Экологический налог или сбор?

Кто Платит За НВОС? Разъяснения!

Добрый день, уважаемые подписчики! К нам поступают многочисленные вопросы о том, кто же должен вносить плату за НВОС. Давайте разбираться.

На сегодняшний день самым актуальным документом является письмо Минприроды России от 14.12.2017 г. № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС». Я процитирую его основные положения и остановлюсь на наиболее важных:

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Положениями пунктов 1, 2 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено:

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Соответственно, кто поставил свои объекты на учёт на 4-ю категорию и имеет соответствующее свидетельство о постановке на государственный учёт как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, относящегося к IV категории, тот не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять декларацию о плате.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Тут работает принцип — образователь платит!

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Если региональный оператор не выбран, есть и этому факту разъяснение.

На основании Федерального закона от 31.12.2017 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об отходах производства и потребления — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — ПНВОС) при размещении твёрдых коммунальных отходов (далее — ТКО) за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

В соответствии со ст. 16 Закона № 7-ФЗ необходимо представлять в Управление Росприроднадзора по Ярославской области декларацию о ПНВОС, в которой обязательно показывать движение отходов (ТКО), образованных в отчётном периоде.

При заполнении указанной декларации в разделе 3 «Расчёт суммы платы за размещение отходов производства и потребления» заполняется графа 11 «Передано оператору/региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами» в соответствии с документами, подтверждающими передачу твёрдых коммунальных отходов.

Это личный опыт, в вашем регионе может быть всё по-другому!

Учёт лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Отнесение объектов к соответствующей категории осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», присвоение которой объекту производится при его постановке на государственный учёт.

О постановке на учёт смотрите заметку.

В случае если хозяйствующий субъект получил отказ в постановке на учёт, он может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении платы за размещение отходов, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам. Если у такого лица не образуются отходы, относящихся к твёрдым коммунальным отходам, оно не является лицом, обязанным вносить плату, так как плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов вносится операторами (региональными операторами) по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Короткий ликбез:

Порядок расчёта и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируется нормами Закона № 7-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействия на окружающую среду и дополнительных коэффициентов к ним», от 03.03.2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», приказа Минприроды России от 09.01.2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы».

Коэффициенты, применяемые к ставкам платы, установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон — Об охране окружающей среды — и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктами 3, 5, 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ. Применение либо неприменение указанных коэффициентов при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду не увязано с обязанностью постановки объектов на государственный учёт.

На этом у меня всё, подписывайтесь на Блог-Инженера.РФ.

В ДНР установлен экологический налог за загрязнение.

Плательщиками налога являются юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на территории Донецкой Народной Республики, в результате деятельности которых осуществляются:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

— размещение отходов;

Не являются плательщиками налога за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье.

Объектом и базой налогообложения являются:

объемы и виды загрязняющих веществ, выбрасываемые в атмосферный воздух стационарными источниками;

объемы и виды загрязняющих веществ, сбрасываемые непосредственно в водные объекты;

объемы и виды (классы) размещения отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, что размещаются на собственных территориях (объектах) плательщика налога;

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения приведены в табл.8.3

Таблица 8.3 — Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ

Название загрязняющего вещества Ставка налога, российских рублей за 1 тонну
Оксиды азота 3108,00
Аммиак 583,00
Ангидрид сернистый 3108,00
Ацетон 1166,00
Бенз(о)пирен 3955985,00
Бутилацетат 700,00
Продолжение таблицы 8.3
Ванадия пятиокись 11657,00
Водород хлористый 117,00
Окись углерода 117,00
Углеводороды 176,00
Газообразные фтористые соединения 7694,00
Твердые вещества 117,00
Соединения кадмия 24596,00
Марганец и его соединения 24596,00
Никель и его соединения 125316,00
Озон 3108,00
Ртуть и ее соединения 131728,00
Свинец и его соединения 131728,00
Сероводород 9987,00
Сероуглерод 6490,00
Спирт н-бутиловый 3108,00
Стирол 22692,00
Фенол 14105,00
Формальдегид 7694,00
Хром и его соединения 83426,00

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений) табл. 8.4, которые не вошли в табл. 8.3 и на которые установлен класс опасности:

Таблица 8.4- Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ, на которые установлен класс опасности

Класс опасности Ставка налога, российских рублей за 1 тонну
I 22227,00
II 5090,00
III 758,00
IV 176,00

Для загрязняющих веществ (соединений на которые не установлен класс опасности (кроме углерода диоксида), ставки налога применяются в зависимости от установленных ориентировочно опасных уровней влияния таких веществ (соединений) в атмосферном воздухе населенных пунктов (табл. 8.5).

Таблица 8.5- Ставки налога в зависимости от установленных ориентировочно опасных уровней влияния

Ставка налога за выбросы двуокиси углерода составляет 0,52 российских рублей за 1 тонну.

Для загрязняющих веществ (соединений), на которые не установлен класс опасности и ориентировочно опасный уровень влияния (кроме углерода диоксида), ставки налога устанавливаются как за выбросы загрязняющих веществ I класса опасности.

| следующая лекция ==>
Экономические аспекты экологической безопасности. | Порядок исчисления налога и представления налоговой отчетности

Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 951;

Экологический сбор – это плата за невыполнение норматива утилизации отходов от использования производимых или импортируемых вами товаров и упаковки, указанных в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р.

В этом документе можно найти наименование товаров и упаковки, их коды по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).

Если вы не связаны с производством или импортом таких товаров, то экологический сбор не платите.

Суть в том, что Государство установило обязательные нормативы утилизации некоторых товаров и упаковки (на январь 2017 года – это 36 групп товаров) для организаций производящих или импортирующих товар на территории России. Сбор призван сократить количество захороненных отходов.

При этом за товары, которые вывозятся за пределы Российской Федерации, экологический сбор не уплачивается.

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Выполнить ваш норматив утилизации можно своими силами или это могут сделать за вас по договору другие организации. Если вы не дотянули до нужного процента, то к уплате подлежит только невыполненная часть норматива утилизации (из необходимого процента вычитается фактический).

ПОМНИТЕ

Деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности является лицензируемой, в том числе сбор, транспортирование и утилизация.

Если посмотреть распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р, то там можно узнать нормативы утилизации отходов от использования товаров в процентах для каждой группы товаров. Нормативы вступили в силу с 2015 года и подлежат пересмотру раз в три года, то есть будут действовать до 2017 года.

Как и когда сдать расчет экологического сбора?

Чтобы полностью решить вопрос с экологическим сбором нужно следующее:

1. Сдать до 1 апреля в Управление Росприроднадзора декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Ульяновской области за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (Правила заполнения декларации о товарах и упаковке утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417.Там же можно скачать форму декларации).

2. Сдать до 1 апреля в Управление Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (Правила представления отчетности утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.Там же можно скачать форму отчетности).

3. Сдать до 15 апреля в Управление Росприроднадзора расчет экологического сбора, форма которого утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора»

Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением правительства от 8 октября 2015 № 1073.

Формула расчета ЭС включает три показателя: ставку экологического сбора (С); массу товаров или упаковки (М); норматив утилизации (Н). Чтобы посчитать сумму сбора, нужно перемножить эти показатели:

ЭС=С*М*Н

Ставки экологического сбора утверждены постановлением правительства от 9.04.2016 № 284.

Также требуется приложить копии платежных документов об уплате данного сбора в Управление Росприроднадзора.

1. Декларация о товарах и упаковке.

Первый документ. Как уже упоминалось выше, декларацию нужно сдавать до 1 апреля в местное Управление Росприроднадзора. Отчетным периодом является календарный год. Прежде всего, вам нужно скачать себе форму декларации.

ЗАКОН

Правила заполнения декларации о товарах и упаковке утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417. Там же можно скачать форму декларации.

Декларация заполняется в отношении каждого наименования товара на основании первичных учетных документов (для производителей) и на основании таможенных документов (для импортеров). В позициях, не подлежащих заполнению, ставится прочерк. Не учитываются товары, вывезенные за пределы Российской Федерации.

Заполнение декларации не должно вызвать затруднений.

Первый раздел – это общая информация о юридическом лице (ЮЛ) или индивидуальном предпринимателе (ИП).

Второй раздел – это непосредственно таблицы.
В распоряжение Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р можно найти наименование ваших товаров и упаковки, их коды по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)) и единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Количество товаров или упаковки указывается для каждого наименования в килограммах с точностью до одного килограмма (то есть только целые числа).
Декларация готова.

Декларация подписывается руководителем или лицом, уполномоченным руководителем, прошивается и скрепляется печатью (при ее наличии). Нумерация должна быть сквозной.

К готовой декларации необходимо приложить заверенные копии первичных учетных документов либо таможенных документов, на основании которых она составлялась.

2. Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки

Второй документ. Отчетность представляется в отношении готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (включенных в перечень распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1886-р).

Как уже упоминалось выше, отчетность нужно сдавать до 1 апреля в местное Управление Росприроднадзора. Отчетным периодом является календарный год. Прежде всего, вам нужно скачать себе форму документа.

ЗАКОН

Правила представления отчетности утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342. Там же можно скачать форму отчетности.

Отчетность ведется в отношении каждого наименования товара на основании актов утилизации отходов. В позициях, не подлежащих заполнению, ставится прочерк. Не учитываются товары, вывезенные за пределы Российской Федерации.

Заполняется отчетность просто. Колонки таблицы будем называть сокращенно.

Первый раздел – это общая информация о юридическом лице (ЮЛ) или индивидуальном предпринимателе (ИП).

Второй раздел – это непосредственно таблицы.
Первой заполним таблицу по товарам. Важно, чтобы количество товаров или упаковки указывается для каждого наименования в килограммах с точностью до одного килограмма (то есть только целые числа).

1. Если вы заполняете документы в том же порядке, как мы рекомендовали, то можете смело копировать данные из декларации о товарах и упаковке в соответствующие колонки (у вас получатся заполненные первые 7 столбцов).

2. Далее заполняем колонку норматива утилизации (смотрим распоряжение Правительства РФ от 04.12.2015 N 2491-р, там указаны нормативы утилизации отходов от использования товаров в процентах для каждой группы товаров). Проценты переводим в десятичное число (процент делим на 100).

3. Количество готовых товаров подлежащих утилизации рассчитывается путем умножения норматива и общего кол-ва товаров.

4. Количество отходов переданных на утилизацию заполняется на основании актов утилизации отходов за данный год.

5. Количество отходов переданных на утилизацию сверх норматива за прошлый год заполняется, если вы превысили норматив утилизации отходов в предыдущий период (на основании прошлогодней отчетности).

6. Итоговое количество отходов переданных на утилизацию рассчитывается суммированием 2х предыдущих столбцов о количестве переданных на утилизацию отходов за данный и прошлый год.

7. Количество отходов переданных на утилизацию сверх норматива за этот год рассчитывается так: из колонки Итоговое количество отходов переданных на утилизацию вычитается колонка Количество готовых товаров подлежащих утилизации.

8. Количество отходов, за которые необходимо оплатить экологический сбор рассчитывается так: из колонки Количество готовых товаров подлежащих утилизации вычитается колонка Итоговое количество отходов переданных на утилизацию.

9. В последний столбец заносятся реквизиты актов утилизации отходов и договоров на утилизацию (если привлекались сторонние организации).

Второй заполним таблицу по упаковке. Заполняется она аналогично с таблицей по товарам, за исключение столбцов, где речь идет об упаковке, произведенной из вторсырья.

1. Заполняем данные о количестве упаковки, произведенной из вторичного сырья.

2. Далее записываем долю вторичного сырья (процент делим на 100).

3. Понижающий коэффициент рассчитывается так: из 1 вычитается доля вторичного сырья (должно быть значение в интервале от 0 до 1).

4. Количество упаковки, произведенной из вторичного сырья подлежащей утилизации рассчитывается умножением Норматива на Понижающий коэффициент и на Количество упаковки из вторичного сырья.

5. Количество упаковки, где не использовалось вторичное сырье рассчитывается так: из общего кол-ва упаковки подлежащей утилизации вычитаем Количество упаковки из вторичного сырья, затем умножаем на Норматив.

6. Итоговое количество упаковки подлежащей утилизации: складываем подлежащие утилизации упаковку из вторсырья и упаковку без вторсырья.

Отчетность подписывается руководителем или лицом, уполномоченным руководителем, прошивается и скрепляется печатью (при ее наличии). Нумерация должна быть сквозной.

К готовой отчетности необходимо приложить заверенные копии договоров на утилизацию отходов (с лицензией при утилизации отходов 1-4 класса опасности) и копии актов утилизации отходов (примеры актов есть на сайте РПН).

3. Расчет экологического сбора.

Третий документ. Как уже упоминалось выше, расчет экологического сбора нужно сдавать до 15 апреля в местное Управление Росприроднадзора. Отчетным периодом является календарный год. Прежде всего, вам нужно скачать себе форму расчета.

ЗАКОН

Форма расчета экологического сбора утверждена Приказ МПР РФ от 22 августа 2016 г. N 488.
Порядкок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073.

1. Если вы заполняете документы в том же порядке, как мы рекомендовали, то можете смело копировать данные нужных столбцов из отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и упаковки.

2. Записываем ставки экологического сбора, которые списываем из постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 284.

3. Затем умножаем Ставки сбора на Количество отходов, за которые необходимо уплатить экологический сбор.

4. Оформляем.

Сдать пакет документов необходимо в электронном виде с помощью бесплатного средства подготовки отчетности «Модуль природопользователя», размещенного на официальном сайте Росприроднадзора. Также необходимо сдать пакет документов в бумажном виде.

Что значит для России новый экологический налог?

Вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что промышленное производство редко является экологически чистым видом деятельности. Экологический сбор сегодня платят многие компании, которые не утилизируют продукты производства самостоятельно. Для некоторых компаний это и вовсе невозможно – как из-за дороговизны процедуры утилизации, так и потому, что они не могут отвечать за утилизацию выведенной на рынок продукции.

Параллельно с этим с предприятий взимается плата за вред окружающей среде, расчет которой регулируется законом «Об охране окружающей среды». Платеж этот также является неналоговым и распространяется на компании, чья деятельность связана с причинением вреда окружающей среде: за выбросы в воздух и сбросы в воду вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов.

Рост неналоговой нагрузки еще в прошлом году обеспокоил бизнес, который даже обращался в правительство с просьбой о систематизации таких платежей. Накануне же стало известно, что Минфин России избрал наиболее радикальную меру систематизации – введение нового экологического налога.

Фото: www.globallookpress.com

Налог вместо сбора

Разработанный министерством законопроект уже опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Документ предусматривает введение поправок в Налоговый кодекс – дополнение его главой «Экологический налог». В пояснительной записке к законопроекту сказано, что новый налог должен заместить собой сборы за вред окружающей среде.

Из-за августовского «бестемья» заголовки о новом налоге заняли первые места на главных страницах сетевых СМИ, вызвав легкую панику у тех, кто не потрудился вникнуть в проблему. Между тем речь идет просто о замене сбора с предприятий налогом для повышения платежной дисциплины – ответственность за невыплату налогов выше, чем за невыплату сборов.

Существующий в настоящее время неналоговый платеж – плата за негативное воздействие на окружающую среду, – регулируемый природоохранным законодательством Российской Федерации, обладает признаками налога, в связи с чем может быть включен в Налоговый кодекс Российской Федерации,

– совершенно резонно сказано в записке.

Минфин полагает, что новый налог необходим, так как качество взимания сбора оставляет желать лучшего, а в результате приходится финансировать различные экологические программы не только из собранных средств, но и из федерального или региональных бюджетов. Документ предполагает, в частности, отказ от существующих ныне норм индивидуального расчета суммы платежей и введение фиксированных налоговых ставок за выброс вредных веществ в атмосферу, сброс загрязнений в воду и размещение отходов производства по классу их опасности.

Налоговой базой нового законопроекта будет объем или масса загрязняющих веществ – выброшенных в атмосферу или водные объекты, а также размещенных за вычетом направленных на переработку. Документ предполагает, что налоговую базу налогоплательщик определяет самостоятельно, а также на основе данных производственного экологического контроля.

Так, например, за тонну выбросов сероводорода налогоплательщику придется заплатить 686,2 руб., за тонну хлора – 181,6 руб., а вот свинец и его соединения обойдутся уже существенно дороже – 18,2 тыс. рублей за тонну. Есть в перечне и крайне «дорогие» вещества: тонна выбросов бензапирена, если этот факт будет установлен, должна обойтись предприятию в 5,47 млн рублей, анилина – 5,95 млн рублей.

Фото: Alexey Soloukhin / .com

Ключевым отличием экологического налога от неналоговых сборов станет ответственность. В пояснительной записке сказано, что по ныне действующим законам у плательщика нет достаточных стимулов к внесению платежей. Иначе говоря, платежи, по мнению Минфина, часто просто не платятся. Перенос экологических платежей в налогооблагаемую базу будет означать возможность применения к недобросовестному налогоплательщику мер налоговой, административной и даже уголовной ответственности. Эта «дубина», как считает Минфин, сразу позволит резко увеличить собираемость.

О чем просил бизнес

В марте 2018 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП) и «Опора России» написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором заявили о недовольстве ростом неналоговых платежей и просили систематизировать эти отчисления в виде отдельного законопроекта. Еще тогда представители этих бизнес-объединений указывали, что не поддерживают включение экологических платежей в Налоговый кодекс.

Обсуждение этого закона ведется уже третий год. Законопроект о систематизации неналоговых платежей при этом существует и даже был в конце 2017 года согласован Минфином и Минэкономразвития. Документ предполагал разделение платежей на налоговые и неналоговые, а также регламентировал их включение в реестры и определял порядок уплаты.

Примечательно, что до принятия этого законопроекта был введен мораторий на введение новых платежей, однако, по мнению представителей бизнес-объединений, мораторий этот не работал.

«На сегодняшний день сохраняется ситуация с введением новых неналоговых платежей и увеличением размеров действующих», – написали тогда представители РСПП, ТПП и «Опоры России» (выдержки приводил «Коммерсант»).

Рабочая версия законопроекта по неналоговым платежам касалась регулирования около 50 платежей. По данным Минфина, нагрузка на бизнес составила бы 0,7-0,8% ВВП. Бизнес тогда предупреждал, что «упаковка» всех неналоговых платежей в Налоговый кодекс не приведет ни к чему хорошему: говорилось о росте налоговой и административной нагрузки на бизнес хотя бы в части применения обеспечительных мер к предприятиям. Кроме этого, был риск «десистематизации» платежей при включении в налоговую систему – вместо отдельного порядка в неналоговой системе могла (и может) возникнуть неразбериха при переводе их в налоговую – это требует переработки отраслевого законодательства.

В ФНС тогда также говорили о сложности включения в налоговую систему неналоговых платежей. Занимавшая тогда должность замглавы ведомства Наталья Завилова отмечала, что привести сборы к налоговому знаменателю по образцу Налогового кодекса вообще невозможно. И хотя такая мера могла бы повысить платежную дисциплину бизнеса, но неизбежно привела бы к большим тратам из бюджета, росту нагрузки на налоговые органы и перекраиванию законодательства.

Полумеры Минфина

Президент «Опоры России» Александр Калинин рассказал в интервью Царьграду, что инициатива Минфина по переводу неналоговых платежей в налоговую систему не только потребует дальнейшей проработки, но и не вносит порядка.

Это не новость для бизнеса, потому что мы обсуждали вопрос упорядочивания неналоговых платежей почти два года. И итоги дискуссии такие, что часть неналоговых платежей – их немного, но они серьезные, в частности, экологические, утилизационные сборы – погрузить в Налоговый кодекс. Это даст более жесткий контроль над соблюдением российского природоохранного законодательства, меньше станет возможности уклоняться для тех, кто загрязняет окружающую среду,

– отметил Калинин.

А. Калинин. Фото: www.globallookpress.com

По его словам, с внесением экологических платежей в Налоговый кодекс бизнес получит больше гарантий, но и больше контроля, произойдет рост административной нагрузки.

По фискальной нагрузке – дьявол кроется в деталях, однако административная нагрузка точно увеличится. Тут и уголовное преследование, пени, штрафы, контроль за своевременностью уплаты, начисления. Все это теперь переходит в ведение ФНС,

– сказал господин Калинин, указавший также на недостаток проработки механизма платежей.

Минфин один блок, получается, прописывает, делает его прозрачным, ужесточает контроль, а вот второго блока у нас как не было, так и нет. Мы считаем, что должен быть внесен еще один пакет. У нас совершенно нигде не прописано, как финансируется деятельность тех предприятий, которые занимаются утилизацией. Получается, что деньги в бюджет будут поступать, а вот по каким каналам их будут получать утилизационные организации – непонятно, у нас этого механизма не создано,

– отметил глава «Опоры России».

Калинин напомнил, что не так давно возникла неловкая ситуация, когда в Россию приезжала утилизационная фирма из Скандинавии, которая построила там три завода по утилизации очень вредного вида отходов – батареек. Представители фирмы предлагали построить завод в Подмосковье и спросили, как предприятие будет получать деньги от утилизационного сбора. Они с удивлением узнали, что в России такого механизма не существует, отметил Калинин.

У них деньги от утилизационного сбора аккумулируются в некоммерческих структурах, а затем делятся в разных пропорциях, утвержденных правительством, и передаются заводам,

– рассказал он.

По словам Калинина, плюсом законопроекта является его прозрачность и предсказуемость для бизнеса, так как налоги вводятся через парламент. Минусом документа он назвал серьезное ужесточение контроля. Он отметил, что теперь нужно переходить к дебатам о том, как новый налог будет устанавливаться, рассчитываться, взиматься и в какой степени он станет расширением фискальной нагрузки на бизнес.

Отметим, что глава Минфина Антон Силуанов ранее обещал не расширять налоговую нагрузку. В то же время для систематизации неналоговых платежей был выбран именно такой вариант – введение нового налога. И хотя документ еще не доработан, в нем могут оказаться поправки как в сторону послабления, так и в сторону ужесточения нагрузки на бизнес, одно можно сказать точно – правительство намеревается расширить свой контроль в этой сфере и заявляет об этом существенно раньше, чем готовы все аспекты.

Самое главное – непонятен механизм трансляции собранных денег через бюджет на экологические программы. Без обеспечения прозрачности этой системы сам налог остается бессмысленным побором, очередной нагрузкой на бизнес.

Вместо транспортного налога планируют ввести экологический сбор

Власти снова заговорили об отмене транспортного налога. Минтранс готовит изменения в налоговом кодексе и планирует упразднить транспортную пошлину, введя вместо нее экологическую. Такое решение — часть транспортной стратегии, рассчитанной до 2030 года. Основная задача — уменьшить количество автомобилей с «грязным» выхлопом. Ожидается, что новые правила вступят в силу с Нового года.

Сейчас на сумму транспортного налога влияют мощность двигателя, регион регистрации автомобиля, тип транспортного средства и срок владения им. Есть еще и дополнительный «налог на роскошь», который учитывает дополнительные параметры: год выпуска, марку, модель и цену автомобиля. Уплачивается пошлина раз в год, но многие автовладельцы обходят повышенные ставки, регистрируя свой транспорт на третьи лица, проживающие в городе с пониженным коэффициентом, а организации с корпоративными гаражами открывают там свои филиалы, экономя на разнице в региональных ставках.

Для расчета нового экологического налога законодатели предлагают вводить данные экологического класса из Паспорта транспортного средства и упразднить привязку налога к региону. То есть для владельцев свежих автомобилей с повышенным классом экологичности в мегаполисах налог должен стать меньше, а для старых машин, которые выбрасывают в атмосферу больше вредных веществ, но находятся в регионах, размер сбора возрастет.

Наряду с изменениями в Налоговом кодексе, рассматривается возможность регламентировать время работы двигателей на холостых оборотах. Перенимая западный опыт, автомобилистов обяжут выезжать со стоянок без длительного прогрева транспортных средств, во время которого и происходит наибольший выброс вредных частиц. Кроме того, так водители смогут снизить расход топлива. Инициатива будет касаться как летнего, так и зимнего времени года.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *