Адреса не совпадают

Содержание

Гражданское законодательство не содержит понятий «юридический…», «почтовый…» и «фактический адрес», в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под «юридическим адресом» подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под «фактическим/почтовым адресом» — адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, — генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, «по которому осуществляется связь с юридическим лицом». Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, «юридический…» и «фактический/почтовый адрес» организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений — за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации», под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

ФНС может прикрыть ваш бизнес, если фактический и юридический адрес не совпадают

В социальных сетях можно встретить жалобы предпринимателей, что ФНС блокирует расчетные счета за несовпадение фактического и юридического адреса. Рассказываем, почему так происходит и всегда ли виноваты бизнесмены.

Почему ФНС следит за достоверностью адресов?

Налоговики действуют по закону 129-ФЗ. Но в последний год, сотрудники службы особенно рьяно следят за этим моментом, и вносят изменения в ЕГРЮЛ. И если выявляется несовпадение юридического и фактического адреса, то ставится отметка, что данные о компании недостоверны.

Таким способом налоговики борются с массовыми регистрациями и обналом. Не секрет, что многие фирмы «обитают» на фиктивных адресах, чтобы предоставлять несуществующие услуги.

Директор Неба Артем Туровец считает, что это вписывается в общую концепцию государства по выведению предпринимателей из тени: «Можно также вспомнить спецоценку труда. Это тоже дополнительная информация, что фирма реально существует. При ее проведении, предприниматель пишет подробный отчет в Министерство труда: кто у него работает, какие операции выполняются и т. д. Думаю, что в будущем ФНС будет брать эти данные и сравнивать со своими. И если будут выявлены несовпадения, то бизнесмен будет вынужден их объяснить».

Как выявляется несовпадение адресов?

Обычно совпадение фактического и юридического адреса начинают проверять в рамках камеральной проверки. То есть предприниматель не может от этого уйти, так как проверка начинается автоматом. Например, если отчитываться по НДС.

Сотрудник ФНС должен прийти по указанному адресу и проверить компанию. В нашей истории такое было. Позвонили директору и спросили реально ли компания Небо работает по указанному адресу.

Потом спросили, если сейчас придет сотрудник, то застанет ли он на месте Артема Туровца.? Артем сказал, что он на встрече, но в офисе много сотрудников, которые подтвердят реальность Неба.

После этого налоговик попросил назвать определенного работника, с которым он поговорит. Например, Ивана Иванова. Позже проверяющий из ФНС реально пришел в офис. Конечно же, Иванова он не спросил, а поговорил с другими людьми. Проверка прошла успешно.

Нам повезло, потому что иногда налоговики ничего не проверяют. Человек просто ходит по своим делам, а на службе говорит, что такой компании по указанному адресу нет. В итоге в ЕГРЮЛ появляется злополучная отметка.

Что делать, если вас признали несуществующей компанией?

Компания может работать еще в течение 6 месяцев, а потом ликвидируется. То есть бизнес можно продолжать, но вероятны проблемы. Например, если организация участвует в тендерах, то заказчики часто проверяют благонадежность поставщиков. И если увидят, что поставщик в списке недостоверных компаний, победы в тендере не видать.

Важно сказать, что некоторые предприниматели думают, несовпадение адресов можно использовать для ликвидации компании. Фирмой не занимаются, отчеты не сдают и ждут, пока ее принудительно закроют. Но ФНС предусмотрела это: если у организации есть долги перед бюджетом, ответственность переходит на учредителей.

Если увидели в ЕГРЮЛ такую запись, то сразу же свяжитесь с ФНС и предоставьте все документы, которые подтвердят существование фирмы (заполните форму Р14001). Ну и не рекомендуем регистрировать ООО по адресам, на которых зарегистрированы сотни компаний. Надо сказать, что добросовестные бизнес-центры или офисные здания предупреждают об этом. И компании указывают не только адрес, но и номер офиса.

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда очень тщательно проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений об юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Визиты без предупреждения налоговые органы не наносят, поэтому о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, они узнают, потому что направленная ими почтой информация возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИНФС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИНФС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13001 или Р14001. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения об юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В данный момент в список подозрительных попало более полумиллиона организаций.

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения об юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому адресу – фактическому.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения 4 о месте нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность 5, установленную законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Иски о ликвидации юридического лица

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу. Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности, то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно, неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях указания в них достоверной информации о месте нахождения 10.

1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

2) п. 3 ст. 54 ГК РФ

3) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, 31.12.1998 № 193-ФЗ)

4) п. «в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

5) ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ

7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 № КГ-А40/3899-05

8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212

10) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211

В последние годы наблюдается стойкая тенденция привлечения кредитных организаций к контролю за финансовыми операциями своих клиентов. Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также рядом подзаконных актов на банки возложено много функций, связанных со сбором информации о своих клиентах.

Рассмотрим достаточно распространенную ситуацию, когда у юридического лица, имеющего открытый счет в кредитной организации, фактический и юридический адрес не совпадают, то есть организация отсутствует по адресу, который заявлен в банк при открытии счета.

Вести хозяйственную деятельность без расчетного счета невозможно. Обращаясь в банк с заявлением об открытии юридическому лицу расчетного счета, потенциальный клиент вынужден играть по правилам банка – предоставить внушительный пакет документов и пройти несколько стадий проверок. С чем это связано?

Чем руководствуется банк, проверяя юридический адрес клиента

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон 115-ФЗ) до заключения договора банковского счета банк обязан идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (собрать определенные сведения о них, подтверждение достоверности этих сведений с использованием подлинников документов или надлежащим образом заверенных копий).

Идентификация производится в соответствии с Положением об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 15.10.2015 г № 499-П (далее – Положение об идентификации). Так, в соответствии с Приложением № 2 к Положения юридический адрес ООО или другой организации входит в состав сведений, получаемых в целях идентификации юридического лица.

На практике, как правило, банки не останавливаются на формальном получении сведений об адресе места нахождения юридического лица. Для открытия расчетного счета с потенциального клиента требуют предоставления доказательств нахождения помещения, где зарегистрировано юридическое лицо, на праве собственности юридического лица либо его учредителя или на каком-либо ином праве. Таким образом, в перечень документов для открытия расчетного счета включаются Свидетельство о праве собственности на помещение, либо договор аренды, либо договор, на основании которого можно сделать вывод, что помещение находится в пользовании юридического лица. Более того, сотрудники банка зачастую проверяют фактическое местонахождение потенциального клиента по заявленному им адресу и составляют акты о таких проверках.

Итак, сведения об адресе юридического лица – клиента банка – тщательно фиксируются банком, проверяются и подлежат актуализации в рамках регулярной идентификации.

Какие ситуации бывают с клиентами

В российских реалиях предприятия среднего и малого бизнеса редко долго функционируют по одному и тому же адресу. Экономия средств, оптимизация и иные процессы заставляют юридическое лицо порой искать более выгодные предложения по аренде офисных помещений, реализовывать собственность и т.д., в результате чего происходит смена юридического адреса. Также часто встречается ситуация, при которой юридическое лицо заявило в качестве своего места нахождения один адрес, а фактически ведет свою деятельность по иному адресу. При этом не все стремятся сообщать в банк или налоговый орган о том, что юридический и фактический адреса не совпадают.

Какие действия предпринимает налоговый орган

В настоящее время налоговые органы уделяют повышенное внимание отслеживанию фиктивной деятельности юридических лиц, адресам массовой регистрации, выявлению фирм-однодневок. На сайте ФНС России можно увидеть «черные списки» адресов массовой регистрации. В рамках этой «борьбы» налоговые органы стали массово направлять в банки письменные уведомления, в которых банк извещается, что налоговый орган при проведении контрольных мероприятий установил отсутствие по юридическому адресу регистрации того или иного клиента банка. При этом налоговый орган просит банк сообщить при наличии информацию об ином адресе клиента либо принять возможные меры по расторжению договора банковского счета.

Если у банка есть информация о действующем адресе клиента, проблем не возникает. Но бывает, что клиент длительное время в банк не обращается, информацию о смене своего юридического адреса не предоставляет. И возникает ситуация, когда банк связан «рекомендациями» налогового органа, требованиями законодательства о легализации и договорными отношениями с клиентом. Риски есть и у банка, и, разумеется, у клиента.

Что предписывает законодательство при несовпадении фактического и юридического адреса

Если следовать нормам Гражданского кодекса РФ, то в статье 859 предусмотрены основания расторжения договора банковского счета. Перечень этих оснований исчерпывающий:

  1. Банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету (если иное не предусмотрено договором между банком и клиентом).
  2. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента.
  3. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
  4. сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
  5. при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.

О каких законах идет речь в п. 2? В данном случае прямое право банка расторгнуть в одностороннем порядке договор банковского счета предусмотрено в двух Федеральных законах: в Федеральном законе от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

С точки зрения рассматриваемой темы нам интересен второй закон. В соответствии с п. 5.2. ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, кредитная организация вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе выполнять распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи.

Таким образом, в законодательстве отсутствует прямое право банка расторгнуть договор банковского счета в случае, если банк обнаружит отсутствие клиента по адресу его заявленной регистрации.

В случае отсутствия у банка актуальных сведений о клиенте (в том числе о действующем адресе), необходимых для идентификации, и при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк вправе отказаться выполнять распоряжения клиента о совершении операции. И только после двух подобных отказов у банка возникает право на одностороннее расторжение договора.

Что говорит судебная практика о юридическом и фактическом адресе

Но «рекомендации» налогового органа подкреплены довольно значительным документом – Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.04.2010 г. Данным судебным актом закончилось рассмотрение спора по иску банка к обществу с ограниченной ответственностью о расторжении договора банковского счета.

Решением арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении требований банка отказано. Этот вывод был поддержан апелляционной и кассационной инстанциями.

Как установлено судами, между банком и обществом (клиентом) заключен договор банковского счета, согласно п. 3.5 которого предусмотрена обязанность клиента в письменном виде извещать банк о смене наименования, организационно-правовой формы, юридического адреса, номеров телефонов, печати, состава лиц, имеющих право подписи расчетно-кассовых документов, с обязательным предоставлением в банк соответствующих документов, имеющих надлежащую форму, в срок не позднее трех дней с момента возникновения либо документального подтверждения в установленном порядке данных изменений. В период действия договора банковского счета банк выявил, что фактический и юридический адрес не совпадают, что явилось основанием для обращения в суд.

В обоснование своих требований банк ссылался на п. 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. На момент рассмотрения дела Президиумом ВАС РФ действовала редакция п. 5.2 ст. 7, согласно которой предусмотрено право кредитной организации отказаться от заключения договора банковского счета с юридическим лицом при отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций сочли этот довод необоснованным, т.к. пункт статьи предусматривает право на отказ от заключения договора, а не право на его одностороннее расторжение. Кроме того, в статье 859 Гражданского кодекса РФ нет такого основания для одностороннего расторжения договора банковского счета.

Но у Высшего Арбитражного Суда РФ мнение иное. ВАС РФ разъяснил, что пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения, а пунктом 3 этой же статьи – обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах. Из этой нормы ВАС РФ делает вывод, что обязанность банка по идентификации клиента не ограничена моментом заключения договора банковского счета, а сохраняется в течение всего времени обслуживания клиента по договору банковского счета. А раз достоверная информация о месте нахождения юридического лица является существенным условием как при заключении, так и при исполнении договора банковского счета, то и непредставление клиентом сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета. В итоге ВАС РФ отменил решение Арбитражного суда города Москвы, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа.

Что же в итоге?

С момента вынесения Президиумом ВАС РФ Постановления № 1307/10 изменилась редакция п. 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Теперь она сформулирована следующим образом: кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи. Никаких упоминаний о юридическом и фактическом адресе ООО и других клиентов в законе нет.

Редакция изменилась, а уведомления налогового органа продолжают поступать в банки со ссылкой на рассмотренное Постановление Президиума ВАС РФ с достаточно широким толкованием данной нормы права. Независимо от редакции, в формулировке статьи значится право кредитной организации отказаться от заключения договора банковского счета в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а Высший Арбитражный Суд РФ посчитал, что у банка на основании данной нормы есть право расторгнуть уже существующий договор банковского счета.

Содержащееся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, при наличии таких императивных разъяснений представляется, что ряд банков, выяснив отсутствие своих клиентов – юридических лиц – по месту государственной регистрации, могут обратиться в суд с требованиями о расторжении договора банковского счета со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ. Судя по имеющейся судебной практике, пока массовых обращений банков в арбитражный суд с такими требованиями нет. Но риски для клиентов, отсутствующих фактически по адресам, которые значатся в ЕГРЮЛ, тем не менее имеются. Поэтому смена юридического адреса должна происходить при каждом переезде организации.

Учитывая все изложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Расторжение в судебном порядке кредитными организациями договоров банковского счета с клиентами – юридическими лицами, отсутствующими по заявленным в ЕГРЮЛ адресам, противоречит нормам действующего законодательства. Однако банки должны учитывать общеобязательные толкования норм права, регулирующих данную ситуацию, Высшим Арбитражным Судом РФ, а значит, для клиента есть риск, что банк обратится в суд с требованием о расторжении договора банковского счета с клиентом, отсутствующим по своему юридическому адресу.
  2. Юридическое лицо, находящееся на обслуживании в кредитной организации, должно учитывать риски применения банком санкций за несообщение актуальных сведений, необходимых для его идентификации. Банк вправе отказать в совершении операций клиента, а в случаях, прямо предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, расторгнуть договор банковского счета. Поэтому в условиях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, следует серьезно относиться к требованиям банков о регулярном обновлении сведений о своих клиентах.

Сейчас обсуждаются инициативы отказа от обязательного указания юридического адреса при регистрации организаций. Массовый уход бизнеса в интернет, использование интернет-технологий объясняет порой отсутствие офиса юридического лица как такового. Для многих субъектов бизнеса становится более актуальной проверка на действительность электронного адреса контрагента, его присутствие в интернете, чем фактическое местонахождение по адресу, который значится в ЕГРЮЛ. Как обойдутся законодатели с обычным, земным адресом юридического лица – жизнь покажет.

В нормативных актах РФ нет определения таких понятий как фактический и юридический адрес, используется формулировка «место нахождения», которая означает адрес государственной регистрации предприятия. На практике часто место деятельности не совпадает с регистрационными данными, в этом случае его называют фактическим адресом. Ненахождение по юридическому адресу не запрещено законодательством, но может привести к ряду проблем. В некоторых случаях организацию могут привлечь к налоговой или административной ответственности.

Сложности при постановке на налоговый учет

Если предприятие функционирует по адресу, который отличается от регистрационного, то фактически у него образуется обособленное подразделение, т.е. филиал с постоянными рабочими местами. На основании п.2 ст. 23 НК организации нужно не позднее месяца с момента создания сообщить о нем в налоговую в форме письменного заявления. За нарушение этого срока ответственность предусмотрена Налоговым кодексом п. 1 ст. 116. За такое правонарушение штраф составляет 5 000, а если срок пропущен более чем на 3 месяца – 10 000 рублей. С руководителя организации взыщут от 5 до 10 МРОТ по ч. 1 ст. 15.3 КоАП.

Важно!
Не нужно ставить обособленное подразделение на налоговый учет, если оно находится на территории, которая относится к той же налоговой инспекции.

Проблемы при госрегистрации

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано по месту размещения его исполнительного органа согласно п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 13 Закона 129-ФЗ. Если же он находится по одному адресу, сама организация зарегистрирована по другому, а рабочие места созданы по третьему адресу, то руководителя привлекут к ответственности по ч. 3 ст. 14.25 за сообщение неверной информации о юридическом лице, или по ч. 4 ст. 14.25 – за ложные сведения. Штраф в этом случае составит 50 МРОТ, причем взыщут его с руководителя, либо дисквалифицируют на срок до 3 лет.

Дополнительные проблемы несовпадения адресов

Кроме этого, сложности могут возникнуть у организации при несовпадении юридического и фактического адреса еще в нескольких ситуациях:

  • Получение корреспонденции. Письма, налоговые требования, исковые заявления, судебные решения направляются всегда по адресу государственной регистрации предприятия, как правило, заказным письмом. При этом считается, что его известили надлежащим образом. Если организация находится не по месту регистрации, корреспонденция может быть не получена или получена не вовремя. Последствия могут быть очень неприятными;

Неполученное требование об уплате налогов или пеней приведет к блокировке расчетного счета и бесспорному списанию задолженности. В случае судебных разбирательств организация может не получить предъявленный иск, и рассмотрение дела пройдет без ее участия.

  • Несовпадение юридического и фактического адреса может вызвать у контролирующих органов сомнения в добросовестности налогоплательщика, что повлияет на предоставление ему льгот и налоговых вычетов, например, при решении вопроса о возмещении НДС.

Таким образом, для организации, которая ведет деятельность в крупных объемах, особенно с зарубежными контрагентами, лучше, чтобы юридический адрес и место деятельности совпадали.

Несоответствие юридического адреса фактическому

Согласно действующему закону адрес юрлица — это место, указанное при его госрегистрации. Тем не менее, в кодексе об админправонарушениях предусмотрена ответственность юридического адреса, если он не идентичен с фактическим местонахождением.

Фактический и юридический адрес организации – какова ответственность за несоответствие?

Довольно часто несоответствие юридического и фактического адреса признается фискальными органами нарушением, которое заключается в представлении искаженных или неправдивых сведений для внесенияя их в единый госреестр юрлиц.

Норма КоАП Российской Федерации (статья 14.25) предусматривает наступление админответственности для должностных лиц компании за неподачу либо подачу неправдивых сведений о юрлице в регистрационный орган. Админнаказание накладывается в виде вынесения предупреждения (мягкая форма административного наказания) или наложения штрафа в размере, равном 5 тыс. руб. (часть третья указанной выше статьи).

Иная норма КоАП (четвертая часть статьи 14.25) указывает на наложение административных санкций за такое же деяние, которое совершено умышленно. Санкции следующие: наказание в виде дисквалификации (запрета на занятие такой деятельностью) до трёх лет или тоже штраф за то, что не совпадает юр адрес и фактический адрес в размере от 5 до 10 тыс. рублей.

Что характерно, в Кодексе об административных нарушениях нет четкого указания того, какие именно сведения считаются недостоверными или предоставленными умышленно искаженными. Зато ФНС России регулирует данные пробелы в законодательстве своими письмами-разъяснениями. Хотя они по своей природе не могут быть норморегулирующими и часто не принимаются судами во внимание.

Так, например, ВАС РФ растолковал, в своем свежем августовском решении, что под местом нахождения организации понимается лишь населенный пункт, поэтому вносить изменения в устав (учредительные документы) при переезде компании в границах одного населенного пункта совсем необязательно.

Несовпадение юридического и фактического адреса – ответственность за опоздание в постановке на учёт

В статье 15.3 (часть первая) КоАП указывается, что для должностных лиц юрлица предусмотрена ответственность если совпадение юридического и фактического адреса отсутствует. По факту же применяются санкции за нарушение установленных сроков подачи сведений (заявления) для постановки на учёт в налоговой. Обычно применяются санкции в виде предупреждения либо же взыскивается штраф за отсутствие юридического адреса или его несовпадение в размере 500-1000 руб.

Вторая часть вышеуказанной статьи предусматривает админответственность за совершение такого же действия, связанного с ведением деятельности без постановления на учёт в налоговой инспекции, в виде наложения админштрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей.

Кроме этого, норма HK РФ (статья 116, часть первая) прописывает ответственность самого юрлица за нарушение сроков подачи заявления (сведений) о постановке на учёт в налоговой инспекции в виде наложения штрафа в размере, равном 10 тыс. руб.

Следующая часть указанной нормы более жесткая — это уже не простая ответственность юридического адреса, здесь речь идет о наложении санкций на юрлицо в размере не менее 40 тыс. рублей. В этом случае фискалы считают, что штраф за осуществление хозяйственной деятельности без постановки на учёт в налоговой инспекции должен накладываться в размере 10 % от дохода, полученного от такой деятельности за весь срок ее осуществления. Только вот этот доход, скорее всего, фискалы будут рассчитывать, опираясь на косвенные сведения.

Юридический и фактический адрес ООО – ликвидация юрлица и последствия для контрагентов

В некоторых случаях, если имеет место несоответствие юридического и фактического адреса ООО, то фискальные органы могут посчитать, что при регистрации был предоставлен фиктивный юридический адрес. Последствия этого могут быть более неприятными.

Так, налоговики могут инициировать начало ликвидации юрлица. Для этого они обращаются в суд на основании ГК РФ и ФЗ «О госрегистрации юрлиц», в соответствии с которыми юрлицо может быть ликвидировано по постановлению суда в случае допущенных при его учреждении серьезных нарушений законодательства, если эти нарушения имеют неустранимый характер.

Серьезные «испытания» в этом случае ожидают и контрагентов такого юрлица. Если налоговая пришла к выводам, что предоставлен при регистрации фиктивный юридический адрес, то контрагенты такого юрлица могут потерять право на применение налоговых вычетов, полученных по сделкам с таким юрлицом. Ведь доводы налоговой инспекции в таких случаях основываются на том, что само предприятие не осуществляло реальную предпринимательскую деятельность и установить обратное можно будет лишь через суд.

Начальник управления государственной регистрации ФНС Светлана Федченко, ранее активно выступавшая за введение обязательного совпадения юридического и фактического адресов компаний, предложила отказаться от этой меры. Вместо этого Федченко предлагает компаниям с несовпадающими адресами обойтись тем, что они будут сообщать ФНС контакты, по которым с ними можно связаться. Корреспондент ИА «Клерк.Ру» Лев Мишкин попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию Семена Флейшмана, юриста Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры».

Семен, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

На мой взгляд, можно только поддержать решение начальника Управления государственной регистрации ФНС. Действительно гораздо эффективнее предотвращать создание недобросовестных фирм, чем предотвращать последствия их создания. Планируемые нововведения, как представляется, не столько осложнили бы жизнь «однодневок», сколько прибавили бы проблем добросовестным компаниям.

Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

Целью изменений, согласно заявлениям авторов законопроекта, было устранение такого положения, когда большинство фирм имеют адрес, зарегистрированный в Едином государственном реестре юридических лиц, а ведут свою деятельность по другому адресу. Из-за такой путаницы бюджеты не дополучают налоги. Однако, согласно ст.54 Гражданского кодекса РФ и п.2 ст.8 Закона «О регистрации юридических лиц» местом нахождения юридического лица признается адрес его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Однако если директор компании действительно находится по адресу регистрации, фактический и юридический адрес организации совпадают. Между тем ничто не обязывает располагать по одному адресу офис исполнительного органа организации и основное производство компании. Таким образом, цель все равно не была бы достигнута. Да и сомнительно, что поправки были бы действенны в борьбе с фирмами-однодневками. Для таких компаний несложно снять на время оформления государственной регистрации офис, а потом снова исчезнуть. Так что поправки снова «ударили» бы по добросовестным компаниям.

Закономерен отказ от внесения поправок в Гражданский кодекс РФ и в Закон «О регистрации юридических лиц» также и на фоне отсутствия единой терминологии. В настоящее время отсутствуют определения как юридического, так и фактического адреса юридического лица.

Является ли мера, связанная с введением обязательного совпадения юридического и фактического адресов, эффективной в борьбе с фирмами-однодневками?

Гораздо больший эффект принесло бы ужесточение процедуры государственной регистрации юридических лиц, а также ужесточение санкций, применяемых к руководителям, что позволило бы бороться с множеством фирм-однодневок, помогающих в уклонении от налогов, и затруднило бы рейдерам процедуру захвата бизнеса.

Если предположить, что инициатива введения обязательного совпадения юридического и фактического адреса вступила в действие, какие трудности могли бы возникнуть у добросовестных компаний?

Трудности, несомненно, возникли бы. В случае одобрения поправок добросовестных предпринимателей ожидали бы серьезные проблемы. Помимо увеличения срока регистрации возникла бы и проблема с офисными помещениями. В Москве, в частности, разница в адресе зачастую возникает не потому, что предприниматели скрываются от кого-то, а в силу объективных причин. Не хватает офисов. Кроме того, в случае переезда в другое место необходимо было бы менять юридический адрес, а, следовательно, менять и налоговую инспекцию, что сопряжено с определенными трудностями и может занять до года.

Закономерно также в комплексе с мерами по приведению в соответствие юридических и фактических адресов компаний было бы применять санкции к арендодателям за отказ в предоставлении юридического адреса, так как часто арендодатели просто не разрешают предпринимателям регистрироваться по месту пребывания.

Одна из проблем при несовпадении адресов компании – это невозможность уведомить организацию надлежащим образом, направив по адресу письмо. Поэтому понятно предложение Федченко оставлять налоговым инспекторам адрес, по которому можно было бы связаться с компанией. И действительно достаточно оставить инспектору координаты бухгалтера или генерального директора. Проблема несовпадения адресов, таким образом, представляется надуманной.

А могут ли возникнуть проблемы у компаний, имеющих фактический адрес отличный от юридического, при решении дел в суде?

Что касается судебных разбирательств, в которых стороной по делу является компания, не находящаяся по своему юридическому адресу, то в судах уже сложилась практика уведомлять организации по юридическому адресу, либо, если сторона, указывает в подаваемых документах и другой адрес, уведомлять дополнительно и по этому адресу. Кроме того, согласно п.2 ст. 123 и п.1 ст.124 Арбитражного процессуального кодекса надлежащим уведомлением является направление судом копии судебного акта по последнему известному месту нахождения организации, даже если она не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. Аналогичную норму имеет и Гражданский процессуальный кодекс в ст. 118, 119. Таким образом, хотя затягивание рассмотрения дел и возможно, абсолютно критических ситуаций можно избежать, принеся в суд выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную в налоговой инспекции по месту нахождения юридического лица, и уведомив юридическое лицо по указанному в ней адресу.

Одной из рекомендаций, которые ФНС России формулирует для налоговых инспекций, является инициация комплекса процедур, которые направлены на ликвидацию тех фирм и компаний, которые располагаются вовсе не там, где должны согласно ЕГРЮЛ.

Породила такую рекомендацию занимательная ситуация, которая на сегодняшний день сложилась в России: основной массив разнообразных организаций по факту располагается вовсе не там, где, согласно юридическим адресам, они должны бы располагаться. Налоговые органы направляют на выявление подобных фиктивных адресных данных все больший объем внимания, что и привело к призыву ликвидировать организации и фирмы подобного типа.

Информация этой статьи рассказывает, что еще может стать проблемой для компаний, у которой по официальному «юридическому» адресу, внесенному в систему ЕГРЮЛ, они отсутствуют в принципе, и для кого имеет смысл заняться оперативным уточнением таких данных в действующем реестре. Когда новая организация, компания или фирма еще только создается, в ее заявлении о необходимости регистрации и оформляемых юридически значимых документах абсолютно обязательным условием является и точное указание ее адресного расположения. Причем проверить эти данные, вносимые впоследствии в ЕГРЮЛ, в обязательном порядке должны сотрудники налоговых организаций (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Выявление в результате такой проверки факта недостоверности адреса, заявленного организацией или компанией, приводит к закономерному отказу в регистрации для нее (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). И следует помнить, что такая «адресная» проблема способна проявиться не только у новообразующихся компаний, но и у тех, которые уже действуют.

Ситуация несовпадения фактических и юридических адресных данных фирм и организаций

Общепринято, что те адресные данные для компании или фирмы, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ, и есть те самые адресные данные, при помощи которых с этой компанией или фирмой и можно без особых хлопот связаться (подпункт «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Он обладает значимостью еще и потому, что корреспонденция из налоговой службы в обязательном порядке должна отправляться именно на этот адрес (пункт 5 ст. 31 НК РФ). А это значит, что иное, расположение подобной компании приводит к риску для нее – нужный документ может быть не получен. Этот момент твердо прописан в системе законодательства: то место, где находится организация, и то место, где она на государственном уровне зарегистрирована, в обязательном порядке должны быть абсолютно идентичны, на что указывает информация статьи 54 ГК РФ во втором пункте. Но при том точные определения таких понятий, как адрес юридический или адрес фактический — точно не раскрыты. Обычно содержание этих понятийных определений воспринимается следующим образом: — юридические адресные данные компании, фирмы или организации – это именно тот ее адрес, который зафиксирован абсолютно во всех ее документах из ее учредительного пакета, и помимо этого — зарегистрирован ЕГРЮЛ как то место, в котором эта конкретная организация, фирма или компания и имеет место быть по факту. И там же на постоянной основе обязан располагаться или какой-либо функционирующий орган исполнительного типа этой фирмы либо организации, или же такие лица либо органы, которые на правовой основе уполномочены совершать действия от имени этой конкретной фирмы или компании;
— адреса же фактического характера — это те адресные данные, по которым эта самая компания, фирма или организация непосредственно и находится. И на практике вполне допустимо его несовпадение с адресом юридическим, но только если требования к этому юридическому адресу соблюдаются – к примеру, вполне допустимо и рационально по фактическим адресным данным проводить хранение важных для деятельности документов организации, или же по нему может размещаться руководящий орган фирмы.

Полезно помнить о том факте, что любые различия в «фактических» и «юридических» адресах – источник рисков для деятельности любой фирмы, и ответственность за них возлагается только на саму фирму. Пример – ситуация риска полного неполучения абсолютно любой юридически значимой документации, отправленной на те адресные данные, которые зафиксированы в ЕГРЮЛ — со всеми многочисленными последствиями такого неполучения, либо же ситуация риска, связанная с отсутствием представителя или уполномоченного лица по координатам юридического адреса (пункт 3 ст. 54 ГК РФ).

Последствия возврата отправленной корреспонденции обратно работникам налоговых органов

Рассмотрим ту ситуацию, в которой сотрудники ИФНС многократно высылали на какие-либо юридические адресные данные фирмы, компании или организации абсолютно любые значимые почтовые отправления или важную корреспонденцию. Однако отправленные посылки неизменно возвращались, и на них красовались пометки о том, что такого адресата просто нет в этом месте. Вывод, который делает работник налоговой службы, вполне логичен – указанный такой фирмой и зарегистрированный в системе ЕГРЮЛ адрес действительным уже никак не считается. А значит, налоговая служба, основываясь на таком выводе, направляет в сообщение в тот банк, где такая компания держит свои счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088). И для такой компании появляется новая возможность риска – если не сообщить банку о том, что адрес фирмы или организации изменился, то банк считает это достаточным основанием, чтобы посредством решения суда договор по банковским счетам для этой компании был расторгнут (письмо ФНС России от 23.12.2011 № АС-4-2/22130@).

Кроме того, ФНС России сформулировала несколько рекомендуемых мер, которые инспекции могут предпринять в подобных ситуациях недостоверных адресов:
— данные о том, что адресная информация недостоверна, может быть внесена в систему ЕГРЮЛ, что станет возможным после того, как программное обеспечение будет соответствующим образом доработано;
— в адрес самого юридического лица, а также всех его учредителей, всех лиц, которые обладают правом без какой-либо доверенности свободно действовать от имени данного юридического лица, отправляется уведомление., Это уведомление оговаривает необходимость в рамках одного месяца с того момента, когда оно было получено, представить по-настоящему достоверные сведения о месте нахождения компании и ее адресе (письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088).
Когда компания получает подобные уведомления от работников налоговой службы, игнорировать их – не самый рациональный выбор. Если юридическое лицо поменяло любые параметры, которые по нему зарегистрированы в ЕГРЮЛ, то его обязанность – сообщить о таких изменениях в местную налоговую инспекцию, и срок на такое сообщение – три дня (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Следовательно, самой минимальной реакцией будет письменное информирование местной налоговой инспекции о том, какой именно адрес по-настоящему является реальными адресными данными этой компании. И логичным следующим шагом должно стать внесение во все документы учредительного пакета этой компании или организации соответствующих правок и изменений. Если любая полезная реакция отсутствует вообще, то рекомендация ФНС России проста – обращение в суд с более чем законным требованием о ликвидации подобного «бездомного молчуна» (п. 5 письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088). И это полностью будет соответствовать современному законодательству. С небольшой оговоркой – необходимо признать государственную регистрацию абсолютно недействительной, и в числе оснований для этого – грубые и неустранимые нарушения, которые были допущены при ее создании.

Если сказать иначе, то для того, чтобы инициировать такую ликвидацию организации, налоговый орган должен предоставить доказательства того, что в период создания такой организации о ее адресных данных была предоставлена информация абсолютно недостоверного характера, а значит такая регистрация никак не может считаться недействительной, в полном соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ в той его редакции, которая вступила в действие уже с 1 сентября 2014 года. Но трудность таких действий – в сложности сбора доказательной базы, ведь на момент проведения регистрационных мероприятий у этой самой организации адресные данные вполне могли соответствовать реальным. Тем не менее, сформулированные ФНС ознакомительные рекомендации существенно повышают вероятность подобной схемы действий налоговых органов.

Какие условия формируют возможность ликвидации компании?

Исковое заявление налоговых органов о необходимости законной ликвидации какой-либо компании рационально подавать только при соблюдении значимых условий, которые наглядно и детально были описаны ФНС в соответствующем Письме от 25.06.2014 № СА-4-14/12088. Этих условий всего три.
Первое условие: по зарегистрированному в ЕГРЮЛ юридическому адресу отсутствуют какие-либо представители фирмы, компании или организации, вся корреспонденция, которая направляется в ее адрес, возвращается, а значит – отсутствует связь с этой организацией или фирмой;
Второе условие: компании было направлено соответствующее уведомление, в котором была ясно сформулирована реальная необходимость предоставить о ее и юридических, и фактических адресных данных достоверную информацию. Такое уведомление было отправлено и абсолютно всему составу учредителей компании или организации, и всему составу лиц, которые обладают правом без какой-либо доверенности осуществлять действия от имени данного юридического лица;
Третье условие: простой вариант процедуры по быстрому исключению подобной фирмы или организации компании из ЕГРЮЛ на основании решения какого-либо налогового органа к этой конкретной компании не применима. Налоговые учреждения могут провести исключение компании из ЕГРЮЛ при условии, что в течение двенадцати месяцев своего существования такая компания не сдала ни единого отчета и не осуществила ни одной банковской операции и судебное решение для этого не требуется (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Несколько выводов к сведению владельцев компаний

В той ситуации, когда по предоставленному ею и официально зарегистрированному юридическому адресу данная конкретная компания отсутствует в принципе, и существует вероятность того, что работникам налоговых органов это может стать известным, то можно порекомендовать сосредоточиться на нескольких весьма полезных для ситуации выводах из статьи:
1. Если по зарегистрированным в ЕГРЮЛ адресным данным отсутствует и сама организация, фирма или компания, и какие-либо ее представители – это вовсе не будет основанием для того, чтобы такую организацию ликвидировать.
2. Такое отсутствие сотрудников или любых представителей организации, фирмы или компании по официальным юридическим адресным данным – нарушение, но из категории устранимых, о чем и свидетельствует определение ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2903/10.
3. Случаи, в которых предоставленная информация об адресных данных признается как недостоверная, существующим на настоящий момент законодательством РФ вовсе не разъясняются точно и прямо. Судебное мнение сформулировано так: если предоставление адресных данных было произведено без какого-либо намерения в дальнейшем пользоваться ими для любых типов контактов с этим конкретным юридическим лицом – то такие адресные данные и будут недостоверными (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61).
4. Неоднократное игнорирование фирмой, компанией или организаций любых просьб работников налоговой системы, чтобы она предоставила по-настоящему реальные адресные данные – повод для судебного решения о абсолютно законном проведении ликвидации.
5. Среди свидетельств недостоверности адреса компании, определяемых в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, непосредственно сами судьи отмечают использование адресных данных, по которым фиксируется массовый масштаб подобных регистраций.

Если вам нужно подобрать или изменить юридический адрес, использование которого позволит без особенных хлопот ыкчти коммерческую деятельноссть, то такую возможность гарантированно предоставят грамотные юристы компании «Закон и Налоги».

Юридический адрес не совпадает с фактическим: 7 неприятных последствий

Так уж сложилось в российском деловом мире, что существуют два понятия — «юридический» и «фактический» адреса. Юридическим адресом принято считать тот, что указан в ЕГРЮЛ и такой термин существует (посмотрите «Современный экономический словарь» Райзберга Р.А., 6-е издание, ИНФРА-М, 2011 год). Этого нельзя сказать о термине «фактический адрес», который был создан в разговорной речи для удобства, ведь офисы многих компаний находятся далеко не там, куда ФНС им отправляет корреспонденцию. Интересный факт: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускает возможность для компаний находиться не по месту их регистрации. Возникает вопрос: Какая разница, где расположена фирма? Закон ведь не нарушен. Формально да, а по факту — отсутствие вашей связи с официальным местом регистрации может повлечь за собой ряд сложностей в контактах с уполномоченными органами и вашими клиентами. Какими? Сейчас расскажем.

Последствие №1 «Важная корреспонденция не дойдет до получателя»

Адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ, воспринимается Налоговой службой, Пенсионным фондом, банками и прочими официальными организациями, как почтовый адрес, по которому кто-то обязан проверять корреспонденцию и оперативно реагировать на нее. Более того, с точки зрения той же самой ФНС, любое письмо, отправленное по этому адресу, априори считается прочитанным. Следовательно, при возникновении разногласий с уполномоченным органом по данному вопросу, правда будет не на вашей стороне. В этой ситуации мы рекомендуем при регистрации или перерегистрации фирмы указать адрес постоянного местонахождения одного из членов ООО или адрес непосредственно руководителя. Как результат, закон не нарушен и проблем с письмами и извещениями тоже быть не должно

Последствие №2 «Предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ»

Под понятием «заведомо ложные сведения» подразумевается информация или данные, которые не соответствуют действительности и об этом знает сам заявитель. В нашем случае может получиться так, что директор при регистрации или перерегистрации фирмы сообщил в уполномоченный орган совершенно некорректные данные. К ним могут относиться: а) несуществующий адрес; б) по данному адресу находится здание, непригодное для размещения офиса, производства, склада и т.д.; в) в этом месте ни при каких обстоятельствах не может располагаться фирма (к примеру, это воинская часть). Также, сотрудники Налоговой службы имеют полное направить на это место «своего человека» проверить, действительно ли там находится соответствующая фирма. В том случае, если подтвердится факт дачи ложных сведений, то руководителю организации придется в лучшем случае заплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей, а в худшем случае – по решению суда быть дисквалифицированным от руководящей работы сроком на 1 или 3 года. Данное правило действует в нескольких случаях:

  1. Если с момента регистрации фирмы «не по тому» адресу прошло не менее года;

  2. Если факт несоответствия адресов был подтвержден несколько раз. Данная проблема отсылает нас к последствию №1 и это означает, что вышеуказанные процедуры могут начаться с того момента, когда никто из ответственных лиц не будет отвечать на важную корреспонденцию.

Последствие №3 «Проблемы с обслуживающим банком»

В основе коммерческой деятельности юридических лиц в России лежит тесное сотрудничество организаций с банками. Эта важная составляющая бизнеса может доставить немало хлопот в том случае, если банк обнаружит разночтения в договоре обслуживания с вашей организацией. При заключении договора обслуживания указывается реальный или «фактический» адрес вашего нахождения. Может получиться так, что фирма, открываясь, работала по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а далее решила сменить офис, не внеся соответствующие изменения в Реестр. В этой ситуации у банка остаются старые сведения. ФНС тесно сотрудничает с финансовыми организациями и может на полном основании предоставить компрометирующую вас информацию в банк, тем самым нарушить доверие к вам со стороны последнего. На этом этапе многое зависит от политики самого финансового органа – он может потребовать перезаключить договор, что будет самым лучшим вариантом развития событий, или же может в одностороннем порядке расторгнуть с вами договор, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. В этом случае мы советуем фирмам по возможности сообщать сведения о фактическом расположении во все инстанции, контактирующие с вами. Скрывать здесь нечего, ведь закон не нарушается.

Последствие №4 «Ваши контрагенты откажутся от сотрудничества»

Это крайняя, но все же реальная проблема, которая может возникнуть. Механизм очень простой: ФНС направляет письма на несуществующий адрес и получает спустя некоторое время уведомление о возврате письма с пометкой «за истечением срока хранения». Далее Налоговая служба имеет право разместить в открытые источники информацию о том, что ваша организация не расположена по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Данный факт вредит репутации фирмы, т.к. ваши будущие, а может, и действующие клиенты не захотят иметь дело с организацией, находящейся под «подозрением» фискального органа. Разумеется, руководства двух компаний могут связывать не только деловые, но и, если хотите, дружеские отношения. Это означает, что несоответствие юридического с фактическим адресом ровным счетом для них не будет иметь никакого значения. Однако, помните, что участие в аукционах, государственных закупках потребуют от вашей формы максимальной прозрачности. Разве это не стоит того, чтобы сообщить о себе достоверные сведения?

Последствие №5 «Штраф за нарушение порядка использования ККТ»

Введенные в 2016 и 2017 годах поправки в области правил применения контрольно-кассовой техники также затрагивают обсуждаемый нами вопрос. Так, ККТ должна быть установлена по адресу ее использования (Пункт 2 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Налоговой орган может проводить соответствующие проверки на предмет соответствия ее применения. Если в результате инспекции обнаружатся нарушения, инспекторы могут выписать штраф в размере от 5000 до 10000 рублей на юридическое лицо, а также штраф от 1000 до 1500 рублей на руководителя фирмы (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Во избежание этого следует перерегистрировать ККТ на реальный адрес (более подробно об этом написано в Подпункте «б» п. 76 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.). Однако, практика показывает, что при первом нарушении компания может избежать наказания, получив только предупреждение. В любом случае, надеяться на случай в данном вопросе уж точно не стоит.

Последствие №6 «Штраф за ведение незаконной коммерческой деятельности»

Под определение «незаконной коммерческой деятельности» попадает деятельность фирмы, которая не зарегистрирована в официальных источниках. В нашем случае, это означает «раздвоение» фирмы на «головную» организацию и обособленное подразделение. С точки зрения ФНС, по юридическому адресу у фирмы расположен головной офис, а по фактическому – ОП. Данная формулировка неверна по своей сути, т.к., во-первых, Налоговая служба должна сначала доказать расположение офисов компании по двум адресам, а далее «поднять» документы о регистрации ОП, если таковые вообще существуют. На лицо прочтение закона в корыстных интересах, однако, фирма с легкостью может избежать подобного рода недоразумение, если о ее фактическом адресе будет заблаговременно известно ФНС. Иначе неизвестный адрес может являться аргументом в пользу того, что у вас существует незарегистрированное обособленное подразделение, по которому необходимо вставать на учет в ИФНС. Не стали отстаивать свои права, будьте добры заплатить штраф в размере 40000 рублей (Пункт 2 ст. 116 НК РФ).

Последствие №7 «Принудительная ликвидация фирмы»

Сразу хотим пояснить, что данная мера со стороны ФНС не является чем-то из ряда фантастики, а действительно применяется на практике. Опять-таки, все упирается в письма. Приведем пример: в компанию было отправлено множество писем с «просьбой» на них отреагировать, но обратной связи не поступило. Налоговая служба по своему усмотрению может подать иск в суд на это юридическое лицо с требованием ликвидировать организацию, которая «молчит». Самое неприятное здесь то, что суды часто удовлетворяют подобные иски, для чего рекомендуем изучить судебную практику арбитражных судов в своем регионе. До этого решения, надо заметить, ФНС рассылает корреспонденцию по известной ей адресам, обращаясь к генеральному директору или учредителям ООО с требованием ответить. Данные пример в очередной раз подчеркивает необходимость иметь контакт с проверяющими органами.

Выводы

Описав 7 последствий несоответствия юридического и фактического адресов, мы приходим к достаточно простым и очевидным выводам:

  1. Компании нельзя игнорировать обращения к ним государственных инстанций;

  2. Если адреса фирмы не совпадают, то об этом должны знать все те, с кем вы имеете дело, включая ФНС, ПФР и банк;

  3. Договор банковского обслуживания должен содержать правдивую информацию о вашем юридическом лице;

  4. Любое изменение в адресе фактического нахождения фирмы не должно оставаться в тайне;

  5. Как юридический, так и фактический адреса должны быть реальными.

Желаем вам успехов, и помните: несоответствие двух адресов не является нарушением закона. Закон будет нарушен тогда, когда вы об этом не сообщите «нужным» органам, что не должно вызвать непреодолимые сложности на практике.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *