Что делать если подчиненные не выполняют распоряжения

Содержание

Что делать, если подчиненные не выполняют ваши поручения?

Что делать, если подчиненный вас не слушается? Срывает сроки, находит отговорки, а то и вовсе напрямую отказывается выполнять поставленные задания… Причины тому могут быть самые разные. Перефразируя Толстого, каждый несчастный руководитель несчастен по-своему.

Как же подчинить подчиненных и заставить их выполнять ваши распоряжения? Если перед вами стоит такая задача, то решать ее нужно максимально быстро и эффективно. Ведь от этого напрямую зависит ваша компетентность, как руководителя.

Бывает, что подчиненный вроде и выполняет ваши поручения, но делает это неохотно, всем видом показывая, что не признает в вас лидера, а лишь соблюдает формальность. Такое поведение сотрудника также не прибавит вам авторитета в коллективе, и, следовательно, подобное проявление духа бунтарства тоже можно отнести к обозначенной группе проблем.

В этом посте мы рассмотрим основные способы борьбы с неповиновением подчиненных.

Поговорить с глазу на глаз

Большинство проблем в коллективе можно решить простым разговором тет-а-тет. В беседе вы можете без обиняков выяснить, чем недоволен ваш подчиненный, вместе найти пути решения данной проблемы, ну и, наконец, показать себя мудрым, человечным руководителем, которому не всё равно на проблемы своих подчиненных.

К примеру, если ваш сотрудник не берется за решение задачи, потому что раньше не занимался ничем подобным, вы можете предложить на первый раз справиться с этой задачей вместе.

Если подчиненный недоволен своими новыми обязанностями, считает, что он и так достаточно загружен, предложите вместе расставить приоритеты.

Здесь также важно выбрать правильный тон беседы, не свернув ни в одну из сторон. Вы не воспитатель, не судья, а всего лишь руководитель, дирижер.

Подготовьтесь к этой беседе заранее. Продумайте все варианты ухода подчиненного от поставленного вами вопроса. Подготовленность даст вам существенное преимущество в разговоре.

Попросить помощи у вышестоящего руководства

Бывают ситуации, когда коллектив весьма недружелюбно встречает нового руководителя. Неважно, пришел он со стороны или наоборот шагнул вверх по карьерной лестнице в этом же коллективе. Пожалуй, во втором случае это случается даже чаще.

Самый простой способ избежать подобной проблемы – попросить высшее руководство правильно вас представить.

— Это Алла Витальевна, ваш новый начальник отдела. Я ей полностью доверяю и считаю компетентной выполнять возлагаемые на нее обязанности…

Таким вступительным словом ваш непосредственный начальник как бы немного отсыпает вам своего авторитета. Чего вполне может хватить на первое время, пока вы не обзаведетесь своим…

Действовать с правовой точки зрения

Прямой отказ выполнять поручение руководства – это, на минуточку, статья трудового кодекса, по которому работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности.

Часть 1 статьи 192 ТК РФ предусматривает следующий порядок взысканий за отказ от выполнения обязанностей: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Жестко, прямолинейно? Но во многих случаях справедливо. Будьте справедливым руководителем!

Пойти на уступки

Иногда, пойти на уступки – это проявление силы, а не слабости. К тому же, сказать: «Хорошо, пусть будет по-твоему» тоже можно по-разному. Великий французский семиотик Ролан Барт говорил, что слова – это древние инструменты для передачи мыслей, изобретенные сотни, а то и тысячи лет назад. Для донесения до человека истинной сути вещей гораздо эффективнее невербальное общение.

Это может быть: «Хорошо, пусть будет по-твоему в этот раз, но ты сейчас использовал одно “хорошо, пусть будет по-твоему” из трех, осталось два». А может: «Я просто не хочу с тобой конфликтовать и тем самым расписываюсь в собственной некомпетентности».

Кстати, вы можете быть банально неправы. Признать свою неправоту, выслушав убедительные доводы подчиненного, – это тоже поступок сильного человека. Проявляйте эмпатию к своим сотрудникам. Самодурство, принуждение во что бы то ни стало выполнять ваши распоряжения, даже если они не совсем адекватны, — не прибавят вам популярности.

Не Леопольд, а леопард. Врубить авторитарного лидера

Держать коллектив в постоянном страхе вас никто не просит, но установите со своими подчиненными рамки, за которые им заходить лучше не стоит. Бешенство, ярость, расстрел – здесь все методы хороши. Шутка. Про расстрел мы пошутили. Это не очень хороший метод.

Покажите один раз, что неподчинение вам – это очень болезненно. Это обязательно сработает. Если, конечно, вы умеете вызывать внутреннего леопарда.

Проявить хитрость. Манипулировать

Придумайте, как воздействовать на вашего подчиненного при помощи других сотрудников. Коллективная ответственность – это иногда весьма эффективный способ заставить повиноваться, который до сих пор практикуется, например, в армии.

Если из-за проступка вашего подчиненного кто-то другой лишится отпуска, а кто-то премии, то они вряд ли будут ему признательны. Как мы уже писали, коллективизм – важная черта российских работников.

Доказать, что вы настоящий профессионал своего дела

Это долго, это сложно, это не каждому под силу, но, стоит признать, что это самый эффективный и самый долгоиграющий метод. Докажите своим подчиненным, что вы талантливый руководитель и под вашим началом ваша организация, управление, отдел, будут процветать и развиваться. Что вы глубже всех знаете вашу сферу, готовы каждому помочь советом, но в то же время прислушиваетесь к мнению окружающих и делаете это искренне. Вас обязательно зауважают и это будет по-настоящему.

Уволить

Самое, казалось бы, очевидное решение, однако не всегда самое эффективное. Применять его нужно лишь в крайних случаях, когда сотрудник совсем уж отбитый и никакие другие методы на него не действуют.

Всё ли вы сделали, чтобы переубедить его и заставить выполнять свои поручения? Нужен ли вам этот специалист и его профессионализм для выполнения поставленных задач? Прибавит ли это увольнение вам авторитета в коллективе? Если ваши ответы на эти вопросы – «да, нет, да» – смело увольняйте, это правильное решение!

Как же понять, кто портит атмосферу в вашем коллективе? Как выяснить, кто из работников трудится, не покладая рук, а кто просто отсиживает положенные ему часы? Все просто! Установите систему учета рабочего времени Kickidler.

Видеопрезентация программы контроля сотрудников Kickidler:

Работник не выполнил распоряжение непосредственного руководителя.

Точно можно этим воспользоваться?

Консультация предоставлена 26.05.2015 г.

Работник не выполнил распоряжение непосредственного руководителя. Обязанность по выполнению распоряжений работодателя прописана в трудовом договоре, обязанность по выполнению распоряжений руководителей прописана в правилах внутреннего распорядка, с данными документами работник ознакомлен под роспись. К работнику меры дисциплинарной ответственности не применялись. Работник лишен премии в полном объеме за невыполнение распоряжения непосредственного руководителя. Работник при приеме на работу не был ознакомлен с действовавшим в организации на момент приема положением о премировании.

Правомерны ли действия работодателя в данной ситуации? Можно ли было лишать работника премии, учитывая, что работник не был под роспись ознакомлен с положением о премировании?

Обязанности работника

Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (часть первая ст. 22 ТК РФ).

В свою очередь, работник, в соответствии с частью второй ст. 21 ТК РФ, обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину.

Распоряжения непосредственного руководителя

Трудовой договор и правила внутреннего трудового распорядка могут содержать, в том числе, и обязанность работника выполнять распоряжения непосредственного руководителя.

Однако необходимо иметь в виду, что распоряжения непосредственного руководителя должны соответствовать характеру работы, поручаемой работнику в соответствии с трудовым договором, поскольку законом прямо запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). При несоблюдении данного условия соответствующий приказ работодателя будет являться неправомерным, а отказ работника от его выполнения нельзя будет рассматривать в качестве нарушения трудовой дисциплины (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 14 июня 2012 г. по делу N 33-2195/2012)

Если же указанное распоряжение соответствует характеру выполняемой работником работы, в таком случае невыполнение работником указанного распоряжения без уважительных на то причин является нарушением трудовой дисциплины (апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 11 июля 2012 г. по делу N 33-1536).

Порядок премирования

Как следует из ст. 191 ТК РФ, выдача премий является правом работодателя и одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

Премия, как стимулирующая и поощрительная выплата, в силу части первой ст. 129 ТК РФ, является составной частью заработной платы. Заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В свою очередь, системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть первая ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, работодатель вправе самостоятельно определять порядок премирования работников и в том числе — критерии для начисления премии. Следовательно, локальным нормативным актом (положением о премировании и т.п.) может быть предусмотрено, что основанием для невыплаты премии является нарушение трудовой дисциплины. При этом полное лишение премии за конкретный период за нарушение трудовой дисциплины не может расцениваться как дискриминация при оплате труда, а является лишь следствием ненадлежащего выполнения работником своих трудовых (служебных) обязанностей (определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29.03.2005 N КАС05-148).

Таким образом, если трудовые достижения работника за определенный период не соответствовали критериям премирования, у работодателя не возникнет обязанности по начислению и выплате премии за это время. В такой ситуации неначисление премии является правомерным.

Вместе с тем неначисление работнику премии должно быть обоснованным. В случае возникновения трудового спора работодателю придется доказывать в суде наличие тех обстоятельств, на основании которых он принял решение о неначислении премии конкретному работнику. Таким образом, работодателю необходимо располагать подтверждениями невыполнения работником показателей премирования. Ввиду этого отсутствие фиксации факта нарушения трудовой дисциплины и неналожение на работника дисциплинарного взыскания могут привести к тому, что работодатель не сможет доказать правомерность неначисления работнику премии (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 11.12.2012 по делу N 33-3396/2012).

В то же время если работодатель сможет доказать факт нарушения работником трудовой дисциплины без фиксации самого нарушения со стороны работника и наложения на него дисциплинарного взыскания, то неначисление работнику премии в рассматриваемом случае будет правомерным (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.03.2012 N 33-3885/2012).

Локальные нормативные акты

Как следует из части первой ст. 8 ТК РФ, работодатель вправе самостоятельно принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. При этом нормы части второй ст. 22 ТК РФ, а также части третьей ст. 68 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя знакомить работников организации с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, под роспись. Таким образом, работодатель был обязан ознакомить работника с положением о премировании при приеме на работу. Тем не менее, на наш взгляд, неознакомление работника с данным локальным нормативным актом не лишает работодателя возможности не начислить данному работнику премию при наличии для этого оснований.

В первую очередь необходимо заключить, что право на получение премии, зафиксированное данным нормативным актом, распространяется на всех работников вне зависимости от факта их с ним ознакомления. Данный вывод мы делаем исходя из следующего.

Во-первых, часть вторая ст. 22 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя не только знакомить работников с положениями локальных нормативных актов, но и самому соблюдать данные положения. Тот факт, что работодатель нарушил одну из своих обязанностей, не может освобождать его от выполнения другой обязанности. Поскольку работодатель принятием данного локального нормативного акта взял на себя обязательства по выплате работникам премии, он не может их не выполнять в отношении каких-либо работников.

Во-вторых, сама по себе обязанность работодателя знакомить работника с локальными нормативными актами является механизмом реализации права работника на полную достоверную информацию об условиях труда, закрепленную в части первой ст. 21 ТК РФ. Однако та же статья устанавливает и право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. При этом премии, как следует из части первой ст. 129 ТК РФ, являются составной частью заработной платы. И тот факт, что работодатель не реализовал одно из прав работника по предоставлению ему информации об условиях труда, не может повлечь за собой лишение работника и еще одного права: на получение заработной платы в полном объеме.

В-третьих, условие о выплате работникам премии является одним из условий трудового договора (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Таким образом, данное условие должно было быть согласовано при подписании трудового договора. Однако если мы признаем, что на не ознакомленного с положением о премировании работника не могут распространяться его нормы, то в таком случае мы придем к выводу, что условие о выплате премий работнику не было согласовано сторонами, а значит, трудовой договор должен рассматриваться как заключенный без такого условия. Но, как следует из части пятой ст. 135 ТК РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными локальными нормативными актами организации. Таким образом, право работника на получение дополнительных стимулирующих выплат, если оно зафиксировано в локальном нормативном акте организации, должно быть реализовано вне зависимости от того, было ли оно закреплено в трудовом договоре и был ли подтвержден подписью работника факт его ознакомления с данным правом при подписании договора.

В то же время мы не можем распространить на работника действие положения о премировании избирательно, лишь в части начисления премии. Ведь в таком случае не будет определен порядок, согласно которому работнику начислялась бы данная премия. Не будет ясности и с размером премии. Такой подход также нарушал бы основополагающий принцип равенства прав работников, закрепленный в ст. 2 ТК РФ и основывающийся на ст. 19 Конституции РФ. Ведь если к одним работникам применяются критерии, при выполнении которых они получают право на выплату премии, то другим работникам такая премия не может выплачиваться безусловно.

Таким образом, необходимо заключить, что в рассматриваемом случае положение о премировании распространяется на указанного работника организации в полном объеме, в том числе — в части оснований для неначисления работнику премии, вне зависимости от того, был ли он ознакомлен с данным положением.

Обращаем, однако, Ваше внимание на то, что, не ознакомив работника под роспись с положением о премировании, работодатель допустил нарушение законодательства о труде, что может повлечь за собой привлечение юридического лица и виновных должностных лиц к административной ответственности на основании ст. 5.27 КоАП РФ.

Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи?

· оказать содействие

· отъявленный

· возложить ответственность

· в целях обеспечения сохранности

197. Укажите предложение с речевой ошибкой, вызванной неуместным употреблением слов:

· Прошу оплатить мне расходы по командировке.

· Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.

· Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.

· Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации

198. Выберите вариант ответа, в котором предложение построено без ошибок:

· Являясь ядерной державой, у нас имеются достаточные аргументы для установления добрососедских отношений с ближним и дальним зарубежьем.

· Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

· Сохраняя традиции, богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве.

· Глядя на то, что происходит сегодня, у меня развязаны руки.

199. Выберите вариант ответа, в котором допущена ошибка в употреблении выделенных слов:

· На месте ВОДНОЙ глади часто возникает грязная болотная трясина, которая постепенно зарастает лесом.

· Со временем ВОДНАЯ поверхность озера становится зеленоватой или красноватой: в ней поселяются мириады клеток микроводорослей.

· ВОДНЫЙ стадион — гордость района и излюбленное место горожан, куда они приходят семьями в выходные дни.

· Незнакомец подарил мне букетик лиловых цветов с ВОДНЫМИ стеблями.

Какое слово или выражение неуместно в деловой письменной речи?

· подковерная борьба

· возникшие трудности

· ходатайствовать

· настоящим уведомляем

В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

· Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

· Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

· Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

202. Выберите вариант ответа, в котором предложение построено без ошибок:

· Расположившись на земляной насыпи, игры проходили под одобрительные или возмущенные крики зрителей.

· Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты.

· В городе построены не только школы и больницы, а также драматический театр.

· Эти сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Сотрудники шли на любое поручение.

· Сравним результаты первого кризиса со вторым.

· Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

· Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, а также документы, связанные с прохождением обучения.

В каком варианте ответа нет речевых ошибок?

· Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

· Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета депутатов.

· В предшествующие месяцы мы много внимания уделяли поддержке финансовой системы.

· Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас.

205. Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

· Гражданский служащий обязан предпринимать меры по предотвращению конфликта интересов.

· В законе перечислены общие обоснования прекращения служебного контракта.

· Служебный контракт с гражданским служащим расторгнут по его инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

· Все равны перед законом и судом.

206. Укажите предпочтительный для деловой письменной речи вариант обозначения количества:

· при массе до 5 кг

· при массе до пяти кг

· при массе < 5 килограммов

· при массе до 5-ти килограммов

207. Прочитайте текст приказа и выполните задание:

В целях реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае» приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Порядок).

2. Отделу экономической, правовой деятельности и государственного реестра Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (далее – Управление) обеспечить:

а) официальное опубликование настоящего приказа;

б) размещение текста на официальном сайте Управления;

в) ознакомление гражданских служащих Управления с настоящим приказом.

3. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Определите, какой из предложенных заголовков соответствует содержанию документа:

· О мерах по реализации Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года № 1270-КЗ «О дополнительных гарантиях реализации права на обращение в Краснодарском крае»

· О Порядке работы с обращениями граждан в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

· Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края

208. Прочитайте документ. Укажите предлоги, которые должны быть употреблены на месте пропусков и .

Уважаемые учредители образовательных учреждений!

… пп. 43, 44 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277, Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края осуществляет ведение реестра лицензированных образовательных учреждений и размещение его на сайте.

… представления в указанном реестре достоверной и своевременной информации обращаем ваше внимание на необходимость оперативного информирования Инспекции обо всех изменениях в сети образовательных учреждений (исключение из реестра юридических лиц, изменение статуса, проведение процесса реорганизации в форме слияния либо присоединения, приостановление деятельности).

· – «В связи с …»; – «Для …»

· – «В соответствии с …»; – «В целях …»

· – «Согласно …»; – «Ввиду …»

· – «Во исполнение …»; – «Вследствие …»

209. Прочитайте текст и выполните задание:

В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты компьютерных данных. Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб

Государственный гражданский служащий должен показать

РУССКИЙ ЯЗЫК
Содержание базовых квалификационных требований
Государственный гражданский служащий должен показать:

  • правильное употребление грамматических и лексических средств русского языка при подготовке документов;
  • умение использовать при подготовке документов и служебной переписке деловой стиль письма;
  • умение использовать разнообразные языковые средства и тактики речевого общения для реализации различных целей;
  • владение и свободное использование словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной служебной деятельности;
  • умение правильно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-экономической и правовой сферам.

  1. В слове «каталог» ударение падает на … слог:
  • первый
  • второй
  • третий

  1. В слове «квартал» ударение падает на … слог:
  • первый
  • второй

  1. Правильная ударная гласная выделена в словах:
  • областЕй
  • нОвостей
  • мЕстностей

  1. Слова с правильным написанием:
  • беспрецедентный
  • изнемождённый
  • интригант
  • инцидент
  • компроментировать,

  1. Слова с неправильным написанием:
  • константировать
  • надсмехаться
  • светопредставление
  • постамент
  • ракурс
  • экскорт
  • юристконсульт

  1. Правильный вариант слова:
  • скоропулёзно
  • скрупулёзно
  • скорпулёзно
  • скропулёзно

  1. Правильный вариант написания слова:
  • компанент
  • компонент
  • кампанент
  • кампонент

  1. Правильный вариант написания слова:
  • прецедент
  • прицидент
  • прецендент
  • прицендент
  • прециндент

  1. Слова с буквой «ё»:
  • правопреемник
  • новорожденный
  • подоплека
  • оседлый

  1. Слова с «ь»:
  • июн…ский
  • октябр…ский
  • ноябр…ский
  • январ…ский

  1. Правильная грамматическая форма слов:
  • нагнать на подчиненных страха
  • перебои в ходе часов
  • поговорить с глаза на глаз
  • не упускать из виду
  • лежать на банковском счету

  1. Правильная грамматическая форма слов:
  • внесение корректив
  • внесение коррективов
  • пятеро грузин
  • пятеро грузинов

  1. Удвоенная согласная используется в слове:
  • ап…артеид
  • ап…лодисменты
  • ап…ологет
  • ап…робация
  • ап…арат

  1. Удвоенная согласная используется в словах:
  • продюс…ер
  • дил…ер
  • мас…он
  • ком…ентарий
  • дилем…а

  1. Удвоенная согласная не используется в словах:
  • доверен…ость
  • капитал…истический
  • дилем…а
  • оп…онировать
  • фин…ский (язык)
  • гум…анизм

  1. Через дефис пишутся следующие сложные слова:
  • (общественно) политические проблемы
  • (общественно) значимый поступок
  • (юридически) грамотный сотрудник
  • (служебно) должностной рост
  • (общественно) опасный человек

  1. Через дефис пишутся сложные слова:
  • (политико) технологические приёмы
  • (политически) важные решения
  • (социально) активная молодёжь
  • (социально) политические вопросы
  • (социально) демографические проблемы

  1. Правильный вариант склонения числительных:
  • зал с четырехсот пятидесяти семью делегатами
  • заботиться о двухста восьмидесяти пассажирах
  • отправить приглашения тремстам семидесяти адресатам
  • выбрать из пятиста шестидесяти восьми билетов

  1. Правильный вариант склонения числительных:
  • из восьмиста пятидесяти опрошенных
  • встреча с пятьюстами шестьюдесятью семью избирателями
  • в двухсот тридцати пяти бюллетенях
  • вручить паспорта сто пятнадцати жителям

  1. Правильный вариант написания и использования числительных в тексте:
  • при массе до 5 кг …
  • при массе до пяти кг …
  • при массе

  1. … история Москвы богата событиями, важными для жизни всей страны.
  • восемьсот шестьдесят летняя
  • восемьсотшестидесятилетняя
  • восьмисотшестидесятилетняя
  • восьмисот шестидесяти годовая

  1. НЕ со словом пишется слитно в предложении:
  • Из отдела кадров прислали замену (не)допущенному к работе сотруднику.
  • Личный листок по учету кадров был (не)заполнен.
  • (Не)официальный, но очень актуальный документ был опубликован в новостной ленте.

  1. НЕ со словом пишется раздельно в предложениях:
  • Судья (не)колеблясь исправил свою ошибку.
  • (Не)смотря на окончание срока выполнения контракта, работы не выполнены.
  • Обеспечение молодых семей жильем – отнюдь (не)решенная проблема.
  • (Не)заверенная копия документа может быть использована в рабочих целях.

  1. НЕ со словом пишется слитно в предложениях:
  • Письменные разъяснения, данные (не)уполномоченными лицами, могут носить (не)корректный характер.
  • Могут быть признаны (не)действительными сделки, заключенные (не)уполномоченным представителем собственника.
  • Запрещается проведение официальных мероприятий (не)уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.

  1. ПРЕДОСТАВИТЬ вместо ПРЕДСТАВИТЬ употребляется в выражении:
  • книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права
  • журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры
  • гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов
  • адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде

  1. Все выделенные слова пишутся с прописной буквы в выражениях:
  • великие Луки, государственный музей искусств им. А.С.Пушкина
  • дамоклов меч, Варшавский договор
  • древняя Русь, марийский государственный педагогический институт
  • государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел
  • крестовые походы, полтавская битва

  1. Все слова пишутся с прописной буквы в наименованиях субъектов Российской Федерации:
  • Еврейская Автономная Область
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Алтайский Край
  • Удмуртская Республика

  1. С прописной буквы пишут названия должностей:
  • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации
  • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  • Секретарь Государственного совета Российской Федерации
  • Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
  • Помощник Президента Российской Федерации

  1. Правильное употребление прописной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:
  • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
  • Евразийская экономическая Комиссия
  • Технический Комитет по общероссийским классификаторам
  • Комиссия таможенного союза
  • Счетная Комиссия

  1. Правильное употребление строчной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:
  • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму
  • Счетная комиссия
  • Аппарат комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
  • Технический комитет по общероссийским классификаторам

  1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в наименовании:
  • Совет Государственной думы
  • Комитет Государственной Думы по образованию
  • комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики

  1. Правильное использование прописных и строчных букв в приведено в словосочетаниях:
  • московская школа
  • Калининградская область
  • Азиатские страны
  • восточно-сибирская равнина
  • рентгеновские лучи

  1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в выражении:
  • сфера действия настоящего Федерального закона
  • решение этой задачи предусмотрено концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.
  • требования к стажу гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются Законом субъекта Российской Федерации

  1. Неправильное сокращение использовано в словах:
  • завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть), смотр. (смотри)
  • р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)
  • проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)
  • г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

  1. Правильное сокращение использовано в словах:
  • 20% сбор
  • 20%-ный сбор
  • 20-процентный сбор
  • Двадцати -% сбор

  1. Правильно употребленными сокращенными наименованиями государственных органов власти являются:
  • Минтруд Российской Федерации
  • Роспечать
  • МЗСР
  • МЧС России
  • ФМС

  1. Правильный вариант словосочетания:
  • быть внимательным с подчиненными
  • быть честным с коллегой
  • допустить для участия в конкурсе
  • аллергия к демагогии
  • составить отчет по работе

  1. Правильный вариант словосочетания:
  • доверие в правоохранительные органы
  • доверие к правоохранительным органам
  • доверие правоохранительным органам

  1. Правильный вариант согласования слов:
  • мощное торнадо
  • итоговый коммюнике
  • шумная авеню

  1. Правильный вариант согласования слов:
  • красивое Дели
  • свежий овощ
  • внесенная корректива
  • уютный Мытищи

  1. Правильный вариант согласования слов:
  • ООО «Арена» зарегистрирована
  • директор департамента с коллегами подготовил проект нормативного акта
  • выполненный план заводом

  1. Предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно:
  • Он привык добиваться поставленной цели во что бы то ни стало.
  • Опровержение будет напечатано не иначе как петитом.
  • Эту работу мог бы выполнить кто угодно.
  • От возмущения заведующий отделом не нашёл, что ответить.

  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Существующее положение пока еще внушает оптимизм – русский язык занимает достойное место среди самых распространенных языков мира.
  • Русский язык, как иностранный или второй родной, знают около 114 миллионов человек.
  • Сейчас, по оценкам экспертов, свободно говорят по-русски 63 миллиона жителей бывших советских республик.
  • Единственная бывшая республика СССР, сохранившая статус русского языка, как государственного, – Белоруссия.

  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Вы должны представить документы не позже, чем завтра.
  • Между тем, сотрудники примерно 40% компаний в стране все еще получают зарплату в долларах.
  • Между прочим, курс доллара, который используется при внутренних расчетах, часто ниже, чем официальный.
  • Меньше, чем три часа потребовалось сотрудникам УВД, чтобы задержать грабителя.

  1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
  • Цель наших энергетиков – максимальное обеспечение внутреннего рынка теплом и светом.
  • По оценкам руководителей энергопредприятий – в этом году им предстоит работать в условиях небывалого роста электропотребления.
  • Прошлой зимой население, и социальные объекты города работали бесперебойно.
  • Логичным итогом привлечения инвестиций в электроэнергетику, должно стать решение проблемы энергодефицита.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Зрители оценили фильмы о современной российской жизни в художественном и на редкость правдивом увидении.
  • На пресс-конференции выступил главнокомандующий сухопутных войск.
  • Главная суть выступления оратора – это обоснование необходимости коренных преобразований в отрасли.
  • Первый и второй день командировки прошли спокойно.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Общественность гадает, кто же победит из 8 кандидатов на выборах?
  • В настоящее время социологический опрос журналистов уже продолжается.
  • У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.
  • На трибунах для почётных гостей победители конкурса наблюдали церемонию открытия Дня города.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Опровержение о клеветнических фактах напечатали все местные газеты.
  • Агрессия против суверенного государства была осуждена мировым сообществом.
  • Правительственные круги США не решились признать геноцид Турции против мирного армянского населения.
  • Овладение русским языком открыло доступ к последующему этапу культурно-цивилизационного развития многих наций и народностей.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.
  • Чтобы остановить рост цен на продукты питания, власти намерены провести товарную интервенцию.
  • Сотрудники шли на любое поручение.
  • Услуги дизайнера включали и мебелирование отремонтированной квартиры.
  • На открытие модной выставки собрался весь цвет творческой элиты.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • Как Россия, так и члены ЕС заинтересована в продолжении сотрудничества в сфере науки.
  • Как известно, Умберто Эко – не только прекрасный писатель, но еще и известный ученый.
  • Выступление оратора поражало канцелярской выхолощенностью и бедностью языка.
  • Содержание доклада обосновывалось на проверенных фактах.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • В новой библиотеке Ховрино управа района провела церемонию вручения паспортов юным москвичам.
  • Россия будет поставлять газ соседям согласно утвержденного графика.
  • Мэр потребовал прекратить незаконное строительство на благоустроенной территории.
  • Лучше него никто не знает Уголовный кодекс.

  1. Предложения с речевыми ошибками:
  • В приветственном слове подчёркивалось, что образование и интеллект будущих специалистов окажется востребованным для страны.
  • В современных условиях знание русского языка как основы бизнеса становится необходимым странам-соседям, и не только им.
  • Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.
  • Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

  1. Предложение, не содержащее речевых ошибок:
  • Нормативное правовое урегулирование отношений, образующихся по поводу с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
  • Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.
  • Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения.

  1. Выражение, не содержащее речевых ошибок:
  • разъяснения о допущенных ошибках
  • оперировать с точными данными
  • подчеркнуть необходимость строительства
  • сдать вовремя благодаря четкой работы

  1. Выражения, содержащие речевые ошибки:
  • сделать вопреки неблагоприятного прогноза
  • поступить наперекор установленных принципов
  • стремление к деятельности, потребность к деятельности
  • восхищение подвигом, уважение к подвигу

  1. Правильное использование фразеологизмов:
  • затеряться в анналах истории
  • применять драконовы меры
  • болтать ерунду на постном масле
  • витать в апогее славы

  1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
  • изыскать материальный ущерб
  • удовлетворять современным потребностям
  • заслужить уважение
  • выражать опасения

  1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
  • предпринимать усилия
  • повысить потенциал
  • обнаружить закономерность
  • предвещать поражение

  1. Предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова:
  • Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.
  • Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, изменяется его смысл.
  • Сравним результаты первого кризиса со вторым.
  • Экологические катастрофы – актуальная проблема нашего времени.

  1. Выражения, где допущены ошибки, вызванные избыточным многословием:
  • каждая минута времени
  • в декабре месяце
  • впервые познакомиться
  • впервые встретиться
  • в летний период времени
  • ошибочное мнение
  1. Легальность власти означает:
  • признание власти населением, принятие власти как правомерной и справедливой
  • власть имеет законное происхождение, осуществляется посредством закона
  • аргументированное признание властных полномочий

  1. Намеренное ограничение или лишение прав по какому-либо признаку называется:
  • дискриминация
  • сегрегация
  • геноцид
  • евгеника
  • ксенофобия

  1. Административно-политические жаргонизмы – это словосочетания:
  • проговорить проблему
  • недоиспользовать потенциал
  • проговорить весь вечер
  • недобрать балл

  1. Основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории, – это:
  • политическая партия
  • общественное объединение
  • административно-территориальная единица
  • государство

  1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «циркуляр», «цивилист», «суверенитет»:
  • фразеологический словарь
  • орфографический словарь
  • этимологический словарь
  • юридический словарь

  1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «атташе», «апокриф»:
  • словарь иностранных слов
  • орфографический словарь
  • орфоэпический словарь
  • словарь паронимов

  1. В официальных документах могут употребляться слова и выражения:
  • сего года
  • текущего года
  • при сем направляем
  • акт составлен

  1. Правильными оборотами речи являются:
  • в городе Москве
  • в городе Москва
  • согласно приказу
  • согласно приказа
  • иметь ввиду
  • иметь в виду

  1. Для деловой переписки характерно:
  • использование клише и штампов
  • двоякое толкование текста
  • соответствие конкретному виду делового письма
  • точность и лаконичность передачи необходимой информации

  1. Использование примечаний к служебным документам:
  • допускается
  • допускается в исключительных случаях, когда соответствующее пояснение невозможно изложить в тексте документа
  • не допускается

  1. К жанрам делового стиля относятся:
  • приказ
  • реферат
  • рассказ
  • диссертация
  • распоряжение
  • судебная речь
  • статья

  1. Приведенный текст принадлежит к стилю речи:

В период раннего римского законодательства не было и речи о переносимости абстрактных обязательств. В современном праве обязательство, не утрачивая своего характера связи между двумя лицами, приобрело еще другой характер: это – имущественная ценность для кредитора, имущественное обременение – для должника. Оно становится таким образом независимым от личности активных и пассивных субъектов, которые могут меняться, не оказывая влияния на обязательство.

  • разговорному
  • художественному
  • газетно-публицистическому
  • официально-деловому
  • научному

  1. Цель сопроводительного письма:
  • информирование
  • инициирование, поддержание отношений
  • придание юридического статуса
  • побуждение

  1. Правильная форма обращения к адресату в деловом письме:
  • Уважаемый Сергей Викторович!
  • Сергей Викторович, добрый день!
  • Добрый день, уважаемый Сергей Викторович!
  • Господин Иванов!

  1. Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых приводятся конкретные меры по борьбе с коррупцией:

Демократия в Новгороде просуществовала не менее 6-7 столетий (1). Что же позволило ей так долго сохраниться? (2)
Принципы формирования правящей верхушки Новгородского княжества были очень похожи на те, которые существовали в раннереспубликанском Риме: бескорыстное служение и частая ротация высших чиновников, прежде всего князей и посадников (3). В частности, среди особенных черт новгородской демократии можно отметить следующие (4):
— Князья и посадники, то есть правители государства, заключали с вече договор, по которому им было запрещено иметь или приобретать какую-либо (крупную) собственность в Новгороде и на подвластных ему территориях (5). В случае нарушения договора вече изгоняло своего правителя, что происходило довольно часто (6).
— Существовали определенные правила поведения для крупных чиновников (бояр). (7). Эти правила предусматривали, что при злоупотреблении служебным положением со стороны кого-либо из бояр вече могло принять решение о том, чтобы «поставить нарушителя на поток» — или, говоря современным языком, конфисковать все его имущество, после чего народ и войско вламывались в дом и в торговые склады боярина и уносили все, что могли унести (8).

  • 3,5,6,8
  • 1,2,3,4,5
  • 1,3,7
  • 3,7,8

  1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют коррупционную составляющую деятельности чиновников на Руси:

Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве. Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

  • губернаторы правили на порученных им территориях Сибири
  • царь не имел на них никакого влияния
  • в условиях бесконтрольности
  • пускались во все тяжкие
  • занимались грабежом местного населения
  • его встречал царский конвой
  • лишались стимулов к накоплению личного богатства
  • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников

  1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют антикоррупционную составляющую деятельности русских правителей:

Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве. Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

  • царь не имел на них никакого влияния
  • в условиях бесконтрольности
  • пускались во все тяжкие
  • конфисковывал все золото, меха и прочие ценности
  • зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства
  • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников
  • добиться процветания подвластной им провинции

  1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:
  • Не подмажешь, не поедешь
  • Рука руку моет
  • Делу время – потехе час
  • Тише едешь, дальше будешь
  • Сухая ложка рот дерет
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь
  • Загребать жар чужими руками

  1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:
  • Всяк подьячий любит калач горячий
  • Дело мастера боится
  • И умный берет, когда глупый дает.
  • Встречают по одежке, провожают по уму
  • Уменье и труд все перетрут

Контрольная работа по русскому языку «Лексика.Фразеология» тест по русскому языку по теме

Контрольная работа.

Лексика. Фразеология.

Вариант 1

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

омонимы, синонимы.

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

грубый (материал, голос, отделка, человек).

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

Запишите исправленный вариант.

  1. Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное.
  2. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов.
  3. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени.
  4. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки).
  5. Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась) возможность принять участие в диалектологической экспедиции.
  6. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным).
  7. С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории.
  8. Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей любителей природы.
  9. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Задание 4.

Прочитайте стихотворение и выполните задание
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенин создает образ зимней березы . Ее красота подчеркивается многочисленными …(точно серебром, распустились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и … (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы («пушистых ветках, «снежною каймой», » в золотом огне»)

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о том, кто часто меняет свои решения-
  2. о том, кто часто бездельничает —
  3. о человеке, который пришел не вовремя, некстати —
  4. о кротком, безобидном человеке —
  5. о человеке высокого роста —
  6. о болтливом человеке —
  7. о бесследном исчезновении кого-либо —
  8. о положении, когда опасность грозит со всех сторон —
  9. о чувстве большой неловкости, стыда —
  10. об очень дальних родственниках —
  11. о бесшабашном человеке —
  12. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо —
  13. о том, кто не знает чего-либо, всем известного —

Задание 6

Составьте небольшой текст из 5-6 предложений, употребив в нём омонимы.

Контрольная работа

Лексика. Фразеология.

Вариант 2

Задание 1

Дайте определение терминам, приведите примеры:

паронимы, антонимы.

Задание 2

Подберите антонимы к данному слову так, чтобы всякий раз оно выступало в новом значении. Например: свежая газета – вчерашняя газета; свежая рубаха — грязная рубаха.

густой (лес, чай, голос)

Задание 3

Раскройте скобки, выберите подходящие слова.

Запишите исправленные предложения.

  1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (сущность, существо) вопроса.
  2. Паровоз, натужено дыша, протащился по платформе, состав(стал, встал.)
  3. Студенческая молодежь у нас ( предоставлена, представлена) самой себе.
  4. В работах художников и скульпторов (отображается, отражается) труд, быт и отдых забайкальцев.
  5. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно (дружественное, дружеское) отношение к нам французского народа.
  6. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.
  7. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.
  8. На мебели были (надеты, одеты) чехлы.

Задание 4

Прочитайте стихотворение и выполните задание
Тихо дремлет река.
Темный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения С.Есенина. Вместо многоточий вставьте названия изобразительно-выразительных средств. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.
В стихотворении С. Есенина ночная природа живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку, она живая, это передается с помощью … («дремлет река», «все спит»). Красоту ночного леса мы видим, благодаря многочисленным …(«серебрится река, серебрится ручей, серебрится трава…). Любовью к земле, к ее лесам и рекам проникнуто это стихотворение.

Задание 5

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

  1. о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то –
  2. о работе, выполненной слишком быстро –
  3. о том, что за окном стемнело –
  4. о человеке, который похудел –
  5. когда кого-либо обманывают –
  6. когда кого-то хотят отругать –
  7. о человеке, к которому окружающие относятся с уважением –
  8. о человеке, ничего не значащем –
  9. о человеке, резко отличающемся от других –
  10. о нависшей опасности –
  11. о человеке, на которого сваливают чужую вину –
  12. о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо —

Задание 6

Составьте небольшой текст из 5-6 предложений, употребив в нём омонимы.

Как управлять подчиненными: 7 способов отдавать приказы

Времена, когда работники крепко держались за свое место, боялись увольнения и безропотно выполняли все капризы руководства, канули в лету. Теперь хороший специалист знает себе цену и не боится сменить место работы.

Поэтому от знания, как управлять подчиненными, во многом зависит успех вашего бизнеса. Угрозы об увольнении, повышенный тон, надменное отношение руководителя к подчиненным приближает предприятие к неминуемому краху, потому что в 21 веке сотрудников необходимо мотивировать, а не пытаться держать в железной узде.

Что самое важное в управлении подчиненными?

Для слаженной работы компании жизненно важно, чтобы сотрудники выполняли свою работу с максимальной отдачей, выполняли приказы и распоряжения руководства, занимались узкой специализацией, не распыляясь на несколько дел одновременно. Все эти факторы зависят от желания и умения начальства выполнять свои обязанности. Чем важнее управленческий аппарат, тем критичнее невыполнение распоряжений или их неправильная интерпретация.

Руководитель компании среднего звена за день отдает до сотни приказов. Не трудно представить, что будет, если эти указания не будут выполняться. Чтобы такая ситуация не случилась в вашей компании, необходимо понимать, в какой среде приказы и распоряжения руководства будут выполняться эффективно. Организуйте у себя такую атмосферу, и за будущее вашего предприятия можно не беспокоиться – мощное ядро хороших специалистов поднимут любую компанию со дна и помогут ей пережить самый затяжной кризис.

Как управлять подчиненными так, чтобы был результат

1. Грамотный руководитель и профессиональный сотрудник – идеальный тандем

Ваши сотрудники должны соответствовать следующим критериям:

▶ Иметь достойный уровень образования и знания, подкрепленные практикой;
▶ Обладать развитым интеллектом, способностью к логическому мышлению, адекватной оценке рабочих процессов и своей работы;
▶ Знать профессиональный язык;
▶ Обладать способностью концентрироваться на поставленной задаче.

Если сотрудники – профессионалы, не стоит на них экономить, потому что достойные специалисты – самый ценный актив в любой компании. Конфликты между руководителями и подчиненными, токсичная атмосфера и неравенство должны быть сведены на ноль. Если же персонал не имеет должной квалификации, у вас есть два выхода: обучать самостоятельно или сократить и собрать новую команду. Второе чаще дороже, чем первое, поэтому вам решать, как поступить.

2. Интонация, тон и манера отдавать приказы

«Интонация руководителя» становится причиной большинства конфликтов между руководителями и подчиненными. Даже если руководитель говорит правильные вещи, но делает это в грубой форме, оскорбляя или даже унижая сотрудника, на какую отдачу можно рассчитывать? Вопрос риторический. Босс, который не следит за манерами при общении с сотрудниками, пытается решить свои психологические проблемы. Таким людям нужно обращаться к психотерапевту и помнить, какой ценой им обходится пренебрежительное отношение к людям, обеспечивающим функционирование его предприятия. Неграмотность в вопросе, как управлять подчиненными, может стать (что чаще всего происходит) причиной развала компании.

3. Четкие указания, один смысл, никаких намеков

Приказ не должен нести в себе двусмысленное послание. Делайте его предельно конкретным и четким. Работа руководителя с подчиненными должна выстраиваться на взаимном понимании, а не витании в облаках. Если босс сам не знает, чего хочет, не стоит надеяться на профессионализм сотрудников – хорошие спецы к высокопарным двусмысленным указаниям относятся соответствующим образом. И тем более не полагайтесь на то, что приказы и распоряжения руководства совпадут с видением ситуации сотрудниками. Приказы с двойным смыслом и иронией не приводят ни к чему хорошему, поэтому если вы хотите получить конкретный результат – делайте точные указания, без художественных образов и абстрактных метафор.

Основной формой официальных отношений в системе управления является отдача распоряжений. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений (т.е. того, что не следует делать) и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжения по своей сути должны соответствовать стратегии организации и компетенции как руководителя, так и исполнителя; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий, направленных на их выполнение. Последнее требование ( контролируемость) является применительно к распоряжениям едва ли не самым важным.

По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненными, степени зрелости последних. Если распоряжение длинное, его всегда лучше отдавать в письменном виде, так как человек запоминает ограниченный объем информации. Письменные распоряжения предпочтительны также в крупных организациях.

Устные, не документируемые распоряжения отдаются при решении срочных задач малой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах. Спецификой устных распоряжений является возможность неоднозначного толкования их смысла как отдающим, так и получающим. На основе этого может возникнуть расхождение между тем, что руководитель хотел сказать, что сказал на самом деле; что подчиненный понял и что принял к исполнению. Распоряжения могут быть смешанными (сначала для оперативности отдаются устные, в том числе и телефонные, а затем делается письменное подтверждение). В целом считается, что служебные распоряжения все же нужно отдавать в письменной форме, а личные проблемы решать в устной.

Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание, которое составляет суть распоряжения, и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.

В отличие от приказов поручение регламентирует только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения — информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчиненные могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть четкой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер.

Если задание обычное, а отношения доверительные, распоряжение лучше облекать в форму просьбы; когда человека нужно активизировать, следует задать вопрос (но его могут воспринять либо буквально, либо как признак слабости). Совет, же оставляет определенную свободу и в отношении содержания, сохраняя незыблемой лишь его самую глубокую суть.

Задача, которая ставится в распоряжении, должна соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике бывают отклонения в ту и другую сторону). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить.

При постановке задачи подчиненному нужно объяснить, что и к какому сроку требуется сделать, какие средства при этом использовать; какова его собственная роль; с кем нужно поддерживать контакты; каковы последствия в случае удачного или неудачного завершения работы. Задачи могут формулироваться в двух пределах: максимальном, который превышать не следует, и минимальном, ниже которого не следует опускаться.

Необходимо иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимают отдаленную перспективу и всегда начинают с того, что им ближе и понятнее, поэтому задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. Но не стоит представлять работу как срочную, ибо это приводит к нервозности, спешке, падению эффективности, а также создавать соперничества среди исполнителей. Это позволит им правильно распределить время и силы в процессе ее выполнения, создать условия, позволяющие действовать в естественном ритме.

Задание должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но важность, и обоснованность. Это обеспечивается всесторонним информированием исполнителя ситуации в большем объеме, чем это минимально необходимо, создающим дополнительную свободу ориентации, а поэтому облегчающим выполнение задание. В результате, если даже при формулировке задачи возникнут пробелы, подчиненный их сможет самостоятельно исправить.

Организация деятельности по выполнению задания должна быть четко регламентирована, в противном случае ослабляется исполнительская дисциплина. Но на практике существуют определенные границы числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии учитывать, после чего они начинают игнорироваться независимо от степени важности. Кроме того, чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки и, как следствие, появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу. Поэтому на практике должен существовать определенный минимум инструкций, по возможности полных, тщательно, но без излишней детализации составленных и не входящих в противоречие друг с другом.

Противоречивость инструкций и заданий приводит к дополнительным затратам времени на поиск оптимальной линии поведения, невозможности возложить на кого-то персональную ответственность, без чего нормальный управленческий процесс окажется затрудненным. Считается, что противоречивые задания (например, оптимизацию сочетания текущих и перспективных целей организации) лучше давать одному лицу (что, правда, возможно далеко не всегда, в том числе и по принципиальным соображениям), и это лицо само должно искать компромисс между ними.

Поскольку цель распоряжения состоит не только в том, чтобы обязать подчиненных к тем или иным действиям, но и чтобы мобилизовать их инициативу, оно должно вызывать положительные эмоции. Это обеспечивается следующими моментами:

  • соответствием возможностям подчиненных, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям;

  • возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности, в том числе и в условиях состязательности;

  • пониманием важности, ответственности, полезности решения сформулированной в задании проблемы;

  • наличием сроков и формы отчетности;

  • формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, доведением задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить.

Отдавая распоряжение, руководитель должен убедиться в хорошем понимании подчиненным его смысла, исключить возможность дополнительных несанкционированных поручений, довести до исполнителя сроки и форму отчетности и периодически осуществлять контроль за его деятельностью и результатами.

Получая задания, подчиненный должен внимательно слушать, уточнять, не стремясь во всем разобраться самостоятельно, не спешить заверять в успехе дела, поскольку своевременность выполнения задания могут нарушить многие факты. В их числе успокоенность, что впереди много времени; надежда на помощь руководителя; поиск путей снятия с себя ответственности; демонстрация руководителю своей занятости; излишняя спешка в формулировке выводов; незнание каких-то обстоятельств; появление новых моментов и проч.

Поэтому нужно приступать к работе над заданием сразу же, придерживаться намеченных сроков, исходить из того, что поправить результаты будет некому, не перекладывать работу на руководителя, не торопиться с выводами, советоваться с коллегами и подчиненными, своим руководителем.

Деловое общение имеет целью добиться от людей (подчиненных, коллег, руководителей) необходимого поведения с помощью таких форм воздействия, как убеждение, внушение, критика, похвала и проч.

Убеждение — это воздействие, которое должно доказать истинность того или иного положения, моральность или аморальность чьих-то поступков. Оно прежде всего влияет на ум, активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, способствующие принятию предложений, изменению направленности взглядов и отношений. Поэтому убеждение не только должно ограничиваться рациональной сферой, но и эмоционально побуждать к действиям. Этот процесс активного взаимодействия убеждающего и убеждаемого при активной роли первого, происходящий в форме явной или скрытой дискуссии, о методах ведения которой будет сказано ниже.

Условиями эффективного убеждения считаются:

  • соответствие его содержания и формы уровню развития личности;

  • всесторонность, последовательность и обоснованность доказательств;

  • учет индивидуальных особенностей убеждаемых;

  • использование как общих принципов, так и конкретных фактов;

  • опора на всем известные примеры и общепризнанные мнения;

  • эмоциональность.

Другим методом социально-психологического воздействия на подчиненных является внушение, которое рассчитано на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов. Внушение может быть произвольным и непроизвольным, прямым или косвенным. Оно отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. При этом внушаемый не взвешивает и не оценивает, а автоматически реагирует соответствующим поведением. Наиболее благоприятным для внушения считается расслабленное состояние.

Внушение основывается на том обстоятельстве, что логика не играет главной роли в поведении людей, и большинство поступков продиктованы интуицией или эмоциями. Особенно нелогичны творческие процессы, в которых логика появляется лишь на последних этапах. Рациональность людей во много раз меньше, чем эмоциональность, поэтому на последнюю нужно обращать внимание прежде всего. Степень внушаемости зависит от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния психики внушаемого в данный момент, авторитета внушающего, знания им оппонента, ситуации.

Специфическими моральными методами воздействия руководителя на подчиненных являются похвала и критика.

Похвала должна следовать за любыми достойными действиями исполнителей и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации. К ней предъявляются такие требования, как дозированность, последовательность, регулярность, контрастность (необходимы перерывы, так как при слишком частом использовании этого метода его действенность ослабляется). Отсутствие похвалы, особенно за хорошую работу, незаслуженная или неискренняя похвала демотивируют, поэтому для повышения ее действенности желательно иметь объективные критерии. Чем больше позитивного будет отмечать руководитель в работе сотрудников, тем больше вероятность того, что они будут вникать в трудности организации или подразделения и помогать с ними справиться. Похвала всегда воспринимается лучше критики, но последняя также бывает необходима.

Критика, т.е. отрицательная оценка недостатков и упущений в работе, должна быть прежде всего конструктивной, стимулировать действия человека, направленные на их устранение, и указывать на их возможные варианты.

При осуществлении критики необходимы конфиденциальность; доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента; внесение элементов похвалы; уважительное отношение к личности критикуемого, сопереживание ему; высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность; отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего; подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь.

В то же время наряду с конструктивной критикой может иметь место псевдокритика, которую руководителю необходимо избегать самому и пресекать, если она последует со стороны других.

Взаимодействие руководителя с подчиненными предполагает не только критику и выдачу распоряжений, о чем уже говорилось, но и получение обратной информации об итогах их выполнения, оценку результатов, поддержание контактов для достижения личного взаимопонимания, реализацию желания высказаться, урегулирование конфликтов и проч.

Владимир Рафаилович Веснин, доктор экономических наук, профессор, Всероссийская государственная налоговая академия.

Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания

Группа, где только полезные материалы. Подпишитесь, если хотите поступить на бюджет:

  • Сервисы

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Онлайн ЕГЭ по русскому языку бесплатно
  • Рубрики

    • ЕГЭ – химия для чайников
    • Подготовка к ЕГЭ по английскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по истории
    • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по физике
    • Подготовка к ЕГЭ. Разные предметы
    • Подготовка к обществознанию
    • Подготовка к экзаменам ОГЭ по русскому языку
    • Сервисы
  • Материалы ЕГЭ

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Аудиозаписи для подготовки к сжатому изложению ОГЭ
    • Написание письма на английском языке – как писать
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Шпаргалки по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ
    • Решение части C ЕГЭ по биологии
  • Самое популярное

    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Проверка пунктуации онлайн — знаки препинания
    • Деепричастный оборот, примеры предложений
    • Формулы по физике для ЕГЭ и 7-11 класса
    • Шкала перевода баллов ЕГЭ 2019
    • Правильное ударение в словах
    • Написание письма на английском языке — как писать
    • Грамматическая основа предложения с примерами
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Как решать задачи по химии, готовые решения
    • Словарь терминов по истории России
    • Виды, примеры тропов – таблицы
    • Аргументы к сочинению ЕГЭ (C1, русский язык)
    • Даты по истории России: хронология

Эффект Даннинга — Крюгера

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Даннинг и Крюгер.

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей.

Внешние изображения

«Аткрытка» №356387.

Гипотеза и экспериментальная проверка

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания:

  • Чарлза Дарвина — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием» и
  • Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии.

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год.

Результаты других подобных исследований были представлены в 2003 и 2008 годах.

Исторические предпосылки

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»)

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. 8:2).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил, что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп.

Оригинальный текст (англ.) The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole. (V.i)

Понимание эффекта

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»

— Козьма Прутков, «Плоды раздумья» (1854)

Среди людей, знающих об эффекте Даннинга — Крюгера, встречается непонимание сути этого психологического феномена. Первое заблуждение — о том, что эффект работает только на «некомпетентном» человеке. В действительности это когнитивное искажение присуще каждому человеку. Во-первых, специалист в одной области человеческих знаний является дилетантом в другой области и может не подозревать об этом. Во-вторых, даже в пределах одной конкретной области склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, включая людей со средним уровнем компетенции и выше, просто у более компетентных людей ошибка в оценке будет меньше. И лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень..

> См. также

  • Синдром самозванца

Примечания

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *