Грубые нарушения лицензионных требований

Содержание

Грубые нарушения лицензионных требований и условий

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ №416 от 6 июля 2006 г. «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности» грубыми нарушениями является невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» — «д» пункта 4 настоящего Положения, а именно:

  • 1) отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
  • 2) не соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
  • 3) не соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • 4) не соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах», и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
  • 5) не соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах».3. Перечень документов для получения лицензии.

Росздравнадзор в письме от 19.11.2008 № 01и-733/08 проинформировал о том, что в ходе контрольных (надзорных) мероприятий чаще всего выявляются нарушения требований приказа Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785:

  • 1)отсутствие в аптеке со стороны руководства внутреннего контроля за соблюдением порядка отпуска лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача;
  • 2)отсутствие организации учета лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, допускается реализация лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (Коаксил, Залдиар), без рецепта врача;
  • 3)допущение вскрытия «вторичной» заводской упаковки лекарственного препарата без оформления лекарственного средства в установленном законодательством порядке;
  • 4)допущение вскрытия «первичной» заводской упаковки лекарственных средств (например, отпуск 1-2 ампул, порошка, таблеток и т. д.);
  • 5)нарушение порядка оформления требований от лечебно-профилактических учреждений (допускается выписка лекарственных средств на русском языке);
  • 6)безрецептурный отпуск лекарственных средств, подлежащих отпуску по рецептам врачей;
  • 7)отпуск лекарственных средств аптечными работниками при предъявлении записок от врачей либо на основании устных рекомендаций врачей вследствие того, что врачи, фельдшеры не выписывают рецепты на препараты рецептурного отпуска;
  • 8)отсутствие у руководителей аптечных предприятий высшего фармацевтического образования;
  • 9)отсутствие сертификатов специалистов у работников аптечных предприятий;
  • 10)отсутствие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического образования (в 8 организациях);
  • 11)осуществление фармацевтической деятельности лицами, не имеющими фармацевтического образования (в ряде аптечных предприятий);
  • 12)нарушение требований постановления Госкомстата России от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» в части:
    • — нарушения порядка оформления и ведения табеля учета рабочего времени (табель учета рабочего времени не ведется);
    • — отсутствия приказов о приеме работников на работу;
    • — отсутствия штатного расписания, несоответствия штатного расписания кадровому составу работников аптечного предприятия;
    • — работы руководителя аптеки по совместительству, при этом в табеле учета рабочего времени не фиксируется время его работы в конкретном предприятии.

Для управляющих компаний определен перечень грубых нарушений лицензионных требований

В соответствии с постановлением Правительства РФ таковыми, в частности, с 26 сентября будут считаться:

  • ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования;
  • нарушения при эксплуатации лифтов;
  • задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев;
  • несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекшие угрозу для жизни или здоровья жильцов (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2018 г. № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами»).

Вместе с тем, нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания начнет считаться грубым нарушением лицензионных требований с 1 марта следующего года. Кроме того, документом установлено, что при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за такое нарушение с 7 октября из регионального реестра лицензий будут исключаться сведения о многоквартирном доме или домах. В зависимости от вида нарушения это будет касаться домов, в отношении которых совершены такие грубые нарушения лицензионных требований, либо всех домов, управляемых лицензиатом.

Напомним, что с 11 января в отношении управляющих компаний начало действовать новое лицензионное требование – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Последствия совершения управляющими компаниями грубых нарушений лицензионных требований



Постановлением Правительства РФ № 1090 от 13.09.2018 г. был утвержден перечень грубых нарушений лицензионных требований компаниями, осуществляющими управление многоквартирными домами. В представленной статье приведена характеристика грубых нарушений лицензионных требований управляющими компаниями, а также разъяснены последствия их совершения.

Ключевые слова: управляющие компании, грубые нарушения лицензионных требований, ЖКХ, управление многоквартирным домом.

С принятием федерального закона № 225-ФЗ от 21.07.2014 г., а также Постановления Правительства РФ № 1110 от 28.10.2014 г., осуществление управляющими компаниями деятельности по управлению многоквартирными домами стало возможно только на основании выдаваемой в установленном порядке лицензии.

Как известно, для оценки эффективности и добросовестности текущей деятельности лицензиата законодательством для каждого отдельного вида лицензируемой деятельности устанавливается перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Именно данный перечень позволяет оценить, насколько текущая деятельность организации соответствует установленным законом лицензионным требованиям.

Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» «исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности».

Однако на протяжении более 3 лет с момента введения процедуры лицензирования управляющих компаний Правительством РФ перечень грубых нарушений лицензионных требований установлен не был.

Подобный «переходный период» обусловлен необходимостью предоставления управляющим компаниям времени для отлаживания механизмов своей работы и достижения такого качества предоставляемых услуг, какое необходимо для сохранения статуса лицензиата.

В сентябре 2018 г. данный «переходный период» был окончен с принятием Правительством РФ постановления № 1090 от 13.09.2018 г., которым были внесены изменения в Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1110 от 28.12.2014 г. (далее — Положение о лицензировании), в частности, указанное положение было дополнено п. 4(1), устанавливающим перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Так, Правительством РФ к грубым нарушениям управляющими компаниями лицензионных требований отнесены:

‒ нарушение установленного пп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, п. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) лицензионного требования по выполнению работ и оказанию услуг по содержанию общедомового имущества надлежащего качества, выразившееся в:

 причинении вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

 непроведении лицензиатом гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения в многоквартирных домах (далее также — МКД);

 незаключении в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления МКД договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов;

‒ нарушение лицензионного требования по надлежащему исполнению обязанностей по договору управления МКД, выразившееся в:

 незаключении лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

 наличии у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

 отказе от передачи технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким МКД документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, электронных кодов доступа к оборудованию и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации МКД и управления им, принявшим на себя обязательства по управлению МКД организациям, а в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в таком доме. К данному нарушению также отнесено уклонение от осуществления перечисленных действий, а также нарушение сроков их совершения;

 нарушении лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания. Данное деяние будет считаться грубым нарушением лицензионных требований только с 01.03.2019 г.

  • нарушение лицензионного требования по своевременному прекращению осуществления управления МКД, выразившееся в непрекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта РФ, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями ч. 3 ст. 200 ЖК РФ. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 200 ЖК РФ в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК РФ управляющая компания обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД до дня назначения или возникновения в установленном законом порядке новой организации, осуществляющей действия по управлению многоквартирного дома, либо до дня начала осуществления непосредственного управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как и в случае с остальными видами деятельности, совершение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований влечет за собой не только последствия в виде привлечения компании к административной ответственности. Подобное деяние может привести к лишению компании права на управление некоторыми или всеми находящимися в ее ведении домами, а также к полному аннулированию выданной такой организации лицензии.

Однако отправным пунктом так или иначе является привлечение управляющей организации к административной ответственности.

В силу ч. 3 ст. 192 ЖК РФ полномочиями по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью управляющих организаций по управлению МКД наделены органы государственного жилищного надзора (далее — органы ГЖН).

В соответствии с ч. 5 ст. 20, ст. 196 ЖК РФ при выявлении грубых нарушений лицензионных требований орган ГЖН вправе, в том числе:

‒ составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, и передать материалы административного правонарушения в суд для привлечения управляющей организации к административной ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

‒ выдать предписание о прекращении нарушений лицензионных требований. В случае его неисполнения управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ

Согласно ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ «невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей».

Таким образом, фактически, органы ГЖН имеют два способа воздействия на управляющие компании, допускающие грубое нарушение лицензионных требований.

Как было указано выше, первым из способов является привлечение недобросовестных управляющих компаний к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ «в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований, из реестра лицензий субъекта РФ в соответствии с частью 5.2 статьи 198 ЖК РФ подлежат исключению сведения:

‒ о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены применительно к грубым нарушениям, установленным подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» пункта 4(1) Положения о лицензировании;

‒ обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению применительно грубым нарушениям, установленным подпунктами «в», «е», «ж» пункта 4(1) Положения о лицензировании.

Согласно ч. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ.

С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.

Таким образом, факт двукратного привлечения управляющей организации к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является основанием для лишения ее права управления находящимися в ее ведении домами, количество которых зависит от специфики выявленного нарушения.

Что же касается второго способа воздействия на недобросовестную управляющую компанию, то следует отметить, что такая организация может лишиться права управления многоквартирным домом также и в случае, если в результате выявления грубого нарушения лицензионных требований органом ГЖН было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии с ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ сведения обо всех находящихся под управлением управляющей организации многоквартирных домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ в случае, если в течение 12 месяцев со дня выдачи органом ГЖН предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных п. 1–5 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, лицензиату или должностному лицу (лицам) лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания.

Таким образом, вне зависимости от того, какие санкции были предприняты органом ГЖН к недобросовестной управляющей компании, неоднократное грубое нарушение лицензионных требований влечет за собой исключение сведений о многоквартирном доме, либо обо всех многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта РФ и лишение управляющей компании права на управление таким домом (домами).

Однако данный факт не лишает управляющую компанию возможности дальнейшего осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами как посредством управления не исключенными из реестра лицензий субъекта РФ домами, так и посредством заключения договоров управления в отношении иных многоквартирных домов.

Вместе с тем, законом предусмотрен механизм лишения лицензий компаний, которые систематически допускают грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении своей деятельности.

Согласно п. 4 ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ «О лицензировании») аннулирование лицензии влечет за собой прекращение ее действия, и, соответственно, с учетом положений ст. 3 ФЗ «О лицензировании» лишение управляющей компании права на дальнейшее осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, расширение зоны своей деятельности, получение права на управление иными, ранее не находившимися в управлении такой организации, многоквартирными домами.

Согласно ч. 18 ст. 20 ФЗ «О лицензировании» «действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии».

В силу ч. 1 ст. 199 ЖК РФ лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании соответствующего заявления органа ГЖН.

Указанное заявление подается органом ГЖН на основании решения лицензионной комиссии.

В свою очередь, лицензионная комиссия рассматривает вопрос об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случаях:

‒ исключения из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет 15 % (и более) от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд;

‒ отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Таким образом, если в результате действий управляющей организации из реестра лицензий субъекта РФ были исключены сведения о существенном количестве домов, то лицензия такой управляющей компании может быть аннулирована в судебном порядке.

Данный механизм является сложным, однако действенным инструментом отбора организаций, обладающих достаточной степенью профессионализма и добросовестности для осуществления управления многоквартирными домами.

Что же касается проблем, то в отсутствие разъяснений относительно применения вновь принятых законоположений, а также в отсутствие сформировавшейся судебной практики, возникает ряд вопросов относительно порядка определения факта совершения управляющими компаниями грубых нарушений лицензионных требований, одним из которых является определение среднемесячной величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

Так, содержание пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании, а также иных положений законодательства не содержит механизма определения размера среднемесячной величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

По мнению автора статьи, данная величина может быть определена по аналогии с ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ, согласно которой «среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется РСО, путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление МКД, за период действия договора ресурсоснабжения на количество месяцев их действия».

Однако разрешение этого и многих других вопросов будет достигнуто только по прошествии времени и формировании правоприменительной практики органов ГЖН по контролю за деятельностью управляющих компаний в части наличия в их действиях признаков грубых нарушений лицензионных требований.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 06.05.2011, № 97 (с послед. изм. и доп.);
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета, 12.01.2005. № 1. (с послед. изм. и доп.);
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», 31.12.2001, № 256;
  4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами» // Российская газета, 24.09.2018, № 212;
  5. Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» // Собрание законодательства РФ, 03.11.2014, № 44, ст. 6074.

Ужесточение с опозданием. Управляющие компании получили перечень грубых нарушений лицензионных требований

Фото: vstrg.info

Между тем в соответствии с постановлением Правительства РФ с 26 сентября грубыми нарушениями лицензионных требований управляющими компаниями считаются такие вещи, как:

  • ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования;
  • нарушения при эксплуатации лифтов;
  • задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев;
  • несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекшие угрозу для жизни или здоровья жильцов (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2018 г. № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами»).

Вместе с тем, нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания начнет считаться грубым нарушением лицензионных требований с 1 марта следующего года. Кроме того, документом установлено, что при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за такое нарушение с 7 октября из регионального реестра лицензий будут исключаться сведения о многоквартирном доме или домах. В зависимости от вида нарушения, это будет касаться либо домов, в отношении которых совершены такие грубые нарушения лицензионных требований, либо всех домов, управляемых лицензиатом.

По мнению юристов, имеющих отношение к сфере ЖКХ, к ужесточению лицензионных требований и управдомы, и жители МКД должны отнестись серьёзно, поскольку на кону стоит потенциальная возможность для управляющей организации потерять либо часть, либо все дома, находящиеся в управлении. Что фактически означает смерть бизнеса в этой сфере. Соответственно, собственники жилья могут потерять «свою» управляющую компанию. Особенно заметной такая зависимость может стать из-за проблемы жилищно-коммунальных платежей: двухмесячная задолженность УК перед ресурсоснабжающей организацией уже способна запустить процесс лишения лицензии.

«Многим компаниям теперь придётся серьёзно пересматривать организацию своей работы в части платёжной дисциплины, подготовки домов к отопительному сезону, содержания общедомового имущества», — заявил Самолёту источник в одной из череповецких РСО.

А вот представители самих управляющих компаний (особенно крупных) сохраняют спокойствие: они считают вступившие в силу требования «опоздавшие» — проблемы, которые они призваны регулировать и устранять, во многих УК уже решены.

«Я уже ни к чему не готовлюсь специально, — заявила Самолёту руководитель группы УК „Жилремстрой“ Галина Маврина. — Работаем в обычном режиме. Ничего нового для нас в постановлении нет. С содержанием газового оборудования мы давно разобрались, с лифтами тоже. Задолженности перед РСО у нас нет уже несколько лет, с тех пор, как мы перешли на прямые платежи населения за коммунальные ресурсы. Боимся ли новых ужесточений? А чего бояться?! Мы как пионеры — ко всему готовы!».

С коллегой согласен и один из руководителей ГК «Олимп» Сергей Васюнов: по его словам, новое постановление не слишком осложнило работу компаний группы, которые всегда серьёзно относились к исполнению договоров управления МКД. Впрочем, у Васюнова есть претензии к авторам постановления за некоторую односторонность подхода: «Они ужесточили ответственность УК за несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома. Хотелось бы, чтобы больше ответственности за состояние общедомового имущества, влияющего на безопасность, возлагалось и на собственников жилья, — говорит представитель «Олимпа». —Довольно часто на доме требуется проведение дополнительных ремонтов, других мероприятий, на которые нам указывают проверяющие, да и мы сами видим их необходимость. А собственники на собрании в ответ на наши предложения говорят «нет».

Остаётся добавить, что вступившие в силу требования — не первые изменения перечня лицензионных «новаций». 11 января в отношении управляющих компаний начало действовать ещё одно новое лицензионное требование — отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Антон Юрьев
СамолётЪ

Твитнуть Поделиться Поделиться Отправить Понравился материал? Поблагодари автора

Последствия осуществления медицинской деятельности без лицензии: наказания не избежать!

Контролирующими органами, осуществляющими присмотр за работой организаций здравоохранения, соответствию их действий с полученной лицензией, являются Федеральная служба по надзору, а также уполномоченные органы субъектов Российской Федерации.

Нормативно-правовая база

Ревизионные органы регулярно проводят запланированные и внеплановые походы по медицинским учреждениям либо к лицам, работающим в частном порядке. Их деятельность основывается на таких законодательных актах:

  • Постановление Правительства № 957 от 21 ноября 2011г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
  • ФЗ № 99 от 4 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Постановление Правительства № 291 от 16 апреля 2012г. «О лицензировании медицинской деятельности».

Информация! За несоответствие при работе требованиям полученной лицензии или ее отсутствием как таковой, имеются административная ответственность и уголовная.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Справка! При наложении штрафа изъятие имущества по обязательному принципу не производится, а осуществляется по усмотрению уполномоченных органов.

О том, как проверить лицензию на медицинскую деятельность самостоятельно любого учреждения, можно узнать в статье по ссылке.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для обычных граждан – 500 – 1 000 руб.;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;
  • 170 000 – 250 000 рублей или запрет на трудовую деятельность до девяноста дней.

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

  • для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;
  • для должностных лиц предполагаются в сумме 3 000 – 4 000 руб.;
  • по отношению к юридическим лицам штраф будет равняться 30 000 – 40 000 руб.

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

  • от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;
  • 5 000 – 10 000 руб. для должностных лиц;
  • 100 000 – 200 000 руб. либо приостановкой работы на 90 дней для юридических лиц.

Внимание! Наказание в некоторых случаях не ограничивается штрафными санкциями.

Уголовная ответственность

Согласно статье 171 и статье 235 Уголовного Кодекса РФ, если нелицензированная работа медика или организации привела к крупному ущербу гражданину либо была направлена на получение масштабного дохода, размеры которого утверждены статьей 169 УК РФ, последует наказание в виде:

  • принудительных работ сроком от 180 до 240 часов;
  • ареста на период от четырех месяцев до полугода;
  • тюремного срока, равного пяти годам.

Уголовное наказание несут в основном руководители организаций. Иногда оно может дополняться административными штрафами, если так сочтут нужным компетентные органы.

Во избежания проблем с законом, рекомендуем Вам получить необходимые для работы медицинские лицензии:

  • лицензирование медицинской деятельности;
  • лицензирование фармацевтической деятельности;
  • лицензия на техническое обслуживание, производство и ремонт медицинской техники;
  • лицензия для салона красоты.

Нарушая требования лицензионного соглашения либо работая и вовсе без него, работодатель рискует расплатиться за это большим штрафом либо лишением свободы на некоторый срок.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Медицина относятся к видам деятельности, которые подлежат лицензированию, так как их осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Вопросы лицензирования медицинской деятельности регламентируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности..» (далее — Постановление № 291).

Действующее законодательство предусматривает ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии или с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований. Такая ответственность установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ).

Административно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Санкции за работу без соответствующих разрешений предусмотрены ст. 6.2., ст. 14.1. и ст. 19.20. КоАП РФ, т.е. деятельность частнопрактикующих медицинских (фармацевтических) работников, медицинских (фармацевтических) коммерческих и некоммерческих организаций с указанными нарушениями подлежит квалификации по разным статьям КоАП РФ.

Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 рублей (согласно ст. 6.2. КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа (в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с ч. 1. ст. 19.20. КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности (АПД) на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Ответственность за осуществление медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований установлена ч. 3. ст. 14.1. и ч. 2. ст. 19.20. КоАП РФ, а с грубым нарушением лицензионных требований — ч. 4. ст. 14.1. и ч. 3. ст. 19.20 КоАП РФ.

Грубые нарушения лицензионных требований

Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4. и пп. «а» и «б» п. 5 Постановления № 291, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании. Таковыми являются несоблюдение требований к наличию площадей и медицинских изделий для выполнения медицинских работ (услуг); профессиональному образованию и стажу работы по специальности руководителей и их заместителей; наличию заключенных трудовых договоров со специалистами; наличию внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и соблюдению порядка их осуществления; соблюдению порядков оказания медицинской помощи; и другие.

Грубое нарушение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа:

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере от 4 000 до 8 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Аналогичные нарушения некоммерческими организациями влекут наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 рублей или АПД на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 тысяч до 250 000 тысяч рублей или АПД на срок до девяноста суток.

Негрубые нарушения лицензионных требований

Нарушение лицензионных требований лицензиатом, указанных в пп. «в» и «г» п. 5 Постановления № 291 (соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг и повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет), можно рассматривать в качестве простых нарушений.

Санкции за нарушение лицензионных требований, не относящиеся к грубым, менее жесткие по сравнению с санкциями за грубые нарушения — предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 3 000 до 4 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

За аналогичные нарушения некоммерческими организациями может быть применено предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • на должностных лиц — от 15 000 до 25 000 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 тысяч рублей.

Изменения в лицензировании медицинской деятельности ужесточили требования к лицензированию. В связи с тем, что продление лицензии на медицинскую деятельность не предусмотрено, она стала бессрочной, а при изменении адреса оказания услуг или выполнении новых работ (услуг) лицензия подлежит переоформлению (путем подачи заявления на переоформление медицинской лицензии), расширен перечень и содержание лицензионных требований, которые относятся к грубым нарушениям, по сравнению со старым порядком лицензирования медицинской деятельности.

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Уголовно-правовая ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

Уголовно-правовая ответственность за работу без медицинской лицензии наступает в случае причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Санкции за работу без лицензии, в таком случае предусматривают штраф в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев.

То же деяние, совершенное организованной группой и/или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

При этом крупным размером, крупным ущербом, доходом признаются стоимость, ущерб, доход в сумме, превышающей 2 250 000 тысяч рублей, а особо крупным — 9 000 000 рублей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *