Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность

Гражданский служащий приобрел гражданство Канады. Какие его действия будут правильными?

· уволиться с государственной гражданской службы

· сообщить в комиссию по урегулированию конфликта интересов

· в письменной форме сообщить об этом в кадровую службу государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу

· никаких действий предпринимать не нужно

478. В каком случае представитель нанимателя может НЕ отстранять государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы (допустить к исполнению должностных обязанностей):

· В случае появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения

· В случае привлечения в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации

· В случае обнаружения у данного государственного гражданского служащего конфликта интересов

· В случае не прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)

Гражданский служащий намерен сдать в аренду принадлежащее ему жилое помещение. Как ему поступить, чтобы соблюсти все требования законодательства?

· он не имеет права сдавать недвижимость в аренду

· он вправе заключить договор, но при этом обязан отражать полученный доход в справке установленной формы

· он должен поставить в известность своего непосредственного руководителя и представителя нанимателя

· он должен подать заявление в созданную в государственном органе комиссию по урегулированию конфликта интересов

Гражданский служащий изъявил желание вступить в профессиональный союз. Что ему надлежит сделать?

· он не может этого сделать, пока находится на государственной гражданской службе

· он должен получить разрешение представителя нанимателя

· он должен получить одобрение комиссии по урегулированию конфликта интересов

· он может вступить в профессиональный союз, не предпринимая более никаких действий

Что должен сделать гражданин, официально являющийся членом политической партии, при поступлении на государственную гражданскую службу?

· приостановить членство в партии с момента заключения с ним служебного контракта

· уведомить представителя нанимателя о своем членстве в политической партии

· подать заявление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

· не обязан предпринимать никаких действий

Несколько гражданских служащих решили создать в государственном органе, в котором они проходят государственную гражданскую службу, первичную ячейку одной из политических партий. Насколько это правомерно?

· это правомерно

· это правомерно, если данная политическая партия входит в состав государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

· это правомерно, если количество желающих создать ячейку данной партии составляет не менее 50% от численности персонала данного государственного органа

· это неправомерно

Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность в орган местного самоуправления. Что произойдет, если он будет избран?

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления

· он сможет совмещать должность государственной гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления, если в государственный орган из органа местного самоуправления будет направлено официальное ходатайство

· ему будет запрещено замещать должность государственной гражданской службы

· вопрос о возможности совмещения должности государственной гражданской службы и выборной должности в органе местного самоуправления будет решаться представителем нанимателя

Гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок, за который ему решено объявить дисциплинарное взыскание. В каком случае это будет сделано правильно?

· за один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание

· за незначительный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание, за значительный проступок – два

· количество дисциплинарных взысканий определяется руководителем в зависимости от тяжести проступка

· в дополнение к дисциплинарному взысканию может быть наложен денежный штраф

485. За совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

· Замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы

· Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы

486. Гражданский служащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если он не подвергнут новому дисциплинарному взысканию:

· В течение шести месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение девяти месяцев со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение года со дня применения дисциплинарного взыскания

· В течение двух лет со дня применения дисциплинарного взыскания

487. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· По собственной инициативе

· По письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя

· По собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или профсоюзного органа

488. Дисциплинарное взыскание к государственному гражданскому служащему по результатам аудиторской проверки не может быть применено, если со дня совершения дисциплинарного проступка истекло:

· Шесть месяцев

· Один год

· Полтора года

· Два года

489. К числу поощрений и награждений за государственную гражданскую службу НЕ относится:

· Награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка

· Объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения

· Выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет

· Досрочное снятие дисциплинарного взыскания

490. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· В комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд

· Руководителю государственного органа или в суд

· В комиссию государственного органа по служебным спорам, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов или в суд

· В суд

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

• Младшая

· Старша

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

• работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

• Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

службы

• Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да,но предварительно он должен не менеегода состоять вкадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

■ иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

• все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?

Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?


■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

• Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

·

Гражданский служащий решил баллотироваться на выборную должность в орган местного самоуправления. Что произойдет, если он будет избран?

· Он сможет совмещать должность гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления

· Он сможет совмещать должность гражданской службы и выборную должность в органе местного самоуправления, если в государственный орган из органа местного самоуправления будет направлено официальное ходатайство

• Ему будет запрещено замещать должность гражданской службы

■ Вопрос о возможности совмещения должности гражданской службы и выборной должности в органе местного самоуправления будет решаться представителем нанимателя

130. Гражданский служащий совершил дисциплинарный проступок, за который ему решено объявить дисциплинарное взыскание. В каком случае это будет сделано правильно?

За один дисциплинарный проступок налагается только одно дисциплинарное взыскание

· Занезначительный проступок налагается одно дисциплинарное взыскание, за значительный проступок — два

· Количество дисциплинарных взысканий определяется руководителем в зависимости от тяжести проступка

· В дополнение к дисциплинарному взысканию может быть наложен денежный штраф

Неправомерное поручение

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения.

=======================

В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащийобязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

=====================

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы;

б) избрания или назначения на муниципальную должность;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе МСУ, аппарате избирательной комиссии МО;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе МСУ, избирательной комиссии МО, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган МСУ, избирательную комиссию МО, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа МСУ, избирательной комиссии МО с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других МО, а также с органами государственной власти и органами МСУ иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии МО и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы МО награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах МСУ, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

====================

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы.

===================

Нормативными правовыми актами органов МСУ в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ устанавливаются виды поощрений муниципальных служащих и порядок их применения, а также дисциплинарные взыскания. Последние могут налагаться за совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

======================

Представитель нанимателя (работодатель) имеет право

применитьследующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение со службы по соответствующим основаниям.

====================

Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

На муниципальных служащих распространяется законодательство о труде с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе». Так, помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

2) прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.

Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

====================****=========================

Тема 7. Муниципальное управление. Формы и методы работы

органов местного самоуправления

1. Процесс муниципального управления.

2. Формы и методы работы местных органов самоуправления.

3. Работа с населением, общественными организациями, предприятиями

=================

7.1. Процесс муниципального управления.

В основу системы организационных форм МСУ положено традиционное для государственно-правовой науки деление на:

— формы непосредственной демократии;

— формы представительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений.

========================

В основе представительной демократии лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий, избираемым или коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:

— местный референдум;

— муниципальные выборы;

— голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ, голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования муниципального образования;

— сход граждан;

— правотворческая инициатива граждан;

— территориальное общественное самоуправление;

— публичные слушания;

— собрания граждан;

— конференция граждан;

— опрос граждан;

— обращения граждан в органы местного самоуправления.

Порядок организации форм непосредственной демократии

на местном уровне

Проблема правомерности действий государственного служащего при получении незаконного приказа руководителя *

<*> Demin A.A. Problem of legitimacy of actions of state official if illegal order of the chief is received.

Демин А.А., доцент кафедры административного права Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема исполнения незаконного распоряжения начальника в условиях борьбы с коррупцией, зачастую связанная с такими указаниями подчиненным, становится актуальной и требующей обсуждения. Незаконный приказ не должен выполняться под страхом ответственности обеих сторон.

Ключевые слова: неправомерное поручение, незаконный приказ, правомерность, акты управления, государственная служба, регламент.

Key words: illegal instruction, illegal order, legitimacy, acts of management, state service, regalement.

Немецкий юрист XIX в. Рудольф фон Иеринг проводил мысль: «…никакая несправедливость, выпадающая на долю человека, как бы она ни была велика, далеко не может — по крайней мере для беспристрастного нравственного чувства — сравняться с той, которую совершает установленная Богом власть, когда она сама нарушает право. Юридическое убийство, как это удачно обозначает наш язык, есть настоящий смертный грех в области права. Страж и блюститель закона превращается в его убийцу. Это — то же, что врач, отравляющий больного, опекун, придушающий опекаемого» <1>. Эта патетика имеет определенное отражение и в нашей жизни, когда властвующие лица отдают заведомо незаконный приказ или не выполняют самими ими же установленные правила.

<1> Иеринг Р. фон. Борьба за право. М.: Феникс, 1991. С. 44.

Можно сказать, что, пока не возникло сомнений, приказы должностного лица презюмируются законными. Они обязаны выполняться их адресатами. Это так называемые оспоримые акты управления, в отличие от актов ничтожных. Ничтожные акты не должны исполняться с самого начала, как незаконные.

В правовом регулировании государственной службы Российской Федерации право невыполнения незаконного приказа государственными служащими является относительно новым институтом. До сих пор распространены представления об обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться приказам начальника. Пункт 9 действующего Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495, в частности, предусматривает, что право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия. И даже подав жалобу на незаконные в отношении его указания командира, военнослужащий «не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей» (п. 108). Причем указанные строгости являются только особенностью, спецификой военной или правоохранительной службы, но не принципиальным отличием от государственной службы вообще <2>.

<2> Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. С. 55, 59.

Впервые право не исполнять явно незаконные приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, даже изданные в пределах их должностных полномочий, было закреплено в п. 8 Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267 <3>. Затем это положение было развито в п. 4 ст. 14 ФЗ N 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

<3> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 52. Ст. 5073.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» текстуально гласит:

«2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

  1. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами».

Из приведенного текста следует, что подчиненный должен объяснить своему руководителю, как правильно трактовать закон, который руководитель, по его мнению, нарушает. Это малореальная ситуация в нормальном государственном аппарате.

В истории известен случай, когда Министр обороны РФ П.С. Грачев, всегда верно служивший Б.Н. Ельцину, получив от него приказ на штурм Верховного Совета в октябре 1993 г., попросил дать этот приказ письменно. Б.Н. Ельцин такой приказ выдал <4>, но через некоторое время П.С. Грачев перестал быть Министром обороны РФ. Если справочник видных лиц в РФ 1993 г. содержит положительные качества П.С. Грачева как военачальника <5>, то подобная книга 1999 г. <6> уже не упоминает его вообще среди лиц, отнесенных ее составителями к федеральной элите.

<4> Ельцин Б. Записки президента. М.: Огонек, 1994. С. 386.
<5> Кто есть кто в России и ближнем зарубежье: Справочник. М.: Издательский дом «Новое время», 1993. С. 186 — 187.
<6> Федеральная элита: Кто есть кто в политике и экономике / Глав. ред.-сост. А.А. Мухин. М.: Аванта+, 1999.

Вполне обоснованно не удовлетворена таким регулированием и профессор М.А. Лапина. Она вносит свои предложения: «Думается, что на практике такой алгоритм действий гражданского служащего в случае получения от руководителя неправомерного поручения может не привести к желаемым результатам. В Законе, на наш взгляд, в этом случае необходимо было предусмотреть другие возможности для подчиненного гражданского служащего. К примеру, гражданский служащий, обнаруживший, что от него требуют совершения неправомерного или противоречащего его должностному регламенту действия, обязан информировать об этом руководителя государственного органа или службу собственной безопасности, а также правоохранительные органы. При этом необходимо предусмотреть возможность предоставления соответствующей информации как гласно, так и конфиденциально в зависимости от обстоятельств и порядка, установленного законодательством. В случае использования такой возможности подчиненный государственный гражданский служащий освобождается от любой юридической ответственности и по возможности даже поощряется» <7>. По действующему законодательству исполнитель несет ответственность наравне с руководителем даже в случае прохождения всей указанной в п. 3 ст. 15 процедуры. Подобное переложение ответственности с руководителя на подчиненного, с головы на ноги, представляет собой худший вариант узаконивания безответственности руководителя.

<7> Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М.: Изд-во Института проблем риска, 2006.

Такое же положение находит закрепление и в актах субъектов РФ, копируется. Так, ст. 56 «Ответственность муниципального служащего за исполнение неправомерного распоряжения» Закона Иркутской области от 15 мая 1998 г. «О муниципальной службе в Иркутской области» закрепляет: «Муниципальный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает данное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административным правонарушением либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за последствия исполнения муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель» <8>.

<8> Ведомости ЗС Иркутской области. 1998. N 20.

В каких же случаях возникает ситуация, когда исполнитель может собственной волей признать приказ вышестоящего по службе начальника незаконным и считать себя свободным от обязанности его выполнять? Ряд таких ситуаций прямо закреплен в законодательстве.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. Это диспозиция ст. 220 Трудового кодекса РФ о требованиях к условиям охраны труда. Следует считать, что эта статья применима также и к труду государственных служащих.

Такой же является ситуация, например, предусмотренная ст. 288 УК РФ «Присвоение полномочий должностного лица». Статья предусматривает, что присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 3 месяцев. При самооценке, что кто-то присвоил полномочия должностного лица, как это описано выше, исполнитель не должен выполнять его указания.

Ряд подобных составов правонарушений содержит и КоАП РФ. Это, например, «вмешательство с использованием должностного или служебного положения в работу избирательной комиссии, комиссии референдума либо в работу членов избирательной комиссии, комиссии референдума, связанную с исполнением ими своих обязанностей» (ст. 5.2 КоАП РФ, с 2003 г. отмененная). Другой состав — ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство» — самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В связи с постановкой проблемы перехода Российской Федерации на принципы профессиональной армии, армии контрактников вместо всеобщей воинской повинности встает вопрос оценки законности приказа командира, например, на участие военнослужащих в контртеррористической операции в условиях, когда выплата предусмотренного контрактом жалованья несовершенна, т.е. когда государственная сторона контракта свои обязательства не выполняет. При обсуждении 16 апреля 2003 г. в Государственной Думе РФ вопроса о причинах сложившейся критической ситуации, связанной с систематическим недофинансированием силовых структур РФ по выплатам военнослужащим положенных денежных средств за фактическое исполнение обязанностей по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике и мерах по ее разрешению, первый заместитель Министра финансов РФ А.В. Улюкаев, в частности, сказал: «Согласно нормативно-правовой базе основанием по постановлению Правительства для выплаты указанного вознаграждения является приказ регионального оперативного штаба. В суды же военнослужащие представляют иные учетные документы, которые согласно постановлению Правительства не являются нормативными для определения реального участия и реальной выплаты денежного вознаграждения, а именно журналы учета боевых действий, представляют свидетелей того, что они фактически пребывали на территории Чеченской Республики и принимали участие в боевых действиях» <9>. Подпадает ли эта ситуация под проблему исполнения незаконного приказа, если военные власти не обеспечили денежного содержания, выполнения со своей стороны условий контракта? Или если выполнение приказа командира впоследствии власти Министерства финансов законными не признают в силу «нормативно-правовой базы Правительства», как говорит А.В. Улюкаев.

<9> Государственная Дума: Стенограмма заседаний. 2003. N 235. С. 19.

В американской контрактной армии времен вьетнамской войны отмечались случаи, когда профессиональные, наемные солдаты отказывались идти в бой, поскольку в противоречие с контрактом на завтрак им не был предоставлен шоколад, который по контракту должен был быть выдан. Принципиально иная ситуация с оценкой законности или незаконности приказа военнослужащим на выполнение боевых действий возникала в Израиле, когда 27 израильских летчиков 24 сентября 2003 г. отказались вылетать на выборочное уничтожение лидеров палестинского сопротивления, поскольку посчитали аморальными действиями расстрел с воздуха автомашин, в которых, по сведениям израильской разведки, могли находиться «экстремисты», так как они гибнут вместе со своей охраной или родственниками. Руководство Израиля заявило, что к летчикам могут быть применены меры ответственности.

Вызывают сомнения с точки зрения их правомерности указания начальника при использовании государственного служащего не в служебных целях. Например, описан случай, когда сотрудники и слушатели Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина не преподавали и не учились, а в течение полумесяца фасовали чай — по два пакетика в один целлофановый плюс рекламный проспект лицевой стороной наружу. Они были уверены, что фасуют чай для солдат в Чечне. Но на самом деле их обманули: кто-то просто нашел дешевую рабсилу для проведения рекламной акции <10>. Можно ли наказывать сотрудников этой Академии за выполнение незаконного приказа ввиду того, что это единственное в России специализированное учебное заведение, готовящее руководящий состав для Военно-Воздушных Сил, полмесяца не выполняло обязанности своего основного назначения?

<10> Чай, не гордые. Офицеров из академии им. Гагарина сдали в рабство чайной компании // Московский комсомолец. 2003. 17 октября. С. 1 — 2.

Сложным правовым моментом в подобных случаях является определение субъекта, имеющего право решать, является ли приказ начальника соответствующим законодательству или нет. С точки зрения Б.Н. Ельцина, расстрел им парламента в октябре 1993 г. совершенно правомерен, поскольку сам Ельцин считал парламент коммунистическим, а идеологию коммунизма он признает преступной и не имеющей права на существование. С точки зрения коммунистов (по крайней мере их), этот расстрел — преступление. То есть оценки общественных процессов практически всегда носят субъективный характер и не совпадают. Государственный аппарат не может нормально функционировать, если каждый государственный служащий на свой вкус будет оценивать, выполнять ли ему приказ или нет.

Признание в законодательстве того факта, что государственный служащий обязан выполнять приказ, если этот приказ дан письменно, не закрывает проблему применения ответственности и к тому лицу, которое отдало письменный приказ. Ведь нельзя же оставить неправомерное действие вообще без ответственности, поскольку государство и право сильны не тяжестью наказания, но неотвратимостью ответственности. И теория, и практика исходят из того, что за действия своих должностных лиц отвечает государство в целом как субъект права. «В особенности же это относится к представителям вооруженной силы. За действия портовых и таможенных властей в отношении иностранных судов и товаров государство отвечает лишь тогда, когда они носят неправомерный характер, то есть нарушают постановления внутреннего права государства или его международные обязательства» <11>.

<11> Энциклопедия государства и права / Под ред. П. Стучки. Т. III. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1930. С. 131 — 132.

На запрете выполнения незаконного приказа относительно подробно остановился ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. В ч. 2 ст. 15 он подробно урегулировал процедуру разрешения разногласий двух государственных служащих, начальника и подчиненного, в отношении собственного понимания каждым из них режима законности, понятия законного и незаконного, справедливого и несправедливого, рационального или нерационального. В сущности, такое регулирование должно иметь место, однако принятый вариант указывает на наличие серьезных внутренних противоречий в государственном аппарате, конфронтации, конфликта государственных интересов с частными и прочих проблем, элементарно снижающих эффективность государственного аппарата и государственной службы. И частично снимает вопрос служебной дисциплины, включающей повиновение распоряжениям начальника.

В некоторые исторические моменты государственной службы такое выяснение невозможно. Например, во время обмена с похитителями трупами убитых ими детей в Беслане в 2004 г. часть детей, пользуясь отвлекающим моментом, бросилась бежать из школы от похитителей, бандиты начали стрелять в убегающих заложников, и тогда без намерения штурма оцепление стало стрелять по бандитам, спровоцировав штурм школы с заложниками. Из-за этой, а возможно, и других несбалансированностей в оцеплении и неумения правильно рассчитать ситуацию около 200 школьников погибло, а бандиты ушли из оцепления. В мирное время армия не имеет права стрелять в граждан своего государства. Все приказы о стрельбе — незаконны. В этих условиях диспозиции Закона N 79-ФЗ о запрете исполнения незаконного приказа повисают в воздухе как дань выдуманной демократии, как показатель неспособности властвующих структур правильно организовать жизнь в государстве.

Указанная часть 2 ст. 15 Федерального закона N 79-ФЗ особенно трудно применима, когда начальник дает указание в устной форме.

Закон обходит своим вниманием способ разрешения таких конфликтов, оставляя стороны со своей совестью и судом, в который им, возможно, надо будет обращаться. Закон грозит последствиями, не давая, не умея дать нормальное разрешение конфликту. Представляется, что пока в стране нет дисциплинарных трибуналов, как судов административной юстиции по служебным спорам, — не требуется специальной процедуры для доказательства превышения полномочий лицом, отдающим такие приказания.

О проблеме неподчинения незаконным распоряжениям властей в своих трудах пишет О.В. Мартышин: «Сознательный патриот, по типологии Грина, нередко мучительно решает дилемму, подчиняться ему или нет распоряжениям власти: подчиняться — совесть не велит, а не подчиняться — навлечь на себя гонения.

В основе концепции неповиновения государству лежит принцип взаимной обязанности сторон. Невыполнение своего долга государством освобождает от повиновения гражданина.

Излишне напоминать о знаменитых исторических документах XVIII в., в которых признается право народа на восстание против тирании и угнетения. Эта традиция сохраняется в ряде современных конституций, в частности в Конституции ФРГ (ст. 20 ч. 4). Правомерность сопротивления, как представляется, не отрицается и Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.» <12>. Это важное заключение О.В. Мартышина.

<12> Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. N 7. С. 11.

Проблема исполнения незаконного приказа отразилась в судебной практике в случае ответственности рядовых исполнителей приказа руководства при разгоне демонстрации граждан против действия норм Федерального закона N 122-ФЗ о ликвидации льгот советского периода, их монетизации.

В Башкортостане народ вышел на демонстрации против отмены «льгот». По указанию о наведении порядка милиционеры разогнали демонстрацию противников Закона силой, при этом пострадали физически множество граждан, боровшихся за свое собственное, своей работой в советский период заработанное материальное наполнение этих льгот и компенсаций.

Вот как откликнулась «Российская газета», официальный орган государства: «Прокуратура Башкортостана наконец закончила расследование уголовного дела в отношении еще 8 милиционеров из райцентра Благовещенск. Материалы дела переданы в местный районный суд. Следствие закончено, но остаются вопросы — и правовые, и моральные. Ведь подобная ситуация может повториться в любой момент в любом месте. Напомним, что в результате «профилактической операции» милиции потерпевшими официально признаны 342 жителя Благовещенска. В семьях этих людей, в основном молодых, не утихают разговоры о том страшном дне. Для большинства все случившееся стало шоком, от которого молодые люди и их родные еще не скоро отойдут» <13>. При этом милиционеры осуждаются не за выполнение незаконного приказа, а за эксцессы.

<13> Федосеенко В. За кулаки ответят подчиненные. Десять милиционеров из Благовещенска ждут суда. Большие чины отвечать не будут // Российская газета. 2005. 3 августа. С. 2.

Самыми известными как незаконные в современной истории России являются приказы на применение огнеметов против гражданского населения при штурме школы в Беслане в 2004 г. и выжигание напалмом четырех верхних этажей Дома Правительства РФ в Москве в ночь с 4 на 5 октября 1993 г.

Без объявления военного положения армия не может быть применена против собственного народа, поскольку армия существует для уничтожения врага, для обращения с собственным народом существуют иные вооруженные формирования. Указанные действия составляют военное преступление, срока давности для ответственности за которое не существует.

Отдача административного приказа о непосредственном уничтожении террористов без суда и следствия, как представляется, — незаконный приказ, выполнение которого запрещено законодательством о государственной службе. В Конституции РФ 1993 г. — никто не может быть признан виновным без приговора суда (п. 1 ст. 49), при этом каждый имеет право на жизнь (п. 1 ст. 20). После убийства российского дипломата в Ираке возник вопрос о легитимности превентивных действий спецслужб РФ за пределами России.

Напомним, что В.В. Путин распорядился найти и покарать убийц российских дипломатов в Ираке. Директор ФСБ Н. Патрушев сообщил, что недавно созданный Национальный антитеррористический комитет будет координировать работу российских спецслужб по выполнению поручения главы государства. Но для этого необходимо принять специальное постановление верхней палаты Федерального Собрания РФ об использовании армии за пределами России. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что спецслужбы и Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба Вооруженных Сил за пределами нашей страны будут использоваться для противодействия международному терроризму и защиты российских граждан <14>.

<14> Федосенко В. Право на возмездие оставляет за собой Российское государство в борьбе с терроризмом // Российская газета. 2006. 3 июля. Столичный выпуск. С. 1 — 2.

Но нельзя не видеть, что без изменения цитированной выше Конституции РФ такое решение законным образом принять нельзя. «Прямое действие» незаконно.

Случай непосредственного «прямого действия» при разрешении конфликтной ситуации в воинской части произошел в армии <15> 30 января 2007 г. в Подмосковье в элитной Таманской дивизии. В части началась драка русских с поступившими в часть новобранцами из Дагестана, поскольку вновь прибывшие сразу стали брать власть в свои руки. Командир капитан Бондаренко построил роту и стал выяснять обстоятельства. При этом в закрытую дверь настойчиво постучали, видимо, подмога своим соплеменникам. Оценив конкретную ситуацию, капитан Бондаренко взял автомат у одного из солдат, развернулся и дал очередь по двери. Находившийся за дверью дагестанец Джабраилов скончался. Возбудили уголовное дело против капитана. Выступил «посол», представитель Дагестана, М. Саигидов, солдатские матери, все с защитой дагестанца и требованием осудить офицера на 10 лет с компенсацией от воинской части морального вреда родственникам убитого.

<15> URL: http:// svobodanews.ru/ Article/ 2007/ 01/ 30/ 20070130123722517.html.

Во времена разгула дедовщины и националистического разбоя руководство страны с этой напастью справиться либо не может, либо не желает. Остается совершать противоправные действия по наведению «конституционного порядка» вне зависимости от национальности военнослужащих. Выступление «посла» по националистическому принципу вообще можно квалифицировать как пропаганду национальной розни, особый, привилегированный статус для лиц нерусской национальности.

Интересно, что в Инструкции по организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 12 апреля 2005 г. N 116, специально отмечено, что «сотруднику не могут отдаваться приказы, распоряжения, указания, не имеющие отношения к службе в органах наркоконтроля или направленные на нарушение закона». Сотрудник органов наркоконтроля, говорится далее в Инструкции, в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения приказа обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме непосредственному начальнику, начальнику, отдавшему приказ, или вышестоящему начальнику. Если непосредственный начальник, а в его отсутствие вышестоящий начальник подтверждает этот приказ, сотрудник обязан его выполнить, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административным правонарушением или уголовно наказуемым деянием. С учетом, что суды ежедневно ломают голову над квалификацией деяния, является ли оно уголовно наказуемым, вменение в обязанность рядового исполнителя оценить собственными силами ситуацию является фарсом.

Случай прямого выполнения незаконного приказа, выполнение которого повлекло ответственность обоих должностных лиц, приводит газета <16>. Казус заключается в следующем. 5 февраля 2006 г. диспетчеру екатеринбургского аэропорта Кольцово дежурный линейного отдела внутренних дел на транспорте капитан Закиров сообщил, что в отправившемся в Санкт-Петербург Ту-134 заложено взрывное устройство. Самолет, подлетавший к Перми, был развернут для посадки в аэропорту вылета. При осмотре самолета взрывного устройства найдено не было. А дело заключалось в том, что начальник отдела милиции полковник Мухаметханов провожал с этим рейсом своих знакомых бизнесменов, но проводы в банкетном зале затянулись, и самолет взлетел без них. Тут-то полковник и отдал приказ дежурному линейного отдела внутренних дел сообщить диспетчеру о заложенном взрывном устройстве, чтобы вернуть самолет в Кольцово. Газета пишет: «Закиров выполнил приказ, хотя знал, что это преступление. Лайнер вернулся в Кольцово, и, после того как саперы ничего взрывоопасного в самолете не нашли, снова была объявлена посадка. К 40 пассажирам, снова поднявшимся на борт, присоединились и отставшие коммерсанты с берегов Невы».

<16> Горлов А. Заведомо ложная мина. «Всемогущий» полковник милиции — на скамье подсудимых // Российская газета. 2006. 12 сентября. С. 14.

Возбуждение уголовного дела отделом прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе явилось правильным правовым действием. Плохо только то, что вместо возрастания ответственности по степени тяжести мы имеем провал в области дисциплинарной и административной ответственности, а работает только самый угрожающий и психологически самый тяжелый вид ответственности — уголовная. Вместе с тем если бы применялась ответственность по возрастающей степени тяжести, начиная с административной, то до уголовной дело, возможно, и не дошло бы.

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

Статья 15. Основные обязанности гражданского служащего

1. Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;2) Замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;в органе местного самоуправления;

3) Осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5) Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). 7) Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, 8) Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, 11) Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных)

14) Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

1. Гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые гражданским служащим в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

22/2 Права и обязанности государственных служащих:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно — технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально — экономических и профессиональных интересов;

12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Запреты, связанные с гражданской службой

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
    • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации;
    • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  3. Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  4. Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  5. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  6. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  7. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.
  8. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  9. Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  10. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  11. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  12. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  13. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  14. Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  15. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  16. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  17. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

  1. В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
  2. Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *