Генподрядные услуги в строительстве

Общие положения

Согласно п. 3 главы 1 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 22.05.2017 № 377 (далее – Правила № 1450):

  • генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц (далее – генподрядчик);
  • субподрядчик – лицо, заключившее с генподрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ;
  • услуги генподрядчика – это деятельность генподрядчика по подготовке и организации работ на строительной площадке, результатами которой пользуются все участники строительства.

В соответствии с п. 10 Правил № 1450 одним из существенных условий договора строительного подряда является указание в договоре на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков. Следовательно, подрядчик вправе привлекать для выполнения отдельных видов строительных работ субподрядчиков, если условиями договора строительного подряда не предусмотрена обязанность подрядчика производить работы собственными силами. При этом подрядчик вправе заключать договор с третьими лицами для выполнения отдельных видов строительных работ, если из договора строительного подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренные в договоре строительные работы лично, только с письменного согласия заказчика (п. 29 Правил № 1450).
В этом случае подрядчик выступает в роли генподрядчика и согласно п. 30 Правил № 1450 наряду с основными обязанностями, предусмотренными в п. 26 Правил № 1450:

  • организует и координирует работу субподрядчиков;
  • составляет совместно с заказчиком и субподрядчиками и утверждает графики строительства (производства работ), а также иную обязательную для всех участников строительства документацию по организации строительства и производства работ;
  • принимает от субподрядчиков совместно с заказчиком выполненные строительные работы по акту установленной формы и оплачивает эти работы в порядке, определенном договором субподряда.

При этом генподрядчик несет ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов строительных работ, производимых им и его субподрядчиками, а перед субподрядчиками – за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору строительного подряда между генподрядчиком и заказчиком. В рамках договора субподряда выполнение обязанностей заказчика по работам, на которые генподрядчиком заключен договор субподряда, возлагается на генподрядчика, а обязанностей подрядчика – на субподрядчика.

Договор субподряда заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 1450. Кроме того, этим договором субподряда определяются:

  • перечень услуг, оказываемых генподрядчиком;
  • размер и порядок оплаты субподрядчиком этих услуг.

Размер платы генподрядчику за оказываемые им услуги определяется соглашением сторон.

Отношения между генподрядчиком и субподрядчиками в части представления генподрядчиком услуг осуществляются в соответствии с Методическими указаниями по порядку определения затрат на оказание услуг генподрядными организациями субподрядным организациям, утвержденными приказом Минстройархитектуры от 13.11.2009 № 371 (далее – Методические указания № 371), которые разрабатывались для урегулирования взаимоотношений генподрядчика и субподрядчиков при строительстве объектов, сметная стоимость которых определена в ценах на 1 января 2006 г.

Методическими указаниями № 371 предусмотрен примерный перечень услуг, оказываемых генподрядчиком другим участникам строительства, к которым относятся:

  • обеспечение технической документацией;
  • приемка и сдача заказчику выполненных субподрядчиком работ;
  • решение вопросов материально-технического снабжения;
  • осуществление пожарно-сторожевой охраны;
  • выполнение мероприятий по технике безопасности и охране труда;
  • обеспечение субподрядчиков временными зданиями и сооружениями;
  • благоустройство строительной площадки;
  • частичное использование подъемных и иных строительных механизмов генподрядчика;
  • оказание бытовых, медицинских и других услуг работникам на строительной площадке.

Конкретный перечень услуг, оказываемых генподрядчиком субподрядчикам при строительстве объектов, сметная документация на строительство которых разработана как с применением ресурсно-сметных норм (далее – РСН), так и с применением нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (далее – НРР) определяется сторонами в зависимости от условий строительства и оговаривается в договоре субподряда.

Порядок определения затрат на оказание услуг генподрядчика по объектам, сметная стоимость которых определена на основании РСН

Затраты на оказание услуг генподрядчика по объектам, сметная стоимость которых определена на основании РСН, представляют собой часть накладных расходов субподрядчиков, которые служат для возмещения затрат генподрядчика по оказанию им услуг и возмещаются ему путем перераспределения в пределах общей суммы накладных расходов по объекту, оплачиваемых заказчиком на основании представленных генподрядчиком актов выполненных работ.

Общие предельные затраты генподрядчика на оказание услуг субподрядчику определяются в процентах от суммы накладных расходов субподрядчика и составляют 15,3 %.

Затраты генподрядчика в размере 15,3 % по услугам, оказываемым субподрядчикам, включают в себя в т.ч.:

  • обеспечение технической документацией, координацию работ, выполняемых субподрядчиком, приемку от субподрядчика и сдачу заказчику выполненных субподрядчиком работ – 1,85 %;
  • решение вопросов материально-технического снабжения – 2,05 %;
  • мероприятия по технике безопасности и охране труда – 3,0 %;
  • обеспечение санитарно-гигиеническими и бытовыми условиями – 1,5 %;
  • осуществление пожарно-сторожевой охраны – 2,44 %;
  • благоустройство строительной площадки и подготовку объекта к сдаче – 1,89 %;
  • обеспечение временными зданиями и сооружениями – 2,0 %;
  • частичное использование подъемных механизмов и иных строительных машин и механизмов генподрядчика (за исключением случаев их использования на условиях аренды) – 0,57 %.

Установленный предельный норматив расходов генподрядчика на оказание услуг субподрядчику в размере 15,3 % применяется в случае оказания полного набора услуг, предусмотренного п. 2.2 Методических указаний № 371.

В случае если отдельные из перечисленных услуг не оказываются, затраты на их оказание исключаются из суммарного размера расходов генподрядчика.

Размер расходов генподрядчика на оказание субподрядчику услуг, по которым п. 2.2 Методических указаний № 371 не установлены нормативы, определяется сторонами исходя из требований законодательства по взаимной договоренности на основании экономически обоснованных расчетов.

Размер генеральных услуг, по которым п. 2.2 Методических указаний № 371 установлены нормативы, также может быть определен по взаимной договоренности при заключении договора с субподрядчиком на основании данных генподрядчика о фактических затратах на оказание соответствующих услуг. При этом фактические затраты также должны быть обоснованы экономическими расчетами.

Таким образом, генеральные услуги в размере более 15,3 % могут быть согласованы с субподрядчиком при условии обязательного представления генподрядчиком экономических расчетов фактических затрат на оказание им услуг.

Стоимость услуг генподрядчика включается им в объем строительных работ, выполненных собственными силами. Соответственно, субподрядчик стоимость услуг генподрядчика исключает из объема строительных работ, выполненных им собственными силами.

Налогообложение услуг генподрядчика производится в общеустановленном порядке.

При расчетах за выполненные строительные работы стоимость услуг генподрядчика в соответствующей строке акта выполненных работ субподрядчика отражается со знаком «–», а в акте выполненных работ собственными силами генподрядчика – со знаком «+».

Порядок определения затрат на оказание услуг генподрядчика по объектам, сметная стоимость которых определена на основании НРР

По объектам строительства, сметная стоимость которых определена на основании НРР, цена подрядных работ между генподрядчиком и субподрядчиками определяется в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553 (в редакции от 03.06.2016 № 434), и предусматривается в договоре субподряда.

Порядок определения затрат на оказание услуг генподрядчиком субподрядчику при строительстве объектов, сметная документация по которым составлена на основании НРР, разъяснен письмом Минстройархитектуры от 06.07.2012 № 04-2-04/5134. Так, письмом установлено, что определение затрат на оказание услуг генподрядчика по объектам строительства, сметная стоимость которых определена на основании НРР, следует производить в соответствии с главой 2 «Порядок определения затрат на оказание услуг генерального подрядчика» Методических указаний № 371.

На основании п. 12 Правил № 1450 в договоре субподряда возможно предусмотреть перечень услуг генподрядчика и порядок определения их стоимости. При этом действующими нормативными правовыми актами не регламентировано составление каких-то отдельных документов, подтверждающих объем и стоимость оказанных услуг.

Так как услуги генподрядчика при строительстве объектов на основании сметной документации, составленной с применением НРР, в актах выполненных работ не отражаются и оплачиваются за счет собственных средств субподрядчика, размер их суммы не влияет на стоимость строительства объекта, решение о способе формирования стоимости услуг генподрядчика принимается соглашением сторон и устанавливается в договоре субподряда.

В соответствии с Перечнем видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденным постановлением Минстройархитектуры от 10.05.2011 № 17, услуги генподрядчика не относятся к строительной деятельности. Следовательно, использовать для оформления выручки от реализации услуг генподрядчика акты выполненных работ по формам, утверждаемым Минстройархитектуры, нельзя.

Однако согласно ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 04.06.2015 № 268-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Законом также установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный учетный документ.
При этом организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

В связи с этим договором субподряда необходимо предусмотреть:

  • порядок определения стоимости услуг генподрядчика по перечню конкретных услуг, например, путем калькулирования затрат;
  • форму акта приемки-передачи оказанных услуг, утвержденную в установленном порядке генподрядчиком.

По мнению автора, перечень оказываемых генподрядчиком субподрядчику услуг, калькуляция по определению их стоимости и форма акта приемки-передачи оказанных услуг во избежание разногласий должны прилагаться к договору субподряда.

Сумма услуг генподрядчика не освобождается от НДС независимо от того, освобождаются строительные и иные работы по объекту от НДС или нет, и их стоимость не отражается в статистической отчетности формы 12-ис (строительство) «Отчет о выполнении подрядных работ» в составе стоимости выполненных генподрядчиком работ.

Валентина Радионова, инженер-строитель

За что можно взимать т.н. генподрядный процент?

Довольно долгое время в России существует интересная практика оплаты услуг генерального подряда субподрядчиком, т.н. генподрядный процент или генподрядная наценка. Экономический смысл «услуги генподряда» заключается в перераспределении расходов по содержанию строительной площадки и организации строительства между всеми участниками строительства.

Многие субподрядные договоры устанавливают такой платеж, как правило, в одной из двух форм: путем перечисления денежных средств на счет генерального подрядчика либо путем зачета стоимости услуг генерального подряда в счет оплаты работы субподрядчика (это более распространенный вариант). Но в этом случае в бухгалтерском учете обоих контрагентов (и субподрядчика, и генподрядчика) должна отражаться операция по зачету встречных договорных обязательств. Безусловно, условие об оплате услуг генерального подряда должно включаться в субподрядные договоры не автоматически, а только если для этого есть конкретные основания.

На сегодняшний день в нашей стране действует Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утв. постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 03.07.88 N 132/109, регламентирующее как основания взыскания, так и размеры генподрядного процента (п. 33)*(228).

Генподрядный процент призван компенсировать затраты на конкретные услуги, которые генеральный подрядчик оказывает субподрядчику в процессе строительства. К таким затратам относятся: административно-хозяйственные расходы генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиком, приемкой работ от субподрядчика и сдачей их заказчику, разрешением вопросов материально-технического снабжения; затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, благоустройству строительной площадки, оказанию дополнительной медицинской помощи; плата за пользование частично в течение рабочего дня подъемными механизмами генподрядчика.

Субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит соответствующие отчисления генподрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ. Размер процентного отчисления устанавливается в зависимости от вида работ и составляет в разных случаях от 1 до 4%.

Полноценной альтернативой генподрядному проценту является практика включения в субподрядный договор коэффициента снижения договорной цены, за которым, конечно, скрывается тот же самый генподрядный процент. В таком случае оформлять зачет не требуется, потому что по окончании договора производится расчет окончательной цены с применением понижающего коэффициента. Окончательная (итоговая) цена, отличающаяся от первоначально согласованной в договоре, не считается изменением договорного условия о цене. Напротив, она свидетельствует о надлежащем исполнении договора, т.к. применение понижающего коэффициента направлено на соблюдение условий договора*(229).

Генподрядный процент!

Елена, я бы подумал над таким вариантом.
Посмотрите следующий нормативный документ:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР N 132
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ СССР N 109
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 1987 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗАЦИЙ — ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПОДРЯДЧИКОВ С СУБПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
В п. 33 этого Постановления есть понятие генподрядных услуг. Цитирую:
«В возмещение расходов генподрядчика за услуги, оказываемые
субподрядчику (административно — хозяйственные расходы
генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией
и координацией работ, выполняемых субподрядчиком, приемкой от
субподрядчика и сдачей заказчику работ, выполненных
субподрядчиком, разрешением вопросов материально — технического
снабжения; затраты по обеспечению пожарно — сторожевой охраны,
осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда,
обеспечению субподрядчика нетитульными временными зданиями и
сооружениями, благоустройству строительной площадки, оказанию
дополнительной медицинской помощи; плата за пользование частично в
течение рабочего дня подъемными механизмами генподрядчика),
субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит отчисления
генподрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных
субподрядчиком строительно — монтажных работ.»
Попробуйте сформулировать в Вашем договоре подряда, что Заказчик оказывает Подрядчику такие услуги, но не называйте их генподрядными, и вообще не используйте слово «генподряд».
Иначе при налоговой проверке могут возникнуть вопросы о реализации таких услуг.
Потом закройте эти услуги актами оказанных услуг. В актах опишите эти услуги так же подробно, как в договоре.

Я советую прежде чем задавать вопрос, попытаться сначала найти его решение самостоятельно. Ведь это интересно — найти, разобраться, понять. а если не понятно — уточнить где-нибудь, если есть возможность.
Начать можно с Яндекса, а если есть база НПА, то с нее.
Набираем в базе НПА слова «услуги генподряда» и что мы видим? Видим массу статей и судебной практики, где упоминаются услуги генподрядчика. Даже есть статья О.А.Беляева, К. ю. н., доцента кафедры макро- и микроэкономики Российско-немецкой высшей школы управления Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, ведущего научного сотрудника
Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, специалиста
в области корпоративного и договорного права.
Вот, что он пишет в своей статье, под незатейливым названием
«За что взимается «генподрядный процент»?
Долгое время в нашей стране существует интересная практика оплаты услуг генерального подряда субподрядчиком — «генподрядный процент», или «генподрядная наценка». Многие субподрядные договоры устанавливают такой платеж, как правило, в одной из двух форм: путем перечисления денежных средств на счет генерального подрядчика либо путем зачета стоимости услуг генерального подряда в счет оплаты работы субподрядчика (это более распространенный вариант). Но в этом случае в бухгалтерском учете обоих контрагентов (и субподрядчика, и генподрядчика) должна отражаться операция по зачету встречных договорных обязательств (ст. 410 ГК РФ). Безусловно, условие об оплате услуг генерального подряда должно включаться в субподрядные договоры не автоматически, как это, к сожалению, обычно бывает, а только если для этого есть конкретные основания.
Сегодня в нашей стране продолжает действовать Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утв. Постановлением Госстроя СССР и Госплана СССР от 3 июля 1988 г. N 132/109, регламентирующее как основания взыскания, так и размеры генподрядного процента.
Генподрядный процент призван компенсировать затраты на конкретные услуги, которые генеральный подрядчик оказывает субподрядчику. К таким затратам относятся: административно-хозяйственные расходы генерального подрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняемых субподрядчиком, приемкой работ от субподрядчика и сдачей заказчику работ, выполненных субподрядчиком, разрешением вопросов материально-технического снабжения; затраты по обеспечению пожарно-сторожевой охраны, осуществлению мероприятий по технике безопасности и охране труда, обеспечению субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, оказанию дополнительной медицинской помощи.
Субподрядчик ежемесячно по отдельным счетам производит соответствующие отчисления генеральному подрядчику в процентах к сметной стоимости выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ. Размер процентного отчисления устанавливается в зависимости от вида работ и составляет в разных случаях от 1 до 4%.
Есть случаи, когда особо ретивые генеральные подрядчики не только взыскивают со своих субподрядчиков по 10, а то и по 15% генподрядной наценки, но и умудряются получать генподрядный процент с заказчиков! Например, вознаграждение генподрядчика составляет 100 руб., в процессе переговоров по заключению генподрядного и субподрядных договоров он озвучивает в своей интерпретации «сказку» о генподрядной наценке. В итоге в договоре появляется новая строка доходов генерального подрядчика: 10 — 15% он получит дополнительно со своего заказчика и такой же процент заберет из суммы вознаграждения каждого своего субподрядчика.
Безусловно, генподрядный процент может быть обоснован, но… взыскивать его допустимо лишь с субподрядчиков, а не с заказчиков в разумных пределах и при условии фактически оказанных генеральным подрядчиком услуг. Автоматическое применение генподрядного процента уже привело к тому, что зачастую субподрядчики называют его «откатом» за заключение договора.
Альтернативой генподрядному проценту является практика включения в субподрядный договор коэффициента договорного снижения цены, за которым, конечно, скрывается тот же генподрядный процент. В таком случае по окончании договора производится расчет окончательной цены с применением понижающего коэффициента. Окончательная (итоговая, скорректированная) цена, отличающаяся от первоначально согласованной в договоре, не считается изменением договорного условия о цене. Напротив, она свидетельствует о надлежащем исполнении договора, так как применение понижающего коэффициента направлено на соблюдение договорных условий <6>.
———————————
<6> Постановление ФАС Поволжского округа от 21 июля 2005 г. N А65-10933/99-СГ2-4.

Оплата за генподрядные услуги

Мы работаем в качестве субподрядной организации. По договору подряда обязанности по составлению смет возложены на нас. В локальных сметах есть позиции «стоимость материала по прайсу». Заказчик выбирает коммерческое предложение с наименьшей ценой 4 из предоставленных нами коммерческих предложений от трех поставщиков) и согласовывает его в смете.

В договоре прописано, что «Генподрядчик оказывает Субподрядчику на возмездной основе услуги, связанные с организацией производства работ (генподрядные услуги). Оплата указанных услуг осуществляется Субподрядчиком в размере 10 % от стоимости выполненных работ, в т.ч. НДС…».

При приемке формы KС-2 Заказчик требует предоставлять счет-фактуры на материалы указанные в смете, как «цена по прайсу». В том случае, если цена материала оказывается ниже согласованной по смете, нас обязывают прописывать стоимость по счету-фактуре, если выше — по сметной стоимости.

Получается, что если мы покупаем материал за 100 руб., то можем получить за него по договору 90 руб. (минус 10 % за генуслуги). Разве это правильно? На каком основании можно требовать разницу?

P.s. Заказчик — «госбюджет».

Ответ

Оказание «генподрядных» услуг является обычной практикой. В договоре на субподрядные работы Генподрядчик и Субподрядчик могут определять порядок возмещения Субподрядчиком стоимости услуг, оказываемых Генподрядчиком по обеспечению Субподрядчика технической документацией, координации работ, приемке от Субподрядчика и сдачи Заказчику работ, выполненных Субподрядчиком, решением вопросов материально-технического снабжения, пожарно-сторожевой охраны, техники безопасности на объекте, обеспечению Субподрядчика титульными временными зданиями, использование грузоподъем­ных механизмов Генподрядчика и т.д. Ранее эти услуги определялись Постановлением Госстроя СССР от 03.07.87 № 32/109 «Об утверждении положения о взаимоотношениях организаций — генеральных под­рядчиков с субподрядными организациями» в % от СМР:

  • по монтажным и специальным строительным работам — 4 %;
  • по монтажу конструкций из сборного железобетона — 3 %;
  • по монолитному железобетону — 2 %;
  • по монтажу металлоконструкций — 1 % и т.д.

Письмом Управления ценообразования Госстроя России от 17.03.2000 № 10-92 разрешено применение вышеуказанного Положения.

То, что по договору размер генподрядных услуг составляет 10 % от стоимости выполненных работ, наводит на мысль, что это не что иное, как завуалированный «откат» за право работать на объекте Ген­подрядчика. Оплата выполненных строительно-монтажных работ должна производиться в полном объеме. Далее Генподрядчик выставляет Субподрядчику счет на оказание генподрядных услуг и Субподрядчик его оплачивает. При такой схеме если Вы купили материал за 100 рублей, то при оплате выполненных работ Вам и оплатят 100 рублей. А то, что потом Субподрядчик вернет Генподрядчику 10% от выполненных работ — это уже выполнение «кабальных» условий договора и нарушений здесь нет. В действиях Субподрядчика видно стремление руководителя строительной организации подписать договор любой ценой, что порождается или некомпетентностью руководителя, или безвыходным положением организации. И то и другое приводят в дальнейшем к давлению руководителя на сметчиков с целью увеличить стоимость работ всеми возможными средствами.

При заключении договора на строительство объекта, финансирование которого осуществляется за счет бюджетных средств, цена договора в основном является твердой; т.е. неизменной до окончания строительства. В том случае, если Заказчик на стадии разработки сметной документации произвел мониторинг цен на материалы и выбрал поставщиков материалов с наименьшей ценой, то при оплате выполненных работ по договору с твердой ценой Заказчик, согласно п. 6 ст. 709 Гражданского Кодекса РФ, не имеет права занижать стоимость материалов по сравнению со стоимостью, учтенной в смете. Обращаем внимание на то, что для Субподрядчика имеет значение договор, заключенный с Генподрядчиком, который, с юридической точки зрения, не зависит от договора Генподрядчика с Заказчиком.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *