Государственная экспертиза труда

Содержание

Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • определений судебных органов;
  • обращений органов испол­нительной власти;
  • обращений работодателей, объединений работодателей;
  • обращений работни­ков, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • обращений органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющи­ми право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, то органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запраши­вают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и мате­риалы находятся в распоряжении таких органов либо органов органи­заций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственная экспертиза условий труда

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе, в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

  • При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитете, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
  • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

  • Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
  • В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В электронной форме жалоба может быть подана заявителем посредством:
    • официального электронного адреса Комитета ktzn@gov.spb.ru;
    • Портала.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через структурное подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ). При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.

Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом. В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указывается:

  • наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения при жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать текст жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, тел. (812) 576‑44‑80), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, должностных лиц, государственных гражданских служащих Комитета осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Об экспертизе качества проведения специальной оценки условий труда

Одной из целей государственной экспертизы условий труда (далее-экспертиза) является оценка качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ).

Экспертиза проводится в соответствии со ст. 216.1 ТК РФ и частью 1 ст. 24 Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Процедура проведения экспертизы установлена приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда».

Экспертизу в целях оценки качества проведения СОУТ осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее — органы государственной экспертизы условий труда).

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании: представлений государственной инспекции труда, определений судебных органов, а также обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов и страховщиков.

Государственная инспекция труда может обратиться за проведением экспертизы в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона о СОУТ, а также на основании заявлений работников, профессиональных союзов, работодателей, страховщиков.

Если заявителем экспертизы являются представители судебных органов, государственной инспекции труда, органов исполнительной власти, то экспертиза оценки качества СОУТ проводится бесплатно.

Если работники, представители профессиональных союзов, работодатели и страховщики непосредственно обращаются в органы государственной экспертизы условий труда, то такая экспертиза проводится на платной основе за счет средств заявителя.

Размер платы за проведение экспертизы определен приказом Минтруда России от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Для проведения экспертизы заявитель направляет в орган государственной экспертизы условий труда заявление о проведении экспертизы. Если объектом государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения СОУТ, то в заявлении необходимо указать сведения об организации, проводившей СОУТ. Помимо этого, в заявлении необходимо указать: полное наименование заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, наименование объекта экспертизы, сведения о ранее проведенных экспертизах и оплате экспертизы.

В случае если заявление подано работодателем, то к нему прилагаются отчет о проведении СОУТ и предписания должностных лиц государственной инспекции труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона о СОУТ.

Заявление и указанные документы могут быть представлены в уполномоченный орган на бумажном носителе лично или переданы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа по Интернету, в том числе через «Единый портал государственных и муниципальных услуг».

Срок проведения экспертизы не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации оснований для проведения государственной экспертизы, но может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации, разъяснений, проведения дополнительных исследований.

Проводит экспертизу государственный эксперт или группа экспертов, назначаемые руководителем государственной экспертизы. Государственный эксперт обязан обеспечивать объективность и обоснованность своих выводов, сохранность материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений. Он не вправе участвовать в проведении экспертизы, если это может повлечь конфликт интересов или создать угрозу его возникновения.

По результатам государственной экспертизы качества проведения СОУТ государственным экспертом или экспертной комиссией составляется заключение, один экземпляр которого выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии заключения экспертизы направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей СОУТ.

Разногласия по вопросам проведения экспертизы в целях оценки качества проведения СОУТ рассматриваются Минтруда России бесплатно.

Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества проведения СОУТ установлены приказом Минтруда России от 22.09.2014 № 652н «Об утверждении Порядка рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательств».

Кочарян Л.С.,

эксперт по специальной оценке условий труда ООО «ЭАЦ «Технологии труда»

Экспертиза качества результатов СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда имеют первоочередное значение как при начислении компенсаций и льгот (за работу во вредных и опасных условиях труда), так и при формировании будущей пенсии. Именно контролю качества проведения специальной оценки условий труда уделяется особое внимание.

Оценка результатов СОУТ может быть обжалована в случае несогласия с ними работодателя или работников. Для проверки их объективности проводится отдельная процедура — экспертиза качества результатов СОУТ, предусмотренная ст.24 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Порядок подачи заявления на экспертизу качества специальной оценки условий труда

  • Порядок подачи заявления на экспертизу качества специальной оценки условий труда
  • Документы, прилагаемые к заявлению
  • Как проводится оценка качества специальной оценки условий труда
  • Срок реализации экспертизы специальной оценки условий труда
  • Выявление нарушений в результате экспертизы

Заявление на проведение государственной экспертизы СОУТ по качеству может быть подано:

  • Представителями территориальных органов Роструда, судебных органов или ГИТ (в качестве контрольно-надзорного мероприятия по проверке работы организации, проводящей спецоценку). В этом случае проведение экспертизы осуществляется за счет бюджетных средств;
  • Непосредственно работниками, профсоюзами или работодателем, усомнившимися в качестве проведенной оценки. В этом случае государственная экспертиза качества специальной оценки условий труда проводится за счет заявителя. Заявление при этом рекомендовано подавать в органы Государственной инспекции труда (ГИТ) или органы Роструда: если, рассмотрев заявление, они сочтут основания для проведения экспертизы весомыми, то сами инициируют проведениие экспертизы, и тогда для работодателя она будет бесплатной.

Размер стоимости проведения экспертизы определяется приказом Минтруда от 09.10.2014 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда».

Документы, прилагаемые к заявлению

Для проведения государственной экспертизы специальной оценки условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы пакет документов:

  • заявление (с указанием полного наименования организации, адрес и контакты, сведения о ранее проведенных экспертизах, информацию об оплате экспертизы);
  • данные об организации, проводившей спецоценку;
  • отчет о проведении СОУТ;
  • предписания контрольно-надзорных органов об устранении нарушений и проведении экспертизы.

Заявление может быть подано как лично заявителем, так и в электронном виде или по почте. Доступна возможность подачи заявления через портал государственных услуг.

Как проводится оценка качества специальной оценки условий труда

Экспертиза качества специальной оценки условий труда призвана проанализировать:

  • правильность и достоверность сведений о вредных и опасных факторах, обнаруженных на оцененных рабочих местах;
  • достоверность проведенных исследований и измерений найденных вредных и опасных факторов;
  • достоверность определения итогового класса (подкласса) условий труда на оцененных рабочих местах.

Срок реализации экспертизы специальной оценки условий труда

Срок проведения государственной экспертизы СОУТ составляет не более 30 рабочих дней с момента регистрации заявления, но может быть продлен при необходимости (дополнительные исследования, сведения и др.) на срок до 90 дней.

При необходимости могут быть организованы повторные замеры вредных и опасных факторов на производстве. По результатам экспертизы должностные лица органа государственной экспертизы составят заключение о соответствии (несоответствии) условий труда нормативным требованиям и передадут итоговые данные в ФСС, контрольно-надзорные органы, профсоюзы и суд.

Выявление нарушений в результате экспертизы

Если государственная экспертиза СОУТ обнаружит нарушения (установленный организацией, проводившей СОУТ, класс условий труда не соответствовал действительности, какие-то вредные или опасные производственные факторы были пропущены либо измерены неверно, работы проводились с нарушением законодательства и т. д.), заявитель будет вправе обратиться в суд и потребовать с компании-подрядчика, которая провела неверную спецоценку, финансовой компенсации.

Штраф для юридического лица в этом случае составит до 200 000 рублей, для ошибившихся экспертов — до 50 000 рублей, либо дисквалификация на срок до 1 года.

До 31 декабря 2018 года все, у кого есть наемные работники, должны провести специальную оценку рабочих мест.

Наталия Челован сделала спецоценку

Эта статья для малых предприятий и ИП, потому что крупные сами все знают.

На самом деле мало провести спецоценку — нужно еще заполнить декларацию и подать ее в трудовую инспекцию. И уже тут начинаются нюансы.

Этой весной я проводила спецоценку в маленьком агентстве недвижимости. Нужно было оценить четыре офисных места, расположенных в центре Санкт-Петербурга, запас времени у меня был. В итоге я заплатила 6000 Р за оценку четырех рабочих мест и осталась довольна. Расскажу по порядку.

Что такое специальная оценка условий труда

СОУТ — это оценка рабочих мест: эксперты определяют вредные производственные факторы и оценивают, насколько показатели на производстве соответствуют нормативам.

Есть закон, по которому организации с работниками должны проводить специальную оценку рабочих мест, сокращенно СОУТ. По ее результатам определяют класс условий труда. В зависимости от класса считаются взносы, закупается спецодежда или, например, устанавливаются дополнительные светильники.

Оценку проводят специализированные фирмы. Эксперт такой фирмы приходит в офис или на производство, проверяет все, а потом пишет отчет. На основании этого отчета вы заполняете и подаете в трудовую инспекцию декларацию.

При проведении спецоценки оценивают вредные факторы, а не эстетику. На шум, пыль или отсутствие света эксперт обратит внимание, на цвет стен или качество дверной фурнитуры — нет. Еще могут измерить тяжесть труда, химические, биологические факторы. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Оценивать рабочие места должен любой бизнес, в котором работают сотрудники. Оценке подлежат все места, на которых работают люди: в офисе, на кухне в кафе, в швейном цехе и на мебельном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Специальная оценка условий труда — это, скажем прямо, головная боль. Много возни, бумажек и формальностей.

Но есть у нее и смысл: СОУТ помогает убедиться, что сотрудники работают в нормальных условиях, им есть чем дышать, на них не сыпется радиоактивная известь, а глаза не вытекают из-за сумрака в офисе.

Кто не должен проводить оценку условий труда

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — гендиректор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Тогда нет предмета оценки, а значит, она и не нужна.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать ничего тоже не нужно.

Компании без рабочих мест — все сотрудники удаленные. Не нужно оценивать рабочие места дистанционных и надомных работников: если, например, дизайнер или швея работают дома и это прописано у них в трудовом договоре — оценку проводить не нужно. Не нужно оценивать вакантные места — это когда место есть, а на нем никто не работает.

Обычные люди. Процедура не касается физических лиц: если у вас частный повар или личный помощник, которому вы платите как физическое лицо, то проводить процедуру тоже не нужно.

Нюансы

Иногда нужна спецоценка, но декларация не нужна: это в основном касается всяких производств, кафе и ресторанов. Или любого бизнеса, где обнаруживаются вредные или опасные факторы, — тут нужно действовать иначе, но это тема отдельной статьи.

Когда нужно провести спецоценку

До 31 декабря 2018 года спецоценку нужно провести, а затем в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета нужно оформить и подать декларацию по СОУТ.

Если отчет о СОУТ утвердите 31 декабря, то сдать декларацию нужно будет до 19 февраля 2019 года.

Без спецоценки — штраф до 200 000 Р

Для тех, кто делать спецоценку не хочет, предусмотрены штрафы. Первый раз:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 Р;
  • юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 Р.

Повторное нарушение (непроведение специальной оценки условий труда) обойдется:

  • гендиректору — штраф от 30 000 до 40 000 Р либо дисквалификация (запрет) руководить на срок от 1 до 3 лет;
  • юридическому лицу придется ответить суммой от 100 000 до 200 000 Р или приостановлением деятельности максимум на 90 дней;
  • ИП заплатит штраф как гендиректор — до 40 000 Р, но деятельность ему приостановят как компании.

Как проводится оценка условий труда

Для себя я поделила весь процесс на три шага:

  1. Подготовка — выбор исполнителя, сбор документов.
  2. Проведение — исследование и получение документов от организации.
  3. Сдача отчетности — заполнение декларации, уведомление сотрудников.

Посмотрим подробнее на каждый из шагов.

Шаг 1 Выбрать исполнителя, издать приказ и утвердить перечень мест

Оценивают рабочие места специальные люди, у которых для этого есть оборудование и знания. Предприниматель не может проводить ее для себя сам. У исполнителя должна быть аккредитация — ее можно проверить на сайте Минтруда.

Тут же — в разделе «Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» — можно проверить аттестацию эксперта, который будет проводить СОУТ.

Оценка одного рабочего места в Санкт-Петербурге стоит от 600 до 2000 Р, в Москве цены примерно на том же уровне.

На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:

  1. Общее количество мест — чем меньше, тем дороже.
  2. Расположение офиса — выезд в промзону на окраину города будет дороже.
  3. Сложность оценки — если оцениваете не офис, а, например, швейное производство, то потребуются дополнительные замеры шума и тяжести трудового процесса, это будет дороже.
  4. Срочность.

Я обзвонила десяток компаний, выбрала троих с нормальной для меня ценой, проверила, чтобы у них была аккредитация, а потом вспомнила, в какой компании из трех со мной дружелюбнее говорили по телефону. С этой компанией я заключила стандартный договор.

Параллельно с заключением договора нужно создать комиссию для проведения специальной оценки условий труда. Звучит громко, но на самом деле нужно составить и подписать у гендиректора приказ, в котором перечислен состав комиссии из сотрудников компании.

В комиссию должно войти нечетное количество человек, минимум — трое. Если в компании нет трех сотрудников, то в комиссию можно позвать человека со стороны

До начала процедуры нужно составить и подписать у комиссии перечень мест, которые подлежат оценке, и составить график проведения СОУТ. У графика нет какой-то установленной формы, вы составляете его так, как все остальные внутренние документы.

Ни приказ, ни график, ни перечень мест не нужно никуда сдавать. Они хранятся вместе с другими документами в толстой папочке у бухгалтера. Вот как выглядят эти документы у меня.

Приказ о проведении СОУТ

График проведения СОУТПеречень мест

Приказ, график и перечень составила лично я, для примера. Оформление может отличаться от вашего. Оно никак не регламентируется, но сами документы для порядка должны быть.

Шаг 2 Получение заключения

При оценке рабочих мест есть два этапа: идентификация, а потом замеры и исследования.

Идентификация. Сначала эксперт осмотрел помещение, поговорил с сотрудниками и их непосредственным руководителем: например, спрашивал, сколько времени они проводят за компьютером. Задача была в том, чтобы понять, что собой представляет рабочий процесс и какие измерения или исследования потребуются.

О времени вы договариваетесь заранее — важно, чтобы сотрудники были на рабочих местах и присутствовали участники комиссии, которые указаны в приказе. Эксперту нужно будет показать:

  1. Перечень рабочих мест и собственно сами рабочие места.
  2. Режим работы сотрудников.
  3. Оборудование, за которым сотрудники работают.

После осмотра эксперт сказал, что замерять будет один фактор — освещенность. Комиссия согласилась, и мы назначили дату новой встречи.

Замеры и исследования. Эксперт приезжает и проводит измерения на рабочих местах. В нашем офисе нужно было измерить «параметры световой среды»: достаточно ли в помещении света для работы за компьютером. Для исследования эксперт привез люксметр и замерил уровень искусственного освещения.

Эксперт описал результаты в протоколе измерений и выставил класс условий труда. Всего выделяют 4 класса условий труда:

  1. Оптимальные (1 класс).
  2. Допустимые (2 класс).
  3. Вредные (3 класс), есть еще и подклассы.
  4. Опасные (4 класс).

Класс влияет на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым в производстве с вредными факторами. В нашем офисе поставили 2 класс — это допустимые условия труда.

Класс условий труда эксперт заносит в карту, а потом делает отчет. Срок подготовки отчета указан в договоре. В моем случае в договоре было прописано 30 календарных дней после поступления нашей оплаты, и я получила документы точно в указанный срок.

В отчете есть письменная часть — называется «заключение эксперта» — и сводные таблицы, в которых указывают в том числе и класс условий труда.

В отчете должны быть:

  1. Сведения об организации, оценивающей рабочие места, копии аттестата аккредитации и область аккредитации.
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с перечислением обнаруженных вредных факторов.
  3. Протоколы проведения исследований и измерений.
  4. Карты специальной оценки.
  5. Сводная ведомость результатов СОУТ и сводная таблица классов условий труда.
  6. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий, если нужно.
  7. Заключение эксперта.

Отчет должны утвердить и подписать председатель и члены комиссии.

В этой таблице указан класс условий труда

Шаг 3 Отчитываемся, заполняем и сдаем декларацию

Эксперт отдает вам отчет на утверждение, а вы его подписываете. В нашем случае мы получили заключение 15 мая, а 16 мая его подписал гендиректор. В течение трех рабочих дней после утверждения вы должны любым доступным способом сообщить об этом в организацию, которая оценивала рабочие места. Мы отправили скан подписанного титульного листа отчета по электронной почте.

После этого организация, проводящая СОУТ, отправляет отчет о спецоценке во ФГИС (Федеральная государственная система учета результатов проведения СОУТ). Все эти действия — в срок действия договора.

По местам, на которых не нашли ничего вредного и опасного, подается декларация соответствия. Есть исключения, например по медицинским, педагогическим работникам, список исключений смотрите в п. 6 ст. 10 закона 426-ФЗ. Подать декларацию обязан работодатель. Срок подачи — 30 рабочих дней с даты утверждения отчета.

Подавать нужно в Роструд:

  1. лично;
  2. по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке;
  3. если есть квалифицированная электронная подпись, то можно заполнить декларацию прямо на сайте Роструда.

Срок действия декларации СОУТ — 5 лет. Считаем со дня утверждения отчета о проведении оценки. В большинстве случаев этот срок будет автоматически продлен еще на 5 лет. Но оценку нужно будет провести заново, если:

  1. с работником произошел несчастный случай на производстве;
  2. у работника нашли заболевание, которое появилось из-за вредных или опасных факторов на работе;
  3. в ходе проверки трудовой инспекцией выявлены нарушения норм охраны труда.

В этих случаях помимо прекращения действия декларации соответствия придется провести внеплановую специальную оценку условий труда. Еще внеплановая спецоценка потребуется, если появились новые рабочие места или изменился офис.

Что еще нужно сделать

По закону работодатель обязан ознакомить работников под подпись с результатами спецоценки на их рабочих местах. Подпись работник поставит в карте СОУТ. Срок — 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:

Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета. Но тут есть нюанс: в законодательстве нет определения «официального сайта» — на самом деле никто не знает, нужно ли добавлять сведения о СОУТ на ваш сайт-визитку. Но на всякий случай добавьте.

Документы для спецоценки

  1. Приказ о создании комиссии для СОУТ, график проведения.
  2. Договор со специализированной организацией.
  3. Штатное расписание и режим работы сотрудников.
  4. Перечень мест для оценки.
  5. Отчет о спецоценке.
  6. Декларация в Роструд.
  7. Допсоглашение к трудовому договору.
  8. Таблица 5 в отчет 4-ФСС.

>Проведение СОУТ. Пошаговая инструкция

Штрафов за непроведение спецоценки условий труда сразу не будет

Представители Министерства труда и социальной защиты пообещали, что пока не будут штрафовать компании, которые не разобрались, как провести спецоценку рабочих мест, или не успели ее завершить к сроку, установленному законом № 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013. Но инспекторы ГИТ будут уделять большое внимание наличию СОУТ. В ведомстве уже подготовили приказ, позволяющий проводить внеплановые рейды, чтобы проверить, кто не завершил спецоценку условий труда. После рейда инспекторы вправе выдать предписание об устранении нарушений, а если ничего не будет сделано — организовать внеплановую проверку. В дальнейшем нарушителей могут привлечь к ответственности.

Но пока еще можно избежать штрафов. Предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией, как организовать СОУТ для офисных работников.

Шаг 1. Издание регламентирующих документов

Как провести СОУТ в организации, и всем ли нужна специальная оценка? Закон № 426-ФЗ дает однозначный ответ на этот вопрос. Этой процедуре подлежат почти все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, граждан, работающих на религиозные организации или физлиц, не зарегистрированных в качестве ИП.

После принятия решения о начале процедуры СОУТ — специальной оценки условий труда, нужно издать:

  • приказ об утверждении комиссии по СОУТ (комиссию возглавляет работодатель, общее количество членов должно быть нечетным);
  • график проведения работ;
  • перечень рабочих мест.

Шаг 2. Подготовка проекта контракта

С 09.03.2019 действует Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н. В приложении № 1 к документу приведен типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. В контракте 16 разделов и 8 приложений, а именно:

  • техническое задание на оказание услуг;
  • план проведения;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • акт сверки расчетов;
  • приказ о проведении СОУТ;
  • сведения об организации-заказчике;
  • перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ;
  • перечень оборудования, инструментов и приспособлений, применяемых на рабочих местах, подлежащих СОУТ, а также используемые материалы и сырье.

Это все необходимые бумаги, позволяющие учитывать обязательства обеих сторон, а также возможное участие третьих лиц.

Пользоваться разработанной чиновниками документацией могут все без исключения организации, которые планируют заказывать услуги по проведению СОУТ. Однако для предприятий государственного и муниципального сектора такой типовой контракт и все приложения к нему являются обязательными. Это предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Использовать документацию они должны в том виде, который утвержден. Остальные компании вправе корректировать контракт по своему усмотрению, добавляя или исключая положения. Предлагаем скачать типовой контракт на оказание услуг по проведению СОУТ бесплатно со всеми необходимыми приложениями к нему.

Типовой контракт

Шаг 3. Выбор организации для проведения

Нужно знать не только, как провести спецоценку условий труда в организации, но и как выбрать оценщика. При выборе компании для проведения СОУТ важно проверить, имеет ли она полномочия для такого вида работы и зарегистрирована ли она в специальном реестре. Только имеющие регистрационный номер компании имеют право проводить спецоценку.

1 августа 2019 года Правительстом одобрены и отправлены на согласование в Госдуму изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, в соответствии с которыми, заключая договор на проведение СОУТ, оценщики будут обязаны:

  • подавать сведения о планируемой спецоценке в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
  • связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.

Авторы инициативы объясняют свои нововведения созданием превентивного механизма защиты прав работников. По их мнению, иинициатива:

  • мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда;
  • позволит обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки;
  • повысит ответственность работодателя и оценочной организации за выданные результаты.

Немаловажным является вопрос сроков работы и возможности оперативного устранения выявленных недочетов. Стоимость СОУТ варьируется в зависимости от количества сотрудников, отрасли организации и наличия в ней вредных факторов. При заключении договора фирмы, проводящие СОУТ, могут помочь вам в составлении необходимых документов: приказа, графика, справки о численности и наличии инвалидов и т. д., так как подобные формы обязательны для всех компаний, начинающих проведение спецоценки.

Количество рабочих мест для СОУТ подсчитывается исходя из штатной расстановки. Аналогичными при этом могут считаться места с одинаковыми должностями, работающие в одном помещении.

Шаг 4. Заполнение перечня рабочих мест

Данная операция может занять немало времени, если в компании трудится большое количество сотрудников. В перечень вносятся абсолютно все работники. Будут ли их рабочие места признаны аналогичными, решат эксперты по СОУТ при проведении оценки. В перечень вносятся следующие данные:

  • Ф.И.О.;
  • должность;
  • СНИЛС (номер пенсионного страхового свидетельства);
  • время работы в офисе и вне его;
  • применяемое в работе оборудование.

Заполненный перечень отправляется организации, проводящей СОУТ, для подготовки к измерениям.

Шаг 5. Подготовка к проведению процедуры

Смысл подготовки к СОУТ видится в информировании руководителей и работников о предстоящей процедуре, обеспечении доступа ко всем помещениям, в которых работают люди. Представители организаций, проводящих спецоценку, обычно разъясняют порядок ее прохождения. В условиях офиса главным измеряемым показателем является освещение, так что имеет смысл убедиться в отсутствии перегоревших ламп в светильниках, наличии настольных ламп в слабо освещенных кабинетах. Также стоит позаботиться о наличии документации на основные орудия труда офисных сотрудников — персональные компьютеры, потому что они являются источниками электромагнитного излучения, которое является вредным производственным фактором (см. 3.2.2.4 Приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

Шаг 6. Проведение измерений

Представителю комиссии по спецоценке следует присутствовать при измерениях. С собой нужно иметь распечатанный перечень рабочих мест, чтобы отмечать проверенные места и делать пометки о недостатках.

На что обращают внимание и что учитывают эксперты по СОУТ:

  1. Высота потолка, количество и мощность светильников верхнего освещения.
  2. Уровень освещенности на рабочем столе без учета естественного света. Для этого закрывают жалюзи или проводят измерения в самом начале рабочего дня либо вечером, когда солнце уже не влияет на показания.
  3. Эксперт делает набросок плана рассадки персонала в кабинете с присвоением номера каждому рабочему месту.

Норма освещенности: 300 лк (люкс) на поверхности стола без учета света от настольной лампы. Этот показатель прописан в гигиенических нормативах СанПиН. Когда освещение незначительно меньше этого показателя, например 260-280 лк, допускается комбинированное освещение, т. е. верхнее и настольная лампа.

Часто представители организации, проводящей спецоценку, разрешают ликвидировать недочеты в процессе замеров: установить лампы, добавить верхнего света. Это помогает улучшить результаты классов рабочих мест.

Шаг 7. Получение отчета от организации-исполнителя и его утверждение

После завершения замеров организация, проводившая СОУТ, подготавливает отчет, в который входят:

  1. Сведения об организации, проводящей СОУТ.
  2. Перечень рабочих мест.
  3. Карты спецоценки.
  4. Протоколы оценки производственных факторов.
  5. Сводная ведомость СОУТ.
  6. Перечень мероприятий по улучшению условий труда.
  7. Заключение эксперта.

Данный перечень стандартный. Даже если никакие мероприятия по улучшению условий труда не требуются, документ об этом должен быть составлен. Отчет утверждается генеральным директором и всеми членами комиссии по спецоценке.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Шаг 8. Ознакомление сотрудников с результатами

Этот шаг обязательный, и срок его исполнения — 30 календарных дней с даты утверждения отчета. Каждый работник должен расписаться в карте спецоценки, а также подписать дополнительное соглашение к трудовому договору о внесении в него информации по условиям труда на рабочем месте. То есть необходимо дополнить текст договора фразой: «условия труда на рабочем месте работника являются допустимыми (2 класс)» или «соответствуют государственным нормативным требованиям». Четкой формулировки закон не предусматривает, важен факт внесения результатов мероприятия.

Шаг 9. Размещение информации

Размещение данных включает в себя следующие шаги:

  1. Уведомление организации-исполнителя в трехдневный срок с момента утверждения отчета.
  2. Уведомление трудовой инспекции в 30-дневный срок путем подачи декларации.
  3. Размещение на сайте своей компании сводных данных о СОУТ.

Штрафы

Каждое из вышеперечисленных действий является обязательным, невыполнение какого-либо из них или нарушение сроков карается штрафами. Для должностных лиц штрафы достигают 10 000 рублей, для юридических — 80 000 рублей. Каждое из действий должно быть подтверждено, например уведомление организации-исполнителя — уведомлением о вручении письма, ГИТ — подписью ее представителя. Наиболее оперативным видится способ курьерской доставки в трудовую инспекцию, так вы будете уверены, что ваша декларация зарегистрирована.

На сайте своей компании (если он есть) нужно разместить весь документ «Сводные данные» в отсканированном виде с подписями членов комиссии.

Несмотря на многошаговость этой процедуры, провести специальную оценку труда несложно, так как компании-исполнители оказывают документальную поддержку и сопровождают процесс на всех стадиях работы.

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 216.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 216.1 ТК РФ

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

абзац четвертый утратил силу с 1 января 2014 г.;

См. текст абзаца четвертого части третьей статьи 216.1

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

См. все связанные документы >>>

1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании ряда положений, например Положения о проведении государственной экспертизы условий труда проектов строительства и реконструкции производственных объектов в Алтайском крае, утв. Постановлением администрации Алтайского края от 3 августа 2004 г. N 383; Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Брянской области, утв. Постановлением администрации Брянской области от 30 марта 2004 г. N 188; Положения об осуществлении государственной экспертизы условий труда во Владимирской области, утв. Постановлением губернатора Владимирской области от 20 апреля 2006 г. N 294.

2. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 утв. Положение о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации. Оно устанавливает порядок проведения в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Рострудом и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов, подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, определяется Минздравсоцразвития России в зависимости от объекта экспертизы.

Документация и материалы по проектам строительства и реконструкции производственных объектов федерального уровня, представляемые на государственную экспертизу условий труда, направляются в Роструд, а документация и материалы по другим направлениям государственной экспертизы условий труда, включая проекты строительства и реконструкции производственных объектов, — в органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда.

Органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, необходимую для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Документация и материалы, представленные в установленном порядке на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируются и передаются на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.

Руководитель соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда и подготовку проекта экспертного заключения.

Для проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист (эксперт) или группа специалистов (экспертов) из числа штатных и внештатных специалистов (экспертов), обладающих соответствующими знаниями.

Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных на экспертизу документации и материалов, но не должен превышать 1 мес. В исключительных случаях срок проведения государственной экспертизы условий труда может быть продлен, но не более чем на 1 мес.

При представлении на государственную экспертизу условий труда документации и материалов, не соответствующих установленным требованиям, орган исполнительной власти в срок не более 7 дней со дня регистрации документации и материалов уведомляет об этом заказчика. Если заказчик не устраняет указанные недостатки, орган исполнительной власти по истечении 1 мес. со дня регистрации документации и материалов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные документацию и материалы.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут проводиться лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, выполняемые за счет средств заказчика аккредитованными в установленном порядке исследовательскими (измерительными) лабораториями.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Если исполнители не пришли к общему мнению, то каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других для рассмотрения их руководителем экспертизы.

По окончании государственной экспертизы условий труда составляется экспертное заключение (в 2 экземплярах), которое подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы. Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти. Один экземпляр экспертного заключения вместе с документацией и материалами, прошедшими экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.

Заказчик в случае несогласия с экспертным заключением может обжаловать его в судебном порядке.

3. Каждый работник имеет право на основании комментируемой статьи обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в орган исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда с просьбой о проведении государственной экспертизы условий труда.

Целью обращения может быть проверка:

аттестации рабочего места по условиям труда, если работник считает, что аттестация не соответствует реальным условиям;

правильности предоставления компенсации работодателем за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *