Аккредитация в медицине

Содержание

>Что такое аккредитация? В чем отличия от сертификации?

Что такое аккредитация и как она проходит?

С 1 января 2016 года внедряется новая процедура допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста.

Аккредитация – процедура определения соответствия лица, получившего фармацевтическое образование требованиям к осуществлению фармацевтической деятельности (Приказ Министерства здравоохранения РФ № 334н от 02.06.2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»).

Какие виды аккредитаций существуют?

Различают три вида аккредитации специалистов (рисунок 1):

  • первичная аккредитация;
  • первичная специализированная аккредитация;
  • периодическая (повторная) аккредитация.

Первичная аккредитация

Первичная аккредитация проводится в отношении лиц, получивших высшее медицинского образование по специальностям в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (после 1 января 2016 – 2017 гг.) и среднее профессиональное образование по специальностям в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (после 1 января 2018 г.).

Первичная специализированная аккредитация

Первичная специализированная аккредитация проводится в отношении лиц, получивших высшее медицинского образование по специальностям в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, магистратуры, ординатуры) и специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки (после 1 января 2019 г.).

Периодическая (повторная) аккредитация

Периодическая (повторная) аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ непрерывного медицинского образования.

Рисунок 1 – Система аккредитации специалиста

Кто проводит аккредитацию?

Аккредитация специалистов проводится в помещениях образовательных и (или) научных организаций, реализующих программы медицинского образования аккредитационными комиссиями, в состав которых входят председатель аккредитационной комиссии, заместитель председателя аккредитационной комиссии, члены аккредитационной комиссии и ответственный секретарь аккредитационной комиссии.

В состав аккредитационной комиссии включаются представители:

  • профессиональных некоммерческих организаций;
  • органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и (или) медицинских организаций и иных организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, и (или) профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций);
  • представители образовательной и (или) научной организации, реализующей программы медицинского образования.

Как проходит аккредитация?

Для прохождения первичной аккредитации или первичной специализированной аккредитации специалиста лично представляет в аккредитационную подкомиссию необходимые документы в соответствии с перечнями и сроками, указанными в Приказе Министерства здравоохранения РФ № 334н от 02.06.2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

Аккредитация специалиста проводится путем последовательного прохождения аккредитуемым ее этапов.

Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:

  1. тестирование;
  2. оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях;
  3. решение ситуационных задач (для лиц, имеющих высшее медицинское образование).

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:

  1. оценка портфолио;
  2. тестирование.

Аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым этапа аккредитации специалиста как «сдано» или «не сдано». Аккредитуемый допускается к следующему этапу аккредитации специалиста в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».

Лицу, признанному аккредитационной комиссией прошедшим процедуру аккредитации специалиста, не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации специалиста.

Расскажите о статье в социальных сетях>Инструкция: обязательная аккредитация медработников

Когда проводится аккредитация

Вопросы и алгоритм проведения определяет Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Он разрешает в статье 100 вести меддеятельность только тем, кто обучился по программам высшего или среднего образования и имеют сертификат специалиста. Этот же закон в статье 73 обязывает медиков повышать уровень имеющихся профессиональных знаний, обучаясь по дополнительным программам.

Первым документом, который ответил на вопрос, для чего нужна аккредитация медработников, что это за процедура и кто ее проходит, стал Приказ Минздрава от 25.02.2016 № 127н. Первичная аккредитация ряда специальностей (лечебники, педиатры, стоматологи) проведена в соответствии с этим распорядительным актом.

С января 2019 года вступил в действие новый Приказ Минздрава — 898н от 21.12.2018 (внес изменения в Приказ 1043н), в котором вопросы аккредитации средних медработников, связанные со сроками и этапами, изменились. Документ подробно поясняет, в чем состоит аккредитация медработников, новые условия допуска к специальности обозначены в нем же.

Плановый переход к алгоритму аккредитации займет длительный период с 01.01.2016 по 31.12.2025.

Срок

Категория

С 01.02.2018

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • высшее образование (программы «Здравоохранение и меднауки», уровень специалитета);
  • среднее профобразование в соответствии с ФГОС.

С 01.01.2019

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • высшее образование (ординатор);
  • дополнительное профобразование по программам профпереподготовки.

С 01.01.2020

Специалисты, получившие после указанной даты:

  • медицинское или фармацевтическое образование за пределами страны;
  • иное высшее образование;
  • высшее образование в соответствии с ФГОС программы «Здравоохранение и меднауки» (бакалавр, магистр, ординатор);
  • дополнительное профобразование по программам профпереподготовки.

С 01.01.2021

Остальные лица, которые не прошли процедуру.

Виды аккредитации

Алгоритм аккредитации определен Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Вид

Кто проходит

Первичная аккредитация медработников

Лица, имеющие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование

Первичная специализированная

Лица, закончившие программы подготовки высшей квалификации или дополнительные программы профпереподготовки, а также получившие образование за пределами государства

Периодическая

Лица, закончившие профобразовательные программы (медицина, фармацевтика), постоянно повышающие уровень знаний и квалификации

Тестовые вопросы

Вопросы аккредитации медработников зависят от специальности и квалификации. Например, фармацевтов в рамках первичной аккредитации спрашивают о действии лекарств, химических группах, документах, которые регламентируют работу с препаратами.

Найти проверочные вопросы можно на официальном сайте Методического центра аккредитации. Мы собрали в таблице вопросы за 2018 год.

Направление Тестовые вопросы Пробный экзамен
Фармация

Начать

Стоматология

Начать

Педиатрия

Начать

Лечебное дело

Начать

Медико-профилактическое дело

Начать

Медицинская биофизика

Начать

Медицинская биохимия

Начать

Медицинская кибернетика

Начать

Чтобы найти вопросы на сайте Методического центра, выберите тип проверки, затем специальность и Тестовые задания. Скачать можно только тесты за прошлый год, но и они помогут подготовиться. Есть возможность пройти репетиционный экзамен.

Аккредитационные комиссии

Процедуру аккредитации проводят специально созданные комиссии в зданиях учреждений образовательного или научного формата, в которых реализуются программы медицинского и фармацевтического образования. Комиссия создается Приказом Минздрава по тем специальностям, по которым ведется аккредитация (участвуют также некоммерческие учреждения, упомянутые в ст. 76 323-ФЗ). В состав комиссии включаются:

  • председатель,
  • заместитель председателя,
  • члены комиссии,
  • секретарь.

Кроме них, в комиссию должны входить представители:

  • профессиональных НКО (организаций, отвечающих критериям статьи 76 323-ФЗ);
  • органов власти в сфере здравоохранения или профсоюзов;
  • учреждения, реализующего программы мед-, фармобразования.

К составу комиссии установлен ряд требований. У лиц из ее состава:

  • не должно возникать конфликта интересов в процессе процедуры;
  • должно быть высшее или среднее профобразование в соответствии со специальностью, по которой идет аккредитация, и стаж в этой сфере более 5 лет (кроме председателя).

Формат работы — заседание, проводится после каждого этапа процесса. Комиссия правомочна при условии присутствия всех ее членов по конкретному этапу. По результатам оформляется протокол. Документ подписывают все участники по окончании процедуры.

Протоколы подшиваются в книги, которые направляют в Минздрав, в архиве которого документы хранят 6 лет.

Порядок аккредитации

Положение об аккредитации специалистов утверждено Приказом Минздрава РФ от 02.06.2016 № 334н.

Алгоритм такой:

  1. Аккредитуемый предоставляет в комиссию пакет документов.
  2. Секретарь фиксирует в журнале регистрации факт получения бумаг под расписку.
  3. Не позднее 7 календарных дней секретарь передает пакет в комиссию.
  4. Не позднее 10 календарных дней с даты регистрации комиссия проводит заседание, решая вопрос о возможности допуска претендента к процедуре и ее сроках.

Этапы проведения:

Первичная и первичная специализированная

Тестирование

Использование тестовых заданий

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Найти их можно на официальном сайте Методического центра аккредитации (средних медработников и всех остальных).

На выполнение дается 1 час.

Результат считается автоматически: сдано — при получении более 70 % правильных ответов, не сдано — менее 69 %.

Практические навыки в специальных условиях

Может быть организовано с применением спецоборудования (тренажеры, манекены, привлекаемые больные)

5 практических задач, сформированных автоматически (в помощь — официальный сайт по аккредитации медработников 2019 года).

На выполнение каждой задачи дается 10 минут.

Оценку дает комиссия, заполняя оценочные листы.

Результат формируется автоматически на основании анализа заполненных оценочных листов аналогично этапу 1.

Задачи ситуационного характера

Ответы претендента на задачи

Формирование комплекта из задач на автоматической основе. Нужно дать ответ на 5 вопросов, включенных в каждую из 3 задач.

На подготовку ответов — 1 час.

Оценку проводят 3 члена комиссии.

По результатам комиссия решает: сдано — при более 10 правильных ответов, не сдано — менее 9.

Периодическая

Оценка портфолио

Рассмотрение документа

Решение принимает комиссия.

Сдано или не сдано — по результатам соответствия претендента установленным требованиям к квалификации и навыкам.

Тестирование

Использование тестовых заданий

Формируются автоматически методом случайного выбора 60 заданий. Их содержит официальный сайт методического центра аккредитации (средних медработников, иных работников).

На выполнение дается 1 час.

Результат считается автоматически: сдано — при получении более 70 % правильных ответов, не сдано — менее 69 %.

ВАЖНО! В период процедуры нельзя использовать средства связи. В аудитории ведется аудио- и видеозапись.

Результаты аккредитации

Каждый этап процедуры отражается в протоколе заседания комиссии и подлежит размещению на официальном сайте и информационных стендах учреждения не позднее 2 рабочих дней с даты подписания протокола.

Претендент прошел аккредитацию, если каждый этап оценен как сданный, решение отражено в протоколе не позже 2 дней с даты последнего этапа и не позже 5 дней направлено секретарем в Минздрав. Претендент не прошел аккредитацию, если:

  • он не явился;
  • этапы оценены как не сданные;
  • использованы технические средства в процессе.

В любом случае специалист получает не позднее 3 дней с даты формирования протокола выписку из него с конкретным решением.

Информация о прошедшем аккредитацию человеке включается в Федеральный регистр медработников. Не позднее 30 дней по факту подписания протокола специалист получает свидетельство об аккредитации (Приказ Минздрава от 06.06.2016 № 352н). Документ действителен в течение 5 лет после даты формирования протокола, далее срок действия свидетельства продлевается при условии прохождения очередной аккредитации.

Если этап не пройден, человек вправе, предоставив заявление, пройти его повторно. Если совершены 3 неудачные попытки, аккредитация не пройдена. Право на повторную попытку возникнет через 11 месяцев.

Не прошедшие процедуру вправе обжаловать в апелляционную комиссию решение не позднее 2 рабочих дней по факту размещения результатов этапа. Решения обеих комиссий можно обжаловать в Минздраве.

Что нужно для аттестации на категорию

Чтобы пройти первичную специализированную аккредитацию, нужно лично предоставить в комиссию пакет документов:

  • заявление с просьбой разрешить допуск к процедуре (указать информацию об освоении образовательной программы высшего, среднего профобразования, специальность, по которой выражается намерение вести медицинскую или фармацевтическую деятельность);
  • копию удостоверяющего личность документа;
  • копии документов о высшем образовании, о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию СНИЛС (при наличии).

Чтобы пройти периодическую аккредитацию, нужно лично предоставить (или направить заказным письмом с уведомлением) в комиссию пакет документов:

  • заявление;
  • копию удостоверяющего личность документа;
  • портфолио;
  • копию сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста (при их наличии);
  • копии документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профобразовании (с приложениями) или выписку из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии;
  • копию трудовой книжки (при наличии);
  • копию СНИЛС (при наличии).

Портфолио представляет собой информацию о деятельности профессионального характера за предыдущие 5 лет, включая сведения:

  • о профдостижениях конкретного специалиста;
  • о прохождении программ по повышению квалификации.

Документ оформляется самостоятельно, а информация об образовательных программах должна иметь подтверждение в виде документов об их прохождении.

>Образец заявления на аттестацию

Сертификация или аккредитация

У ряда медиков возникает вопрос: имеют ли они возможность получить сертификат без процедуры аккредитации. Ответ зависит от того, какой вид сертификации необходим:

  1. Плановая (по ФЗ № 323) — нужно каждые 5 лет повышать уровень квалификации.
  2. Внеплановая — относится к тем, кто завершает ординатуру, курсы переподготовки.

Плановая уже имеет установленные сроки аккредитации. Если сотрудником получен сертификат ранее 01.01.2016, он вправе пройти еще одну сертификацию. Если документ получен позднее 01.01.2016, следующим процессом для человека станет аккредитация. Ординаторы, а также лица, закончившие курсы профпереподготовки после 01.01.2019, также должны проходить аккредитацию.

Плановая сертификация (нужно ли вступать в НМО)

НМО (для средних медработников, иных специалистов) — новый вариант повышения квалификации, основанный на беспрерывности, персонализированном алгоритме обучения, что позволяет получить знания в соответствии с потребностями. Сомнения, связанные с необходимостью регистрации на сайте НМО, связаны с Приказом от 03.08.2012 № 66н. Дело в том, что Минздрав намеревался внести в этот документ, регулирующий совершенствование медиками знаний, поправки. В соответствии с ними, медик будет иметь возможность выбрать: ежегодно проходить курсы по повышению квалификации или прослушать курс от 150 академчасов. Четкого ответа на вопрос пока нет. Но медик ничего не потеряет, подключившись к сайту и пройдя обучение. Почему? Все просто. Портфолио, являясь одним из элементов аккредитации, содержит информацию о полученных сертификатах за обучения, и такая информация позволит пройти процедуру успешно.

Нужна ли сертификация тем, кто проходит переподготовку

Приказ от 22.12.2017 № 1043 установил, что сертификаты подлежат получению до 31.12.2018. Те, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 01.01.2019, будут уже сдавать многоэтапный экзамен.

Ответственность

При отсутствии у сотрудника действующего сертификата наказание может постигнуть и организацию, и работника. Статьи 19.20, 14.1 КоАП РФ устанавливают такие суммы:

Кого наказывают

Бюджетное учреждение,

сумма штрафа в рублях

Частное учреждение,

сумма штрафа в рублях

Должностное лицо

От 30 000 до 50 000

От 5000 до 10 000

Юрлицо

От 170 000 до 250 000

Приостановка деятельности до 3 месяцев

От 100 000 до 200 000

Приостановка деятельности до 3 месяцев

В отношении работников ситуация следующая: при наличии установленного факта вины, связанной с тем, что врач не принял во внимание распоряжение работодателя о необходимости повысить квалификацию, пройдя соответствующие курсы, последний вправе:

  • отстранить от работы на период до 2 месяцев;
  • перевести на иную должность, которая не предполагает наличия сертификата;
  • прекратить трудовой договор.

Кому и как можно продлить сертификат медицинского специалиста?

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывает много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также ответим на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек.

Внимание! Новый Приказ Минздрава от 22 декабря 2018 года №898 «Об изменении сроков аккредитации в 2019 году»

Чья это обязанность — повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) — 151 случай. Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определяет Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт на момент публикации еще действует. Но в ноябре 2017 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

На данный момент в Приказе четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыковпутем освоения программ дополнительного профессионального образования:

  • 1 вид: Повышение квалификации

  • 2 вид: Профессиональная переподготовка

  • 3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования есть еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

  • А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

  • А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

  • Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

  • Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

  • Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали помимо основного документа о дополнительном образовании еще и сертификаты специалиста. Теперь вместо сертификатов в связи с вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г

22 декабря 2017 года был издан Приказ №1043, который определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из Приказа понятно, что все будут получать свидетельства после 1 января 2021 года. До этой даты аккредитацию будут проходить, согласно поэтапному переходу, лишь отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путаются с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Все зависит от того, какую сертификацию им нужно пройти.

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто заканчивает ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2016 года, то он может еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен будет проходить аккредитацию.

Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делать тем, кто уже не сможет получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневаются, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав намерен внести поправки в данный нормативный акт. Как ожидается, медицинские и фармацевтические работники смогут выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Пока нет точного ответа на этот вопрос. Правила и необходимость обучения по системе непрерывного образования противоречит Приказу 66н, который должен быть изменен.

В любом случае специалист ничего не потеряет, если зарегистрируется на сайте НМО и прослушает 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменят сертификацию для тех, кто хочет пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2017 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2018 года. То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год. Все, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2019 года, будут уже сдавать многоэтапный экзамен. Пока неизвестно, из чего будет состоять этот экзамен.

На сегодня процедура аккредитации состоит из 4 этапов:

  • 1 этап: Тестирование знаний

  • 2 этап: Оценка практических умений и навыков

  • 3 этап: Решение ситуационных задач

Четвёртый этап – оценка портфолио. Этот этап действует для тех, кто проходит плановую аккредитацию (сертификацию).

Что касается тех, кто осваивает программы ординатуры, то им тоже отменят сертификаты с 1 января 2019 года.

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат может быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, — могут пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России. После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца.

Ознакомиться с перечнем образовательных программ для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников.

Сертификация и аттестация медицинских кадров

Развитие медицинской науки, все увеличивающийся объем информации, углубление дифференциации и специализации медицинской помощи населению делают необходимым регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни. Основной задачей, согласно определению, принятому ВОЗ еще в 1980 г., является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе.

Непрерывное образование — это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста. Именно исходя из этого необходимо строить непрерывное усовершенствование на государственном уровне; при этом важно учитывать потребности общества и системы здравоохранения, что имеет особо существенное значение в период реформ.

Конечная цель непрерывного медицинского образования — постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.

Первостепенное значение имеет непрерывное обучение медицинских работников первичного звена. По мнению экспертов ВОЗ, модели непрерывного образования должны быть переориентированы именно таким образом.

Ранее существовавшая система последипломного профессионального образования и аттестации медицинских и фармацевтических кадров была ориентирована на узкую специализацию. Сегодня же запросы практики здравоохранения диктуют необходимость возрождения опыта, накопленного историей медицинского образования в нашей стране, использование положительного опыта учебных заведений зарубежных стран по комплексной подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских работников.

В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей. Все эти варианты подготовки постоянно модифицируются, совершенствуются, претерпевают изменения вследствие того, что система последипломного образования является очень динамичной и развивающейся. Система послевузовского профессионального образования включает 7 учебных заведений (академий и институтов) усовершенствования врачей и более 40 факультетов при медицинских вузах. Кроме этого, послевузовское профессиональное образование врачи получают в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности. Система дополнительного профессионального обучения работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием представлена 41 училищем повышения квалификации.

Динамика изменений численности слушателей институтов и факультетов последипломного образования характеризовалась ростом числа слушателей с 56 тыс. в 1975 году до 141 тыс. в 1993 году, причем доля слушателей, прошедших подготовку на базе факультетов усовершенствования врачей, возросла за это время с 17% до 43%. При этом, по мнению ряда специалистов, целесообразно изменение ныне действующей структуры учебных заведений дополнительного образования, включающей в себя как самостоятельные академии и институты последипломного обучения, так и сеть факультетов усовершенствования врачей в медицинских вузах. Будущее здесь именно за факультетами вузов. Об этом свидетельствует наметившаяся в последнее время тенденция увеличения количества слушателей на факультетах усовершенствования врачей и определенное уменьшение их количества в академиях и институтах последипломного образования.

Основными документами, регламентирующими порядок последипломной подготовки врачей, являются «Положение о квалификационном экзамене на получение сертификата специалиста», утвержденное Приказом Минздравмедпрома РФ от 17.11.95 г. №318, и Приказом Минздрава РФ от 27.08.99 г. №337 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации». В них предусмотрены такие нововведения, как обязательная сертификация врачей-специалистов, новая номенклатура врачебных специальностей, включающая 70 специальностей, и утверждение для каждой конкретной врачебной специальности образовательного ценза, т.е. минимального уровня последипломной подготовки, требуемого для допуска врача к самостоятельной работе в избранной им сфере медицины.

В соответствии с действующими нормативными документами в России к медицинской и (или) фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом — документ об уровне образования, специальности, подготовки и квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданную государственным органом управления образованием или, по его поручению, местным органом управления образованием по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии.

После окончания медицинского вуза выпускник должен пройти в системе последипломного профессионального образования одну из следующих форм обучения:

1) интернатура (1 год);

2) ординатура (2-3 года),

3) образовательно-профессиональная программа по специальности (курсы или циклы усовершенствования со сдачей сертификационного экзамена, 1-4 года);

4) аспирантура (3 года).

Выпускники медицинских вузов проходят последующее обучение в следующем порядке.

По большинству основных лечебных специальностей (около 25) и всем стоматологическим специальностям минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. В соответствии с «Положением об интернатуре» проведение этого вида обучения должно проводиться в крупных государственных лечебных учреждениях, утвержденных местными органами управления здравоохранением в качестве баз для подготовки врачей-интернов по данной специальности.

Длительность обучения в интернатуре составляет 11 месяцев. Цель обучения в интернатуре — приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время прохождения интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.

Сертификат специалиста — документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам. Сертификат свидетельствует о достижении специалистом определенного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.

Сертификат специалиста выдают государственные медицинские образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществляющие последипломную подготовку специалистов.

При этих учреждениях создаются экзаменационные квалификационные комиссии, которые и проводят проверочные испытания (экзамены) соискателя сертификата.

Для получения сертификата специалист должен предоставить в экзаменационную комиссию следующие документы:

1. Заявление.

2. Копия диплома об окончании медицинского или фармацевтического учебного заведения (факультета).

3. Копия диплома или удостоверения о прохождении повышения квалификации и специальности.

4. Копия диплома о присвоении квалификации исследователя после окончания аспирантуры.

5. Копии дипломов кандидата (доктора) медицинских (фармацевтических) наук и ученом звании (старший научный сотрудник, доцент, профессор).

6. Копии ранее выданных сертификатов.

7. Послужной список (выписка из трудовой книжки).

Специалистам, успешно сдавшим экзамен, выдается сертификат.

Для получения права самостоятельной работы по основной специальности интернатура является достаточным минимальным уровнем последипломного обучения. Однако, если врач хочет освоить одну из специальностей, требующих углубленной подготовки, то он должен пройти двухэтапное обучение: I этап — интернатура (или клиническая ординатура, аспирантура) по основной специальности, II этап — профессиональная переподготовка (первичная специализация), клиническая ординатура или аспирантура по избранной узкой специальности.

Последовательность и соответствие базовой и узкой специальностей строго регламентированы: например, углубленной подготовке по специальности «нефрология» должно предшествовать обучение в интернатуре по специальности «терапия»; первичную специализацию по специальности «колопроктология» могут проходить врачи, успешно прошедшие первый этап обучения по специальности «хирургия» и т.д. Выпускники стоматологических факультетов могут проходить подготовку по узким стоматологическим специальностям (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая или детская стоматология, ортодонтия) только после получения сертификата по специальности «стоматология».

По большинству специальностей, требующих углубленной подготовки, минимальным курсом обучения на втором этапе является профессиональная переподготовка, т.е. первичная специализация. Длительность такого курса обучения составляет не менее 500 учебных часов (в зависимости от специальности — от 3,5 до 6 месяцев и более). Профессиональную переподготовку специалистов имеют право проводить только государственные учебные заведения, имеющие лицензию на проведение последипломной подготовки по данной специальности.

По некоторым специальностям (например, сердечно-сосудистой хирургии, челюстно-лицевой хирургии) минимальным уровнем подготовки на втором этапе обучения является клиническая ординатура, в связи с чем длительность последипломного обучения этих специалистов в настоящее время составляет не менее 3 лет: 1 год в интернатуре по основной специальности и 2 года в клинической ординатуре по узкой специальности. Начиная с 2000 года эта последовательность последипломной подготовки по ряду специальностей является обязательной.

Врачи, успешно закончившие II этап обучения, имеют право на получение второго сертификата по специальности, соответствующей профилю подготовки на этом этапе. При этом каждая из внесенных в номенклатуру специальностей требует прохождения отдельного курса обучения. Одновременное получение сертификатов по нескольким специальностям (даже близким, например «эндокринология» и «диабетология») действующими нормативными документами не предусмотрено.

Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельной работы по специальности. Раз в пять лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования (длительностью не менее 144 учебных часов) и повторно сдавать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской Федерации.

Вопросы специализации и усовершенствования тесно связаны с сертификацией и аттестацией медицинского и фармацевтического персонала. Сертификация медицинского и фармацевтического персонала была предусмотрена ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и введена в отрасли приказом Минздравмедпрома России №286 от 19.12.94.

В связи с изданием постановления Минтруда Российской Федерации и Госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации №21/9 от 20.04.97 «О развитии системы сертификации персонала в Российской Федерации» Минздрав России совместно с Минтруда РФ решает вопросы совершенствования и развития системы сертификации медицинских и фармацевтических работников.

В соответствии со ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» неотъемлемым правом медицинских и фармацевтических работников является «получение квалификационных категорий в соответствии с полученным уровнем теоретической и практической подготовки».

С этой целью в системе здравоохранения России многие годы успешно функционирует система аттестации специалистов на соответствующую квалификационную категорию.

Аттестация врачей и средних медицинских работников является важным этапом в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.

Организация аттестационной работы рассматривается как один из механизмов государственного контроля за расстановкой и использованием медицинских кадров, уровнем и качеством оказания медицинской помощи населению.

Аттестация проводится по желанию специалиста и является добровольной.

К аттестации на квалификационную категорию допускаются:

— Лица, имеющие высшее и среднее медицинское и фармацевтическое образование и получившие право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в учреждениях здравоохранения независимо от форм собственности;

— Лица с высшим немедицинским образованием, допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности и занимающие врачебные и провизорские должности в учреждениях здравоохранения;

— Эпидемиологи, биологи, зоологи, энтомологи, работающие в учреждениях здравоохранения на соответствующих должностях (при участии в работе комиссии специалистов этих профилей).

В соответствии с приказом МЗ Российской Федерации №314 от 9 августа 2001 г. «О порядке получения квалификационных категорий» определен порядок получения специалистами квалификационных категорий, а также структура и основные функции аттестационных комиссий.

При получении квалификационной категории оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квалификация специалиста определяется по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей.

Специалист может получить квалификационную категорию по специальностям, соответствующим как основной, так и совмещаемой должностям. Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.

Специалисты, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подают в аттестационную комиссию заявление, заполненный аттестационный лист и отчет о работе за последние три года — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год — для работников со средним профессиональным образованием, утвержденный руководителем организации, в которой работает специалист. За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист может подать в аттестационную комиссию заявление о подтверждении имеющейся квалификационной категории или получении более высокой.

Специалист имеет право:

— Получить квалификационную категорию в аттестационной комиссии.

— Ознакомиться с представленными на него «в аттестационную комиссию документами.

— Получить от руководителя разъяснения в письменном виде, в случае отказа руководителя подписать отчет о работе.

— Пройти повышение квалификации по специальности.

— Обратиться с заявлением в Центральную аттестационную комиссию или орган, при котором создана аттестационная комиссия, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии.

В целях реализации права на получение квалификационной категории создаются аттестационные комиссии:

— Центральная аттестационная комиссия — Министерством здравоохранения Российской Федерации.

— Аттестационные комиссии — органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

— Аттестационные комиссии в учреждениях здравоохранения, научных и образовательных медицинских учреждениях — Министерством здравоохранения Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами по подчиненности.

Аттестационная комиссия:

— Определяет порядок, процедуры и методы работы комиссии.

— Привлекает независимых специалистов для дачи заключений на отчеты о работе.

— Рассматривает представленные документы в течение двух месяцев со дня их поступления (регистрации).

— Принимает решения о присвоении, подтверждении или снятии квалификационных категорий.

— Дает рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста;

— Выдает удостоверение установленного образца и, при необходимости, выписку из приказа о получении квалификационной категории.

— Ведет делопроизводство.

Оценка квалификации и рекомендации по дальнейшей профессиональной подготовке специалиста принимаются голосованием при наличии не менее 2/3 числа членов утвержденного состава аттестационной комиссии. Результаты определяются большинством голосов от числа присутствующих членов.

При равенстве голосов решение считается принятым в пользу специалиста.

Орган, при котором создана аттестационная комиссия, в течение одного месяца издает приказ о присвоении квалификационной категории, который доводится до сведения специалиста и руководителя учреждения здравоохранения.

При присвоении квалификационной категории рекомендуется соблюдать последовательность присвоения категорий (вторая, первая, высшая).

Вторая квалификационная категория может присваиваться врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности не менее 5 лет, первая — не менее 7 лет, высшая — не менее 10 лет.

В отдельных случаях специалисту с учетом его высокой теоретической и практической подготовки по избранной специальности, хороших показателей в работе может присваиваться более высокая квалификационная категория без установленных требований к стажу работы.

Специалистам, имеющим ученую степень доктора медицинских наук и занятым на лечебно-профилактической работе в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских и учебных заведениях, заочно присваивается высшая квалификационная категория по соответствующей специальности на основании представления руководителя учреждения, в котором работает доктор наук.

Специалистам, которым по результатам аттестации (переаттестации) присвоена квалификационная категория, выдается удостоверение установленного образца.

Переаттестация на подтверждение имеющейся квалификационной категории проводится каждые пять лет в обязательном порядке.

В случае отказа специалиста от очередной переаттестации, присвоенная ранее квалификационная категория утрачивается с момента истечения пятилетнего срока ее присвоения.

В последние годы резко повысилась заинтересованность специалистов в получении квалификационной категории. С целью совершенствования системы аттестации на присвоение квалификационных категорий впервые разработаны и утверждены номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала и перечень соответствия специальностей должностям. Разработаны квалификационные характеристики и положения о специалистах в соответствии с номенклатурой (по 26 специальностям), что позволило упорядочить и унифицировать работу аттестационных комиссий, установить твердую регламентацию, способствующую рациональному использованию и расстановке кадров среднего звена.

Пересматриваются квалификационные характеристики и положения врачей-специалистов. В настоящее время номенклатура врачебных специальностей включает 70 специальностей. За последнее десятилетие введены новые специальности: диабетология, общая практика (семейная медицина), аллергология и иммунология, гериатрия, челюстно-лицевая хирургия, сурдология — оториноларингология, трансфузиология, клиническая фармакология и детская онкология.

Создаются новые учебные программы, разрабатываются квалификационные характеристики специалистов, соответствие которым должно явиться критерием для выдачи врачам соответствующих сертификатов. Для унификации процедуры аттестационного экзамена создан банк тестовых заданий по каждой специальности.

Особое внимание уделяется сертификационным (аттестационным) циклам для специалистов, имеющих стаж практической работы и врачебные категории. Эти циклы продолжительностью не менее 2 мес. организуются преимущественно в вузах на факультетах последипломного профессионального образования. Они могут проводиться в виде прерывистых очных и заочно очных циклов. Учебные планы должны составляться с учетом требований к каждой квалификационной категории. В процедуре аттестации активное участие должны принимать представители органов управления здравоохранением и врачебных ассоциаций.

Еще одной важной проблемой является ресертификация — аттестация специалистов, имеющих высшую аттестационную категорию. Для указанной группы врачей могут быть предложены критерии, подтверждающие их активную работу по повышению профессионального мастерства: участие в конгрессах и съездах, публикации, преподавательская и научно-исследовательская работа и др. Возможна также организация специальных трех-четырёхнедельных циклов усовершенствования.

Аккредитация медицинских работников 2019

Уважаемые коллеги! Наш материал будет полезен в первую очередь медработникам с высшим медицинским образованием, желающим пройти профессиональную переподготовку по медицинским специальностям. Мы расскажем, кто из медицинских работников должен проходить аккредитацию в этом и следующем 2020 году. Узнайте, как успешно пройти аккредитацию и получить свидетельство.

Этапы вступления в систему аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов

Осталось всего 2 года до того момента, как заработает новая система подтверждения квалификации медицинскими и фармацевтическими работниками. Начиная с 1 января 2021 года, все без исключения фармацевтические и медицинские работники будут обязаны проходить аккредитацию.

До этого момента систему аккредитации внедряли поэтапно. Напомним, что первыми, кто стал проходить аккредитацию, стали выпускники медицинских и фармацевтических вузов. Они сдают аккредитационный экзамен с 2016 года.

Поэтапное вступление в систему аккредитации предусматривает, что до 2021 года аккредитационный экзамен будут сдавать лишь некоторые категории специалистов:

  • выпускники вузов и сузов;
  • специалисты, прошедшие курсы профессиональной переподготовки или подготовку в ординатуре по некоторым специальностям и направлениям.

Внимание! С 2016 года меняется и сама система повышения квалификации (Приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н). С 2016 по 2021 год у медработников и фарм. специалистов есть последняя (всего лишь одна) возможность пройти повышение квалификации по старой схеме и получить вместе с удостоверением о повышении квалификации сертификат специалиста. После получения сертификата нужно будет ежегодно набирать баллы НМО. В свою очередь с 2021 года полностью заработает система непрерывного медицинского образования (НМО).

Какие категории медицинских работников должны получать свидетельство об аккредитации в 2016-2021

В этом году аккредитацию должны проходить не только выпускники медицинских учебных заведений, но и работающие специалисты, которые завершили курсы переподготовки по некоторым направлениям (специальностям).

Какие курсы профессиональной переподготовки требуют прохождения аккредитации врача в 2019 году

В январе этого года Минздрав утвердил Приказ от 21.12.2018 №898н. В этом нормативном акте внесены изменения сроков и этапов аккредитации на 2019 и 2020 годы. Соответственно этот приказ вносит изменения в ранее действовавший приказ Минздрава от 22.12.2017 №1043н.

Напомним, в 2019 году аккредитацию должны были проходить все медицинские специалисты, которые завершили курсы профессиональной переподготовки, а также обучение в ординатуре. Но согласно приказу № 898, аккредитацию проходят в 2019 году не все, а лишь некоторые медработники, завершившие обучение на курсах переподготовки и в ординатуре по шести направлениям.

Шесть медицинских специальностей, по которым проходит аккредитация в 2019 году

С 2019 года получать свидетельство об аккредитации медицинского специалиста должны будут те медики, которые завершат обучение на курсах профессиональной переподготовки по следующим 6 специальностям:

  • Неврология
  • Кардиология
  • Общая врачебная практика (семейная медицина)
  • Онкология
  • Педиатрия
  • Терапия

Таким образом, это требование распространяется на тех врачей, которые получили после 1 января 2019 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.

Кто из медицинских работников также будет проходить аккредитацию с 2020 года

В приказе Минздрава от 21.12.2018 №898н говорится, что уже с 1 января 2020 года аккредитацию будут проходить и те специалисты, которые завершат обучение на курсах переподготовки по всем остальным раннее не перечисленным специальностям и направлениям.

Другими словами, с 2020 года медработникам, которые пройдут курсы профпереподготовки, уже не будут выдаваться сертификаты медицинского специалиста. Вместо этого они должны получать свидетельство об аккредитации. Такое свидетельство можно получить по результатам специального экзамена в аккредитационных центрах.

Важно! Чтобы не сдавать аккредитационный экзамен, нужно успеть завершить обучение на курсах профессиональной переподготовки до конца 2019 года. Пройти переподготовку можно в нашем образовательном учреждении ЦОКО.

С перечнем программ профпереподготовки можно ознакомиться в разделе «Профессиональная переподготовка по направлению «Медицина»

Как проходит аккредитационный экзамен медицинских специалистов

В мае 2018 года вышел новый приказ Минздрава от 26.04.2018 №192н. В этом нормативном акте внесли изменения в Положение об аккредитации медицинских специалистов (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.07.2016 №334).

В этом положении прописан порядок проведения аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов.

Средний медицинский персонал не будет решать ситуационные задачи

Для тех, кто получает свидетельство об аккредитации после курсов профпереподготовки и освоения других программ дополнительного профессионального образования, исключили из перечня ситуационные задачи.

А вот те специалисты, которые имеют высшее медицинское или фармацевтическое профессиональное образование, решать ситуационные задачи будут.

Этапы аккредитационного экзамена

В проведении процедуры аккредитации для медработников с высшим и со средним медицинским образованием есть различия.

Что делать, если врач провалил аккредитационный экзамен

Если аккредитуемый завалит экзамен, он узнает об этом на официальном сайте. Там будет указано, какой именно этап экзаменуемый не сдал. В течении 5 дней необходимо подать заявление на повторное прохождение заваленного этапа экзамена. Если не успеть, то врача или медсестру признают непрошедшими процедуру аккредитации.

Как медицинскому специалисту подать заявление на прохождение аккредитации

Ответственный секретарь аккредитационной комиссии может принимать документы на прохождение аккредитации 1 раз в квартал.

Врач, медицинская сестра (медбрат) или фармработник должны подать в аккредитационную комиссию следующий перечень документов:

  • Заявление
  • Копию паспорта
  • Портфолио, которое является отчетом за последние пять лет о профессиональной деятельности. В него входят сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации)
  • Копию сертификата специалиста (при наличии) или свидетельства об аккредитации специалиста (при наличии)
  • Копию документов о высшем образовании и о квалификации (с приложениями) или о среднем профессиональном образовании (с приложениями) или выписка из протокола заседания государственной экзаменационной комиссии
  • Копию трудовой книжки (при наличии)
  • Копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (для иностранных граждан и лиц без гражданства — при наличии)

Все медработники пройдут аккредитацию до 2021 года

В Сочи завершился Российский инвестиционный форум, в котором приняла участие глава Минздрава Вероника Скворцова. В интервью «Известиям» она рассказала об инвестпроектах в медицине, аккредитации врачей, а также о том, когда будут модернизированы все детские поликлиники страны, зачем сотрудники регистратур проходят курсы вежливости и кто уговорит россиян вести здоровый образ жизни.

— Ваш проект «Реконструкция Центра микрохирургии глаза в Екатеринбурге» стал лауреатом национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА». Какие еще важные проекты государственно-частного партнерства удалось реализовать в последние годы?

— Среди важнейших — запуск производственной площадки при научном центре травматологии и ортопедии в Новосибирске, создание учебного корпуса при Пермском медицинском университете. Вообще в регионах мы реализуем более ста проектов. Общий объем привлеченных негосударственных средств оценивается уже десятками миллиардов. Это все средства, направляемые на повышение доступности и качества именно бесплатной для самого человека помощи.

Первый в России клинический центр протонно-лучевой терапии открылся в Санкт-Петербурге

Фото: ТАСС/Интерпресс/Роман Пименов

Хотела бы отметить отдельно ввод в строй протонного центра в Санкт-Петербурге. Это частный проект. Но технология — крайне важна для страны. В этом году у нас появляются три новые площадки с протонными технологиями. Одна из них — частная, две — государственные. Все эти площадки должны быть включены в систему оказания высокотехнологичной помощи. Сначала в рамках клинической апробации, т.к. эта технология новая для России, а затем, после просчета клинико-экономической эффективности, — в программу госгарантий.

Экзамен с трех попыток

— Расскажите о внедрении системы аккредитации медработников. Что вы ожидаете от этого нововведения?

— Это для нас нововведение, а для всего мира такая система существует уже больше 20 лет. Аккредитация медработников — механизм допуска к профессиональной деятельности, который позволяет оценивать, во-первых, теоретические знания — с помощью беспристрастного тестового экзамена по типу школьного ЕГЭ. Во-вторых, умения и навыки — по международному экзамену ОСКЭ (объективный структурированный клинический экзамен. — «Известия»). Он проводится с помощью компьютерных тренинговых программ, симуляторов, которые позволяют оценить, насколько человек может применить свои знания на практике. Третий экзамен, традиционный для России, — на клиническое мышление. То есть на возможность быстро и правильно принимать решения (стратегические и тактические) по диагностике, лечению и реабилитации.

Эта трехэтапная проверка позволяет оценить реальные знания медика.

Мы начали проводить ее в 2016 году. Первыми стали выпускники медицинских вузов по двум специальностям: фармация и стоматология. В 2017 году аккредитовали уже 32,5 тыс. выпускников всех медицинских и фармацевтических вузов по всем базовым специальностям.

— Какие медработники будут проходить аккредитацию в ближайшие годы?

— В этом году мы внедряем в систему аккредитацию выпускников медицинских колледжей. С 2019 года вводится аккредитация выпускников ординатур по узким медицинским специальностям. Меняется время обучения в ординатуре — оно будет варьировать от одного года до пяти лет, в зависимости от специальности. Структура ординатур станет модульной. Чтобы человек, проучившийся, например, три года в ординатуре по нейрохирургии, мог пройти аккредитацию и приступить к работе с выполнением вмешательств средней сложности. Но в то же время мог продолжить обучение в ординатуре в течение еще двух лет, чтобы стать специалистом экстра-класса — заниматься нейроонкологией, сложнейшими нейрососудистыми операциями. Каждый этап (модуль) обучения будет завершаться аккредитацией.

Студенты выпускного курса проходят практику в Южно-Уральском государственном медицинском университете в Челябинске

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Наша задача — до 2021 года включить в систему аккредитации всех медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием. А далее внедрять повторную аккредитацию, которая должна проводиться не реже раза в пять лет на основе непрерывного профессионального образования. Мы создали специализированный портал, который уже сейчас содержит более 1 тыс. интерактивных образовательных модулей.

Он сопряжен с федеральным регистром медицинских работников. В течение двух лет мы внедрим самые современные подходы к электронным автоматизированным системам помощи для врача. Такое живое взаимодействие с компьютерными программами позволит поддерживать и развивать профессиональный уровень.

— Если врач не справился с экзаменами — он отстраняется от работы?

— Дается три попытки. Пока показатели, с учетом этих трех попыток, очень хорошие. По медицинским вузам самые высокие у педиатров — аккредитацию прошли более 99% выпускников. На втором месте стоматологи и терапевты — более 98%. Чуть ниже показатели у профилактологов — около 96%.

Если человек не справился за три попытки, он может повторить испытание через год — так работает весь мир.

Лечение по протоколу

— Как еще, помимо аккредитации, вы планируете поднять качество медуслуг?

— Мы подготовили законопроект, подробно описывающий систему управления качеством медицинской помощи. Он основывается на внедрении разработанных национальных клинических рекомендаций по основным заболеваниям человека — их сейчас уже разработано более 1,2 тыс. По сути, каждая рекомендация — это стандартизованный алгоритм действий врача, который позволяет лечить больных индивидуально и избежать возможных ошибок. Критерии качества медицинской помощи, вошедшие в структуру клинических рекомендаций, утверждаются приказом Минздрава и являются обязательными. На их основе разрабатываются регламенты экспертизы качества медицинской помощи, проводимой экспертами медицинских страховых организаций и Росздравнадзора, — вся система должна работать по единым требованиям.

Если медицинский работник повторно нарушает клинические рекомендации, его должны направить на внеочередную аккредитацию с тем, чтобы подтвердить его профессиональный уровень. Бывают случайности — совершил ошибку, например, из-за усталости или плохого самочувствия. Но если аккредитационная комиссия обнаружит бреши в знаниях специалиста, он должен быть направлен на дополнительное обучение или повышение квалификации. Таким образом система должна самоочищаться. И это очень важно, потому что врачи работают не с неодушевленным материалом, а с людьми.

— Долгие годы поликлиники страдали из-за нехватки узких специалистов. Удалось ли что-то изменить в этой сфере?

— Традиционно первичному звену не хватало прежде всего участковых терапевтов и педиатров, а также и узких специалистов. С 2011 года внедрены новые государственные образовательные стандарты для медицинских и фармацевтических вузов. Теперь начиная с первого курса и в течение всего обучения студенты проходят практическую подготовку. По сути, шестой курс стал субординатурой по терапии или педиатрии. Благодаря этому, а также введению аккредитации мы впервые смогли сразу по окончании вуза выпускать терапевтов и педиатров в первичное звено. Уже в 2017 году более 5 тыс. выпускников пришли в поликлиники и сельские врачебные амбулатории.

Кроме того, нам очень помогла программа «Земский доктор». Сейчас в ней могут участвовать врачи до 50 лет. Это привлекло 29 тыс. медиков в удаленные районы. Поэтому ситуация начала выправляться.

Машина сельской скорой помощи у районной больницы

Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

Что касается узких специалистов, то по ним у нас сформировался выраженный дисбаланс начиная с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Особенно выраженным был дефицит онкологов, анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, патологоанатомов.

Благодаря внедрению механизма целевого приема в вузы ситуацию удалось переломить. За последние два года на 9,5% увеличилось число онкологов, это очень существенно. На 7% — анестезиологов-реаниматологов, на 4,5% — рентгенологов и т.д.

Сейчас в ординатуре уже 60% бюджетных мест — целевые. То есть регионы имеют возможность заказывать тех специалистов, которые им нужны. При этом эффективность целевого приема приблизилась к 90%, то есть практически все обучающиеся возвращаются на целевые рабочие места.

— Можно ли это сравнить с распределением советских времен?

— Де-юре это разные вещи, а де-факто целевая подготовка замещает отсутствующее распределение. Единственное различие в том, что распределение было обязательным для всех. Я через него проходила, мои родители. Сейчас, если ты по открытому конкурсу поступил (а он по многим специальностям доходит до 32 человек на место), — пожалуйста, можешь дальше распоряжаться своей судьбой так, как считаешь нужным. Но если ты идешь по целевому конкурсу, ты обязан отработать в течение трех лет на том рабочем месте, для которого тебя направляли на целевую подготовку.

В регистратуру — с любовью

— Как Минздрав планирует решить проблему очередей в поликлиниках?

— С помощью устранения дефицита кадров и внедрения бережливых технологий. Родоначальниками таких технологий являются японские производители. К нам проект «Бережливая поликлиника» принесли эксперты «Росатома». Суть заключается в том, что в любом медицинском учреждении проводится не только жесткая инвентаризация материальных объектов, но и скрининг организационных и технологических процессов. Выявляются логистические ошибки и несовершенства, которые заставляют людей долго ждать, создают очереди и риски инфицирования от заболевших. Далее создается план устранения несовершенств. Например, изменяется работа входной группы — организуются раздельные входы для здоровых и больных пациентов, вводится навигация движений пациентов, создаются удобная регистратура и отдельный call-центр, чтобы регистратор не отвлекался и занимался только посетителями. Расширяется спектр возможных механизмов записи на прием к врачу. Уже во всех регионах страны внедрена электронная запись: через интернет и терминалы в поликлинике. Работают информаты. Но по-прежнему можно записаться по телефону или придя в регистратуру. Как кому удобнее.

Женщина у регистратуры одной из поликлиник Краснодара

Фото: РИА Новости/Николай Хижняк

Мы поменяли расположение кабинетов. Сделали элементарную вещь — линейную траекторию прохождения кабинетов в рамках диспансеризации.

Это позволило сократить время прохождения первого этапа диспансеризации до одного-двух визитов. Вход в лабораторию для взятия крови тоже изменили: люди, которые входят и выходят, не пересекаются. Усовершенствовали рабочее пространство врачей и медицинских сестер. Выясняется, что такими несложными действиями можно в два раза увеличить число пациентов, проходящих через лаборатории и процедурные кабинеты за одну смену.

Благодаря внедрению четкой предварительной записи, а также организации кабинетов доврачебного приема ушли очереди у кабинетов врачей. Теперь медицинские сестры заполняют анкеты, измеряют температуру.

Очереди в поликлинике и время на прохождение записи сократились в 3,5–7,5 раза.

— Где работает «Бережливая поликлиника»?

— Мы начали этот проект менее года назад в трех регионах, взяв в каждом по две поликлиники: одну — детскую, вторую — взрослую. Сейчас таких поликлиник уже более трехсот в 40 регионах. Этот проект оказался очень эффективным. Мы планируем в него включить все детские поликлиники страны в течение трех лет. Эту задачу поставил перед нами президент страны в рамках пакета демографических мер. Выделен ресурс на обновление детских поликлиник — по 10 млрд рублей федерального финансирования ежегодно. Регионы должны обеспечить его софинансирование.

— Пациенты нередко жалуются на недоброжелательность персонала в поликлиниках, отсутствие информации об услугах. Будут ли решаться эти проблемы в рамках проекта «Бережливая поликлиника»?

— Да. Вводится психологический тренинг и тестирование для регистраторов и другого персонала, который работает с людьми. Очень важно, чтобы эти специалисты любили других людей, чтобы посетители их не раздражали, не вызывали желания нагрубить. Для этой работы подбираются доброжелательные люди. Даже то, что им ввели дресс-код — одинаковые халаты, эмблемы, косынки, — создает иную атмосферу.

Указатели в городской поликлинике

Фото: РИА Новости/Евгений Самарин

Конечно же, важнейший вклад в совершенствование работы медицинских организаций вносит информатизация. В поликлиниках активно внедряются информационные медицинские системы, которые удовлетворяют единым для страны требованиям. Параллельно создаются единые региональные информационные системы, объединяющие все системы медицинских организаций, создающие централизованный архив цифровых изображений с приборов. Это позволяет вводить перекрестный обмен электронными документами. Скажем, человек из поликлиники отправляется на плановую госпитализацию, потом в санаторий, а потом на плановое амбулаторное наблюдение. Всё фиксируется в единой информационной системе. Не надо носить карты из кабинета в кабинет, сотрудник, который принимает пациента, видит в компьютере его историю болезни, результаты исследований и консультаций, может запросить изображения с приборов (томограммы, рентгенограммы) и оценить их в динамике.

Очень удобна и электронная документация. Так, электронные справки, заключения, выписки может быстро формировать медицинская сестра. Активно внедряются электронные больничные листы, электронные рецепты для льготного лекарственного обеспечения. Врач может получать результаты анализов автоматизированно, вводить в компьютер название лекарства, которое он хочет выписать, и видеть все аптеки, где оно есть и в каких количествах. Может посоветовать пациенту ближайшую аптеку.

Там, где информатизация уже внедрена, мы видим реальный ощутимый результат. Медицинская помощь становится более комфортной, быстрой и качественной.

Уговорят лечиться

— В 2016 году был создан институт страховых представителей. Зачем он нужен?

— Страховые медицинские организации — особые структуры. Они должны быть гарантом удовлетворения главного права каждого человека — на охрану жизни и здоровья. В 2016 году мы создали программу поэтапной подготовки и включения в работу страховых представителей трех уровней.

Первый уровень — это хорошо подготовленные операторы. Для их обучения разработали методические руководства, единые справочники наиболее частых вопросов и ответов. У операторов есть информационная база, графики работы всех учреждений, врачей. Они в состоянии ответить на любой вопрос, помочь в записи на прием к любому специалисту, на плановую госпитализацию, посоветовать, где меньше очередь.

Второй уровень страховых представителей — это специально обученная команда, которая занимается массовыми рассылками через SMS или звонками по телефону, приглашая застрахованных на профилактические осмотры, диспансеризацию. Они отслеживают, приходил ли человек на прием. Информируют пациентов о результатах диспансеризации.

Сотрудница Федерального фонда обязательного медицинского страхования оформляет полис ОМС

Фото: РИА Новости/Тарас Литвиненко

Если по результатам диспансеризации человек оказывается во второй или третьей группе здоровья, он должен подлежать диспансерному наблюдению. Это позволяет предупредить ожидаемые патологические состояния. Например, если у пациента нарушена толерантность к глюкозе, но при этом диабет еще не сформировался, важно поставить на контроль все факторы риска. Их очень легко скорректировать, и в результате человек получает дополнительные годы здоровой жизни. Если выявляется хроническое заболевание, необходимо проводить лечение и вторичную профилактику. Здесь требуется опека со стороны страховых медицинских организаций. Она позволяет резко повысить приверженность пациентов к медикаментозной терапии. Так, за последние три года мы достигли максимальной за всю историю нашей страны приверженности людей с повышенным давлением к антигипертензивной терапии. Поэтому уже 40% гипертоников вышли на постоянные целевые значения артериального давления, то есть они застрахованы от гипертонических кризов, инсультов и инфарктов миокарда. Их правильно лечат.

Аналогичная ситуация и с лечением пациентов с ранним атеросклерозом, изменениями липидного спектра. Уже в 36% случаев у них полностью нормализуются уровни холестерина.

— Чем занимаются страховые представители третьего уровня?

— Они подключаются к работе с этого года — это специалисты, которые научены мотивировать людей к ответственности за свое здоровье, ведению здорового образа жизни, включению в профилактические программы.

Сейчас у нас в базе уже около 7 тыс. страховых медицинских представителей. Страховое сообщество очень консолидировалось за последнее время вокруг этой стратегии. Всероссийская ассоциация медицинских страховщиков стала настоящим нашим соратником и партнером по защите прав пациентов и обеспечению доступности и качества медицинской помощи.

минздрав россии в очередной раз изменил сроки и этапы аккредитации специалистов

Приказ Минздрава России от 21.12.2018 года № 989Н «О внесении изменений в сроки и этапы аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 года № 1043н» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, 16.01.2019 и вступает в силу 27 января 2019 года.
Аккредитация: на что обратить особое внимание сегодня
Напомним, что сроки и этапы аккредитации ранее были утверждены приказом Минздрава России от 22.12.2017 года № 1043н, поэтому с 1 января 2019 года должны были вступить в процесс аккредитации все, кто получил на 1 января 2019 года:
— высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры);
— высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
— дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
С 1 января 2020 года по прежнему плану в процесс аккредитации вступали те, кто получил после 1 января 2020 года:
-медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
— иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов.
Таким образом, в 2019 году процесс аккредитации затронул бы всех специалистов. Однако Минздрав России своим приказом от 21.12.2018 года № 989Н изменил сроки аккредитации. В результате сегодня мы можем говорить о том, что с 1 января 2019 года процесс аккредитации коснется лишь специалистов, получивших после 1 января 2019 года:
— высшее образование по основным образовательным программам и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, требования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции которых сформированы на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) по специальностям: «Неврология», «Кардиология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия»;
А с 1 января 2020 года аккредитацию пройдут получившие после 1 января 2020 года:
— высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры, уровень ординатуры);
— дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанным на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
При этом профессиональные стандарты на сегодняшний день утверждены лишь для трех специальностей из шести, для которых аккредитация начнется в 2019 году:
— врач-педиатр участковый (приказ Минтруда России 27.03.2017 № 306н);
— врач-лечебник (врач-терапевт участковый) (приказ Минтруда России от 21.03.2017 № 293н);
— врач-кардиолог (приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 140н).
Что такое аккредитация специалиста и как она проходит?
Согласно ст. 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.
Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время:
— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 года № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» утверждено Положение об аккредитации специалистов;
— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.06.2016 года № 352н «Об утверждении Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» утвержден Порядок и форма выдачи свидетельства об аккредитации специалиста.
На основании одноименнного Положения аккредитация специалиста проводится в отношении:
— завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (первичная аккредитация);
— освоивших программы подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства (первичная специализированная аккредитация);
— окончивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации (периодическая аккредитация).
Для прохождения периодической аккредитации специалист представляет в аккредитационную комиссию, среди прочих документов, отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (для прохождения периодической аккредитации). Иными словами, специалисту перед аккредитацией необходимо собрать портфолио.
Первичная аккредитация и первичная специализированная аккредитация включают следующие этапы:

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *