Бухгалтерский учет в бюджетных организациях учебник

Рекомендации по списанию учебной литературы и учебных пособий в библиотеках образовательных учреждений

Рекомендации по списанию учебной литературы и учебных пособий в библиотеках образовательных учреждений

Организация учета библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений

Общие правила учета библиотечного фонда для государственных и муниципальных библиотек независимо от их статуса, структуры фонда, организационно-технологических особенностей утверждены Приказом Минкультуры России от 01.01.2001 N 590 «Об утверждении Инструкции об учете библиотечного фонда» (далее — Приказ N 590).

Но в библиотеках учреждений образования учет библиотечного фонда имеет ряд особенностей, которые отражены в Приказе Минобразования России от 01.01.2001 N 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» (далее — Приказ N 2488) и заключаются в следующем:

— библиотеки образовательных учреждений входят в общую структуру образовательного учреждения и не являются самостоятельными юридическими лицами
;

— библиотеки приобретают учебные издания в больших количествах экземпляров одного названия, учет которых осуществляется безынвентарным методом, при котором предусматривается суммарная запись многоэкземплярных документов по названиям. Многоэкземплярными документами считаются документы, приобретенные в количестве свыше 10 экземпляров.

Кроме того, Приказ N 2488 содержит Методические рекомендации по применению Приказа N 590 библиотеками образовательных учреждений.

Причины выбытия литературы из библиотечного фонда

Следует указать, вследствие чего учебная литература подлежит списанию из библиотечного фонда. Одной из причин является исключение из фонда библиотек образовательных учреждений литературы, устаревшей по содержанию, причем списание должно производиться не реже одного раза в два года. Ранее рекомендуемые сроки использования учебников и учебных пособий в пределах четырех лет считаются ориентировочными (п. 9.8 Приказа N 2488).

Также подлежит списанию литература, выбывшая в результате пропажи из фондов открытого доступа, утери читателями, хищения, бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причинам (недостача).

В соответствии с п. 5.1.2 Приказа N 590 библиотекам разрешено распоряжаться списанными из фонда документами, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, списанные книги можно реализовать как макулатуру. Порядок сдачи макулатуры должен быть предусмотрен положением или уставом библиотеки (п. 9.10 Приказа N 590).

Обязанность согласования списания учебной литературы с вышестоящей организацией

Согласно ст. 298 ГК РФ бюджетные учреждения не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником, без его согласия.

Учредителями государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти, органы местного самоуправления (п. 1 ст. 11 Закона «Об образовании» от 01.01.2001 N 3266-1 (далее — Закон об образовании)).

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением учредителем, находится в оперативном управлении этого учреждения (п. 2 ст. 39 Закона об образовании). Так как учредитель является собственником этого имущества, порядок и условия списания государственного или муниципального имущества установлены законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий (п. 4 ст. 39 Закона об образовании).

Таким образом, рекомендуем согласовывать списание учебной литературы с учредителем учреждения, органами государственной власти, уполномоченными регулировать имущественные отношения между образовательными учреждениями и их учредителями.

Списание библиотечного фонда в бухгалтерском учете

Далее рассмотрим, как отражается выбытие библиотечного фонда по причине морального и физического износа и вследствие недостачи.

Списание по причине морального и физического износа

Бухучет списания библиотечного фонда в государственных образовательных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией N 25н Приказ Минфина России от 01.01.2001 N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету». Выбытие литературы из библиотечного фонда, согласно п. 21 названной Инструкции, осуществляется на основании утвержденного руководителем учреждения Акта о списании исключенной из библиотеки литературы (ф. 0504144) с приложением ее списков. В библиотеках образовательных учреждений акты на списание утверждаются ректором, проректором, директором учебного заведения (п. 9.8 Приказа N 2488). При этом в Акте указывается одна из перечисленных выше причин списания.

Согласно п. 22 Инструкции N 25н учет выбытия библиотечных фондов осуществляется на счете «Библиотечный фонд», так как их относят к объектам основных средств. Учет ведется в рублях и копейках. В соответствии с п. 43 Инструкции N 25н библиотечные фонды не являются амортизируемым имуществом.

Рассмотрим на примере бухгалтерский учет операций по выбытию библиотечных фондов.

Пример 1. Школьная библиотека, на основании утвержденного директором школы Акта о списании материальных запасов, списала учебники на суммуруб. Из них:

-руб. — по причине морального износа содержания;

— 4590 руб. — по причине физического износа.

Оприходована макулатура, полученная от списания учебников, по рыночной цене — 8000 руб.

В бухгалтерском учете операции по списанию учебников отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны учебники из-за физического и морального износа

16 590

Оприходована макулатура

8 000

Справочная и специальная литература не включается в библиотечные фонды. Она учитывается на счете «Прочие материальные запасы» (п. 66 Инструкции N 25н).

Согласно п. 6 Приказа N 2488 документы временного хранения, содержащие информацию краткосрочного значения, не ставятся на баланс и через некоторое время подлежат списанию. К ним относятся:

— брошюры (до 48 с.);

— листовки (до 4 с.);

— календари, плакаты;

— методические разработки;

— материалы, подлежащие после списания раздаче учащимся и педагогам.

Конкретный перечень документов библиотеки определяют самостоятельно.

При выбытии справочной литературы составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Пример 2. На основании утвержденного руководителем учреждения Акта о списании материальных запасов списаны 100 брошюр на сумму 2000 руб., 20 справочников для поступающих в вузы на сумму 3000 руб.

В бухгалтерском учете данная операция будет отражена проводкой:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Списана стоимость брошюр, справочников

Списание по причине недостач

Причиной списания документов из библиотечного фонда может быть выявленная недостача при проведении инвентаризации.

Согласно п. 10 Приказа N 590 проверка библиотечных фондов осуществляется в соответствии с Письмом Минфина России от 01.01.2001 N 8 «Об инвентаризации библиотечных фондов» в следующие сроки:

— наиболее ценных фондов, хранящихся в сейфах, — ежегодно;

— редчайших фондов — один раз в 3 года;

— ценных фондов — один раз в 5 лет;

— фондов библиотек до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;

— фондов библиотек от 100 до 200 тыс. учетных единиц — один раз в 7 лет;

— фондов библиотек от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц — один раз в 10 лет;

— фондов библиотек свыше 1 млн учетных единиц — поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.

Проверка библиотечного фонда или его части при смене руководителя библиотеки или структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, приравнивается к очередному сроку.

В соответствии с п. 2 Приказа Минфина России от 01.01.2001 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» для проведения инвентаризации создается комиссия. Ее состав утверждается приказом руководителя организации. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Сведения о фактическом наличии имущества вносятся в инвентаризационные описи. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения в учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы недостач относят на виновных лиц (п. 5.1 упомянутого Приказа).

Выявленные в ходе инвентаризации недостачи материальных ценностей отражаются проводкой (п. 159 Инструкции N 25н):

Дебет счета «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам»,

Кредит счета «Доходы от реализации активов».

Так как материально ответственными лицами за сохранность библиотечных фондов являются определенные сотрудники библиотеки, в соответствии со ст. 243 ТК РФ на них возложена обязанность по возмещению причиненного ущерба в полном размере.

Поступление средств в возмещение недостач отражается проводкой:

Дебет счета «Поступления в кассу»,

Кредит счета «Погашение дебиторской задолженности по недостачам основных средств».

Затем эти денежные средства подлежат перечислению в бюджет:

Дебет счета «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации основных средств»,

Кредит счета «Выбытия из кассы».

В случае если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании суммы ущерба, она списывается с баланса следующей проводкой:

Дебет счета «Доходы от реализации активов»,

Кредит счета «Погашение дебиторской задолженности по недостачам основных средств».

Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1% от объема книговыдачи (п. 9.8 Приказа N 2488).

Если книги утеряны по вине читателей, то в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 01.01.2001 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» они должны компенсировать причиненный библиотеке ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой. При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 159 Инструкции N 25н).

В случае если по какой-либо причине невозможно взыскать задолженность с читателя, в качестве основания списания такой задолженности принимаются зафиксированные в читательском формуляре напоминания о возврате книг, направленные в адрес читателя заказные письма или открытки с уведомлением (п. 9.6 Приказа N 590).

Учет учебной литературы, утерянной читателями

Когда читатели заменяют утерянные книги равноценными изданиями, то такая литература фиксируется в Тетради учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных. На основании записей в этой Тетради составляются акты на поступление и выбытие библиотечного фонда (Приложение 8 к Приказу N 2488). Затем указанные акты регистрируются в Книге суммарного учета библиотечного фонда. В первой части Книги записываются акты о поступлении книг, во второй — о выбытии.

Сведения о списанной литературе также отражаются во второй части Книги суммарного учета с указанием причины выбытия (п. 9.1 Приказа N 590).

К сведению: для библиотек образовательных учреждений рекомендуются специально разработанные формы Книги суммарного учета библиотечного фонда дифференцированно:

— для библиотек высших учебных заведений (Приложение 1 к Приказу N 2488);

— для библиотек средних специальных учебных заведений (Приложение 2 к Приказу N 2488);

— для библиотек общеобразовательных учреждений (Приложение 3 к Приказу N 2488).

Книги, в которых фиксируется литература, утерянная читателями и принятая взамен, следует хранить 3 года, акты на списание книг и периодических изданий, учетные карточки, книжные формуляры списанных изданий — 10 лет (п. 11 Приказа N 2488).

Отражение в учете операций по сдаче макулатуры

В соответствии со ст. 321.1 НК РФ бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, признаются плательщиками налога на прибыль. За исключением доходов, не подлежащих налогообложению согласно ст. 251 НК РФ, налогом облагаются доходы, полученные от иных источников финансирования, то есть доходы от реализации товаров, работ, услуг юридическим и физическим лицам. В целях налогообложения бюджетные организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования и за счет коммерческой деятельности. Таким образом, полученные средства от реализации макулатуры учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Для образовательных учреждений, в том числе дополнительного образования, освобождение от уплаты НДС предусмотрено пп. 4, 5, 10, 14 п. 2 ст. 149 НК РФ. В этот перечень включены услуги, освобождаемые от налогообложения, а реализация товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению, даже если доход от этой реализации направляется на развитие и совершенствование образовательного процесса. Таким образом, если учреждение не получило освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ, то доходы от продажи макулатуры облагаются НДС.

Пример 3. Дополним условия примера 1. Макулатура реализована на сумму 9000 руб., в том числе НДС — 1372 руб. 88 коп.

В бухгалтерском учете операции отразятся следующим образом:

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБЫТИИ ИЗ УЧЕБНОГО ФОНДА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю: __________________

Директор школы — Н.А.Паршукова

Введено в действие приказом №22 от «22 » января 2018 года

Принято педсоветом. Протокол № 5 от «22 » января 2018 года

Согласовано на общешкольнм родительском комитете. Протокол №3 от 16 января 2018 года

Согласовано на заседании совета старшеклассников. Протокол №4 от 15 января 2018 года

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБЫТИИ ИЗ УЧЕБНОГО ФОНДА

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящий порядок определяет условия и алгоритм выбытия из учебного фонда школьной библиотеки МОУ Тимшерская СОШ учебников и учебных пособий (далее – Порядок выбытия).

1.2. Выбытие из учебного фонда школьной библиотеки МОУ Тимшерская СОШ учебников и учебных пособий регламентируется следующим документом: «Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1077 от 8 октября 2012 года и Приказом руководителя общеобразовательной организации «О создании комиссии по списанию библиотечного фонда » №470 от 02 ноября 2016года.

2. Обязанности комиссии по списанию из учебного фонда школьной библиотеки учебников и учебных пособий

2.1. Причина и необходимость исключения учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ Тимшерская СОШ устанавливается комиссией, состав которой утверждается приказом руководителя.

2.2. В состав комиссии по исключению учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ входят соответствующие должностные лица, в том числе: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, библиотекарь и бухгалтер).

2.3. В обязанности комиссии по списанию учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ входит:

— осмотр предлагаемых к списанию учебников и учебных пособий с использованием технической документации и данных бухгалтерского учета, установление непригодности учебников и учебных пособий;

— установление причин списания учебников и учебных пособий в соответствии с п.3 данного положения.

— оформление протокола или дефектной ведомости.

3. Причины исключения учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ Тимшерская СОШ.

3.1. Причина непрофильности учебников и учебных пособий устанавливается в связи с переходом на новые учебные программы или с исключением отдельных учебников из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования или иного нормативного документа.

3.2. Причина устарелости учебников и учебных пособий по содержанию устанавливается в том случае, если учебники и учебные пособия имеют хорошее физическое состояние, но заменены более полными по содержанию, лучшими по оформлению (переход на ФГОС НОО, ООШ).

3.3. Причина ветхости и дефектности учебников и учебных пособий устанавливается по физическому состоянию:

– учебники и учебные пособия не предназначены для использования в учебном процессе МОУ (поврежден переплет, запачканы или исписаны страницы, утрачены страницы, разорван и т.д.).

3.4. Причина утраты учебников и учебных пособий устанавливается в случае потери в результате бедствий стихийного и техногенного характера, по неустановленным причинам, потерянные учащимися.

4. Выбытие учебников и учебных пособий из учебного фонда библиотеки МОУ Тимшерская СОШ.

4.1. Комиссия устанавливает причину исключения учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ и составляет дефектную ведомость (Приложение №1).

4.2. Выбытие учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ оформляется Актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (далее – Акт о списании) в соответствии с «Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» (Приложение №2).

4.3. В Акте о списании отражаются сведения о количестве и общей стоимости исключаемых учебников и учебных пособий, указывается причина исключения и направление выбытия исключаемых учебников и учебных пособий.

4.4. К Акту о списании прилагается список на исключение учебников и учебных пособий (далее – список), который включает следующие сведения: год издания учебника или учебного пособия, автора, название учебника, количество, цену, коэффициент переоценки (если необходимо), общая стоимость исключаемых учебников и учебных пособий.

4.5. К Акту о списании по причине утраты к списку прилагаются документы, подтверждающие утрату (пояснительная записка, в случае кражи или хищения – протокол, акт, заключение уполномоченных органов, при возмещении ущерба – финансовый документ о возмещении ущерба).

Утерянный или испорченный учащимся учебник, учебное пособие возмещается родителями (законными представителями). Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются аналогичные учебники, учебные пособия или признанные равноценными. Учебники, учебные пособия, утерянные и принятые взамен, учитываются в Тетради учета утерянных учебников, учебных пособий и их замены.

4.6. Акт о списании по одной из причин, указанных в п. 3 с приложенным списком, подписывается председателем и членами комиссии по списанию объектов учебного фонда, утверждается руководителем МОУ.

4.7. Акт о списании со списком и документом, подтверждающим выбытие, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается в библиотеке в МОУ.

4.8. Акты о списании регистрируются в Книге суммарного учета учебного фонда МОУ во 2 части «Выбытие из фонда». Записывается номер акта на списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших учебниках и учебных пособиях из года в год продолжается. В картотеке учебных и учебных пособий на каждом наименовании учебника и учебного пособия в графе «выбыло» указывается количество выбывших учебников и учебных пособий, в графе «номер Акта» указывается номер Акта.

5. Распределение и реализация списанных учебников и учебных пособий из учебного фонда МОУ Тимшерская СОШ.

5.1. Учебники и учебные пособия, исключенные из учебного фонда МОУ по причинам ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, направляются в пункты вторичного сырья.

5.2. При отсутствии пунктов вторсырья или в случаях, когда сдача документов на переработку экономически нецелесообразна, библиотеки уничтожают исключенные документы на месте в присутствии лиц, которые составляют акт об уничтожении списанных учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

5.3. В Акте о списании отражаются наименование, номер и дата документа, подтверждающего факт сдачи списанных учебников и учебных пособий в пункт вторичного сырья, или акта об уничтожении списанных учебников. Документ прилагается к Акту о списании со списком.

5.4. Учебники и учебные пособия, исключенные из библиотечного фонда по причине непрофильности, передаются по актам в обменный фонд в целях дальнейшей передачи на безвозмездной основе библиотекам.

Приложение №1

Утверждаю

Директор______________

«____»___________ 20__г.

ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ №______

Комиссия в составе:

Председатель комиссии: заместитель директора по УВР .

Члены комиссии: бухгалтер

библиотекарь

назначенная приказом от «02» ноября 2016 г. № 470, произвела осмотр: учебного фонда в количестве ______ экз. с инвентарным номером __________________________________

балансовой стоимостью __________, остаточной стоимостью 0 руб.

Комиссия установила: учебники и учебные пособия морально и физически устарели, дальнейшей эксплуатации не подлежит.

Заключение комиссии: учебники и учебные пособия в количестве _____ экз. с полным моральным и физическим износом списать с материально ответственного лица.

Председатель комиссии: __________ __________ ______________

(должность) (подпись) (расшифровка)

Члены комиссии: ___________ ___________ ______________

(должность) (подпись) (расшифровка)

___________ ___________ ______________

(должность) (подпись) (расшифровка)

Приложение №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

ПРИКАЗ

«____» ___________ 20___ г. № ________

О списании учебников и

учебных пособий из учебного фонда

В связи с ветхостью и дефектностью учебников и учебных пособий, непригодностью дальнейшего использования в учебном процессе МОУ Тимшерской СОШ , в соответствии с «Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда», утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1077 от 8 октября 2012 г.

приказываю:

  1. Списать учебники и учебные пособия с баланса МОУ Тимшерской СОШ в количестве _____ экземпляров, балансовая стоимость _________, остаточная стоимость 0 руб.

  2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор

Бюджетный учет в школе

Начиная свою карьеру главным бухгалтером нельзя забывать, что бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет массу своих специфических особенностей, которые диктует нам законодательство. Если говорить об общеобразовательной школе, она является основным звеном системы образования, в котором наши дети могут получить не только бесплатные, но и действительно качественные знания.
Прежде всего, после директора школы главный бухгалтер это 2-й человек который несет не только ответственность за подбор и организацию работы специалистов бухгалтерии, но и финансовую ответственность за общее ведение бухгалтерского учета и расчетов налогов. От главного бухгалтера требуется не только выполнения его должностных обязанностей, но и соблюдение требований Закона РФ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
И так одной из главных задач бухгалтерии учреждения образования – это соблюдение исполнения бюджета и достижения положительных результатов хозяйственной деятельности.
Бухгалтерия учреждения образования во главе с главным бухгалтером обязаны: предоставлять информацию о фактических результатах деятельности учреждения образования; осуществлять контроль за сохранностью средств и их законным и целевым использованием; осуществлять достоверный учет доходов и расходов; обеспечивать высокоточный учет и своевременно рассчитываться с бюджетом, поставщиками, учредителем и др., а также следить и отвечать за правильностью и своевременным составлением бухгалтерской отчетности.
А теперь коротко об основных функциях, которые должны выполнятся бухгалтерией: вести учет материально-технических ценностей; вести учет по расчету заработной платы работникам (начисление з/п, удержания из з/п и отчисления в пенсионный фонд);вести учет финансовой деятельности, а также составлять бухгалтерскую отчетность. Вести учет денежных операций на расчетном счете средств в кассе, расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчетов с бюджетом. Что касается учреждения образования, то источником финансирования выступает городской бюджет, а из Республиканского и областного бюджетов целевые трансферты. Осуществляется учет исполнения смет по бюджету и внебюджетным средствам Организации, содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов.
А об источниках финансирования учреждений образования:1) бюджетное финансирование содержания государственных учреждений образования; 2) бюджетное финансирование государственного образовательного заказа; 3) доходы от оказания платных услуг (пример в школе оказываются услуги платных дополнительных занятий по интересам); 4) спонсорская и благотворительная помощь, безвозмездные отчисления и пожертвования (пример: родители учеников нескольких классов добровольно решили подарить телевизор, ноутбук, и другие гаджеты, оформляется договор дарения и ставится на баланс школы).
Бухгалтерия учреждения образования своевременно осуществляет сдачу форм годовой, квартальной отчетности. Главный бухгалтер обязательно прилагает к годовому и квартальному бухгалтерским отчетам пояснительную записку и данные о результатах проведенной инвентаризации, состояние дебиторской и кредиторской задолженностей с указанием причин их образования.

Бюджетный учет КОСГУ
КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления) и её использование в бухгалтерском учёте…

Бюджетный учет. Амортизация основных средств.
Как начислить амортизацию, если даты возникновения права собственности и фактического поступления объекта на баланс различаются? Или если основное средство принято к бюджетному…

Бюджетный учет РФ
Все понимают сегодня, что наша страна переживает не только значительные политические трудности, но и финансовые. Именно поэтому недавно было принято провести бюджетную реформу, с…

Дебиторская задолженность в бюджетном учете
Дебиторская задолженность – это сумма общей задолженности, причитающиеся фирме, бюджетной организации или компании дебиторами (покупателями), в соответствии со стандартами…

Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации

Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, за соблюдение норм действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации несут руководители образовательных учреждений в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст.6)1.

· В зависимости от объемов учетной работы руководители образовательных учреждений имеют право:

— организовать службу бухгалтерского учета в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

— ввести в штатное расписание учреждение необходимое количество должностей бухгалтерских работников;

— передать на условиях договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

В случае создания службы бухгалтерского учета в образовательном учреждении на главного бухгалтера возлагается ответственность за обеспечение соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций действующему законодательству, контроль над движением имущества образовательного учреждения и выполнением различных обязательств учреждения. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников образовательного учреждения. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае принятия решения руководителем образовательного учреждения о централизации бухгалтерского учета за руководителем обслуживаемого учреждения сохраняются права получателей.

В частности, в пределах ассигнований, предусмотренных утвержденной распорядителем сметой доходов и расходов могут быть следующие права:

— получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды;

— разрешать выдачу авансов и заработной платы работникам учреждения;

— расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

— утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

— решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых образовательных учреждений необходимые им сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

В случае передачи ведения бухгалтерского учета образовательного учреждения по договору оказания услуг специализированной организации или специалисту по бухгалтерскому учету, выступающего в качестве предпринимателя без образования юридического лица, конкретные функции и обязанности сторон определяются условиями договора.

Требования главного бухгалтера или лица, выполняющие его функции в специализированной организации в части порядка оформления и представления в службу бухгалтерского учета или специализированную организацию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников образовательного учреждения, а при централизации учета — для всех обслуживаемых учреждений.

Бухгалтерский учет в образовательном учреждении должен обеспечивать систематический контроль над ходом исполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Бухгалтерский учет ведется образовательным учреждением непрерывно с момента его регистрации в качестве юридического лица до момента реорганизации или ликвидации в порядке, установленном действующим законодательством.

Документами, обеспечивающими нормативно-законодательное регулирование бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, являются:

— Гражданский кодекс Российской Федерации, первая и вторая части которого приняты Федеральными законами РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ и от 26.01.1996 №14-ФЗ соответственно.

— Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

— Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″2;

Для государственных или муниципальных образовательных учреждений, финансируемых из средств бюджетов различных уровней ещё дополнительно:

— Бюджетная классификация, введенная Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 г. №115-ФЗ;

— Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, который введен в действие с 1 января 2000 года Федеральным законом РФ от 9.07.1999 №159-ФЗ3

— Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 25.05.1999 №38н4 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н5);

— Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н;

— Изменения и дополнения в Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, введенные приказом Минфина РФ от 10.07.2000 № 65н6;

— Изменения и дополнения к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 25.05.1999 № 38н, введенные приказом Минфина РФ от 28.12.2001 №118н, продлившего срока действия выше упомянутых Указаний7 (утратили силу с 01 января 2003 года в связи с выходом приказа Минфина РФ от 11 декабря 2002 года № 127н);

— Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации 11.12.2002 №127н8;

— Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от 26.08.2004 № 70н9 введенной в действие с 1 января 2005 года.

Как видно из приведенной хронологии формирования и введения в действие нормативно-правовых актов, регулирующих систему бухгалтерского учета в бюджетных образовательных учреждениях различные изменения правил происходят в среднем 2 раза в течение календарного года, в то время как для негосударственных образовательных учреждений ситуация с правилами учета более стабильная. Учитывая необходимость ведения в образовательных учреждениях дополнительно еще и налогового учета с принятием части первой и части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ и от 05.08.2000 №117-ФЗ, то можно сделать некоторые выводы.

Основные задачи системы бухгалтерского учета образовательных учреждений

В первую очередь, заключение о том, что достаточно консервативная по своей природе система учета в государственных образовательных учреждениях находится в сфере непрерывных инновационных изменений, которые не всегда положительно сказываются на деятельности системы образования в целом.

Основными задачами бухгалтерского учета образовательных учреждений являются:

— формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств образовательного учреждения, а также об имущественном положении и финансовых результатов его деятельности необходимой как для руководителей, учредителей и собственников имущества образовательного учреждения, так и для внешних инвесторов и другим пользователям финансовой отчетностью;

— обеспечение контроля над соответствием осуществляемых в ходе исполнения сметы доходов и расходов операций законодательству Российской Федерации, их целесообразностью, наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— формирование необходимой отчетности для исполнительных органов власти, учредителей и собственников имущества;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности образовательного учреждения и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Формирование современных систем бухгалтерского учета в образовательных учреждениях основано на принципах и методологии, которые были закреплены в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном более десятилетия назад приказом Минфина РФ от 20.03.1992 №1010. Это Положение к настоящему времени утратило силу в связи с выходом приказа Минфина РФ от 2612.1994 г № 17011, действие которого в свою очередь отменено в связи с выходом приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н12. Последнее Положение действует в настоящее время.

Основные принципы бухгалтерского учета и отчетности образовательных учреждений

Под методом бухгалтерского учета принято понимать совокупность способов и приемов, обеспечивающих бухгалтерскому учету контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Метод бухгалтерского учета имеет сложную структуру и состоит из ряда элементов, составляющих основу метода.

Структура и элементы метода бухгалтерского учета. Под документацией в методе бухгалтерского учета принято понимать письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухгалтерском учете, должна быть оформлена документами. В документах дается описание совершенных операций их точное количественное выражение и денежная оценка. Достоверность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписью лиц, ответственных за совершенные операции.

Текущее отражение хозяйственного имущества, обязательств и операций по качественно однородным признакам осуществляется способом группировки по счетам, с применением приема двойной записи.

Д войная запись это способ регистрации хозяйственных операций в счетах бухгалтерского учета. Особенность двойной записи заключается в том, что сумма каждой хозяйственной операции записывается в двух счетах — по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись обеспечивает возможность контроля над правильностью отражения хозяйственных операций.

Основной принцип образования отдельного счета основан на однородности учитываемых объектов.

Если данные счёта дают возможность анализировать состояние дел организации в целом, то его называют синтетическим счетом. Однако часто требуются более подробные показатели и сведения. Для более детального учета применяются аналитические счета. Аналитические счета открываются в развитие каждого синтетического счета.

При учете также используются субсчета, которые являются промежуточными элементами между синтетическими и аналитическими счетами. Их назначение заключается в обеспечении дополнительной группировки некоторых аналитических счетов. Они используются при составлении отчетности и при анализе хозяйственной деятельности для получения обобщенных показателей в дополнение к информации, содержащейся на синтетических счетах. При проведении учета на синтетических счетах и на субсчетах применяется только денежный измеритель; а на аналитических счетах, — как трудовые, натуральные; так и денежный измерители.

Оценка представляет собой способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка разнообразных хозяйственных средств каждого субъекта хозяйствования базируется на их фактической себестоимости. Этим достигается реальность и адекватность оценки.

Способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, применяемый при оценке и учете хозяйственных операций, называется калькуляцией.

Инвентаризация представляет собой проверку наличия числящегося на балансе предприятий, организаций и учреждений имущества, которая проводится путем подсчета, описания, взвешивания, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и сравнения полученных данных с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится как в установленные плановые сроки, так и при смене материально ответственных лиц, а также по требованию аудиторов или следственных органов.

Схема учета хозяйственных операций на активных и пассивных счетах с применением двойной записи

· Ещё в XV веке францисканским монахом Лукой Пачоли был описан метод, в соответствии с которым и сегодня осуществляется учет на бухгалтерских счетах. В соответствии с этим методом при учете используются несколько правил:

1. Любой счет, на котором осуществляется учет, делится на две части. Левая сторона счета условно называется дебет (лат. debet — он должен), правая — кредит (лат. credit — он верит).

2. Каждая хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного счета и кредиту другого (двойная запись). Сумма по дебету равна сумме по кредиту, т.е. сумма должна быть сбалансирована, поэтому баланс понимается как равновесие (фр. balance — весы). Если равенства дебетовой и кредитовой сумм нет, хозяйственная операция отражена неверно.

3. Исходя из основного бухгалтерского уравнения все счета делятся на активные (лат. aktivus — деятельный) и пассивные (лат. passivus — недеятельный).

4. Правила отражения движения средств на активных и пассивных счетах противоположны. На активном счете увеличение средств учитывается по его дебету, а уменьшение — по кредиту. На пассивном счете увеличение средств отражается по его кредиту, а уменьшение — по дебету. Остаток средств на счете по активному счету (сальдо счета) может быть только дебетовым, по пассивному — кредитовым.

На активных счетах учитываются средства образовательного учреждения, а на пассивных — источники средств. Для учета расчетов применяются активно-пассивные счета.

По активно-пассивному счету сальдо может быть:

— дебетовым или кредитовым;

— одновременно дебетовым и кредитовым, т.е. развернутым.

Двойная запись, фиксирующая проведение хозяйственной операции и затрагивающая два счета, отражаясь по дебету одного из них и кредиту другого, называется простой проводкой. Если один счет дебетуется (кредитуется), а несколько других кредитуются (дебетуются), то осуществляется сложная проводка. Взаимосвязь между двумя и более счетами, отражающими совершённую хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Говорят, что счета корреспондируют друг с другом или являются корреспондирующими.

Объектами сплошного, непрерывного и документального бухгалтерского учета в образовательных учреждениях являются имущество, а также их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности, а именно:

— имущество, находящееся на балансе на правах оперативного управления или хозяйственного ведения учреждения;

— доходы и расходы бюджетов, доходы и расходы по внебюджетным средствам;

— бюджетные и внебюджетные средства на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, на лицевых счетах в органах казначейства, в кредитных организациях;

— финансовые активы и обязательства учреждения;

— расчеты, возникающие в ходе исполнения бюджета;

— прочие хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности образовательного учреждения.

Объекты системы бухгалтерского учета хозяйственной деятельности образовательного учреждения Приведем перечень совокупности объектов обеспечения хозяйственной деятельности образовательного учреждения, составляющих хозяйственные средства:

Основные средства — это здания, машины, лабораторное и технологическое оборудование, транспортные средства, инвентарь, учебники и учебно-методические пособия. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности образовательного учреждения длительное время, изнашиваются постепенно, что позволяет их стоимость включать в расходы производства продукции (организации образовательного процесса и оказания образовательных услуг) частями, по мере износа, через начисление амортизации.

Нематериальными активами являются различного рода права (на пользование землей, водой, недвижимостью, месторождениями природных ископаемых), патенты, изобретения, интеллектуальная собственность. Основные средства и нематериальные активы, как правило, используются больше одного года и изнашиваются постепенно.

Нормативный срок службы основных средств и нематериальных активов устанавливается государством в соответствии с их видами. Если в документе, подтверждающем наличие нематериального актива, не установлен его срок службы, то износ этого вида актива начисляется в течение десяти лет, начиная с даты его приобретения. В настоящее время ещё не решен на уровне нормативно-законодательного обеспечения ряд экономических проблем учета нематериальных активов образовательных учреждений, поскольку постановка на учет нематериального актива и отражение его в балансе образовательного учреждения в современных условиях приведет к определенному повышению уплачиваемых образовательным учреждением налогов.

Оборотные средства — это сырье, материалы, топливо, комплектующие изделия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и другие объекты учета. Они используются в одном производственном цикле, поэтому их стоимость сразу относится в затраты образовательного учреждения. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Денежные средства — это наличные денежные средства в кассе образовательного учреждения, денежные средства на лицевых счетах в органах Казначейства, на расчетных счетах (рублевом, валютном) в банках, вложения в ценные бумаги (акции, облигации, сберегательные сертификаты, векселя).

Средства в расчетах — это сумма долгов сторонних юридических и физических лиц, а также собственников и работников данного образовательного учреждения перед ним, т.е. дебиторская задолженность за произведенные работы, оказанные услуги, товары, по выданным авансам, полученным векселям, а также суммы денежных средств, числящиеся за подотчетными лицами.

Отвлеченные средства — это средства, отвлекаемые бюджетом в форме налогов, а также средства, используемые на образование специальных фондов образовательного учреждения.

Хозяйственные средства (активы) образовательного учреждения для обеспечения деятельности формируются за счет различных источников (пассивов):

Собственные источники: уставный фонд (если таковой предусмотрен учредительными документами), амортизационный фонд, фонд развития образовательного учреждения, страховой фонд, фонд оплаты труда и др.

Заемные средства из временно привлеченных источников составляют кредиты банка, задолженность поставщикам, задолженность работникам (начисленная, но невыплаченная заработная плата), задолженность бюджету, социальному страхованию и прочим организациям и лицам.

Совокупность объектов бухгалтерского учета, определяющих состав хозяйственной деятельности образовательного учреждения, объединяет хозяйственные процессы и результаты деятельности.

В число хозяйственных процессов входят процесс заготовления, производства и реализации. Кроме того, к числу хозяйственных процессов могут быть отнесены процессы развития образовательной деятельности и совершенствования материальной базы образовательного процесса, реализуемого образовательным учреждением. Они совершаются одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Результатом процессов заготовления и производства может быть экономия или перерасход ресурсов, а процесса реализации — доход или убыток. Результатом процесса развития и совершенствования может быть стабилизация или повышение качества образовательных процессов (производственной деятельности), реализуемой образовательным учреждением.

Прибыль от деятельности образовательного учреждения представляет собой денежную сумму, на которую доходы организации превышают ее издержки (по реализации продукции, работ, услуг и по внереализационным операциям) за определенный учетный период, если они направляются не на развитие и совершенствование учебного процесса в данном образовательном учреждении в связи с реализацией его уставных задач.

Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете с помощью двойной записи (записи по дебету и кредиту корреспондирующих счетов) движения средств образовательного учреждения, которое осуществляется в денежной форме. Хозяйственной операцией является каждый совершившийся в деятельности образовательного учреждения документально оформленный факт.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *