Что из перечисленного является иностранной валютой?

Содержание

МОДУЛЬ VII. Валютные операции коммерческих банков

7.1. Валютные операции коммерческих банков

Что из перечисленного не является валютой РФ?

A. Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России.

B. Российские депозитарные расписки в рублях РФ.

C. Средства на банковских счетах в рублях РФ

D. Средства в банковских вкладах в рублях РФ.

Что из перечисленного является иностранной валютой?

A. Казначейские билеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства.

B. Средства в банковских вкладах в международных денежных единицах.

C. Средства на банковских счетах в международных расчетных единицах.

D. Все перечисленное.

Какие из перечисленных лиц не являются резидентами РФ в рамках валютного законодательства?

A. Граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами более срока, установленного Правительством РФ.

B. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

C. Постоянные представительства межправительственных организаций на территории РФ.

D. Филиалы юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, которые находятся за пределами территории России.

Каким образом в РФ производится купля-продажа иностранной валюты?

A. Через уполномоченные банки.

B. Через брокеров валютной биржи и через коммерческие банки.

C. Через коммерческие банки и валютные обменные пункты.

D. Через уполномоченные банки и дилерские центры.

Подлежат ли декларированию таможенному органу при единовременном вывозе из РФ внутренние и внешние ценные бумаги (ЦБ) в документарной форме, вывозимые физическим лицом?

A. Нет, декларированию не подлежат.

B. Да, подлежат декларированию.

C. Подлежат декларированию, если эти ЦБ ранее не ввозились на территорию РФ и (или) их суммарная стоимость превышает в эквиваленте 10000 долларов США.

D. Подлежат декларированию, если эти ЦБ предназначены для квалифицированных инвесторов и (или) не имеют номинальной стоимости.

Какие организации в РФ из числа перечисленных являются органами и агентами валютного контроля?

A. Центральный Банк РФ.

B. Министерство финансов РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

C. Уполномоченные банки

D. Все варианты правильные.

Какие документы могут запрашивать агенты валютного контроля (ВК) у резидентов в целях осуществления ВК?

A. Документ о гос. регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

B. Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество.

C. Уведомление налогового органа об открытии счета или вклада в банке за пределами РФ.

D. Все перечисленное.

Что из перечисленного не входит в обязанности резидентов, осуществляющих валютные операции (ВО) в РФ?

A. Представлять агентам валютного контроля документы, предусмотренные законодательством.

B. Составлять отчетность по проводимым ВО.

C. Обеспечивать сохранность документов в течение не менее 5 лет со дня проведения ВО.

D. Выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

9. Форма расчета по взысканию платежа только по финансовым документам называется …

A. Простое инкассо.

B. Документарное инкассо.

C. Аккредитив.

D. Банковский перевод.

Установите соответствие обозначенных способов передачи чеков их видам.

С. 2A. 3В.

Виды чеков: Способ передачи:

1. Предъявительский А. Невозможность передачи

2. Именной В. Оформление передаточной надписи

3. Ордерный С. Простая передача из рук в руки

Международные экономические и валютно-финансовые организации.Тесты к темам №№ 1,2

Тесты по ВАЛЮТЕ И ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Вопрос 1. Что из перечисленного не является валютой РФ?

  1. Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России.

  2. Российские депозитарные расписки в рублях РФ.

  3. Средства на банковских счетах в рублях РФ.

  4. Средства в банковских вкладах в рублях РФ.

Вопрос 2. Что из перечисленного является иностранной валютой?

  1. Казначейские билеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории иностранного государства;

  2. Средства в банковских вкладах в международных денежных единицах;

  3. Средства на банковских счетах в международных расчетных единицах.

  4. Все перечисленное.

Вопрос 3. Какие из перечисленных лиц не являются резидентами РФ в рамках валютного законодательства?

  1. Граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами более срока, установленного Правительством РФ;

  2. Лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ.

  3. Постоянные представительства межправительственных организаций на территории РФ.

  4. Филиалы юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ, которые находятся за пределами территории России.

Вопрос 4. Какие из органов валютного регулирования РФ могут устанавливать требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений?

  1. Центральный Банк РФ.

  2. Внешэкономбанк РФ.

  3. Правительство РФ.

  4. Ни один из перечисленных органов.

Вопрос 5. Каким образом в РФ производится купля-продажа иностранной валюты?

  1. Через уполномоченные банки.

  2. Через брокеров валютной биржи и через коммерческие банки.

  3. Через коммерческие банки и валютные обменные пункты.

  4. Через уполномоченные банки и дилерские центры.

Вопрос 6. Должны ли резиденты уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств?

  1. Нет, не должны.

  2. Да, должны.

  3. Должны, если являются физическими лицами и постоянно проживают на территории РФ.

  4. Должны предоставить информацию при наличии запроса от налогового органа.

Вопрос 7. В какой валюте резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета?

  1. В той, в которой данный счет был открыт.

  2. В любой, с проведением в случае необходимости конверсионной операции.

  3. В базовой или в резервной.

  4. В соответствии с условиями договора банковского обслуживания.

Вопрос 8. Требуется ли физическим лицам-резидентам при получении валютных ценностей по праву наследования использовать банковский счет в уполномоченном банке?

  1. Нет, не требуется.

  2. Да, требуется.

  3. Требуется, если стоимость ценностей превышает установленный предел.

  4. Требуется, если резидент является индивидуальным предпринимателем.

Вопрос 9. Подлежат ли декларированию таможенному органу при единовременном вывозе из РФ внутренние и внешние ценные бумаги (ЦБ) в документарной форме, вывозимые физическим лицом?

  1. Нет, декларированию не подлежат.

  2. Да, подлежат декларированию.

  3. Вывоз осуществляется без ограничения при условии соблюдения законодательства РФ о таможенном деле.

  4. Подлежат декларированию, если эти ЦБ предназначены для квалифицированных инвесторов и (или) не имеют номинальной стоимости.

Вопрос 10. В каком случае резиденты вправе не зачислять иностранную валюту (ИВ) на свои счета в уполномоченных банках?

  1. Если ИВ, полученная от проведения культурных мероприятий за пределами РФ, используется для покрытия расходов по их проведению.

  2. Если полученная ИВ в течение одного календарного месяца направляется на развитие производства.

  3. Если сумма полученной ИВ не превышает предела, установленного Внешэкономбанком.

  4. Если ИВ получена по кредитным договорам, заключенным с резидентами государств, которые являются членами ОЭСР или ФАТФ.

Вопрос 11. В каких случаях при осуществлении валютных операций (ВО) оформляется паспорт сделки?

  1. Во всех случаях.

  2. Если сумма операции (контракта) превышает предел, установленный Внешэкономбанком.

  3. Если ВО осуществляется между резидентами и нерезидентами, а сумма операции (контракта) превышает предел, установленный Центральным Банком РФ.

  4. Если ВО осуществляется между юридическими лицами, а взаиморасчеты по данной ВО производятся в иностранной валюте.

Вопрос 12. Какие организации в РФ из числа перечисленных являются органами валютного контроля (ВК)?

  1. Центральный Банк РФ.

  2. Центральный Банк РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

  3. Министерство финансов РФ и ФСФБН.

  4. Внешэкономбанк и Федеральная служба валютного надзора (ФСВН).

Вопрос 13. Какие организации из числа перечисленных не являются агентами ВК?

  1. Центральный Банк РФ.

  2. Внешэкономбанк.

  3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФСФР.

  4. Налоговые органы РФ.

Вопрос 14. Какие документы могут запрашивать агенты валютного контроля (ВК) у резидентов в целях осуществления ВК?

  1. Документ о гос. регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

  2. Документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество.

  3. Уведомление налогового органа об открытии счета или вклада в банке за пределами РФ.

  4. Все перечисленное.

Вопрос 15. Что из перечисленного не входит в обязанности резидентов, осуществляющих валютные операции (ВО) в РФ?

  1. Представлять агентам валютного контроля документы, предусмотренные законодательством.

  2. Составлять отчетность по проводимым ВО.

  3. Обеспечивать сохранность документов в течение не менее 5 лет со дня проведения ВО.

  4. Выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений.

Законное платежное средство

Законное платежное средство — денежные знаки, которые каждый продавец обязан принимать в оплату за товар, а кредитор в уплату долга.

Российское законодательство дает однозначный ответ на вопрос, что является законным платежным средством в нашей стране: в статье 75 Конституции говорится, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль».

Там же Центральный банк наделяется исключительным правом эмиссии, и на него возлагается роль по поддержанию стабильного курса национальной валюты. А «введение и эмиссия других денег в России не допускаются».

Это же положение подтверждается Гражданским кодексом РФ, в статье 140 которого говорится, что «рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории страны. Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов».

До лета 2011 года вопрос об использовании электронных денег оставался открытым. Эту задачу решил Федеральный закон РФ от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», который признал существование электронных платежных систем.

Согласно этому закону, электронные деньги приравниваются к безналичной форме расчета. Для их использования клиенту необходимо пройти идентификацию, если размер платежей превышает 15 тыс. рублей единовременно или 40 тыс. рублей в месяц. При этом размер остатка по счету ограничен общей суммой в 100 тыс. рублей.

Таким образом, законным средством платежа в России являются наличные деньги, банкноты и монеты Банка России, безналичные денежные средства в рублях и электронные деньги.

Понятие средства платежа (денег)

Денежное обязательство может прекращаться целым рядом способов. Однако к расчетам относятся только те из них, в которых используется имущество, признаваемое средством платежа.

Юридическое значение выделения категории «средство платежа» заключается в том, что для использования с целью погашения денежного обязательства имущества, попадающего в эту категорию, согласие кредитора презюмируется (предполагается).

Например, чтобы погасить денежное обязательство гражданско-правового характера за счет передачи кредитору какого-либо иного имущества, необходимо заключить соглашение об отступном (ст. 409 ГК РФ), чтобы переоформить это обязательство в другое, предусматривающее иной предмет или способ исполнения, необходимо соглашение о новации (ст. 414 ГК РФ) и т.д. При использовании для погашения данного обязательства предусмотренных законодательством средств платежа получение согласия кредитора на это не требуется.

Кроме того, получение денежных средств кредитором (получателем) означает прекращение денежного обязательства, а при расчетах по публичным обязательствам в безналичном порядке таким моментом по общему правилу признается момент списания средств со счета должника.

Виды имущества, которые могут использоваться в обороте в качестве средства платежа, признаются деньгами.

Однако здесь следует отметить несовпадение понятия «денег» с экономической и юридической точек зрения.

Экономисты считают деньгами любые виды ликвидных активов (например, ценные бумаги), которые используются в качестве средства обращения.

С юридической точки зрения ценные бумаги являются самостоятельным объектом прав и не могут рассматриваться в качестве средства платежа. Это обусловлено двумя объективными факторами.

Во-первых, использование для погашения обязательства денежного характера ценных бумаг допустимо только с согласия кредитора (получателя), для чего при расчетах по гражданско-правовым обязательствам требуется достижение соглашения сторон, а по публичным – прямое указание в законодательстве.

Во-вторых, получение ценных бумаг кредитором без заключения соответствующего соглашения с должником не означает автоматического прекращения обязательства денежного характера.

Проявление этих двух факторов также хорошо видно на следующих примерах.

Получение одних ценных бумаг против предоставления других является сделкой мены, а не купли-продажи.

Передача в качестве погашения обязательства векселя требует заключения соглашения об этом между сторонами данного обязательства. К такому соглашению применяются правила об отступном (если это вексель третьего лица) или о новации (если это вексель должника). В противном случае первоначальное обязательство и вексельное обязательство между собой связаны не будут.

Поэтому с юридической точки зрения понятие «деньги» более узкое. По сути, через него обозначаются особые способы фиксации и передачи прав требований к Банку России (наличные деньги) либо к кредитным организациям (безналичные и электронные денежные средства).

В соответствии с действующим российским законодательством в качестве средств платежа (денег) может выступать следующее имущество:

  • 1) рубли в наличной форме, т.е. в виде банкнот и монет Банка России, или в безналичной форме, т.е. в виде записи на банковском счете;
  • 2) в установленных законом случаях иностранная валюта в безналичной форме.

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ (ст. 29 Закона о Центральном банке РФ).

Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27 Закона о Центральном банке РФ).

Наличная иностранная валюта выступает в обороте в качестве предмета сделки (товара). Исключение составляют случаи, когда разрешены расчеты наличной иностранной валютой с участием резидентов (ст. 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

В гражданском праве есть подход, основанный на разделении понятий: «наличные деньги» (см., например, ст. 128, п. 2 ст. 130 ГК РФ) и «денежные средства», которое охватывает и наличную, и безналичную форму. Однако, в целом, это разделение ГК РФ не выдерживает. Например, в п. 1 ст. 140 ГК РФ, которая называется «Деньги (валюта)», содержится указание на наличные и безналичные расчеты.

Необходимо также различать понятия «валюта обязательства» и «валюта платежа». Валюта обязательства является более широким понятием, поскольку любое обязательство может быть выражено не только в рублях, но и в иностранной валюте и в условных единицах (ст. 317 ГК РФ). Однако это не означает, что в этих же единицах могут производиться расчеты.

Федеральный закон «О национальной платежной системе» включил электронные денежные средства в механизм безналичных расчетов и закрепил некорректный подход к определению понятия электронных средств платежа, разделив его с электронными денежными средствами.

Под электронными денежными средствами понимаются денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа (подп. 18 ст. 3). В качестве обязанных лиц выступают операторы электронных денежных средств, которыми, в свою очередь, являются кредитные организации (ч. 1 и 2 ст. 12).

Электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств (подп. 19 ст. 3). Наиболее распространенными примерами электронного средства платежа являются электронные кошельки и банковские платежные карты.

Следует обратить внимание, что это не любое техническое устройство, а только связанное с оператором электронных денежных средств, производящего учет соответствующих обязательств. Получается, что, например, предоплаченная стоимость, которая учитывается на магнитной карте метрополитена и списывается по мере оказания услуг, не является электронным средством платежа, поскольку метрополитен не может являться оператором по переводу денежных средств.

Иными словами средством платежа признано только техническое устройство, связанное с кредитной организацией (оператором по переводу денежных средств). Соответственно Федеральный закон «О национальной платежной системе» не охватывает все случаи использования предоплаченных карт. За его рамками остаются выпускаемые лицами, не являющимися кредитными организациями, предоплаченные карты, с которых стоимость списывается по мере оказания услуг. Использовать такие карты для оплаты товаров (работ, услуг) третьих лиц нельзя и, следовательно, они не являются платежными.

  • См.: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.11.2002 № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации».
  • Критику данного подхода см.: Курбатов А. Я. Предлагаемые изменения норм ГК РФ о банковских счетах: требуется исправление ошибок // Банковское право. 2012. № 5. С. 29.
  • См.: Информацию Банка России от 28.02.2013 «О применении отдельных положений Федерального закона “О национальной платежной системе”», п. 1.2 Положения об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием, утв. ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П.

Резиденты в валютном законодательстве

Смотреть что такое «Резиденты в валютном законодательстве» в других словарях:

  • Резиденты — (лат. residens; англ., фр. residents) 1) в законодательстве РФ о валютном регулировании понятие, обозначающее: а) физических лиц, имеющих постоянное место жительства в РФ, в т.ч. временно находящихся за ее пределами; б) … Энциклопедия права

  • резиденты — по финансовому законодательству РФ: а) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в т.ч. временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные по законодательству РФ и с местонахождением в РФ; в) предприятия и… … Большой юридический словарь

  • РЕЗИДЕНТ — (лат. Residens, от лат. Residentis сидящий, пребывающий) термин налогового права большинства государств, НК РФ, Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также соглашений об избежании двойного налогообложения. 1) В налоговом праве… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • иностранная валюта — по законодательству РФ: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или… … Большой юридический словарь

  • Иностранная валюта — (англ. foreign currency) в валютном законодательстве РФ понятие, применяемое для обозначения: а) денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средство … Энциклопедия права

  • Национальная валюта — (National currency) Национальная валюта это денежная единица государства Национальная валюта: понятие, валюты стран мира, валюта Росии, США, стран Евросоюза, конвертируемость Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

  • валютные операции — урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки с валютными ценностями. По законодательству РФ: а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в т.ч. операции,… … Большой юридический словарь

  • Валютные операции — (англ. currency transactions) урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности. В международных договорах и соглашениях (торговых, платежных, кредитных и др.)… … Энциклопедия права

  • Торговый баланс — (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

  • Депозит — (Deposit) Содержание Содержание Определение Размещение на депозите Понятие и правовая природа банковского вклада Нюансы российской банковской практики Депозитный сертификат Депози́т (банковский ) — это сумма , помещённая в на… … Энциклопедия инвестора

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ»О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств».

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов…».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

>Валюта: понятие, виды, характеристика иностранной валюты

Характеристика понятия «валюта»

Мировая валютная система, сформировавшаяся еще в XIX в., характеризуется принципами построения мирового хозяйства. Она формируется из совокупности экономических отношений, определяемых функционированием валюты. В широком смысле валюта определяется как товар осуществляющий функцию денег. При более конкретном представлении валюта выступает в качестве основного элемента денежной системы, с определенным набором задач.

Понятийная справка! Валюта (от итал. valuta) – это денежная единица, выраженная в наличной и безналичной формах, являющаяся ключевым элементом мировой денежной системы, денежной системы государства и выполняющая основные функции денег.

Классификация валюты

Классификация валюты осуществляется по следующим признакам:

  1. По отношению к стране-эмитенту;
  2. По степени конвертируемости;
  3. По отношению к валютным запасам;
  4. По материально-вещественной форме;
  5. По виду совершаемой валютной операции;
  6. По принципу построения;
  7. По положению валюты на рынке.

По отношению к стране-эмитенту

Национальная валюта – это денежная единица, эмитируемая и используемая на территории конкретного государства. Национальная валюта имеет хождение на всей территории государства и является законным платежным средством (например, Россия – российский рубль, Китай – китайский юань и т.д.).

Иностранная валюта – совокупность денежных знаков и средств на счетах иностранного государства, выступающая в качестве законного средства платежа соответствующего государства, группы государств (для России – японская иена).

Коллективная валюта – это интернациональная валюта, определенная коллективным соглашением группы государств и являющаяся мерой стоимости при осуществлении межгосударственных расчетов (например, Евро — в рамках Европейского Союза).

В современном мире актуальными для использования в качестве коллективной валюты выступают специальные права заимствования (СДР).

Понятийная справка! Специальные права заимствования (СПЗ или СДР) от англ. Special Drawing Rights – это платежные и резервные средства искусственно имитируемые Международным валютным фондом.

Данная расчетная единица была установлена в 1969 году. Необходимость ее создания была определена международными соглашениями. Данные соглашения заключались между странами участниками МВФ и предполагали осуществлять взносы в определенных размерах, однако средств оказалось недостаточно.

Бреттон-Вудская валютная система предполагала, что резервной валютой будет доллар США, однако количество валюты требовалось слишком большое и выпуск ее в таком количестве подорвал бы к ней доверие. Это явление получило название «парадокс Триффина», в память об американском учетном Роберте Триффине, который первым заинтересовался изучением данного явления.

Наиболее популярной коллективной валютой на сегодняшний день является Евро. Эмитентом данной валюты выступает Европейский центральный банк. Зона распространения данной валюты – 19 стран-участниц (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония).

В 2006г. планировалось появление новой коллективной валюты ACU. Данная валюта должна была в себе учитывать стоимость валют основных азиатских стран – 13 стран-участниц (Южная Корея, Китай, Филиппины, Бруней, Япония, Сингапур, Таиланд, Индонезия, Лаос, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, Малайзия). ACU предполагала быть аналогом Евро, однако пока такой валюты не появилось. Связано это в первую очередь с вопросами экономической и политической интеграции объединяемых стран на фоне единого экономического пространства.

По степени конвертируемости

Конвертируемость валюты или возможность обмена валюты на другую без ограничений заключается в экономическом потенциале и степени развитости внешнеэкономических отношений страны-эмитента.

Конвертируемая валюта (полностью конвертируемая валюта) – данная валюта находится в состоянии свободного обмена на другую валюту, валюту иностранного государства. Так, например: швейцарский франк, доллар США, Норвежская крона, Евро и др. (с ноября 2015г. насчитывается 18 таких валют).

Частично конвертируемая валюта – это валюта, которая имеет ограничения по обмену для отдельных владельцев и при совершении определенных валютных операций. Данные ограничения определяются на законодательном уровне.

Неконвертируемая валюта – данный вид валюты не подлежит обмену на иностранную валюту. Это характерно для развивающихся стран, в условиях осуществления жесткого валютного контроля.

По отношению к валютным запасам

Резервная (ключевая) валюта – валюта иностранного государства, используемая в качестве валюты для формирования резервов и осуществления международных расчетов. Исходя из этого данный вид валюты наделяется резервной функцией и функцией международного средства платежа. Кроме того, на основе резервной валюты осуществляются расчеты валютного курса, и она выступает в качестве базы при определении валютного паритета.

Исторически первой резервной валютой являлся английский фунт стерлингов. В 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе было принято решение наряду с фунтом стерлингов использовать в качестве резервной валюты доллар США, который вскоре стал преобладающим.

В 1976 году было принято Ямайское соглашение, которое де-юре утвердило демонетизацию золота, путем:

  • отмена официальной цены на золото;
  • отмена золотых паритетов (формально на сегодняшний день основой валютных паритетов объявлены СПЗ);
  • отмена взносов золотом для стран-участниц МВФ.

Однако несмотря на это основной функцией золота остается функция мировых денег, как международного резервного средства.

Понятийная справка! Паритет валютных курсов (валютный паритет) – это выступающее в качестве основы валютного курса соотношение между двумя валютами, установленное на законодательном уровне. В настоящее время валютный паритет рассчитывается на основе специальных прав заимствования (СПЗ).

Нерезервная валюта – валюта, которая не применяется для формирования резервов страны.

По материально-вещественной форме

Наличная валюта – это средство платежа, выступающее в форме монет и бумажных банкнот.

Безналичная валюта – это платежное средство, не имеющее физической формы, приравненное к конкретной валюте, возникающее в результате кредитной эмиссии центральным банком, либо при переводе в безналичную форму наличной валюты.

По виду совершаемой валютной операции

Валюта сделки – это валюта, в которой заключаются внешнеторговые контракты, а также валюта, используемая при оформлении международных кредитов. Валюта сделки может быть валютой кредитора или заемщика, экспортера или импортера, при этом как правило используется конвертируемая валюта, в целях избежания рисков от изменения валютного курса.

Валюта платежа – это валюта, в которой осуществляется оплата по внешнеторговым контрактам и по международным кредитам. Валюта платежа определяется по соглашению сторон и является полностью конвертируемой. Валюта платежа может не совпадать с валютой сделки, в таком случае в контракте указывают курс перерасчета валюты сделки в валюту платежа.

Валюта кредита – это валюта в которой осуществляется предоставление кредита. Экспортные кредиты могут оформляться в валюте импортера, экспортера, в валюте третьих стран, а также в международных расчетных единицах. Валюта кредита может не совпадать с валютой его погашения, что в обязательном порядке должно быть прописано кредитным договором и определен порядок пересчета одной валюты в другую. Валюта кредита зависит от положения заёмщика на данном рынке и отношений с кредитным учреждением.

Валюта клиринга – валюта, используемая при оформлении торговых отношений между государствами на основании межправительственных соглашений. Данные соглашения предполагают взаимозачет требований и обязательств, в случае если страны (одна из стран) не имеет достаточного количества свободно конвертируемой валюты. При достижении клиринговых отношений валюта клиринга является валютой, в которой осуществляется погашение взаимных обязательств и требований.

Валюта векселя – это валюта, в которой вексель выставлен. Векселя, находящиеся во внутреннем обороте страны, выставляются в валюте данной страны. Те векселя, которые находятся в международном обороте выставляются в валюте кредитора, должника или валюте третьей страны.

Валюта страхования – это валюта в которой осуществляется страхование. В данной валюте выплачивается страховое возмещение и выплачивается премия.

По принципу построения

Валюта «корзинного» типа – это межнациональная денежная единица, стоимость которой выражается в средневзвешенной величине рыночной стоимости валют стран, являющихся членами определенной валютной зоны (Например, валюта СДР).

Обычная валюта – это вид валюты, определенный признаком классификации по принципу построения. К ней относятся те валюты, которые не являются валютой «корзинного» типа, такие как российский рубль, доллар США и др.

По положению валюты на рынке

Сильная (твердая) валюта – это валюта устойчивая к другим валютам и к собственному номиналу. На мировом рынке такими валютами являются: японская иена, доллар США, евро и др.

Слабая (мягкая) валюта – валюта, обесценивающаяся по отношению к другим валютам и к собственному номиналу.

«Иностранная валюта»: понятие, классификация

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к иностранной валюте относятся:

Иностранная валюта является видом валюты в зависимости от признака классификации по стране-эмитенту.

Понятийная справка! Иностранная валюта – совокупность денежных знаков и средств на счетах иностранного государства, выступающая в качестве законного средства платежа соответствующего государства, группы государств (для России – японская иена).

Классификация иностранной валюты осуществляется по тем же признакам, что и классификация валюты в целом. Соответственно:

  1. По степени конвертируемости: конвертируемая, частично конвертируемая, неконвертируемая валюта.
  2. По отношению к валютным запасам: резервная, нерезервная валюта.
  3. По материально-вещественной форме: наличная и безналичная валюты.
  4. По виду совершаемой валютной операции: валюта сделки, платежа, кредита, клиринга, векселя, страхования.
  5. По принципу построения: валюта «корзинного» типа, обычная валюта.
  6. По положению валюты на рынке: сильная и слабая валюта.

Более детальное рассмотрение данных видов валюты представлено в предыдущем вопросе «Классификация валюты».

Иностранная валюта: определение, виды и особенности валютных ценностей

Иностранная валюта представляет собой совокупность денежных знаков, принадлежащих зарубежным странам и используемых в рамках международных расчетов: банкноты, монеты, казначейские билеты, платежные и кредитные документы. Покупка и продажа валюты иностранных государств осуществляется на валютных рынках, активными участниками которых, как правило, являются организации, чья деятельность предусматривает необходимость покупки товаров за рубежом или осуществления там инвестиционной деятельности.

Виды и группы иностранной валюты

Понятие иностранной валюты предполагает:

  • денежные знаки, находящиеся в обращении в виде банкнот, монет и казначейских билетов, которые получили статус законного средства наличных платежей на территории определенного иностранного государства или группы государств; также к этой группе иностранной валюты относятся денежные знаки, изъятые ранее из обращения, однако которые все еще подлежат обмену;
  • средства, начисленные в денежных единицах зарубежных государств на банковские счета, а также числящиеся в банковских вкладах в качестве расчетных единиц.

Также иностранная валюта может быть наличной или безналичной. А по способу конвертации определяются следующие группы:

  1. свободно конвертируемая иностранная валюта – к этой группе относятся валютные средства государств, где финансовое законодательство разрешает их обмен на валюты других стран без каких-либо ограничений;
  2. частично конвертируемые иностранные валюты – в эту группу объединены валютные средства государств, где относительно обмена установлены некоторые ограничения;
  3. неконвертируемая иностранная валюта – это валюта, используемая только в денежном обращении определенного государства и запрещенная к обмену;
  4. международная валюта – представляет собой искусственную валюту, которая используется в рамках международных финансовых отношений (к примеру – евро).

Спецификация валютных ценностей

В категорию валютных ценностей включены иностранные валютные средства, а также внешние ценные бумаги, как в документарной, так и в бездокументарной форме, которые не относятся к категории внутренних ценных бумаг. Таким образом, валютные ценности объединяют собой ценности, по отношению к которым действующим валютным законодательством ограничен режим обращения на территории Республики Молдова. К ним отнесены следующие средства:

  • иностранная валюта;
  • ценные бумаги, номинал которых указывается в иностранной валюте;
  • драгоценные металлы;
  • драгоценные камни природного происхождения.

Условия и порядок отнесения изделий из драгоценных металлов и камней к категории валютных ценностей устанавливаются правительством Республики Молдовы.

Статья 75 Конституции РФ

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Статье 75 Конституции РФ

1. Деньги, орган их эмиссии — Центральный банк РФ, система налогов, общие принципы налогообложения и сборов, государственные займы — все это представляет собой важнейшие элементы финансовой системы Российской Федерации, которые в контексте проблемы федеративного устройства РФ выполняют интегративную функцию. Единое федеративное государство трудно представить без общей денежной единицы, единого эмиссионного органа, а также без определения на уровне федеральных законов системы налогов, общих принципов налогообложения и сборов, а также порядка государственных заимствований.

Положения комментируемой статьи развиваются в Законе о ЦБ РФ. В соответствии с ними официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль; один рубль состоит из 100 копеек (ст. 27). Копейка является единицей исчисления рубля, но не самостоятельной денежной единицей.

Закон о ЦБ РФ предусматривает, что банкноты (банковские билеты) и монета Банка России — единственное законное средство наличного платежа на территории РФ (ст. 29). Гражданский кодекс содержит положение о том, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ; платежи на территории РФ, согласно ГК, осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140).

Пункт 4 ст. 4 Закона о ЦБ РФ относит к функции Банка России установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. В настоящее время в РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в сумме 100 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У).

Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предусматривается обязательное применение контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр. Она используется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2). Случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовые машины, предусмотрены в указанном Законе.

Исключительность рубля как расчетной денежной единицы обеспечивается законодательством РФ. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) предусматривает, что информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях (абз. 4 п. 2 ст. 10). В рублях определяются доходы, расходы, превышение доходов над расходами и иные показатели федерального бюджета. Аналогичным образом принимаются бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

Что касается НК, то он рассматривает рубль как денежную единицу, используемую при исполнении налоговой обязанности. Так, например, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика производится лишь при недостаточности средств на рублевых счетах. В этом случае взыскание налога производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ, установленному на дату продажи валюты; при взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа направляет поручение банку на продажу валюты налогоплательщика (см. абз. 2 и 3 п. 5 ст. 46).

Порядок использования иностранной валюты в качестве средства платежа регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008), который запрещает валютные операции между резидентами (гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в России, а также некоторыми другими лицами, относящимися к данной категории), за исключением случаев, предусмотренных в указанном Законе (ст. 9). Нерезиденты между собой, а также резиденты и нерезиденты осуществляют валютные операции без ограничений в порядке, предусмотренном Законом (ст. 6, 10).

Часть 1 комментируемой статьи относит денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения осуществляется ЦБ РФ монопольно (п. 2 ст. 4). В Законе также подчеркивается, что эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России (ст. 29). Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации.

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной функцией ЦБ РФ. Это достигается, например, тем, что ЦБ РФ осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, ЦБ РФ устанавливает ориентиры роста денежной массы, процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки, определяет нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований) и другие меры (ст. 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ).

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению устойчивости рубля следует также назвать: установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53); выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 31), обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Комментируемая статья предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется ЦБ РФ независимо от других органов государственной власти. Конституция предусматривает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ч. 1 ст. 11).

Анализ комментируемой статьи (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что ЦБ РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что ЦБ РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 N 268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти)*(928).

В соответствии с Законом о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения: он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их; осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59); при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38). Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные акты — указания, положения и инструкции — обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее ЦБ РФ по характеру своей деятельности прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.

Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.

На обеспечение независимости ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).

3. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом. Понятия «система налогов» не может быть сведено к понятиям перечня или совокупности налогов. Система предполагает наличие тесной взаимосвязи между установленными налогами: регулирование одного налога должно учитывать регулирование другого, а иногда и участвовать в нем. Так, при налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых их стоимость может быть определена расчетным способом, т.е. путем сложения материальных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с добычей полезных ископаемых. В свою очередь материальные расходы определяются на основании ст. 254 НК, которая регулирует налог на прибыль организаций (пп. 1 п. 4 ст. 340 НК).

Установление налогов в виде системы обеспечивает соблюдение принципа соразмерности налогообложения. Конституционный Суд РФ в своих решениях уделяет данному принципу особое значение, указывая на то, что налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным; иное ведет к нарушению конституционных прав и свобод, гарантированных Конституцией, ее ст. 34, 35 и др. (Постановление от 04.04.1996 N 9-П*(929). Например, объектом налога на прибыль организаций является прибыль, которая, по общему правилу, определяется как доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 247 НК). В свою очередь, к расходам относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, налог на прибыль уменьшается на суммы других начисленных налогов и сборов, что продиктовано природой данного налога, а также принципом соразмерности налогообложения.

При установлении специальных налоговых режимов законодатель также исходит из наличия системы налогов, решая, от каких налогов налогоплательщик, применяющий конкретный специальный налоговый режим, будет освобожден, а какие налоги для него сохраняются.

Федеральным законом, которым устанавливается система налогов, поступающих в федеральный бюджет, является НК. Однако данный Кодекс предусматривает не только систему налогов, но и сборов, причем предусмотренные им налоги и сборы поступают не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований (о федеральных, региональных и местных налогах и сборах см. комментарий к ст. 57).

Например, ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. частично поступают в федеральный бюджет, а частично в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований. Так же и некоторые региональные налоги поступают не только в бюджет субъекта РФ, но и частично в бюджеты муниципальных образований. Объяснение этому можно найти, рассматривая комментируемую статью в контексте других конституционных положений, с учетом развивающих их положений федерального законодательства.

Как правило, понятия «налоги» и «сборы» употребляются в тексте Конституции вместе. Так, Конституция предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); в ведении РФ находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71); обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федеральных налогов и сборов (п. «б» ст. 106); органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 132).

Вместе с тем в некоторых статьях Конституции понятие «налоги» употребляется самостоятельно: законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства (ч. 3 ст. 104). В ч. 3 комментируемой статьи понятие «налоги» также употребляется самостоятельно.

Как налоги, так и сборы представляют собой конституционно допустимую форму ограничения права собственности, поэтому их установление возможно только посредством принятия закона. В отличие от сборов, взимание налогов как индивидуально безвозмездных денежных платежей несет в себе большее вмешательство в право собственности. Налоги являются необходимым условием существования государства.

Таким образом, для налогов Конституция предусматривает повышенные требования как с точки зрения защиты прав граждан и их объединений (запрет на придание обратной силы законам о налогах, установление системы налогов федеральным законом), так и с позиций охраны публичных интересов (всеобщность налогообложения, безусловный характер налоговой обязанности, обязательное наличие заключения Правительства на законопроекты о введении или отмене налогов).

В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 76 Конституции по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч. 1); по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ч. 2).

Таким образом, вполне закономерно, что и система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются в НК. Согласно НК региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются в п. 3 ст. 12 НК.

Что касается местных налогов, то ими признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12).

Общие принципы налогообложения и сборов главным образом сформулированы в ст. 3 НК, которая, например, в п. 5 предусматривает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом. Это также объясняет тот факт, что НК содержит систему не только налогов, но и сборов, которые подразделяются на федеральные, региональные и местные.

4. В систему органов государственной власти входят органы государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 5 и 11 Конституции). Именно поэтому ст. 817 ГК под государственными понимает займы, заемщиками по которым являются Российская Федерация и ее субъекты: государственные займы — это договоры, займодавцем по ним является гражданин или юридическое лицо. Применительно к государственным займам комментируемое конституционное положение употребляет термин «выпуск». Действительно, как предусмотрено указанной статьей ГК, договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг. Данные бумаги удостоверяют право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

Федеральным законом, которым определяется порядок выпуска государственных займов, является БК РФ. Вопросы государственного и муниципального заимствования регулируются главным образом в ст. 103 («Осуществление государственных и муниципальных заимствований») и 104 («Заимствования и гарантии субъектов РФ, муниципальных образований в иностранной валюте»). В соответствии с положениями пп. 4 и 6 ст.103 БК только РФ вправе привлекать займы от иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права. Если учитывать, что отношения по привлечению иностранных займов регулируются нормами гражданского права, то подобное ограничение имеет свое конституционное оправдание: в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении РФ. Кроме того, допустимость подобного ограничения вытекает из комментируемой статьи Конституции, которая, как уже отмечалось, имеет интегративную направленность в регулировании федеративного устройства. Однако субъекты РФ обладают правом привлечения займов от иностранных банков в порядке, установленном Правительством РФ, а также выпускать внешние облигационные займы в соответствии с БК РФ и Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (абз. третий п. 6 ст. 103 и п. 1 ст. 104).

Не должны выводиться из-под действия ч. 4 ст. 75 Конституции и займы, выпускаемые органами местного самоуправления, хотя они и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд, органы местного самоуправления обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, т.е. выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне. При этом конституционными характеристиками местного самоуправления как формы публичной власти обусловливаются особенности его правосубъектности, сопоставимые с особенностями правосубъектности иных публичных образований — Российской Федерации и субъектов РФ (Определение КС РФ от 02.11.2006 N 540-О*(930).

Одна из главных идей комментируемой статьи состоит в запрете выпуска принудительных государственных займов. Поэтому она имеет специальную оговорку о добровольной основе размещения государственных займов, которая распространяется и на муниципальные заимствования. Данное конституционное требование реализовано в ГК, в соответствии с которым правила о договоре государственного займа применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием (п. 5 ст. 817).

Текст Ст. 75 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Ст. 75 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена определению основ финансовой политики Российской Федерации. При этом помещение ее в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» не случайно, поскольку она определяет принципы единой финансовой политики России, осуществляемой на всей ее территории.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает в качестве суверенной денежной единицы Российской Федерации рубль. Наличие собственной денежной единицы, возможность осуществлять ее эмиссию в требуемых объемах, определяющим образом влиять на курс такой единицы составляют основу денежной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой важную часть общей экономической политики. Размер эмиссии серьезно влияет на экономическую ситуацию, в частности на уровень банковского процента и темпы инфляции. Отметим, что Конституция РФ установила только денежную единицу (валюту) России, установление же расчетных единиц (копеек) определено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(386).

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля. Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами, помимо государства).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты в России осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Это означает, что к ведению Банка России отнесено осуществление денежно-кредитной политики. Защита рубля представляет собой комплекс мер по регулированию денежного обращения — организация обращения наличных денег и изъятия их из обращения на территории России, обеспечение обязательности приема банкнот и монеты Банка России и т.д. Обеспечение устойчивости рубля предполагает проведение валютной политики через участие Банка России в определении курса рубля к иностранным валютам, регулирование ставки банковского процента (рефинансирования) и иные меры.

Конституция РФ указывает на то, что функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов власти. Прежде всего, обращает на себя внимание сама формулировка конституционной нормы: провозглашена не независимость Центрального Банка вообще, а независимость его только при осуществлении одной (хотя и основной) конкретной функции. Между тем роль Центрального банка РФ в экономике весьма велика. Помимо эмиссии денег, защиты и обеспечения устойчивости рубля, он осуществляет и иные функции, в частности:

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, устанавливает ставку рефинансирования;

устанавливает правила проведения банковских операций в России;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

регулирует функционирование банковской системы в РФ: принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Проблема независимости центральных банков актуальна для многих государств. Взаимоотношения центрального банка и правительства могут строиться по разным моделям: либо центральный банк независим от правительства, либо он подчинен правительству и зависит от его политики. Первый вариант считается более прогрессивным. Именно его (правда, в несколько ограниченном виде) и избрали авторы Конституции РФ,

Независимость Центрального банка означает, что ни один из органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов РФ не вправе давать обязательные для Банка России указания. Независимость Банка России проявляется также в его праве издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отметим, что в предшествующем законе, регламентировавшем статус Центрального банка РФ, нормы о его независимости были сформулированы более четко*(387). Так, ст. 5 предусматривала, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие закону. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банку России было предоставлено право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Федеративный характер России обусловливает существование многоуровневой системы налогов: в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги*(388). В силу этого важное значение приобретает разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части нормативно-правового регулирования налогов.

Такое разграничение установлено ч. 3 комментируемой статьи. Согласно данной норме к ведению федерального законодателя отнесено установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общих принципов налогообложения и обложения сборами в РФ. Соответственно нормативно-правовое регулирование перечня федеральных налогов и сборов и всех их элементов осуществляется исключительно федеральными законами и не может быть предметом законов региональных.

В части же региональных и местных налогов федеральный законодатель закрепляет только общие принципы, что включается в общие принципы, и, как далеко может простираться усмотрение федерального законодателя, разъяснил Конституционный Суд РФ. В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ:

исчерпывающий перечень региональных налогов устанавливается только федеральным законом, что предполагает ограничение для субъектов РФ по введению дополнительных налогов, а также по повышению ставок налогов*(389);

субъекты РФ не вправе определять налоговые изъятия (в том числе, вводить налоги, не предусмотренные федеральным законом) произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом*(390);

право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами, установленными федеральным законодателем. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Кроме того, оно означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные)*(391). А поскольку установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «и» Конституции РФ), то субъекты РФ устанавливают элементы региональных налогов и сборов лишь в пределах, определенных федеральными законами.

Впоследствии эта позиция была существенно ужесточена. Конституционный Суд РФ указал, что перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться только федеральным законом с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, ч. 1; ст. 19, ч. 1; ст. 74 Конституции РФ)*(392). Эти же тезисы относятся и к местным налогам.

4. Довольно много на первый взгляд излишних норм появилось в Конституции России в силу необходимости создать препятствия для повторения отдельных ситуаций предшествующего этапа истории России. Это относится и к ч. 4 комментируемой статьи.

Государственные займы являются одним из главных источников погашения бюджетного дефицита. При этом такие займы могут привлекаться как от иностранных государств, так и путем выпуска долговых обязательств, распространяемых среди населения России. Государственный заем представляет собой передачу денежных средств в собственность государству, при этом государство обязуется возвратить эти средства в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Говоря о государственных займах, Конституция РФ не ограничивает их только заимствованиями самой Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

Конституция России не регламентирует порядка привлечения государственных займов, отсылая к специальному федеральному закону (в настоящее время таким федеральным законом является Бюджетный кодекс РФ*(393)). Однако она устанавливает важную гарантию: займы (как федеральные, так и субъектов РФ) могут размещаться только на добровольной основе.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *