80 НК РФ

Статья 80. Налоговая декларация, расчеты

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечёт применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок её заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

  • налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налогоплательщики, в соответствии со статьёй 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату её получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днём её представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днём её представления считается дата её отправки.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

  • 1) вида документа: первичный (корректирующий);
  • 2) наименования налогового органа;
  • 3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
  • 4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
  • 5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
  • 6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. — Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьёй, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Представление в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год

В. В. Никитин, редактор журнала «Акты и комментарии для бухгалтера»

Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2008

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ «упрощенцы», как и другие налогоплательщики, обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе или в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к этой отчетности. Большинство налогоплательщиков вправе самостоятельно решать, представлять налоговые декларации (расчеты) на бумажном носителе или в электронной форме. Не имеют права выбора налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превысила 100 человек – они обязаны представлять эту отчетность только в электронном виде. Тот же п. 3 ст. 80 НК РФ обязывает всех налогоплательщиков представлять данные сведения о среднесписочной численности работников в налоговые органы по окончании года.

Отметим, что у «упрощенцев» среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не может превышать 100 человек, иначе не будет соблюден критерий, позволяющий применять УСНО, – средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Уточним, что среднесписочная численность работников включается в состав списочной численности работников.

Несмотря на то, что «упрощенец» по определению соблюдает критерий по среднесписочной численности работников и вправе представлять налоговые декларации (расчеты) как на бумажном носителе, так и в электронной форме, п. 3 ст. 80 НК РФ не освобождает его от обязанности не позднее 20.01.2009 представить в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за 2008 год (в случае создания (реорганизации) организации в течение календарного года сведения подаются не позднее 20‑го числа месяца, следующего за месяцем ее создания (реорганизации)).

Все ли лица, применяющие УСНО, обязаны представлять сведения о среднесписочной численности?

В пункте 3 ст. 80 НК РФ говорится о том, что данные сведения представляют налогоплательщики. Под ними Налоговый кодекс понимает организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Организации прямо поименованы в п. 3 ст. 80 НК РФ. При этом в Письме Минфина РФ от 27.03.2008 № 03‑02‑07/1-131 уточнено, что обязанность представлять сведения в налоговый орган исполняется соответствующей организацией-налогоплательщиком независимо от ее организационно-правовой формы.

Некоторые организации и индивидуальные предприниматели не имеют наемных работников, соответственно, у них возникает вопрос – обязаны ли они подавать данные сведения? В Письме Минфина РФ от 15.07.2008 № 03‑02‑07/1-285 разъяснено, что п. 3 ст. 80 НК РФ и Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ не предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников, от представления в налоговый орган в установленный срок сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

Особняком стоят индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО на основе патента:

– они должны соблюдать ограничение – не привлекать к предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера (п. 2 ст. 346.25 НК РФ). С 01.01.2009 данное ограничение не действует (Федеральный закон от 22.07.2008 № 155‑ФЗ);

– они не представляют в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (п. 11 ст. 346.25 НК РФ).

На первый взгляд может показаться, что данные лица могут не представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников. Но это не так. В Письме Минфина РФ от 21.07.2008 № 03‑02‑08-13 уточнено, что все налогоплательщики – индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган в установленный срок данные сведения.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели – «упрощенцы» независимо от того, есть у них работники или нет, применяют они УСНО по общему правилу или на основе патента (индивидуальные предприниматели), обязаны представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий год.

Порядок и форма представления сведений о среднесписочной численности работников

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя). Сведения могут быть представлены на бумажном носителе или в электронном виде. В последнем случае нужно учитывать Формат представления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, в электронном виде (на основе XML) (версия 4.01) часть LXXXII .

Форма сведений утверждена Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, а рекомендации по ее заполнению приведены в Письме ФНС РФ от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@ . В форме указываются:

– ИНН и КПП налогоплательщика, а также полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

– наименование налогового органа, в который представляются сведения, и его код;

– среднесписочная численность работников, а также дата, по состоянию на которую рассчитан данный показатель. Если сведения представлены за предшествующий календарный год, то указывается дата 1 января текущего года, если организация была создана (реорганизована) в текущем году, то указывается 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Достоверность и полноту представленных сведений подтверждает руководитель организации (индивидуальный предприниматель) либо представитель налогоплательщика. Если подпись ставит руководитель организации, то указывается его фамилия, имя и отчество, подпись заверяется печатью организации, ставится дата подписания. Если сведения подает индивидуальный предприниматель, то он ставит свою подпись и дату подписания.

Если достоверность и полнота показателей, указанных в сведениях, подтверждается организацией – представителем налогоплательщика, ставится подпись руководителя уполномоченной организации, которая заверяется печатью организации, и дата подписания. Если достоверность и полнота показателей, указанных в сведениях, подтверждается физическим лицом – представителем налогоплательщика, ставится подпись физического лица и дата подписания. Также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя, и прилагается копия этого документа.

Порядок определения среднесписочной численности

При заполнении сведений о среднесписочной численности работников перед налогоплательщиком встает вопрос о порядке определения этого показателя, так как ст. 80 НК РФ его не приводит. В Письме Минфина РФ от 21.07.2008 № 03‑02‑07/1-297 разъяснено, что определение среднесписочной численности работников осуществляется в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее – Порядок), утвержденным Постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69.

Среднесписочная численность работников за предшествующий год определяется на 1 января текущего года путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12.

Пример 1.

На основании данных о среднесписочной численности работников организации за каждый месяц 2008 г. рассчитаем среднесписочную численность на 1 января 2009 г.

Месяц

Среднесписочная численность

Месяц

Среднесписочная численность

Январь

Июль

Февраль

Август

Март

Сентябрь

Апрель

Октябрь

Май

Ноябрь

Июнь

Декабрь

Среднесписочная численность работников за 2008 год – 71 человек (852 чел. / 12 мес.).

Среднесписочная численность работников определяется на основании данных о списочной численности. Согласно п. 87, 88 Порядка среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1‑е по 30‑е или 31‑е число (для февраля – по 28‑е или 29‑е число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням.

Сложность расчета среднесписочной численности работников за месяц связана с правильностью определения количества лиц, учитываемых в среднесписочной численности.

Пример 2.

В таблице приведена списочная численность работников организации за октябрь 2008 г. Также имеются следующие данные:

– с 1 по 3 октября работали три внешних совместителя;

– с 1 по 31 октября двое человек работали по договорам гражданско-правового характера;

– с 20 по 31 октября один сотрудник не являлся на работу в связи с болезнью (в соответствии с данными листка нетрудоспособности);

– с 1 по 7 октября два сотрудника находились в служебной командировке с сохранением заработной платы;

– с 1 по 31 октября одна работница находилась в отпуске по беременности и родам;

– с 15 по 31 октября одна сотрудница находилась в дополнительном отпуске по уходу за ребенком;

– с 6 по 17 октября два сотрудника находились в неоплачиваемом дополнительном отпуске в связи с обучением в образовательном учреждении.

Рассчитаем среднесписочную численность работников организации за октябрь 2008 года.

Числа месяца

Списочная численность работников

Не подлежат включению в состав среднесписочной численности

Подлежат включению в состав среднесписочной численности

4 (суббота)

5 (воскресенье)

11 (суббота)

12 (воскресенье)

18 (суббота)

19 (воскресенье)

25 (суббота)

26 (воскресенье)

Итого за месяц

Не учитываются в составе списочной численности (п. 86 и 89 Порядка):

– внешние совместители (3 чел.);

– лица, работающие по договорам гражданско-правового характера (2 чел.).

Учитываются в составе среднесписочной численности сотрудники (п. 88 Порядка):

– находившиеся в служебной командировке с сохранением заработной платы (2 чел.);

– в течении периода болезни (1 чел.).

Учитываются в составе списочной численности, но не включаются в состав среднесписочной численности следующие лица (п. 90.1 Порядка):

– работница, находящаяся в отпуске по беременности и родам (1 чел.);

– сотрудница, находящаяся в дополнительном отпуске по уходу за ребенком (1 чел.);

– работники, находящиеся в неоплачиваемом дополнительном отпуске в связи с обучением в образовательном учреждении (2 чел.).

Таким образом, среднесписочная численность за октябрь 2008 года составила 70 человек (2 170 чел. / 31 дн.).

Ответственность за непредставление сведений о среднесписочной численности в установленные сроки

За непредставление в установленный Налоговым кодексом срок сведений о среднесписочной численности работников налогоплательщик, а также его должностные лица могут быть привлечены к налоговой и административной ответственности:

– пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает налоговую ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;

– статья 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде – наложение административного штрафа на должностных лиц (к ним КоАП РФ приравнивает индивидуальных предпринимателей) от 300 до 500 руб.

Утвержден Приказом ФНС РФ от 10.07.2007 № ММ-3-13/421@.

Комментарий к статье 80 НК РФ

Статья 80 НК РФ — одна из самых популярных статей кодекса. Почему она так востребована налогоплательщиками и какие важные вопросы регламентирует, расскажем в нашей статье.

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

Налоговые расчеты: виды и определения

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Итоги

П. 1 ст. 80 НК РФ: раскрываем термины

В статье 80 НК РФ (п. 1) дается определение основных отчетных налоговых документов:

  • налоговой декларации, формировать которую обязаны все налогоплательщики и налоговые агенты;
  • расчета, формируемого в отношении сборов, авансов по налогам и страховых взносов.

Этим объясняется востребованность данной статьи и стремление отчитывающихся лиц вникнуть в нюансы ее содержания.

И налоговая декларация, и расчет — это заявление налогоплательщика, составленное:

  • в письменном виде;
  • форме электронного документа с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС.

Такое заявление позволяет налоговикам:

  • собрать данные о величине исчисленных налогов, сборов, взносов;
  • проконтролировать (без выезда к налогоплательщику, камерально) правильность их исчисления, располагая представленной в расчете информацией о налоговой базе, примененных льготах и иных данных.

Все заявления можно разделить на 2 группы:

  • индивидуальные (представляются отдельно по каждому налогу);
  • объединенные (в одном документе сконцентрированы данные по нескольким налогам).

Примерами индивидуальных заявлений являются декларации по налогу на прибыль, НДС, ЕНВД, УСН. К числу объединенных относятся расчет по страховым взносам, единая упрощенная налоговая декларация.

П. 2 ст. 80 НК РФ: послабления в отчетности

В данном пункте рассмотрены случаи, когда налоговикам можно не отправлять отчетность по отдельным налогам, если:

  • налог не уплачивается в связи с применением спецрежима;
  • подана единая (упрощенная) декларация.

Единая (упрощенная) декларация оформляется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ее формируют только по тем налогам, по которым отсутствуют объекты налогообложения;
  • в отчетном периоде отсутствует движение денег (в кассе и по расчетным счетам в банках).

Разобраться в нюансах составления единой упрощенной декларации поможет статья «Единая упрощенная налоговая декларация — образец 2017 года».

Налоговые расчеты: виды и определения

В п. 1 ст. 80 НК РФ также раскрывается сущность понятия «налоговый расчет», имеющего сходства и различия с налоговой декларацией.

Предусмотрено 4 вида налоговых расчетов:

  • расчет авансового платежа (РАП);
  • расчет сбора (РС);
  • расчет налогового агента (РНА);
  • расчет по страховым взносам (РСВ).

РАП оформляется по определенным налогам, если это предусмотрено налоговым законодательством. Он аналогичен налоговой декларации с одной разницей: авансовые расчеты заполняются и передаются налоговикам по отчетным периодам, а декларации — по итогам налогового периода.

Значение термина РС, по существу, аналогично определению налоговой декларации, только налог заменен на сбор.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Под налоговым сбором понимается взимаемый с юрлиц, ИП и физлиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения органами управления юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов (выдачи разрешений, лицензий и др.).

Например, к числу таких сборов относятся сборы за пользование:

  • объектами животного мира;
  • объектами водных биологических ресурсов;
  • иные налоговые сборы.

О том, нужно ли оформлять РС по торговому сбору, расскажет статья «Отчетность при торговом сборе (нюансы)».

Специфика РНА состоит в том, что их заполняют и передают налоговикам только налоговые агенты и только в порядке, установленном ч. 2 НК РФ. Самым распространенным РНА является отчет по НДФЛ.

РСВ – расчет, введенный в НК РФ с 2017 года в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов.

Ст. 80 НК РФ: новая редакция с 2017 года

Новую редакцию ст. 80 НК РФ 2017 года обрела в связи с включением в нее положений об РСВ (закон «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ).

В результате этого обновления большая часть положений статьи просто дополнена определениями «страховые взносы» и «плательщики страховых взносов», т. е. положения ст. 80 НК РФ автоматически распространены на расчет по страховым взносам и их плательщиков.

Самым объемным нововведением в статье оказалось определение, данное самому расчету по страховым взносам, которое в основных своих положениях повторяет определения, приводящиеся для налоговой декларации и других расчетов.

П. 3 ст. 80 НК РФ: как среднесписочная численность влияет на способ доставки отчетности налоговикам

По общему правилу п. 1 ст. 80 НК РФ налогоплательщик может выбирать, отчитываться в инспекцию на бумаге или в электронной форме.

Однако воспользоваться таким выбором вправе не все. Установленный в п. 3 ст. 80 НК РФ среднесписочный критерий резко сокращает круг лиц, которым позволено заполнять бумажные декларации.

Пороговое значение среднесписочной численности — 100 человек за предшествующий календарный год или иное количество работников в соответствии с требованиями ч. 2 НК РФ. К примеру, для отчета 6-НДФЛ такой порог — до 25 человек.

Превышение указанного порога означает одно: налоговая отчетность может попасть к налоговикам только одним путем — по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в электронной форме.

Проверьте свои расчеты среднесписочной численности, воспользовавшись подсказками из нашей статьи «Как рассчитать среднесписочную численность работников?».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вместо электронной декларации (когда ее применение обязательно) налоговики получат бумажный вариант, на отчитывающееся лицо могут наложить штраф в размере 200 руб. по ст. 119.1 НК РФ.

Проверить соблюдение численного критерия налоговикам очень просто: данной информацией они обладают благодаря ежегодно получаемым от налогоплательщиков сведениям.

Подробнее о процедуре представления сведений о численности читайте в материале «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Какие требования к налоговой отчетности предусмотрены пп. 4–12 ст. 80 НК РФ

Ст. 80 НК РФ полностью посвящена вопросам оформления и представления налоговой отчетности. Помимо уже рассмотренных нами, в данной статье уделено внимание следующим вопросам:

  • возможности представления отчетов различными способами: лично или через представителя, по почте, посредством ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • отсутствию у налоговиков права не предоставить налогоплательщику подтверждение факта сдачи им отчетности в виде отметки на копии бумажного варианта или уведомления, если НД сдана в электронной форме (п. 4 ст. 80 НК РФ);
  • требованию об обязательном указании в декларации ИНН, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 5 ст. 80 НК РФ);
  • условию о соблюдении установленных НК РФ сроков подачи отчетов (п. 6 ст. 80 НК РФ);
  • запрету на истребование у налогоплательщика сведений, не входящих в указанный в п. 7 ст. 80 НК РФ список (вида отчетности, кода налогового органа и др.);
  • ссылке на гл. 26.4 НК РФ для деклараций, оформляемых при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 9 ст. 80 НК РФ), и на гл. 25 НК РФ при подаче отчетности консолидированной группой (п. 11 ст. 80 НК РФ);
  • нюансам упрощенного декларирования доходов (п. 10 ст. 80 НК РФ).

> Итоги

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *