Экономическая обоснованность

1. Анализ правил п. 1 ст. 252 показывает, что:

а) они имеют общий характер: дело в том, что в них даются самые общие, обобщенные сведения о расходах организации. Их правильное применение возможно лишь с учетом норм ст. 253 — 273 НК, а также ст. 291 — 293, 313 — 333 НК (посвященных учету расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организаций), см. подробный коммент. к ним;

б) они подчеркивают, что в гл. 25 НК речь идет только о расходах, на которые налогоплательщик может уменьшить полученные доходы (для целей налогообложения их налогом на прибыль организаций);

в) они устанавливают, что наряду с расходами, на которые налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы (и тем самым правомерно уменьшить налоговую базу), имеют место расходы, которые не учитываются (т.е. не уменьшают налоговую базу) в целях налогообложения (см. об этом коммент. к ст. 270 НК);

г) в них дается легальное определение расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организаций. Такими расходами признаются лишь:

— обоснованные расходы. Иначе говоря, речь идет об экономически оправданных затратах: ясно, например, что для того, чтобы построить здание, необходимо закупить стройматериалы, энергию, нанять работников и т.п. С другой стороны, очевидно, что расходы на проведение увеселительных мероприятий в ходе строительства не относятся к «экономически оправданным». Тем не менее налоговый орган сам обязан в каждом случае доказывать, что тот или иной расход экономически не обоснован (т.е. не подпадает под действие ст. 253 — 269, 271, 273, 291, 292 и ряда других норм НК). Конструктивным признаком «экономически обоснованных расходов» является то, что эти затраты должны иметь денежную оценку, т.е. их стоимость (цена) должна быть выражена в рублях;

— документально подтвержденные расходы. К последним относятся лишь затраты, подтвержденные оправдательными документами, отвечающими признакам, установленным в ст. 9 Закона о бухучете, п. 13 Положения о бухучете (о том, что упомянутые документы должны содержать ряд обязательных реквизитов: наименование документа (формы); код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку. Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме первичной учетной документации, содержащейся в альбомах (унифицированных и типовых), а если их форма в этих альбомах не установлена, — по формам, утверждаемым самой организацией (но при этом обязательные реквизиты, упомянутые выше, в документах должны содержаться). В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухучету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты. Кроме того, документы должны соответствовать требованиям ст. 313 — 315 НК;

— расходы, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Если расход не связан с такой деятельностью либо имеет разовый, случайный характер, то он не относится к числу упомянутых в абз. 4 п. 1 ст. 252 НК;

д) в ряде случаев (см. об этом коммент. к ст. 265 НК) расходами признаются и убытки, которые понес налогоплательщик (например, потери от брака, от простоев).

2. Специфика правил п. 2 и 3 ст. 252 состоит в следующем:

а) они содержат положения о классификации расходов.

Последние делятся на:

— расходы, связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг);

— внереализационные расходы (т.е. расходы, непосредственно не связанные с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), но учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (см. о них коммент. к ст. 265 НК);

б) они исходят из того, что эти два вида расходов следует отличать от расходов, хотя и произведенных налогоплательщиком, но не учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций (им посвящена ст. 270 НК);

в) они предписывают руководствоваться другими нормами гл. 25, устанавливающими особенности определения расходов для отдельных категорий налогоплательщиков налога на прибыль организаций либо расходов, связанных с особыми обстоятельствами. Примерами таких норм гл. 25 НК могут служить:

— ст. 291, 292 (об особенностях определения расходов, произведенных банками);

— ст. 294 (об особенностях определения расходов, осуществляемых страховщиками);

— ст. 296 (об особенностях определения расходов негосударственных пенсионных фондов);

— ст. 297 (об особенностях определения расходов организациями системы потребкооперации);

— ст. 278 (об особенностях определения расходов при совместной деятельности) и др. См. коммент. к этим статьям.

3. Правила п. 4 ст. 252 имеют новаторский характер, ибо они:

а) впервые предоставляют налогоплательщику право самостоятельно определять, к какой именно группе (т.е. к внереализационным или к расходам по реализации) относятся данные расходы;

б) предоставляют налогоплательщику указанное право лишь постольку, поскольку:

— понесенные расходы с равным основанием могут быть отнесены как к внереализационным, так и к расходам по реализации;

+Читать далее…

— в нормативных актах нет прямых указаний о том, к какой группе следует отнести эти расходы. При этом нужно учитывать правила ст. 4 и 6 НК о том, что нормативный правовой акт о налогах и сборах должен соответствовать требованиям НК (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Изд. 2-е. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2001). В практике возник вопрос: если в нормативных правовых актах по бухучету, приказах Минфина России и т.п. тот или иной вид затрат отнесен, например, к числу внереализационных расходов, а налогоплательщик — с учетом специфики своей деятельности и положений ст. 253, 291 — 293, 313 — 333 НК — полагает, что налицо достаточно оснований, чтобы отнести его к расходам от реализации, вправе ли он это сделать? Да, вправе, для чего необходимо издать распорядительный документ (приказ, распоряжение), где указать мотивы такого решения.

Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов

1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.

Расходами вновь созданных и реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 — 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 — 320 настоящей главы, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица — при реорганизации в форме присоединения).

Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.

3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.

4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.

Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.

В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

См. все связанные документы >>>

В отношении налогового учета любых расходов налогоплательщик должен придерживаться следующих правил.

Прежде всего, обращаемся к положениям пункта 1 статьи 252 НК РФ, который устанавливает, что для признания для целей налогообложения прибыли расходы должны соответствовать следующим критериям:

1) они должны быть обоснованными;

2) документально подтвержденными;

3) связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Несоблюдение какого-либо из указанных критериев означает невозможность принятия той или иной категории затрат в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Далее обращаемся к положениям статей 254 — 265 НК РФ, а также статьи 270 НК РФ и определяем, к какой группе расходов относятся те или иные затраты. С учетом изложенных в данных статьях правил осуществляется учет или неучет соответствующих затрат в целях налогообложения прибыли.

Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, было установлено, что под экономически оправданными затратами понимались затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Минфин России в письме от 09.11.2007 N 03-03-06/2/208 разъяснил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

КС РФ в Определении N 366-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Институт управления» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 252 НК РФ» подчеркнул, что в пункте 9 Постановления N 53 речь идет именно о намерениях и целях (направленности) реальной деятельности налогоплательщика, а не об ее результате. При этом суд указал, что налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Аналогичные выводы содержит Определение КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 НК РФ», согласно которому нормы, содержащиеся в абзацах 2 и 3 пункта 1 статьи 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Такие же выводы изложены и в письмах Минфина России от 09.11.2007 N 03-03-06/1/792 и от 30.10.2007 N 03-03-06/2/199.

Из этого же исходит и Пленум ВАС РФ, указавший в Постановлении от 12.10.2006 года N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды, как отмечается в том же Постановлении, не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала.

Формируемая ВАС РФ судебная практика основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Как указано в пункте 1 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, действия налогоплательщиков, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, предполагаются экономически оправданными.

Пунктом 10 Постановления N 53 разъяснено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

В Постановлении КС РФ N 6-П от 21.04.2003 впервые упоминаются такие качества участника экономических правоотношений, как добрая воля, разумная осмотрительность и осторожность.

По мнению КС РФ, конституционные принципы свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств предполагают наличие надлежащих гарантий стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота, которые не противоречили бы индивидуальным, коллективным и публичным правам и законным интересам его участников. Поэтому, осуществляя в соответствии со статьями 71 (пункты «в» и «о») и 76 Конституции регулирование оснований возникновения и прекращения права собственности и других вещных прав, договорных и иных обязательств, оснований и последствий недействительности сделок, федеральный законодатель должен предусматривать такие способы и механизмы реализации имущественных прав, которые обеспечивали бы защиту не только собственникам, но и добросовестным приобретателям как участникам гражданского оборота.

Исходя из положений вышеизложенных норм, должная осмотрительность и осторожность налогоплательщика как участника экономических отношений гарантирует осуществление в отношении его правовой защиты. Таким образом, данные положения еще раз подчеркивают принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Понять критерии «должной осмотрительности и осторожности» помогает судебная практика. Так, ВАС РФ в Определении от 21.12.2007 N 17389/07 признал правомерными выводы судов нижестоящих инстанций о соблюдении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности в процессе осуществления им деятельности.

Нелишним будет рассмотреть конкретные обстоятельства, которые привели ВАС РФ к такому выводу:

— налогоплательщик при заключении сделок проявил надлежащую осмотрительность: потребовал от поставщиков представления информации о постановке на налоговый учет, систематичности уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет с доходов, полученных от реализации товаров (в данном случае пиломатериалов);

— налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у общества умысла на создание благоприятных налоговых последствий и каких-либо взаимоотношений налогоплательщика с поставщиками или субпоставщиками, направленных на создание цепочки предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов;

— налогоплательщик совершал операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, приобретенными на внутреннем рынке и вывезенными на экспорт за пределы Российской Федерации. При этом поставщики первого звена представили налоговому органу документы, подтверждающие поступление от общества выручки за поставленные товары и уплату налога на добавленную стоимость в бюджет.

С 01.01.2009 в пункт 2.1 статьи 252 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми изложенный в нем порядок распространен и на неимущественные права.

Однако переоценка неимущественных прав, имеющих денежную оценку, при реорганизации для целей исчисления налога на прибыль не производилась как до 01.01.2009, так и после указанной даты.

Как показывает практика налоговых проверок, налоговые органы, как правило, не признают экономически оправданными следующие виды расходов:

— затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений в случае, если обязательное применение спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений работниками конкретной профессии не предусмотрено законодательством РФ;

— затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, если они не обоснованы технологическим процессом;

— расходы на оплату услуг специализированных организаций по подбору персонала в случае, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала;

— расходы по командировкам учитываются только при наличии подтверждений о производственном характере поездки (командировки);

— расходы по оплате услуг консультационных, бухгалтерских, юридических услуг, если в штате организации есть аналогичные штатные единицы.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно положениям пункта 1 статьи 11 НК РФ понятие «первичные учетные документы» в целях их использования для целей налогообложения следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (см. также письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/106).

Требования к оформлению документов, подтверждающих затраты налогоплательщиков, установлены в статьях 313 — 333 НК РФ, а также в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету. Кроме того, требования к оформлению отдельных видов документов устанавливаются в других актах законодательства РФ и нормативно правовых актах государственных органов.

Первичные учетные документы организации, подтверждающие налоговые выгоды, должны соответствовать условиям, предъявляемым к ним статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Налогоплательщику следует обратить внимание, что для документальной подтвержденности расходов необходимо документальное оформление по соответствующей унифицированной форме первичной учетной документации. В письме Управления МНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 со ссылкой на письмо МНС России от 15.05.2003 N 02-4-08/184-С827 в части статьи 252 НК РФ указано, что если из утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации организацией удалены существенные реквизиты унифицированных форм, то расходы, произведенные и указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными и, следовательно, учтены для целей налогообложения прибыли.

Таким образом, налогоплательщик должен все хозяйственные операции оформлять на бланках унифицированных форм, соответствующих этим хозяйственным формам. Однако встречаются случаи, когда по соответствующей операции не утвержден бланк унифицированной формы.

В таком случае представляется, что налогоплательщик в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ такой бланк может разработать самостоятельно, при этом в нем должны содержаться следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Если налогоплательщик применяет формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, в приказе об учетной политике он должен утвердить соответствующие формы. Такое требование содержится в пункте 5 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ, на который сделана ссылка в п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы должны быть экономически оправданы. В пункте 1 ст. 252 НК РФ указано, что под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Более подробно законодатель данное определение не раскрывает, а это приводит к неясному и неоднозначному его толкованию. Глава из книги «УСНО-2006»

Фискальные ведомства при проверках соблюдения этого критерия руководствуются, как и ранее, Методическими рекомендациями по применению главы 25 НК РФ (утратили силу в связи с изданием Приказа ФНС РФ от 21.04.05 №САЭ-3-02/173@), в которых указано, что под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Вот эти требования, выделяемые налоговиками, соответствие которым позволяет говорить об обоснованности затрат:

📌 Реклама Отключить

– обусловлены целями получения доходов;

– удовлетворяют принципу рациональности;

– обусловлены обычаями делового оборота.

Несмотря на небольшое разъяснение в Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ, до сих пор многое неясно, и необходимы дальнейшие разъяснения этих критериев, но этого нет. Данные критерии взаимосвязаны, иногда непонятно, где заканчивается один и начинается другой.

По существу, для признания затрат экономически оправданными нужно, чтобы они были осуществлены в рамках деятельности, направленной на извлечение дохода, произведены с целью получения дохода, а может быть, даже уменьшения возможного убытка. Их необходимость может быть обусловлена обычаями делового оборота, они не должны быть завышены.

Взаимосвязь расходов и предпринимательской деятельности

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Налоговики при проверке расходов сначала обращают внимание на их взаимосвязь с предпринимательской деятельностью. Поэтому налогоплательщику нужно сделать так, чтобы из договоров, оправдательных и других документов четко следовало, какие товары были приобретены (услуги оказаны, работы выполнены) и для каких целей они были использованы.

📌 Реклама Отключить

Затраты направлены на получение доходов

Критерий направленности затрат на получение доходов расплывчат, по мнению фискальных ведомств, он подразумевает взаимосвязь затрат и финансовых результатов.

Предпринимательская деятельность не принесла прибыли.Согласно определению предпринимательской деятельности она направлена на систематическое извлечение прибыли, но организация не всегда может получить прибыль, ведь результат финансово-хозяйственной деятельности зависит от многих факторов.

Проверяя обусловленность расходов целями получения доходов, налоговые инспекции нередко признают расходы необоснованными, если от своей деятельности организация не получает прибыли, так как, по их мнению, это говорит о том, что расходы понесены напрасно.

Отметим, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли, не означает, что результатом деятельности должна быть прибыль, так как это свидетельствует не о результате деятельности, а только о ее направленности. Критерий обоснованности расходов, указанный в Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ, – обусловленность расходов целями извлечения доходов, тоже свидетельствует о направленности расходов на получение доходов от деятельности, но не о том, что расходы признаются обоснованными, если от деятельности получена прибыль.

📌 Реклама Отключить

Кроме этого, в ст. 252 НК РФ не говорится о таком критерии обоснованности затрат, как результат деятельности. Нельзя связывать обоснованность затрат и результаты деятельности, потому что последние зависят не только от размера и вида расходов, но и от мероприятий по формированию себестоимости, продвижению товара, конкуренции. Данной точки зрения придерживаются и суды, например: ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 09.03.06 №А79-6184/2005, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.01.06 №А10-4653/05-Ф02-6684/05-С1.

Затраты, направленные на снижение размера возможных убытков. Правомерно ли учитывать расходы, направленные не на получение доходов, а на снижение предполагаемых убытков? Конечно, правомерно, ведь это означает получение организацией доходов, которые в некоторой степени покрывают убытки. Если в такой ситуации налоговая инспекция отказала в учете расходов, то налогоплательщик может воспользоваться позицией ФАС Северо-Западного округа, представленной в Постановлении от 10.04.06 №А56-35713/2005.

📌 Реклама Отключить

Принцип рациональности

Принцип рациональности в налоговом законодательстве не расшифровывается. Рациональность расходов предполагает, что затраты необходимы для осуществления деятельности, они выгодны на основании нескольких возможных вариантов расходования средств и не завышены. Это самый сложный элемент обоснованности, потому что под него можно подвести массу возможных причин.

Почему организация понесла именно эти расходы, необходимы ли они ей? Если для обычных затрат этот вопрос более-менее решаемый, по ним изданы разъяснения фискальных ведомств, то в отношении нестандартных затрат бухгалтеру нужно быть наготове и иметь доказательства своей правоты.

Например, организация несет расходы на обучение, переобучение, переаттестацию своих сотрудников, которые налоговики не признали. ФАС Западно-Сибирского округа, рассматривая спор,поддержал налогоплательщика, аргументировав в Постановлении от 09.03.06 №Ф04-8885/2005(20554-А27-3) свой подход тем, что обоснованность расходов, связанных с проведением курсов по подготовке работников ОАО «Кокс», заключается в том, что без соответствующей подготовки, переподготовки и переаттестации работники не могут быть допущены к обслуживанию и эксплуатации производственных объектов, используемых в деятельности предприятия, то есть подготовка, переподготовка и переаттестация работников необходимы для осуществления производственной деятельности предприятия.

📌 Реклама Отключить

Организации особенно трудно доказать обоснованность расходов на услуги (работы), предоставляемые контрагентами, в случае если предоставление подобных, но несколько отличающихся по своему содержанию услуг (работ) предусмотрено в должностных инструкциях сотрудников. В этой ситуации можно выиграть спор, если будут выявлены различия в оказываемых услугах, то есть доказано отсутствие дублирования услуг.

Даже если в организации есть структуры, выполняющие функции, аналогичные тем, которые осуществляют сторонние лица, то это не повод к признанию расходов необоснованными. В Налоговом кодексе не говорится о подобном критерии экономической оправданности затрат. Законодательством не установлено, что услуги (работы) должны быть оказаны (выполнены) только своими подразделениями, если это входит в их компетенцию. А если нужны дополнительные причины, почему именно сторонние лица оказали такие услуги, то можно указать, что подразделения организации могут быть перегружены работой, их работники недостаточно квалифицированы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.04.06 №Ф04-2117/2006(21664-А27-3)).

📌 Реклама Отключить

Завышенные затраты

Затраты, удовлетворяющие принципу рациональности, не должны быть завышены. Для этого гл. 25 НК РФ в отношении некоторых расходов предусмотрены нормы, например: суточные для командировок, компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях. На затраты, для которых нормы не предусмотрены, налоговики при проверках обращают более пристальное внимание.

Алгоритм проверки на предмет завышения затрат не указан в НК РФ. Налоговые органы сравнивают цену, по которой приобретался товар (работы, услуги), с рыночной ценой, руководствуясь ст. 40 НК РФ. Пунктом 3 данной статьи установлено, что когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

📌 Реклама Отключить

При этом налоговики должны сначала выявить рыночную цену исходя из цен на идентичные (однородные) товары, а затем сравнить ее с ценами, по которым осуществлял покупки налогоплательщик. Этим алгоритмом может воспользоваться и «упрощенец» при проверке уровня своих расходов, не дожидаясь налоговой инспекции.

Обычаи делового оборота

Необходимость несения затрат может быть не предусмотрена законодательством – она может быть обусловлена традиционными отношениями, сложившимися в бизнесе. То есть при осуществлении хозяйственных операций необходимо нести дополнительные расходы, которые законодательством не предусмотрены, но без которых организация теряет какие-либо преимущества, не может заключить сделки.

В Письме МФ РФ от 01.06.06 №03-03-04/1/497 рассмотрена ситуация, когда организация для найма персонала воспользовалась услугами кадрового агентства, которому уплатила за каждого кандидата. В письме сообщается, что расходы организации, связанные с оплатой услуг кадрового агентства по подбору кандидатур, не подошедших организации, не должны учитываться для целей налогообложения прибыли организаций. Речь идет о затратах, которые не принесли организации конкретной пользы в рамках предпринимательской деятельности (кандидатура не подошла), в то же время они необходимы, чтобы найти сотрудника на вакантную должность. Кадровое агентство оценивает соискателей на основании имеющегося опыта поиска персонала, но оно не может учесть те специфические критерии, которые предъявляют к внешности, чертам характера и прочим данным соискателя начальник отдела организации, ее директор и иные лица, которые вносят свой вклад в оценку кандидата.

📌 Реклама Отключить

Если организация не будет платить агентству за предоставленных кандидатов независимо от того, подойдут ли они, то она не сможет заключить договор с агентством. Необходимость работы с агентством может быть вызвана тем, что у организации нет кадровой службы или специалистов, которые могли бы подобрать нужный персонал. Организация вынуждена заключать договор с агентством на его условиях. Если аналогичное условие выставляют и другие агентства, то в данной ситуации необходимо говорить о том, что расходы обусловлены обычаями делового оборота. Следовательно, затраты понесены во имя соблюдения принципа рациональности и должны признаваться экономически обоснованными.

Документальное подтверждение расходов

Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ требует, чтобы затраты удовлетворяли критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, одно из которых – их документальное подтверждение.

📌 Реклама Отключить

В налоговом законодательстве по вопросу документального подтверждения расходов есть пробел. Уточним сразу, что нас интересует документальное подтверждение только тех расходов, которые понесены на территории РФ. В старой редакции ст. 252 НК РФ, действовавшей до 01.01.06, было сказано, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В действующей редакции этой статьи уточнено, что расходы могут быть подтверждены документами, косвенно их подтверждающими. Налоговый кодекс больше ничего по данному вопросу не сообщает, в результате возникает масса вопросов, например: каков порядок документального подтверждения понесенных расходов? Какие именно документы подтверждают понесенные расходы? Как должны быть оформлены такие документы для целей налогообложения?

📌 Реклама Отключить

Эти вопросы рассмотрены только в бухгалтерском учете. В статью 9 Федерального закона о бухгалтерском учете введено понятие оправдательных документов, которыми оформляются хозяйственные операции. Указано, что они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также определен порядок их оформления, определены обязательные реквизиты.

Поэтому на вопрос о том, какие документы подтверждают для целей применения УСНО понесенные расходы, можно ответить, что оправдательные документы, так как ими оформляются хозяйственные операции, кроме них могут быть использованы и иные документы. Это согласуется с тем, что в соответствии со ст. 252 НК РФ с 2006 года расходы можно подтверждать документами, косвенно свидетельствующими о понесенных расходах. Данная возможность актуальна, когда оправдательный документ имеет недостатки в оформлении.

📌 Реклама Отключить

Требование о том, что документы должны быть оформлены согласно действующему законодательству, приводит нас к Федеральному закону о бухгалтерском учете, в котором этот вопрос подробно рассмотрен. Несмотря на то, что «упрощенцы» освобождены от ведения бухгалтерского учета, нормы бухгалтерского законодательства о документальном подтверждении понесенных расходов распространяются и на них.

Налоговые инспекции при проверках документального подтверждения расходов особое внимание уделяют оформлению документов (в первую очередь оправдательных), их реквизитам, потому что, обнаружив недочеты в оформлении, они могут сказать, что оправдательный документ не может подтверждать расходы, соответственно, они учтены неправомерно. Налоговики часто подходят к проверке расходов с формальной точки зрения, то есть, выявив какие-либо недостатки, даже несущественные, в оформлении документов, признают отсутствие документального подтверждения затрат и не обращают внимания на то, что понесенные налогоплательщиком расходы можно «увидеть» через другие документы, их взаимосвязь.

📌 Реклама Отключить

Требования к оформлению документов

Ввиду отсутствия в налоговом законодательстве разъяснений по оформлению документов применяются нормы бухгалтерского законодательства. Пунктом 2 ст. 9Федерального закона о бухгалтерском учете предусмотрено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В Федеральном законе о бухгалтерском учете указаны несколько обязательных реквизитов для таких документов. УФНС по Москве в Письме от 15.07.05 №18-11/3/50775, предназначенном для лиц, применяющих УСНО,уточняет: поскольку специальные формы первичных документов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не разработаны, такие налогоплательщики должны применять первичные документы, используемые организациями, находящимися на традиционном режиме налогообложения.

📌 Реклама Отключить

При оформлении оправдательных документов, для которых предусмотрена унифицированная форма, обычно возникает мало вопросов, чего нельзя сказать о тех документах, для которых такая форма не утверждена. Пунктом 2 ст. 9Федерального закона о бухгалтерском учете установлены обязательные реквизиты для документов, унифицированная форма которых не утверждена: наименование документа, дата его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их личные подписи.

Дополнительно в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности указаны еще два реквизита оправдательных документов: код формы документа и расшифровки подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления. Согласно п. 8 данного положения организация должна в учетной политике утвердить формы первичных учетных документов, которыми оформляются хозяйственные операции и по которым не установлены типовые формы.

📌 Реклама Отключить

Итак, если для первичного учетного документа не предусмотрена унифицированная форма, то организация сама ее утверждает, не забывая об обязательных реквизитах. Возникает неопределенность, связанная с тем, что первичными учетными документами оформляются различные операции, и в некоторых ситуациях указанных реквизитов может быть недостаточно. Ни финансовое ведомство, ни законодатель не указали, какие еще должны быть реквизиты в некоторых документах для того, чтобы можно было определенно сказать, что налогоплательщик правильно оформил документ для целей бухгалтерского и, следовательно, налогового учета. Кроме этого, не изложен порядок отражения обязательных реквизитов, например, «степень подробности» их изложения для различных документов. Все это позволяет налоговым инспекциям «творчески» подходить к этим вопросам и устанавливать свои субъективные критерии.

📌 Реклама Отключить

Сущность документального подтверждения расходов

В Налоговом кодексе для целей документального подтверждения понесенных расходов не уточняется, какие документы должны подтверждать понесенные расходы и как они должны быть оформлены, то есть четко не определены критерии, согласно которым можно было бы говорить о том, что расходы документально подтверждены. Следовательно, ими могут служить любые документы, на основании которых можно определить, что расходы имели место, то есть это не только оправдательные документы, но также иные, тем более что в новой редакции ст. 252 НК РФ говорится о документах, косвенно подтверждающих понесенные расходы, что расширило «границы» документального подтверждения расходов.

Сущность документального подтверждения расходов определил ФАС Волго-Вятского округав Постановлении от 22.12.05 №А82-4797/2004-15: Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций и не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов в целях налогообложения необходимо исходить из того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, произведенные им расходы или нет, то есть условием для включения затрат в налоговые расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены. При этом во внимание должны приниматься любые представленные налогоплательщиком доказательства в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

📌 Реклама Отключить

Например, ФАС Дальневосточного округа рассмотрел спор, в котором налоговики говорили о нецелевом использовании подотчетных средств ввиду отсутствия чека ККМ. Деньги были выданы на приобретение цветов к юбилеям и мероприятиям, а расход подтвержден товарными чеками и актами о приобретении ТМЦ. Суд в Постановлении от 26.07.06 №Ф03-А73/06-2/1776 указал, что отсутствие чека контрольно-кассовой машины, при наличии других оправдательных документов, не может являться безусловным свидетельством нецелевого использования подотчетными лицами денежных средств и получения последними дохода, облагаемого НДФЛ.

Недостатки в оформлении документов

При оформлении оправдательных документов нужно быть предельно внимательным, чтобы отразить все необходимые реквизиты. При описании хозяйственных операций желательно использовать такие формулировки, которые точно отражают сущность совершенных действий, не позволяют налоговой инспекции трактовать их двояко, разрешают учесть расходы в соответствии с формулировками законодательства о налогах и сборах. Кроме этого, содержание операции лучше изложить подробно, чтобы у налоговиков не возникло сомнений в ее назначении.

📌 Реклама Отключить

Конечно, некоторые операции подтверждаются оправдательными документами, в оформлении которых имеются существенные недостатки, например, отсутствуют обязательные реквизиты. Когда налоговики их обнаруживают в ходе налоговой проверки, им проще признать документ не соответствующим требованиям Федерального закона о бухгалтерском учете и указать, что расходы документально не подтверждены. Такой подход формален, так как ст. 252 НК РФ не предъявляет специальных требований к документальному подтверждению расходов. Наличие понесенных расходов и их обоснованность могут быть доказаны исходя из анализа совокупности документов, так как в НК РФ не дан их перечень. Такой подход применяется судами при решении споров, и у налогоплательщика, при наличии других документов, доказывающих его правоту, есть шанс на успех.

📌 Реклама Отключить

Отсутствие реквизитов, подлежащих отражению в документах. Наименование должностей лиц и их подписей. ФАС Северо-западного округа рассмотрел спор, связанный с тем, что у организации в нарушение ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете в товарной накладной не указаны два обязательных реквизита: наименование должностей лиц, получивших и отпустивших товар, и расшифровка их подписей (Постановление от 16.09.05 №А56-49655/04). Суд на основании совокупности представленных налогоплательщиком документов признал, что накладные подтверждают понесенные расходы.

Наименование покупателя не является обязательным реквизитом первичного оправдательного документа. Иногда это не останавливает налоговые инспекции, которые при отсутствии данного реквизита говорят о нарушении Федерального закона о бухгалтерском учете и не признают документы оправдательными.ФАС Западно-Сибирского округа посчитал, что отсутствие данных реквизитов в копиях чеков не играет роли в вопросе признания их первичными оправдательными документами (Постановление от 13.06.06 №Ф04-3410/2006(23377-А27-15)).

📌 Реклама Отключить

Наиболее тщательной проверке налоговиками подвергается реквизит «Содержание хозяйственной операции». Он говорит о связи расходов с предпринимательской деятельностью, а также рациональности понесенных расходов. Поэтому важно указать в нем всю необходимую информацию, чтобы у проверяющих не было сомнений в сущности расходов. Так как НК РФ не указал перечень документов, которые подтверждают несение расходов для целей налогового учета, недостаток информации можно компенсировать данными других документов.

В НК РФ не выделена в качестве критерия документального подтверждения степень расшифровки содержания операции первичного документа, поэтому требования некоторых налоговых инспекций о признании в этом случае отсутствия документального подтверждения неправомерны. ФАС Волго-Вятского округа рассмотрел жалобу налоговиков, выявивших, что акты приема-сдачи оформлены без точного указания оказанных услуг, то есть расходы документально не подтверждены, посчитал их позицию необоснованной (Постановление от 30.06.06 №А43-44279/2005-35-1292).

📌 Реклама Отключить

Нередко в акте выполненных работ, оказанных услуг отсутствует подробное содержание хозяйственной операции, стороны ограничиваются ссылкой на договор, что иногда трактуется налоговыми инспекциями фискально. Доказать правоту в суде можно, предъявив все документы, касающиеся хозяйственной операции и подтверждающие, что она была осуществлена.

ФАС Поволжского округа рассмотрел жалобу налогового органа, по мнению которого, налогоплательщик при оформлении актов сдачи-приемки оказанных услуг нарушил требования Федерального закона о бухгалтерском учете, так как в актах не отразил содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении.

Суд признал доводы инспекции несостоятельными. Он указал, что альбомы унифицированных форм не содержат типовой формы акта сдачи-приемки услуг. Вместе с тем анализ представленного заявителем акта показывает, что в нем содержатся необходимые реквизиты: имеется ссылка на вид услуг, на договор, на стоимость оказанных услуг. Условиями договора заявителя с ООО «Продинвест» предусматривалась оценка всего объема оказанных услуг, а не каждого изготовленного документа в отдельности. При таких обстоятельствах оснований для разграничения в акте приемки-передачи услуг стоимости каждого этапа услуг у сторон не имелось (Постановление от 28.04.06 №А12-24634/05-С51).

📌 Реклама Отключить

С полной версией можно ознакомиться на сайте http://www.audar-press.ru

Другие статьи раздела

  • Статья 246. Налогоплательщики
  • Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 247. Объект налогообложения
  • Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов
  • Статья 249. Доходы от реализации
  • Статья 250. Внереализационные доходы
  • Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
  • Статья 252. Расходы. Группировка расходов
  • Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
  • Статья 254. Материальные расходы
  • Статья 255. Расходы на оплату труда
  • Статья 256. Амортизируемое имущество
  • Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
  • Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  • Статья 259. Методы и порядок расчёта сумм амортизации
  • Статья 259.1. Порядок расчёта сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.2. Порядок расчёта сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
  • Статья 260. Расходы на ремонт основных средств и иного имущества
  • Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
  • Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
  • Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
  • Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки
  • Статья 265. Внереализационные расходы
  • Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
  • Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
  • Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  • Статья 267.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
  • Статья 267.4. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
  • Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
  • Статья 269. Особенности учёта процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
  • Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
  • Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
  • Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления
  • Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • Статья 274. Налоговая база
  • Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  • Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  • Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
  • Статья 277. Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации, при реорганизации и ликвидации организации
  • Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  • Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
  • Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
  • Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
  • Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
  • Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
  • Статья 282.1. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
  • Статья 283. Перенос убытков на будущее
  • Статья 284. Налоговые ставки
  • Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
  • Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
  • Статья 284.2.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
  • Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.3-1. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»
  • Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан
  • Статья 284.6. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
  • Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Статья 286.1. Инвестиционный налоговый вычет
  • Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
  • Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
  • Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
  • Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 288.3. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 289. Налоговая декларация
  • Статья 290. Особенности определения доходов банков
  • Статья 291. Особенности определения расходов банков
  • Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
  • Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций — участников обязательного медицинского страхования
  • Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 297. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
  • Статья 297.1. Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.2. Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.3. Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций
  • Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций
  • Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок
  • Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
  • Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения
  • Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке
  • Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке
  • Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами
  • Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с производными финансовыми инструментами
  • Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
  • Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
  • Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
  • Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
  • Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
  • Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
  • Статья 310.1. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 310.2. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 311. Устранение двойного налогообложения
  • Статья 312. Специальные положения
  • Статья 313. Налоговый учёт. Общие положения
  • Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
  • Статья 315. Порядок составления расчёта налоговой базы
  • Статья 316. Порядок налогового учёта доходов от реализации
  • Статья 317. Порядок налогового учёта отдельных видов внереализационных доходов
  • Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
  • Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
  • Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
  • Статья 321. Особенности ведения налогового учёта организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
  • Статья 321.1. Утратила силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ.
  • Статья 321.2. Особенности ведения налогового учёта участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 322. Особенности организации налогового учёта амортизируемого имущества
  • Статья 323. Особенности ведения налогового учёта операций с амортизируемым имуществом
  • Статья 324. Порядок ведения налогового учёта расходов на ремонт основных средств
  • Статья 324.1. Порядок учёта расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
  • Статья 325. Порядок ведения налогового учёта расходов на освоение природных ресурсов
  • Статья 325.1. Порядок налогового учёта расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
  • Статья 326. Порядок ведения налогового учёта по срочным сделкам при применении метода начисления
  • Статья 327. Порядок организации налогового учёта по срочным сделкам при применении кассового метода
  • Статья 328. Порядок ведения налогового учёта доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счёта, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
  • Статья 329. Порядок ведения налогового учёта при реализации ценных бумаг
  • Статья 330. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов страховых организаций
  • Статья 331. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов банков
  • Статья 331.1. Особенности ведения налогового учёта бюджетными учреждениями
  • Статья 332. Особенности ведения налогового учёта доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
  • Статья 332.1. Особенности ведения налогового учёта расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 333. Особенности ведения налогового учёта доходов (расходов) по операциям РЕПО
  • Статья 275.3. Особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 284.7. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов международными холдинговыми компаниями
  • Статья 284.8. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования
  • Статья 284.9. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта

В современной деловой практике широко применяется способ управления бизнесом посредством управляющих компаний. Налоговые органы считают, что расходы за услуги управляющей компании не являются экономически оправданными и не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Судебная же практика по этому вопросу неоднозначна. В статье изложены судебные споры по этому вопросу и обобщены правила, которых целесообразно придерживаться. С 2000 года, то есть с первых дней вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), в том числе ст. 252 НК РФ, действующим законодательством установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. 📌 Реклама Отключить

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

📌 Реклама Отключить

Однако некоторые коммерческие организации, увлекаясь оптимизацией налогообложения, легкомысленно относятся к оформлению оправдательных документов, за что и бывают наказаны. В качестве примера, который может оказаться полезен и для банков, можно привести ситуацию, сложившуюся с ОАО «ОмскВодоканал» (далее — Общество).

Суть вопроса заключается в том, что организация уплачивала вознаграждение управляющей компании, рассчитывая его в процентах от валового оборота денежных средств организации, без составления сметной документации, вне связи с расходами, возникающими в процессе ее деятельности, что не может, по мнению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа (далее — ФАС ЗСО), признаваться экономически обоснованными затратами, поскольку не учитывает реальной доходности общества.

📌 Реклама Отключить

Как следует из Постановления ФАС ЗСО от 12.12.2007 № Ф04-8399/2007 (№ 40777-А46-37), ОАО «ОмскВодоканал» 28.03.2006 представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2005 год, согласно которой сумма исчисленного налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджеты различных уровней, составила 7 621 554 рубля.

Позднее (30 марта 2006 года) Общество представило уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2005 год, в соответствии с которой сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 5 454 166 рублей, то есть по сравнению с данными, заявленными в первичной налоговой декларации, уменьшена на 2 167 388 рублей. Здесь уместно напомнить, что в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, является основанием для проведения повторной выездной налоговой проверки. Однако Общество 28 апреля 2006 года подает вторую уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2005 год, сумма исчисленного налога по которой за 2005 год составила уже 0 рублей. Кроме того, по итогам 2005 года был заявлен убыток в сумме 121 008 821 рубль.

📌 Реклама Отключить

Проведя камеральную налоговую проверку представленной декларации, с учетом двух уточненных деклараций, исследовав представленные документы, инспекция посчитала, что Общество неправомерно отнесло в состав прочих расходов затраты на оплату услуг управляющей компании в размере 51 082 829 рублей. В результате было принято решение о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 875 552 рубля, а также Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 9 377 762 рубля и пени в сумме 100 587,45 рубля.

В суде Обществу не удалось доказать обоснованность, экономическую оправданность и направленность на получение дохода произведенных расходов.

Это решение судебных органов получило определенный резонанс на страницах специализированных периодических печатных изданий. Некоторые специалисты считают, что данное решение идет вразрез с судебной практикой и содержит сомнительную трактовку законодательства и негативно скажется на деятельности управляющих компаний. Вывод, прямо скажем, неоднозначный.

📌 Реклама Отключить

С одной стороны, еще А.А. Родионов в своей книге «Налоговые схемы, за которые посадили Ходорковского» (М.: Вершина, 2007, с. 71) обращал внимание на те документы, которые суд использовал против бизнесменов. И, в частности, это были договоры о том, что ряд компаний передают в «ЮКОС РМ» полномочия исполнительных органов, то есть разрешают руководить всей текущей деятельностью предприятия. Давая комментарий, А.А. Родионов указывал, что эти договоры были использованы против обвиняемых, как доказательства того, что они контролируют все финансовые потоки. Жесткая централизованная система управления, введенная в «ЮКОСе», по мнению автора, привела к тому, что Ходорковскому и Лебедеву приписывались доходы любой фирмы, входящей в холдинг. Если бы эти предприятия распоряжались деньгами самостоятельно (а «ЮКОС» только наблюдал), то обвинению было бы сложно или невозможно доказать их зависимость. Поэтому неудивительно, что как только налоговые органы видят договор о передаче функций исполнительных органов управляющей компании, у фискалов срабатывает стереотип — организация использует схему.

📌 Реклама Отключить

С другой стороны, просматривая решения ФАС ЗСО по аналогичному вопросу (напомним — обоснованность затрат по оплате услуг управляющей компании) за 2006–2007 годы, объективности ради надо отметить, что указанный судебный орган выносил решения и в пользу налогоплательщиков.

Так, например, ОАО «Физкультурник» обжаловало решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по Кемеровской области. В данном решении налоговый орган указал, что ОАО «Физкультурник» неправомерно включило в расходы услуги управляющей организации, так как акты выполненных работ, представленные обществом в обоснование расходов по оплате услуг, не соответствовали требованиям Закона Российской Федерации от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». По мнению налоговиков, из содержания представленных актов нельзя определить, какие услуги по управлению оказывались обществу и в каком объеме, какую конкретную работу проделала управляющая компания, а следовательно, данные расходы документально не подтверждены.

📌 Реклама Отключить

Однако, исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суды как первой, так и апелляционной инстанции, по мнению ФАС, пришли к правомерному выводу о законности действий налогоплательщика, предоставлении им достаточных доказательств обоснованности произведенных расходов по оплате услуг управляющей компании, документальном подтверждении (актами приема выполненных работ, отчетами управляющей организации об оказанных услугах, ежемесячными отчетами по конкретному перечню оказанных управляющей организацией услуг) осуществленных акционерным обществом затрат. Суды сделали выводы, что налоговым органом не представлены доказательства того, что произведенные налогоплательщиком расходы по оплате услуг управляющей компании являются экономически необоснованными, не представлен соответственно полный анализ финансово-хозяйственной деятельности общества или другие доказательства, которые бы свидетельствовали о заведомой неэффективности и убыточности действий налогоплательщика.

📌 Реклама Отключить

Еще несколько примеров. ОАО «Шахта Березовская» обжаловало в судебном порядке решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области от 01.07.2005 № 150.

Как указано в Определении ВАС от 12.07.2007 № 8299/07, при разрешении спора судебными инстанциями на основании исследования и оценки представленных доказательств сделан вывод о том, что представленные обществом документы содержат обязательные реквизиты и подтверждают фактическое несение обществом расходов по управленческим услугам, а также экономическую оправданность данных расходов.

Доводы же налогового органа направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

ОАО «Распадская» обжаловало решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области от 19.04.2004 № 53 о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль.

📌 Реклама Отключить

В кассационной жалобе налоговый орган указал, что ОАО «Распадская» и управляющая компания ЗАО «Распадская угольная компания» являются взаимозависимыми лицами. За счет неоправданно и необоснованно высокой стоимости услуг управляющей компании, стоимость и факт оказания которых не подтверждены документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством, они фактически не оказываются в оплаченных обществом объемах.

Управляющая компания, исполняющая функции единоличного исполнительного органа формально, не участвуя в хозяйственной деятельности и не осуществляя реального руководства управляемым субъектом, применила одну из схем для минимизации налога на прибыль, в результате чего были завышены расходы предприятия на сумму услуг по управлению организацией, что повлекло занижение налога на прибыль.

📌 Реклама Отключить

ФАС ЗСО в Постановлении от 22.01.2007 № Ф04-8943/2006 (29956-А27-26) обратил внимание, что судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что из смысла ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. Критерии оценки экономической оправданности затрат не установлены законодателем, поэтому возможна оценка затрат каждого налогоплательщика на предмет возможности принятия их в целях налогообложения индивидуально. При этом надлежит исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности налогоплательщика.

Судами дана оценка представленных налогоплательщиком актов приемки выполненных работ, которые содержат все реквизиты, требуемые для первичных учетных документов.

📌 Реклама Отключить

Доводы налогового органа об отсутствии расшифровки оказанных услуг и идентичности актов приемки судами исследованы и признаны несостоятельными, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

Доводы налогового органа о необоснованности произведенных налогоплательщиком расходов ввиду информированности и взаимозависимости сторон, а также о завышении обществом расходов на сумму услуг по управлению организацией судами не приняты, поскольку не предусмотрены главой 25 НК РФ в качестве влекущих какие-либо правовые последствия для целей налогообложения.

Кроме того, налоговым органом не были представлены доказательства определения цены оказанных услуг методом сравнения с ценами идентичных услуг, а также несоответствия услуг ЗАО «Распадская угольная компания» рыночной стоимости.

📌 Реклама Отключить

Помимо вышеуказанных, в качестве примеров, когда налогоплательщику удалось в судебном порядке доказать обоснованность понесенных затрат на управляющую компанию, можно привести постановления ФАС ЗСО:

— от 25.10.2006 № Ф04-3268/2005 (27054-А27-15), принятое по делу ОАО «Инвестиционная компания “Соколовская”» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 по Кемеровской области;

— от 21.05.2007 № Ф04-3017/2007 (34242-А27-37) по делу ОАО «Центральная обогатительная фабрика “Абашевская”» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 по Кемеровской области и др.

📌 Реклама Отключить

Считаем необходимым обратить внимание и еще на одно решение. Оно касается уже не налога на прибыль, а возмещения налога на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с Постановлением ФАС ЗСО от 26.07.2006 № Ф04-2019/2006 (24953-А27-40) ОАО «Кокс» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее — Инспекция) по Кемеровской области о признании недействительным решения от 10.11.2005 № 261 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужило неправомерное, по мнению Инспекции, уменьшение суммы НДС на вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, по услугам за выполнение функций по управлению организацией.

Фактически единственным доводом кассационной жалобы, поданной Инспекцией, являлось следующее утверждение: договор ОАО «Кокс» по приобретению услуг управляющей компании ООО «УК Промышленно-металлургический холдинг» является сделкой, не направленной на создание соответствующих ей правовых последствий, и не отвечает признакам ст. 153 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), вследствие чего сделка является мнимой (ст. 170 ГК РФ) и заключенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ).

📌 Реклама Отключить

Суд на основании исследования документов, представленных ОАО «Кокс» (договор с управляющей компанией от 07.05.2003 № 1, счета-фактуры, акты выполненных работ, платежные документы), пришел, по мнению ФАС ЗСО, к правильному выводу о том, что ОАО «Кокс» представлены все необходимые доказательства в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов по оприходованным и оплаченным поставщикам услугам; что представленные документы содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные действующим законодательством. Учитывая, что налоговый орган не представил доказательств того, что отсутствие изменений в структуре управления ОАО «Кокс», увеличение штатной численности его работников и расходов на заработную плату является доказательством неэффективного управления этой компанией, что также Инспекцией не были представлены доказательства снижения прибыли в проверяемом налоговом периоде, ФАС ЗСО счел доводы налогоплательщика убедительными.

📌 Реклама Отключить

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Во-первых. Передача полномочий постоянно действующего исполнительного органа управляющей компании дискредитирована организациями, активно оптимизирующими налогообложение. И как следствие данной ситуации появилось пристальное внимание налоговых органов к договорам передачи функций исполнительных органов управляющей компании. Зачастую это внимание носит весьма субъективный характер: налоговики нередко считают, что если имеется управляющая компания, то, значит, используется схема ухода от налогов. И доказывать обратное налогоплательщикам приходится только в судебном порядке.

Во-вторых. Нельзя оплату услуг управляющей компании привязывать к валовому обороту денежных средств управляемой организации, так как объем оказываемых управляющей компанией услуг напрямую не зависит от величины оборота денежных средств. Во всех приведенных выше судебных постановлениях (за исключением дела ОАО «ОмскВодоканал», завершенного в пользу налогового органа) стоимость услуг управляющей компании не была привязана к валовому обороту денежных средств. Порядок расчетов был достаточно прозрачен, чтобы суд сделал вывод о существовании фактических управленческих отношений между компаниями.

📌 Реклама Отключить

В-третьих. Надо более внимательно и требовательно относиться к оформлению документов, которыми налогоплательщик будет подтверждать обоснованность фактически понесенных расходов по оплате услуг управляющей компании. Нужно готовиться к тому, что свою позицию придется отстаивать в суде, и, соответственно, документы (будь то протокол собрания участников (акционеров) общества с решением о передаче полномочий постоянно действующего исполнительного органа управляющей компании или акты сдачи-приемки оказанных услуг, отчеты управляющей компании и т.п.) должны соответствовать всем требованиям действующего законодательства. И необходимо всегда помнить, что для признания расходов (затрат) для целей налогообложения они должны соответствовать трем условиям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

📌 Реклама Отключить

Автор — ЗАО «Аудиторская компания “Арт-Аудит”», руководитель юридического департамента.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *