Содержание
- АСК НДС
- Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
- Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
- Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
- Налоговый разрыв по НДС
- Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
- Как работает программа АСК НДС-2 и способы ее обхода
- АСК НДС-2. Мифы, стереотипы о работе программы, способах обхода
- Миф №1. С фирмами-однодневками будет разом покончено 25 апреля 2015 года и весь вычет по НДС, заявленный от них придется уплатить.
- Миф №2. “Обнальщики” все-таки придумали как обойти систему АСК НДС-2.
- Миф №3. Разработка АСК НДС-3 и иные усовершенствования АСК НДС-2 это просто распил денег.
- Миф №4. Эффективность налоговиков возросла не из-за применения АСК НДС-2, а вследствие того, что им стали “подсуживать” суды.
- Выводы по АСК НДС-2.
- Тезисно расскажу о глюках АСК НДС и АИС. И почему с НДСом ещё длительное время будет бардак:
- Минфин России разъяснил, как программа АСК НДС-2 выявляет «фирмы-однодневки»
- Что налоговикам дает АСК НДС-3
- Чем опасен АСК НДС-3
- Что такое экстерриториальные проверки
- Отраслевой подход усиливают
АСК НДС
АСК НДС – автоматизированная система контроля за возмещением НДС из бюджета.
Как образуется сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета
Особенность НДС в том, что налогоплательщик по итогам квартала определяет разницу между налогом, полученным от покупателей (т.е. исчисленным по налогооблагаемым операциям), и налогом, перечисленным своим поставщикам (налоговый вычет по НДС).
Если сумма налоговых вычетов НДС превысит общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, то полученная разница подлежит возмещению (возврату) налогоплательщику из бюджета после проведения камеральной налоговой проверки поданной им налоговой декларации по НДС.
Как работает система контроля за возмещением НДС из бюджета
Система автоматизирует налоговые процедуры и позволяет сохранять счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках, создавая налоговую историю компаний.
Это помогает налоговым органам отделять добросовестных налогоплательщиков от недобросовестных, сокращая тем самым количество попыток незаконного возмещения НДС из бюджета.
Система на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Все налоговые декларации проходят камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев.
При этом налоговые органы вправе истребовать документы не только по декларациям, в которых заявлено возмещение налога. По всем декларациям по НДС налоговые органы вправе истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы в случаях выявления расхождений между сведениями налогоплательщика и его контрагентов, свидетельствующие о занижении НДС к уплате в бюджет или завышении возмещения из бюджета НДС при образовании налогового разрыва по НДС.
В случае расхождения моментально отправляется письмо с просьбой разъяснить причину несоответствия.
Риск-ориентированный подход при контроле за возмещением НДС
Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:
-
высокий уровень риска – налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
-
cредний уровень риска – в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
-
низкий уровень риска налоговых правонарушений – налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.
Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.
Внедрение нового автоматизированного риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС с использованием системы АСК НДС стало одним из факторов, позволивших достичь роста поступлений НДС.
Налоговый разрыв по НДС
Налоговый разрыв – это разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.
Выявление расхождений производится в автоматизированном режиме после получения от налогоплательщиков деклараций за очередной отчетный период.
Цель поиска таких разрывов заключается в обнаружении фирм-однодневок и отнесении налогоплательщиков к соответствующим «группам риска».
АСК НДС выявляет следующие расхождения:
1. Расхождение вида «разрыв»:
-
непредставление налоговой декларации организациями;
-
представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
-
отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
-
значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
- превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком – покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.
Итак, если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).
Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают – системой автоматически формируется автотребования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Автотребования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.
Сложные налоговые разрывы по НДС и углубленная камеральная проверка
В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой автотребований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки». Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.
При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:
-
о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
-
о среднесписочной численности;
-
о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
-
о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
-
о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
-
о дисквалифицированных лицах;
-
о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
-
об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
-
об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
-
о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
-
о дате постановки на учет (возрасте организаций);
-
о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
-
о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
-
об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
-
о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
-
и т.п. в зависимости от глубины контроля.
На практике контролирующие органы применяют новые способы отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы. В результате у налоговых органов появилась программа «АСК НДС» — система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС.
Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.
Как работает программа АСК НДС-2 и способы ее обхода
АСК НДС-2. Мифы, стереотипы о работе программы, способах обхода
С 1 января 2015 в России был изменен порядок подачи деклараций по НДС и заработала новая система автоматизированного контроля исчисления НДС (АСК НДС-2). Эффективность ее трудно переоценить — сборы по НДС выросли, несмотря на общее падение ВВП и добавленной стоимости в экономике. Тем не менее до сих пор многие до конца не представляют логики работы этой системы.
Прежде чем развенчать мифы относительно АСК НДС-2 кратко напомню особенности обложения НДС, которые положены в основу работы АСК НДС-2. НДС является косвенным налогом. Это значит, что его исчисление зависит от того, как он отражен у ваших контрагентов. Чтобы применить вычет по НДС, необходимо чтобы эту же сумму поставил к оплате ваш поставщик. АСК НДС-2 позволяет проводить это соответствие автоматически в момент сдачи отчетности.
Раньше налогоплательщики для оптимизации НДС брали вычет по НДС от неких “сервисных” компаний. “Сервисные” компании, в свою очередь, просто сдавали “нулевые” декларации. Они фактически говорили: “мы взяли вычет от кого-то, а от кого не скажем, у нас нет такой обязанности”. И даже если бы такая обязанность была, провести сверку в ручном режиме по всей стране между налогоплательщиками из разных инспекций не представлялось возможным.
Именно для такого автоматического контроля и была разработана система АСК НДС-2. После ее разработки введен новый порядок сдачи деклараций по НДС в электронном виде, включая данные книги покупок и продаж.
Миф №1. С фирмами-однодневками будет разом покончено 25 апреля 2015 года и весь вычет по НДС, заявленный от них придется уплатить.
Миф появился в результате того, что собственникам бизнеса накануне изменений новость принесли бухгалтеры, узнавшие ее на семинарах по применению нового порядка сдачи отчетности, или налоговые консультанты, занимающиеся в большей степени инфобизнесом. Сами собственники и руководители в тему вникать даже не планировали, хотя она напрямую касалась безопасности их бизнеса. Изменения были внесены за полтора года до их вступления в силу 134-ФЗ от 28.06.13. Все мои коллеги и знакомые кому я задавал вопрос, что они собираются делать отвечали примерно следующее: “обнальщики что-нибудь придумают”; “не бывает, чтобы в России невозможно было обналичивать деньги”; “это бухгалтерский вопрос, не парься”.
На самом деле цель АСК НДС-2 выявить, а не пресечь. Был изменен порядок сдачи деклараций, порядок принятия НДС к вычету остался прежним. То есть, налоговики не получили право доначислять НДС только на основании разорванной цепочки в АСК НДС-2. Более того, данные этого программного комплекса не могут быть основаниями в суде и могут использоваться только для внутреннего применения. Порядок взыскания налоговой недоимки в бюджет остался прежним: выездная налоговая проверка, выявление фактических обстоятельств сделок, доказательство фиктивного документооборота.
Миф №2. “Обнальщики” все-таки придумали как обойти систему АСК НДС-2.
Это миф автоматически вытекал из предпанических ожиданий реакции налоговиков на сданные декларации 1 квартала 2015 года, вызванных первым мифом. Небо на землю не упало, массовых отказов в НДС не случилось, откуда все сразу сделали вывод, что “обнальщики” придумали как бороться с АСК НДС-2.
На самом деле недодумали налоговики. Система АСК НДС-2 содержала лишь данные отчетности, а данные об уплате налога в бюджет в нее не попадали. Поэтому происходило следующее. “Обнальщики” удлиняли цепочки, чтобы отвести вопросы от клиентов, а потом все цепочки сходились на одну фирму-жертву. “Занулить” декларацию эта фирма не могла, потому что не было поставщика, который взял бы на себя такой большой налог. Поэтому фирма-жертва сдавала декларацию на всю сумму налога, который на нее “сгрузили”! При этом разрыва цепочек не происходило. А фирма-жертва просто бросалась. И в следующем периоде на ее место заступала другая фирма-жертва. Безусловно, налоговики сразу же выявили этот метод (из статистики резко выросшего декларированного, но неоплаченного налога) и по факту он дает “обнальщикам” лишь некоторую отсрочку.
Миф №3. Разработка АСК НДС-3 и иные усовершенствования АСК НДС-2 это просто распил денег.
В действительности затыкают некоторые дыры, в том числе озвученную. Синхронизация АСК НДС с расчетным центром Банка России позволит сразу же выявлять фирмы-жертвы и этот разрыв тоже станет явным. И также произойдет синхронизация с таможенными данными по НДС. Таким образом, вся цепочка добавленной стоимости будет прослеживаться информационной системой. Вплоть до уплаты в бюджет налога на каждом шаге.
Миф №4. Эффективность налоговиков возросла не из-за применения АСК НДС-2, а вследствие того, что им стали “подсуживать” суды.
Возможно, суды и получили некоторую разнарядку сверху. Однако, не все так безнадежно. Анализ арбитражной практики показывает что по-прежнему существуют устойчивые в судах схемы налоговой оптимизации. Этот же анализ показывает, что улучшение статистики в пользу налоговой произошло во многом за счет качества подготовки налоговиков. А вот качественная подготовка стала возможна благодаря системам предпроверочного анализа, в том числе АСК НДС-2.
Фискалы теперь заранее знают кто, сколько и через кого “обналичивал” деньги. И на проверку они выходят не искать нарушения, а искать доказательства по конкретным эпизодам. Причем большую часть доказательств, касающихся “номинальности” Ваших контрагентов, они собирают еще до проверки. Им ведь уже известно где и кого надо искать. Времени и полномочий на более качественный поиск у них тоже стало больше.
Выводы по АСК НДС-2.
Как сказал А. Г. Кнышев: “Врага надо знать в лицо, а бить в морду!”. Цель системы контроля выявлять, а не пресекать. Значит, надо работать так, чтобы Вас не выявили. Фирмы-однодневки не могут дать такой гарантии, нужен иной выход. Один мой знакомый предприниматель возразил мне: “а какой же дурак добровольно согласится взвалить мой налог на себя?”. То, что это может сделать только “дурак” тоже миф. В системе АСК НДС-2 висит куча счетов-фактур, которые никто не берет к вычету. Например, когда упрощенец получает услуги связи от сотового оператора. Сотовый оператор выставляет счет-фактуру, декларирует и уплачивает НДС с такой услуги. И эта счет-фактура так и остается “висеть” в системе АСК НДС-2 не “спаренная”.
Универсальных рецептов здесь не дашь, подбирать варианты надо под конкретный бизнес. Выбор на самом деле широк и одними упрощенцами не ограничивается. Пункты 2 и 3 статьи 149 НК РФ содержат в общей сложности свыше 67 подпунктов различных видов деятельности, не облагаемых НДС. Причем есть и довольно “оборотистые” варианты, например, пп. 22, пп. 23 и пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ (реализация жилых домов, жилых помещений, услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве). В следующих материалах я постараюсь поделиться рабочим кейсом на эту тему.
Главное, здесь, на мой взгляд, творческий подход, адекватный взгляд и твердая цель обезопасить бизнес от налоговых рисков.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
10 мая 2017
Кирилл Соппа, партнер. Занимаюсь налогами, люблю выстраивать бизнес-процессы. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.
Интересные материалы по налоговому праву (спорам, вопросам):
1) вывод активов предприятия;
2) 4 налоговые схемы по дроблению бизнеса для оптимизации налогов;
3) практика по взысканию налогов с взаимозависимых лиц на основе анализ популярных судебных дел;
4) анализ схем по продаже доли в УК компаний и начислению НДС;
5) закон о КИК на примере ИТ-компаний;
6) обналичивание денежных средств: налоговые и уголовно-правовые риски;
7) возврат переплаты по налогу на прибыль;
8) выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами;
9) возмещение ущерба за налоговые преступления;
10) уклонение от уплаты налогов с организации (практика по ст.199 УК РФ);
11) умышленная неоплата налогов (п.3 ст.122 НК РФ);
12) аболмед: анализ налоговых проблем;
13) структурирование бизнеса – инструмент налоговой безопасности.
Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.
Share Share Tweet Class Plus
Рекомендуем почитать наш блог, посвященный юридическим и судебным кейсам (арбитражной практике), и ознакомиться с материалам в Разделе «Статьи».
Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!
Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com
Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше чем просто юридические услуги
Один из крупнейших региональных городов России. По сцене скачет местный высокопоставленный налоговик. В зале представители бизнеса. Налоговик, с горящими глазами вещает, что налоговая знает всё про всех. Великий АСК НДС – это всевидящее око. А теперь (или совсем-совсем скоро) АСК НДС будет в моменте сверять счет-фактуры и суммы, которые проходят по банковским счетам. Что стоит сотруднику нажать кнопку, так он мгновенно видит полную карту контрагентов. Со всеми грехами. А потом будет фискальная кара. Быть может, даже уголовная. И никто не скроется.
Шоу классное, народ ведется. Происходит такая показуха во всех регионах. Но с текущей реальностью имеет слабую связь. Дело в том, что информации о технической части работы ФНС почти не выходит наружу. Налоговики блюдут тайну, им выгодно напускать туман. А всякие инфобизнесмены по налогам транслируют только слухи, большинство из них программного обеспечения налоговой вообще в глаза не видели.
Тезисно расскажу о глюках АСК НДС и АИС. И почему с НДСом ещё длительное время будет бардак:
- Из 150 тысяч налоговиков в стране НДСом занимаются 15 тысяч. Из них 90% разносят бумажки и вообще не понимают, о чём речь. Остается 1500 человек. На всю Россию. На все регионы. Если вдуматься, то это совсем немного. На всех налогоплательщиков-юридических лиц. Т.е, присутствует физическое ограничение, которое упирается в людей.
- Выгрузка древа АСК НДС 5-6 колена с небольшим количеством контрагентов физически занимает 40-50 минут времени. Посмотреть одно юрлицо. Если древо сильно разветвленное, счет идёт уже на часы. Параллельно с этим на компе больше ничего делать нельзя. Это не пассивная фоновая задача, которую включил и пошел. Получается, сотрудник за день может промониторить ограниченное количество цепей.
- Выгрузка древа АСК НДС – это лишь опция в программе. Сама программа, АИС Налог 3, через которую происходит выгрузка – это неимоверно глючная штука. Иногда она вырубается по всей России. Бывает, АИС работает лишь несколько часов в день. Между всеми инспекциями России, по регионам, есть график включения АИС Налог-3. Очень похоже на график отключения воды в городе. Сегодня один район моется горячей водой. Завтра – другой. Так и тут. Вся Россия разбита на временные слоты, когда предоставляется доступ к АИС. Даже при всем желании налоговиков работать больше, сверхурочно, они просто этого не могут: доступ отрубается в определенное время.
- Компетенция сотрудников и их количество. Ранее я написал про количество сотрудников в ФНС. А есть ещё такой показатель, как количество сотрудников по регионам, имеющих доступ к АИС. Чукотка, Еврейский автономный округ, Ингушетия и ещё пяток регионов, где доступ к АИСу имеет менее 250 сотрудников. Из них, как уже озвучивал, 90% не понимают, что происходит. Сейчас многие догадались лепить технички-промежуточные звенья в таких регионах. Уверен, во многих регионах сейчас уже свыше половины регистраций юрлиц идёт под технички, связанные с НДС. Просто потому, что на месте их не отследить ввиду малочисленности сотрудников.
- Уровень доступа к АИСу зависит в зависимости от должности сотрудника. Как в Макдональдсе: кассир не может отменить пирожок из вашего заказа, пока не подойдет старший, с картой доступа. У рядового инспектора открыт доступ приблизительно к 20 веткам. У начальника отдела – к 50 веткам АИСа. Почему так? Наверно, чтобы не сливали информацию. Инспектора не могут выполнять работу в полную мощь, по многим вопросам нужно запрашивать доступ у начальства. А начальство вечно занято.
- Переходим к важнейшему пункту. Что движения средств по счетам видно онлайн и АСК НДС будет автоматом делать сверку со счетами-фактурами. Нет, не будет. Объясню почему. Движения денег подгружаются банками. В АИС. Каждый банк делает это по-своему, хаотично. Более того, крупные банки, у которых БИКи разбиты по регионам, подгружают выписки кто как хочет. Москва может подгрузить за месяц. А Уральский регион – спустя год и потеряв 80% данных. В текущий момент мониторинг выписок через АИС для налоговиков – потеря времени. Большей части данных там просто нет. Данные появляются с гигантским опозданием. Часто, на 4-5 месяцев. Иногда вообще не появляются. Каждый налоговик, кто ковыряет ндс, об этом знает. И каждый из них вынужден делать запросы в банки, где открыты счета. А это тоже время. За день налоговик может разослать, ну, 15 запросов. Это если он ничем больше заниматься не будет. Потому, чтобы сначала оформить запрос, он должен глянуть список счетов организации. Каждый запрос грамотно оформить. Отправить. Всё это время.
В итоге, не получится улучшить какой-то один модуль к АИСу. Мол, перепишем сейчас АСК НДС и всё. АИС нужно перепиливать весь, целиком. И разобраться с тем, чтобы банки отчитывались своевременно и в полном объёме.
На мой взгляд, сверка операций по счету и по счета-фактурам возможна, только если произойдет тотальная замена всего программного обеспечения налоговой на новое. Синхронно со сменой техники на более современную. И вместе с обучением текущего и нового персонала.
- Сотрудники получают копейки. В Москве з\п 28-30 тысяч, в регионах меньше. Люди, которые должны вылавливать хищения, вынуждены беспокоиться о своём выживании. У них другим голова занята, вопрос пополнения бюджета страны для них вторичен. Инспекторам нужно поднимать зарплаты.
- Техника старая. УФНС по регионам и ИФНС по городам ещё кое-как, терпимо. А межрайонные инспекции – там совсем грустно. Но и в управлении, на относительно новых системных блоках, система вешается, если юридическое лицо имеет гигантское древо контрагентов. В территориалках такое древо отсмотреть вообще не реально.
Поэтому, мелкий и средний бизнес могут ещё долго спать спокойно. При условии грамотной работы. Слив НДС по системе: «3 лавки в ряд, на конце брошенка», больше не работает.
Работать нужно красиво и не жмотить пару процентов за качество. Иначе, потом будут прилетать доначисления на полную сумму.
Про крупный бизнес местные налоговики и так всё знают. Более того, для градообразующего бизнеса, типа металлургических компаний, налоговая, фактически, выступает внешним аудитором. Им в городе банально больше некем заниматься, других плательщиков НДСа там нет. Поэтому у крупняка идут проверка за проверкой, которые сливаются в одну большую, бесконечную проверку. Такая система бывает взаимовыгодна. Налоговики в регионах по реальным доходам – местная элита, на уровне судейских и ФСБ. Речь, конечно, про руководство, не рядовых сотрудников.
Выводы такие:
- Ничего сейчас налоговая в онлайне не видит. И ещё долго видеть не будет.
- По вопросам бумНДС нужно работать с теми, кто хорошо представляет техническую часть ФНС изнутри.
- Мыли о том, как должен выглядеть правильный бумажный НДС, я писал ранее: У кого получается с бумажным НДС без разрывов и доначислений?
Минфин России разъяснил, как программа АСК НДС-2 выявляет «фирмы-однодневки»
Разъяснено, как система АСК НДС-2 (программа автоматизированного контроля за НДС) используется для выявления нарушений в порядке уплаты НДС. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу. Программа сравнивает данные о каждой операции по цепочке движения товара (работы, услуги) в автоматическом режиме (письмо Минфина России от 15 апреля 2019 г. № 03-01-11/26624).
13 шагов к успешной сдаче декларации по НДС. Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
Система предполагает, что в случаях, когда налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) у контрагента и принимает НДС к вычету, он отражает этот НДС в книге покупок. Контрагент указывает эту же сумму НДС в книге продаж. Данные налогового учета у налогоплательщика и у контрагента по такой операции должны сходиться. Если есть расхождения у налогоплательщика и его контрагента, то они выявляются моментально при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов – между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т. д. Если в цепочке организаций присутствует «фирма-однодневка», которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, она будет выявлена.
Кроме того, мерами по сокращению теневого сектора экономики являются новый порядок применения ККТ, в соответствии с которым данные о расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени, а также введение налога на профессиональный доход для физлиц (НПД, налог для самозанятых).
В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.
Что налоговикам дает АСК НДС-3
АСК НДС-3 позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%.
Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.
📌 Реклама Отключить На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы. Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.
Чем опасен АСК НДС-3
В 2018 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности. ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер. То есть если раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется, инспектору ИФНС достаточно нажать одну кнопку. 📌 Реклама Отключить
Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.
Что такое экстерриториальные проверки
Кроме этого, у налоговиков появился новый инструмент — экстерриториальные проверки, благодаря которым договориться «по-хорошему» со своим налоговым инспектором больше не удастся, так как проверять предоставленные компанией данные будут работники ФНС из другой районной налоговой инспекции, а возможно даже из другого города, что существенно снижает возможность внеправового снижения налоговых рисков.
С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.
📌 Реклама Отключить
Отраслевой подход усиливают
В целом налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то с некоторых пор работа ведется по целым отраслям.
«Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.
В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.
Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота. Такая нагрузка обусловлена большим количеством ручного труда в составе затрат, который составляет от 70 до 95 процентов. 📌 Реклама Отключить
Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.
Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.
Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации — вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.
📌 Реклама Отключить
Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.