Аукцион или конкурс?

Содержание

Электронный аукцион по 44-ФЗ: просто о сложном

В этом материале мы собрали всю информацию об электронном аукционе, которая содержится в 44-ФЗ. Не секрет, что этот закон местами сложен для понимания, поэтому мы постарались изложить его положения максимально доступно и просто.

Что такое электронный аукцион и когда он проводится

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП);
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения.

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

  • точно описать объект закупки;
  • оценить заявку исключительно по цене.

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.

Суть электронной процедуры

Сторонами электронного аукциона являются:

  • заказчик;
  • поставщики;
  • ЭТП.

ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором, то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре ЭТП может стать больше.

Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию. Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.

Обмен документами

Название процедуры подразумевает электронный документооборот. Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью. Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.

Обратите внимание! С 1 июля 2018 года поставщики должны использовать квалифицированную электронную подпись. Пока разрешено использовать неквалифицированную.

Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта — он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.

В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.

Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС. Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание.

В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

Обратите внимание! От участников, прошедших аккредитацию на ЭТП, заказчик не вправе требовать предоставление каких-то иных документов.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

Иных оснований для отказа в аккредитации быть не может. Если недочеты устранены, поставщик может подать повторное заявление об аккредитации.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года. Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Важно! Оператор торгов не проверяет достоверность сведений и документов, которые ему предоставляют участники. Вся ответственность за это ложится на них самих.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей — не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей — не менее чем за 15 дней.

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок:

  1. Реквизиты заказчика — название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта — описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта — размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре: адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику — общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения:

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.

Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Подача заявки

Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей. Подробно о содержании первой части заявки мы писали в отдельном материале.

Вторая часть заявки состоит из информации о поставщике и объекте закупки. Поставщик предоставляет:

  1. Сведение о себе — наименование, нахождение, контакты и так далее.
  2. Документы, которые подтвердят, что он соответствует единым требованиям к участникам закупки.
  3. Документы (копии), подтверждающие соответствие объекта закупки требованиям законодательства.

    Обратите внимание! Если такие документы передаются вместе с товаром, представлять их в составе заявки поставщик не должен.

  4. Решение об одобрении крупной сделки, если применимо к данной закупке для этого поставщика.
  5. Документы, которые подтверждают право поставщика на получение преференций (например, для организаций инвалидов).
  6. Документы, подтверждающие, что товар соответствует условиям национального режима, если для него установлены такие требования.
  7. Если закупка для СМП и СОНО — декларация принадлежности к таким субъектам.

Обрати внимание! Заказчик не может требовать от поставщика представление иных документов либо информации.

Подавать заявку можно в любое время, включая последний день приема. Обе части заявки направляются одновременно. Подается заявка на ЭТП, далее оператор в течение часа подтверждает, что она получена, и присваивает ей номер. Подавать более одной заявки на участие в аукционе запрещено.

На первом этапе заявка проверяется самой площадкой. Оператор не может отвергнуть заявку по иным основаниям, кроме:

  • нарушения участником правил подписания документов ЭЦП;
  • подачи участником второй заявки, если первая не отозвана;
  • нарушения участником срока подачи заявки;
  • нехватки денежных средств для обеспечения заявки;
  • окончания срока аккредитации поставщика на ЭТП (заявки перестают приниматься за 3 месяца).

Направляя участнику отказ от приема заявки, оператор должен объяснить причину. Отозвать заявку до окончания срока приема может и сам участник — для этого не установлено никаких ограничений.

Когда срок приема заявок окончен, ЭТП направляет их первые части заказчику. Сделать это он должен не позже следующего рабочего дня.

Бывает, что ни одна заявка так и не подана. В этом случае аукцион признается несостоявшимся.

Рассмотрение первых частей заявок

Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:

  1. Участник неправильно оформил согласие на поставку товара, оказание услуги или выполнение работы либо же указал неверные параметры объекта закупки.
  2. Участник указал в заявке недостоверную или неполную информацию.
  3. Рассмотрев все заявки, комиссия составляет протокол, в котором перечисляют всех участников с присвоенным им порядковыми номерами и указывает в отношении каждого из них информацию о допуске либо недопуске к участию в аукционе. Если участник получил отказ, это решение должно быть обоснованным. Следует указать положение документации или закона, которые нарушил этот участник.
  4. Протокол направляется на ЭТП и размещается в ЕИС до окончания срока рассмотрения заявок. Оператор торгов в течение часа после получения протокола должен направить всем участникам уведомление о решение заказчика.
  5. Случается, что ни одна заявка в итоге рассмотрения их первых частей к аукциону не запускается. В этом случае считается, что аукцион не состоялся.

Процедура торгов

Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.

Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.

Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным.

Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.

Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.

Протокол проведения аукциона

По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1». В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:

  • протокол аукциона;
  • вторые части заявок всех участников, которые ранжированы в протоколе под номерами 1-10;
  • документы из реестра аккредитованных участников.

Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.

Бывает, что за первые 10 минут торгов никто так и не подал ни одного предложения. Тогда считается, что аукцион не состоялся. Оператор публикует протокол, в котором указывает адрес ЭТП, время начала и окончания аукциона и начальную цену контракта.

Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня.

Если цена «перешла через ноль»

В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.

Рассмотрение вторых частей заявок

Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки — отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений.

Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.

Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.

Победителем аукциона признается участник, предложивший минимальную цену – при условии, что вторая часть его заявки соответствует требованиям. Если аукцион «перешел через 0», то побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.

Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся.

Если участник не согласен с действиями заказчика или оператора ЭТП, он может обжаловать итоги аукциона по 44-ФЗ.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.

Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

  1. Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза.
  2. Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

  1. Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.
  2. Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.
  3. Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника. В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

  • новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);
  • контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Когда все разногласия улажены, и исполнитель подписал контракт, у заказчика есть 3 дня на то, чтобы поставить свою подпись.

Уклонение от подписания контракта

Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

  • в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;
  • направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;
  • не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2. Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Аукцион не состоялся

Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.

Есть лишь один претендент

На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком.

Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.

Участники есть, но ценовых предложений нет

Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся — допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.

Претендентов нет

Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести запрос предложений. Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.

Аукционным перечнем принято называть перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики по 44-ФЗ обязаны закупать через электронный аукцион. То есть они не вправе применять иные конкурентные процедуры, в частности, конкурс. За несоблюдение указанного правила госзаказчикам грозит штраф в размере до 50 тыс. р.

Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 – Москва
  • +7 (812) 245-61-57 – Санкт-Петербург

Что такое аукционный перечень

Закон о контрактной системе 44-ФЗ в ст. 59 обязывает заказчика проводить торги в электронном аукционном формате в том случае, если приобретаются товары, работы, услуги, представленные в аукционном перечне от 2019 года.

Действующий перечень был закреплен распоряжением Правительства от 2016 года №471-р.

До этого действовал другой перечень товаров, работ и услуг, он был изменен, так как были заменены коды по ОКПД2.

С полным аукционным перечнем можно ознакомиться . Следует обратить отдельное внимание на то, что указанный здесь перечень товаров, работ и услуг для закупки в виде аукциона является обязательным для применения всеми государственными и муниципальными заказчиками на территории РФ.

Российские регионы вправе на местах вносить дополнения в данный список и включать сюда дополнительные товары, работы и услуги.

Для чего нужно было законодателям утверждать подобный список? Сделано это в связи с тем, что аукцион является наиболее открытой формой закупки, в котором достигается условие конкурентной борьбы и снижается вероятность принятия субъективных решений при определении победителя (как при конкурсе). Поэтому если в отношении предмета закупки можно привести четкую количественную и стоимостную оценку, то в целях бюджетной экономии закупать его следует через аукцион.

В случае если заказчики по 44-ФЗ не будут соблюдать требования о проведении закупки указанных в перечне предметов в электронном формате, то им грозит административная ответственность. Штраф для виновных должностных лиц составляет по КоАП 50 тыс. р.

При этом закупки в форме аукциона в отношении представленных в перечне товаров, работ и услуг проводить нужно далеко не всегда. Так, заказчик может закупить их через электронный запрос предложений или котировок либо подписать контракт с единственным поставщиком, если соблюдены условия ст. 93 44-ФЗ.

Заказчику следует учитывать, что запрос котировок проводится при НМЦК не более 500 тыс. р., и годовой объем закупок через указанную процедуру не должен превышать 10% или 100 млн р.

Запрос предложений имеет ограниченные сферы применения: если были признаны несостоявшимися конкурсные процедуры или аукцион, при закупках товаров, работ и услуг по ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ или при дозакупках из-за расторгнутого госконтракта.

Аукционный перечень также называют антиконкурсным, т. к. на закупочные процедуры не распространяются правовые нормы о конкурсах.

Из чего состоит

Аукционный перечень по 44-ФЗ составлен в соответствии с кодами по ОКПД2. Он достаточно обширный и включает 63 позиции товаров, работ и услуг.

В частности, в перечне представлены следующие товары:

  • с/х продукция;
  • рыба;
  • продукция лесного хозяйства;
  • пищевые продукты;
  • напитки и вода;
  • газ и нефть;
  • руды;
  • одежда;
  • табак;
  • текстиль;
  • бумага;
  • лекарства;
  • электрооборудование;
  • резиновые и пластмассовые изделия;
  • металлы;
  • автотранспорт и пр.

Из работ и услуг в список вошли:

  • сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов;
  • строительные услуги;
  • очистка воды и водоснабжение;
  • авторемонт;
  • розничная и оптовая торговля;
  • транспортные услуги;
  • почтовые услуги;
  • туристические и издательские услуги;
  • услуги по уборке зданий, мытью окон;
  • телекоммуникационные и финансовые услуги и пр.

Исключениями из аукционного перечня являются закупки:

  • детской одежды;
  • услуг по обеспечению продуктами питания образовательных учреждений;
  • строительных работ на сложных и опасных объектах, дорожных работ;
  • услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуальных мероприятий;
  • бюллетеней для голосования на выборах;
  • сувенирных и подарочных наборов;
  • услуг по обмену недвижимости.

Перечень изменялся с момента его принятия три раза. Последние изменения в документ были внесены в 2018 году. Они касались позиции 49 «Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта». В ней появились новые исключения: коды 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5.

Таким образом, аукционный перечень включает 63 наименования товаров, работ и услуг, которые необходимо закупать через аукцион. Он был утвержден распоряжением Правительства №471-р от 2016 года. Периодически в указанный документ вносятся изменения. Последние правки появились здесь в 2018 году. За неприменение правил о закупках товаров и услуг из документа через аукцион заказчику грозят штрафные санкции в рамках административного кодекса в размере 50 тыс. р.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Как закупить ОСАГО: пошаговая инструкция

Ключевые изменения в закупках ОСАГО

Еще в 2018 алгоритм страхования автогражданской ответственности существенно скорректировали. Основные нововведения:

  1. Гражданин, заключивший договор автострахования, вправе расторгнуть его в течение двух недель. Напомним, что в прошлом году «передумать» разрешали только в течение 5 дней.
  2. Компании, предлагающие услуги по ОСАГО (ОКВЭД: 65.13, ОСАГО ОКПД: 65.12), обязаны учитывать Указания Центробанка России от 14.11.2016 № 4192-У при осуществлении поименованных услуг.
  3. В 2020 году действует новый унифицированный бланк полиса автострахования. Причем он идентичен для бумажного и электронного бланков. В новом документе появился специальный QR-код, который позволяет считывать дополнительную информацию о заключенном договоре.

Отметим, что в новом полисе автострахования 2020 раскрыта информация о расчете суммы страховой премии и класс лиц, допущенных к управлению ТС.

Текущий год не принес существенных изменений в законодательстве. Закупка ОСАГО по 44 ФЗ в 2020 году осуществляется по стандартным правилам.

Как проводить закупку полисов ОСАГО по 44-ФЗ

Приобретение услуг по автострахованию является одним из самых распространенных видов расходов учреждений бюджетной сферы. При совершении сделок такого характера заказчикам необходимо учитывать действующие положения о закупках и нормативные акты, регулирующие российский рынок страхования.

Вариант 1. Закупка у единственного поставщика.

Это самый простой и удобный способ приобретения услуг автострахования. Основания для совершения такой сделки закреплены в пункте 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44.

Провести закупку ОСАГО через единственного поставщика не всегда является возможным. Например, если сумма договора превышает предельно допустимые 300 000 или 600 000 рублей (для образовательных, научных учреждений), то организации следует выбрать конкурентный способ закупки. Учитывайте допустимый годовой лимит для закупок у единственного поставщика. Если лимит превышен, то заключать сделку недопустимо.

Вариант 2. Конкурс, запрос котировок или аукцион.

В первую очередь учреждение-заказчик должно определиться со способом определения исполнителя. Допустимые варианты:

  1. Электронный аукцион. У заказчика нет никаких обязательств проводить электронный аукцион для закупки страхового полиса. Код услуги ОСАГО 65.12.21.000 не вошел в аукционный перечень. Но выбрать способ не запрещается, поэтому организация праве определить поставщика через электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронной форме. Этот способ займет намного меньше времени, чем аукцион. Поэтому если заказчику требуется срочно оформить полис, выбирайте этот вариант закупки ОСАГО. Использовать запрос котировок организация вправе, только если цена услуг не превышает 500 000 рублей. Придется соблюсти и годовой объем закупки таким способом — 10% СГОЗ и 100 млн руб. (ч. 2 ст. 82.1 закона № 44-ФЗ).
  3. Открытый конкурс в электронной форме. Если заказчику важны не только ценовые показатели закупки ОСАГО, то рекомендовано провести открытый конкурс. Этот способ закупки позволит отобрать страховую компанию по качественным характеристикам и дополнительным услугам.

В настоящее время позиция чиновников по отношению к снижению начальных цен изменилась. Так, Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У закреплен порядок определения ценового «коридора». Иными словами, специальный тарифный метод, позволяющий определить максимальные и минимальные значения для НМЦК.

ВАЖНО! Рассчитывать начальную цену госконтракта на приобретение услуг по автострахованию допустимо только в соответствии с тарифами и нормами, установленными Указанием Банка России от 04.12.2018 № 5000-У.

Пример расчета НМЦК

Исходные условия:

  1. Автомобиль УАЗ Патриот категории «B».
  2. Заказчик использует максимальную базовую ставку — 2911 руб.
  3. Региональный коэффициент для г. Москвы — 2.
  4. Страховых возмещений по прошлым договорам не было, КБМ, по данным АИС ОСАГО, — 0,5.
  5. Коэффициент мощности двигателя при 128 л. с. — 1,4.
  6. К управлению допускается любой водитель. Коэффициент ограничения водителей — 1,87.
  7. Период использования автомобиля — более 10 месяцев в году. Коэффициент сезонности — 1.

Заказчиком не допускались нарушения при страховке за прошлые периоды. Коэффициент нарушений не применяется. Использование прицепа не предусмотрено, коэффициент — 1.

Страховая премия = 2911 × 2 × 0,5 × 1,4 × 1,87 × 1 × 1.

НМЦК = 7621 руб.

Налоговый учет для тех, кто на упрощенке

Рассмотрим, как правильно отразить такие расходы в налоговом учете в зависимости от системы налогообложения учреждения.

Учитывайте расходы на полис (УСН «Доходы») сразу после осуществления его оплаты. Причем в полном объеме, без распределения стоимости на весь период действия страховки (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Упрощенцы не должны вести равномерный учет аналогичных расходов в налоговом учете. Такое требование распространяется только на организации, которые платят налог на прибыль (п. 6 ст. 272 НК РФ).

Принять затраты на страховку при УСН «Доходы минус расходы» можно. Такие затраты включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Учитывайте траты на страховку авто по мере оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

ВАЖНО! Принять оплату КАСКО и ОСАГО в состав расходов, уменьшающих базу для расчета единого налога, нельзя! Так как такие страховки признаются добровольными и не поименованы в НК РФ. Такие разъяснения предоставил Минфин РФ в Письме от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119.

ОСАГО: налог на прибыль для учреждений на ОСНО

При расчете расходов учреждения для формирования налогооблагаемой базы учитывайте затраты на полис автострахования пропорционально дням в отчетном налоговом периоде, который определяется по ст. 285 НК РФ.

Если наступил страховой случай, суммы, полученные от страховой компании, учитывайте как внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ) и включайте в декларацию на общих основаниях.

ОСАГО: НДС для учреждений на ОСНО

Налог на страховку: облагается НДС или нет сумма, полученная в счет возмещения ущерба?

В первую очередь определим, что такие суммы не признаются доходами от реализации или прибылью от осуществления предпринимательской деятельности, следовательно, отнести сумму возмещения ущерба в базу для расчета НДС нельзя. Почему? Исчерпывающий перечень сумм по страхованию, которые включены в расчет налоговой базы для НДС, поименован в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ. Возмещения по обязательному страхованию в данном списке нет.

ОСАГО с НДС или нет? Ответ — нет. Сумма, полученная в счет возмещения ущерба по автострахованию, НДС не облагается.

Бухгалтерский учет ОСАГО: проводки

Определим особенности отражения операций по страхованию ОСАГО, бухгалтерский и налоговый учет 2020 в проводках для бюджетников.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *