Экологический сбор 2019

Содержание

>Экологический сбор за 2018 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора

Экологический сбор за 2018 год: как подготовить отчет и рассчитать сумму сбора

Отчетность по экологическому сбору действует с 2016 года, однако до сих пор еще не все производители и импортеры товаров (упаковки) знают о том, что они должны утилизировать товары (упаковку), которые потеряли свои потребительские свойства, а в случае невыполнения нормативов утилизации заплатить экологический сбор.

Накануне сдачи отчетности в Росприроднадзор за 2018 год эксперты сервиса «Отчетность в Росприроднадзор» ответили на 15 самых популярных вопросов, которые возникают при составлении «экологической» отчетности и уплате сбора.

В частности, речь пойдет о том, кто, когда и как должен отчитаться по экологическому сбору, как рассчитать сумму сбора, можно ли ее снизить и как выполнить нормативы утилизации.

1. Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

Также см. «С 4 сентября порядок уплаты экологического сбора изменится».

2. Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.

Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.

Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.

Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.

Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они должны представлять «экологическую» отчетность.

Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

3. Какая отчетность сдается по экологическому сбору?

Отчетность по экологическому сбору состоит из четырех форм:

  1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18). Также см. «Экологический сбор: обновлена форма декларации о товарах и упаковке, подлежащих утилизации».
  2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18). В данный отчет нужно внести информацию о фактическом количестве товара, утилизированного в текущем году. Также необходимо указать, на основании каких документов была произведена утилизация (договор, акт, лицензия). Если же производитель или импортер не занимался утилизацией товаров, то следует сдать нулевую отчетность о выполнении нормативов утилизации.
  3. Расчет суммы экологического сбора (форма утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488). Сумма экологического сбора, которую необходимо внести в бюджет, рассчитывается в том случае, если организация вовсе не утилизировала товар, либо утилизировала его в меньшем объеме, чем установлено по нормативу.
  4. Отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты. Отчет состоит из двух форм, которые включают в себя данные о местах сбора отходов и о наличии мощностей по утилизации.

Важно иметь в виду, что первые три вида «экологической» отчетности необходимо составлять именно в указанной выше последовательности. Поясним на примере.

Допустим, в 2017 году издательство выпустило 100 тонн журналов, а в 2018 году – 200 тонн и реализовало их на территории РФ. Чтобы отчитаться по экосбору за 2018 год, нужно выполнить следующие действия.

Сначала необходимо подготовить декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров. В ней нужно прописать количество реализованных журналов за 2018 год — 200 тонн.

Далее необходимо сформировать отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Обратите внимание: с отчетности за 2018 год в данной форме нужно учитывать массу или количество товаров, реализованных не за отчетный год, а за календарный год, предшествующий отчетному периоду; п. 6 Правил взимания экологического сбора.

На 2018 год норматив утилизации в отношении издательской печатной продукции равен 10%, значит утилизировать необходимо 10 тонн журналов. Соответственно, издательство должно собрать устаревшие журналы в объеме не менее 10 тонн, и утилизировать их.

Предположим, было утилизировано не 10, а 8 тонн журналов. В связи с этим в отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно отметить, что было утилизировано 8 тонн журналов, и указать документы, на основании которых была произведена утилизация.

На следующем этапе надо составить расчет суммы экологического сбора в отношении неутилизированных журналов, то есть в отношении 2 тонн журналов (10 тонн — 8 тонн).

4. В какие сроки нужно сдать отчетность и заплатить экосбор? Что будет, если нарушить сроки?

Декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации необходимо сдать до 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть представить декларацию и отчетность за 2018 год нужно до 1 апреля 2019 года включительно.

Расчет суммы экологического сбора надо сдать до 15 апреля года, следующего за отчетным. В этот же срок следует внести платеж. То есть направить расчет и заплатить экологический сбор за 2018 год необходимо до 15 апреля 2019 года включительно.

Если плательщик экосбора не отчитается в указанные сроки, либо представит недостоверные сведения, он может быть привлечен к ответственности по статье 8.5. «Сокрытие или искажение экологической информации» КоАП РФ. Размеры штрафных санкций составляют от 3 тыс. до 6 тыс. рублей — для должностных лиц и предпринимателей, от 20 тыс. до 80 тыс. рублей — для юридических лиц.

В случае неуплаты эксобора или неполного внесения платежа Росприроднадзор выставит требование о добровольном погашении задолженности. Если по истечении 15 календарных дней с момента получения требования оно не будет исполнено добровольно, Росприроднадзор сможет взыскать сумму сбора в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора). В настоящее время штраф за неуплату экологического сбора не установлен. Однако уже подготовлен проект поправок, который предусматривает за неуплату сбора серьезные административные санкции, вплоть до приостановки деятельности организации или ИП.

5. В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

6. Какие справочники товаров и упаковки нужно использовать при подготовке отчетности?

При составлении «экологической» отчетности производители должны применять Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. приказом Росстандарта от 31.01.14 № 14-ст в ред. от 10.07.18). Импортерам необходимо руководствоваться единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).

Если организация является и производителем, и импортером товаров (упаковки), то для производимых товаров она должна использовать справочник ОК 034-2014, а для импортируемых — ТН ВЭД.

7. Какой объем товаров и упаковки нужно отражать в отчетности? Какими документами можно его подтвердить?

В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.17) сказано следующее.

Производители товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, произведенных на территории РФ;
  • упаковки товаров, произведенных на территории РФ.

Импортеры товаров с момента их первичной реализации на территории РФ обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации в отношении:

  • товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС;
  • упаковки товаров, импортированных из третьих стран в РФ и прошедших соответствующие таможенные операции;
  • упаковки товаров, ввезенных из государств — членов ЕАЭС.

Таким образом, можно сделать вывод, что при составлении декларации и последующих отчетов учитывается количество реализованных на территории РФ товаров и упаковки. Указанное в декларации количество товаров (упаковки) подтверждается первичными учетными документами или сведениями из таможенных документов.

8. Что понимается под термином «утилизация»?

Содержание понятия «утилизация отходов» раскрывается в статье 1 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (действует в ред. от 29.07.18; далее — Закон об отходах производства). Под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. В частности, возможно повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

При этом важно понимать, что утилизация не равнозначна обезвреживанию (термической обработке), поскольку обезвреживание не предполагает возврат отходов в производственный цикл.

На обезвреживание передаются отходы, образованные в результате деятельности организации или ИП. Эти отходы учитываются при составлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Если же производитель или импортер, обязанный утилизировать товары, которые утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы, передаст их на обезвреживание, это приведет к двойной оплате. Сначала он оплатит услуги исполнителя по договору на обезвреживание отходов, а затем должен будет внести экологический сбор.

9. Что такое норматив утилизации?

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров (п. 12 ст. 24.2 Закона об отходах производства).

Нормативы утилизации устанавливаются по каждой группе товаров и упаковки. Для подготовки отчетности по экосбору за 2018 год следует руководствоваться нормативами, утвержденными распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2971-р (в ред. от 16.06.18).

Например, норматив утилизации журналов (группа № 16 «Издательская продукция печатная») на 2018 год составляет 10%. Это значит, что если издательство выпустило и реализовало на территории РФ в 2017 году 100 тонн журналов, то оно должно либо утилизировать 10 тонн журналов, либо заплатить за это количество товара экологический сбор за 2018 год.

Отметим, что если производитель или импортер перевыполнил норматив утилизации в предыдущем календарном году, то норматив утилизации на текущий год можно уменьшить на величину перевыполнения норматива за предыдущий год. Такая возможность предусмотрена пунктом 13 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

10. Как выполнить нормативы утилизации?

Закон об отходах производства предусматривает три способа выполнения нормативов утилизации (п. 4 — 6 ст. 24.2 этого закона):

  1. Самостоятельно утилизировать товары и упаковку. В этом случае производителю или импортеру необходимо организовать места сбора вышедших из употребления товаров и упаковки, а также выстроить технологический процесс утилизации. Для этого, как правило, требуется выделить определенные помещения, закупить технологическое оборудование и получить лицензию на деятельность по обращению с отходами (если речь идет об отходах I-IV классов опасности).
  2. Заключить договор со специализированной компанией. Если на утилизацию передаются отходы I-IV классов опасности, у специализированной организации должна быть лицензия. Для утилизации отходов V класса (картон, полиэтилен, лом черных металлов и т.д.) лицензия не требуется. отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно приложить договор со специализированной компанией, копию ее лицензию (при необходимости), акт об утилизации.
  3. Вступить в ассоциацию (союз) производителей/импортеров. Важно учесть, что если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации либо выполнит их не в полном объеме, то отвечать за соблюдение нормативов должен будет производитель или импортер товаров.

11. Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.

Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).

Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2018 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример

Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2017 год 100 тонн журналов.

Норматив утилизации журналов на 2018 год составляет 10%.

Утилизация журналов в 2017 и 2018 годах не производилась.

Ставка экологического сбора за 2018 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.

Сумма экологического сбора за 2018 год составит 23 780 руб. (100 тонн х 10% х 2 378 руб. за тонну).

12. Как снизить сумму экологического сбора?

Экологический сбор был установлен, прежде всего, для того, чтобы ввести ответственность производителей и импортеров за судьбу товаров (упаковки) после их реализации потребителям; предотвратить складирование на полигонах отходов, в которые превращаются товары после утраты ими потребительских свойств, а также стимулировать вторичную переработку отходов.

В связи с этим, чтобы снизить суммы экологического сбора, можно воспользоваться следующими способами:

  • выполнить нормативы утилизации, установленные на отчетный год;
  • использовать упаковку из вторичного сырья. При этом есть возможность применить к нормативу утилизации понижающий коэффициент (п. 14 ст. 24.2 Закона об отходах производства). Однако данное правило не распространяется на товары из вторичного сырья.

Также необходимо помнить, что выполнить обязанность по утилизации товаров (упаковки) можно на всей территории РФ, а не только в том субъекте РФ, где располагается производитель или импортер (п. 8 ст. 24.2 Закона об отходах производства).

13. Можно ли выполнить обязанность по утилизации своего товара (упаковки) за счет утилизации аналогичного товара?

Пункт 4.1 статьи 24.2 Закона об отходах производства позволяет это сделать при соблюдении хотя бы одного из двух условий:

  • у товаров (упаковки) аналогичное назначение;
  • способы обработки этих отходов аналогичны.

Например, норматив утилизации печатных журналов можно выполнить за счет утилизации печатных газет.

14. С какого момента обязанность по утилизации считается исполненной?

Обязанность производителя или импортера по утилизации товаров (упаковки) считается исполненной:

  • со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации (если плательщик экосбора выполнил нормативы в полном объеме). К отчетности необходимо приложить подтверждающие документы;
  • со дня уплаты экосбора (если плательщик экосбора не утилизировал товары или упаковку, либо утилизировал их в меньшем объеме, чем положено по нормативу). Об этом сказано в пункте 9 статьи 24.2 Закона об отходах производства.

15. Как можно подготовить и отправить «экологическую» отчетность?

Существует два способа подготовки и представления «экологической» отчетности: с использованием бесплатных сервисов Росприроднадзора и с использованием программных решений операторов электронного документооборота (далее — операторов ЭДО).

Если у плательщика экосбора нет технической возможности подключиться к интернету, можно сдать декларацию и другие отчеты на бумаге. При этом все равно нужно будет представить электронную версию отчета (принести в РПН флешку или диск с файлом отчета в формате xml или вложить такой электронный носитель в почтовое отправление).

Особенности

Способы подготовки и сдачи отчетности

Бумажная версия отчета

Cервисы РПН

(модуль природопользователя, личный кабинет природопользователя)

Сервис «Отчетность в Росприроднадзор»

(входит в состав системы «Контур.Экстерн» от оператора ЭДО «СКБ Контур»)

Расходы

Бумага, картриджи, командировочные расходы, почтовое отправление

Электронная подпись (ее можно купить в любом из аккредитованных удостоверяющих центров)

Оплата работы в сервисе (электронная подпись входит в стоимость)

Контроль изменений

Необходимо самостоятельно отслеживать изменения в законодательстве на сайте РПН

Об изменениях законодательства можно узнавать на бесплатных вебинарах от экспертов сервиса

Установка обновлений

Нужно самостоятельно отслеживать изменения всех форм отчетности

Нужно самостоятельно следить за обновлениями форм отчетности и устанавливать обновления

Обновления устанавливаются автоматически, формы отчетности всегда актуальны

Подготовка и отправка отчетов

Заполнить отчет можно в различных программах. Составленный отчет можно либо направить по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении), либо сдать лично

Заполнение отчета происходит в одном сервисе (модуль природопользователя), а отправка — через другой (личный кабинет природопользователя)

Заполнение и отправка отчета происходят в одном сервисе

Доставка и статус отчетов

Если отчет сдается лично, сотрудник РПН поставит отметку о приеме. Дата сдачи отчета, отправленного по почте, — это дата почтового отправления

Нужно контролировать статус отчета в личном кабинете природопользователя, чтобы не пропустить уведомления

Актуальный статус отчета можно в любой момент посмотреть в сервисе. Оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. За доставку отчетов отвечает оператор ЭДО

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Уважаемые природопользователи!

Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО напоминает плательщикам экологического сбора о необходимости до 1 апреля 2019 года заполнить и представить:

а) декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ (форма и положение о декларировании утверждены постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417 (ред. от 25.07.2018));

б) отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, (форма и правила представления утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.15 № 1342 (ред. от 17.10.2018)).

До 15 апреля 2019 года необходимо представить расчет суммы экологического сбора (форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488 (ред. от 01.03.2019)).

Обращаем Ваше внимание, что в действующих редакциях Постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») и Постановления Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (ред. от 17.10.2018) «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» указано, что выполнение нормативов утилизации и расчет экологического сбора производится в отношении товаров и упаковки, выпущенных в году, предшествующему отчетному.

Таким образом, в 2019 году импортеры и производители товаров, отчитываясь за 2018 год, указывают в декларации, отчетности, расчете экологического сбора количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров в 2017 году, применяя нормативы утилизации отходов от использования товаров 2018 года, установленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 2971-р.

Подробные инструкции по формированию и отправке отчетности по экологическому сбору размещены на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Руководство пользователя Личного Кабинета», далее «Отчеты производителей/импортеров. Декларация о количестве товаров», «Отчеты производителей/импортеров. Отчет о выполнении нормативов утилизации», «Отчеты производителей/импортеров. Расчет экосбора».

По вопросам использования «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» необходимо обращаться по телефону: +7(499)753-30-92 (многоканальный) (с 9:30 до 18:30 по Московскому времени) или по электронной почте: portal.rpn@mail.ru

Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 — 2020 годах

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

Расчет платы за вред экологии: вычеты

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Итоги

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 — рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?».

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Итоги

В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
  • Федеральный закон «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» от 03.03.2017 № 255;
  • Постановление Правительства РФ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» от 13.09.2016 № 913.

Ставки экологического налога – 2018

Газета «Частный предприниматель»

Уплата экологического налога регулируется р. VIII Налогового кодекса Украины. Плательщиками налога являются предприниматели независимо от избранной системы налогообложения, при осуществлении деятельности которых на территории Украины производятся:

–выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферу стационарными источниками загрязнения;

–сбросы ЗВ в водные объекты;

–размещение отходов в специально отведенных местах, объектах (кроме отдельных видов вторсырья, размещаемого на собственных территориях субъектов хозяйствования).

Приведем ставки экологического налога для них, действующие с 1 января 2018 года.

Для стационарных источников загрязнения

Таблица 1

Название ЗВ Ставка налога (грн за тонну)
Оксиды азота 2 451,84
Аммиак 459,85
Ангидрид сернистый 2 451,84
Ацетон 919,69
Бенз(о)пирен 3 121 217,74
Бутилацетат 552,23
Ванадия пятиокись 9 196,93
Водород хлористый 92,37
Углерода окись 92,37
Углеводороды 138,57
Газообразные фтористые соединения 6 070,39
Твердые вещества 92,37
Кадмия соединения 19 405,92
Марганец и его соединения 19 405,92
Никель и его соединения 98 872,97
Озон 2 451,84
Ртуть и ее соединения 103 931,28
Свинец и его соединения 103 931,28

Название ЗВ Ставка налога (грн за тонну)
Сероводород 7 879,65
Сероуглерод 5 120,56
Спирт н-бутиловый 2 451,84
Стирол 17 903,89
Фенол 11 128,67
Формальдегид 6 070,39
Хром и его соединения 65 822,27
Двуокись углерода 0,41

Если в перечне, приведенном в таблице 1, ЗВ отсутствует, ставка налога устанавливается в зависимости от класса опасности ЗВ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Класс опасности Ставка налога
(грн за тонну)
I 17 536,42
II 4 016,11
III 598,4
IV 138,57

Ставки налога для ЗВ, которые не вошли в таблицу 1 и на которые не установлен класс опасности, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Ориентировочно безопасный уровень воздействия веществ (соединений) (миллиграмм на м3) Ставка
налога
(грн
за тонну)
Менее 0,0001 738 187,86
0,0001–0,001
(включительно)
63 247,95
Свыше 0,001–0,01
(включительно)
8 737,07
Свыше 0,01–0,1
(включительно)
2 451,84
Свыше 0,1 92,37

Для сбросов ЗВ в водные объекты

Таблица 4

Название ЗВ Ставка налога (грн за тонну)
Азот аммонийный 1 610,48
Органические вещества (по показателям БСК 5) 644,6
Зависшие вещества 46,19
Нефтепродукты 9 474,05
Нитраты 138,57
Нитриты 7 909,77
Сульфаты 46,19
Фосфаты 1 287,18
Хлориды 46,19

Для ЗВ, которые не вошли в таблицу 4, но на которые установлена предельно допустимая концентрация (ПДК) или ориентировочно безопасный уровень воздействия, ставки налога приведены в таблице 5.

Таблица 5

ПДК ЗВ или ориентировочно
безопасный уровень воздействия (миллиграмм на литр)
Ставка налога (грн за тонну)
До 0,001 (включительно) 168 743,5
Свыше 0,001–0,1 (включительно)
Свыше 0,1–1 (включительно) 21 092,69
Свыше 1–10 (включительно) 2 146,63
Cвыше 10 429,72

Для размещения отходов

Ставки налога за размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов приведены в таблице 6.

Таблица 6

Вид отходов Ставка налога
(грн за единицу)
Оборудование и приборы, содержащие ртуть, элементы с ионизирующим излучением 865,47
Люминесцентные лампы 15,06

<p»>Ставки налога для прочих отходов приведены в таблице 7.

Таблица 7

Класс опасности отходов Уровень
опасности
отходов
Ставка
налога
(грн
за тонну)
I Чрезвычайно опасные 1 405,65
II Высокоопасные 51,2
III Умеренно опасные 12,84
IV Малоопасные 5
Малоопасные нетоксичные отходы горнодобывающей промышленности 0,49

Если на отходы не установлен класс опасности, применяется ставка для отходов І класса опасности.

Напомним, что форма налоговой декларации экологического налога утверждена приказом Минфина Украины от 17.08.2015 г. № 715 (приведена в разделе “Бланки” портала chp.com.ua с изменениями, внесенными приказом от 13.05.2017 г. № 495). Если плательщик экологического налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов в течение отчетного года, он должен уведомить орган ГФС по месту расположения источников загрязнения путем подачи заявления произвольной формы. В противном случае он обязан представлять налоговые декларации в соответствии с требованиями НКУ.

Обратим внимание, что подавать такое заявление обязаны предприниматели, зарегистрированные в качестве плательщиков экологического налога. Предприниматели, в том числе вновь созданные, которые не имеют объектов исчисления экологического налога, не должны подавать заявление об отсутствии у них таких объектов в отчетном году.

Редакция газеты

Порядок взимания платежей по экологическому сбору с субъектов хозяйствования регламентирован нормами Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. В соответствии с положениями ст. 24.5 этот сбор должны платить производители и импортеры по каждой позиции товарной продукции и упаковки, которая поименована в правительственном Распоряжении от 28.12.2017 г. № 2970-р (последнее обновление 16.06.2018 г.).

Ставки экологического сбора 2019

Порядок установления тарифов для расчета величины экологического сбора указан в п. 5 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Основу тарифов составляют средние показатели затрат по операциям сбора, транспортировки и утилизации каждой единицы использованного товара или упаковочного материала.

На 2019 год Минприроды планирует повысить тарифы по экологическому сбору. Обновленные тарифы пока не зафиксированы Правительством, законопроект по ним находится на стадии рассмотрения. Отследить статус законопроекта по изменению ставок сбора можно на странице документа.

Действующие на сегодня тарифы утверждены Правительством РФ в постановлении от 09.04.2016 г. № 284. В таблице ниже представлены новые ставки экологического сбора в сравнении с действующими нормами. Если в 2018 году обобщенных категорий товаров и упаковки, по которым была проведена дифференциация ставок, было 36, то с 2019 года их должно стать 54. Некоторые категории предполагается детализировать (например, бумажные изделия), часть групп обозначают новую продукцию, для которой ранее ставки сбора не выделялись.

Действующий № группы товаров (2018 г.)

Наименование категорий товаров (2018 г.)

Новый № группы товаров (с 2019 г.)

Новое наименование (предполагаемое с 2019 года)

Ставка сбора 2018 г. в рублях за 1 тонну утилизируемого сырья

Новые ставки экосбора 2019 г. в рублях за тонну

Изделия из текстиля готовые (за исключением предметов одежды)

Не изменилось

16 304,00

18 163,00

Ковровая продукция

Не изменилось

Спецодежда

Не изменилось

11 791,00

13 135,00

Предметы верхней одежды

Не изменилось

Нательное белье

Не изменилось

Одежда прочая, аксессуары

Не изменилось

Одежда, изготовленная из трикотажа, вязаные предметы одежды

Не изменилось

Изделия, произведенные из дерева (строительные и столярные прочие)

Не изменилось

3066,00

3416,00

Тара, изготовленная из дерева

Не изменилось

Гофробумага, гофрокартон, тара, изготовленная из такой бумаги и картона

Не изменилось

2378,00

3055,00

Изделия хозяйственные, санитарно-гигиенические средства, туалетные принадлежности

Мешки и сумки из бумаги

Тара и упаковка из бумаги, картона

Канцпринадлежности бумажные

Не изменилось

Изделия, произведенные из картона и бумаги (прочие)

Изделия из бумаги, картона хозяйственные

Бобины, шпули, катушки, изготовленные из бумаги или картона

Печатная продукция издательская

Нефтепродукты

Не изменилось

3431,00

3822,00

Шины, покрышки и камеры из резины, восстановление протекторов и шин

Шины, покрышки и камеры из резины

7109,00

7919,00

Трубы, трубки и шланги, конвейерные ленты, бельтинг, изготовленные из резины (вулканизированной)

9987,00

Изделия из резины (прочие)

Не изменилось

8965,00

9987,00

Изделия упаковочные из пластмассы

Не изменилось

3844,00

10432,00

Изделия строительные из пластмассы

Не изменилось

4701,00

Блоки дверные, оконные, жалюзи, ставни, пороги (изготовленные из пластмассы)

Изделия из пластмассы (прочие)

Не изменилось

4156,00

Стекло листовое гнутое и обработанное

Не изменилось

2858,00

3184,00

Зеркала из стекла

Стеклянные изолирующие изделия многослойного типа

Стекло полое

Не изменилось

Бочки и другие емкости, произведенные из черных металлов

Не изменилось

2423,00

20 000,00

Тара металлическая легкая

Тара металлическая легкая, изготовленная из черных металлов

Тара металлическая легкая из алюминия

Компьютерная техника, периферийное оборудование

Компьютерная техника, офисное и периферийное оборудование

26 469,00

29 486,00

Мониторы, ТВ-приемники

Оборудование коммуникационное

Не изменилось

26 469,00

Техника бытовая электронная

Не изменилось

Приборы оптические и фотооборудование

Не изменилось

Элементы первичные, их батареи

40 650,00

Аккумуляторы

Аккумуляторы свинцовые

2025,00

27 320,00

Батареи аккумуляторные

Не изменилось

33 476,00

40 650,00

Провода и кабели электронные, прочие электрические

3831,00

Осветительное оборудование (электрическое)

Не изменилось

9956,00

11 091,00

Электроприборы бытовые

Не изменилось

26 469,00

29 486,00

Приборы бытовые неэлектрического типа

Не изменилось

Инструменты ручные с механизированным видом привода

Не изменилось

Оборудование промышленного типа холодильное и вентиляционное

Не изменилось

Машины и оборудование общего назначения, которые не поименованы в других группировках

3037,00

Услуги по изданию газет

2378,00

Фильтры, выпускаемые для двигателей внутреннего сгорания

25 291,00

Упаковка металлическая из стали

20 000,00

Упаковка металлическая из алюминия

Упаковка, произведенная из полимерного сырья

10 432,00

Упаковка из гофрокартона

3055,00

Упаковка из бумаги и негофрированного картона

Упаковка из стекла

3946,00

Упаковка из дерева и пробки

3416,00

Упаковка из текстиля

18163,00

Новые ставки для экологического сбора заметно выше действующих (особенно ощутимо повышение для производителей и импортеров продукции из черных металлов). По мнению инициаторов законопроекта, это должно простимулировать производителей искать пути самостоятельной утилизации вышедшей из эксплуатации продукции. Ввести обновленные ставки планируется с января 2019 года. По категориям товаров, у которых рост ставок был незначительным, тарифы были проиндексированы по показателю среднегодового индекса потребительских цен за период с 2017 по 2018 годы. Главных целей у предложенного законопроекта две:

  • стимулирование производителей к экономии сырья и самостоятельной утилизации изготовленных товаров;

  • увеличение поступлений в бюджет (плановый показатель 2019 года – 13,6 млрд. руб.)

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *