Аттестация на соответствие должности

Содержание

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно. В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности». Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Положение об аттестации работников

ВАЖНО! Поскольку в 2020 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267. Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации. Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Например, согласно тексту Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, аттестация сотрудников органов внутренних дел проводится один раз в четыре года.

Шаг 4. Указать основания для проведения внеочередной аттестации

Лучше предусмотреть (на случай расставания) и зафиксировать, что внеочередную аттестацию можно провести:

  • по соглашению сторон;
  • в случае изменения условий труда по технологическим причинам;
  • в случае неоднократного ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.

Тогда работодатель будет иметь право направить работника на внеочередную аттестацию, по итогам которой принять соответствующее решение, в том числе предусмотренное пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

Например, в Положении, утвержденном Министерством транспорта РФ от 11.03.1994 № 13/11 (зарегистрировано в Минюсте 18.04.1994 № 548), досрочно аттестация производится в случаях, когда выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

К примеру, до недавнего времени педагогические работники государственных казенных учреждений социального обслуживания в Ленинградской области должны были предоставлять для аттестации портфолио социального работника, характеризующее результаты их деятельности. Однако стоит заметить, что в настоящее время это требование отменено Приказом Комитета по соцзащите населения Ленобласти от 21.01.2013 № 1.

Образец портфолио социального работника для аттестации

Скачать

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

ВАЖНО! Необходимо предусмотреть возможность для работника не согласиться с содержанием своей характеристики и предоставить в аттестационную комиссию письменные возражения.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

ВАЖНО! Не предоставленная вовремя характеристика при спорных результатах аттестации является формальным поводом для признания судом решения аттестационной комиссии неправомерным в связи с нарушением порядка процедуры.

Раздел о проведении аттестации

Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.

Шаг 1. Определяем кворум

Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.

Шаг 2. Описываем саму процедуру

Пишем, что проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности должно проводиться в присутствии самого работника и его непосредственного руководителя в доброжелательной атмосфере (работник и так в стрессе).

Указываем, что начальник представляет работника, а затем члены комиссии задают интересующие их вопросы.

После того как вопросы будут заданы, а работник на них ответит, аттестуемый сотрудник удаляется, а его руководитель и члены комиссии остаются для обсуждения и принятия соответствующего решения.

После принятия решения работник приглашается, и председатель объявляет ему решение комиссии.

Шаг 3. Закрепляем механизм принятия решений

Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.

ВАЖНО! Любое решение должно быть обосновано и подкреплено соответствующим документом. Если работник подлец — это не основание признать его не соответствующим занимаемой должности.

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.

Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.

Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.

Все сомнения трактуются в пользу работника.

Шаг 4. Варианты решений комиссии

Описываем, какие решения может принять комиссия:

  • сотрудник соответствует занимаемой должности;
  • направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
  • ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
  • рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
  • не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.

Шаг 5. Оформляем решение комиссии.

Все решения комиссии оформляются протоколом или заносятся в аттестационный лист работника. Оформлять оба документа смысла не имеет, по сути это одно и то же, отличается только форма. В то же время никто не запрещает заполнить оба документа.

Аттестационный лист и протокол подписываются всеми членами комиссии, присутствующими на аттестации.

ВАЖНО! Те члены комиссии, которые не присутствовали на аттестации, подписывать данные документы не имеют права. Если они подпишут, это может служить поводом для отмены решения комиссии и возбуждения уголовного дела по статье 292 УК РФ.

Далее аттестационный лист (и протокол при наличии) направляется в отдел кадров, где на основании этого документа будет издан приказ соответствующего содержания.

Приказ должен быть издан в определенные сроки, работодатель сам определит, в какие, но не более одного месяца.

Необходимо предусмотреть, чтобы сроки могли прерываться (при уходе в отпуск, временном отсутствии по невыясненным причинам или временной нетрудоспособности данный срок должен прерываться).

Нарушение сроков влечет отмену решения аттестационной комиссией.

Например, если А.В. Петров будет признан не соответствующим занимаемой должности, работодатель вправе его уволить, направить на обучение или понизить в должности (его воля, аттестационная комиссия предоставила ему такие полномочия).

Если работодатель примет решение переместить А.В. Петрова на нижестоящую должность, а А.В. Петров откажется, работодатель будет вправе его уволить по тем же основаниям.

Шаг 6. Права работника

Желательно указать, что в случае несогласия с итогами аттестации работник в установленном законом порядке может обжаловать это решение.

Заключительные положения

Данный раздел содержит сведения о том, где хранить аттестационные документы. Все аттестационные документы хранятся в кадровых подразделениях, протоколы — в номенклатурной папке, аттестационные листы — в личных делах сотрудников.

Срок хранения этих документов составляет 75 лет.

Образец положения об аттестации работников

Скачать

Образец графика проведения аттестации работников

Скачать

Образец характеристики на работника для аттестации

Скачать

Образец протокола аттестации работников

Скачать

Образец аттестационного листа

Скачать

Аттестация персонала (работников) в организации — методы и этапы проведения + цели и задачи

Здравствуйте! В этой статье расскажем об аттестации персонала в организации.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что называется аттестацией и с какими целями ее проводят;
  2. Кого нужно аттестовать, а кого нет;
  3. Как проводить аттестацию правильно

Персонал – основной актив любой организации. От того, насколько качественно сотрудники выполняют свою работу, зависит, достигнет ли компания поставленных целей.

Для того чтобы со временем результативность труда не снижалась, регулярно оценивают знания и навыки сотрудников.

Что гласит кодекс

Законодательством регулируется много положений по управлению персоналом. Проведение аттестации работников не является исключением. ТК РФ говорит о том, что работодатель может расстаться с работником, который не соответствует своей должности либо обладает недостаточной квалификацией.

Остальной механизм аттестации регулируют другие законы и нормативные акты.

Зачем проводить

Проведение аттестации работников совершенно не означает, что тех, кто ее не прошел, уволят.

Главная цель аттестации — проанализировать работу, выявить, какие места являются слабыми, как устранить эти проблемы и увеличить эффективность деятельности компании.

Помимо этих целей, есть и дополнительные:

  • Проверить, насколько работники мотивированы (в том числе к карьерному росту);
  • Определить вектор, по которому компания будет развиваться в дальнейшем;
  • Повысить уровень дисциплины в коллективе;
  • Проверить соответствие компании корпоративной культуре.

Часто подобная проверка позволяет выявить, что в штате нужны дополнительные специалисты, или нужно организовать курсы по повышению квалификации для уже действующих работников.

В итоге проведение аттестации может помочь:

  • В выявлении кадровых проблем;
  • В пересмотре уровня оплаты труда;
  • Сформировать резерв кадров;
  • В оценке эффективности деятельности компании.

Кто аттестации не подлежит

  • Женщины, находящиеся в состоянии беременности;
  • Лица, которые работают в организации меньше 12 месяцев;
  • Лица, у которых есть малолетние дети;
  • Совместители и лица, которые работают по срочным договорам (в отдельных случаях);
  • Те работники, которые достигли шестидесятилетнего возраста.

Кто подлежит обязательной проверке

  • Государственные гражданские служащие;
  • Муниципальные служащие;
  • Железнодорожники;
  • Работники сферы электроэнергетики;
  • Лица, обеспечивающие безопасность судоходства;
  • Персонал авиации;
  • Работники сферы образования;
  • Те, кто трудится на производственных объектах повышенной опасности;
  • Библиотекари;
  • Руководящий состав унитарного предприятия;
  • Лица, работающие с ионизирующим излучением;
  • Лица, работающие на предприятиях, связанных с хранением и уничтожением химического оружия.

Сроки аттестации сотрудников

Стандартные сроки проведения аттестации один раз в 3 — 5 лет. В положении об аттестации работников обязательно фиксируется периодичность ее проведения.

Кроме этого, может быть проведена внеочередная аттестация сотрудника, а также досрочная аттестация.

Аттестация может длиться от трех месяцев до полугода, а уведомляют сотрудников о проведении за 1 месяц до начала.

Основные виды аттестации персонала

Существует несколько видов аттестации.

Мы перечислим и дадим краткую характеристику основным:

  1. Очередная – для всех служащих является обязательной. Периодичность проведения: 1 раз в 2 года для руководящих должностей, 1 раз в 3 года для остальных.
  2. При продвижении по карьерной лестнице – выявляет, насколько работник готов занять более высокую должность и выполнять новые обязанности.
  3. По окончании испытательного периода – проводится чтобы выяснить, как работник адаптировался на новом месте.
  4. При переходе в другое подразделение – проводится в тех случаях, когда обязанности сильно меняются.

Аттестация персонала проводится регулярно, а список тех должностей, которые нужно аттестовать, составляет руководитель организации.

Методики аттестации работников

Методов аттестации существует много, но на практике применяются только несколько, так как по большей части они являются производными друг от друга.

Метод классификации.

Отбор сотрудников ведется по критериям, которые утверждены заранее. Учитываются заслуги и достижения каждого при выполнении работы.

Метод ранжирования.

Заключается в расстановке сотрудников по их заслугам либо по способностям к выполнению определенной работы. Хотя ранжирование можно проводить и по другим критериям.

Оценочная шкала.

Эту методику наиболее часто используют при проведении аттестации. За основу берется список, в котором перечислены характеристики личности, а напротив каждой размещают пятибалльную шкалу. Затем руководитель, используя эту шкалу, отмечает, насколько каждая характеристика присуща сотрудникам.

Открытая аттестация.

Методика сравнительно новая. Ее ввели потому, что система оценочной шкалы оказалась недостаточно эффективной. Вместо проставления баллов, достаточно использовать письменную или устную характеристику работника.

Стадии аттестации

Прежде чем проводить аттестацию, нужно четко понять, что именно вы хотите установить и проверить. К тому же, если коллектив немаленький, стоит разработать план, в котором разграничено, кто, в какое время будет занят прохождением.

Мы кратко охарактеризуем основные стадии этой процедуры, чтобы иметь наиболее полное представление о ней.

Стадия № 1.

Сначала вы решаете, какие именно показатели хотите оценить. Затем решаете, какие методики будете использовать при проверке. Как только методика будет выбрана, можно в качестве эксперимента проверить один из отделов компании либо целое структурное подразделение.

Критерии, по которым будет проводиться оценка, оговаривают заранее.

Стадия № 2.

На этом этапе издают нормативную документацию и готовят материалы к процедуре. Если раньше в компании аттестация не проводилась, стоит издать приказ о ее проведении, собрать необходимые материалы, анкетные листы, результаты тестирования сотрудников и прочее.

Вся документация предоставляется секретарю аттестационной комиссии, который составляет таблицы оценивания.

Стадия № 3.

На этом этапе сотрудники заполняют отчеты о работе, которую проделали, а руководитель заполняет таблицу, в которой указаны различные критерии. Напротив каждого критерия проставляется оценка.

Стадия № 4.

Комиссия ведет обсуждение каждой выставленной оценки. Затем оценки суммируются и сравниваются с теми требованиями, которые предъявляются к конкретной должности. Чем выше получается балл в итоге, тем более высокую должность может занять аттестуемый работник.

Стадия № 5.

Эта стадия является ключевой.

Если работник, которого проверяют на данный момент, отсутствует на рабочем месте, нельзя заочно определить, насколько он профпригоден.

Если работник знал об аттестации и его подпись стоит на уведомлении, но он проигнорировал ее проведение, составляют акт, в котором указывают, что сотрудник не прошел аттестацию.

Подводя итоги своей работы, комиссия составляет отчет, в котором оценивает профессиональный уровень коллектива. Вся документация, которую комиссия подготовила, заверяется всеми членами комиссии.

Стадия № 6.

Комиссия проводит систематизацию полученных результатов. Составляются таблицы, даются рекомендации руководству по осуществлению кадровых перестановок.

После получения рекомендаций, кого-то отправят повышать квалификацию, кого-то повысят в должности, а кого-то и вовсе сократят.

Стадия № 7.

С результатами аттестации обязательно знакомят весь коллектив. С теми сотрудниками, положение которых в организации изменится, руководитель лично проводит беседу.

Все результаты хранят в кадровой службе, они могут быть использованы при решении различных вопросов с кадрами.

В нашем разговоре мы часто упоминали термин » аттестационная комиссия». Поэтому уточним, кто входит в ее состав.

Кто входит в комиссию

Ее состав можно назвать стандартным:

  • Председатель и его заместитель;
  • Секретарь;
  • Несколько членов комиссии.

Рекомендуется, чтобы членов комиссии было не менее трех, а максимум не ограничивается.

Исходя из существующей судебной практики, в состав комиссии стоит включать председателя профсоюзной организации, если таковая на предприятии действует.

Пример. Известны случаи, когда увольняли сотрудника, не прошедшего аттестацию по решению комиссии. Но при этом председателя профсоюза среди членов комиссии не было. В итоге суд встал на сторону уволенного работника и восстановил его в должности, а увольнение было признано незаконным.

Далее, поговорим о том, в каких формах можно провести аттестацию.

Формы проведения аттестации

Чтобы получить эффективный результат, специалистами рекомендуется применять следующие формы:

Коллегиальное собеседование.

Комиссия рассматривает все материалы и беседует с каждым сотрудником. При этом обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы человек не нервничал и мог вести диалог с членами комиссии.

Бывает, что работнику трудно дать ответ на какой-то вопрос, в этом случае не стоит давить и требовать обязательного ответа. Задача комиссии – выявить проблему, а не заставить работника трястись от ужаса.

Собеседование в индивидуальном порядке.

Его чаще всего проводит непосредственный руководитель. Он объясняет работнику, как проходит аттестация, предупреждает о последствиях неявки, а затем уже готовит отзыв о его работе.

Письменное тестирование.

Фактически считается самой объективной формой. Вопросы для аттестации работника здесь разрабатываются в соответствии с квалификацией и должностью, которую он занимает.

Изначально устанавливается количество верных ответов, которое будет свидетельствовать о том, что аттестация пройдена.

Тестовые вопросы с течением времени должны обновляться.

Решение комиссии

По итогам аттестации работников комиссия может вынести решение о соответствии работника той должности, которую он занимает, о несоответствии, о переводе на более высокую должность, о включении в кадровый резерв.

Самые распространенные ошибки

Главной ошибкой является неправильная постановка целей и задач аттестации сотрудников. Если эту процедуру проводить только для того, чтобы уволить неугодных сотрудников, все положительные стороны аттестации просто перечеркиваются.

Другая ошибка – низкий уровень информированности работников. Если аттестация проводится в первый раз, о ней лучше предупреждать не за один месяц. Также рекомендуется разъяснять людям, для чего это делается, как происходит процедура. В противном случае вы рискуете получить нервную обстановку в коллективе, которая точно не добавляет работе эффективности.

Какие еще ошибки допускаются?

Сотрудников сравнивают друг с другом.

Ничем хорошим это однозначно не закончится. Сравнивать нужно деятельность сотрудника со стандартами компании, а не людей.

Разный подход к людям, которые выполняют работу идентично.

Часто требования к работникам с одинаковыми обязанностями – разные. Это объясняется как личными симпатиями руководства, так и благими намерениями: разные люди могут выполнять одну и ту же работу по-разному. Главное, никогда не терять объективности. Поэтому в комиссию лучше включать людей с непредвзятой точкой зрения, тех кто не заинтересован в том или ином результате аттестации.

Использование ограниченного диапазона оценок.

Если оперировать только критериями «плохо-хорошо», вынести объективную оценку деятельности работника нереально. Не получится разделить сотрудников на одинаково профессиональных и на одинаково непрофессиональных. Это тупиковый подход.

Оценивать нужно по более широкому спектру критериев. В некоторых европейских странах шкала оценки деятельности сотрудников состоит из 100 баллов. Это позволяет вынести наиболее обоснованное решение.

Предвзятое отношение.

Согласитесь, что нередко в коллективе существуют определенные стереотипы по отношению к какому-либо человеку. Но гораздо хуже, когда кто-то из членов комиссии продемонстрирует свою предвзятость.

Подход должен быть адекватным, а решения должны приниматься исходя их профессиональных стандартов, а не личных оценок.

Во время процедуры внезапно меняются требования.

Хотя людей предупреждают о проверке заранее, слухов все равно избежать не получится. При каждом упоминании аттестации люди нервничают, теряют работоспособность, помимо этого, начинают конфликтовать между собой.

Не нагнетайте ситуацию. Объясняйте сотрудникам все подробно, объективно. Не дергайте их, не меняйте требования внезапно. В противном случае люди будут считать, что все делается целенаправленно, чтобы они показали худшие результаты.

Вряд ли после такого стресса к начальству будут относиться с уважением.

Как же провести аттестацию не просто правильно, но и эффективно, обсудим далее.

Когда действия комиссии неправомерны

Некоторые руководители проводят аттестацию, чтобы избавиться от конкретного работника, ставшего вдруг неугодным. При этом его реальные результаты труда учитывать никто не будет, цель – увольнение.

Каждый работодатель должен помнить, что решение проблемы с субъективным отношением к человеку подобным образом – противозаконно.

Другим вариантом неправомерного поведения является такой: незадолго до процедуры работнику дают задание, которое он не сможет выполнить, потому что оно невыполнимо изначально, так как не соответствует квалификации сотрудника.

Чтобы не допустить таких нарушений, члены комиссии должны убедиться в том, что работники реально могу выполнить порученное задание.

Есть и другие виды нарушений, выявив которые, итоги аттестации можно оспорить:

  • Нарушение сроков проведения;
  • Нарушаются сроки уведомления сотрудников о проведении аттестации;
  • Работник не был ознакомлен с результатами;
  • Проверяли работника, принадлежащего к категории не подлежащих аттестации лиц;
  • Был нарушен порядок проведения самой процедуры;
  • В комиссии не было специалистов из той отрасли, в которой компания ведет свою деятельность.

Опираясь на практику судов, можно говорить о том, что «фиктивная» аттестация не позволит недобросовестному руководителю избавиться от надоевшего работника. Требования закона нужно соблюдать.

Советы руководителям

Включайте в состав комиссии специалистов по разным сферам, чтобы процедура прошла качественнее.

Пример. В компании Р. проводилась аттестация персонала. По ее итогам юрисконсульта А. было решено перевести на должность, которая оплачивается ниже. Не согласившись с таким решением, А. написал заявление на имя руководителя компании, в котором указал, что в составе комиссии по аттестации не было ни одного юриста. Следовательно, решение о переводе принималось некомпетентными людьми.

Руководитель компании, ознакомившись со всеми материалами, доводы А. посчитал обоснованными и сотрудник продолжил работу на прежней должности.

Несмотря на то что в законе оговариваются случаи, когда процедуру можно провести без присутствия работника, лучше этого не делать. Таким образом, снизится риск возникновения конфликтной ситуации, а также удастся избежать оспаривания результатов и судебного разбирательства.

Если вы заинтересованы в действительно качественных результатах, доверьте проведение процедуры профессионалам. Куда обратиться, расскажем кратко.

№ п/п Компания Характеристика
1 Гермес Компания действует более 5 лет. Компания занимается юридическим сопровождением процесса аттестации и не только. Сотрудничает фирма с любым регионом РФ
2 Кадры есть! Компания с 11-летним стажем работы. Ее офисы есть в нескольких городах. При аттестации специалисты компании используют не только самые известные методы, но и авторские
3 HR-Практика Это компания – старожил, ей более 20 лет. Основной офис в Петербурге, но сотрудничество возможно с любым регионом, а также с другими странами. Услуги оказываются и в удаленном формате

Итак, теперь мы рассказали о самых важных моментах, касающихся аттестации персонала. Если процедура была проведена в полном соответствии с требованиями закона, она позволит осуществить принятие необходимых кадровых решений, заручиться поддержкой закона при переводе, увольнении либо понижении работника в должности.

Еще хотелось бы пожелать, чтобы в любой компании работали только талантливые, высококвалифицированные сотрудники и не требовалось никого увольнять, либо переводить на низкооплачиваемые рабочие места.

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Т. В. Шадрина

Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение» № 4/2016

Обязательно ли проводить аттестацию работников? Как правильно организовать ее проведение? Что включить в положение о проведении аттестации и на какие моменты обратить внимание при его разработке? Каковы основные этапы аттестации?

Многие работодатели воспринимают аттестацию работников как нечто формальное. Оно и понятно: четких указаний о порядке и сроках ее проведения в Трудовом кодексе не содержится. Да и нормативных актов в данной области, предназначенных для коммерческих организаций, за последнее время не издавалось (аттестация обязательна только для работников организаций определенных сфер деятельности): законодательством в основном урегулирован порядок проведения аттестации работников бюджетной сферы. Между тем результаты аттестации могут служить основанием для увольнения работника, поэтому рекомендуем со всей ответственностью отнестись к проведению самой аттестации, поскольку трудовые споры нередки и в большинстве случаев судьи встают на сторону работника. О том, как правильно организовать проведение аттестации, читайте в настоящей статье.

Как провести аттестацию педагогического работника на соответствие занимаемой должности

Раз в пять лет образовательные организации в установленном порядке обязаны проводить аттестацию педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям (далее – аттестация на соответствие занимаемой должности).

Если аттестационная комиссия признает то, что работник не соответствует занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, работодатель сможет его уволить. Для этого в Трудовом кодексе РФ есть основание – пункт 3 части 1 статьи 81.

При проведении аттестации используйте разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников, которые департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования направили совместным письмом от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505. Они разработали эти разъяснения на основе вопросов по порядку аттестации, которые задавали:

  • органы государственной власти субъектов РФ;
  • региональные и межрегиональные организации профсоюза;
  • другие заинтересованные лица.

Как подготовиться к проведению

При подготовке к проведению аттестации издайте распорядительные акты и ознакомьте с ними работников.

  1. Издайте распорядительный акт о создании аттестационной комиссии – приказ, распоряжение (п. 6 Порядка аттестации педагогических работников).

При аттестации аттестационная комиссия оценивает профессиональную деятельность педагогических работников. Состав комиссии формирует образовательная организация (ч. 2 ст. 49 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, п. 5 Порядка аттестации педагогических работников).

В распорядительном акте определите, кто будет в составе аттестационной комиссии:

  • председателем;
  • заместителем председателя;
  • секретарем;
  • членами аттестационной комиссии.

При этом в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включите представителя выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии).

На это указывают пункты 6 и 7 Порядка аттестации педагогических работников.

Ситуация: может ли руководитель организации быть председателем аттестационной комиссии образовательной организации

Да, может.

Закон не устанавливает запрета для такой ситуации. Руководитель может входить в состав аттестационной комиссии (в т. ч. быть ее председателем).

Однако это нецелесообразно. При подготовке и проведении аттестации руководитель является представителем работодателя и выполняет иные функции, которые связаны с аттестацией:

  • принимает распорядительные акты;
  • знакомит работника с документами;
  • вносит представление.

Данное мнение подтверждает ответ на вопрос 4 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ознакомьте работников с распорядительным актом о создании аттестационной комиссии.

  1. Издайте распорядительный акт о проведении аттестации.

Этого требует пункт 8 Порядка аттестации педагогических работников.

Предусмотрите в акте список работников, которые подлежат аттестации, и график, по которому проводят аттестацию (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Перечень должностей работников, которые подпадают под действие Порядка аттестации педагогических работников, определяет подраздел 2 раздела I номенклатуры должностей (п. 1 Порядка аттестации педагогических работников). Определите график проведения аттестации.

Аттестацию на соответствие занимаемой должности не проходят педагогические работники, которых называет пункт 22 Порядка аттестации педагогических работников:

  • педагогические работники, которые имеют квалификационные категории;
  • педагогические работники, которые проработали в занимаемой должности менее двух лет (в организации, в которой проводится аттестация);
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • лица, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до того, как он достигнет возраста трех лет (и не ранее чем через два года после их выхода из этого отпуска);
  • работники, которые отсутствовали на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (и не ранее чем через год после их выхода на работу).

Ознакомьте работников, которые подлежат аттестации, с этим распорядительным актом под подпись. Это нужно сделать не менее чем за 30 календарных дней до дня, когда она будет проводиться (п. 9 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать на соответствие занимаемой должности педагогического работника – совместителя или педагогического работника, который выполняет педагогическую работу наряду с основной работой

Да, можно.

Порядок аттестации педагогических работников применяют к педагогическим работникам в том числе в случаях, когда они замещают должность:

  • по совместительству в той же образовательной организации;
  • по совместительству в иной образовательной организации;
  • путем совмещения.

На это указывает пункт 1 Порядка аттестации педагогических работников.

Аттестации на соответствие занимаемой должности подлежат педагогические работники – совместители как у работодателя по основному месту работы, так и у работодателя, у которого работник работает по совместительству. При этом проводить аттестацию на соответствие занимаемой должности может как первый, так и второй работодатель.

Это право работодателя подтверждает ответ на вопрос 13 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли работодатель аттестовать работника на соответствие занимаемой должности, если работник одновременно с работой получает образование

Да, на общих основаниях.

Работодатель может аттестовать педагогических работников, если запрет на их аттестацию на соответствие занимаемой должности не устанавливает Порядок аттестации педагогических работников.

Категории педагогических работников, в отношении которых работодатели не проводят аттестацию, определяет пункт 22 этого порядка. В нем не указаны педагогические работники, которые одновременно работают и обучаются.

Ситуация: может ли работодатель провести аттестацию педагогических работников на соответствие занимаемой должности по их заявлению

Нет, не может.

Порядок аттестации педагогических работников прямо предусматривает то, что работодатель проводит аттестацию на соответствие занимаемой должности по своей инициативе (на основании распорядительного акта и представления в аттестационную комиссию) (п. 8 и 10 Порядка аттестации педагогических работников). Возможности провести аттестацию на соответствие занимаемой должности по желанию работника нет.

Данный запрет подтверждает ответ на вопрос 14 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: может ли педагогический работник отказаться и не пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности

Нет, не может.

Обязанность педагогического работника в установленном порядке пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности предусматривает пункт 8 части 1 статьи 48 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Работник, в том числе педагогический, обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).

Если работник отказывается проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, то это может означать, что он не исполняет свои трудовые обязанности. А за это работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 192 ТК РФ).

Данное обоснование подтверждает ответ на вопрос 8 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

  1. Внесите в аттестационную комиссию представление на каждого работника, который будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.

В представление включите информацию, которую предусматривает пункт 11 Порядка аттестации педагогических работников (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников):

  • фамилию, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дату заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования или квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (если их проводили);
  • мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Ознакомьте работника с представлением под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

Если работник отказался от ознакомления с представлением, то составьте акт.

  1. Сообщите педагогическому работнику о его праве представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, которые характеризуют его профессиональную деятельность.

Работник может представить сведения за период с даты предыдущей аттестации. При первичной аттестации – с даты, когда работник поступил на работу (п. 12 Порядка аттестации педагогических работников).

В каком порядке провести

В день, который предусмотрен графиком аттестации, проведите заседание аттестационной комиссии.

По общему правилу оно проходит с участием педагогического работника.

Если педагогический работник не может присутствовать на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, то аттестацию на соответствие занимаемой должности работодатель переносит на другую дату. Об этом знакомят работника под подпись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты аттестации.

На заседании аттестационной комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от общего числа ее членов. В противном случае ее решения будут неправомочны (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Ситуация: можно ли аттестовать педагогического работника на соответствие занимаемой должности, если он не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины

Да, можно.

Если педагогический работник не явился на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины, то аттестацию на соответствие занимаемой должности аттестационная комиссия проводит без него (п. 13 Порядка аттестации педагогических работников).

Аттестационная комиссия рассматривает представление работодателя и дополнительные сведения педагогического работника (если он их представил).

По результатам аттестации принимается одно из решений (п. 15 Порядка аттестации педагогических работников):

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Ситуация: у работника нет образования по необходимому профилю деятельности или направлению подготовки. Обязана ли аттестационная комиссия признать то, что работник не соответствует занимаемой должности из-за недостаточной квалификации

Нет, само по себе это не является обязательным основанием для того, чтобы признать работника не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. Такое решение не может быть принято, если работодатель в представлении дал положительную оценку профессиональным, деловым качествам работника и результатам его работы.

ЕКС работников образования и Порядок аттестации педагогических работников предусматривают возможность назначения на указанные должности лиц, которые не имеют специальной подготовки или стажа работы, но:

  • обладают достаточным практическим опытом и компетентностью;
  • выполняют качественно и в полном объеме должностные обязанности, которые на них возложил работодатель.

Это предусматривают пункт 9 ЕКС работников образования и пункт 23 Порядка аттестации педагогических работников.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 15 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Аттестационная комиссия принимает решение в отсутствие работника, который проходит аттестацию. Решение принимают открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, которые присутствуют на заседании (п. 16 и 17 Порядка аттестации педагогических работников). Работник, который проходит аттестацию и при этом одновременно является членом аттестационной комиссии, не голосует по своей кандидатуре (п. 16 Порядка аттестации педагогических работников).

Как оформить результаты и сообщить их работнику

Сообщите педагогическому работнику, который присутствует на заседании аттестационной комиссии, результат аттестации сразу после голосования (п. 18 Порядка аттестации педагогических работников).

Занесите результаты аттестации в протокол.

Протокол подписывают председатель комиссии, его заместитель, секретарь и члены аттестационной комиссии, которые присутствовали на заседании (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Протокол, представление, дополнительные сведения, которые представил педагогический работник, хранит работодатель (п. 19 Порядка аттестации педагогических работников).

Секретарь аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней составляет выписку из протокола (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Ознакомьте педагогического работника с ней под подпись в течение трех рабочих дней после составления и храните ее в личном деле работника.

Руководитель не фиксирует результаты аттестации другими способами. Например, не надо издавать приказ о непрохождении аттестации.

Основанием для дальнейших управленческих решений будет протокол. Например, если вы приняли решение уволить работника, который не прошел аттестацию на соответствие занимаемой должности, то издайте приказ о прекращении трудового договора. В основании приказа укажите реквизиты протокола.

Ситуация: вносит ли работодатель сведения об аттестации на соответствие занимаемой должности в трудовую книжку педагогического работника

Нет, не вносит.

Работодатель вносит в трудовую книжку сведения:

  • о работнике;
  • о работе, которую выполняет работник;
  • о переводах на другую постоянную работу;
  • о наградах работника за успехи в работе;
  • об увольнении работника.

Также в трудовую книжку работодатель вносит основания, по которым он прекратил трудовой договор.

Это предусматривает статья 66 Трудового кодекса РФ.

Трудовые книжки ведут с учетом положений:

  • Правил, которые утвердило Правительство РФ постановлением от 16 апреля 2003 г. № 225;
  • Инструкции, которую утвердил Минтруд России постановлением от 10 октября 2003 г. № 69.

Эти документы не предусматривают того, чтобы работодатель вносил в трудовую книжку сведения о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности.

Аттестационная комиссия эти сведения отражает в протоколе (выписке из протокола) (п. 19 и 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Вносить их в трудовую книжку работника работодатель не должен.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 18 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Ситуация: должен ли работодатель принять локальный акт, который регулирует порядок проведения аттестации на соответствие занимаемой должности педагогических работников

Нет, не должен.

Полномочия разрабатывать Порядок аттестации педагогических работников принадлежат Минобрнауки России. Поэтому работодатель самостоятельно не разрабатывает положение об аттестации на уровне образовательной организации. В том числе он не разрабатывает локальный акт на основе Порядка аттестации педагогических работников.

Этот порядок определяет:

  • правила, принципы и основные задачи аттестации на соответствие занимаемой должности;
  • правила функционирования аттестационной комиссии и ее полномочия.

Образовательная организация издает распорядительные акты, которые регулируют отдельные этапы аттестации, например:

  • о создании и составе аттестационной комиссии;
  • о проведении аттестации.

Данную позицию подтверждает ответ на вопрос 6 разъяснений из письма от 3 декабря 2014 г. № 08-1933/505.

Шаблоны и документы

1. Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии образовательной организации

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола. Выписка из протокола хранится в личном деле работника (п. 20 Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.

Обработка информации персонифицированного характера осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ .

2. Представление на педагогического работника для аттестации в целях установления соответствия занимаемой должности

Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании шаблона необходимо учитывать требования норм региональных (муниципальных) правовых актов. Для проведения аттестации на соответствие занимаемой должности на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление (п. 10 Порядка аттестации педагогических работников). В представлении содержится сведения о педагогическом работнике, которые предусмотрены пунктом 11 Порядка аттестации педагогических работников.

Обработка информации персонифицированного характера осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ .

3. Приказ о создании аттестационной комиссии образовательной организации

Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) (п. 6, 7Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа на федеральном уровне не утверждена. При составлении приказа необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

4. Приказ об аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя. Распорядительный акт содержит список работников организации, подлежащих аттестации и график проведения аттестации. Работодатель знакомит работников под роспись с распорядительным актом не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (п. 8, 9Порядка аттестации педагогических работников).

Форма документа на федеральном уровне не утверждена. При составлении приказа необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных нормативных правовых актов.

5. Протокол заседания аттестационной комиссии образовательной организации

Формы документов, которые образуются в процессе аттестации работников образовательных организаций, на федеральном уровне не утверждены. Образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить соответствующие формы (в том числе форму протокола заседания аттестационной комисс

Трудовое право

При приеме на работу по соглашению с работником ему может быть установлен испытательный срок с целью проверки соответствия поручаемой работе продолжительностью до трех месяцев, а в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, —шести месяцев.

Условие об испытании должно быть указано в приказе (распоряжении) о приеме на работу.

Испытание не может быть установлено для несовершеннолетних работников; молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов Великой Отечественной войны, направленных на работу в счет брони, а также при приеме на работу в другую местность и переводе в другую организацию (ст.

22 КЗоТ РФ).

На работников в период испытания в полном объеме распространяется законодательство о труде. Так, во время испытательного срока работник вправе расторгнуть трудовой договор по своей инициативе в общем порядке (ст. 31 КЗоТ РФ).

Для некоторых категорий работников законодательством устанавливается периодическая проверка соответствия их занимаемым должностям, они подлежат периодической аттестации. К таким относятся, например, лица, занимающие должности исполнительных ру-

Глава VIII. Трудовой договор (контракт)

ководителей и специалистов предприятий транспорта’, служащие учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании-, федеральные государственные служащие’ и некоторые другие работники.

Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственный службы в Российской Федерации» было утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего, в котором изложены цели и задачи аттестации, организация и правила ее проведения.

Аттестация должна проводиться не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестации не подлежат федеральные государственные служащие:

замещающие государственную должность соответствующей группы менее года;

достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности;

беременные женщины;

находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных федеральных государственных служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска; в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда; назначения на государственную должность по конкурсу и (или) государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки.

Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия и утверждается график проведения аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого федерального государственного служащего.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

‘ См.: Положение о порядке проведения аттестации лиц. занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта /7 Бюллетень нормативных актов. 1994. № 7.

— См.: Основные положения о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденные постановлением Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 23 октября 1992 г. // Бюллетень нормативных актов. 1993. » 1.

» См.: Указ Президента РФ от Ч марта 1996 г. «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служаиіего»//СЗ РФ. 1996.№ 11. Ст. 1036.

ts 4. Содержание трудового договора

В результате аттестации федеральному государственному служащему дается одна из следующих оценок:

соответствует замещаемой государственной должности;

соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

не соответствует замещаемой государственной должности. В последнем случае служащий направляется на повышение ква-.іификации или переподготовку либо с его согласия переводится на ;іругую государственную должность. При отказе от повышения ква-.шфикации, переподготовки или перевода на другую государственную должность руководитель государственного органа вправе принять решение об увольнении федерального государственного служащего в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Вопросы, связанные с проведением аттестации, рассматриваются соответствующим государственным органом или в суде.

Основные этапы и мероприятия аттестации персонала;

Основные этапы при выполнении аттестации.

Для рациональной организации процесса аттестации устанавливается следующий порядок выполнения мероприятий:

Таблица 1

Мероприятие Время исполнения Исполнитель Примечание
До начала аттестации
1. Назначение рабочей группы по проведению аттестации до начала аттестации Председатель правления Из работников кадровой службы и др. осн. служб
2. Определение списка лиц, подлежащих аттестации до начала аттестации Рабочая группа С последующим утверждением Ген.дир-ром
Подготовительный этап
3. Проведение психологического тестирования в ходе подготовительного этапа аттестации Психолог
4. Заполнение листов «Информационного анализа» рабочих мест в ходе подготовительного этапа аттестации Рабочая группа
5. Изучение должностных инструкций, подготовка недостающих инструкций в ходе подготовительного этапа аттестации Рабочая группа
6. Анализ расхождений в обязанностях по должностной инструкции и фактически исполняемых. Подготовка справки в ходе подготовительного этапа аттестации Рабочая группа
7. Подготовка письменных отзывов о работнике в ходе подготовительного этапа аттестации Непосредственный руководитель и кури-рующий руков-ль
8. Назначение аттестационной комиссии в ходе подготовительного этапа аттестации Председатель правления Из членов правле-ния и работников кадровой службы
9. Ознакомление работников, подлежащих аттестации, со сроками, методами и порядком её проведения за 2 недели до заседания аттестационной комиссии Рабочая группа, руководители предприятий

1 этап аттестации (заочный)
10. Рассмотрение результатов анализа должностных инструкций, информационного анализа, результатов тестирования, отзывов о работнике На заседании аттестационной комиссии Члены комиссии
11. Заполнение оценочных листов На заседании аттестационной комиссии Члены комиссии
12. Заполнение протокола аттестационной комиссии по конкретным работникам На заседании аттестационной комиссии Секретарь аттестационной комиссии При обсуждении рекомендаций комиссии
13. Заполнение решения аттестационной комиссии После заседания аттестационной комиссии Секретарь аттестационной комиссии
14. Назначение времени второго заседания комиссии На заседании аттестационной комиссии Председатель правления Оповещаются все аттестуемые
2 этап аттестации (собеседование)
15. Собеседование аттестационной комиссии с каждым аттестуемым работником На заседании аттестационной комиссии Члены комиссии
16. Внесение, в случае необходимости, корректив в решение комиссии На заседании аттестационной комиссии Члены комиссии
16. Ознакомление работника с решением комиссии. На заседании аттестационной комиссии Члены комиссии
17. Заполнение общего протокола заседания аттестационной комиссии После заседания аттестационной комиссии Секретарь аттестационной комиссии
Заключительный этап
18. Анализ итогов аттестации, выработка рекомендаций с учетом результатов В течение 1 недели после аттестации Рабочая группа и/или кадровая служба
19. Принятие решений по итогам аттестации В течение 1 месяца после аттестации Председатель правления
20. Ознакомление работников с принятыми решениями по перемещению кадров, направлению на обучение и т.п. мероприятиями В течение 2 месяцев после заседания аттестационной комиссии Кадровая служба
21. Планирование работы по мониторингу кадровой ситуации, обучению персонала, формированию кадрового резерва и текущей оценке персонала, подготовке документации, ведению базы данных После аттестации Кадровая служба Для текущей работы и подготовки к следующей аттестации

Первым шагом в осуществлении аттестации сотрудников является формирование рабочей группы по подготовке и проведению аттестации. Приказом назначается состав рабочей группы. В функции рабочей группы входит подготовка или истребование у подразделений следующих документов для проведения аттестации:

— списка лиц, подлежащих аттестации;

— должностных инструкций;

— данных информационного анализа рабочих мест;

— справок о расхождении фактических основных обязанностей аттестуемого работника с положениями должностной инструкции;

— отзывов непосредственных руководителей (по каждому сотруднику);

— отзывов курирующих руководителей;

— приказа по составу аттестационной комиссии;

— бланков оценочных листов, решений и протоколов (Приложение № 4 к Положению об аттестации).

День первого заседания аттестационной комиссии также назначается приказом Генерального директора. Заседание проходит по методу заочной аттестации, где аттестуемые сотрудники не присутствуют. Секретарь комиссии в начале заседания представляет пакет документов для всех членов комиссии с бланками оценочных листов по каждому аттестуемому. Председатель комиссии зачитывает список аттестуемых. Перед заполнением оценочного (аттестационного) листа по конкретному сотруднику, Председатель или секретарь комиссии дает ему устную характеристику, озвучивает показатели его работы. Психолог, на основе ранее проведенного тестирования и анкетирования (Приложения №№ 4, 5), дает всестороннюю оценку личности с отражением его сильных и слабых сторон, индивидуальных особенностей сотрудника, после чего комиссия приступает к заполнению оценочного листа. Оценочный лист состоит из разделенных на подпункты нескольких основных пунктов:

— выполнение должностных обязанностей;

— уровень профессиональных знаний;

— профессионально важные качества;

— прочие показатели.

При оценке каждого показателя рассматриваются критерии проявляемости (как часто необходимые качества проявляются сотрудником): «Да — всегда», «Да — в большинстве случаев», «50%/50%», «Нет — в большинстве случаев», «Нет – практически всегда».

После заполнения оценочных листов на каждого аттестуемого сотрудника БТПС, секретарем комиссии выводятся общие баллы. Заполняются протоколы на аттестуемых с комментариями по выявленным комиссией плюсам и минусам каждого аттестуемого. Данные протоколы рассматриваются комиссией уже при втором заседании.

Второе заседание проходит по методу собеседования. Комиссия рассматривает результаты аттестации, полученные в ходе первого заседания и, до аттестуемого сотрудника доводятся результаты аттестации, указываются сильные и слабые стороны, выявляются объективные причины возможных недоработок. В случае выявления дополнительных факторов, влияющих на работу, могут быть внесены изменения в решение комиссии, принятое на первом заседании. Аттестуемому указываются мотивы, в соответствии с которыми даются рекомендации.

По результатам аттестации комиссия дает одну из следующих оценок:

— соответствует занимаемой должности;

— соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через 6 месяцев;

— не соответствует занимаемой должности.

Аттестационная комиссия по результатам аттестации может:

вносить рекомендации о поощрении сотрудников за достигнутые успехи,

изменении должностных окладов по соответствующей должности,

установлении, изменении или отмене надбавок к должностным окладам,

включать в резерв на выдвижение, понижение в должности или освобождении от занимаемой должности,

вносить предложения по повышению квалификации, улучшению служебной деятельности аттестованных лиц и результатов их работы.

Результаты аттестации заносятся в Протокол (Приложение №6), который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии.. Указанные решения принимаются в срок не более двух месяцев со дня аттестации сотрудника.

По истечении указанного срока понижение должностного оклада, уменьшение или отмена надбавок к нему, освобождение работника от должности по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни или отпуска работника не засчитывается в двухмесячный срок. Протоколы аттестации хранятся в личном деле сотрудника и представляются в комиссию при последующих аттестациях.

Заключение

1. Общие принципы построения си­стемы оценки:

1.1. Официальная система подачи жалоб и пересмотра решений комис­сий должна доводиться до лиц, не согласных с принятым решением.

1.2. Члены комиссии должны иметь доступ к материалам, характери­зующим результативность труда оцениваемого со­трудника.

1.3. В официальных документах сле­дует избегать таких оценочных ка­честв, как «надежность», «энергичность», «спо­собность», «личное отношение».

1.4. Стандартные оценки результативности труда должны быть из­вестны сотрудникам.

1.5. Оценку следует проводить по от­дельным специфическим рабочим навы­кам, а не «в общем».

2. Оценка результативности труда.

2.1. В основе оценки должны устана­вливаться стандарты результатив­ности труда для каждого рабочего места или типовой группы работающих.

2.2. В основу показателей для оценки должны включаться: качество вы­полняе­мой работы, ее количество, знание рабо­ты, трудовая дисциплина, необ­ходимость контроля за выполняемой работой.

2.3. Дополнительными показателями служат, как правило, инициатив­ность, коммуникабельность, надежность.

2.4. Руководители подразделений со­вместно с представи­телями отдела кадров и ОТиЗ готовят приемлемые для их кол­лектива системы оценок.

2.5. Непосредственные руководители аттестуемых собирают данные по резуль­тативности труда сотрудников и пред­ставляют их руководству.

2.6. До заседания комиссии руково­дители обсуждают оценку труда с сотруд­ником.

2.7. Оценка труда служит не только для аттестаций сотрудника на ко­миссии, но и для постоянной работы.

3. Рекомендации руководителям подразделений при беседах по оценке работы.

Цель — сообщение результатов оценки, поощрение высокой результатив­ности труда, изменение поведения работ­ника, результативность труда который не вписывается в установленные стандарты.

3.1. Руководитель и оцениваемый должны готовиться к встрече и быть го­товы обсуждать прошлую результатив­ность на фоне задач нового периода.

3.2. Руководитель должен стараться дать сотруднику возможность успо­коиться, и подчеркнуть, что беседа является не дисциплинарным мероприя­тием, а встре­чей с целью обсуждения прошлой работы и повышения эффектив­ности работы в будущем.

3.3. Руководству следует планировать время проведения беседы таким образом, чтобы половина отведенного на беседу времени осталась для обсуж­дения оценки и будущей работы самим сотрудником.

3.4. Руководителю следует проводить беседу, начиная с дости­жений сотрудника. Изложение недостатков следует размещать между по­ложи­тельными результатами. Желательно ориентировать обсуждение на ком­мента­риях о результативности работы, а не на критике личностных качеств.

3.5. Руководитель должен поощрять вовлечение оцениваемого в беседу, его самооценку и его обзор собственной рабо­ты.

3.6. Последним аспектом беседы должно быть обсуждение бу­дущих за­дач и, как руководитель может помочь подчинен­ному достичь поставлен­ных целей (если, конечно, не стоит вопрос о несоответствии занимаемой долж­ности и пе­реводе на ме­нее ответственную работу или увольне­нии).

4. Перечень показателей для оценки квалификации

4.1. Образование

4.2. Стаж работы по специальности

4.3. Профессиональная компетент­ность

4.4. Знание необходимых документов (инструкций и т.п.), уме­ние рабо­тать с ними

4.5. Качество выполняемой работы

4.6. Своевременность выполнения ра­боты

4.7. Ответственность за результаты работы

4.8. Способность в короткие сроки осваивать новые технические сред­ства

4.9. Интенсивность труда

4.10. Способность адаптироваться к новой ситуации, применять новые подхо­ды к решению проблем

4.11. Производственная этика, стиль общения

4.12. Способность к творчеству, пред­приимчивость

4.13. Способность к самооценке

Список литературы для подготовки к лекциям

10. Фонарев А.Р. Психология становления личности профессионала. Учебное пособие. – М.- Воронеж, 2005.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *