Аудитор обязан подписать аудиторское заключение

I. Общие положения

Мера воздействия является установленной государством мерой ответственности за совершенное нарушение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (далее — правила аудиторской деятельности) и применяется в целях предупреждения совершения новых нарушений субъектами аудиторской деятельности.

Мера воздействия не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации аудиторской организации, нарушившей правила аудиторской деятельности, унижение человеческого достоинства аудитора, а также нанесения вреда его деловой (профессиональной) репутации.

Привлечение аудиторских организаций к ответственности должно быть обоснованным и отвечающим задачам применения института ответственности.

II. Меры воздействия

2.1. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, могут быть применены следующие меры воздействия:

1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам проверки качества ее работы нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений (далее — предписание);

2) вынесение предупреждения аудиторской организации в письменной форме о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (далее — предупреждение);

3) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания о приостановлении членства такой аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов (далее — приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов);

4) вынесение обязательного для исполнения саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушения правил аудиторской деятельности, предписания об исключении такой аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов (далее — исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов).

Предписание

2.2. Предписание — мера воздействия, выраженная в официальном уведомлении аудиторской организации о ее обязанности устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения в установленный срок. Предписание выносится в письменной форме.

2.3. В предписании устанавливается срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений. Срок устранения аудиторской организацией выявленных нарушений должен составлять не менее тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем вынесения предписания. Требования к содержанию предписания установлены пунктом 126 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 января 2013 года № 3н (далее — Административный регламент).

2.4. Предписание должно содержать указание на недопустимость подобных нарушений в дальнейшем и может содержать указание на необходимость устранения последствий нарушений, причин и условий, способствующих совершению нарушения, а также на необходимость принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений в деятельности организации.

2.5. Предписание может содержать указание на возможность применения к аудиторской организации более строгих мер воздействия в случае неустранения допущенных ею нарушений.

2.6. Предписание устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация может устранить в течение установленного срока.

Предупреждение

2.7. Предупреждение — мера воздействия, выраженная в официальном порицании аудиторской организации и содержащая указание на недопустимость нарушения правил аудиторской деятельности. Предупреждение выносится в письменной форме.

2.8. Требования к содержанию предупреждения установлены пунктом 127 Административного регламента.

2.9. Предупреждение должно содержать указание на необходимость принятия аудиторской организацией мер, направленных на недопущение в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.10. В предупреждении устанавливается срок, в течение которого аудиторской организацией должны быть приняты меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений.

2.11. Предупреждение устанавливается с учетом требований пункта 131 Административного регламента за впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить.

Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов

2.12. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов — мера воздействия, выраженная во временном прекращении права аудиторской организации заключать договоры оказания аудиторских услуг, а также вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия данной меры воздействия.

2.13. Требования к содержанию приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 128 Административного регламента.

2.14. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов назначается только в случаях, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия.

2.15. Приостановление членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов устанавливается на срок не более 180 календарных дней. Срок приостановления членства в саморегулируемой организации аудиторов исчисляется со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства в саморегулируемой организации аудиторов.

2.16. При определении срока приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов учитываются характер совершенного нарушения и имеющиеся у аудиторской организации возможности устранения нарушений.

2.17. Основаниями для приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:

1) невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений;

2) повторное совершение нарушений, явившихся основанием применения мер воздействия в виде предписания или предупреждения;

3) нарушение установленных правилами аудиторской деятельности требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, если указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности и при условии, что указанные нарушения могут быть устранены в течение срока приостановления членства;

4) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить или может устранить в течение установленного срока.

Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов

2.18. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов — мера воздействия, выраженная в прекращении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов и исключении сведений об этой аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.

2.19. Требования к содержанию исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов установлены пунктом 129 Административного регламента.

2.20. Исключение аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов является исключительной мерой воздействия.

2.21. Основаниями для исключения аудиторской организации из саморегулируемой организации аудиторов с учетом требований пункта 131 Административного регламента могут являться:

1) неустранение в установленный срок выявленных нарушений после приостановления членства;

2) выдача аудиторского заключения без проведения аудита и/или для использования его в качестве прикрытия противоправных действий;

3) уклонение от проведения внешней проверки качества работы, повлекшее невозможность проведения или завершения такой проверки;

4) систематическое несоблюдение правил аудиторской деятельности;

5) иные впервые либо повторно совершенные нарушения, которые аудиторская организация не может устранить, если менее строгий вид мер воздействия не сможет обеспечить достижение цели воздействия и/или указанные нарушения несовместимы с ведением аудиторской деятельности.

Определение мер воздействия

2.22. При определении мер воздействия, принимаемых в отношении аудиторской организации, допустившей нарушения правил аудиторской деятельности, должны учитываться следующие обстоятельства:

1) характер, в том числе системность, умышленность, и степень тяжести допущенного нарушения;

2) наступление (угроза наступления) негативных последствий;

3) возмещение вреда (ущерба) пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, пользователям услуг, оказываемых аудиторской организацией, иным лицам, причиненных таким нарушением;

4) другие обстоятельства, имеющие значение для вынесения объективного решения.

Приостановление членства в аудиторской СРО

Саморегулирование в области аудита регулируется общими и специальными правовыми нормами, при этом к общим нормам относятся основы саморегулирования, установленные законодателем в фед. законе «О СРО» за номером 315 –ФЗ, а специальные нормы представляют собой положения фед. закона «Об аудиторской деятельности» за номером 307-ФЗ.

Когда речь идет об условиях членства (в том числе его прекращения или приостановления) в аудиторских саморегулируемых организациях (в аббревиатурном написании – СРО), в первую очередь следует обращаться к фед. закону № 307-ФЗ.

Согласно статье двадцатой указанного закона , приостановление участия аудитора или аудиторской фирмы в профессиональной СРО может наступить только в результате применения саморегулируемой организацией в их отношении мер дисциплинарного воздействия.

Это означает, что единственным основанием приостановления членства в аудиторской СРО является грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности и/или стандартов и правил СРО, оформленное соответствующим решением о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности управленческих органов СРО.

Сущность приостановления членства в аудиторской СРО

Итак, как отмечалось ранее, приостановление членства является дисциплинарной мерой, связанной с определенными нарушениями законодательства в деятельности аудитора или аудиторской фирмы.

Сущность дисциплинарного наказания заключается в том, что на протяжении всего времени приостановления членства, нарушитель не может:

  1. Осуществлять аудиторскую деятельность;
  2. Рекомендовать частных аудиторов или аудиторские компании в качестве кандидатов на вступление в профессиональную аудиторскую СРО;
  3. Принимать участие в работе органов аудиторской СРО.

Таким образом, поскольку участие в СРО является для аудиторов обязательным, приостановление членства в аудиторской саморегулируемой организации означает невозможность заниматься аудитом на легальных основаниях, то есть, данная мера наказания относится к жестким и весьма ощутимым дисциплинарным взысканиям.

В этой связи, максимально-возможный срок действия приостановления членства в аудиторской СРО строго определен в фед. законе » Об аудиторской деятельности» . Законодатель дает возможность применить такое наказание на срок не более ста восьмидесяти дней, после истечения которого, аудиторская СРО либо исключает нарушителя из своего состава, либо восстанавливает его право на участие в СРО в полном объеме.

Приостановление членства в аудиторской СРО преследует цель, прежде всего, вынести нарушителю предупреждение со стороны управленческих органов СРО и дать ему возможность исправить соответствующие нарушения, выявленные в его работе.

Поэтому, законодатель в статье 20 фед. закона № 307-ФЗ устанавливает в качестве минимального срока действия рассматриваемой дисциплинарной меры, срок с момента вынесения решения управленческих органов СРО о приостановлении членства частного аудитора или аудиторской фирмы до момента устранения последними допущенных нарушений.

Соответственно, длительность рассматриваемого дисциплинарного наказания и возможность наступления более серьезных негативных последствий (в виде исключения из состава СРО) напрямую зависит от самого нарушителя. Как только выявленные нарушения будут исправлены, нарушитель будет восстановлен в членстве в СРО в полном объеме.

В случае, если в течение 180- ти дней, нарушения не будут исправлены, нарушитель будет исключен из аудиторской СРО и его дальнейшая аудиторская деятельность на легальных основаниях будет невозможна.

Основания приостановления членства в аудиторской СРО

Согласно фед. закону «Об аудиторской деятельности», аудиторская саморегулируемая организация может вынести решение о приостановлении членства в СРО частного аудитора или аудиторской фирмы в следующих случаях:

  1. Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) законодательства об аудиторской деятельности;
  2. Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) профессиональных стандартов аудиторской деятельности, в том числе стандартов установленных и утвержденных аудиторской СРО;
  3. Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) правил независимости аудитора;
  4. Нарушение аудитором (аудиторской фирмой) положений кодекса профессиональной и деловой этики аудиторов.

Здесь следует отметить, что решение о приостановлении членства в аудиторской СРО может принимать:

  1. Непосредственно сама СРО при выявлении соответствующих нарушений;
  2. Надзорные органы.

Если решение принимается надзорным органом, то в аудиторскую СРО направляется обязательное для исполнения предписание с указанием приостановить членство конкретного участника.

Метки: аудиторские СРО, прекращение членства в СРО 18 сентября 2013

Подписываем аудиторское заключение

Согласно действующему законодательству консолидированная отчетность составляется кредитными организациями в соответствии с МСФО. Это требование определяет статус отчетности как обязательной для внешнего аудирования. На какие стандарты независимый аудитор должен ссылаться в своем аудиторском заключении, какие лица должны ее подписывать, какие требования должны предъявляться к аттестату аудитора? На эти вопросы отвечают наши эксперты.

Е.А. Чемова, КПМГ в России и СНГ, департамент по оказанию аудиторских услуг в финансовом секторе, старший менеджер

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности (ФСАД). Данные стандарты применяются и в отношении аудиторского заключения по консолидированной отчетности кредитных организаций.

ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» содержит требование о включении в состав аудиторского заключения части, указывающей, что аудит был проведен в соответствии с ФСАД. Вместе с тем в этом же Стандарте указывается, что если договором о проведении аудита бухгалтерской отчетности предусмотрено применение как ФСАД, так и международных стандартов аудита (МСА), то аудиторское заключение может содержать указание на МСА.

Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Аттестат подтверждает сдачу квалификационного экзамена и стаж аудиторской деятельности либо ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности не менее трех лет. Не менее двух из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации. При этом к квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Е.В. Коротких, АКГ «Интерком-Аудит», руководитель департамента банковского аудита и МСФО кредитных организаций

Поскольку проведение аудита консолидированной отчетности в соответствии с МСФО предписано на законодательном уровне, то он фактически становится обязательным и должен осуществляться аттестованными аудиторами, имеющими «новый» аттестат. Кроме того, аудитор, подписывающий заключение, должен иметь еще и международный сертификат, как минимум ACCA DipIRF. При этом в аудиторском заключении, наверное, правильно будет указать, что аудит проведен в соответствии с российскими и международными стандартами, поскольку отчетность в соответствии с МСФО составляется, как правило, методом трансформации и основывается на российской отчетности.

Данный вопрос не регламентирован нормативными документами, поэтому было бы правильно просить Минфин России о соответствующих разъяснениях, а наших законотворцев — о возможных уточнениях в действующем Законе об аудиторской деятельности.

И.А. Папуш, аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» (АКГ «РБС»), департамент по работе с кредитными организациями и финансовыми институтами, руководитель отдела банковского аудита

Процесс признания МСФО на территории Российской Федерации завершен. 2012 г. войдет в историю МСФО в России как переломная веха, год первого обязательного формирования консолидированной отчетности крупных компаний на основе не национальных российских, а международных стандартов финансовой отчетности. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения, страховые организации, организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

При соответствии консолидированной финансовой отчетности всем требованиям МСФО она должна содержать указание непосредственно на стандарты. Если отчетность не соответствует каким-либо требованиям МСФО, заявление о соответствии этой отчетности международным стандартам должно содержать указание на МСФО, признанные для применения на территории Российской Федерации. Аналогичные указания следует применять и при составлении аудиторского заключения по консолидированной финансовой отчетности.

Аудит консолидированной финансовой отчетности должен проводиться с соблюдением тех же стандартов, правил, процедур и требований, что и аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом аудит в организации, впервые применившей МСФО, проводится в отношении всей отчетности в целом, включая сравнительную информацию.

С.Ю. Куранов, ООО КБ «Альба Альянс», заместитель начальника управления сводной международной отчетности

Консолидированная (годовая) отчетность кредитных организаций за 2012 г., составленная в соответствии с МСФО, подписывается с этого года одним из партнеров независимой аудиторской организации (ранее имя партнера не указывалось) с указанием номера его квалификационного аттестата. Соответствие номера аттестата можно проверить на сайте СРО НП «Аудиторская палата России», в реестре квалификационных аттестатов аудиторов, выданных с 1 января 2011 г.

В своем заключении независимый аудитор выражает свое мнение относительно достоверности во всех существенных отношениях финансового положения кредитной организации (группы) в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (без указания стандартов).

В отчете «Консолидированная финансовая отчетность», который представляется в Банк России (в программе KLIKO), в разделе «Данные об аудиторской организации» (КАМАО), указываются полное наименование аудиторской организации, ее ОГРН и ОРНЗ.

Вопрос 2. Дата подписания аудиторского заключения. События после отчетной даты

Аудиторское заключение должно иметь дату подписания, после которой в заключение не может быть внесено ни одного изменения, не оговоренного с экономическим субъектом. До этой даты должны быть завершены исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, их, предшествующих дате подписания аудиторского заключения.

Аудиторская организация обязана подписать аудиторское заключение не ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности экономического субъекта, т.е. даты окончания работ по составлению этой отчетности.

Под датой представления бухгалтерской отчетности пользователям понимается наиболее ранняя из следующих четырех возможных дат:

1) дата передачи бухгалтерской отчетности учредителям, участникам юридического лица в соответствии с учредительными документами;

2) дата передачи бухгалтерской отчетности территориальным органам статистики по месту регистрации экономического субъекта;

3) дата передачи бухгалтерской отчетности в другие адреса в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) дата опубликования бухгалтерской отчетности.

Датой представления бухгалтерской отчетности для экономического субъекта считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. дата представления бухгалтерской отчетности пользователям не может состояться ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности.

Если аудиторам стало известно о событиях, произошедших за период после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, им следует обсудить возникшие проблемы с руководством экономического субъекта и в случае, если такие события оказывают существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, потребовать внесения соответствующих изменений в данную отчетность. Если такие поправки будут в отчетность внесены, аудиторской организации надлежит продолжить проверку и подготовить новое аудиторское заключение, в котором должна содержаться ссылка на ранее подготовленное аудиторское заключение.

При обнаружении фактов, произошедших после даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, аудиторам также следует обсудить возникшие проблемы с руководством экономического субъекта.

Если руководство экономического субъекта не предпримет мер по исправлению ошибок и неточностей или отражению всех существенных обстоятельств, обнаруженных после даты представления бухгалтерской отчетности, аудиторская организация должна:

1) письменно уведомить руководство экономического субъекта о данном факте;

2) перенести на руководство экономического субъекта всю ответственность за последствия решения о том, чтобы не вносить изменения в отчетность;

3) рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о данных существенных обстоятельствах.

Вопрос 3. Заключение по специальным аудиторским заданиям.

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от 3кономических субъектов, государственных органов и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание – это оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке, специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской федерации, инициативное – во всех остальных случаях.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновеиием необходимости оказания данной услуги. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными, с точки зрения одного экономическою субъекта, и малыми, с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Итоговая часть заключения по специальному заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами «По нашему мнению».

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.

В аудиторской практике могут встречаться специальные аудиторские задания:

1) по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности;

2) по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения;

3) по бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета;

4) по отчету, подготовленному за ряд смежных лет;

5) полученное от государственного. органа. ‘

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнение аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности например, оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту регулирующему бухгалтерский учет. При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться. с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

При проведении правовой экспертизы договоров решаются такие вопросы, как составление заключения о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у него новых форм договоров; а также составление заключения о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги, подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности, и другие вопросы.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.

Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения.

Тема 8. Общение аудиторов с руководством экономического субъекта.

Порядок организации получения аудиторского заключения

Аудиторское заключение адресуется заказчику с указанием даты составления. Аудиторское заключение подписывают руководитель аудиторской фирмы (или лицо, уполномоченное руководителем) и аудитор, проводивший проверку. Заключение заверяют печатью аудиторской фирмы. Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации. Аудитор должен указать в аудиторском заключении дату, когда был завершен аудит, так как данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую (бухгалтерскую) отчетность события и операции, имевшие место с даты окончания проведения аудита до даты подписания аудиторского заключения. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица в соответствии с требованиями законодательства РФ относительно подготовки такой отчетности. Аудиторское заключение нельзя подписывать ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *