реестра не представляется.

График документооборота по операциям, осуществляемым в отношении объектов учета, разрабатывается и принимается нормативно-правовым актом органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении имущества государственной казны Ленинградской области.

На основании поступивших Уведомлений структурное подразделение, ответственное за бюджетный учет государственной казны Ленинградской области, ежемесячно в последний рабочий день месяца формирует Справку (ф. 0504833). Данные по поступлению объектов учета отражаются в журнале по прочим операциям. Учет операций по выбытию и перемещению объектов в составе имущества казны ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

10.2. Амортизация имущества казны

Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на счетах:

— 1 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

— 1 104 11 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

— 1 104 12 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

Особенностью учета амортизационных отчислений по имуществу казны является то, что на объекты активов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется (п. 44 Инструкции N 148н).

Принятие к учету сумм амортизации объектов, начисленных на дату их включения в состав имущества казны на основании данных о его первоначальной (балансовой) и остаточной стоимости или о сумме ранее начисленной амортизации (при включении в состав имущества казны объекта, полученного в рамках движения нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов) отражается проводкой: Дебет 1 401 01 271 / Кредит 1 104 xx 4×0.

С 1 января 2009 года (дата, на которую объекты имущества казны должны быть переведены из состава основных средств в состав имущества казны) суммы начисленной амортизации «замораживаются» (остаются без движения) на вышеуказанных счетах до момента передачи имущества в учреждение с правом оперативного управления (абз. 2 п. 44 Инструкции N 148н). При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной (балансовой) стоимости с одновременной передачей суммы начисленной ранее амортизации (п. 13 Инструкции N 148н).

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны осуществляет учреждение, получившее объект в оперативное управление. Указанный расчет производится на основании данных о первоначальной (балансовой) стоимости объекта, остаточной стоимости и сроке нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном п. 39-43 Инструкции N 148н, то есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Обратите внимание: финансовый орган имеет право установить порядок начисления амортизации на амортизируемые объекты в составе имущества казны соответствующего публично-правового образования в соответствии с порядком начисления амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, установленным п. 39-43 Инструкции N 148н, то есть общепринятым способом (п. 46 Инструкции N 148н).

Правило, по которому начисленная в размере 100% амортизация не является основанием для списания объекта с учета, действует и в отношении объектов имущества казны (п. 41, абз. 4 п. 90 Инструкции N 148н). Объекты имущества казны списываются с учета только вследствие продажи, передачи, хищения, недостачи, негодности в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (п. 22 Инструкции N 148н).

Имущество казны: особенности учета

Государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Такое имущество в целях сохранности и эффективного использования числится на балансе органов государственной власти (местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения им. Какие объекты имущества учитываются в составе казны? Какие документы служат основанием для включения (исключения) имущества в состав казны? Как отражаются в бюджетном учете операции, связанные с поступлением, выбытием, внутренним перемещением объектов казны? Ответы на эти вопросы — в статье.

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

  • созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;
  • переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;
  • переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;
  • собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);
  • конфискованное, арестованное, залоговое;
  • исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;
  • оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;
  • поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

  • недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);
  • драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);
  • нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);
  • непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);
  • материальные запасы.

Документальное оформление операций по движению объектов казны

Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.

Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:

  • реестровый номер объекта;
  • кадастровый номер объекта (при его наличии);
  • балансодержатель объекта;
  • основания для включения в реестр;
  • наименование объекта;
  • местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);
  • площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;
  • способ поступления;
  • балансовую стоимость объекта;
  • об износе (амортизации);
  • принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;
  • другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:

  • правовые акты (постановления, распоряжения, решения) органов государственной власти, местного самоуправления;
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект;
  • договоры купли-продажи, мены, дарения и др.;
  • товарные накладные, акты выполненных работ;
  • акты о приеме-передаче имущества, извещения;
  • акты об оценке стоимости имущества;
  • решения судов, вступившие в законную силу;
  • иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества.

Бюджетный учет имущества казны

Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:

  • обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;
  • проведения анализа использования имущества;
  • контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.

Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н <1>, 162н <2> и законодательства РФ (далее — правовой акт по бюджетному учету казны).

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):

  • 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;
  • 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;
  • 0 108 53 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;
  • 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;
  • 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).

В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).

Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).

Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).

Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):

  • 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;
  • 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;
  • 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).

На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 — 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).

Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.

К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).

Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Поступило имущество в состав казны:

а) от учреждений, подведомственных одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 304 04 xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 304 04 xxx

1 104 5x xxx

б) от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также от государственных и муниципальных организаций, иных организаций, за исключением государственных и муниципальных:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 401 10 180

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 401 10 180

1 104 5x xxx

в) от учреждений разных уровней бюджетов:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 108 5x xxx

1 401 10 151

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 401 10 151

1 104 5x xxx

г) от физических лиц по оценочной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 180

д) от наднациональных организаций и правительств иностранных государств по первоначальной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 152

е) от международных финансовых организаций по первоначальной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 153

Пример 1. В рамках межбюджетных отношений в казну субъекта РФ передан автомобиль. Балансовая стоимость автомобиля составляет 400 000 руб., сумма начисленной амортизации по нему на момент включения в состав казны 250 000 руб.

В учете принимающей стороны (органа государственной власти) будут сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получен автомобиль в состав казны муниципального образования

1 108 52 310

1 401 10 151

400 000

Отражена ранее начисленная на автомобиль амортизация

1 401 10 151

1 104 58 410

250 000

Обращаем ваше внимание на то, что в Инструкции N 162н не указаны корреспонденции счетов по принятию в состав казны приобретенных (созданных) объектов имущества, бесхозяйного имущества, а также излишков имущества, выявленных в ходе проведения инвентаризации. Соответствующие бухгалтерские записи следует закрепить в правовом акте по бюджетному учету казны.

Предлагаем данные операции отражать в бюджетном учете следующими корреспонденциями счетов, составленными по аналогии с порядком принятия к учету иных нефинансовых активов:

Дебет

Кредит

Приняты в состав казны:

  • приобретенные (созданные) объекты имущества по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, изготовлении хозяйственным способом

1 108 5x xxx

1 106 xx xxx

1 302 3x 730

  • бесхозяйное имущество, излишки имущества по оценочной стоимости

1 108 5x xxx

1 401 10 180

Пример 2. По решению суда, вступившему в законную силу, в состав казны муниципального образования принят бесхозяйный объект недвижимого имущества (самовольная постройка). Текущая оценочная стоимость имущества установлена в размере 150 000 руб.

В бюджетном учете органа местного самоуправления сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принят в состав казны объект недвижимого имущества

1 108 51 310

1 401 10 180

150 000

Выбытие имущества из состава казны. При выбытии объектов из имущественной казны списанию подлежат их стоимость, а также в случае наличия сумма амортизации, начисленная на дату включения имущества в состав казны (п. 29 Инструкции N 157н).

К сведению. Учет операций по выбытию имущества, составляющего казну, ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 146 Инструкции N 157н).

В соответствии с п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по выбытию имущества из состава казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Безвозмездная передача учреждениям и организациям

Отражена безвозмездная передача объектов имущества казны:

а) учреждениям, подведомственным одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 304 04 xxx

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 304 04 xxx

б) учреждениям, подведомственным разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также государственным и муниципальным организациям:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 401 20 241

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 401 20 241

в) иным организациям (за исключением государственных и муниципальных):

  • на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 242

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

г) учреждениям другого уровня бюджета:

  • на сумму первоначальной стоимости объекта

1 401 20 251

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 401 20 251

д) наднациональным организациям и правительствам иностранных государств:

  • на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 252

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

е) международным финансовым организациям:

  • на сумму остаточной стоимости объекта

1 401 20 253

1 108 5x xxx

  • на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

Передача в доверительное управление управляющим компаниям

Отражена передача объектов имущества казны в доверительное управление

1 215 51 530

Забалансовый счет 24 <*>

1 108 5x xxx

Передача в уставный капитал (фонд) организаций

Отражены вложения объектов имущества казны в уставный капитал (фонд) организаций:

а) на сумму остаточной стоимости объекта

1 215 3x 530

1 108 5x xxx

б) на сумму начисленной на объекты материальных и нематериальных основных фондов амортизации

1 104 5x xxx

1 108 5x xxx

<*> Одновременно стоимость имущества, переданного в доверительное управление, отражается на забалансовом счете 24 «Имущество, переданное в доверительное управление» (п. 379 Инструкции N 157н).

Пример 3. По распоряжению главы местного самоуправления из муниципальной казны в оперативное управление муниципальному казенному учреждению передано оборудование. Первоначальная стоимость оборудования составляет 151 200 руб., сумма начисленной амортизации до поступления оборудования в казну — 43 200 руб. В составе казны оборудование числилось три месяца, амортизация с даты его включения в состав имущества казны не начислялась. Оборудование относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования семь лет.

В учете передающей (органа местного самоуправления) и принимающей (муниципального казенного учреждения) стороны сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Передано оборудование в оперативное управление казенному учреждению:

  • в сумме первоначальной стоимости

1 401 20 241

1 108 52 410

151 200

  • в сумме начисленной до поступления в казну амортизации

1 104 58 410

1 401 20 241

43 200

В учете принимающей стороны

Получено оборудование в оперативное управление:

  • в сумме первоначальной стоимости

1 101 34 310

1 401 10 180

151 200

  • в сумме ранее начисленной амортизации

1 401 10 180

1 104 34 410

43 200

Отражено единовременное начисление амортизации за время нахождения оборудования в составе казны <*>

1 401 20 271

1 104 34 410

<*> Ежемесячная сумма амортизации составит 1800 руб. (151 200 руб. / 84 мес.), сумма амортизационных отчислений за три месяца — 5400 руб. (1800 руб. x 3 мес.).

Стоит отметить, что выбытие имущества из состава казны может происходить также вследствие его реализации, приватизации, списания в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы. Однако корреспонденции счетов, предусматривающих отражение в учете этих операций, нет в Инструкции N 162н, поэтому их следует закрепить в правовом акте по бюджетному учету казны.

В данном случае могут применяться следующие бухгалтерские записи, составленные по аналогии с правилами отражения операций по выбытию иных нефинансовых активов:

ИМУЩЕСТВО КАЗНЫ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И УЧЕТ

Г.П. Попова,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности
Департамента по управлению государственной собственностью Томской области;

А.Ю. Шихов,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В настоящее время в нормативных актах не содержится четкого определения понятия «имущество казны». Отсутствие такого определения вызывает вопросы у учреждения даже, казалось бы, в самых простых ситуациях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Разъяснения Минфина России

Совсем недавно Минфин России в своем письме от 24.03.2016 № 02-07-10/17037 дал разъяснения о проведении инвентаризации имущества казны. В частности, сообщается, что одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).
Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ и актами Минфина России (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При этом пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н) установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.
В то же время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.
Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) субъект учета в целях организации бухгалтерского учета исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *