Гособоронзаказ раздельный учет затрат и формирование результатов

Как вести раздельный учет по гособоронзаказу

Затраты, возникающие в рамках исполнения ГОЗ, подразделяются на прямые и косвенные. При выполнении контрактов, реализующих гособоронзаказ, раздельный учет затрат и формирование результатов являются необходимыми условиями ведения бухгалтерского и хозяйственного учета для организаций. Данный вид бухучета ведется с целью экономического обоснования определения стоимостной величины издержек, необходимых для производства продукции гособоронзаказа, отвечающей всем требованиям, установленным к ее качественным характеристикам.

Как вести раздельный учет

Согласно Закону от 29.12.2012 № 275-ФЗ, ведение раздельного учета по гособоронзаказу осуществляют головные исполнители (пп. 18 п. 1 ст. 8) и исполнители (пп. 16 п. 2 ст. 8) по каждому заключаемому государственному контракту.

Аналитический бухгалтерский учет затрат ГОЗ ведется по следующим счетам:

  • «Основное производство» (сч. 20) — учитываются прямые затраты;
  • «Общепроизводственные расходы» (сч. 25), «Общехозяйственные расходы» (сч. 26) — учитываются косвенные затраты.

Также в раздельном бухучете применяются 90, 44, 91 и другие счета.

Порядок ведения бухучета по ГОЗ выглядит следующим образом:

  • прямые затраты в полном объеме проводятся по Дт 20 в корреспонденции со статьями «Материалы» (Кт 10), «Расчеты с персоналом по оплате труда» (Кт 70) и прочими;
  • издержки, собранные на сч. 25 и 26, ежемесячно списываются через Дт 20 при условии, что такой способ списания допускает учетная политика организации;
  • согласно пропорциям, прописанным в учетной политике, и формулам, утверждаемым УП (п. 7 ПБУ 1/2008), исполнитель распределяет косвенные траты по каждому государственному контракту.

На основании Приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200, к расходам, подлежащим раздельному бухучету по ГОЗ, относят:

  • амортизацию ОС и НМА по производству, управлению, ремонту и содержанию;
  • содержание управленческих кадров и персонала общехозяйственного назначения;
  • исполнение внутризаводских процессов;
  • охрану труда и содержание пожарной службы;
  • рационализаторство и изобретательство;
  • прочие расходы по производству и управлению.

Как автоматизировать учет

Для автоматизации можно вести раздельный учет по гособоронзаказу в 1С или других аналогичных программах. Для этого в конфигурации программного файла необходимо установить надлежащие параметры и настройки. Чтобы настройки были корректно установлены, в рамках учетной политики организации-исполнителя должны быть прописаны наименования прямых и косвенных издержек и определены методы их распределения.

Для автоматизации бухучета по ГОЗ в 1С требуется ввести перечни расходов в программу для автоматизированного распределения расходов со сч. 26 на сч.20, задать указанный в УП распределительный метод и прочие настройки, закрепленные в учетной политике.

ГОСОБОРОНЗАКАЗ: новый порядок определения состава затрат, новое в порядке ведения раздельного учёта при ГОЗ, и особенности раздельного учёта по ГОЗ, п

РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ КОНТРАКТОВ ПО ГОЗ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВИЛА)

  • Требование ведения раздельного учета контрактов по ГОЗ независимо от принятых в организации способов ведения учета. Обязательность раздельного учета в целях ГОЗ отдельно по каждому госзаказу
  • Новые правила формирования затрат в целях ГОЗ (Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 № 334)
  • Обязательность подтверждения затрат по каждому заказу первично-учетной документацией
  • Состав фактических затрат по ГОЗ: прямые затраты, относящиеся только к данному госзаказу; накладные расходы, относимые на конкретный ГОЗ через базу распределения
  • Группировка фактических затрат по ГОЗ в аналитических регистрах
  • Порядок определения финансового результата по ГОЗ
  • Правила формирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА: НОВЫЙ ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОЗ

  • Новый порядок определения состава затрат, включаемых производителем в цену товаров (работ, услуг) в рамках ГОЗ, в т. ч. по НИР и ОКР (в свете Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334)
    • Затраты на изделия собственного производства
    • Затраты на оплату труда
    • Затраты на подготовку и освоение производства
    • Затраты на спецтехоснастку
    • Затраты на спецоборудование для проведения научных экспериментальных работ
    • Затраты на работы (услуги), выполняемые сторонними организациями
    • Накладные расходы (ОХР, база распределения)
    • Состав и содержание статей затрат в зависимости от места выполнения работ
    • Затраты, не включаемые в состав затрат, относящихся в цену продукции
  • Новые особенности формирования фактических затрат для целей ГОЗ (в свете Приказа № 334)
    • Прямые расходы (амортизация производственных ОС начисляется через распределение накладных расходов; материальные затраты включаются в состав затрат по цене приобретения; дополнительная зарплата основных производственных рабочих при выполнении ГОЗ отражается в подстатье прямых статей затрат; из состава затрат по ГОЗ исключаются все виды оценочных обязательств; к прямым затратам по ГОЗ могут быть отнесены отдельные виды спецоснастки, расходы на командировки, расходы по проведению испытаний)
    • Прочие прямые производственные расходы (отражение в бухгалтерском учете процентов по кредиту, относимых на конкретный ГОЗ; затраты головного производителя по страхованию рисков повреждения опытных образцов НТП)
    • Накладные расходы (утверждение норматива накладных расходов по ГОЗ заказчиком; отличие состава ОХР для целей ГОЗ от состава ОХР в регулярном бухучете; включение накладных расходов в затраты пропорционально базе распределения)
  • Особенности договоров: на выполнение НИР; на выполнение ОКР и технологических работ (гл. 38 ГК РФ). НИР и ОКР по госконтрактам (ст.ст. 763–768 ГК РФ)
  • Бухгалтерский учет договоров о выполнении НИР и ОКР
    • Порядок отражения в учете: научно-технической продукции (НТП); работ, выполненных на разных этапах создания НТП
    • Объект калькулирования НТП. Состав затрат, включаемых в цену НТП
    • Особенности признания выручки по договорам длительного технологического цикла: по мере готовности; по завершении договора
  • Порядок признания в составе затрат по ГОЗ расходов, осуществленных за счет собственных средств до заключения контракта
    • Опережающие расходы по договорам с длительным технологическим циклом (Приказ Минпромторга России от 21.04.2017 № 1270). Состав запасов, которые можно отнести к опережающим расходам
    • Требования к документальному подтверждению фактических опережающих расходов (Приказ Минпромторга России от 13.02.2017 № 401)
  • Локальный документ (стандарт) организации по ведению раздельного учета и формированию финансового результата по ГОЗ: организационно-технические и учетные вопросы
    • Распределение обязанностей по ведению раздельного учета между экономическими службами
    • Максимальное использование бухгалтерской информации для целей ведения учета по ГОЗ
    • Подготовка бухгалтерской информации для использования в целях ГОЗ (субсчета к счетам в разрезе идентификатора и т. д.)
    • Установление базы распределения накладных расходов в целях ГОЗ
    • Управленческие регистры по ГОЗ
  • Элементы учетной политики организации для целей управленческого учета при выполнении ГОЗ

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФХД ПО ГОЗ, ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ПРИ БАНКОВСКОМ И КАЗНАЧЕЙСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ КОНТРАКТОВ ПО ГОЗ

  • Общий порядок банковского сопровождения контрактов по ГОЗ
    • Нормативная база, регулирующая банковское сопровождение по ГОЗ
    • Применение режима использования отдельного счета в уполномоченном банке
    • Критерии приостановления операций по отдельному счету
    • Операции, проведение которых с отдельного счета запрещено
  • Правила ведения раздельного учета результатов ФХД при банковском сопровождении (в свете ПП РФ от 04.05.2018 № 543)
    • Обязательные требования к ведению раздельного учета по ГОЗ при банковском сопровождении контракта (ПП РФ от 24.01.2019 № 27)
    • Ресурсы контракта в рамках каждого ГОЗ (производственные и коммерческие затраты по ГОЗ; дебиторская и кредиторская задолженность; денежные средства; материальные запасы; имущественные права; ОС; НМА)
    • Раздельный учет ресурсов контракта: созданных за счет собственных источников и перераспределения ресурсов других ГОЗ; направленных на использование других контрактов или на собственные цели организации
  • Правила заполнения отчета об исполнении ГОЗ при банковском сопровождении
    • Нормативная база (приказы Минобороны России: от 08.10.2018 № 554; от 19.11.2018 № 670)
    • Структура отчета: состояние выполнения контракта; движение ресурсов контракта; использование ресурсов контракта
    • Группа показателей отчета, раскрывающих источники финансирования контракта и структуру использованных ресурсов (финансирование контракта; распределение ресурсов контракта; отгрузка товаров, выполнения работ, оказания услуг; привлечение ресурсов контракта; перенаправление ресурсов контракта; контрольное правило контракта; списание денежных средств с отдельного счета контракта)
  • Особенности ведения раздельного учета, определения финансового результата по ГОЗ при казначейском сопровождении
    • Нормативная база казначейского сопровождения в сфере ГОЗ в 2019 году (ПП РФ от 28.12.2017 №1680, другие НПА)
    • Порядок открытия лицевых счетов. Режим лицевого счета. Разрешенные операции с лицевого счета
    • Идентификатор ГОЗ при казначейском сопровождении
    • Санкционирование расходов при казначейском сопровождении. Порядок санкционирования расходов в соответствии со Сведениями об операциях с целевыми средствами (Приказ Минфина России от 08.12.2017 №220н)
    • Операции при казначейском сопровождении: порядок приостановления, отказ в проведении
    • Особый порядок ведения раздельного учета финансовых результатов по ГОЗ в свете Приказа Минфина России от 30.06.2017 № 500

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОЗ:

  • За нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении ГОЗ
  • За необоснованное завышение цен по ГОЗ
  • За нарушение требований о ведении раздельного учета

Как правильно организовать учетную политику по ГОЗ?

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Он необходим для того, чтобы отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, так необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию. Также ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ. Он позволяет в ходе выполнения контрактов ГОЗ диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Для правильного ведения раздельного учёта необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета. Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:

  • Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее — Правила N 47);
  • Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее — Порядок N 200)

Вообще, организация раздельного учета на каждом предприятии формируется индивидуально. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного корпоративного положения по раздельному учету или отдельной инструкцией. При проверке наличия раздельного учета, прокуратура запрашивает у исполнителей ГОЗ помимо первичных документов, приказов, калькуляций затрат, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета товаров, материалов, доходов, расходов и т.д. И здесь кроется опасность, поскольку раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового раздельного учетов.

Перечислим обязательные атрибуты соблюдения требований раздельного учета:

  • Открытие (ведение) отдельного заказа по каждому контракту;
  • Документальное подтверждение прямых расходов;
  • Пропорциональное отнесение накладных и коммерческих расходов.

Основными принципами ведения раздельного учета рез-в ФХД (47 ПП) можно считать:

  • Объект учета. Выбор (определение) единицы учета.
  • Требование к оформлению первичной учетной Документации и ведению регистров аналитического учета.
  • Порядок распределения накладных и коммерческих расходов.
  • Порядок определения финансового результата.

Реализация принципа раздельного учета осуществляется посредством пяти важных пунктов:

  • Определения принципа раздельного учета в учетной политике;
  • Регламентации порядка открытия (закрытия) заказа;
  • Установления требований к документообороту, в т.ч. к оформлению первичных учетных документов (лимитно-заборные карты, табеля, акты списания, заказ-наряды и т.д.);
  • Формирования себестоимости единицы продукции (порядка отнесения прямых и косвенных затрат);
  • Формирования отчетных документов по исполненным контрактам с указанием прибыли и оформлением отчетных калькуляций

С 14 мая 2018 года изменился порядок раздельного учета ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 N 543). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.

Поправки, внесенные Постановлением Правительства от 04.05.2018 № 543, и вступившие в силу с 14 мая 2018 года вводят особые правила ведения раздельного учета для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ. Эти правила распространяются не только на головных исполнителей гособоронзаказа, но и на организации, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнителей, участников кооперации). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.

Новые правила определяют единые принципы и методику ведения раздельного учета, устанавливают новые формы отчетности при исполнении госконтрактов (контрактов), регламентируют порядок контроля (сопоставления) процесса формирования цены и этапов финансирования работ по госконтракту, в т.ч. для текущего мониторинга показателей фактической прибыли и целевого расходования средств специальных (отдельных и лицевых) счетов.

Также с 1 июля 2018 г. изменились правила осуществления закрытых закупок в сфере гособоронзаказа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428. В связи с ужесточением ответственности крайне необходимо владеть актуальной информацией о дальнейших изменениях в сфере закупок для нужд обороны и безопасности.

В целях адаптации к новым законам, которые повлекут за собой масштабные изменения в процессах планирования, бюджетирования, контрактации и другие аспектах жизнедеятельности предприятий, преподаватели нашего центра повышения квалификации подготовили экспертно-консультационный семинар по проблемным вопросам повседневной практики в сфере раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, калькулирования затрат и нормирования материальных ресурсов, ценообразования и обоснования себестоимости, а также банковского и казначейского и сопровождения:

ГОСОБОРОНЗАКАЗ в 2018 гг. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА, НОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, БАНКОВСКОГО И КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

На основе анализа результатов контрольной деятельности и обобщения практики привлечения к административной ответственности на семинаре будут также даны практические рекомендации по организации и ведению раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ.

Калькулирование себестоимости продукции при исполнении ГОЗ

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ценообразование в области ГОЗ

Особенности согласования базовых экономических нормативов с ВП МО РФ

Расчет себестоимости, подготовка расшифровок по статьям затрат, включенным в состав калькуляции

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на производство единицы продукции (работ, услуг). Если предприятие изготавливает продукцию (выполняет работу, оказывают услуги) в рамках исполнения государственного оборонного заказа (далее — ГОЗ), то при калькулировании себестоимости есть множество нюансов, с которыми мы постараемся разобраться.

Порядок ценообразования на продукцию по ГОЗ

В соответствии с Инструкцией по формированию контрактных цен по ГОЗ цены на продукцию разрабатываются организациями-исполнителями и согласовываются с государственными заказчиками (потребителями) с соблюдением следующих условий:

  • исходная база цен — обоснованные затраты и прибыль, определяемая с учетом установленного предельного норматива рентабельности;
  • основное требование при формировании цен — эффективное использование средств федерального бюджета;
  • при установлении уровня цен на конкретные виды вооружения, военной техники, имущества используются основные технические, экономические нормы и нормативы, учитывающие в том числе специфические особенности производства.

В государственном контракте на продукцию может устанавливаться ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена или цена, возмещающая издержки. Самые распространенные — ориентировочные (ОРЦ) и твердофиксированные цены (ТФЦ).

Согласно Положению о применении видов цен по ГОЗ ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта, если нет достаточных исходных данных, чтобы определить фиксированную цену на эту продукцию, в том числе:

  • при поставках продукции с технологическим циклом изготовления свыше 3 лет;
  • при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие и совершенствование продукции по государственному оборонному заказу, продолжительностью свыше 3 лет;
  • при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта нет точных данных по объему работ.

На стадии заключения государственных контрактов на продукцию целесообразно устанавливать ориентировочные цены, которые могут служить основанием для авансирования, расчетов за выполненные этапы работ.

Выполнение работ в ходе реализации контракта может финансироваться также исходя из стоимости отдельных этапов. В год сдачи продукции на нее устанавливается фиксированная контрактная цена.

Если при заключении государственного контракта устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию, в нем устанавливаются срок ее действия, условия уточнения и порядок изменения на фиксированную цену.

Организация-исполнитель согласовывает цены на продукцию с представительством государственного заказчика — Военным представительством Министерства обороны РФ (далее — ВП МО РФ), а также с организацией-потребителем и государственным заказчиком или только с государственным заказчиком на поставляемую непосредственно ему продукцию.

Для согласования цены в адрес ВП МО РФ направляются расчетно-калькуляционные материалы на цену, предлагаемую организацией-производителем. После согласования цены ВП МО РФ формирует заключение на цену (возможно, со снижением от предложенной Поставщиком).

Согласование стоимости изделий, планируемых к поставке по ГОЗ, с представительством Заказчика

Итак, под представительством Заказчика понимается ВП МО РФ, деятельность которого регламентируется Постановлением № 804.

ВП МО РФ создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов.

На военные представительства возлагается ряд обязательств, в том числе проверка качества и приемка продукции, выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной. Мы рассмотрим только порядок согласования цены военной продукции с ВП МО РФ.

Чтобы согласовать цену на военную продукцию, предприятие обязано предоставить ее обоснование — расчетно-калькуляционные материалы (далее — РКМ).

Предельные уровни (коэффициенты) изменения затрат рассчитываются на базе прогнозируемых данных Минэкономики России и отчетных данных Госкомстата России с учетом региональных особенностей.

В свою очередь ВП МО РФ анализирует плановую и фактическую себестоимость контролируемой военной продукции и использует результаты проведенного анализа при подготовке заключения и подписания протоколов согласования цен.

При рассмотрении РКМ ВП МО РФ проверяет обоснованность:

  • потребности в материалах, полуфабрикатах, покупных комплектующих изделий и цен их приобретения, оптимальность выбора поставщиков указанных материальных средств;
  • предлагаемой трудоемкости выполнения работ и величины расходов на оплату труда;
  • уровня рентабельности;
  • уровня накладных расходов, прочих прямых и косвенных затрат;
  • привлечения к выполнению работ соисполнителей, наличие договорной документации и заключения ВП МО РФ, подтверждающего цену соисполнителя;
  • обоснованность и целесообразность служебных командировок и пр.

Также организации согласуют с ВП МО РФ основные экономические нормативы (базовые экономические показатели; БЭП):

  • нормативы общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных расходов (ОХР);
  • стоимость оплаты труда (как правило, стоимость одного нормо-часа работы основного производственного работника);
  • размер страховых взносов;
  • уровень рентабельности и др.

Рассмотрим процесс согласования некоторых экономических показателей более подробно.

Чтобы согласовать с ВП МО РФ нормативы накладных расходов, необходимо предоставить комплект документов, подтверждающих фактические расходы за предшествующий период и составить смету ОПР и ОХР с прогнозируемыми показателями расходов на планируемый период с привязкой к базе распределения накладных расходов, а также пояснительные записки к каждой категории затрат.

При планировании накладных расходов применяют индексы по видам экономической деятельности, доведенные Минэкономразвития России.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *