Демо автомобиль

Содержание

Особенности ведения бухгалтерского учета в автосалоне

Стержневым правовым документом по части бухучета в РФ является ФЗ № 402 от 06.12.2011. Специфику бухучета коммерческой структуры определяет ПБУ 9/99 с поправками от 06.04.2015, ПБУ 5/01 (поправки от 16.05.2016), а также План счетов бухучета организаций, одобренный Министерством финансов от 31.10.2000 № 94н (с поправками от 08.11.2010). В статье расскажем про бухучет в автосалоне, дадим примеры проводок.

Специфика бухгалтерского учета в автомобильном салоне

Современный автомобильный салон обычно занимается несколькими видами деятельности. Соответственно, первостепенной обязанностью его бухгалтерии является организация учета по всем фигурирующим в работе направлениям, в том числе:

  • затрат, доходов, входного НДС (наличествует раздельный учет);
  • касательно розничной торговли автотранспорта (продажа, возврат и т. д.);
  • по части реализации бонусной программы (наличествующие акции, бонусы, скидки).

Бухучет по розничной торговле автотранспортом формируется по аналогии с учетом движимых непродовольственных товаров. Тем не менее и тут следует отметить ряд особенностей. Так, при формировании бухучета если затраты затруднительно причислить к конкретному виду деятельности, то производится их разделение через удельный вес каждого вида прибыли к общему доходу. Читайте также статью: → “Учет расходов на служебный автомобиль».

НДС к вычету предпочтительнее учитывать после оплаты покупки автотранспорта и отображения этой операции на надлежащем счету обычным порядком.

При продаже авто по желанию клиента может производиться дооснащение. Тогда траты могут включаться в себестоимость продаваемого товара и учитываться как траты, фигурирующие в связи с дооснащением по желанию клиента. Траты при подобной модернизации авто по отдельному договору учитываются обычно обособленно.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Бонусные суммы могут зачисляться поквартально по результатам работы. Причем с автотранспортом их не увязывают и НДС с них не высчитывают. В отличие от них имеющиеся скидки всех видов связаны непосредственно с транспортом. Их размер, как и бонусные суммы, могут относиться к оплате авто, причем учитываются и те и другие как внереализационные доходы.

Стандартные контировки, применяемые в бухгалтерском учете в автосалоне

При ведении бухгалтерского учета автосалон задействует счета: 90 — учет выручки и трат по всем видам деятельности, 44 — траты, 004 — учет нового авто до платежа своими средствами, 41 — учет авто для реализации после покупки его у поставщика, 69 — расчеты по соцстрахованию, 70 — зарплата сотрудникам. Читайте также статью: → “Счет 41: учет поступления товаров на склад предприятия. Пример, проводки».

Бухгалтерией используются следующие стандартные контировки:

Стандартные контировки Характеристика
По тратам, доходам, налогам:

ДТ 44, КТ 69

зачисление единого соцналога;
ДТ 44, КТ 10 списана цена материалов, фигурирующих в предпродажной подготовке авто;
ДТ 90, КТ 44 списание трат на предпродажную подготовку;
ДТ 62, КТ 90, субсч. 90-1 доход от реализации;
ДТ 90, субсч. 90-2, КТ 41 списание себестоимости проданного авто;
ДТ 41, КТ 60 принятие к учету авто;
ДТ 90, субсч. 90-3, КТ 68 НДС к уплате в бюджет
При возврате авто от покупателя:

ДТ 90, КТ 41

оприходование по себестоимости товара
При участии товара в рекламной акции либо в качестве образцов:

ДТ 44, КТ 41

авто списывается
По зарплате персоналу:

ДТ 44, КТ 70

расчеты с сотрудниками по зарплате

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Особенности налогообложения автомобильного салона

При соблюдении ряда требований в отношении суммы прибыли, численности работающих, остаточной цены основных средств автосалон может выбрать наиболее приемлемый для работы режимный вариант налогообложения. Это может быть УСН, ЕНВД, ОСНО. Каждой из указанных систем законодательством предусмотрена оплата определенных налогов, послабления.

Все правовые требования в полной мере должны быть соблюдены и реализованы согласно установленному регламенту.

Никаких отступлений в налогообложении при применении любого из этих режимов автосалонами законом не предусмотрено. Любой автоцентр вправе применять несколько режимов налогообложения, если деятельность его охватывает разные направления. Примечательно, в свою очередь, по этой же причине бухгалтерией ведется раздельный учет по тратам, доходам, входному НДС.

Так, стандартный автомобильный салон вправе совмещать ОСНО, ЕНВД. Читайте также статью: → “Учетная политика ЕНВД: совмещение с ОСНО, УСН, ИП». По общей системе налогообложения исчисляются налоги в отношении розничной торговли автотранспортом, розничной и оптовой торговли запчастями, дополнительным оснащением, а также обслуживания автотранспорта по гарантии, посреднических услуг. Под систему единого налога на вмененный доход подпадает мойка, техническое обслуживание, починка авто.

Бухгалтерская учетная документация в автомобильном салоне

Правила ведения бухучета и отчетности в коммерческой структуре определяет Положение, одобренное приказом Минфина № 34н (с поправками от 08.07.2016). При формировании учета задействуется следующий необходимый минимум документации.

Основная первичная документация Назначение
Товарная накладная Показывает выручку от продажи авто
Акт приема-передачи авто Оприходование авто
Бухгалтерская справка Фиксирует исполнение договорных обязательств, аннулирование себестоимости проданного авто, начисление НДС, оприходование авто, исправительные контировки при обнаружении ошибок
Приходный кассовый ордер (КО-1) Отображает доплаты по реализованному авто,

по нему принимают наличные

Расходный кассовый ордер (КО-2) По нему выдают деньги
Отчетная справка кассира Показывает поступление доплат по проданному товару

С 2013 года большинство образцов первичной документации организация вправе разрабатывать самостоятельно. Это значит, что привычный формат многих документов, представленных в альбомах унифицированных форм, сегодня не является обязательным. Исключением являются лишь формы, введенные уполномоченными органами сообразно федеральному законодательству. Примером могут послужить квитанции, кассовые документы.

Типовые ошибки при ведении учета в автосалоне

Неточности, различного рода погрешности, а, порой, и серьезные ошибки нередко встречаются в отчетности бухгалтерской службы. Согласно действующему ПБУ №22 от 28.06.2010 подобное неверное отображение фактов хозяйственной деятельности признается существенным, если прямо либо косвенно оказывает влияние на последующие экономические решения. В итоге создается искаженное представление о финансовом положении дел.

Указанное Положение содержит полное описание возможных ошибок в действиях бухгалтера и способов их исправления. Посему бухгалтеру следует принять во внимание этот документ и руководствоваться им при исправлении допущенных погрешностей.

Некоторые ошибки при формировании бухгалтерского и налогового учета Правильный вариант
Неверно подсчитаны и указаны итоговые показатели в отчетности (погрешности не связаны с ошибочными действиями в первичной отчетности и учетных регистрах) Нужно перечеркнуть неправильный показатель, рядом написать правильный вариант, добавить «Исправленному верить», расписаться, указать дату внесения поправки
Предпринимательская деятельность ведется в двух российских регионах и подпадает под действие УСН и ЕНВД. Раздельный учет по доходам не ведется Налогоплательщик должен вести отдельный учет прибыли и затрат в части ЕНВД и другой деятельности (Налоговый кодекс, ст.346.26, п. 7)
В первичных документах, формат которых не предусмотрен альбомом соответствующих унифицированных форм, не проставлен код формы, нет расшифровки подписи ответственного лица Не считается нарушением порядка бухучета формально, но если в организации правила ведения документооборота обязывают указывать эти данные, то подобные требования надо исполнять

Следует понимать, что многие ошибочные действия могут привести не только к искажению дальнейших данных, но и к штрафным санкциям со стороны налоговиков (20-40% от недоимки). Это имеет непосредственное отношение, например, к неверным расчетам, указанным в поданной декларации.

Избежать подобных последствий можно, внеся своевременно нужные исправления и представив уточненную декларацию, т. е. до обнаружения ошибок налоговиками и назначения выездной проверки. Либо нужно рассчитаться полностью с налогами по уточненному варианту декларации и заплатить пеню. Тогда до штрафа дело не дойдет.

Пример 1. Стандартные контировки для отображения продажи автомобиля

Л. М. Григорьев (физлицо) приобретает новую машину. Бухгалтерия автомобильного салона при реализации автотранспорта обязана показать операции типовыми контировками:

  1. ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику авто.
  2. ДТ 41, КТ 60 — стоимость поступившего авто.
  3. ДТ 19, КТ 60 — отображение НДС по закупленному авто.
  4. ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС.
  5. ДТ 62, КТ 90-1 — прибыль от продажи авто Л. М. Григорьеву.
  6. ДТ 90-2, КТ 41 — снятие с учета себестоимости товара.
  7. ДТ 90-3, КТ 68 — отображение НДС к уплате в бюджет.

Пример 2. Контировки, применяемые бухгалтерией для отображения операций по дооснащению продаваемого автомобиля (траты включены в цену авто)

Автосалон продает автомобиль гражданину РФ Л. М. Петрову. По желанию клиента до продажи было выполнено дооснащение продаваемой машины. Необходимые работы выполнялись сторонней организацией. Траты, связанные с дооснащением, включили в стоимость авто, подготовленного к продаже.

Бухгалтерия отобразила операции по дооснащению авто так:

  1. ДТ 41 (отданные авто на дооборудование), КТ 41 (купленные авто) — передача авто на дооснащение другой организации.
  2. ДТ 60, КТ 51 — оплата услуг организации, которая выполнила дооснащение авто.
  3. ДТ 41, КТ 60 — наличествующие траты, фигурирующие в связи с дооснащением.
  4. ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснастке продаваемого авто.
  5. ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС.
  6. ДТ 41, КТ 41 — цена продаваемой машины Л. М. Петрову.

Пример 3. Контировки для отображения операций по дооснащению автомобиля (траты учитываются отдельно)

Л. М. Петров при покупке автомобиля выразил желание его дооснастить. Установка дополнительного оборудования производилась силами сторонней организации. Учет, касающийся дооснащения, велся бухгалтерией обособленно:

  1. ДТ 44, КТ 60 — наличествующие траты, фигурирующие в связи с установкой дополнительного оборудования.
  2. ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснащению авто.
  3. ДТ 60, КТ 51 — платеж за услуги по дооснащению другой организации.
  4. ДТ 68 (НДС), КТ 19 — вычет НДС.
  5. ДТ 62, КТ 90-1 — доход от исполненных работ по дооснащению.
  6. ДТ 90-2, КТ 44 — списание трат, фигурирующих в связи с дооснащением.
  7. ДТ 90-3, КТ 68 (НДС) — НДС к уплате в бюджет.
  8. ДТ 90-9, КТ 99 — доход.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Как учесть и отобразить операции, связанные со страховыми полисами ДСАГО, ОСАГО, КАСКО?

  • Полисы учитываются на забалансовом счете. Пример используемой контировки: ДТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — учет полиса ДСАГО.
  • КТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — списание полиса с внебалансового счета (при расторжении договора либо окончании его срока действия).
  • ДТ 51, КТ 76-1 – получение от страховщика части страховой суммы.

Вопрос №2. При каких условиях обязательства по расчетной документации при продаже автотранспорта считаются исполненными (оплата производится наличными деньгами)?

Требования по части расчетных документов, счет-фактур в подобных случаях регламентирует НК РФ, ст. 168, п. 3 и 4. Для их исполнения продавец (автосалон) должен выдать покупателю кассовый чек (иной типовой документ) сообразно п. 7 этой же статьи российского Налогового кодекса.

Вопрос №3. Каким программным продуктом можно пользоваться при ведении бухучета в автосалоне?

Программа «1С- Бухгалтерия 8».

Вопрос №4. Какие контировки использует бухгалтерия для аннулирования затрат по страхованию?

Списание трат по страхованию отображается так: ДТ 20 (23, 26, 44…), КТ 76-1 — цена страховой премии причисляется к тратам за текущий месяц (либо к тратам по договору страхования, если страховка действительна месяц).

Особенности бухгалтерского и налогового учета в автосалоне

Об услуге

Развитие большой сети автосалонов требует от их собственников грамотного и точного бухгалтерского и налогового учета. Такие автосалоны, как правило, покупают и продают автомобили, автохимию, аксессуары для авто, а также занимаются послепродажным сервисным обеспечением. Работы, оказываемые этими организациями, имеют узкоспециализированный характер, которые включают: обслуживание авто в день обращения, долговременное обслуживание, хранение автошин, продажу расходных материалов, покупку и продажу бывших в употреблении автомобилей.

При такой деятельности осуществлять бухгалтерский учет в автосалоне будут бухгалтеры, у которых, как правило, возникают различные вопросы, связанные с особенностями учета в том или ином случае. В том числе вопросы, связанные с организацией автоматизированного учета. В таких случаях автоматизация автосалона обязательна.

В любом случае всегда целесообразно рассматривать бухгалтерский учет реализации товаров и услуг автосалона в соответствии с действующим законодательством. Как показала практика проверок, неверное трактование законодательной базы часто приводит к очевидным налоговым нарушениям, что приводит к административным штрафам и отнимает много времени на исправление последствий этих нарушений.

Квалификация бухгалтера

Несмотря на то, что автосалон не является крупным предприятием с многоуровневой иерархической структурой управления и производственных связей различной сложности, выбор специалиста высокой квалификации, а в данном случае бухгалтера не перестает быть актуальным даже для такой организации. Правильность и безошибочность всех проводок не только облегчает жизнь руководителю организации, но и экономит время всех задействованных в таком бизнес-процессе работников автосалона, что позволяет сконцентрироваться на работе и решении новых задач.

Поиск такого специалиста является трудным, что обусловлено невысокой заинтересованностью бухгалтеров, участвовать в бизнесе такого уровня. Ведь в автосалоны высокого класса трудно попасть, учитывая, что их процент очень невысокий по сравнению с мелкими и средними автосалонами, расположенными повсеместно. Как правило, особенность подбора профессиональных кадров заключается не в прямом поиске кандидата, а передача такой функции на аутсорсинг, что является очень распространенным сегодня.

Обычно если автосалон является небольшой организацией и не имеет широкой сети филиалов, то бухгалтер может справляться с работой в одиночку. Если же автосалон превратился в среднюю или крупную сеть, то здесь руководителю придется позаботиться о расширении штата до необходимого количества работников. Данные работники должны осуществлять вспомогательную функцию главному бухгалтеру, отвечающему за все проводки и финансовые движения по счетам.

Организация рабочего места бухгалтера

Организация автоматизированного рабочего места бухгалтера в большинстве своем не отличается от такой организации мета других работников за исключением особенности. Такая особенность состоит в том, что все бухгалтеры пользуют программным обеспечением, специально предназначенным, для ведения бухгалтерского учета.

Обязательным условием является соблюдение легальности такого программного обеспечения. Оно должно быть лицензионным. Монитор должен быть широкоэкранным, так как на нем легче заполнять и просматривать проводки в счетах в таблицах. Клавиатура должна быть по возможности эргономичной, ведь работать на ней бухгалтеру приходится большую часть своего рабочего времени.

Многие бухгалтерские работники трудятся сверхурочно, а значит помещение, где находятся такие работники должно быть максимально благоприятным для проведения в нем большего рабочего времени. Оно должно хорошо проветриваться, а в жаркую погоду охлаждаться кондиционером, или вентилятором. Освещение должно быть в меру ярким, так как работу с бумажными документами никто не отменял до сих пор. Наличие возможности перекусить, или попить чай всегда будет приветствоваться, так как это позволит самому работодателю более эффективно использовать рабочее время его работников. Такие специалисты не будут отвлекаться на то чтобы сходить в кафе подкрепиться и вернуться обратно. Как показывает практика, такие мелочи очень хорошо влияют на рабочий процесс.

Оприходование и реализация

Важным является выбор программного обеспечения, которое позволит исправно и точно вести учет в автосалоне. Сегодня выбор подобного софта весьма обширен. Можно использовать программные продукты иностранных производителей, которые весьма хорошо продвинулись в данном направлении. Такие продукты позволят наладить учет и вовремя сдавать всю необходимую отчетность точно в срок.

Однако сегодня на рынке специализированного программного обеспечения существуют достойные заменители отечественного производства, такие как «1С». Этим продуктом уже пользуются не только автосалоны, но и крупные промышленные организации. Поэтому переход на такой учет по «1С» целесообразен и логичен. Позволит быстро делать бухгалтерские проводки, поможет специалисту сделать все, что необходимо не только для бухгалтерского учета, но и для обеспечения налогового учета.

Розничные продажи

В бухгалтерском и налоговом учетах организации такого уровня используют счета 41, 42, 46, 50, 60, 62, 80. Главное для бухгалтера — правильно осуществить проводки и учесть все налоговые обязательства от продажи товаров автосалона его клиентам. Организация работы должна быть не только видна, но и правильно организована, что легко выяснить при проведении аудиторской проверки, осуществляемой на регулярной основе каждой организацией самостоятельно. Вся отчетность автосалона должна быть публичной. Открытой не только для проверяющих органов, но и для возможности ознакомиться с ней неспециалисту.

Важным и ответственным моментом для любой такой организации является закрытие квартальных и годовых отчетов. Здесь обязательно чтобы все расходы были учтены, и все отчеты сошлись. Только после сведения таких отчетов можно считать, что работа по бухгалтерскому и налоговому учету выполнена автосалоном.

Материал из цикла «Автоматизация автосалонов, автосервисов»Получите бесплатный демо-доступ Подключитесь к нашему серверу удаленно и посмотрите сами, как работает интересная вам программа.

Результаты автоматизации: отзывы клиентов и истории успеха

История успехаРоман Пашнин руководитель автосалона
ГК «Евразия-Моторс» Переход со старой системы на «Альфа-Авто» был произведен с минимальными потерями. Мы получили прозрачный и интуитивно понятный учет нашей специализированной деятельности. Были переработаны и оптимизированы бизнес-процессы компании, что помогло сократить трудозатраты сотрудников. Механизм незавершенного производства позволил специалистам склада осуществлять постоянный контроль за движением запчастей в слесарном цехе. Появилась уникальная, адаптированная под наши требования CRM-подсистема. Мы довольны результатами перехода. ОтзывПолина Иосифовна Кацнельсон главный бухгалтер ООО «Луидор-Тюнинг Нижний Новгород» В системе «Альфа-Авто» формируются первичные документы по реализации оказанных услуг и запасных частей в оптовой и розничной торговле. По требованиям нашей организации совместно со специалистами «1С-Рарус» были реализованы доработки по учету восстановленного входного НДС на материалы, используемые при оказании услуг, освобожденных от уплаты НДС, и внесению записи в книгу продаж восстановленного НДС. Система имеет хорошие возможности для аналитического учета. Отчеты формируются достаточно быстро, что экономит время.

Статьи по теме «Автоматизация автосалонов, автосервисов»

Вне зависимости от того, каким направлением автомобильного бизнеса вы управляете — собственным СТО, автомойкой или автомобильным сервисом, в любом случае, в какой-то момент вы столкнетесь с рядом стандартных для этого бизнеса проблем. Для грамотной организации автосервиса потребуется официальная регистрация, учет работы автосервиса, наличие всех необходимых документов, которые нужно получить из государственных органов и многое другое. Узнать больше об отрасли

Демонстрационный автомобиль: учет, налоги

С. В. Манохова

Журнал «Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение» № 7/2017

Каков порядок бухгалтерского учета автомобилей, используемых дилером для совершения тестовых поездок потенциальными покупателями? Могут ли указанные автомобили амортизироваться в целях налогообложения?

В большинстве автосалонов потенциальный покупатель может прокатиться на понравившейся ему модели авто (как правило, дилеры имеют целый парк автомобилей для тест-драйва – по одной-две машины на каждую модель). Указанные автомобили регистрируются в органах ГИБДД, как правило, страхуются по КАСКО на случай ДТП. Впоследствии тестовые экземпляры автомобилей продаются с существенной скидкой. Каков порядок бухгалтерского учета названных авто? Могут ли они амортизироваться в целях налогообложения?

Формулировки дилерского соглашения.

Прежде чем приступить к анализу ситуации, озвучим условия стандартного дилерского договора: поставщик предоставляет дилеру неисключительное право, а дилер принимает на себя обязанность осуществлять продажу договорной продукции клиентам (автомобилей и оригинальных и (или) рекомендованных поставщиком и приобретенных у поставщика запасных частей, расходных материалов и аксессуаров для автомобилей), а также обеспечивать сервисное и гарантийное обслуживание продукции.

Согласно договору дилер обязан иметь демонстрационные автомобили, допущенные к дорожному движению, находящиеся в исправном и готовом для использования состоянии, в количестве и ассортименте моделей, предусмотренных в годовом плане поставки. Предназначение таких автомобилей – предоставить возможность потенциальному клиенту совершить ознакомительную поездку «тест-драйв», в результате которой можно установить достоинства (недостатки) автомобиля определенной марки (модели).

В отношении демонстрационных автомобилей заключаются договоры купли-продажи отдельно на каждый автомобиль. Минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет шесть месяцев со дня постановки на учет. По окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой (расчетная скидка – 10% от рекомендованной розничной цены).

Бухгалтерский учет.

Для ответа на первый вопрос (каков порядок бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей?) обратимся к положениям ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 6/01 «Основные средства».

Согласно п. 2 первого из названных документов в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

  • используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

  • предназначенные для продажи;

  • используемые для управленческих нужд организации.

Товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются четыре условия:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Прочитав формулировки названных выше ПБУ, однозначно сказать, к какому из этих двух типов активов относится демонстрационный автомобиль, нельзя.

Условия признания актива в качестве ОС

Выполняется (+), не выполняется (-)

Основание

Условие 1

+

Демонстрационный автомобиль предназначен для использования в предпринимательской деятельности торгового предприятия (в частности, для активизации покупательского спроса)

Условие 2

+ —

Данное условие можно считать выполненным, если автомобиль в качестве демонстрационного образца организация планирует использовать свыше 12 месяцев

Условие 3

По окончании эксплуатации демонстрационный автомобиль планируется продать (при этом данный автомобиль будет считаться бывшим в употреблении, поскольку он был зарегистрирован, а потом снят с учета в органах ГИБДД)

Условие 4

+

Четвертое условие признания актива в качестве ОС по своему смыслу близко к первому, поскольку использование актива в деятельности предприятия само по себе подразумевает его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем

Таким образом, автомобиль, предназначенный для тест-драйва, – нечто среднее между двумя видами активов (товар, основное средство). Как правило, торговые организации при принятии решения о том, в качестве какого актива учитывать данные автомобили, ориентируются на предполагаемый срок их эксплуатации в автосалоне. Если планируется использовать ТС в качестве демонстрационных автомобилей длительное время (более одного года), целесообразно принимать их на учет в качестве ОС. Если же планируемый срок эксплуатации невелик (скажем от шести месяцев до одного года), разумнее учитывать их в качестве товаров.

Налоговый учет.

Итак, выше мы рассмотрели вопросы бухгалтерского учета автомобилей, используемых для тест-драйва. Далее поговорим о налоговой стороне вопроса. Идентичны ли правила квалификации ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Какое имущество признается амортизируемым в целях налогообложения прибыли?

Под основными средствами в целях применения гл. 25 НК РФ понимается часть имущества:

  • используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или управления организацией;

  • первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

  • Понятие амортизируемого имущества содержится в ст. 256 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество:

  • которое находится у налогоплательщика на праве собственности;

  • которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

  • со сроком полезного использования более 12 месяцев;

  • первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Обратите внимание: критерии признания активов в качестве основных средств (амортизируемого имущества) в бухгалтерском и налоговом учете не идентичны. В частности, в целях ведения налогового учета не имеет значения дальнейшее применение актива (то, что организация предполагает последующую его продажу). Кроме того, в налоговом учете речь идет о сроке полезного использования объекта ОС, под которым понимается период, в течение которого он служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика, при этом срок полезного использования определяется налогоплательщиком в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. В то время как в бухгалтерском учете важен другой критерий – предназначение актива для использования в течение длительного времени на конкретном предприятии.

Возникает вопрос: вправе ли организация учитывать автомобили, предназначенные для тест-драйва, в составе товаров в целях ведения бухгалтерского учета и в составе амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли? Теоретически, да. В подтверждение этого вывода приведем пример из арбитражной практики (см. Постановление АС ВВО от 30.05.2017 № А79-5411/2016).

Мнение налоговиков.

В ходе налоговой проверки инспекторы установили, что организация в проверяемый период учитывала демонстрационные автомобили в бухгалтерском учете на счете 41 «Товары». В налоговом учете она признала их амортизируемым имуществом и ежемесячно начисляла амортизацию. Одновременно с этим налоговый орган установил, что в ряде случаев такие автомобили были проданы покупателям (считая с даты их приобретения) через продолжительное время (более года), а в ряде случаев – в период менее года.

По мнению инспекторов, спорные тестовые автомобили не отвечают критериям отнесения приобретаемого имущества к амортизируемому и не могут быть приняты на учет в качестве основных средств. Причем тот факт, что в отдельных случаях автомобили эксплуатировались в организации более года, не повлиял на принятое налоговиками решение.

Что интересно: в отношении демонстрационных автомобилей, приобретенных ранее и учтенных обществом на счете 01 «Основные средства», инспекция посчитала правомерным списание затрат путем отнесения амортизационных отчислений на расходы в период использования автомобилей в производственной деятельности.

Из объяснений налогоплательщика.

Ранее тестовые автомобили отражались в бухгалтерском учете на счете 01. В проверяемый период бухгалтером было принято решение учитывать их на счете 41 на том основании, что в целях ведения бухгалтерского учета не выполняется условие 3 для признания актива в качестве ОС.

То есть налоговики возможность начислять амортизацию в налоговом учете напрямую увязали с алгоритмом бухгалтерского учета демонстрационных автомобилей.

Мнение арбитров.

В статье 256 НК РФ не содержится условие о том, что для отнесения имущества к амортизируемому в целях ведения налогового учета необходимо соблюдение условия о том, что организация не предполагает дальнейшую перепродажу объекта.

В соответствии со ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в период использования тестовых автомобилей в деятельности организации путем начисления амортизации соответствует положениям ст. 256 НК РФ и установленному ст. 272 НК РФ принципу равномерности признания доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Более того, указанный подход не приводит к потерям в бюджете, а наоборот, исходя из названного принципа равномерности признания доходов и расходов, позволяет равномерно учитывать расходы в отношении имущества, приносящего доход в длительный период.

Доводы инспекции о неправомерности учета тестовых автомобилей в составе амортизируемого имущества лишь на том основании, что налогоплательщик учитывал их на счете 41, не правомерны, поскольку законодатель исходит из различного применения понятий «основное средство» и «амортизируемое имущество» для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.

В итоге суд сделал вывод, что демонстрационные (тестовые) автомобили правомерно учтены обществом в налоговом учете в составе амортизируемого имущества, а их стоимость частично списана через механизм амортизации.

* * *

Нормы бухгалтерского и налогового учета активов, расходов, доходов не идентичны. В частности, следуя буквальному прочтению бухгалтерских и налоговых норм, автомобили, используемые для тест-драйва и предназначенные для последующей продажи, допустимо отражать в бухгалтерском учете в качестве товаров, в налоговом учете – в качестве амортизируемого имущества. Но это в идеале. На практике такое «несоответствие» наверняка бросится в глаза налоговым инспекторам, и велик риск, что они посчитают признание в налоговом учете амортизационных отчислений неправомерным.

В то же время, мы видим, что судьи в подобной ситуации могут принять сторону организации. Как всегда, выбор алгоритма действий – за налогоплательщиком.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. В соответствии с названной классификацией легковые автомобили включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно.

Как купить демонстрационный автомобиль

Спросите менеджера по продажам, был ли транспорт когда-либо зарегистрирован. Он по праву считается новым, если никогда не был зарегистрирован, независимо от того, сколько километров показывает одометр. После регистрации авто считается подержанным, что значительно снижает его ценность.

Выясните, как эксплуатировался демонстрационный автомобиль. Часто с ним обходятся значительно небрежнее, чем со своим собственным. Покупатели на тест-драйве нередко испытывают предельные возможности авто, а сотрудники дилерского центра не обращаются с ним так аккуратно, как следовало бы.

Обязательно свозите транспортное средство к независимому механику, чтобы объективно оценить его техническое состояние. Из-за небрежной эксплуатации возможны проблемы, которые не определить только по внешнему виду. Опытный механик изучит все характеристики автомобиля, и вы будете точно уверены в том, что покупаете.

Запросите у продавца скидку, которая оправдает потерянный гарантийный срок. Большинство производителей предоставляют гарантию на основе даты покупки или определенного километража пробега, что случится раньше. Время гарантии сокращается, если вы покупаете демонстрационный автомобиль с несколькими тысячами километров пробега, и салон должен компенсировать вам эти потери.

Рассчитайте справедливую цену демонстрационного автомобиля без учета скидок производителя. Например, продавец предлагает скидку 100 000 рублей на основе заводской скидки в 100 000. На самом деле вы лишаетесь реальной скидки, а дилерский центр получает полную стоимость машины, ничего не теряя. Согласуйте честную сделку без учета скидочных денег, которые затем должны быть вычтены из договорной цены.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года N 1 и, на наш взгляд, не зависит от положений дилерского договора.

По моему мнению, возможно два варианта учета подобных автомобилей. Первый – если они используются исключительно в качестве демонстрационных образцов (например, установленных на постаментах перед автосалоном, в торгово-развлекательных комплексах и т.п.), а затем реализуются покупателям как обычный, ранее не эксплуатировавшийся товар. Второй вариант – автомобили для тест-драйва. Отличие в бухгалтерском и налоговом учете будет заключаться в том, что в первом случае данные активы более логично изначально рассматривать в качестве товаров, а во втором – основных средств.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Эту точку зрения косвенно разделяют и представители Министерства финансов. Так, в Письме Минфина РФ от 07.11.2008 N 03-05-05-01/65 на вопрос:

«…производитель автомобилей предоставляет организации автомобили, которые она использует в качестве демонстрационного образца в течение шести месяцев с регистрацией автомобилей в органах ГИБДД. По истечении указанного срока автомобили снимаются с учета в ГИБДД и реализуются покупателям. Должна ли организация включать такие автомобили в состав основных средств и учитывать их стоимость при расчете налога на имущество?…»

был дан следующий ответ:

«…согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установлено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств при одновременном выполнении следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, актив, приобретенный для последующей перепродажи, не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта основных средств.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, признаются товарами.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для продажи, предназначен счет 41 «Товары».

Учитывая изложенное, транспортные средства, приобретенные для перепродажи и используемые в качестве демонстрационного образца по договору в течение 6 месяцев, учитываемые в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 «Товары», налогом на имущество организаций не облагаются…».

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Также хотелось бы обратить внимание, что в этом письме речь шла о порядке отражения данных активов только для целей бухгалтерского учета.

А вот в Письме Минфина РФ от 24.04.2007 N 07-05-06/105 уже разъясняется порядок учета, во-первых, «тест-драйвовых» авто, а, во-вторых, для целей налогообложения:

Вопрос: «…об отнесении демонстрационных автомобилей, используемых по программе «тест-драйв» и «подменный авто», к амортизируемому имуществу и о порядке списания их стоимости в целях исчисления налога на прибыль…»,

Ответ: «…при принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Например, при принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств — условиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, а при принятии актива к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов — условиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2001 N 44н.

По заключению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики в соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Согласно п. 1 ст. 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, демонстрационные автомобили, используемые по программе «тест-драйв» и «подменный авто», относятся к амортизируемому имуществу в соответствии с положениями ст. 258 Кодекса, и стоимость их списывается в соответствии с порядком, установленным ст. 259 Кодекса…».

Таким образом, эти автомобили являются обычными основными средствами (амортизируемым имуществом) и, согласно Классификации основных средств, должны включаться либо в третью (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно), либо в пятую — автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно) амортизационную группу.

2. Изучив арбитражную практику, можно прийти к выводу, что в судебном сообществе единая позиция по данному вопросу не сформирована.

Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.01.2009 N Ф04-8171/2008(18850-А70-40), Ф04-8171/2008(18852-А70-40) по делу N А70-984/7-2008 был рассмотрен порядок бухгалтерского учета этих автомобилей:

«…Основанием принятия решения Инспекции в части доначисления налога на имущество (пени, штрафа) явился вывод налогового органа о неправомерном отражении Обществом в бухгалтерском учете демонстрационных и тестовых автомобилей в качестве товара, при наличии условий для принятия их к учету в качестве объектов основных средств.

Кассационная инстанция считает, что суды обоснованно, проанализировав представленные Обществом документы (в частности, Дилерский договор о реализации автомобилей от 01.07.2005, заключенный между Обществом и ЗАО «Карнэт-2000»), руководствуясь нормами статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пункта 1 статьи 374 НК РФ, Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/1, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, пришли к выводу о том, что Общество, реализуя права собственника по отношению к спорным автомобилям, в проверяемом периоде осуществляло реализацию этих автомобилей конечным покупателям; при этом временной период между их приобретением и реализацией конечному покупателю составлял менее 12 месяцев.

В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судами, согласно представленным в материалы дела документам конечной целью приобретения спорных автомобилей Обществом являлась их перепродажа, из чего следует отсутствие одного из необходимых условий для отнесения приобретаемого имущества к категории основных средств в целях исчисления налога на имущество…».

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2013 по делу N А81-414/2012 аналогичный вывод был сделан судом уже при рассмотрении вопроса об учете подобного имущества для целей налогообложения:

«…налоговый орган оспаривает выводы арбитражных судов о необоснованном исключении из состава расходов покупной цены автомобиля KIA Rio VIN XWEDH411BA0000674 в сумме 324 985, 59 руб., поскольку считает, что данное имущество является амортизируемым, в связи с чем расходы должны осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ, без учета срока полезного использования имущества. По мнению Инспекции, Общество должно было уменьшить доходы от реализации указанного автомобиля на его остаточную стоимость, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, а не на первоначальную стоимость.

Отклоняя доводы Инспекции, суды, с учетом положений пункта 1 статьи 256, пункта 1 статьи 258 НК РФ правомерно исходили из того, что амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб. (с 02.09.2010-40 000 руб.), распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Общество осуществляло торговлю легковыми автомобилями; указанный автомобиль был приобретен в апреле 2010 года с целью его последующей перепродажи, по договору купли-продажи демонстрационных автомобилей с ООО «КИА Моторс РУС», согласно которому Общество должно зарегистрировать демонстрационные автомобили в ГИБДД, получить свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационный знак; срок использования демонстрационного автомобиля (тест-драйв) составляет 6 месяцев со дня постановки на учет; данный автомобиль не принимался заявителем на учет в качестве основных средств, а учитывался по счету 41 (товар) и был продан в декабре 2010 года. Данные обстоятельства налоговым органом не оспариваются и не опровергнуты.

Судами обоснованно отмечено, что, реализуя свое право собственника по отношению к демонстрационному автомобилю, Общество правомерно в проверяемом периоде осуществило реализацию этого автомобиля конечному покупателю. При этом период между приобретением Обществом и реализацией автомобиля конечному покупателю составил менее 12 месяцев.

Таким образом, учитывая, что конечной целью приобретения демонстрационного автомобиля Обществом являлась его дальнейшая перепродажа, суды пришли к обоснованному выводу, что при изложенных обстоятельствах налогоплательщик был вправе не относить этот автомобиль к амортизируемому имуществу, соответственно, покупная стоимость демонстрационного автомобиля KIA Rio VIN XWEDH411BA0000674 в сумме 324 985,59 руб. необоснованно была исключена из состава расходов при исчислении налога на прибыль организаций за 2010 год…».

А в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А79-5411/2016 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30.05.2017 N Ф01-1672/2017) суд высказал противоположную точку зрения:

«…в соответствии с пунктами 11.11 и 11.13 договоров купли-продажи демонстрационных автомобилей минимальный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного составляет 6 месяцев со дня постановки на учет, по окончании срока демонстрационный автомобиль может быть выведен из тест-драйва, снят с учета и продан конечному потребителю со скидкой на усмотрение покупателя (расчетная скидка — 10% от рекомендованной розничной цены).

Из вышеприведенных условий договоров купли-продажи демонстрационных автомобилей не следует, что 6-месячный срок использования автомобиля в качестве демонстрационного является пресекательным.

Как пояснил представитель Общества в судебном заседании, конкретный срок определяется самом налогоплательщиком. В подтверждение этого обстоятельства в материалы дела представлены приказы руководителя Общества о принятии спорных автомобилей к учету в качестве основных средств и установлении срока использования, превышающего 12 месяцев (т. 3 л. д. 4).

Кроме того, из текста дилерского соглашения и договоров купли-продажи демонстрационных автомобилей не усматривается, что спорные автомобили изначально предназначались для перепродажи. Напротив, в соответствии с пунктом 2.1 договоров купли-продажи демонстрационных автомобилей товар приобретается Обществом с целью его статистической и динамической демонстрации потенциальным покупателям.

Факт использования автомобилей в указанных целях подтверждается распоряжением генерального директора ООО «Альянс-Моторс» от 14.02.2012 N 5 с приложением маршрута (т. 9 л. д. 125 — 126).

Следовательно, Общество использовало демонстрационные автомобили для увеличения продаж и получения доходов.

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, срок полезного использования приобретенных автомобилей согласно превышает 12 месяцев, такие автомобили относятся к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Согласно спецификациям к договорам купли-продажи демонстрационных автомобилей первоначальная стоимость приобретенных Обществом автомобилей превышала 40 000 руб.

Из материалов дела усматривается, что приобретенные ООО «Альянс-Моторс» в 2012 году демонстрационные автомобили были отражены на счете 41.1 «товары», а спустя продолжительное время были реализованы покупателям. В отдельных случаях период между их приобретением и реализацией составлял более 12 месяцев.

При таких обстоятельствах приобретенные Обществом демонстрационные автомобили подлежат отнесению к амортизируемому имуществу, в связи с чем налогоплательщиком в 2012 году были обоснованно списаны амортизационные отчисления в сумме 979 532 руб….».

Хотелось бы отметить, что во всех выше рассмотренных спорах арбитражи приняли сторону налогоплательщика, независимо от того, какого из двух возможных вариантов учета этого имущества он придерживался.

3. Что касается возможных налоговых претензий, то они могут возникнуть независимо от того, какой вариант учета этого имущества выберет предприятие.

Если без должного основания рассматривать их в качестве основных средств и начислять амортизацию, то налоговики могут посчитать, что данные автомобили являются товарами, и расходы в виде полной покупной стоимости должны быть признаны только в момент их реализации третьим лицам. А если эти продажи совершены в других налоговых периодах, чем начисленная (полностью либо частично) амортизация, то, соответственно, занижается налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет. Последующая же его переплата не является основанием для освобождения предприятия от ответственности в виде начисленных штрафных санкций, а также обязанности по уплате пени.

Таким образом, более безопасным, на первый взгляд, кажется вариант учета этих автомобилей в качестве товаров. Однако тут тоже присутствуют налоговые риски.

Во-первых, может возникнуть вопрос об учете для целей налогообложения расходов по «эксплуатации» «товара»: ГСМ, технического обслуживания, ремонта и прочее.

Во-вторых, проверяющие, наоборот, могут предъявить претензию, что предприятие должно было учитывать расходы по варианту, описанному выше. За счет чего в последующих проверяемых периодах (в том числе превышающих трехлетний срок с момента возникновения права на расходы), они завышены.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *